ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 13.02.2019

ОБЗОР СМИ

К проекту «Маркетплейс» присоединилась ипотечная платформа

Оператором ипотечной платформы в рамках проекта «Маркетплейс» Банка России выступит единый институт развития в жилищной сфере – ДОМ.РФ. Опыт пилотного запуска платформы позволит подготовить предложения по изменению регулирования, необходимые для дальнейшего развития дистанционных продаж ипотечных продуктов населению.

Проект «Маркетплейс» представляет собой систему дистанционной продажи финансовых продуктов, которая объединяет разных участников рынка: витрины (агрегаторы данных), показывающие потребителям информацию о финансовых продуктах; электронные платформы, к которым подключены продавцы финансовых продуктов и услуг; регистратора финансовых транзакций, представляющего собой систему хранения данных о заключенных сделках в режиме «единого окна». Банк России обеспечивает создание регуляторной среды для эффективного и надежного функционирования системы.

С помощью ипотечной платформы люди смогут удаленно выбрать квартиру, сравнить предложения ипотечного кредитования банков, страховых и оценочных компаний по единым критериям и воспользоваться их услугами, предоставить в электронном виде необходимую информацию и документы в банк, получить одобрение и оформить ипотечный кредит, оплатить государственную пошлину, зарегистрировать сделку с жильем в Росреестре и провести расчеты по ней.

Платформа позволит повысить доступность ипотечных продуктов и сопутствующих им финансовых и нефинансовых услуг для граждан независимо от региона проживания; повысить конкуренцию среди профессиональных участников рынка ипотечного кредитования, включая банки, оценочные и страховые компании, депозитарии. Также платформа сделает возможным снятие технологических и организационных барьеров у профессиональных участников рынка для развития высококачественных цифровых продуктов и услуг для граждан.

«Ипотека является для нас приоритетным продуктом, помимо банковских вкладов, облигаций, в том числе государственных, паев ПИФов, полисов ОСАГО. По этим продуктам мы будем сопровождать пилотные проекты и готовить предложения по снятию регуляторных барьеров», – отметил первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов.

Банк России

Банковское регулирование: опубликован бюллетень за IV квартал 2018 года

В бюллетене  приводится информация об изданных за прошлый квартал нормативных актах, а также о проектах нормативных актов, размещенных на сайте Банка России.

В частности, в IV квартале 2018 г. были опубликованы нормативные акты, сохраняющие с 1 января 2019 г. текущие пруденциальные подходы к определению резервов на возможные потери, а также к расчету собственных средств (капитала) и обязательных нормативов в связи с внедрением МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».

Для поддержки и развития проектного финансирования, малого и среднего предпринимательства и других сегментов российской экономики установлен порядок формирования резервов по кредитам и займам, предоставленным в рамках реализации механизма проектного финансирования на базе Внешэкономбанка, расширены условия для включения ссуд в портфель однородных ссуд, дополнен перечень информации, которая помимо официальной отчетности может использоваться для анализа финансового положения заемщика. Кредитным организациям предоставлена возможность не признавать ссуду реструктурированной при снижении процентной ставки по договору. Кроме того, в перечень обеспечения I категории качества включены независимые гарантии и поручительства Корпорации МСП.

Опубликованный Банком России в IV квартале 2018 г. новый подход к определению банками величины кредитного риска по сделкам секьюритизации дал возможность кредитным организациям гораздо более точно оценивать риск, связанный с такими сделками, с помощью учета структуры сделки и расширения спектра применимых коэффициентов риска от 15% для позиций с наилучшим кредитным качеством до полного покрытия капиталом высокорискованных младших траншей секьюритизации. Одновременно выделена так называемая «простая, прозрачная и сопоставимая» секьюритизация, коэффициент риска по которой может быть уменьшен до 10% по вложениям в старшие транши.

Продлено по 31 марта 2019 г. включительно действие текущего значения надбавки поддержания достаточности капитала (1,875%) и установлено последующее поэтапное приведение надбавки к установленному Базелем III значению (2,5%) в 2019 году. Кроме того, перенесено начало применения надбавки за системную значимость в полном размере (1,0%) с 1 января 2020 г. и сохранено ее значение в 2019 г. на действовавшем в 2018 г. уровне (0,65%).

