ОБЗОР СМИ
Информация о заседании Национального финансового совета
Национальный финансовый совет на заседании 7 декабря 2018 года рассмотрел Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов, информацию Совета директоров Банка России по основным вопросам деятельности Банка России в III квартале 2018 года.
Члены НФС обсудили отчет Банка России о реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации (ОНРФР) в 2016 — 2018 годах и проект ОНРФР на период 2019 — 2021 годов.
Участники заседания заслушали информацию о ходе реализации Банком России основных направлений развития финансовых технологий на период 2018 — 2020 годов и развитии национальной платежной системы Российской Федерации, а также о деятельности службы главного аудитора Банка России в 2018 году.
Национальный финансовый совет утвердил нормативные акты Банка России по вопросам ведения в Банке России бухгалтерского учета и общие объемы расходов на содержание служащих Банка России, на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальных вложений, прочих административно-хозяйственных расходов Банка России на 2019 год.
Состоялось первое заседание Совета Cлужбы финансового уполномоченного
Совет Cлужбы финансового уполномоченного на первом заседании, которое прошло 7 декабря 2018 года, принял ключевые решения по организации деятельности Автономной некоммерческой организации «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного» (АНО «СОДФУ»), учрежденной в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Председателем Совета Cлужбы избран Сергей Швецов, первый заместитель Председателя Банка России.
Также в ходе заседания было утверждено Положение о Совете Cлужбы финансового уполномоченного, определена структура центрального аппарата АНО «СОДФУ», обсуждалась структура региональных представительств Cлужбы на основе территориальной модели развития. Установлен порядок ведения личного кабинета финансовой организации и личного кабинета гражданина на официальном сайте Службы, обсуждался также ряд других вопросов.
Выплаты по страхованию жизни удвоились в связи с завершением договоров
За 9 месяцев 2018 года страховой рынок вырос на 13,7% (годом ранее – 8,7%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, объем взносов достиг 1093,8 млрд рублей, следует из статистики, опубликованной на сайте Банка России.
Рост страхования жизни замедлился до 40,7% (-15,8 п.п.), но остался фундаментальной основой развития рынка. В результате доля сегмента достигла 29,7% совокупных премий (+5,7 п.п. за год). Взносы по страхованию жизни заемщика (13,2% от взносов по страхованию жизни) увеличились за 9 месяцев 2018 года на 33,5% по сравнению со значением за аналогичный период предыдущего года, что непосредственно связано с увеличением объемов кредитов, предоставленных физическим лицам.
Темпы прироста прочего страхования жизни, включающего страхование жизни с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика (ИСЖ), напротив, снизились до 42,0% (63,9% годом ранее), что стало причиной ухудшения совокупной динамики.
Рост кредитования оказал положительное влияние также на сегмент страхования от несчастных случаев и болезней (рост взносов на 30,3%). Темпы прироста добровольного медицинского страхования (ДМС) и страхования автокаско составили 7,4 и 2,9% соответственно.
В сегменте обязательного автострахования наблюдается стагнация (снижение премий на -0,1%). Одновременно произошло значительное падение выплат (на 30,8%), что может быть связано с расширением практики натурального возмещения вреда (восстановительного ремонта транспортного средства), а также более качественной работы по урегулированию убытков.
Совокупные выплаты по итогам 9 месяцев 2018 года уменьшились на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 369,0 млрд рублей. Страховые выплаты по страхованию жизни выросли на 94,2%, до 32,4 млрд рублей, что вызвано истечением срока действия заключенных ранее среднесрочных договоров.
Карты на стол: почему власти хотят снизить комиссии за безналичные оплаты
Вице-премьер Дмитрий Козак поручил подготовить предложения о снижении комиссии при расчетах банковскими картами в магазинах. Объем безналичных оплат растет, но чрезмерно высокие комиссии этому процессу мешают, говорит бизнес.
