ОБЗОР СМИ
Банк России уточняет требования к надежности источников капитала кредитных организаций
Банк России выпустил Положение, регламентирующее порядок расчета капитала кредитными организациями (новая редакция Положения № 395-П). Документ зарегистрирован Минюстом России и вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
Теперь кредитная организация должна получать от Банка России подтверждение надлежащего качества вклада в имущество кредитной организации, безвозмездного финансирования и субординированных инструментов для их включения в расчет капитала. При этом учет в капитале вклада в имущество кредитной организации, безвозмездного финансирования в форме недвижимости, а также прироста стоимости основных средств будет возможен только после государственной регистрации перехода прав на это имущество к кредитной организации. Ряд источников (в том числе доходов по договорам с отсрочкой платежа) можно будет включать в капитал только в части, оплаченной контрагентом.
Одновременно для защиты граждан от высокорисковых вложений в субординированные облигации банков предусмотрен запрет на учет в капитале банков средств, привлеченных от размещения субординированных облигаций в пользу физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами (этот запрет распространяется на вновь выпущенные субординированные облигации).
Также расширен перечень оснований для отказа в согласовании досрочного расторжения договоров субординированных инструментов. Кроме того, уточнено событие, с которым связана конвертация привилегированных акций, а также списание/конвертация субординированных инструментов на обыкновенные акции банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций.
Проект положения «О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе», разработанный Банком России, устанавливает требования к политике кредитной организации в сфере информационных технологий и к управлению операционным риском, риском информационной безопасности (включая киберриск) и риском информационных систем, а также определяет подходы к дополнительным требованиям к капиталу в рамках внутренних процедур оценки достаточности капитала, необходимого на покрытие потерь от реализации операционного риска, в том числе киберриска.
Документ содержит требования к ведению базы данных о событиях операционного риска, включая риск информационной безопасности, для внедрения в перспективе нового стандартизированного подхода к оценке операционного риска для расчета норматива достаточности капитала (Базель III).
Кроме того, проект положения определяет порядок проведения Банком России оценки качества системы управления операционным риском в кредитных организациях, а также полноты и качества базы данных о событиях операционного риска, в том числе риска информационной безопасности в кредитных организациях.
Предполагается, что проведение Банком России оценки качества системы управления операционным риском будет осуществляться с 2020 года. К этому времени кредитные организации должны будут привести свои системы управления операционным риском, включая базы данных о событиях операционного риска, в соответствие новым требованиям.
Росфинмониторинг проконтролирует операции по картам иностранных банков
В России хотят ввести контроль за операциями по снятию наличных с карт иностранных банков. На данный момент соответствующие поправки вносятся в антиотмывочный закон (115-ФЗ).
Данный процесс потребует от банков дополнительной работы, начиная от информирования клиентов, заканчивая весьма трудоемким процессом сбора данных, и предлагают на старте упростить процесс.
Вчера комитет по финансовому рынку Госдумы одобрил к принятию в первом чтении законопроект, по которому операции по получению наличных денежных средств в России с банковских карт, выпущенных иностранными банками, будут подлежать обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга. Сейчас к таким относятся операции с наличными на сумму от 600 тыс. руб., вклады в пользу третьих лиц с внесением сумм наличными, выплаты по выигрышам в лотереях, сделки с недвижимостью на сумму от 3 млн руб. и т. д.
Данные о снятии наличных с карт иностранных банков будут собирать те, в чьих банкоматах происходит снятие, и передавать их в Росфинмониторинг. Перечень стран, банковские карты которых попадут под особый контроль, будет закрытым. Информация о подозрительных странах будет доводиться до банков через их личные кабинеты в порядке, определенном Росфинмониторингом по согласованию с ЦБ.
У Минкомсвязи и Минэкономики появились разногласия по поводу «Цифровой экономики»
Заместитель главы Минэкономики Савва Шипов направил в Минкомсвязь и аппарат правительства замечания и предложения к национальному проекту «Цифровая экономика РФ», пишет «Коммерсант» со ссылкой на письмо. Из него следует, что Минэкономики хочет курировать утверждение стратегий цифровой трансформации госкорпораций и госкомпаний, а также назначение топ-менеджеров, которые будут их реализовывать.
