ОБЗОР СМИ
Банк России планирует ввести новый порядок оценки процентного риска по банковскому портфелю
Внесение изменений в требования к управлению процентным риском по банковскому портфелю и внедрение нового порядка оценки величины данного риска направлены на совершенствование систем управления процентным риском в банках, чтобы не допустить ухудшения их финансового положения из-за изменения процентных ставок, в том числе по долгосрочным активам и привлеченным средствам, чувствительным к изменению процентных ставок.
Проект положения Банка России устанавливает порядок расчета величины процентного риска по банковскому портфелю методами оценки изменения стоимости капитала и величины чистых процентных доходов при изменении процентных ставок, а также критерии признания процентного риска по банковскому портфелю высоким для использования в системе управления рисками и капиталом кредитной организации.
Одновременно с этим регулятор подготовил соответствующие изменения в Указание Банка России от 15.04.2015 № 3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы».
В дальнейшем планируется использовать новые показатели величины процентного риска по банковскому портфелю при оценке экономического положения банков с учетом пропорциональности регулирования их деятельности, а также внести изменения в соответствующую форму отчетности.
Комментарии по проектам данных нормативных актов ожидаются до 15 ноября 2018 года.
Тулин рассказал о целях реорганизации надзорного блока ЦБ
Создание департамента обеспечения банковского надзора (ДОБН) ЦБ РФ — это организационное решение регулятора, предусматривающее переименование департамента банковского надзора с передачей части его функций в службу текущего банковского надзора и развитием остающихся функций. Об этом сообщил первый заместитель председателя Банка России Дмитрий Тулин, комментируя объявленное ранее в понедельник назначение директором ДОБН Александра Полонского.
«Этот шаг является логичным этапом процесса централизации банковского надзора в Банке России, которая была начата в 2016 году и завершается в октябре 2018 года», — указал Тулин.
По его словам, деятельность нового департамента будет направлена прежде всего на информационно-аналитическое обеспечение банковского надзора. ДОБН будет анализировать ситуацию в банковском секторе, осуществлять мониторинг финансовой устойчивости и рисков кредитных организаций, заниматься развитием методик и процедур стресс-тестирования банков.
«Мы рассчитываем, что будет создана система раннего выявления рисков в банковском секторе, основанная на анализе статистической и надзорной информации с использованием в том числе элементов моделирования. Под такой профиль деятельности департамента был выбран и соответствующий руководитель — Александр Полонский. Он человек с глубокими экономическими знаниями и пониманием происходящих в банковской системе процессов, обладающий большим опытом информационно-аналитической работы, давно работающий в Банке России», — подчеркнул Тулин.
Уточним, что в структуре центрального аппарата Банка России, представленной на сайте регулятора, в настоящее время значатся три подразделения по банковскому надзору: департамент банковского надзора, департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями и служба текущего банковского надзора. Все департаменты находятся в ведении зампреда ЦБ Ольги Поляковой, чью деятельность, в свою очередь, курирует Тулин.
На прошлой неделе сообщалось о завершении Банком России проекта по централизации банковского надзора. Полякова рассказывала о переходе банковского надзора от регионально-распределенной к централизованной модели и сообщала, что «отныне непосредственно банковский надзор будут осуществлять два структурных подразделения: это департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями и служба текущего банковского надзора». В релизе ЦБ еще уточнялось, что, кроме того, департамент финансовой стабильности осуществляет надзор за небанковской кредитной организацией — центральным контрагентом «Национальный Клиринговый Центр».
Долг банков перед ЦБ по кредитам под залог нерыночных активов стал рекордным с января-2017
Задолженность банков перед ЦБ по кредитам под залог нерыночных активов к понедельнику достигла 864 млрд рублей, что, как пишут «Ведомости» со ссылкой на данные ЦБ, стало почти двухлетним рекордом: последний раз долги банков перед Центробанком по этому инструменту достигали таких масштабов в январе 2017 года, когда они заняли у регулятора 950 млрд.
За неделю (с 22 октября по 29 октября) долг банков по кредитам под нерыночные активы вырос на 277 млрд рублей, в основном рост пришелся на краткосрочные кредиты сроком до семи дней: к понедельнику, 29 октября, краткосрочный долг увеличился до 586 млрд рублей.