До 1 февраля Банк России, Минфин, Федеральная антимонопольная служба и бизнес должны представить в правительство предложения о снижении размера комиссионного вознаграждения при покупках банковскими картами в магазинах, рассказал РБК Сергей Беляков, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ; члены ассоциации — «Магнит», «М.Видео-Эльдорадо», X5 Retail Group, «Снежная королева», «Лента» и другие крупнейшие ретейлеры). Соответствующее поручение ведомства получили по итогам совещания вице-премьера Дмитрия Козака с представителями российского розничного бизнеса, которое состоялось на прошлой неделе, подтвердил РБК представитель замглавы правительства Илья Джус. «Покупатели не должны переплачивать за свое право использовать удобные и современные средства оплаты», — пояснил он позицию вице-премьера. У РБК есть протокол совещания.
Как поясняет участник совещания у Козака, проблема комиссионного вознаграждения в первую очередь актуальна для non-food-ретейлеров. «Проблема в том, что ставки за обслуживание операций по оплате через банковскую карту для non-food сегмента выше, чем в food-ретейле, — рассказывает собеседник РБК. — Это создает дополнительные финансовые издержки для сегмента, поскольку объем таких операций значительный. Взимаемый процент должен быть разумным и соответствовать ставкам продовольственного ретейла и ставкам для международных компаний на территориях других государств».
Что не так с размером комиссии при оплате картой, по мнению ретейлеров
Проблему высоких ставок банковского обслуживания при безналичных платежах и их неравномерности для разных сегментов торговли ретейлеры обсуждают не первый год. Еще в 2016 году бизнес (Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, «ОПОРА России», АКОРТ, Ассоциация компаний интернет-торговли) обратился в ФАС «в связи с обстоятельствами, которые свидетельствуют о наличии признаков нарушения» в действиях международных платежных систем Visa и MasterCard. Как указывали обратившиеся, высокая стоимость работы с транзакциями является одним из главных факторов, сдерживающих развитие безналичных платежей.
Кроме того, ассоциации обращали внимание регулятора на разницу в ставках межбанковской комиссии для разных торговых категорий: продовольственные товары — 1,3%, бензин — 1,2%, оплата услуг турагентства — 1%, реализация непродовольственных товаров — 1,6%. Но ФАС по итогам проверки нарушений в работе платежных систем не нашла.
«То, что этот вопрос вновь поднимается на уровне вице-премьера, означает, что проблема все же существует, несмотря на позицию ФАС», — отмечает представитель РАТЭК Антон Гуськов. По его словам, разница в размере комиссии по-прежнему остается «абсолютно необъяснимой»: для одного и того же товара, проданного разными магазинами, она может различаться кратно. «В специализированной электронной рознице доля безналичного расчета уже в районе 50% и продолжает увеличиваться, — отмечает Гуськов. — Если удастся снизить размер комиссии, безусловно, ретейлеры смогут сократить издержи и эффективнее сдерживать рост цен».
Россияне и «пластик»
Безналичная оплата с каждым годом становится все более привычной формой расчетов у россиян, следует из данных MasterIndex, ежегодного исследования MasterCard: если в 2009 году наличностью при расчетах пользовалось 84% респондентов, то по итогам 2017-го таких было только 23%. Самый высокий процент респондентов, которые предпочитают только безналичную оплату, проживает в Северо-Западном округе (34%). Жители Дальневосточного округа чаще других россиян используют банковские карты в супермаркетах (87% респондентов). Больше, чем в других регионах рассчитываться традиционно — наличностью — предпочитают в Уральском округе (38%). Наибольшая доля имеющих карту — среди молодых людей от 25 до 34 лет (91%), а также среди людей с высшим образованием (90%), следует из данных опроса Аналитического центра НАФИ. В России карты одинаково распространены почти во всех типах населенных пунктов (уровень проникновения — 78–86%).