При этом министерство указывает, что не смогло ознакомиться с методикой расчета «ни одного из показателей нацпроекта, что препятствует проведению полного анализа».
Паспорт проекта «Цифровая экономика» 17 сентября был рассмотрен президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Согласно внесенной в правительство версии «Цифровой экономики», до конца 2021 года госкорпорации и госкомпании должны утвердить не менее 30 стратегий цифровой трансформации и реализовать по ним проекты не менее чем на 30 млрд рублей. За реализацию должны отвечать не менее 20 топ-менеджеров. Головным исполнителем этих мероприятий указан новый заместитель главы Минкомсвязи Евгений Кисляков, но этот вопрос «необходимо дополнительно проработать», пишет Минэкономики.
Министерство также напоминает, что уже запустило пилотный проект по внедрению в 2018 году в управлении компаниями с госучастием института CDO (Chief Digital Officer, директор по цифровой трансформации), инициировав разработку в них стратегий цифровой трансформации. В пилотном проекте согласились участвовать 14 организаций: концерн «Алмаз-Антей», «АЛРОСА», «Аэрофлот», «Газпромнефть», «Зарубежнефть», КамАЗ, Объединенная авиастроительная корпорация, «Океанприбор», Почта России, РЖД, «Росатом», «Ростелеком», «Швабе», «Энергомаш», уточняет министерство.
Минэкономики рассчитывает повлиять и на реализацию инициатив программы «Цифровое госуправление». Министерство предложило указать Савву Шипова в качестве соисполнителя по обеспечению компаний и граждан государственными и муниципальными услугами онлайн. Сейчас этот вопрос курирует новый заместитель главы Минкомсвязи Максим Паршин, ранее возглавлявший департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономики.
Медведев утвердил бюджет национальной программы «Цифровая экономика»
Премьер-министр Дмитрий Медведев 17 сентября на заседании президиума по стратегическому развитию и национальным проектам рассмотрел проект паспорта нацпрограммы «Цифровая экономика». Расходы на нее в 2019–2024 годах составят 2,16 трлн руб., сообщил глава Минкомсвязи Константин Носков по итогам совещания.
«Сейчас мы закладываем около 2 трлн руб. 1,08 трлн — это дополнительные бюджетные средства, мы рассчитываем как минимум на такую же сумму по внебюджетным источникам», — сказал Носков.
В нацпрограмму войдут федеральные проекты «Нормативное регулирование», «Информационная инфраструктура», «Кадры и образование», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии» и «Цифровое госуправление».
История «Цифровой экономики»
Программа «Цифровая экономика» была утверждена правительством летом 2017 года. В конце 2017 — начале 2018 года были утверждены планы мероприятий программы по пяти направлениям. Общий бюджет программы на тот момент составил более 500 млрд руб. до 2020 года. Самым дорогим было направление «Информационная инфраструктура» — на него планировали потратить 436,6 млрд руб., 100 млрд руб. из которых предполагалось привлечь из госбюджета.
Правительство, Агентство стратегических инициатив, «Ростелеком», «Ростех», Сбербанк, МТС, «МегаФон», «ВымпелКом», «Яндекс» и др. стали учредителями АНО «Цифровая экономика», координирующей деятельность рабочих групп и центров компетенций по направлениям программы.
Согласно майскому указу президента Владимира Путина, программа «Цифровая экономика» была трансформирована в национальную программу, а ее направления стали федеральными проектами. Вместе с рядом других нацпрограмм «Цифровая экономика» должна быть представлена правительством в Совет при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам до 1 октября.
Сколько стоит цифра
В предварительном июньском варианте бюджета национальной программы затраты на цифровую экономику, включая бюджетные и внебюджетные средства, оценивали в 3,5 трлн руб.
В августе в материалах к совещанию у замминистра финансов Андрея Иванова было указано, что сумма, выделенная из бюджета на 2019–2024 годы, может составить 1,2 трлн руб., сообщала газета «Ведомости». В 2018 году планировалось потратить 8,4 млрд руб., большая часть из них — 7,3 млрд руб. — уже была предусмотрена в бюджете.
Согласно внесенному в сентябре в правительство проекту паспорта, государство должно было потратить на цифровую экономику 1,3 трлн руб. до 2024 года, сообщал «Коммерсантъ». Еще 1,5 трлн руб. планировалось получить из внебюджетных источников.