Задолженность банков по краткосрочным кредитам ЦБ резко подскочила в сентябре — с 23 млрд до 393 млрд рублей, и главным заемщиком тогда оказался ВТБ, напоминает издание, причем часть собеседников «Ведомостей» ранее отмечали, что ЦБ выдал банковскому сектору сотни миллиардов рублей накануне объявления о закрытии сделки по расформированию консорциума швейцарского трейдера Glencore и Qatar Investments Authority (QIA), через который они владели 19,5% акций «Роснефти», но представитель ВТБ уверял, что группа никогда не предоставляла и не планирует предоставлять кредит QIA для финансирования сделки по приобретению доли «Роснефти».
Еще одним заемщиком ЦБ оказался Альфа-Банк, который привлек в сентябре у регулятора 20 млрд рублей, поскольку из-за конкуренции на денежном рынке за клиентские средства занять у ЦБ оказалось дешевле.
Последний месяц ряд крупных банков из топ-15 испытывают небольшой дефицит ликвидности, что в том числе выразилось в повышении ставок по вкладам, при этом фиксировать ставки на долгий срок и привлекать большой объем средств банкам невыгодно, так как в случае менее жестких, чем предполагалось, санкций США может возобновиться тенденция к снижению ставок и вклады на один-два года под более высокие ставки начнут давить на маржу банков, рассуждает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин, делая вывод, что «поэтому некоторые банки предпочли немного переплатить и занять у ЦБ под более короткий срок по 312-п и дождаться решения по санкциям».
Минфин РФ поможет Венесуэле разработать меры по управлению экономикой во время кризиса
Венесуэла пригласила Минфин РФ и ряд других российских финансовых ведомств для участия в заседании экспертной группы по оказанию содействия в разработке мер управления экономикой в кризисной ситуации. Об этом ТАСС сообщил официальный представитель Минфина Андрей Лавров.
«По приглашению венесуэльской стороны в Каракас прибыли представители Минфина, Минэкономразвития, ЦБ, ФНС, Казначейства и ряда других ведомств. Просьба правительства Венесуэлы состояла в том, чтобы направить ответственных сотрудников российских министерств для обмена опытом в области проведения экономических реформ. На завтра намечено заседание межведомственной экспертной группы по оказанию содействия Венесуэле в разработке мер в области управления экономикой в кризисной ситуации», — сказал Лавров.
По его словам, от Минфина России в Каракас полетел замминистра финансов Сергей Сторчак.
На протяжении последних нескольких лет Венесуэла испытывает острый социально-экономический кризис, сопровождающийся девальвацией местной валюты, дефицитом продовольствия и лекарств и гиперинфляцией.
Доллар не нужен: какую валюту выберет Россия
Российский бизнес постепенно переходит на расчеты в нацвалютах. С одной стороны это евро, на долю которого приходится около 40% внешнеторгового оборота РФ, с другой — юань, который на фоне торговых войн с США активно продвигает КНР. По мнению экспертов, российский бизнес вполне может заключать новые контракты в валюте ЕС, но полной дедолларизации пока препятствуют кредиты в американской валюте.
Евро имеет все шансы стать основной валютой для расчетов во внешнеторговой деятельности России. К такому выводу склоняется большинство экспертов, опрошенных «Газетой.Ru». И хотя о повальной дедолларизации говорить пока рано, определенные подвижки в этом направлении уже есть.
Так, частично расчеты в евро проводит «Северсталь».
Еще в сентябре Reuters со ссылкой на трейдеров сообщал, что «Сургутнефтегаз» ведет переговоры со своими клиентами о возможности перейти на расчеты в евро «в случае необходимости». Эксперты отмечают, что вполне реально перейти на евровые расчеты за поставки газа в ЕС, так как они ведутся по четко прописанной формуле цены и заключаются на долгий срок. Однако тут речь может идти только о новых договорах.
С нефтью сложнее — она торгуется на бирже в долларах и компаниям нужно конвертировать курс самостоятельно со всеми вытекающими издержками. При этом, например, «Газпром нефть» еще несколько лет назад согласовала со своими клиентами из ЕС возможность перехода на расчеты в евро. В Европе также говорили о возможности перейти на закупки иранской нефти в евро, чтобы в том числе обойти американские санкции в отношении Тегерана и его энергоносителей.
Ряд СМИ писали и о попытках «Русала» перейти с европейскими клиентами на расчеты в евро. Предприятия ОПК уже не заключают долларовых контрактов — все новые договоренности в евро, рублях или других нацвалютах.
