ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 17.12.2018

ОБЗОР СМИ

Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 14 декабря 2018 года

Сегодня Совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку на 0,25 процентного пункта, до 7,75% годовых. Данный шаг направлен на то, чтобы ограничить масштаб инфляционных рисков в наступающем году. Чуть позже я расскажу о логике этого решения более подробно.

Второе решение, которое принято сегодня, – это возобновление регулярных покупок иностранной валюты в рамках бюджетного правила. Мы начнем эти операции с 15 января. Как мы уже отмечали ранее, отложенные покупки будут происходить постепенно, в течение нескольких лет. Решение об отложенных в 2018 году покупках валюты в рамках бюджетного правила мы будем принимать отдельно, после возобновления регулярных покупок. Все это уже учтено в нашем прогнозе.

Теперь подробнее о самом решении по ключевой ставке. На сегодняшнем заседании Совет директоров детально рассматривал аргументы как за сохранение, так и за повышение ставки.

Основной аргумент в пользу сохранения ключевой ставки – это динамика внутреннего спроса. Темпы его расширения остаются умеренными и не создают инфляционных рисков. Особенно это касается потребления. В октябре годовой рост оборота розничной торговли составил 1,9%. Руководители наших территориальных подразделений, которые регулярно принимают участие в подготовке решения по ключевой ставке, отмечают низкий спрос и неоднородность динамики потребления по регионам. Годовой рост зарплат также существенно замедлился с пиковых значений начала года.

Норма сбережения после значительного снижения в II–III кварталах в последние месяцы постепенно восстанавливается. Возобновился рост депозитов населения. Этому способствует уровень реальных процентных ставок, которые остаются привлекательными для вкладчиков. В свете этого уверенный рост розничного кредитования оказывает поддержку потребительскому спросу, но не создает инфляционных рисков. В целом модель поведения населения меняется в соответствии с нашими ожиданиями.

Но больше аргументов, которые указывают на необходимость увеличения ключевой ставки.

Какие это аргументы? Они связаны и с внешними, и с внутренними факторами.

Среди внешних факторов, во-первых, это по-прежнему ситуация и в мировой экономике в целом, и в странах с формирующимися рынками. Да, в этом квартале глобальные финансовые рынки менее волатильны, чем в августе-сентябре. Отчасти благодаря пересмотру ожиданий по денежно-кредитной политике крупнейших центральных банков. Возможно, что ее нормализация в следующем году будет происходить более медленно, чем предполагалось ранее, что снижает риски оттока капитала с развивающихся рынков. Однако важно учитывать, что пересмотр ожиданий по изменению политики ключевых центральных банков связан со снижением прогнозов темпов роста крупнейших экономик на предстоящий год. Также и текущее затишье торговых споров может оказаться не более чем временным перемирием. Для стран с формирующимися рынками это весьма чувствительные риски.

Во-вторых, есть риск возникновения избыточного предложения на рынке нефти в 2019 году. Отчасти в связи с пересмотром вниз перспектив роста глобального спроса. Но главным образом – из-за стремительного наращивания добычи в США. ОПЕК и другие страны – экспортеры нефти в начале декабря согласовали сокращение добычи на 2019 год. Но события этого года наглядно показывают, как быстро производители могут наращивать добычу сланцевой нефти при сохранении высоких цен.

Еще одним значимым внешним фактором остаются геополитические риски, как связанные непосредственно с Россией, так и затрагивающие другие страны и регионы.

В части внутренних факторов пока сохраняется неопределенность относительно того, как отреагируют цены на повышение НДС; как отразится на инфляции ослабление рубля, которое произошло в этом году; насколько все это скажется на инфляционных ожиданиях. То есть неопределенность динамики цен связана как с оценкой прямого эффекта проинфляционных факторов, так и с масштабом вторичных эффектов, которые зависят от инфляционных ожиданий.