Власти рассчитывают на активное участие регионов в финансировании проектов цифровой экономики, об этом Максим Акимов рассказал после заседания наблюдательного совета АНО «Цифровая экономика» 4 сентября. Кроме того, он рассказал, что для регионов до конца года будут разработаны KPI по инвестициям в цифровую экономику. По словам Акимова, из федерального бюджета будет потрачено примерно 1 трлн руб. Остальное — деньги регионов и бизнеса.
Роскомнадзор в декабре направит Twitter и Facebook письма о хранении данных россиян
Глава Роскомнадзора Александр Жаров намерен направить в компании Twitter и Facebook письма с вопросом об исполнении требования законодательства РФ по хранению данных россиян в середине декабря. Об этом он рассказал журналистам в кулуарах форума «Спектр-2018».
«Насколько я знаю, они [Twitter] эту работу ведут (по локализации хранения персональных данных россиян на территории России. — Прим. ред.). Намерен до 15 декабря, до конца года отправить им соответствующее письмо, чтобы они это подтвердили», — сказал он.
Жаров напомнил, что получил письмо от вице-президента Twitter, в котором сообщалось о планах компании начать хранить персональные данные россиян на территории РФ в 2018 году. «Они [Twitter] написали письмо, где было сказано, что во второй половине 2018 года компания Twitter локализует базы данных российских граждан на территории РФ. Истечет второе полугодие — я поставил себе срок 15 декабря, — и напишу письмо с вопросом, где хранятся эти данные. Они мне что-то ответят», — пояснил Жаров.
«По сути дела, это начало проверки. То же самое сделаю по отношению к Facebook», — добавил он.
Глава Роскомнадзора отметил, что ведомство не проверяет «инструментарно», как исполняют законодательство иностранные компании. Специалисты Роскомнадзора, по его словам, направляют запрос владельцу сервисных мощностей о наличии договора с иностранной компанией. «Дальше уже не наша работа начинается — дальше опять же те, кто занимается оперативно-разыскной деятельностью, если они считают, что персональные данные утекают, не локализованы и так далее…» — пояснил он.
Текущая версия законопроекта, предусматривающая создание Единой информационной системы проверки сведений об абоненте, необоснованна «как с точки зрения затрат на его реализацию, так и с точки зрения выполнения поставленной задачи», говорится в документе, направленном в понедельник вице-премьеру Максиму Акимову по итогам заключения рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве РФ, пишет «Коммерсант».
Законопроект был внесён в Госдуму в июле. Предполагается, что Единой информационной системой проверки сведений об абоненте смогут пользоваться ЦБ, банки и другие финансовые организации, участие в ней сотовых операторов станет обязательным, а согласие абонента на передачу информации не потребуется. База будет содержать информацию о физических, юридических лицах и ИП, владеющих сотовыми номерами, ее оператора назначит правительство по согласованию с ЦБ.
Авторы законопроекта указывают, что инициатива направлена на недопущение требований кредитора вернуть просроченную задолженность от лиц, не имеющих никакого отношения к долгам предыдущего владельца SIM-карты.
По мнению экспертов при правительстве, положения законопроекта нарушают закон «О персональных данных», который в том числе не допускает обработку таких данных, несовместимую с целями оказания услуг связи. На это же, по сообщению «Интерфакса», ранее указывала в отзыве на законопроект и Минкомсвязь, также отмечая, что должным образом не учитывается и проблема информационной безопасности, не проработаны вопросы защиты от несанкционированного доступа, а круг получателей сведений об абонентах — «довольно широкий», пишет издание.
По заключению рабочей группы, нововведения не снимут правовую неопределенность, связанную с тем, что на территории России находятся и иностранные субъекты финансового рынка, отмечается в заключении рабочей группы. Также в поправках не описаны механизм определения стоимости взаимодействия с системой и источники финансирования ее создания, масштабирования и эксплуатации.
Банки внедрят идентификацию клиентов с помощью биометрии в мобильных приложениях
Банки разрабатывают процесс удаленной идентификации клиентов в мобильных приложениях. Несколько кредитных организаций внедрят такую возможность уже до конца 2018 г.
