ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 18.12.2018

ОБЗОР СМИ

Банк России открыл еще пять монетных площадок

Монетные площадки, позволяющие банкам напрямую передавать друг другу монеты, открылись в Краснодаре, Самаре, Волгограде, Омске и Казани.

Первая площадка была открыта месяц назад в Нижнем Новгороде. Ее участниками стало 21 подразделение кредитных организаций. Таким образом, на сегодняшней день в стране работает шесть подобных сервисов.

Первый месяц работы нижегородской площадки показал ее востребованность: ежедневный оборот монет на ней достиг 1 тонны. Лучший результат был отмечен 27 ноября, когда 1,5 тонны монет (более 80% предложенных) были направлены получателю.

Монетные площадки агрегируют заявки от банков, имеющих излишки монет и испытывающих в них потребность, направляют эти заявки участникам обмена и анализируют их исполнение. До запуска сервиса оборот монет между кредитными организациями проходил в основном через учреждения Банка России. Площадки способствуют возврату монет в активный оборот, оптимизируют их обращение. Это позволяет снизить издержки на поддержание оборота монет, затраты Банка России на их чеканку, перевозку и обработку, а также повысить удовлетворенность участников наличного денежного обращения и прозрачность потоков монет.

Планируется, что в дальнейшем проект будет расширяться и подобные площадки откроются в других городах России.

Банк России

Алла Бакина: Главные критерии – быстрота, безопасность, удобство и низкая стоимость платежных сервисов для россиян

Почему сегмент безналичных платежей и сегмент наличного денежного обращения не противопоставляются регулятором друг другу, даже несмотря на наблюдаемый сегодня высокий темп миграции платежного рынка на новые технологии? Какая роль отводится программе лояльности в развитии ПС «Мир»? Как строится тарифная политика Системы быстрых платежей? Эти и другие, не менее актуальные сегодня вопросы журнал «ПЛАС» обсуждает с Аллой Бакиной, директором Департамента национальной платежной системы Банка России.

ПЛАС: Какие ключевые тренды вы можете отметить на российском платежном рынке? Какими факторами они определяются? Какова динамика его основных показателей?

А. Бакина: Можно отметить несколько устойчивых трендов, и в первую очередь – рост активности населения в использовании банковских карт для оплаты товаров и услуг. Если еще несколько лет назад большинство наших граждан предпочитало лишь снимать наличные в банкомате, то теперь потребительское поведение в корне изменилось: россияне стали все активнее расплачиваться картами в повседневной жизни. Об этом свидетельствует и наша статистика: доля таких платежей в 2018 году впервые превысила долю операций по снятию наличных и по итогам января-сентября 2018 года составила 89% против 85% за аналогичный период 2017 года. Доля карточных операций за товары и услуги в общем объеме розничных платежей превысила 46%.

Еще один тренд – растущая популярность бесконтактных карт, что тоже подтверждается цифрами: на 1 октября 2018 года на руках у наших граждан находилось более 94 млн бесконтактных карт, или 35% от общего объема карточной эмиссии (270,8 млн карт на 01.10.2018), причем за последний год число таких карт возросло более чем в два раза. Совершать платежи быстрее, с минимальным количеством действий – это то, что нужно современному потребителю. И банки предлагают своим клиентам бесконтактные инструменты, развивают инфраструктуру для приема бесконтактных платежей. Сегодня POS-терминальная сеть в России, поддерживающая данную технологию, составляет 2,1 млн устройств, или 87% всей сети.

Следующая тенденция – проникновение электронных технологий во все сферы деятельности. Согласно той же статистике, каждый пятый платеж физического лица совершается в России через интернет или мобильное устройство. Характерно, что аналогичные предпочтения демонстрируют и юрлица, которые в 70 случаях из 100 направляли свои распоряжения в банк через дистанционные каналы. Безбумажная технология уже давно стала одним из целевых ориентиров во всех сегментах финансового рынка.