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) «Газету.Ru» ранее заверили, что все чаще делают ставку на рубль «в тех взаимоотношениях, где мы сами производим расчеты с зарубежными покупателями», а «российские банки устанавливают прямые отношения с Центральными банками и крупными банками стран-покупателей». В Росатоме также отмечают, что часть контрактных обязательств госкорпорация заключает в евро.
Постепенно на евро переходят и игроки туристической индустрии. Так, например, турецкие отельеры стараются заключать договоры с российскими туроператорами в европейской валюте, отмечают в отрасли.
Ежемесячный объем российского экспорта составляет около $40 млрд, импорта — $20 млрд. Около 40% от этого объема приходится на внешнеторговую деятельность со странами Евросоюза, отмечает управляющий партнер Инвестиционно-консалтинговой группы «Ди-Инвест» Андрей Кисилев. Некоторые расчеты уже проходят в евро. Страны СНГ занимают еще 12% — переход на евро с этими странами произойдет без потрясений.
Кроме того, отмечает эксперт крупные игроки большой долей экспортной выручки уже начали процесс перехода на расчеты в евро даже с клиентами в США.
Тема дедолларизации в последние месяцы все активнее обсуждается и в деловых кругах, и во властных кабинетах. Перед угрозой новых санкций и на фоне развязываемых Вашингтоном торговых войн все больше стран хотят обезопасить себя от возможных ограничений, а также снизить зависимость от политики Соединенных Штатов при расчетах с третьими странами.
Замминистра финансов Владимир Колычев ранее отмечал, что Минфин на первом этапе дедолларизации видит возможность перехода на расчеты в евро с партнерами в ЕС, в том числе за энергоресурсы.
«Здесь, как мы видим, по крайней мере на первом этапе, основная перспектива, которую можно реализовать в кратком, среднесрочном периоде, — переход на расчет в нацвалютах с контрагентами в ЕС, в том числе в евро, в том числе по поставкам за наше энергетическое сырье. Потому что это европейцам выгодно. Это, с одной стороны, укрепляет позицию евро как резервной валюты, с другой стороны — обеспечивает некую безопасность по таким поставкам, в случае если на другой стороне океана примут какие-то решения в части расчетов по долларам для наших банков или для наших крупных сырьевых компаний», — сказал чиновник.
По его словам, переход на расчеты в евро с контрагентами в ЕС проще, поскольку евро — уже резервная валюта, и логично ожидать заинтересованности со стороны европейских компаний.
По мнению президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, у перехода на расчеты в евро «имеются хорошие перспективы, учитывая значительный товарооборот России с Еврозоной». «Но это придется делать при заключении уже новых контрактов и в пределах нашего с ними торгового оборота», — добавил он.
Минфин и Центробанк призывают двигаться в сторону дедолларизации экономики очень аккуратно, поскольку принимаемые меры могут быть чувствительными для курса рубля и экономики в целом.
«Действовать надо аккуратно, я согласен с Центральным банком, потому что все-таки валютный контроль, движение капитала влияют на чувствительные макроэкономические показатели страны, в том числе на курс, который важен абсолютно всем предпринимателям, в том числе, и малым. Поэтому двигаемся здесь постепенно, поэтапно», — заявил первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов.
Минфин, Минэкономразвития и ЦБ уже подготовили ряд мер, чтобы сделать экономически выгодным отказ от доллара и переход на расчеты в национальных валютах, но засекретили его. В настоящее время этот план обсуждается в правительстве.
Силуанов рассказал, что среди предлагаемых мер — полная отмена с 2024 года требований о репатриации экспортной выручки, если контракт заключен в рублях. «Стимул — сразу заключайте контракт в национальной валюте», — подчеркнул министр.
«Кроме того, мы сейчас внесли в парламент законопроект о том, чтобы резко снизить те драконовские штрафы, которые сегодня существуют как административное воздействие в случае выявления нарушений внешнеторговых операций», — напомнил глава Минфина. Сейчас штраф за нарушение валютного законодательства может доходить до 100% выручки, предполагается снизить их размер до 5-30% от выручки. «Готовы и дальше даже в этом направлении работать», — пообещал Силуанов.
По мнению эксперта «Международного финансового центра» Владимира Рожанковского, сейчас наиболее вероятен отказ от доллара в торговле с некоторыми странами ближнего зарубежья – такими как Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Также выглядит стопроцентно готовой для перехода на местные валюты Турция.