Что про снижение комиссии думают банки
Данный вопрос неоднократно обсуждался с ВТБ на разных площадках, говорит вице-президент, директор департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек. «ВТБ готов снижать комиссию при покупках банковскими картами в магазинах, если для этого сложились благоприятные условия», — отметил он.
Торговая уступка, или комиссионное вознаграждение, которую торговая сеть платит банку-эквайеру, рассчитывается от установленной рынком interchange — комиссии, которую с банков берет платежная система, чтобы перечислить деньги от банка-эквайера банку-получателю, объясняет председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева. Например, у международных платежных систем interchange в России обычно 1,5%, тогда торговая уступка возрастает до 2% и более. «Это очень высокие комиссии для оплаты — Европа и Америка отрегулировали эти тарифы, interchange по дебетовым картам у них 0,2%, по кредитным — 0,3%», — отмечает она.
Это своевременное предложение со стороны правительства, так как цена на товар в магазинах складывается с учетом торговой уступки, а значит, берется из нашего кармана — при снижении комиссионного вознаграждения торговые сети могут снизить цену на товар, говорит Обаева. «Если смотреть на развитые страны, то они в итоге пришли к регулированию тарифов при всей демократии, так как поняли, что с этим невозможно бороться рыночными методами», — отмечает эксперт. По ее мнению, если не снижать комиссии, то розница будет активнее переходить на наличные деньги или на переводы p2p.
Транзакционные комиссии платежных систем исчисляются в иностранной валюте и не менялись десятилетиями — эти комиссии оказывают существенное давление в первую очередь на продуктовую розницу, где средний чек покупки при безналичной оплате приблизился к размеру среднего чека при наличном расчете, говорит руководитель по развитию эквайринга Альфа-банка Денис Хренов. При этом за каждую транзакцию платежные системы в большинстве случаев берут плату и с банка-эмитента, и с банка-эквайера: снижение указанных комиссий может существенно повлиять на рынок, считает эксперт.
«А вот давление на комиссии, возмещаемые эмитентам, очевидно, приведет к сворачиванию программ лояльности для держателей карт, что может повлиять в среднесрочной перспективе на охлаждение рынка безналичных платежей, сыграв таким образом против самих ретейлеров», — уверен Хренов. Большинство экспертов платежного рынка считают, что уменьшение эквайринговых комиссий с большой вероятностью приведет не к снижению цены «товара на полке», а к росту доходов ретейлеров, одновременно уменьшив поддержку покупателей, резюмирует Хренов.
При этом глава Национальной системы платежных карт Владимир Комлев отмечал ранее, что регулировать тарифы на платежном рынке нельзя. «Конкуренция очень высокая, поэтому изменение ставки interchange очень быстро будет транслироваться банком-эквайером в рамках борьбы за клиента на торгово-сервисное предприятие, в результате чего те или иные сегменты начнут получать правильную ставку торговой уступки от своих банков. Здесь работает рынок, здесь нельзя заниматься регулированием», — считает он.
Поручение Козака в Минфин России пока не поступало, рассказали в пресс-службе министерства. В ФАС, ЦБ, MasterCard и Visa не ответили на запрос РБК на момент публикации.
ЦБ заглянет в нероссийские кошельки
Платежам уточняют регулирование
В Госдуму внесены два значимых для платежного рынка законопроекта — о регулировании работы в России иностранных электронных кошельков и платежных систем и о работе банковских платежных агентов и платежных приложений в мобильных телефонах. Оба документа направленны на защиту прав и интересов клиентов и значительно расширяют полномочия Банка России в регулировании платежной отрасли.
В Госдуму внесены проекты поправок к закону «О национальной платежной системе». Один (№603170–7) фактически запрещает иностранным операторам проводить электронные платежи россиян без оператора платежной системы, зарегистрированного в реестре ЦБ, и предписывает уведомлять регулятора о начале работы в качестве оператора электронных кошельков. В пояснительной записке указывается, что речь идет об изменении схемы работы в России Alipay, WeChat и т. п. Кроме того, законопроектом планируется ввести ограничения для работы в России иностранных платежных систем. Для продолжения работы придется открыть юрлицо в РФ, изменить свои правила в соответствии с российским законодательством и войти в реестр ЦБ. Как следует из пояснительной записки, речь идет о MoneyGram, Intel Express и т. д.