Мы также наблюдаем рост уровня обеспеченности населения инфраструктурой по приему платежных карт. В соответствии со Стратегией Банка России по повышению финансовой доступности на 2018–2020 годы реализуются мероприятия, направленные на развитие платежной инфраструктуры удаленных и малонаселенных районов нашей страны. И уже сегодня мы видим положительные шаги в этом направлении: на 1 октября 2018 года на 1 млн жителей страны приходилось почти 17 тыс. POS-терминалов, тогда как год назад их было 14 тысяч. Рост связан в первую очередь с расширением сети ТСП, принимающих безналичные платежи, которое удалось обеспечить последовательным стимулированием торговых точек к снижению доли расчетов исключительно наличными.

ПЛАС: Можно ли говорить о том, что в последнее время сегмент безналичных платежей и сегмент НДО рассматриваются регулятором как две части одного целого – национальной платежной системы – без какого-либо принципиального противопоставления их друг другу?

А. Бакина: Безналичные платежи и наличное денежное обращение – действительно две составляющие одного целого. Да, сегодня баланс смещается в пользу безналичных платежей, и мы выступаем за максимальную прозрачность денежных потоков. При этом каждый участник платежной цепочки должен иметь возможность выбрать тот инструмент, который представляется ему наиболее удобным и подходящим в конкретной ситуации.

ПЛАС: Здесь, наверное, логичным будет спросить о текущих результатах и планах по дальнейшему развитию ПС «Мир».

А. Бакина: Целью создания НСПК в 2014 году была необходимость обеспечить независимость и целостность платежного пространства России, а также безопасность, бесперебойность и гарантированность операций наших граждан по картам международных платежных систем. Мы полагаем что эта цель была успешно достигнута. За это время можно отметить большое количество достижений, которыми вместе с командой НСПК мы можем гордиться. На 1 октября 2018 года выпущено более 46,5 млн карт «Мир», что составляет около 17% от общего объема эмиссии, а объем операций по ним за январь-сентябрь 2018 года составил почти 13% от общего объема карточных операций. Это достаточно серьезный показатель, подтверждающий, что НСПК состоялась как платежная система.

В 2018 году в соответствии с требованиями законодательства завершился перевод бюджетников на карты «Мир». В этих целях была проведена огромная совместная работа с банками и госорганами. Мы заблаговременно начали эти процессы и равномерно распределили нагрузку в течение всего отведенного периода. Сейчас аналогичным образом реализуется планомерный перевод на национальные карты пенсионеров, которые получают выплаты на карты международных платежных систем. Ведется активная разъяснительная работа. Хочу обратить внимание, что все предусмотренные законодательством способы получения пенсионерами выплат сохраняются. Напомню, что этот процесс должен завершиться к 1 июля 2020 года. Времени достаточно, и мы рассчитываем, что эта цель также будет достигнута в срок.

Большой интерес у участников рынка вызывает широкий набор нефинансовых сервисов НСПК. Во многих регионах РФ успешно реализуются проекты по размещению на картах «Мир» различных приложений, включая транспортные, студенческие, социальные и другие. Подчеркну, что речь не идет об универсальном сервисе для всех, напротив – платформенное решение НСПК обеспечивает возможность максимально гибко подходить к потребностям каждого конкретного региона и даже каждой отдельно взятой организации, университета, школы и т. д.

Не так давно успешно завершился пилот Банка России и АО «НСПК» совместно с Министерством финансов и Федеральным казначейством по осуществлению прямых выплат из Фонда социального страхования на карты «Мир», что позволяет обеспечить адресность бюджетных выплат и сократить время перечисления выплат застрахованным лицам. Сегодня такой механизм разворачивается по всем регионам страны.

В настоящее время мы совместно с Минфином и Федеральным казначейством обсуждаем перечень бюджетных выплат для прямого перечисления на карты «Мир».

ПЛАС: Какие еще планы по дальнейшему развитию сервисов ПС «Мир» реализуются в настоящее время? В частности, какую роль в них играет программа лояльности?

А. Бакина: На сегодня к программе лояльности платежной системы «Мир» присоединились многие российские банки, включая крупнейшие, а также различные торговые сети и предприятия. ПС «Мир» работает над дальнейшим развитием программы. Речь идет как о расширении охвата, так и об эффективной ее интеграции с программами лояльности самих банков. Это позволит национальному платежному инструменту со всеми предлагаемыми сервисами и преференциями стать максимально интересным населению.