Так, в базовом сценарии мы исходим из того, что вклад повышения НДС в инфляцию составит около 1 процентного пункта. Но при этом интервал возможных оценок этого вклада весьма широк – от 0,6 до 1,5 процентного пункта.

Масштаб вторичных эффектов оценить еще сложнее. Даже временное ускорение роста цен повышает инфляционные ожидания и населения, и предприятий. Мы это наглядно наблюдали на примере резкого роста цен на бензин в мае-июне этого года. Цена бензина во втором полугодии остается стабильной. Но опросы по-прежнему показывают высокую обеспокоенность населения удорожанием бензина.

Инфляционные ожидания остаются незаякоренными. А это означает высокую вероятность их повышения в ответ на рост цен из-за увеличения НДС. Поэтому мы не можем рассматривать изменение НДС исключительно как разовый фактор.

Повышенные инфляционные ожидания могут изменить потребительское поведение, уменьшить стимулы к сбережениям. В этих условиях у предприятий появится возможность повышать отпускные цены даже тогда, когда действие разовых факторов закончится. Если начнет раскручиваться такая спираль, то инфляционное давление будет нарастать, а инфляция может на продолжительное время закрепиться существенно выше нашей цели 4%. В этом случае потребуется значительное и продолжительное ужесточение денежно-кредитной политики.

Наша задача – максимально снизить риски реализации такого сценария. Кроме того, по итогам 2018 года инфляция сложится вблизи 4%. То есть в следующий год мы входим без запаса по уровню инфляции, который был ранее, а также с прогнозом существенного повышения инфляции в следующем году. Поэтому мы повышаем ключевую ставку. Сейчас, в условиях повышенных рисков, особенно важно действовать с упреждением. Такой подход отражает один из важнейших принципов политики таргетирования инфляции.

Мы ожидаем, что опережающая реакция денежно-кредитной политики позволит ограничить вторичные эффекты и обеспечить снижение инфляции после ее временного повышения. Мы допускаем, что на пике, в марте-апреле, годовая инфляция может превысить 5,5% или даже достичь 6%. После ускорения в I квартале 2019 года инфляция будет замедляться. Если мы ограничим масштаб вторичных эффектов, то с II–III квартала 2019 года квартальный рост цен с поправкой на сезонность составит 1 п.п., т.е. будет соответствовать 4% инфляции в пересчете на год. Следы влияния разовых факторов на годовую инфляцию окончательно исчезнут через год, в I квартале 2020 года.

Теперь несколько слов об экономике и прогнозе. Темпы экономического роста сохраняются вблизи потенциальных. Безработица остается на низком уровне, близком к естественному. При этом мы по-прежнему отмечаем неоднородность в динамике отдельных показателей экономической активности.

Что касается прогноза – он существенно не изменился. Учитывая ситуацию на мировом рынке энергоносителей в последние месяцы, мы несколько пересмотрели вниз траекторию цены на нефть в базовом сценарии. Мы теперь закладываем более быстрое снижение цен на нефть в 2019 году, предполагая, что средняя за год цена на нефть составит 55 долларов США за баррель (вместо 63 долларов США за баррель ранее). Далее – в 2020–2021 годах – она останется в среднем на этом уровне. Мы сохраняем консервативный подход к выбору предпосылок по нефти. И те колебания цен на нефть, которые мы видим в IV квартале (от 85 до 58 долларов США за баррель), показывают, насколько это остается оправданным.

Учитывая действие бюджетного правила, влияние изменения цен на нефть на экономический рост будет ограниченным. Поэтому мы сохраняем прогноз темпов роста ВВП в 1,2–1,7% в 2019 году с возможным повышением до 2–3% в 2021 году по мере реализации Правительством запланированных структурных мер.

Изменение предпосылок по нефти более существенно влияет на наш прогноз платежного баланса. Сальдо текущего счета мы теперь прогнозируем в размере 71 млрд долларов США в 2019 году (по сравнению с 95 млрд долларов США в октябре). Сальдо финансового счета по частному сектору также несколько снижено – до 20 млрд долларов США, по сравнению с 25 млрд долларов США в октябре.

