ОБЗОР СМИ
В Сочи прошел Форум инновационных финансовых технологий FINOPOLIS 2018
С 17 по 19 октября 2018 года форум посетили более 1400 участников из 37 стран; состоялось 3 пленарные дискуссии, 12 секционных дискуссий, 3 круглых стола и 7 открытых лекций.
Участники пленарной дискуссии «Новые конкуренты и новые альянсы. Финтех как драйвер развития конкурентного рынка» обсудили вопросы конкуренции в области внедрения финансовых технологий в банковском секторе, развития экосистем, а также роль регулятора в развитии и применении финансовых технологий.
«Подход, который нам ближе, заключается в том, что те элементы, которые носят инфраструктурный характер, которые важны для всех участников рынка, должны создаваться либо государством, либо под эгидой государства. В результате обеспечивается равный доступ всех участников рынка к этой инфраструктуре. Мы считаем, что такие элементы инфраструктуры, как система удаленной идентификации, система быстрых платежей, инфраструктура цифрового профиля для цифровых финансов, должны создаваться как общенациональная инфраструктура, к которой должны подключаться все, а дальше уже финансовые институты должны конкурировать на базе сервисов, новых технологий», – сказала Председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
При этом эксперты отметили, что при использовании «больших данных» в финансовых технологиях важной является защита персональных данных. «Кто-то готов полностью раскрыться, кто-то не готов. И важно, чтобы была защита персональных данных, я в этом убеждена. Мы должны обеспечить возможность гражданина управлять своими данными», – подчеркнула Эльвира Набиуллина.
Использование и защита персональных данных были также в фокусе внимания участников пленарной дискуссии «Данные – новая нефть?». Анализ больших массивов данных обеспечивает преимущества для банков и клиентов, поскольку благодаря изучению профиля клиента ему можно предлагать действительно нужные продукты, однако у граждан должна быть возможность защиты своей частной жизни, отметили специалисты. «Большинство склоняется к мнению, что данные – это собственность гражданина, и многим бы хотелось принимать решения, какие данные кому он дает. Кроме того, цифровой профиль был бы хорошим инструментом для банков и других организаций, который позволял бы не запрашивать большое количество госисточников, а иметь возможность при обеспечении безопасности автоматически по запросу получать данные с согласия клиента», – подвела итоги дискуссии модератор сессии, первый заместитель Председателя Банка России Ольга Скоробогатова.
Пленарная дискуссия «FinTech as a Platform: от «пилотов» к реальным решениям» была посвящена обсуждению реальных проектов, которые регулятор реализует совместно с участниками рынка, и перспективам их дальнейшего развития.
Одними из важнейших проектов являются система удаленной идентификации и платформа быстрых платежей. «Это проекты, которые помогают участникам рынка развивать другие проекты и другие возможности», – отметила Ольга Скоробогатова.
Еще один инфраструктурный проект – «Маркетплейс». «Банк России создает регуляторную среду, которая позволяет появляться агрегаторам, которые собирают предложения разных поставщиков финансовых услуг. Сейчас основная цель – создание сервисов «Банк-Клиент», которые дадут возможность банку дистанционно продавать свои услуги. Маркетплейс – это новый этап развития, когда через одно программное обеспечение, которое установлено на гаджете, физическое лицо получает доступ к услугам множества банков», – подчеркнул первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов, отметив, что маркетплейс будет способствовать развитию конкуренции. «Минимальный набор, который мы хотели бы вывести на рынок, – это ОСАГО, государственные ценные бумаги, вклады населения и, возможно, какие-то инвестиционные продукты. Дальше рынок сам будет решать, что еще поместить на этот маркетплейс, возможно, это будут не только финансовые продукты», – добавил он.
В ходе дискуссии также затронули проект по созданию цифрового профиля гражданина. Этот сервис позволит с согласия клиента получать информацию о нем из разных источников.
«Мне приятно слышать, что с точки зрения регулятора мы создаем продукты, которые, что называется, must have. Подошло время, когда нужно делать совместными усилиями только то, что реально приносит пользу всем», – подытожила Ольга Скоробогатова и пригласила всех участников обсудить успехи в реализации инфраструктурных проектов через год на FINOPOLIS 2019.
Фактические платежи по внешнему долгу российских нефинансовых организаций могут составить до 20,8 млрд долларов США в IV квартале 2018 года и 10,5 млрд долларов США в I квартале 2019 года, свидетельствует оценка, опубликованная на сайте Банка России.