ПЛАС: Как идет расширение присутствия ПС «Мир» на международном рынке, в том числе за счет интеграции с другими национальными системами?

А. Бакина: С момента создания ПС «Мир» мы принимали во внимание потребность выезжающих за границу граждан иметь возможность использовать национальную карту «Мир» не только для внутренних операций, но и за рубежом. И сегодня продолжается работа с нашими зарубежными партнерами в этом направлении. Как вы знаете, заключены кобейджинговые соглашения с рядом международных платежных систем, банки уже выпускают такие карты.

Кроме того, идет работа и с нашими стратегическими партнерами – странами ЕАЭС. Так, в 2017 году был обеспечен прием карт «Мир» в Республике Армения и прием карт ArCa в России. Российские граждане также могут сегодня пользоваться нашими картами «Мир» в сети одного из крупнейших российских банков (ВТБ. – Ред.) на территории Казахстана и Белоруссии. Аналогичные проекты реализуются с Киргизией, расширяем сеть приема в Казахстане и Белоруссии. Мы рассчитываем, что уже в следующем 2019 году, приезжая в эти страны, наши граждане смогут повсеместно пользоваться картами «Мир», а граждане стран ЕАЭС – на территории России.

Кроме того, продолжается сотрудничество и со странами традиционных туристических направлений – Турцией, Вьетнамом, Таиландом и рядом других. С каждой из этих стран ведется отдельная работа: где-то интеграция идет на уровне местных платежных систем или независимых процессинговых центров, а где-то мы работаем с конкретными банками. Так или иначе, но мы планируем в самое ближайшее время реализовать с ними соответствующие проекты, обеспечивающие присутствие там ПС «Мир».

ПЛАС: Какое развитие получила со времени нашей беседы в прошлом году Платежная система Банка России?

А. Бакина: Со 2 июля 2018 года мы запустили новые сервисы в платежной системе Банка России, что позволило нашим пользователям без существенных технических и технологических доработок получить в свое распоряжение новые функциональные возможности. В том числе это новые сервисы срочных и несрочных переводов с системой многостороннего зачета, единый расширенный регламент работы системы, гибкая система управления собственной ликвидностью, возможность урегулирования ликвидности на межбанковском рынке.

Сегодня мы ушли от региональных компонент, централизовав платформу платежной системы Банка России. У наших клиентов от Калининграда до Владивостока независимо от того, в каком часовом поясе они работают, существенно расширилось рабочее окно – с 01.00 до 21.00 по московскому времени.

На мой взгляд, клиенты уже адаптировались к новым сервисам и достаточно эффективно используют новые возможности, предоставляемые платежной системой Банка России.

ПЛАС: Как развивается Система передачи финансовых сообщений (СПФС)? Все чаще на мировом рынке появляются идеи создания альтернативы SWIFT, в том числе на уровне ЕС, особенно в нынешних внешнеполитических условиях. Как вы к этому относитесь? Может ли, например, СПФС стать частью такой системы и поддерживать трансграничные сообщения?

А. Бакина: Система передачи финансовых сообщений (СПФС) полностью закрывает потребности участников по внутрироссийским операциям, работает стабильно и позволяет обеспечивать очень высокую производительность с возможностью увеличения нагрузки. На сегодняшний день пользователями СПФС являются более 400 организаций, включая банки, Федеральное казначейство, юридические лица.

Если говорить о трансграничном взаимодействии, то законодательством предусматривается оказание Банком России услуг по передаче финансовых сообщений и иностранным участникам. Подключиться к СПФС может любое юридическое лицо-нерезидент, независимо от юрисдикции. Мы обеспечили эту возможность технически и технологически, а также в договорной части. И буквально в начале ноября с первым иностранным клиентом заключен такой договор.

Говоря о потенциальных иностранных партнерах, отмечу, что интерес уже проявляют представители из государств ЕАЭС, БРИКС, ряда других стран наших стратегических партнеров. Но в целом, повторюсь, мы открыты для всех участников. Важно понимать, что ни одна страна в мире не может решить задачу создания альтернативы SWIFT в одиночку. Поэтому здесь необходима интеграция систем всех заинтересованных государств. Недавно озвученную идею европейских институтов создать такую альтернативу необходимо тщательно обсуждать, и если такая система будет создана, она действительно сможет обезопасить своих участников и их расчеты от геополитических «неожиданностей».