Второй проект поправок к тому же закону направлен на регулирование использования банками мобильных платежных приложений. Он был разработан при активном участии ЦБ. Сейчас банки не обязаны уведомлять ЦБ о начале использования Apple Pay, Samsung Pay, MirPay. Проект же вводит такую обязанность и запрет для банков давать доступ поставщикам платежных приложений к аналогам собственноручной подписи, кодам, паролям и иным сведениям, используемым для удостоверения права клиента распоряжаться денежными средствами. Кроме того, возможность использования приложения должна быть указана в договоре с клиентом с указанием всех рисков и ограничений.
Еще один важный момент документа касается платежных агрегаторов, которые на основании договоров с банками обеспечивают обработку информации по операциям с платежными картами, электронными кошельками в пользу торгово-сервисных предприятий. Таких агрегаторов в стране около 40 тыс., отмечается в пояснительной записке, их приравняют к банковским платежным агентам (БПА), за чьей деятельностью будут присматривать ФНС и ЦБ. Расчеты с гражданами такие агенты будут проводить через специальный счет. «В случае банкротства БПА средства со специального счета в конкурсную массу не включаются, арест на них также не может быть наложен,— отметила предправления НП НПС Алма Обаева.— Это крайне важная норма, так как сейчас при банкротстве такого агента средства граждан никак не защищены».
«Сейчас иностранные платежные системы — нерегулируемая вообще часть российского финансового рынка» — Анатолий Аксаков, глава комитета Госдумы по финансовому рынку, 6 декабря
Банки, как и сейчас, продолжат работать с иностранными платежными системами на основании договоров. Информация о таких иностранных платежных системах будет в реестре Банка России, порядок предоставления и состав информации для включения в реестр будут детализированы на уровне нормативных актов регулятора. Что касается операций с электронными кошельками, то российские кошельки продолжат свое развитие. Так, законопроект предусматривает разрешить перевод средств между кошельками юрлиц и ИП. Возможность совершать платежи у иностранных граждан также сохранится. Как и сейчас, они смогут заплатить за товары и услуги в России имеющимися у них платежными инструментами через российские банки-эквайеры.
Как пояснил “Ъ” глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков, цель изменений — установление контроля и в то же время защита интересов граждан. По словам директора НПА Марии Михайловой, данные новации позволят гражданам в том числе обращаться в случае проблем в ЦБ, Роспотребнадзор и т. д. Однако захотят ли иностранные игроки, которых затрагивает новое регулирование, играть по предложенным правилам — большой вопрос, добавляет эксперт. В Alipay “Ъ” сообщили, что изучают поправки к законодательству, в Samsung Electronics отказались от комментариев, в Apple, Google и WeChat на запросы “Ъ” не ответили.
Оба документа планируют ввести в действие с момента опубликования. При этом банкам дается полгода на информирование ЦБ о заключенных с иностранными поставщиками платежных услуг договорах и 270 дней на прекращение трансграничных переводов денежных средств физических лиц в рамках иностранных платежных систем и информация об операторах которых не включена реестр ЦБ. Иностранцам же дается 180 дней на приведение своей деятельности в соответствие с новыми требованиями. Также полгода дается банкам на информирование регулятора о поставщиках платежных приложений.
Сервисам AliPay и WeChat запретят переводить деньги россиян
В Госдуму 7 декабря внесен законопроект, ужесточающий контроль за деятельностью в России иностранных платежных систем (MoneyGram, Intel Express) и электронных платежных сервисов (AliPay, WeChat и других). В числе авторов поправок в закон о Национальной платежной системе (НПС) — глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков и первый зампред комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев.