На три года продлено действие льготного коэффициента риска 75% для корпоративных заемщиков, зарегистрированных в Крыму или Севастополе, для расчета нормативов достаточности капитала и концентрации риска, а также действие льготных подходов к оценке рисков по требованиям к заемщикам, в отношении которых иностранными государствами введены меры ограничительного характера. Отменен повышенный коэффициент риска 130% по требованиям к связанным с банком лицам при расчете нормативов достаточности капитала банка.

Кроме того, отменен норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных небанковскими кредитными организациями, осуществляющими депозитно-кредитные операции, своим участникам (акционерам) (Н9.1). Расширен перечень требований к ценным бумагам, с которыми банки с базовой лицензией вправе совершать операции и сделки.

Банк России подготовил ряд проектов нормативных актов, которые размещались на сайте Банка России для оценки регулирующего воздействия в IV квартале 2018 года.

В частности, были предложены требования к системе управления операционными рисками, включая требования к базе данных о риск-событиях. На основе такой базы банки смогут в будущем рассчитывать компоненту потерь, входящую в расчет нормативов достаточности капитала.

В процессе совершенствования регулирования деятельности банковских групп подготовлен проект положения, уточняющий порядок расчета собственных средств (капитала) и обязательных нормативов банковской группы, а также устанавливающий особенности расчета надбавок к нормативам достаточности капитала банковской группы.

В дальнейшем планируется реализовать новые требования к управлению процентным риском по банковскому портфелю и определить порядок расчета величины процентного риска по банковскому портфелю.

Разработан особый порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам, предоставленным компаниям-застройщикам: резерв будет формироваться исходя из комплексного анализа реализуемого проекта в соответствии с установленными критериями.

Для банков с универсальной лицензией предложен новый порядок определения величины кредитного риска по производным финансовым инструментам для расчета обязательных нормативов банков.

Предлагается также скорректировать сроки проведения оценки качества внутренних процедур оценки достаточности капитала в кредитных организациях.

Банк России

Инфляция в январе соответствовала нижней границе ожиданий Банка России

Годовая инфляция в январе ожидаемо возросла и составила 5%, что соответствует нижней границе прогноза Банка России, отмечается в очередном выпуске комментария «Динамика потребительских цен: факты, оценки, комментарии».

Основными причинами роста инфляции стали факторы со стороны предложения отдельных видов продовольствия, завершение подстройки цен к произошедшему во втором полугодии 2018 г. ослаблению рубля, эффекты базы. Вклад повышения ставки НДС, по оценке, был ниже ожидаемого. В полной мере влияние этого фактора на инфляцию можно будет оценить не ранее апреля.

В январе наблюдалась значительная региональная неоднородность изменения инфляции, что было вызвано различиями в структуре потребительской корзины, неравномерностью подстройки цен и различными специфическими факторами.

По прогнозу Банка России, годовая инфляция вернется к 4% в первой половине 2020 года, когда эффекты произошедшего ослабления рубля и повышения НДС будут исчерпаны.

Банк России

ЦБ изменит нормы резервирования для банков

ЦБ решил с 1 апреля снизить для банков на 0,25 п.п., до 4,75%, норматив обязательных резервов по рублевым депозитам и расчетным счетам физических и юридических лиц, а также по иным обязательствам банков в рублях. Соответствующие изменения внесены в указание ЦБ «Об обязательных резервных требованиях». От норматива зависит объем отчислений банков в Фонд обязательного резервирования (ФОР), который нужен для гарантирования обязательств банков по средствам клиентов и используется для управления общей ликвидностью.

Решение снизить нормативы было принято для того, чтобы компенсировать увеличение объемов обязательных резервов из-за расширения с 1 апреля списка резервируемых обязательств банков, объясняет ЦБ. В этот список Центробанк включил все долгосрочные обязательства банков (за исключением обязательств по субординированным инструментам), обязательства перед международными финансовыми организациями, а также перед госкорпорацией развития «ВЭБ.РФ».

С разных обязательств банк производит определенный процент отчислений на счет в ЦБ, но с тех обязательств, которые регулятор внес в перечень, банки пока отчислений не делали, а теперь будут, поясняет старший аналитик Fitch Александр Данилов. Само по себе расширение перечня негативно сказалось бы на ликвидности сектора, но, поскольку одновременно с этим ЦБ снижает ставки отчислений по некоторым обязательствам, общий эффект будет, скорее всего, незначительным, говорит эксперт.

Влияние, с одной стороны, расширения перечня резервируемых обязательств, а с другой — снижение нормативов обязательных резервов будут зависеть от структуры пассивов каждого конкретного банка, указывает старший менеджер департамента управления рисками Deloitte Сергей Гришунин. В среднем по сектору это может компенсировать расширение резервируемых обязательств, но ситуация неоднородна от банка к банку, поясняет он.