Оценка фактических платежей по внешнему долгу отличается от данных макроэкономической статистики на сумму внутригрупповых платежей, определенных по 40 российским компаниям из числа крупнейших заемщиков на внешнем рынке. Такие платежи, как правило, имеют высокую вероятность пролонгации и рефинансирования.
По данным макростатистики, в IV квартале 2018 года – I квартале 2019 года сумма платежей по внешнему долгу нефинансовых организаций, включая основной долг и проценты, составит 21,8 и 10,7 млрд долларов США соответственно.
Традиционно существенные объемы выплат по данным макростатистики приходятся на декабрь (12,8 млрд долларов США), но существенная часть этих платежей обычно пролонгируется или рефинансируется.
Проведенный Банком России опрос крупнейших компаний показывает, что доля внутригрупповых займов в общем объеме выплат по внешним долгам крупных заемщиков составляет в 2018 году: 1% – в октябре, 3% – в ноябре, 39% – в декабре; в 2019 году: 0% – в январе, 0% – в феврале и 6% – в марте. С учетом корректировок на внутригрупповое финансирование выплаты крупнейших компаний в IV квартале 2018 года будут примерно равны выплатам в сопоставимом периоде 2017 года, а выплаты в I квартале 2019 года будут ниже на 42%, чем в I квартале текущего года.
Скоробогатова: иностранные банки в этом году начнут подключаться к российскому аналогу SWIFT
Иностранные банки в этом году начнут подключаться к российскому аналогу SWIFT. Об этом первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова рассказала в кулуарах форума Finopolis.
«Нерезиденты начнут подключаться к нам уже в этом году. К нам уже обращаются», — прокомментировала она.
Ранее в Госдуму был внесен проект закона, который позволит иностранным юрлицам подключаться к российскому аналогу SWIFT — системе передачи финансовых сообщений (СПФС). Законопроект предлагает разрешить обмен сообщениями напрямую как для российских компаний, так и для иностранных.
По данным ЦБ, сейчас в системе СПФС более 400 участников, в том числе банки, Федеральное казначейство, юридические лица — корпоративные клиенты. «Внутри страны наша система полностью решает вопрос передачи финансовых сообщений, — отметили в ЦБ. — Если говорить о трансграничных операциях, то их осуществление возможно только при договоренности нескольких стран. Такие обсуждения идут на уровне как ЕАЭС, так и БРИКС».
Скоробогатова: тариф для банков в системе быстрых платежей составит 6 рублей
Тариф для банков за денежные переводы в рамках системы быстрых платежей ЦБ составит не более 6 рублей. Об этом первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова рассказала в кулуарах форума Finopolis 2018.
«По обсуждению тарифа с участниками рынка мы пришли к пониманию, что это должен быть минимальный тариф… сейчас мы остановились на цифре 6 рублей. То есть стоимость услуг оператора должна быть не более 6 рублей. Там возможна градация ниже в зависимости от сумм перевода, а сами банки уже будут определять свой тариф для клиента. Банки могут поставит ноль, могут поставить какой-то процент, но мы будем следить, чтобы банки не задирали высоко комиссию для клиента», — пояснила она, отвечая на соответствующий вопрос журналистов.
«Мы говорим о переводах без карт. Мы говорим о переводах по счетам. Это будет 3 рубля со стороны отправителя и 3 рубля с получателя», — подчеркнула Скоробогатова.
«Желательно, чтобы все банки вошли в систему. Но мы пока не планируем делать ее обязательной», — подытожила она.
Швецов: в России создаются три маркетплейса финансовых услуг
В России создаются три маркетплейса финансовых услуг. Об этом в ходе выступления на форуме инновационных финансовых технологий Finopolis 2018 рассказал первый зампред ЦБ Сергей Швецов.
По его словам, один из них создает Московская биржа, еще две компании, которые работают над созданием собственных маркетплейсов, он не назвал.
«Сейчас три маркетплейса готовятся, они могут быть нишевыми, могут конкурировать. Конкуренция — это всегда хорошо, выигрывает тот, кто эффективнее, сможет предложить лучший клиентский путь», — рассказал он.
Ранее стало известно, что к проекту «Маркетплейс» под эгидой ЦБ присоединился 21 участник финансового рынка. Среди подписавших меморандум: финансовый супермаркет «Банки.ру», Московская биржа, банк «Ак Барс», банк «Зенит», Газпромбанк, банк «ФК Открытие», Промсвязьбанк, Росбанк, Россельхозбанк, Связь-Банк, СКБ-Банк, Совкомбанк, Тинькофф Банк, банк «Уралсиб», КБ «Центр-инвест», Экспобанк и другие проекты.