Согласно документу, иностранным поставщикам платежных услуг, или электронным кошелькам, запретят оказывать россиянам услуги по переводу денежных средств, а российским банкам — обеспечивать такие переводы. Такие кошельки смогут работать на территории России только со своими клиентами-нерезидентами, следует из законопроекта.
Он также обязывает иностранные платежные системы, не имеющие зарегистрированного в России оператора, открыть в стране представительство и согласовывать правила работы с ЦБ.
«Предоставление иностранных электронных кошельков российским пользователям ограничивается в целях стимулирования развития российских платежных инструментов и технологий и направлено на защиту интересов наших граждан и банков», — прокомментировали РБК эту законодательную инициативу в ЦБ. Российские кошельки продолжат свое развитие, добавили там: в частности, предполагается разрешить перевод средств между кошельками юрлиц и индивидуальных предпринимателей.
Новые требования к кошелькам
Законопроект вводит в законодательство новое понятие — «иностранные поставщики платежных услуг». Это зарубежная организация, имеющая право оказывать услуги по переводу денежных средств в соответствии с законодательством государства, на территории которого она зарегистрирована. Под это определение, в частности, попадают китайские электронные кошельки WeChat и AliPay.
Поправки к закону об НПС вводят прямой запрет на оказание такими сервисами услуг гражданам России. Кроме того, российские банки смогут запрашивать у них информацию для соблюдения законодательства о противодействии отмыванию доходов, а ЦБ — получать от банков документы и «иную необходимую информацию» о взаимодействии с электронными кошельками. В обычном случае банки будут работать с иностранными поставщиками платежных услуг по договорам (подлежат предоставлению в ЦБ), но если и банк, и кошелек являются участниками одной платежной системы, то переводы нерезидентам могут осуществляться без договора.
Нельзя без российской лицензии
Поправки напрямую вводят для иностранных электронных кошельков запрет на работу с россиянами, поясняет председатель правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров. «Но наличие лицензии на работу с рублями и валютой, как, например, у российской «дочки» PayPal — небанковской кредитной организации, позволит им избежать этих ограничений», — полагает он.
В настоящее время в России из иностранных электронных кошельков только PayPal имеет собственную небанковскую кредитную организацию, владеющую лицензией на банковские операции со средствами в рублях и валюте. Остальные для оказания своих услуг заключают договоры с кредитными организациями в качестве иностранной компании.
Крупнейшие китайские кошельки AliPay (аффилирован с Alibaba Group, насчитывает 520 млн пользователей) и WeChat Pay (привязан к мессенджеру WeChat почти с 1 млрд клиентов) оказывают на российском рынке услуги по обеспечению платежей китайских туристов, студентов и других граждан КНР, приехавших в Россию. Системы работают через российских партнеров, заключая договоры по приему платежей с магазинами.
Чтобы локализоваться для российских пользователей, AliPay сначала нужно набрать достаточное количество таких партнеров и выстроить процедуру взаимодействия с ними, рассказывал ранее генеральный директор AliPay в России Богдан Задорожный.
Декабрьскую законодательную инициативу в AliPay по существу не прокомментировали. «Мы не комментируем непринятые законопроекты. В любом случае во всех странах мира Ant Financial (в которую входит AliPay) всегда соблюдает местное законодательство и будет делать это в России», — заявил РБК Задорожный.
Что касается WeChat, то поправки в закон на ее текущей деятельности в России не отразятся, сказал РБК Игорь Ключников, предправления НКО «Русское финансовое общество» — расчетного центра платежной системы Sendy, через которую на российском рынке работает китайский поставщик платежных услуг. У НКО «есть все необходимые лицензии и разрешения Банка России для организации приема WeChat в России», отметил он, не исключив, что после вступления нового закона в силу появятся новые формы отчетности перед ЦБ. «Вопрос об оказании услуг WeChat российским гражданам — в компетенции WeChat и их стратегии на рынке РФ», — добавил Ключников.