Возможное увеличение резервов в масштабах всей системы составит около 30 млрд руб., и это не так много по сравнению с общим объемом требований ЦБ в рамках объема ФОР (около 2,8 трлн руб.), то есть около 1%, подсчитали в Сбербанке. «Данное изменение в целом нейтрально для объема ФОР банковской системы, но для отдельных банков эффект будет зависеть от их структуры обязательств», — отметили в банке.

Включение в расчет ФОР долгосрочных обязательств увеличит их стоимость для банков. Это сделает еще более дорогим для банков выполнение требований по базельским коэффициентам ликвидности (прежде всего Н26 — норматив краткосрочной ликвидности), что окажет дополнительное повышательное давление на процентные ставки и по другим срочным инструментам, полагают в Сбербанке.

«Данные нововведения не окажут материального влияния на финансовые показатели ВТБ», — сообщили в пресс-службе банка. Для Промсвязьбанка, по предварительной оценке, сумма резерва незначительно снизится относительно действующих правил расчета обязательных резервов, говорит главный финансовый директор Промсвязьбанка Евгений Смирнов. Для Росбанка новые правила приведут к некоторой, пусть небольшой, экономии объема создаваемых обязательных резервов, отметил финдиректор, член правления Росбанка Александр Овчинников.

РБК

Центробанк констатировал значительное улучшение ситуации на финрынке РФ в январе

Ситуация на российском финансовом рынке значительно улучшилась в январе благодаря росту глобального спроса на рисковые активы. Об этом говорится в очередном выпуске комментария Банка России «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки».

Как поясняет регулятор, положительное влияние на настроения инвесторов оказали смягчение риторики Федеральной резервной системы США относительно перспектив ужесточения денежно-кредитной политики, прогресс в торговых переговорах США и Китая и возврат цен на нефть марки Brent к уровням выше 60 долларов за баррель.

На фоне роста индекса валют развивающихся рынков на 3,3% курс рубля по отношению к доллару США в январе повысился на 5,8%, указывают в ЦБ. В том числе это было связано с восстановлением после существенного ослабления российской валюты в конце прошлого года.

Позитивные тенденции наблюдались и на рынке государственных облигаций. Согласно биржевым данным, нерезиденты нарастили свои вложения на 55 млрд рублей. Это рекордный объем с января 2018 года. Около половины этого объема было приобретено на аукционах, остальное — на вторичном рынке. Приток средств нерезидентов на вторичном рынке наблюдался впервые с января 2018 года. Кроме нерезидентов, активно покупали ОФЗ системно значимые банки (38,6 млрд рублей).

Говоря о ситуации на рынке акций, в Центробанке отметили, что рублевый индекс Мосбиржи вырос на 6,4%, обновив исторический максимум, а долларовый индекс MSCI Russia повысился на 13,2%, вернувшись к уровню апреля прошлого года. По биржевым данным, нерезиденты приобрели  российские акции на 37,8 млрд рублей, что является рекордным объемом как минимум за последние пять лет (более ранняя статистика недоступна).

Banki.ru

Минюст: необходимости в законодательном закреплении понятия криптовалюты пока нет

Министр юстиции России Александр Коновалов считает, что пока нет необходимости закреплять в российском законодательстве понятие криптовалюты, поскольку ее использование как средства платежа запрещено Конституцией.

Об этом он заявил, отвечая на вопросы в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации.

«Ни Конституция, ни действующее законодательство о финансовой системе категорически не допускают использование криптовалюты как средства платежа», — отметил он. В частности, он напомнил, что это запрещает статья 75 Конституции России.

Он заметил, что криптовалюту можно считать «иным имуществом» с точки зрения законодательства. Он выразил мнение, что на данном этапе не нужно более четко определять понятие криптовалюты.

ТАСС

Аксаков назвал бредом слухи о предбанкротном состоянии 150 небольших банков

Информация о том, что 150 небольших российских банков находятся на грани банкротства, не соответствует действительности, заявил РИА Новости председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Во вторник газета «Известия» написала, что почти 150 небольших банков в РФ находятся на грани банкротства, и в связи с этим Ассоциация банков России намерена обсудить с руководством ЦБ снижение взносов в фонд страхования вкладов для маленьких банков.