Недавно минфин Индии заявил, что изучает возможность расчетов в рупиях в торговле с Россией, Венесуэлой, Ираном и другими экспортерами нефти. Нью-Дели и Москва уже согласовали расчеты в нацвалютах, в том числе за поставки военной техники.
Чтобы поменять валюту расчетов, необходимо, во-первых, согласие, как минимум, обеих сторон внешнеторговой деятельности (экспортера и импортера), обращает внимание эксперт. Во-вторых, такая валюта должна быть стабильной, иначе ее сильные курсовые колебания вызовут экономические убытки субъектов внешней торговли.
Ближе всего к этому подошел Китай, обладающий существенными резервами для постоянной деятельности центробанка (НБК) по поддержанию стабильного курса.
Другие валюты, за исключением евро и швейцарского франка, пока сопоставимыми возможностями не обладают, добавляет он.
Ранее Россия заявила о готовности переходить к большему объему взаиморасчетов в юанях. Бизнес на Дальнем Востоке отмечает, что этот процесс идет довольно активно: Китай запустил торговлю нефтяными фьючерсами в юанях, в китайской валюте недавно провела сделки АЛРОСа.
Мировая торговля сложилась так, что сейчас порядка 80% международных расчетов происходит в долларах, а большая их часть привязана к долгосрочным контрактам. Их пересмотр в одностороннем порядке, неизбежно приведет к огромным денежным и репутационным потерям – на эти шаги сейчас российский бизнес идти не готов, констатирует Катырин.
Кроме того, крупнейшие страны с положительным торговым балансом, держат свои активы, в том числе золотовалютные резервы, преимущественно в долларах.
Еще один важный фактор: львиная доля корпоративного долга российских компаний номинирована в долларах. По этой причине переход в международных расчетах для бизнеса в региональные валюты приведет к убыткам при обратной конвертации на биржах в доллары для погашения своих международных обязательств, хотя конечно же, в перспективе надо стремиться к расчетам в национальной валюте, подчеркивает Катырин.
Эксперт: около 80% россиян будут пользоваться 5G к 2025 году
Около 80% населения России будет использовать стандарт связи пятого поколения 5G к 2025 году, следует из исследования «Мобильная экономика: Россия и СНГ — 2018», подготовленного Ассоциацией GSMA.
«Результаты нашего исследования показывают, что Россия станет лидером среди стран СНГ по темпам распространения 5G-сетей, так как мобильные операторы активно инвестируют средства в их развитие, — сказал генеральный директор GSMA Матс Гранрид. — Новые сети имеют потенциал для развития цифровой экономики и цифровой трансформации отраслей. Однако для этого потребуется благоприятная нормативно-правовая база, ориентированная на развитие инвестиций и инноваций, в частности обеспечивающая своевременную доступность частотных диапазонов для операторов по приемлемой цене».
Согласно исследованию, помимо России, к 2025 году сети 5G в СНГ будут доступны также в Азербайджане, Белоруссии, Грузии и Узбекистане. Ожидается, что к 2025 году в России 5G будут составлять пятую часть мобильных подключений, что сделает российский рынок 5G лидером СНГ. Аналитики GSMA считают, что первые технологии на базе 5G в СНГ сосредоточатся на расширенной мобильной широкополосной сети (Enhanced Mobile Broadband, eMBB), которая увеличит пропускную способность и скорость мобильного доступа в Интернет в городских точках доступа и разгрузит сеть для профилактики ее перегрузки. Также получит распространение Интернет вещей: по прогнозам, количество подключений к Интернету вещей в регионе СНГ утроится в ближайшие несколько лет, достигнув к 2025 году 660 млн абонентов.
Россия сегодня является лидером СНГ по уровню проникновения сотовой связи (89%), на ее долю приходится около половины от 232 млн уникальных абонентов в регионе. Высокий уровень распространения мобильной связи станет причиной низких темпов роста абонентской базы в ближайшие годы (не более 2% к 2025 году), следует из доклада.
Слон-авиа: зачем Сбербанк и ВТБ создают авиакомпанию
Два крупнейших банка России — Сбербанк и ВТБ — решили создать свою… авиакомпанию. Хотят или заставили? Плакать или смеяться?