ПЛАС: В заключение нашей беседы хотелось бы коснуться реализации проекта по запуску Системы быстрых платежей (СБП). Когда она будет запущена, и какие этапы развития она должна будет пройти? Как система быстрых платежей повлияет на уже сложившийся платежный рынок с точки зрения физической инфраструктуры?

А. Бакина: Система быстрых платежей – один из ключевых и ответственных проектов, поскольку он решает задачи и национальной безопасности, и финансовой доступности, и конкуренции, и содействия внедрению технологий, и повышения доли безналичных расчетов, и конечно, расширения удобных платежных сервисов для граждан. Таким образом, мы говорим о комплексном инфраструктурном системном решении национального масштаба. Оператором и расчетным банком СБП выступает Банк России, а функции операционно-платежного клирингового центра взял на себя НСПК.

СБП позволит конечным пользователям системы осуществлять онлайн-платежи в режиме 24/7/365 по простым идентификаторам, например, по номеру мобильного телефона, в несколько кликов. Удобство, простота, доступность, дешевизна – вот те характеристики, которыми обладает СБП. При этом перевод можно будет совершить независимо от того, в каком банке открыты счета у плательщика и получателя платежа, что обеспечивает равный доступ к системе всех участников рынка.

На первом этапе операции в СБП смогут осуществить физические лица. В дальнейшем мы планируем развивать возможности системы. Ожидается, что во второй половине 2019 года система станет поддерживать расчеты с участием юрлиц, а также госорганов. Кроме того, будет расширен список идентификаторов: осуществлять переводы можно будет по e-mail, QR-коду, аккаунту в социальных сетях и другим идентификаторам.

СБП наряду с сервисами срочных и несрочных платежей будет третьим сервисом платежной системы Банка России, в рамках которого межбанковские расчеты также будут осуществляться в онлайн-режиме. Готовы соответствующие изменения в Правила платежной системы Банка России, а также ряд других нормативных документов, регулирующих порядок взаимодействия с участниками.

У нас уже реализованы все необходимые технические и технологические разработки как со стороны Банка России, так и со стороны НСПК. В октябре 2018 года мы завершили успешное тестирование взаимодействия систем. С ноября к тестированию приступят 11 пилотных банков. И уже с начала 2019 года мы планируем запустить систему в промышленную эксплуатацию.

ПЛАС: Какие подходы по взиманию комиссий планируется реализовать в СБП? Стоимость вхождения банка в СБП – насколько бюджетной будет эта инициатива, особенно для средних и небольших кредитных организаций?

А. Бакина: Мы очень внимательно подходим к вопросам тарифной политики, понимая, что стоимость транзакции всегда крайне чувствительная тема как для конечных пользователей, так и для банков. Как оператор СБП мы установили минимальные тарифы для банков, чтобы у них в свою очередь была возможность установить низкие комиссии для своих клиентов, и мы будем это контролировать. Для нас очень важно, чтобы переводы в  рамках Системы быстрых платежей были для пользователей существенно дешевле нынешних межбанковских платежей.

На днях Совет директоров Банка России утвердил тарифы в СБП, которые предусматривают градацию в зависимости от суммы перевода. Так, стоимость одной операции для банков не будет превышать 1 рубля по переводам до тысячи рублей и 6 рублей – по самым крупным транзакциям, до 600 тыс. рублей. Причем эта комиссия будет делиться в равных долях между банком-отправителем и банком-получателем. Мы планируем, что с течением времени комиссия по определенным категориям переводов, особенно для платежей физлиц, будет снижаться, а для отдельных диапазонов даже стремиться к нулю. Мы будем это обсуждать с рынком по мере того, как Система быстрых платежей будет развиваться и к ней будут присоединяться самые различные участники. Кроме того, на весь 2019 год установлен так называемый grace-period, в течение которого СБП будет работать без комиссии для банков, чтобы  они могли комфортно подключиться и начать предоставлять эти сервисы своим клиентам.