Ряд банков заявили об интеграции своих мобильных приложений с мобильным приложением «Ростелекома», созданного специально для удаленной идентификации пользователей. Разработка «Ростелекома», который является оператором Единой биометрической системы, должна помочь клиенту пройти процедуру удаленной идентификации в банке, чтобы затем получить необходимые финансовые услуги. Решение не предназначено для взаимодействия с веб-сайтами банков, а работает только с мобильными приложениями кредитных организаций.
В «Ростелекоме» и АК Барс Банке порталу PLUSworld.ru подробно объяснили процесс работы идентификации через приложение. Он начинается с выбора услуги в мобильном приложении банка, далее мобильное приложение финансовой организации запрашивает согласие клиента на верификацию с помощью биометрии. После получения согласия оно вызывает мобильное приложение «Ростелекома», которое осуществляет удаленную идентификацию пользователя путем сравнивания полученных биометрических данных с образцами, хранящимися в ЕБС. Результат сверки возвращается в банк, который принимает окончательное решение – дать ли клиенту возможность совершить операцию или нет.
В настоящее время приложение проходит тестирование. Ряд кредитных организаций уже заявили о готовности интегрировать свои мобильные сервисы с разработкой «Ростелекома».
Банки также могут самостоятельно разработать аналогичное решение и идентифицировать граждан в своем банковском приложении. Однако, как пояснила член правления, директор по развитию электронного бизнеса Почта Банка Анастасия Масленникова, использование решения «Ростелекома» избавит банки от серьезных доработок своих мобильных приложений.
«Мобильное приложение «Ростелекома» не является самостоятельным, а будет интегрировано с банковскими приложениями. Таким образом, все банки могут использовать стандартные функции данного приложения для идентификации клиентов в ЕБС, не прибегая к серьезным доработкам своего приложения. Это позволит централизовано обеспечить высокий уровень безопасности и стандартизации процесса», — рассказала А. Масленникова.
Идентификация в мобильном приложении Почта Банка станет доступной уже осенью 2018 г.
Заместитель председателя правления Совкомбанка Алексей Панферов добавил, что «Ростелеком» не поставляет ДБО для банка под ключ, в рамках которого клиент может пройти удаленную идентификацию. Оператор ЕБС дает один из компонентов, который встраивается в систему ДБО и обеспечивает доступ к Единой биометрической системе.
Разработку «Ростелекома» в свои мобильные приложения также внедрят АК Барс Банк и Альфа-Банк. Возможность удаленной идентификации клиента будет доступна в мобильном банке АК Барс Банка к концу 2018 г., Альфа-Банк запустит идентификацию через мобильный телефон в начале 2019 г.
«Возможность удаленной идентификации клиентов сейчас в разработке. Первоначально Альфа-Банк запустит дистанционное привлечение новых клиентов через персональные компьютеры», — добавила главный операционный директор Альфа-Банка Мария Шевченко.
В свою очередь АК Барс Банк предоставит клиентам идентификацию через интернет-банк только после запуска такой возможности в мобильном приложении.
В ВТБ порталу PLUSworld.ru сообщили, что вопрос удаленной идентификации клиентов находится в стадии разработки.
В настоящее время удаленную идентификацию посредством ЕБС уже можно пройти в интернет-банке Почта Банка и Банка Хоум Кредит. При этом Хоум Кредит первым на российском рынке выдал кредит, полностью дистанционно идентифицировав клиента. Это произошло спустя две недели после запуска ЕБС, которая работает с 1 июля текущего года.
«Онлайн-идентификация первого клиента заняла меньше минуты. Клиент сначала зашел на сайт магазина. Оттуда для оформления кредитной заявки перешел на сайт банка. С нашего сайта для идентификации — на сайт ЕСИА, после успешной идентификации вернулся на сайт банка, а потом – на сайт магазина. После этого он смог дистанционно подписать договор на получение POS-кредита и приобрести пылесос в интернет-магазине партнера Банка Хоум Кредит. Уже в следующем году мы планируем предоставлять весь спектр банковских услуг», — рассказали PLUSworld.ru в Хоум Кредит.