Просочившиеся в СМИ слухи о намерении Сбербанка и ВТБ создать собственную авиакомпанию, которая будет заниматься региональными перевозками внутри России (не летая при этом в Москву), оказались правдой. Но яснее смысл этой нетривиальной затеи — в мире вроде бы нет банков, владеющих контрольными пакетами авиакомпаний и тем более управляющих авиаперевозками, — не стал.
Региональная авиакомпания ВТБ и Сбербанка может быть создана с нуля или на базе одной из действующих компаний. «Аэрофлот» от участия в проекте отказался, сообщил РИА Новости глава ВТБ Андрей Костин. По некоторым сведениям, от участия в проекте отказался не только «Аэрофлот», но и другие российские авиаперевозчики. Оно и понятно: региональные пассажирские перевозки в России (кстати, любые — авиационные, железнодорожные, автомобильные), как правило, дело убыточное.
«Мы сейчас ведем разработку проекта, мы наняли консультантов вместе со Сбербанком, мы ищем операторов для проекта. Пока работаем над концепцией, ничего правительству пока не предлагали», — рассказал Костин. Другие банки, по его словам, к проекту присоединять не планируется. Да они и сами не согласятся, если государство не заставит. Будущие инвестиции в авиакомпанию Костин оценил примерно в миллиард долларов. На эти деньги банки закупят самолеты, которые предоставят через лизинг операторам. Или той компании, которую создадут сами.
Вроде бы для Сбербанка и ВТБ миллиард долларов инвестиций не ахти какие деньги. Один только Сбербанк за девять месяцев 2018 года заработал по РСБУ чистой прибыли порядка 9 млрд долларов. Но это не очень большие деньги, если инвестиции окажутся прибыльными. В данном случае такая вероятность очень невелика. Неслучайно ВТБ и Сбербанк хотят получить на проект государственные деньги. Костин прямо признал: «Без субсидий региональных перевозок эта сфера будет убыточной».
Не очень понятно, как вообще появилась такая идея. По словам Костина, авторство идеи принадлежит главе Сбербанка Герману Грефу. «А я ее активно поддержал», — сказал Костин. При этом глава ВТБ опроверг информацию «Ведомостей», что заниматься созданием перевозчика банкам поручили в правительстве.
Зачем двум крупнейшим банкам страны, не имеющим (если верить отчетности) проблем с прибылью и явно не испытывающим дефицита ликвидности, вдруг понадобилось заниматься навскидку заведомо убыточным и непрофильным (если только самолеты не будут переданы действующим авиаперевозчикам) делом? Но авиакомпания — это все-таки не футбольный клуб содержать.
Если не правительство заставило, а Греф сам придумал, зачем банки намерены привлекать государственные субсидии? Тогда бы уж и развлекались авиабизнесом на свои. К тому же профильные чиновники как-то подозрительно сразу начали хором присягать на верность будущей авиакомпании.
Глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что новая региональная авиакомпания Сбербанка и ВТБ сможет воспользоваться субсидиями, а также получить консультации его ведомства по выбору типа самолетов в парке и маршрутной сети. «Успешному развитию регионального перевозчика будет способствовать и поддержка в виде субсидирования, как это сейчас осуществляется Росавиацией в рамках постановлений правительства по развитию региональных перевозок или по приобретению в лизинг авиационной техники», — считает чиновник.
Министр транспорта Евгений Дитрих тоже в восторге. «На мой взгляд, чем больше у нас будет перевозчиков, тем лучше, тем ниже будут цены на билеты, тем лучше будет пассажирам. Конечно, поддерживаю», — сказал он журналистам. А чего тогда не спасали от банкротства с помощью государства и тех же Сбербанка с ВТБ компанию «Трансаэро», второго по масштабам авиаперевозчика страны? Почему к такой полезной затее двух госбанков не спешат подключаться действующие авиакомпании?
Пока авиакомпания Сбербанка и ВТБ выглядит как политический (точнее, экономический) заказ государства. Главные государственные банки и существуют у нас преимущественно для того, чтобы финансировать сомнительные с точки зрения прозрачности сделки особой государственной важности либо заведомо неокупаемые проекты, которые зачем-то нужны власти. Есть проблема: нужно развивать рынок внутренних авиаперевозок. А желающих среди действующих авиакомпаний нет. Возить авиапассажиров за границу и в Москву выгоднее. Собственных средств для масштабных инвестиций в развитие региональных перевозок ни у одной действующей российской авиакомпании (по всей видимости, даже у «Аэрофлота») тоже нет. Кредиты авиаперевозчикам для развития этого бизнеса все равно пришлось бы брать в крупнейших российских банках — больше негде. Инвесторы из других секторов в свете того, что происходит с российской экономикой и случилось с авиакомпанией «Трансаэро», тоже не горят желанием заходить в авиабизнес.