«Банки.ру уже много лет работает как финансовый супермаркет. У нас на сайте клиенты ежемесячно оставляют более 150 тысяч заявок на различные финансовые продукты. Проект «Маркетплейс» позволит всем гражданам России пользоваться банковскими продуктами дистанционно: открывать вклады, получать кредиты, покупать ценные бумаги, страховые продукты, то есть даст возможность управлять своими финансами в режиме онлайн. В настоящее время до банка доезжает примерно 75—80% клиентов, оставивших заявку на вклад на Банки.ру. А мы хотим, чтобы с помощью сервиса «Маркетплейс» доля таких клиентов возросла до 100%», — прокомментировала генеральный директор холдинга «Банки.ру» Динара Юнусова.
ЦБ создал аппарат финансового омбудсмена
ЦБ РФ учредил автономную некоммерческую организацию — Службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного (АНО СОДФУ), следует из данных ЕГРЮЛ. В этой структуре будет сосредоточена вся деятельность по обеспечению бизнес-процессов финансового омбудсмена, сообщил журналистам глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ Михаил Мамута в кулуарах форума Finopolis.
«Финансовый уполномоченный как институт состоит из двух частей. Первая часть — публично-правовая: главный финансовый уполномоченный, отраслевые финансовые уполномоченные — это специальные лица, обладающие публичными правами. Они вправе выносить обязательные решения, самая прямая аналогия — федеральные судьи. Но у них должен быть аппарат, который обеспечивает их деятельность — готовит решения в соответствии с бизнес-процессами, рассматривает обращения, поступающие от граждан, анализирует их. Эта часть называется Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного. И она уже создана в форме юридического лица», — рассказал Мамута.
В службе будет сосредоточена вся работа по обеспечению бизнес-процессов, отметил он. «Жалобы будут поступать формально к омбудсмену, но готовить все материалы будет служба обеспечения деятельности», — пояснил Мамута.
Руководителем службы назначена Ольга Крайнова, следует из данных ЕГРЮЛ. «Это мой заместитель в ЦБ, которая переходит на работу в службу, она не остается в ЦБ, такое совмещение невозможно в силу закона», — сообщил Мамута.
ЦБ: маркетплейсы смогут сами идентифицировать клиента при соблюдении определенных условий
Банк России будет заниматься аккредитацией платформ маркетплейсов, при этом некоторые из них смогут самостоятельно идентифицировать граждан, сообщила ТАСС советник первого зампреда ЦБ Елена Чайковская в рамках форума Finopolis.
«Мы будем аккредитовывать платформы, они будут разных видов. Закладываем (в законопроект) «тяжелые» и «легкие» платформы в зависимости от их функционала. «Тяжелая» будет иметь возможность осуществлять идентификацию сама, а подключенные к ней банки смогут это ей делегировать. Мы сейчас с Росфинмониторингом в процессе достижения договоренностей по этому вопросу», — рассказала Чайковская.
Например, человек, который станет клиентом платформы и идентифицируется один раз, получит доступ ко всем подключенным к платформе банкам без повторной идентификации, хотя он ни разу у них не был. Пройти идентификацию можно будет, сдав биометрические данные или лично посетив банк, входящий в число партнеров этой платформы.
«Тяжелая» платформа будет подпадать под 115-ФЗ («О противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем») и нести все регуляторные косты. «Легкая» платформа — то же самое, но придется привлекать банк-партнер для идентификации, и только банк-партнер будет нести все тяжести 115-ФЗ», — отметила Чайковская.
Российский ЦБ пока не приглашали в европейский аналог SWIFT
Банк России пока не получал приглашений присоединиться к европейскому аналогу SWIFT. Об этом в интервью телеканалу «Россия 24» на форуме Finopolis-2018 заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина. При этом она подчеркнула, что в России существует отечественная система для передачи финансовых сообщений, аналогичная SWIFT.