У многих возникает вопрос: почему в следующем году сальдо финансового счета по частному сектору составит 20 млрд долларов США, если в этом году оно прогнозируется на уровне 67 млрд долларов США?

Помимо снижения цен на нефть, причина этого – приостановка и затем возобновление Банком России покупок иностранной валюты на рынке в рамках бюджетного правила. Положительному сальдо текущего счета платежного баланса соответствует либо накопление государственных валютных резервов, либо вывоз капитала.

Это хорошо видно по динамике платежного баланса в этом году. В первом полугодии этого года текущий счет составлял 49 млрд долларов США, накопление валютных резервов – 31 млрд долларов США, а чистый вывоз капитала частным сектором – 13 млрд долларов США. По итогам второго полугодия, когда мы приостановили покупки валюты в рамках бюджетного правила, это соотношение перевернулось. При текущем счете 63 млрд долларов США мы ожидаем вывоз капитала 54 млрд долларов США и накопление валютных резервов – лишь 8 млрд долларов США.

При этом вывоз капитала частного сектора – это или погашение иностранных обязательств, или накопление иностранных активов, в том числе в форме иностранной валюты на счетах в зарубежных банках. Поэтому во втором полугодии, когда накопление государственных резервов приостановилось, значительная часть экспортной выручки если не была направлена на снижение внешней задолженности, то в конечном итоге осела на счетах банков в виде дополнительной валютной ликвидности. Именно поэтому, кстати, мы видели такую достаточно сдержанную реакцию валютного курса на приостановку покупок. Рынок, по сути, продолжал ожидать их возобновления и накапливал активы.

В следующем году в нашем базовом сценарии мы вернемся к ситуации 2017–2018 годов, когда значительная часть нефтяных доходов будет использована для пополнения международных резервов, а вывоз капитала частным сектором снизится. Отмечу, что в этой логике мы не должны увидеть значительной реакции сальдо текущего счета и валютного курса на возобновление покупок.

В заключение хочу повторить, что Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки, принимая во внимание динамику инфляции и экономики относительно прогноза, а также учитывая риски со стороны внешних условий и реакции на них финансовых рынков.

В текущих условиях нам очень важно сохранять консервативный подход в оценке рисков и проведении денежно-кредитной политики. Инфляция находится вблизи 4%. Более того, уже со второй половины 2017 года она не превышала этого уровня. Увеличение инфляции в начале следующего года будет вызвано разовыми факторами, но для того, чтобы ограничить их негативные эффекты и обеспечить быстрое возвращение инфляции к 4%, принципиальным является оперативная реакция денежно-кредитной политики. Последовательная и консервативная денежно-кредитная политика позволит ограничить инфляционные риски и реакцию инфляционных ожиданий. Это создаст условия для смягчения денежно-кредитной политики в конце 2019 – начале 2020 года, если ситуация будет развиваться в соответствии с нашим базовым прогнозом.

Перед тем как перейти к ответам на ваши вопросы, дополнительно коснусь тех изменений, которые мы планируем внести с марта 2019 года в части публикации информации по итогам решений по ключевой ставке. Во-первых, мы планируем включать таблицу с обновленным прогнозом в пресс-релиз по ключевой ставке по итогам опорных заседаний Совета директоров. Во-вторых, мы будем публиковать Доклад о денежно-кредитной политике через неделю после заседания Совета директоров. Это позволит более полно отражать в нем логику принятого решения.

Банк России

Банк России аккредитовал рублевую депозитную ставку RUONIA

Банк России признал удовлетворительным  качество формирования рублевой депозитной ставки овернайт российского межбанковского рынка RUONIA Саморегулируемой организации «Национальная финансовая ассоциация» (СРО НФА).