«Во-первых, информация насчет банкротства 150 банков — это вообще бред. Привязывать это к отчислениям в систему страхования вкладов — это тоже бред. На мой взгляд, это безответственное утверждение», — сказал РИА Новости Аксаков.

По его словам, информация в СМИ об инициативе ассоциации банкиров также искажена: речь не шла о том, чтобы уменьшить для банков с базовой лицензией отчисления «по стандартной схеме», а лишь о ситуации, когда небольшой банк получает предписание от ЦБ, в связи с чем он автоматически должен увеличить отчисления в систему страхования.

«Вроде бы и так банк находится в непростой ситуации, ему нужны средства для того, чтобы выполнить требования ЦБ, сформировать повышенные резервы. А еще если и осуществлять повышенные отчисления в систему страхования, то вот тогда банк действительно может попасть в сложную финансовую ситуацию. Вот этот вопрос мы хотели обсудить, но говорить, что есть какой-то законопроект — я бы не стал», — отметил глава думского комитета.

РИА Новости

Прозрачные банки

Банки сами возмещают клиентам основную часть похищенных хакерами денег, следует из впервые собранной статистики. Об этом сообщил зампред Банка России Дмитрий Скобелкин, курирующий Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ). В интервью «РГ» он также рассказал о том, как работает новый закон о блокировке подозрительных платежей.

Дмитрий Германович, сколько попыток похитить деньги со счетов совершается в день?

Дмитрий Скобелкин: В среднем к нам приходит по 200-300 уведомлений о несанкционированных операциях, и это число постепенно растет. Абсолютное большинство несанкционированных операций оказываются безрезультатными. При этом мы предполагаем, после внедрения автоматической загрузки данных об инцидентах в систему «Фид-Антифрод» количество уведомлений о несанкционированных операциях увеличится. Сейчас прототип этого сервиса тестируется уже многими банками. Благодаря «Фид-Антифрод», все банки смогут оперативно получать доступ к информации о счетах, через которые мошенники пытались вывести деньги, и в случае необходимости блокировать операции по этим счетам, то есть сохранять деньги своих клиентов.

В прошлом году ЦБ ввел для банков отчетность по похищенным со счетов клиентов деньгам, которые банки должны возмещать, а уже потом выяснять, виноват ли в этом сам клиент. Что оказалось — реально ли получить у банка такое возмещение?

Дмитрий Скобелкин: Да, мы впервые собрали данные по объему средств, возмещаемых банками в рамках 9-й статьи Закона «О национальной платежной системе» (возмещение обязательно, если клиент сообщил банку об исчезновении денег не позже, чем на следующий день, и сам не передавал мошенникам информацию, которая сделала возможной кражу денег. — Прим. ред.). И это сразу показало, что эта статья работает: за третий квартал 2018 года банки возместили клиентам свыше 230 миллионов рублей.

Как тогда относиться к тому, что крупные банки активно предлагают, если не сказать навязывают страховки денег на картах? Или все же лучше заплатить 1,5-2 тысячи рублей в год и спать спокойно?

Дмитрий Скобелкин: Такая страховка — это, конечно, индивидуальное решение клиента. При этом следует понимать, что если клиент никому не отдавал данные карты, исполнял все обязанности по договору с банком, то банк обязан возместить ему похищенное.

Только за три месяца банки возместили клиентам 230 миллионов рублей, похищенных хакерами. Это те случаи, когда клиенты вовремя сообщили о хищениях

Банки должны проводить постоянный мониторинг несанкционированных операций, а если они не уследили за злоумышленниками и те получили доступ к счету клиента, то закон, как мы видели, довольно эффективно защищает потребителя. Тем более мы категорически против навязывания услуг. Если клиенты сталкиваются с таким навязыванием, они могут жаловаться в ЦБ.

Закон об остановке подозрительных платежей работает уже четыре месяца. Есть ли массовые жалобы от клиентов на необоснованные блокировки?

Дмитрий Скобелкин: Опасения действительно были, но жалобы можно пересчитать по пальцам одной руки. Конечно, могут быть ложные срабатывания — например, вы никогда не пользовались переводом через смс, а тут вдруг решили попробовать, причем хотите сразу перевести очень большую сумму — есть вероятность, что операция будет остановлена, потому что это нетипичные для конкретного клиента транзакции. Но банки в таких случаях обязаны оперативно связаться с клиентом, и если он все подтверждает, то операция будет сразу проведена.

Это может приносить неудобства, зато риск, что кто-то уведет деньги с карты, снижается в разы. Без усилий систему противодействия кибератакам построить просто невозможно.