«Действительно, у них есть такая инициатива. Я считаю, что она вполне реализуемая, потому что мы, например, внутри России уже реализовали такую инициативу. У нас есть полный аналог SWIFT, и это не просто теоретическая модель, не то, что проходит тестирование. Это работающая модель, у нас сейчас более 10% всех финансовых сообщений проходят через нашу систему. Она удобная, потому что она работает в таких же форматах, что и SWIFT. К ней подключены и банки, и корпорации, казначейства. Уже технические есть решения, если захотят подключиться иностранные участники. Мы считаем, что такая концепция реализуема. Что касается европейской, это их проект, мы приглашений пока не получали в нем участвовать, но если они будут, мы их рассмотрим», — отметила Набиуллина.
В августе стало известно, что в Европе началась работа над созданием собственной системы передачи финансовых сообщений. Сейчас информация о трансакциях обрабатывается с помощью SWIFT — международной межбанковской системы, к которой подключены более 11 тысяч финансовых институтов.
В России может появиться банк для самозанятых
В 2019 году в России может запуститься LikeBank, работающий только в мессенджерах. О его создании сообщил банкир Эллиот Гойхман, который ранее работал в Альфа-Банке и МДМ Банке. На своей странице в Facebook он пояснил, что «легкий», виртуальный банк будет работать с самозанятыми. «Мы окружим заботой растущий сегмент самозанятых, превратив финансовую рутину фрилансера в простую голосовую команду: «Выставь счет на 5000 рублей за дизайн визиток»», — пишет Гойхман в соцсети.
Предполагается, что клиенты LikeBank смогут управлять финансами в приложениях для общения — Facebook Messenger, Viber, Telegram и, возможно, WhatsApp. Стать клиентом банка можно будет с помощью ссылки-приглашения. Получив ее, пользователь моментально переводится в чат с ботом в выбранном мессенджере. После подтверждения номера телефона клиент может выбрать один из трех вариантов обслуживания: без идентификации, с удаленной идентификацией по номеру паспорта, а также с полной идентификацией. Чем больше данных о себе оставляет физлицо, тем больше сервисов ему будет доступно. Причем полную идентификацию будут проводить не сотрудники LikeBank или курьеры, а другие клиенты.
«Если задуматься, то те функции, которые сейчас выполняет курьер, кроме доставки карты, может выполнять любой человек, который может войти в какие-то агентские соглашения с банком», — поясняет создатель проекта. По его словам, за такие операции по идентификации пользователи будут получать реальные деньги.
Собственной лицензии у LikeBank не будет. Он станет проектом крупного российского банка, сообщил Гойхман, не раскрыв будущего партнера. По данным Банки.ру, интерес к LikeBank проявлял «Уралсиб». В кредитной организации эту тему не комментируют. Источник в банке сообщил, что переговоры действительно велись, но никакого решения о партнерстве с финтех-проектом не принято.
Как зарабатывают банки без отделений
Виртуальный банк нельзя назвать новинкой для россиян. С 2006 года на российском рынке работает Тинькофф Банк, не имеющий отделений. А в 2013-м появился «Рокетбанк» без собственной лицензии. Банк-приложение работал сначала на базе «Интеркоммерца», потом «ФК Открытие», и, наконец, с июля этого года перешел в группу QIWI. От «Открытия» холдингу достался и сервис для предпринимателей «Точка». Кроме того, с 2016 года на рынке существует TalkBank от Транскапиталбанка, который позволяет совершать финансовые операции в мессенджере Telegram.
Пробиться новому банку на этот рынок будет непросто, констатирует младший директор «Эксперт РА» Иван Уклеин. «Ключевые игроки в этой нише определились еще до 2014 года. Проникновение онлайн-технологий уже позволяет клиентам многих банков обслуживаться дистанционно с минимальными комиссиями», — поясняет аналитик. По его словам, ставка на самозанятых не обязательно оправдает себя. «Если мы говорим о самозанятых, то концентрация доли рынка на топ-10 игроках составляет порядка 80%. Для того, чтобы «откусывать» клиентов оттуда, нужны либо демпинг, либо принципиально новые революционные технологии», — говорит Уклеин.
Некоторые виртуальные банки уже не выдержали конкуренции и покинули рынок. Например, Touch Bank венгерской группы ОТР. Проект был запущен в 2015 году и все три года существования показывал убытки. В 2017 году группа ОТР потеряла из-за Touch Bank 1,7 млрд рублей. Похожая судьба была у Instabank, который существовал на базе Военно-Промышленного Банка.