Взвешенная ставка однодневных межбанковских рублевых кредитов (депозитов) RUONIA отражает оценку стоимости необеспеченного рублевого заимствования на условиях овернайт стандартным заемщиком из числа российских банков с минимальным кредитным риском.

Расчет ставки RUONIA осуществляется Банком России по методике, разработанной СРО НФА, на основе информации о депозитных сделках банков-участников между собой, полученной по форме отчетности 0409701 «Отчет об операциях на валютных и денежных рынках».

Ставка RUONIA отвечает требованиям Банка России, основанным на Принципах для финансовых индикаторов Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

Банк России

Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 0,25 процентного пункта, до 7,75% годовых 

Совет директоров Банка России 14 декабря 2018 года принял решение повысить ключевую ставку на 0,25 процентного пункта, до 7,75% годовых. Принятое решение носит упреждающий характер и направлено на ограничение инфляционных рисков, которые остаются на повышенном уровне, особенно на краткосрочном горизонте. Сохраняется неопределенность относительно дальнейшего развития внешних условий, а также реакции цен и инфляционных ожиданий на предстоящее повышение НДС. Повышение ключевой ставки позволит предотвратить устойчивое закрепление инфляции на уровне, существенно превышающем цель Банка России. С учетом принятого решения Банк России прогнозирует годовую инфляцию в интервале 5,0–5,5% по итогам 2019 года с возвращением к 4% в 2020 году. Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки, принимая во внимание динамику инфляции и экономики относительно прогноза, а также учитывая риски со стороны внешних условий и реакции на них финансовых рынков. 

Динамика инфляции. По итогам 2018 года инфляция ожидается вблизи 4%, что соответствует цели Банка РоссииВ ноябре годовой темп прироста потребительских цен увеличился до 3,8% (3,9%, по оценке на 10 декабря). Рост годовой инфляции в ноябре в основном связан с увеличением с 2,7 до 3,5% темпа прироста цен на продовольственные товары. Этому способствовало изменение баланса спроса и предложения на отдельных продовольственных рынках. Продолжается подстройка цен к произошедшему с начала года ослаблению рубля. На темпах роста потребительских цен уже начинает сказываться предстоящее с 1 января 2019 года повышение НДС. Большинство показателей инфляции, характеризующих наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценке Банка России, демонстрируют рост.

Ценовые ожидания предприятий увеличились в связи с произошедшим с начала года ослаблением рубля и предстоящим повышением НДС. Инфляционные ожидания населения повысились в ноябре. Сохраняется неопределенность относительно их дальнейшей динамики.

Ситуация на внутреннем финансовом рынке в ноябре — первой половине декабря оставалась стабильной, не создавая дополнительных проинфляционных рисков.

По прогнозу Банка России, темпы прироста потребительских цен составят 3,9–4,2% к концу 2018 года. Под действием повышения НДС и произошедшего в 2018 году ослабления рубля годовая инфляция временно ускорится, достигнув максимума в первом полугодии 2019 года, и составит 5,0–5,5% на конец 2019 года. Квартальные темпы прироста потребительских цен в годовом выражении замедлятся до 4% уже во втором полугодии 2019 года. Годовая инфляция вернется к 4% в первой половине 2020 года, когда эффекты произошедшего ослабления рубля и повышения НДС будут исчерпаны. Повышение ключевой ставки носит упреждающий характер и позволит ограничить риски закрепления инфляции на уровне, существенно превышающем цель Банка России. Прогноз учитывает принятое Банком России решение о возобновлении регулярных покупок иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках бюджетного правила с 15 января 2019 года. 

Денежно-кредитные условия. Продолжается некоторое ужесточение денежно-кредитных условий. Доходности ОФЗ остаются заметно выше уровней I квартала текущего года. Происходит дальнейшее повышение процентных ставок на депозитно-кредитном рынке. Повышение ключевой ставки Банком России будет способствовать сохранению положительных реальных процентных ставок по депозитам, что поддержит привлекательность сбережений и сбалансированный рост потребления. 