Вот и приходится подключать главные государственные кошельки — кого же еще? Их у нас, по сути, три: ВЭБ, Сбербанк и ВТБ. Но Внешэкономбанк имеет многомиллиардные убытки и пока не может выйти хотя бы на минимальную прибыль даже в планах на ближайшие годы. Остаются Сбербанк и ВТБ. Они прибыльны. Когда им скажут создавать авиакомпанию, они не станут задавать государству неприятный вопрос «А что нам за это будет?». Будут субсидии от государства. Не будет наказания, если проект окажется сильно убыточным или вовсе не будет доведен до реализации — не для того же существуют Сбербанк и ВТБ, чтобы Герман Греф и Андрей Костин управляли самолетами и летчиками. К тому же если они это сами придумали, а не правительство попросило, то сами могут и передумать.
Конкуренция в авиаперевозках нужна, спору нет. В нашей стране, с ее гигантскими расстояниями, внутренние авиационные перевозки между регионами действительно остаются большой проблемой. Только конкуренция в сегодняшней России — это когда государство конкурирует с самим собой за государственные деньги. Такую конкуренцию невозможно проиграть. Но и выиграть невозможно.
Китайцы смогут платить через AliPay в России без POS-терминала
Теперь приезжающие в Россию китайцы смогут оплачивать товары и услуги через AliPay напрямую через кассу торговой точки, без использования POS-терминала. Об этом Банки.ру рассказали в банке «Русский Стандарт». Совместно с компанией Hospitality & Retail Systems (HRS) он разработал специальный интерфейс для такого вида оплаты. Новый сервис доступен для держателей карт China Union Pay и других карт, эмитированных китайскими банками.
Для того чтобы совершить покупку с помощью AliPay на кассе, достаточно показать кассиру автоматически сформированный в платежном приложении QR-код на смартфоне, планшете или ином гаджете с предустановленным AliPay, привязанным к банковской карте.
В «Русском Стандарте» ожидают, что новый сервис будет особенно популярен в отелях и ресторанах, поскольку позволит им разместить свои названия в маркетинговом справочнике AliPay, который доступен всем его пользователям. В банке рассказали, что крупнейшие отели в России уже проявляют заинтересованность в сервисе. Тем более что для жителей Поднебесной Россия сейчас является достаточно популярным туристическим направлением.
Платежная система AliPay была основана в 2004 году, она входит в Alibaba Group. На сегодняшний день AliPay используют более 520 млн человек только в Китае.
В «Билайне» трудоустроили первого робота
«Билайн» в рамках проекта по роботизации процессов впервые трудоустроил робота RobBee, в обязанности которого входят проверка и учет кассовых операций.
RobBee проверяет поступление инкассированных денежных средств в банк, выявляет недостачи, проверяет поступление платежей по банковским картам, выявляет ошибки, проверяет соответствие сумм кассовых операций по данным налоговой инспекции, своевременно информирует участников процесса о найденных расхождениях и контролирует их устранение, говорится в сообщении компании.
Благодаря RobBee удалось отказаться от визуальной проверки более чем 90% кассовых документов, снизить трудоемкость процесса в четыре раза, повысить скорость выполнения операций на 30%. В два раза увеличился объем выполняемых действий без найма дополнительных сотрудников. Предполагается, что в первый год работы робота расходы сократятся на 36 млн рублей, а окупаемость проекта составит семь месяцев.
По словам партнера EY Алексея Аммосова, дальнейшими шагами могут стать масштабирование, а также обогащение систем RPA когнитивными технологиями, элементами машинного обучения и расширенными возможностями коммуникаций (чат-боты).
Внедрение робота проводилось в рамках проекта «Повышение эффективности Объединенного центра обслуживания (ОЦО) «ВымпелКом» в г. Ярославле». В создании алгоритмов искусственного интеллекта приняли участие сотрудники бухгалтерии и службы управления эффективности ОЦО при поддержке IT. Настройкой, обучением и внедрением робота занималась команда экспертов центра роботизации ОЦО совместно с