Новая клиентская прослойка
Тема «вывода» самозанятых из тени обсуждается в России с осени 2016 года. Тогда Владимир Путин поручил создать условия для легализации труда таких граждан. Их в России свыше 13 млн, или 18,7% от общего количества работающих. Такие оценки неформального сектора экономики по итогам 2017 года приводил Росстат. Минюст считает самозанятыми тех, кто оказывает услуги или выполняет работы для других граждан ради получения прибыли. Они работают в одиночку и не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя. Сейчас самозанятые могут «обелиться» — встать на учет в ФНС, получить налоговые каникулы.
Почти 90% переводов в пользу самозанятых проводятся через «Сбербанк Онлайн» по номеру телефона, констатирует гендиректор юридической компании URVISTA, член московского отделения «Опоры России» Алексей Петропольский. Конкурировать с таким игроком любому банку будет сложно, говорит эксперт. Но можно сделать ставку на тех самозанятых, кто захочет «обелиться».
«Я вижу только одну проблематику, на основе которой можно создать некий сервис. Дело в том, что переводы между физлицами стали тщательнее отслеживаться. Где-то полгода назад мы начали замечать массовые блокировки карт, счетов, и людей просят предоставить документы на совершенную операцию. Люди стали задумываться, не лучше ли заплатить небольшой налог как самозанятый и не иметь проблем с банком? Любое приложение, которое будет автоматически удерживать налог, будет пользоваться дикой популярностью у самозанятых», — полагает Петропольский.
С 2019 года в четырех российских регионах (Москве, Московской и Костромской областях, а также в Татарстане) планируется запустить эксперимент по сбору налога на профессиональный доход. Он предназначен как раз для самозанятых. Если человек имеет доход от собственного мини-бизнеса до 2,4 млн рублей год, то он сможет зарегистрироваться и перейти на новый режим налогообложения через мобильное приложение «Мой налог». Если предприниматель работает с физлицами, то налог на его доход составит 4%, если с юрлицами — 6%. От уплаты НДФЛ его освободят.
Согласно проекту, LikeBank даст возможность самозанятым выставлять счета за свои товары или услуги, получать оплату по номеру карты, телефона или QR-кода. В дальнейшем возможна и интеграция с сервисом ФНС «Мой налог». «Мы дадим легальный механизм ведения деловой активности самозанятых через свою карту – выставлять счета, принимать оплату, а потом отчитываться о них перед налоговой», — отмечает Эллиот Гойхман. По его словам, в дальнейшем LikeBank может стать налоговым агентом и проводить налоговые отчисления с каждой бизнес-трансакции самозанятых граждан.
Много ли таких будет? В январе 2018-го глава Минэкономразвития Максим Орешкин признал: проект по выводу самозанятых из тени практически провалился. На тот момент уведомления в ФНС подали чуть больше тысячи человек, работающих на себя. К 1 октября когорта самозанятых в России увеличилась — до 2587 человек.
Главный принцип в работе над системой быстрых платежей — простой и понятный клиентский опыт, а ее платформа будет отличаться от всего, что сегодня происходит в карточном бизнесе. Об этом заявил генеральный директор АО «Национальная система платежных карт» Владимир Комлев в ходе своего выступления на секции № 1 «Fast payments: мир и мы» основной программы форума Finopolis, который проходит в Сочи 17—19 октября, говорится в релизе НСПК.
Как напомнила директор департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина, выступившая модератором дискуссии, с ноября этого года регулятор совместно с НСПК начнет тестирование СБП с пилотной группой банков.
«Нам предстоит построить принципиально новую платформу, которая отличается от всего, что сегодня происходит в карточном бизнесе. Более того, перед нами стоит задача сделать ее отделяемой от НСПК, чтобы она могла существовать независимо», — рассказал Комлев о подходе НСПК, которая будет выполнять операционную и клиринговую функцию в системе быстрых платежей, к выстраиванию инфраструктуры системы.
«У нас есть экспертиза в реализации масштабных проектов во взаимодействии со всеми участниками рынка, и в реализации новой системы мы используем весь опыт, полученный в работе с карточными трансакциями, — подчеркнул он. — В СБП мы являемся техническим провайдером, который будет в режиме максимальной отказоустойчивости 24/7 обеспечивать обработку платежей и связь между всеми участниками этой экосистемы. Уже определены стандарты и операционные модели, и мы приступили к разворачиванию центров обработки данных».
Комлев отметил, что в работе над проектом задействованы лучшие эксперты НСПК — технологи, разработчики, которые анализируют международный опыт построения таких систем: как операционно-технологические и бизнес-процессы, так и допущенные ошибки, чтобы иметь возможность их избежать.