Второй реестр
Внесенный в Госдуму законопроект также ужесточает требования к деятельности иностранных платежных систем и вводит более широкое определение этого понятия. Под иностранной платежной системой предлагается понимать «совокупность организаций, взаимодействующих в целях осуществления трансграничных переводов денежных средств» (раньше этой фразы в определении не было). В отличие от электронных кошельков у такой системы есть оператор и банки-участники, которые придерживаются правил системы, составленных в соответствии с законодательством другого государства. К числу иностранных систем, в частности, можно отнести MoneyGram, Intel Express и т.п., которые заключают соглашения с российскими банками на переводы денег физических лиц между странами.
Visa, MasterCard, American Express, китайская UnionPay или японская JCB под ужесточение законодательства не попадают — у них есть зарегистрированные в России компании-операторы, которые включены в Реестр операторов платежных систем Банка России.
ЦБ давно борется с выводом средств за рубеж. Согласно официальной статистике, с 2015 года объемы вывода упали в пять раз и по итогам 2017 года составили 96 млрд руб. За первое полугодие 2018 года вывод составил 35 млрд руб. Денежные переводы физических лиц — один из возможных каналов вывода, однако в разбивке по схемам ЦБ их в отдельную группу не выделяет. Весной регулятор заявлял, что значительный вывод средств в виде криптовалюты наблюдается через московские рынки ТЦ «Москва», ТК «Садовод» и «Фуд Сити», где 90% продавцов — китайские торговцы и производители. «Мы видим приобретение на большую часть выручки криптовалюты, которая нигде не учитывается в настоящее время. Видим моментальное направление криптовалюты путем электронной почты непосредственно на родину этих торговцев и производителей и ее конвертацию уже в местную валюту», — рассказывал директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрий Полупанов.
В ближайшие полтора года банки переведут на карты «Мир» выплаты пенсий военным, пожарным, сотрудникам органов внутренних дел, ФСИН, Росгвардии и наркоконтроля. Перевод начнется с 1 февраля 2019 года, а после 1 июля 2020 года эти выплаты на карты международных платежных систем станут невозможны, следует из постановления правительства от 1 декабря № 1466.
В этот же срок, к середине 2020 года, как того требует принятый в 2017 году закон, должен быть завершен обмен карт Visa и MasterCard на карты «Мир» у «гражданских» пенсионеров, получающих пенсии из Пенсионного фонда РФ, — в отличие от бюджетников, их переводят на «Мир» более плавно, по мере истечения срока действия имеющихся у них на руках карт. Новые пенсионеры получают только «Мир». Такой же порядок с 1 февраля 2019 года будет действовать в отношении выплат по закону о военных пенсиях (от 12 февраля 1993 № 4468-1). Выпуск и обслуживание карт «Мир» для военных будет бесплатным, так же как и для «гражданских» пенсионеров.
Пенсионная карта «Мир» для военных будет бесплатной, она может быть кобейджинговой и бесконтактной
Военные пенсионеры получают пенсию за выслугу лет или по инвалидности по линии минобороны, МВД и ряда других силовых ведомств. Они не упомянуты в законе о переводе выплат бюджетникам на «Мир», но тот оставляет правительству право по согласованию с ЦБ дополнять перечень выплат, идущих только через «Мир». Правительство впервые воспользовалось такой возможностью. «У военных пенсионеров будет возможность оформить для получения выплат кобейджинговую карту (т.е. совместную карту двух платежных систем — «Мир» и одной из международных: Maestro, Union Pay или JCB, — которой можно расплачиваться не только в нашей стране, но и за рубежом), если банк, в котором они получают пенсию, уже осуществляет выпуск таких карт, — объясняет представитель Национальной системы платежных карт (оператор карт «Мир»). — Карта также может быть бесконтактной, к выпуску таких карт «Мир» уже приступили многие банки, в том числе крупнейшие». С точки зрения держателя карты ключевое требование — бесконтактный модуль, чтобы не приходилось вводить пин-код даже при небольших покупках.