Экономическая активность. Рост российской экономики несколько замедлился, оставаясь вблизи потенциального. Годовой темп прироста ВВП снизился до 1,5% по итогам III квартала, что соответствует прогнозу Банка России и преимущественно связано с эффектом высокой базы в сельском хозяйстве. В октябре продолжился годовой рост промышленного производства, его динамика остается неоднородной по отраслям. Потребительский спрос растет меньшими темпами, чем в предыдущие месяцы. Его расширение происходит преимущественно за счет покупок непродовольственных товаров. В III квартале продолжился рост инвестиционной активности. Банк России сохраняет прогноз темпа прироста ВВП в 2018 году в интервале 1,5–2%.

Взгляд Банка России на среднесрочные перспективы роста российской экономики также существенно не изменился. Благодаря действию бюджетного правила снижение среднегодовой цены на нефть в базовом сценарии с 63 до 55 долл. США за баррель в 2019 году отразится на основных макроэкономических параметрах незначительно. В 2019 году планируемое повышение НДС может оказать небольшое сдерживающее влияние на деловую активность, преимущественно в начале года. Дополнительные полученные бюджетные средства уже в 2019 году будут направлены на повышение государственных расходов, в том числе инвестиционного характера. В результате, по прогнозу Банка России, темп прироста ВВП в 2019 году будет в границах 1,2–1,7%. В последующие годы возможно повышение темпов экономического роста по мере реализации запланированных структурных мер. 

Инфляционные риски. Баланс рисков остается смещенным в сторону проинфляционных рисков, особенно на краткосрочном горизонте. Сохраняется высокая неопределенность относительно дальнейшего развития внешних условий и их влияния на цены финансовых активов. Цены на нефть в IV квартале остаются выше 55 долл. США за баррель, заложенных в предпосылки базового сценария на 2019-2021 годы. Вместе с тем возросли риски превышения предложения над спросом на рынке нефти в 2019 году.

Возможный отток капитала из стран с формирующимися рынками и геополитические факторы могут привести к усилению волатильности на финансовых рынках и оказать влияние на курсовые и инфляционные ожидания.

Сохраняется неопределенность относительно реакции цен и инфляционных ожиданий на предстоящее повышение НДС и действие других проинфляционных факторов.

Оценка Банком России рисков, связанных с динамикой заработных плат, возможными изменениями в потребительском поведении, бюджетными расходами, существенно не изменилась. Эти риски остаются умеренными.

Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки, принимая во внимание динамику инфляции и экономики относительно прогноза, а также учитывая риски со стороны внешних условий и реакции на них финансовых рынков.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 8 февраля 2019 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России — 13:30 по московскому времени.

Банк России

Глава комитета Госдумы по финрынку не видит объективных причин для повышения ставки ЦБ

Председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков не видит объективных причин для повышения ключевой ставки ЦБ РФ. Такое мнение он высказал на полях Форума молодых законодателей и экспертов, комментируя решение Центробанка.

Совет директоров Банка России на заседании в пятницу принял решение повысить с 17 декабря 2018 года ключевую ставку до 7,75% годовых. Как указал регулятор, это принятое решение носит упреждающий характер и направлено на ограничение инфляционных рисков, которые остаются на повышенном уровне.

«Я, честно говоря, не ожидал увеличения ставки, с моей точки зрения, объективных причин для ее повышения нет. Может быть, некоторая тенденция, которая сложилась на мировых рынках нефти, определенная к снижению цены, и, очевидно, это влияет на нашу финансовую ситуацию, в том числе на курс валюты, этот фактор мог повлиять. Ну и плюс нагнетание антироссийской истерии, которое продолжается, продление санкций Евросоюзом — все это могло оказать какое-то влияние на решение», — сказал Аксаков журналистам.