Банкам не одалживают абонентов
Идея единой базы данных не нашла поддержки у сотовых операторов
Участники рынка связи просят доработать законопроект о создании в России единой системы сведений об абонентах для банков и других финансовых организаций. Такая система потребует расходов со стороны государства, банков и операторов связи, которых обяжут подключаться к ней, указывает в отрицательном заключении рабочая группа «Связь и IT» экспертного совета при правительстве РФ. Эти расходы могут быть включены в тарифы на обслуживание клиентов, не исключают участники рынка.
Законопроект о единой системе проверки сведений об абонентах требует комплексной доработки с участием банков и операторов, следует из заключения рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве РФ (есть у “Ъ”). Текущая версия документа необоснованна «как с точки зрения затрат на его реализацию, так и с точки зрения выполнения поставленной задачи», говорится в документе, направленном вчера вице-премьеру Максиму Акимову.
Речь идет о поправках к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», внесенных в Госдуму 20 июля группой депутатов во главе с руководителем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым, а также сенатором Николаем Журавлевым. Проект предусматривает создание единой информационной системы проверки сведений об абонентах сотовой связи. Предполагается, что ею смогут пользоваться ЦБ, банки и другие финансовые организации, участие в ней сотовых операторов станет обязательным, а согласие абонента на передачу информации не потребуется. База будет содержать информацию о физических, юридических лицах и ИП, владеющих сотовыми номерами, ее оператора назначит правительство по согласованию с ЦБ.
«Кредиторы делают запрос и мгновенно получают корректную информацию, у них отпадает необходимость третировать этого человека» — Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, в июле 2018 года
По мнению экспертов при правительстве, положения законопроекта нарушают закон «О персональных данных», который в том числе не допускает обработку таких данных, несовместимую с целями оказания услуг связи. На это же, по сообщению «Интерфакса», ранее указывала в отзыве на законопроект и Минкомсвязь, также отмечая, что должным образом не учитывается и проблема информационной безопасности, не проработаны вопросы защиты от несанкционированного доступа, а круг получателей сведений об абонентах — «довольно широкий».
Кроме того, нововведения не снимут правовую неопределенность, связанную с тем, что на территории России находятся и иностранные субъекты финансового рынка, отмечается в заключении рабочей группы. Также в поправках не описаны механизм определения стоимости взаимодействия с системой и источники финансирования ее создания, масштабирования и эксплуатации, обращают внимание эксперты. Кроме того, законопроект ужесточает порядок взаимодействия с физическими лицами при возврате просроченной задолженности, обязывая банки подтверждать сведения об абоненте через систему. «Фактически на банки и иные финансовые организации накладывается дополнительная обязанность, которая потребует от них финансовых затрат. Введение дополнительной обязанности избыточно и должно оставаться на усмотрение соответствующих организаций»,— говорится в отзыве.
Требование проверять данные абонента при упрощенной идентификации считают «излишней нагрузкой на рынок» и в «Яндекс.Деньгах». Кроме того, банкам придется платить за доступ к базе и СМС-информирование — эти расходы могут лечь на клиентов, для которых могут повыситься тарифы за обслуживание, добавляет собеседник “Ъ” на финансовом рынке.
Опрошенные “Ъ” операторы связи согласны с аргументами рабочей группы. Создание такой системы, введение обязательства операторов предоставлять через нее данные, а также государственное регулирование тарифов на обмен информацией «приведут в первую очередь к монополизации рынка», полагают в «МегаФоне». «Неясны источники финансирования создания такой базы, повысится угроза информационной безопасности граждан,— перечисляет представитель оператора.— Банки не смогут обслуживать клиентов, если оператор связи не подтвердит данные,— например, информировать о задолженности или совершать операции с упрощенной идентификацией».
В МТС поддерживают основные тезисы экспертов, отмечая, что ряд положений законопроекта уже заложены в программу «Цифровая экономика». «Это касается, например, оборота персональных данных, удаленной идентификации и доступа к государственным информационным системам»,— уточняет собеседник “Ъ”, знакомый с ходом обсуждения поправок. В Tele2 считают, что «законопроект избыточен и предлагает излишнее регламентирование». В «Вымпелкоме» настаивают на всестороннем обсуждении и проработке инициативы со всеми заинтересованными сторонами от операторского и банковского сообщества.