Plusworld

Госдума предложит ограничить вложения россиян в краудфандинговые проекты

Частные лица в России, не имеющие статуса квалифицированного инвестора, смогут инвестировать в проекты через краудфандинговые платформы не более 600 тыс. руб. в год, при этом сумма вложений в один проект не должна превышать 100 тыс. руб. Такие требования содержатся в тексте законопроекта о регулировании краудфандинговых платформ (есть в распоряжении РБК), который готовится для рассмотрения Госдумой во втором чтении. Подлинность основных положений документа подтвердили два источника, знакомых с ходом его обсуждения.

В тексте законопроекта, принятого Госдумой весной 2018 года в первом чтении, говорилось, что лимит инвестиций будет устанавливаться нормативными актами Банка России. При этом сумма 600 тыс. руб. — это нижнее пороговое значение операций, подлежащих обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга в рамках борьбы с отмыванием доходов.

Во втором чтении законопроект о краудфандинговых платформах, скорее всего, будет рассмотрен в январе 2019 года, рассказал РБК один из его авторов, глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. «Данная версия законопроекта не ограничивает размер инвестиций в социальные или благотворительные проекты. Лимит установлен только для частных инвесторов, которые направляют денежные средства в коммерческие проекты», — уточнил он.

«Вложение инвестиций посредством краудфандинговых (инвестиционных) платформ является высокорискованным и может привести к потере всех инвестируемых денежных средств в полном объеме. С целью принятия неквалифицированными инвесторами таких рисков и вводится ограничение по объему инвестирования в течение одного года не более 600 тыс. руб.», — сообщили РБК в пресс-службе Банка России.

Рынок краудфандинга в России

Краудфандинговые платформы позволяют привлекать к финансированию различных проектов средства физических и юридических лиц. Они могут оформляться в виде займов, долей в уставном капитале или даже предусматривать нефинансовое вознаграждение за вложения (например, ужин со знаменитостью — инициатором проекта, приглашение на съемочную площадку, экземпляр изданной книги и т.д.). В рамках краудфандинга могут создаваться и ICO-проекты с выпуском криптоактивов.

По данным ЦБ, в 2017 году рынок краудфандинга в России удвоился, достигнув 11,2 млрд руб. Львиную долю на рынке занимает сегмент B2B (займы компаний или юрлицу юрлицом или ИП) с объемом 9,3 млрд руб. (плюс 81,5% к уровню 2016 года). Но самый динамичный сегмент — предоставление займов частными лицами юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, который вырос более чем в три раза, до 1,55 млрд руб. Средняя сумма сделки — около 300 тыс. руб. на одного человека, средняя сумма займа — чуть более 900 тыс. руб. в адрес одного юридического лица.

В сегменте краудинвестинга (привлечение денег юрлицом в обмен на долю в капитале, конвертируемые займы и т.д.) объемы в 10 раз меньше. В 2017 году они снизились на 52,4%, до 153,2 млн руб. Средняя сумма на финансирование одного проекта составила 8,1 млн руб., деньги за год привлекли 19 компаний.

Оценка охватывает не весь рынок: ЦБ составляет ее на основе совместного мониторинга с площадками, добровольно предоставляющими отчетность регулятору.

Текст уточненного ко второму чтению законопроекта предполагает, что операторы инвестиционных платформ (хозяйственные общества) вправе признать гражданина квалифицированным инвестором в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг», пояснили в ЦБ. В этом случае он будет иметь возможность инвестировать в течение одного года более 600 тыс. руб.

Гражданин может быть признан квалифицированным инвестором, если соответствует хотя бы одному из следующих критериев:

  • наличие активов или определенных видов имущества на сумму не менее 6 млн руб.;
  • опыт работы в организации из сферы ценных бумаг — не менее двух или трех лет в зависимости от статуса работодателя;
  • операции с ценными бумагами за год с периодичностью не реже десяти за квартал, но не реже одной сделки в месяц при обороте не менее 6 млн руб.;
  • наличие высшего экономического образования или специального финансового аттестата.

Из новой версии законопроекта исключены понятия «токен» и «смарт-контракты», но присутствует понятие «цифровые финансовые активы». Понятия «токены» и «смарт-контракты» были исключены и из законопроекта «О цифровых финансовых активах».