У военных пенсионеров также сохраняется возможность получать пенсию наличными.
Хакеры заработали на трансакциях
15 лет колонии строгого режима запросило обвинение для уроженца Украины Юрия Лысенко, обвиняемого в создании преступного сообщества хакеров, похитивших через интернет у ряда крупных российских банков более 1 млрд руб. Для его 13 сообщников прокурор запросил от 6,5 лет до 12 лет. Впрочем, адвокаты настаивают на невиновности подзащитных, утверждая, что те стали жертвой оговора их бывшего подельника, давшего показания на остальных в рамках досудебного соглашения.
По версии следствия, организатором ОПС является неработающий гражданин Украины Юрий Лысенко. По материалам дела, в период с июля по ноябрь 2014 года он вовлек в деятельность ОПС около двух десятков россиян для совместного хищения средств коммерческих банков. Следствие считает, что деньги похищались с помощью специальной программы, которая позволяла снимать их со счетов клиентов банков, а затем восстанавливала баланс за счет средств уже самих финансовых структур.
Как пояснила в суде прокурор, фигуранты могли положить на карту банка 200 тыс. руб., после чего перевести их на другую карту. Потом запускалась троянская программа, отменявшая трансакцию. Посчитав, что перевод не удался, банки возвращали на счет отправителя эти деньги, но уже из собственных средств. В результате на руках хакеров оказывалась вдвое большая сумма. Таким способом, по подсчетам следствия, было похищено более 1 млрд руб. Кроме того, говорится в деле, с марта по июль 2015 года хакеры присвоили еще более 5,7 млн руб. путем установки в различных банкоматах специальных устройств, позволяющих управлять процессом выдачи банкнот. Как было установлено следствием, в целом от действий ОПС пострадали Промсвязьбанк, банки «Зенит», «Траст», «Уралсиб» и ряд небольших кредитных учреждений, признанных теперь потерпевшими по делу.
Перед судом в итоге кроме Юрия Лысенко предстали 13 человек: Евгений Воробьев, Иван Крылов, Артем Мазуренко, Михаил Воробьев, Антон Екименко, Денис Гринев, Максим Усатов, Сергей Махничев, Николай Миловидов, Михаил Орешкин, Олег Родин, Никита Хаджибекян и Сергей Чистов. В зависимости от роли каждого прокурор просил признать их виновными по ч. 1 и ч. 2 ст. 210, ч. 4 ст. 159.6, ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 158 УК РФ (организация преступного сообщества и участие в нем; мошенничество в сфере компьютерной информации; кража). Для предполагаемого организатора ОПС Лысенко гособвинитель потребовал 15 лет колонии строгого режима, Хаджибекяна, Миловидова и Орешкина, содержавшихся, как и Лысенко, под стражей — приговорить к лишению свободы на сроки от 7 до 12 лет. Для оставшихся десяти фигурантов, которые находятся под подпиской о невыезде и на процесс приходят самостоятельно, гособвинение запросило от 6,5 лет до 10 лет колонии общего режима.
Теперь в суде должны выступить адвокаты. Поскольку большинство обвиняемых своей вины не признало, защита постарается доказать непричастность подсудимых к преступлениям. При этом адвокаты будут ссылаться на противоречия в судебной экспертизе, где утверждается, что хакеры создали на базе программ Montero и Software собственную, позволявшую отменять трансакцию при переводе денег с карты на карту. При этом, по данным защиты, сами производители программ Montero и Software в ответах на адвокатские запросы утверждали, что подобная хакерская программа не могла существовать в принципе. Причем этот тезис якобы подтвердили и российские эксперты в суде. Зато автор экспертизы, назначенной судом, для дачи пояснений на процесс так и не явился.
Также защита намерена опровергнуть обвинение Лысенко в создании ОПС, поскольку из материалов дела следует, что его предполагаемые участники до з