Криптовалюты ушли из законопроекта о майнинге
Новая версия документа описывает привлечение инвестиций путем выпуска токенов
Законопроект «О цифровых финансовых активах» не будет регулировать сделки с криптовалютами. Это следует из проекта документа, подготовленного ко второму чтению в Госдуме (есть у «Известий»). Теперь майнинг рассматривается как инструмент для привлечения капитала: токены будут удостоверять права на участие в компании или на имущество. Выпускать их смогут юрлица и граждане — индивидуальные предприниматели. Мнения участников рынка по поводу новой редакции документа разделились. Одни считают законопроект более рыночным, других беспокоит отсутствие перспектив для легализации криптовалют в России.
Новая версия законопроекта «О цифровых финансовых активах» (ЦФА) не содержит понятия «криптовалюта», а майнинг определяется только как выпуск токенов для привлечения инвестиций в капитал. В предыдущей версии документа майнинг означал добычу криптовалют, а сами криптовалюты — один из видов цифрового актива.
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Криптовалюта — разновидность цифровых денег, созданная с помощью методов криптографии. Ее учет децентрализован — то есть реестр операций, произведенных с ней, хранится на множестве компьютеров.
Токен — единица учета, не являющаяся криптовалютой. Заменяет ценные бумаги в цифровом мире, удостоверяя права на какой-либо актив.
Законопроект не регламентирует сделки с криптовалютами, пояснил исполнительный директор Sputnik DLT Артем Толкачев, которого привлекали к обсуждению законопроекта в качестве эксперта от индустрии. Теперь предметом регулирования стали только операции с токенами. Последние могут либо подтверждать права на имущество и участие в капитале компании, либо выполнять техническую роль при покупке и обращении цифровых активов.
Последняя версия документа не отвечает на вопрос, когда будут легализованы криптовалюты в России, отметил источник «Известий» в рабочей группе по законопроекту. Государство старается нивелировать риски, связанные с криптовалютами, но из-за этого оставляет рынку минимальные возможности для развития. Это ставит под вопрос перевод криптобизнеса в Россию и его легализацию здесь, подчеркнул эксперт.
Выпускать токены могут российские и иностранные компании и физические лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели. Для этого нужно подготовить специальное решение об эмиссии. Важно, что выпуск токенов должен быть обеспечен имуществом эмитента или третьих лиц, отмечается в законопроекте.
Размещение ЦФА будет проходить на специальных площадках, которые должны получить лицензию профучастника рынка ценных бумаг и попасть в специальный реестр Центробанка. Такая биржа обязана идентифицировать и вести учет клиентов. Также ей придется предоставлять доступ к этим данным по запросу госорганов или конкурсного управляющего.
Отдельно будет определен оператор по обмену цифровых активов, ответственный за сделки по купле-продаже. ЦФА разрешат обменивать на рубли, иностранную валюту или другие токены.
Нынешняя версия законопроекта выглядит гораздо более рыночной, чем первая, считает Артем Толкачев. Стали понятны темы, связанные с возможностью токенизации долга и акций. Более того, предполагается упрощение ряда механизмов. Например, по передаче доли в капитале компании третьему лицу. Сейчас для передачи доли в ООО нужно привлекать нотариуса. В случае с ЦФА этого не потребуется — обмен можно будет производить на площадке, на которой обращаются токены, предполагается законопроектом.
Еще одно важное изменение касается закона «О рекламе»: продвижение ЦФА будет регулироваться достаточно жестко. В частности, придется указывать предельную сумму, на которую активы смогут купить неквалифицированные инвесторы, а также сообщать об уровне возможного риска.
Работа над законопроектом еще продолжается, отметил президент Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна Юрий Припачкин. Организация предложила правки во вторую версию документа. По словам Юрия Припачкина, их цель — отказаться от жестких рамок, которые могут препятствовать привлечению инвестиций, в особенности для среднего и малого бизнеса. Если законопроект не устроит криптоиндустрию, компании уйдут в другие юрисдикции, предупредил эксперт.
Первый проект закона «О цифровых финансовых активах» появился в конце 2017 года и был внесен в Госдуму в январе 2018-го. Также ранее обсуждался вопрос о налогообложении доходов от майнинга и возможности обмена криптовалют на обычные деньги. Однако позднее было решено не разрабатывать для криптовалют отдел