Законы о цифровых финансовых активах, о краудфандинговых платформах, а также поправки в Гражданский кодекс после принятия должны регулировать рынок криптоиндустрии в России.

Единицы крупных инвесторов

Физические лица чаще всего инвестируют по 5–10 тыс. руб. в один проект, рассказал РБК глава крупнейшей в России p2b-платформы Penenza.ru Дмитрий Пангин; при этом бывают случаи, когда за раз вкладывают 600 тыс. руб. — в основном это займы на участие в строительных тендерах или на исполнение контрактов.

Средний размер краудфандинговых инвестиций в проекты, связанные с творческой сферой (съемки фильмов, организация фестивалей), составляет, как правило, от 1 тыс. до 5 тыс. руб., сообщил РБК владелец краудфандинговой платформы Boomstarter Руслан Тугушев. «Случаев, когда сумма превышала бы предлагаемые ограничения (100 тыс. руб. на один проект, 600 тыс. руб. в целом за год), единицы», — говорит он. Столько же инвесторов, которые системно и в размерах, составляющих миллионы рублей, финансируют, к примеру, кинопроекты, добавил Тугушев.

Как считает владелец Boomstarter, если для краудфандинговых инвестиций все-таки потребуется быть квалифицированным инвестором, необходимо проработать упрощенную схему получения такого статуса. Такого же мнения придерживается и глава Penenza.ru. «Инвесторы с суммами свыше 600 тыс. руб. готовы получать статус квалифицированного инвестора. Главное, чтобы критерии были разумными и инфраструктура для получения такого статуса была готова, чтобы, например, инвесторам из регионов не приходилось ехать за тысячу километров для подтверждения статуса», — пояснил Пангин.

В Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) установленную сумму ограничений считают сильно заниженной. По данным ассоциации, частный инвестор вкладывает в ICO-проекты через краудфандинговые платформы около 1–3 млн руб. в год. Поэтому ассоциация предлагает установить лимит в размере до 2 млн руб.

Не «золотой стандарт»

Целью предлагаемых поправок является ограничение рисков для индивидуальных инвесторов, полагает старший юрист Herbert Smith Freehills Денис Морозов. «Для регулятора «золотым стандартом» является вклад в банке, так как возврат вкладов до определенной суммы гарантирован системой страхования вкладов. Любые менее надежные инструменты вызывают закономерное опасение, так как часто неквалифицированные инвесторы не способны оценить перспективы возврата своих средств и подвергают их чрезмерному и неосознанному риску», — поясняет он. «Это будет абсолютно закономерное ограничение граждан в использовании собственных средств», — считает юрист.

В России неквалифицированные инвесторы не могут приобретать «ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов», например, паи некоторых инвестиционных фондов или акции иностранных эмитентов, не допущенных к публичному размещению или обращению в России, напоминает Морозов.

Партнер компании НАФКО Ирина Мостовая считает, что для ЦБ данный законопроект — шаг к повышению контроля над рынком P2P-кредитования, который до сих пор является одним из наименее зарегулированных. Это в первую очередь борьба с транзакциями, направленными на вывод средств из экономики, в том числе за счет инвестиций в зарубежные проекты, полагает она.

Опыт других стран

Минимальный порог для участия в рискованных финансовых операциях существует в большинстве юрисдикций мира, в том числе в США, Японии и во всех странах Европейского союза, рассказал руководитель блокчейн-интегратора Sputnik DLT Артем Толкачев.

По словам основателя краудфандинговой блокчейн-платформы BitRussia Ивана Родионова, вводя лимит на инвестиции со стороны неквалифицированных инвесторов, Россия ориентируется на опыт Китая, где ограничения были введены в связи с ростом мошенничества. «В Китае краудфинансовый рынок рос невероятными темпами в 2007–2015 годах, но обвалился в 2016-м. Самая крупная площадка Ezubao оказалась финансовой пирамидой, она увела $7,3 млрд у 900 тыс. инвесторов», — отметил Родионов.