«Наш главный принцип в работе над системой — максимально простой и понятный клиентский опыт. 70% времени, которое сегодня уделяется созданию системы, направлено на то, чтобы клиенту было удобно, выгодно и легко отправлять эти платежи. Мы уверены, что платформа быстрых платежей будет способствовать снижению доли наличных денег на рынке, и в развитии такого эффективного, недорогого и надежного инструмента совпадают интересы всех участников — и регулятора, и платежных систем, и экономики в целом», — заявил глава НСПК.
Отвечая на вопрос о расчетах между торговцем и клиентом в рамках СБП, Комлев пояснил: «Сегодня мы обсуждаем с банками, участвующими в пилотном проекте, различные клиентские сценарии в зависимости от способа совершения платежа, сегмента и тому подобного. Рассматриваем разные варианты решений, как сделать так, чтобы клиенту в торговой точке было удобнее заплатить телефоном через СБП. Активная работа в этом направлении ведется. На мой взгляд, мы сегодня уделили недостаточно внимания еще одной очень важной теме: сегодня происходит не просто появление системы быстрых платежей, а расчетная система Банка России выходит на качественно новый уровень — трансакционные онлайн-расчеты между банками, именно по завершении расчетов происходит завершение операции».
Аксаков: закон о цифровых финансовых активах может заработать в 2019 году
Глава комитета госдумы по финансовому рынку отметил, что в документе не прописана возможность налогообложения майнинга
Нормы закона о цифровых финансовых активах могут заработать в 2019 году, второе чтение законопроекта должно состояться в Госдуме в ноябре. Об этом сообщил на площадке форума Finopolis глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
«Я рассчитываю, что мы его [законопроект] сможем согласовать с администрацией [президента], и в ноябре, может быть, и рассмотрим. Соответственно, в следующем году вступит в силу», — сказал он.
Говоря о законопроекте, депутат уточнил, что из проекта ушло понятие «майнинг». Соответственно, в документе не прописана возможность налогообложения майнинга.
Ранее Аксаков заявлял, что в законопроекте «О цифровых финансовых активах» может быть прописана возможность взимать налоги с так называемых майнинговых ферм — предприятий, генерирующих криптовалюту.
О законопроекте
В мае Госдума приняла в первом чтении законопроект о цифровых финансовых активах. Документ был инициирован группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации во главе с Аксаковым.
В той редакции законопроект предусматривал только один вид сделок, которые смогут совершать владельцы цифровых финансовых активов (в соответствии с законопроектом, к ним относятся криптовалюты и токены) — это сделки по обмену токенов на рубли или иностранную валюту.
Предполагалось, что законопроект введет определение цифровых финансовых активов, к которым относятся криптовалюта и токен, а также законодательно закрепит новый вид договора, заключаемого в электронной форме — смарт-контракт, исполнение обязательств по которому осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий.
Согласно тексту документа, принятого в первом чтении, криптовалюта и токен являются имуществом. В законопроекте определены ключевые различия между криптовалютой и токеном на основе признака одного эмитента (токен) и множества эмитентов/майнеров (криптовалюта), а также цели выпуска. При этом законопроектом прямо устанавливалось, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории РФ.
Законопроект о криптовалютах ко второму чтению претерпел изменения
Новая версия документа предполагает привлечение инвестиций путем выпуска токенов, понятие «криптовалюта» исчезло.
Законопроект «О цифровых финансовых активах» теперь не предполагает регулирование сделок с криптовалютами, сообщают «Известия». Майнинг стал рассматриваться как инструмент для привлечения капитала: токены будут удостоверять права на участие в компании или на имущество. Выпускать их смогут юридические лица и индивидуальные предприниматели. Размещение ценных акций будет проходить на специальных площадках, получивших лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг и занесенных в специальный реестр ЦБ.
В мае Госдума приняла в первом чтении законопроекты «О цифровых финансовых активах», «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» и «О цифровых правах». Документы закрепляли понятие смарт-контракта и определяли криптовалюты и токены в качестве имущества, из-за чего не получили статуса законного платежного средства в России.
Токен — единица учета криптовалют. Она заменяет ценные бумаги в цифровой реальности, удостоверяя права на какой-либо актив. Текущая версия документа снова не отвечает на вопрос о легализации криптовалюты в России. Государство хочет снизить связанные с ней риски, но из-за этого уменьшает и возможности для развития рынка.