«Но, на мой взгляд, комплекс факторов, который определяет ситуацию на финансовом рынке сейчас в принципе — и цена на нефть достаточно высокая, намного выше, чем заложено в нашем бюджете на последующие годы, и действия компаний, и ситуация в макроэкономике, ну и адаптация нашей экономики ко всем внешним решениям, вполне позволяет сохранить ставку стабильной. Это бы сигнализировало бизнесу в том числе то, что можно спокойно работать, для того, чтобы кредитовать экономику», — указал депутат.

Такие решения больше направлены на то, чтобы обезопасить себя от будущих шоков, от будущего, возможно, непредвиденного, развития событий, полагает парламентарий. «Но я был почему-то уверен, что ставка будет сохранена на уровне 7,5%», — подчеркнул Аксаков.

Решение Центробанка — сигнал, который будет говорить о том, что «ЦБ ожидает инфляционного роста» и «своими инструментами собирается затормозить этот рост», полагает глава комитета.

«Очевидно, когда ЦБ повышает ставку, пусть даже незначительно, он дает такой сигнал рынку, что деньги будут дороже. Ну и реальный инструментарий становится таковым, что он делает деньги более дорогими. Соответственно, ставки будут расти, пусть незначительно, но рост будет», — заключил Аксаков.

ТАСС

Компании предупредят о хищениях

Банк России регламентировал вопросы уведомления банками своих клиентов в случае несанкционированного списания средств с их счетов. В результате клиенты получают возможность оперативно реагировать на случаи неправомерной задержки платежей. Однако необходимость информирования контрагента через Банк России, который пока не имеет возможности круглосуточного отслеживания этой информации, задержит реагирование на реальный вывод средств мошенниками.

Банк России опубликовал проект указания, которое регламентирует обмен уведомлениями между банками при несанкционированных списаниях денежных средств со счетов их корпоративных клиентов. Вступившие в силу в сентябре 2019 года изменения в закон «О национальной платежной системе» определяют общий порядок действий. Если компания сообщает в свой банк о хищении у нее средств, то кредитная организация направляет банку получателя средств уведомление о необходимости притормозить зачисление средств. Банк получателя задерживает средства на корсчете на пять дней, за которые и выясняется истинная природа переводимых денег — были ли они похищены или нет. Если банк получателя зачислил деньги на счет клиента, то он уведомляет об этом банк отправителя.

В проекте указания регулятор как утвердил формы самих уведомлений, так и определил, что направляться они должны «с использованием технической инфраструктуры» Банка России. Однако такой порядок обмена несколько смутил банки. Дело в том, что автоматизированной системой является внедренная летом этого года технологичная платформа для противодействия киберугрозам АСОИ. Но в ней не предусмотрен обмен информацией напрямую между баками — любые сообщения могут передаваться строго через ЦБ. И вот это контролирующее звено может стать самым слабым в цепочке, уверены эксперты. «Может сложиться ситуация, когда банк-отправитель в конце рабочего дня направил уведомление, однако ЦБ своевременно его не передал, и в итоге банк получателя не знал о хищении и зачислил деньги на счет мошенникам»,— рассуждает собеседник «Ъ» в банке топ-100. Сейчас пусть и неофициально, но вопрос решается простым звонком в службу информбезопасности другого банка.

«Если ФинЦЕРТ перейдет на работу в режиме 24/7 и его реакция будет мгновенной (или же будет возможен обмен сообщениями банк-банк напрямую), то это будет рабочий удобный инструмент»,— отмечает глава управления информбезопасности банка «Ренессанс-Кредит» Дмитрий Стуров. Банк России неоднократно заявлял о планах по переходу работы подразделения ФинЦЕРТ (отвечает за кибербезопасность) на работу в круглосуточном режиме, однако пока их не реализовал. Вчера в ЦБ не ответили на запрос «Ъ», когда планируется переход в режим 24/7 и будет ли предоставлена возможность прямого обмена сообщениями между банками.