Каждый день мошенники атакуют людей звонками и сообщениями — то якобы от мобильного оператора, то от службы безопасности банка, то еще как-то. При этом мошенники могут в разговоре упоминать персональные данные, например, имя, данные паспорта, что позволяет им проще войти в доверие. Неужели этот поток никак не остановить? Или это не сфера ответственности ЦБ?

Дмитрий Скобелкин: Частично это сфера ответственности Банка России. Такие звонки и рассылки возможны помимо прочего и потому, что мошенники выуживают у людей персональные данные через фишинговые сайты. Банк России рассчитывает получить полномочия по их внесудебной блокировке. Соответствующий законопроект Госдума уже приняла в первом чтении. Важно также, что Банк России сможет обращаться в суд для защиты интересов граждан. Отсутствие такого права нам сильно мешает: сейчас в суд могут обращаться только пострадавшие, а Банк России не является пострадавшей стороной. Но нам необходимо защищать интересы тех, кто уже стал или может стать жертвой мошенников.

Ежедневно в Банк России приходит по 200-300 уведомлений о несанкционированных операциях, абсолютное большинство попыток хищений безрезультатны

Большинство этих фишинговых сайтов — зарубежные?

Дмитрий Скобелкин: Место расположения хостинг-провайдера вообще особой роли не играет, управление рассылками и вредоносным ПО может вестись из любой страны. Ведь если сайт зарегистрирован в зарубежной юрисдикции, с его помощью проще обходить наши законы и обманывать людей.

Вообще, этот «бизнес» международный — дропперы (через которые выводятся похищаемые деньги. — Прим. ред.) могут быть где угодно, где — это не принципиально.

Сколько счетов дропперов уже в базе Банка России? И что с ними происходит — они блокируются?

Дмитрий Скобелкин: Банки активно начали обмен информацией о фактах несанкционированных переводов. Закон требует от банка повышенного внимания к счетам, на которые были переведены эти деньги или должны были быть переведены, но были вовремя остановлены. Бывают случаи, когда счета используются злоумышленниками без ведома их владельцев, поэтому у таких «засвеченных» счетов повышенный уровень риска, но это не значит, что они окончательно блокируются.

Теперь на ФинЦЕРТ Банка России завязан не только обмен данными об атаках между банками, но и взаимодействие между ними, чтобы мошенники не успели обналичить выведенные в другой банк деньги. Когда он перейдет на круглосуточный режим работы?

Дмитрий Скобелкин:Ориентировочно — c 1 марта, возможно, и раньше. В ФинЦЕРТ формируется дежурная служба, она будет работать в режиме 24/7.

Несмотря на то, что в ЦБ идут большие сокращения?

Дмитрий Скобелкин: Мы считаем направление информационной безопасности одним из приоритетных для финансовой системы страны, будем его только укреплять.

Последние массовые атаки в ноябре и январе приписываются группе Silence. Чем они завершились?

Дмитрий Скобелкин: Убытками для мошенников, которые потратили ресурсы на организацию атак, при этом на сегодняшний день (конец января. — Прим. ред.) денег получить им так и не удалось.

Ноябрьская рассылка Silence шла от имени ЦБ. А сам ЦБ подвергается атакам?

Дмитрий Скобелкин: В декабре мы видели активные рассылки вируса-шифровальщика Troldesh, они направлялись в том числе и в адрес руководства Банка России, но безрезультатно.

Полный отчет о несанкционированных операциях за 2018 год мы представим на Уральском форуме «Информационная безопасность финансовой сферы».

Какие тенденции в активности кибермошенников могут получить развитие в ближайшее время?

Дмитрий Скобелкин: Самым популярным методом останется социальная инженерия (звонки, спам-рассылки). Как показывает жизнь, чаще всего люди теряют деньги из-за собственной доверчивости и неосмотрительности. Причем на уловки мошенников клюют не только клиенты банков, но и сами сотрудники кредитных организаций, когда они, например, открывают приходящие по электронной почте письма с вредоносами, переходят по вредоносным ссылкам. Я считаю, что банки и другие финансовые организации должны активнее работать над повышением финансовой грамотности своих клиентов, предупреждать их о возможных угрозах и методах мошенничества.