В сентябре 2017 года власти Китая запретили проведение ICO в стране, посчитав, что 90% подобных размещений являются мошенническими, напомнил он. На данный момент для физлиц в Китае установлен лимит на предоставляемый заем в размере суммы, эквивалентной 1,95 млн руб. на одной площадке, долг по всем площадкам не может превышать 9,7 млн руб. Для юрлиц лимиты составляют суммы, эквивалентные 9,7 млн и 48,5 млн руб. соответственно.

РБК

Эксперт объяснил, почему ЦБ РФ не отзывает лицензии у «дочек» зарубежных банков

Глава группы Raiffeisen Bank International (RBI) Йохан Штробль озвучил свое видение причин, по которым Банк России не отзывает лицензии у банков с иностранными материнскими структурами.

«Возможно, разница в том, что зарубежные банки хорошо себя показывают. Мы честно ведем бизнес, оперативно выполняем все требования российского Центробанка, — отметил он, выступая на пресс-брифинге в Вене. — На мой взгляд, не было причины и необходимости в критике того же Райффайзенбанка, работающего в России. Мы тоже видим пристальное внимание к себе ЦБ РФ, но я думаю, что у него есть достаточно глубокое понимание того, что мы делаем, а мы, в свою очередь, являемся очень транспарентным, прозрачным банком. Все, что российский Центробанк хочет знать о нас, он знает».

Штробль отдельно указал, что в любой момент, когда российский регулятор просит оптимизировать какие-то бизнес-процессы, Райффайзенбанк быстро откликается и делает это.

 «Я считаю, что ЦБ РФ очень внимательно наблюдает за Райффайзенбанком и регулирует его деятельность, но при этом доволен показываемыми банком результатами, — полагает глава группы RBI. — Мы видим, что российский регулятор крайне профессионален. При этом, по моему опыту, у него мало отличий от Европейского центрального банка, который курирует нас. Хотя, конечно, страны разные, бизнес-модели отличаются, регулирование в России и Австрии имеет свои особенности».

По словам главы группы компаний, рыночная ситуация по сокращению количества игроков банковского рынка в Австрии схожа с Россией.

«С 2008 года количество банков в Австрии сократилось более чем на 200 штук. По состоянию на 30 сентября 2018 года у нас в стране действовали 613 банков, 413 из них относятся к группе Raiffeisen», — поделился глава группы RBI.

Banki.ru

Эксперт назвал два главных риска российской банковской системы

Санкции не являются основным риском для ведения розничного банковского бизнеса в России. Такое мнение выразил член правления и глава розничного бизнеса Raiffeisen Bank International (RBI) Андрей Степаненко в рамках пресс-брифинга для журналистов в Вене.

«Санкции — не главная проблема для нашего розничного бизнеса в России. На мой взгляд, главный риск для ведения розничного банковского бизнеса в этой стране — продолжающая расти доля государственных банков. Это, конечно, можно назвать риском только в долгосрочной перспективе. Но мы такой тренд видим. И из-за него возникают вопросы: «А останется ли вообще место для частных банков на этом рынке? Смогут ли они конкурировать с госбанками?» — прокомментировал Степаненко.

Он также отметил, что подобный риск отсутствует в принципе в странах Восточной Европы.

«Это российский феномен», — сказал Степаненко.

«Другой риск, который я вижу, — это обесценение российской национальной валюты. Это также риск, о котором можно говорить в долгосрочной перспективе. Мы не знаем, когда он развернется в полную силу, но такой риск способен создать зачатки грядущего кризиса, которые мы частично наблюдаем уже сейчас: снижение потребления населения, постепенное ухудшение экономической ситуации в России», — предупредил Степаненко.

Впрочем, отметил он, на текущий момент ситуация с банковской розницей достаточно стабильная.

«Тем не менее пока в России наблюдается относительно стабильный рост ВВП, который в том числе помогает банковской рознице. Хотя со странами Восточной Европы этот рост не сравнится — там мы наблюдаем настоящий бум потребительского кредитования, лучшее время для розничного бизнеса в этом регионе за последние 20 лет, — обратил внимание Степаненко. — В России же этот рынок практически не растет из года в год, он стабилизировался и иногда даже показывает отрицательную динамику».

В связи с этим RBI ожидает снижения темпов роста активов и пассивов российской банковской с

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}