С другой стороны, официальность обмена информацией является безусловным плюсом с точки зрения экспертов. «Нередки случаи, когда торможение сомнительных трансакций используется недобросовестными компаниями»,— рассказывает глава КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. Например, покупатель оплатил поставку, отправил копию платежки, поставщик отгрузил товар, поясняет он, а покупатель взял и остановил платеж и в итоге деньги так и не дошли. «Чем больше юридически значимых документов, тем проще сторонам доказывать правомерность получения денег»,— отмечает он. Однако получить эти документы клиенты смогут лишь в случае судебного спора. «Банк получателя обязательно проинформирует клиента о приостановке зачисления средств, однако внутреннюю межбанковскую переписку он предъявлять ему не обязан,— отмечает директор юридического департамента Юникредитбанка Наталья Окунева.— Эта информация может быть предоставлена лишь по запросу суда в случае судебного разбирательства».

Коммерсант

Сбербанк запустит SberX для развития своей экосистемы 

В Сбербанке создана дирекция по развитию экосистемы SberX, рассказал РБК первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис. По его словам, новое подразделение сформировано вместо ранее существовавшей дирекции по развитию цифрового бизнеса.

SberX возглавит вице-президент Сбербанка Марк Завадский, сообщил Хасис: «Мы строим экосистему, ядром которой является Сбербанк. Основной задачей SberX станет координация комплексного развития экосистемы Сбербанка совместно с другими бизнес- и функциональными блоками банка, компаниями, входящими в группу Сбербанка, а также другими компаниями — партнерами банка».

Три источника РБК, знакомых с разработкой концепции SberX, говорят, что она может стать основой для брендинга элементов экосистемы Сбербанка.«В рамках этой концепции Х может означать отдельные направления, например Sbercloud, SberData и т.д.», — описал эту концепцию один из источников РБК, отметив, что она уже реализуется на практике.

По словам источников РБК, концепция нового бренда подготовлена, но еще не утверждены объемы инвестиций в ее реализацию и продвижение.

Другой источник РБК в банке уточняет, что идут обсуждения, как Сбербанк будет брендировать нефинансовые сервисы, которые развиваются в рамках экосистемы. «Sber как бренд для экосистемы — это один из вариантов. То есть речь идет не о ребрендинге банка, а о создании бренда более высокого уровня, под которым будут развиваться новые проекты», — пояснил он.

В экосистему Сбербанка входит более 20 компаний по основным направлениям: электронная коммерция («Яндекс.Маркет»), медицина (DocDoc), телекоммуникации («Сбербанк Телеком»), облачные технологии (SberCloud), коммуникации (Dialog), идентификация (VisionLabs), лайфстайл («Фудплекс»), сервисы для оптимизации бизнес-процессов («Эвотор», «Интеркомп») и другие.

Во вторник, 11 декабря, глава Сбербанка Герман Греф говорил, что Сбербанк все больше становится технологической компанией, поэтому из названия экосистемы может пропасть слово «банк», однако в финансовой части согласно законодательству бренд сохранится.

РБК

В Госдуму внесли законопроект об автономной работе Рунета

Группа парламентариев внесла в пятницу в Госдуму законопроект об обеспечении автономной работы российского сегмента Интернета в случае отключения от глобальной инфраструктуры Всемирной паутины. Информация об этом размещена в электронной базе данных Думы.

Авторами инициативы выступили глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, его первый заместитель Людмила Бокова и депутат Госдумы Андрей Луговой. Документ подготовлен «с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года стратегии национальной кибербезопасности США», в которой декларируется принцип «сохранения мира силой», а Россия в числе прочих стран «впрямую и бездоказательно обвиняется в совершении хакерских атак».

Предусматривается создание инфраструктуры, позволяющей «обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам сети Интернет», отмечается в пояснительной записке, имеющейся в распоряжении ТАСС.

Законопроектом определяются необходимые п

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}