Что касается компьютерных атак на банки, то их количество и качество, вероятно, сохранится практически на прежнем уровне. Здесь надо обратить внимание на два основных вектора — целевые фишинговые рассылки троянских программ по электронной почте и взлом популярных сайтов для последующего распространения вредоносного ПО. Отдельные злоумышленники и их группы будут продолжать прямые атаки на банкоматы с использованием аппаратных средств (blackbox и т.п.), это потенциально менее выгодный способ, но и менее сложный. Поэтому наша задача как регулятора и задача самих банков — продолжать держать руку на пульсе, не только оперативно реагировать на инциденты, но и создавать условия для того, чтобы по возможности не допускать совершения этих инцидентов.

В Госдуме находится законопроект об обмене данными между операторами мобильной связи и банками о владельцах телефонных номеров. Зачем он нужен?

Дмитрий Скобелкин: Мы добиваемся, чтобы все банки имели равный доступ к информации, которая есть у операторов, раз речь идет о безопасности — мобильный телефон ведь становится фактически универсальным средством идентификации личности.

Законопроект даcт возможность банкам проверять, что номер телефона, с которого совершается операция, действительно принадлежит владельцу счета.

Международное сотрудничество

Банк России наладит обмен данными о киберугрозах с центробанками стран ЕС и Китая

Банк России в прошлом году создал систему обмена данными о хакерах в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Есть ли уже конкретные результаты от этого?

Дмитрий Скобелкин: Есть, мы каждый день взаимодействуем. Кстати, пока это единственный прецедент, когда центральные банки не просто договорились о сотрудничестве в области информационной безопасности, а перешли к практическим шагам.

Например, в Армении произошел инцидент, коллеги моментально вышли на связь, мы им технически помогли, а заодно предупредили своих поднадзорных. Помогали коллегам из Белоруссии и Казахстана, они вовремя смогли предотвратить атаки на свои банки.

Вы планируете обмениваться данными о киберугрозах с другими странами, например, с Китаем?

Дмитрий Скобелкин: Мы намерены заключить такие же соглашения, как в рамках ЕАЭС, с центральными банками Италии, Франции, ряда других стран Европы, с Китаем.

Через ФинЦЕРТ Банк России уже участвует в двух лидирующих международных организациях в сфере информационной безопасности — Forum of Incident Response and Security Teams (FIRST) и European ATM Security Team — Expert Group on ATM Fraud (EAST EGAF). Через них мы получаем оперативную информацию об атаках на иностранные банки, банкоматы и так далее, чтобы предупреждать наши банки о новых угрозах.

Кстати, в декабре 2018 года ФинЦЕРТ (FinCERT) получил официальное разрешение на использование акронима CERТ. Это означает его международное признание как группы реагирования на компьютерные инциденты.

Российская газета

Прием окончен

На закрытие финансовых пирамид в российских доменных зонах .ru и .рф сегодня уходит в среднем два месяца. Об этом сообщил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута на Пятой Международной конференции по финансовой грамотности и финансовой доступности — ФИНФИН.

Пирамиды все заметнее перемещаются в интернет. Там реклама их услуг распространяется с очень высокой скоростью. Именно поэтому основной акцент ЦБ делает на борьбу с онлайн-пирамидами, отметил Мамута.

«Здесь два рычага влияния на ситуацию: быстрое выявление пирамиды и быстрое закрытие. Для их обнаружения мы недавно запустили роботизированный сервис, который ищет в интернете организации с признаками пирамид, — напомнил Михаил Мамута. — Сейчас работаем над ускорением закрытия пирамид».

В Госдуму внесен законопроект, который позволит ЦБ оперативно блокировать сайты мошенников, не дожидаясь решения суда. Тогда регулятор сможет ограничивать распространение в интернете информации о пирамидах, компаниях, не имеющих лицензии на оказание финансовых услуг, и организациях, маскирующих свои сайты под ресурсы добросовестных участников рынка.

В 2018 году Банк России направил в правоохранительные органы данные о 168 структурах, имеющих признаки финансовой пирамиды. Некоторые сайты работают из-за рубежа. Глава департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ Валерий Лях говорил, что в таких случаях ЦБ обращается за помощью к зарубежным коллегам. Благодаря такому сотрудничеству удалось прекратить распространение информации об услугах ряда псевдо-форекс-компаний в России.

На блокировку финансовых пирамид в интернете у Банка России сейчас уходит в среднем два месяца

Кстати, опрос, проведенный ЦБ и Фондом «Общественное мнение», показал: четверть участников пирамид — люди, которые рассматривают их как вид рискованных инвестиций. То есть это их вполне осознанная стратегия.

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}