ОБЗОР СМИ
Мосбиржа подготовила платформу «Маркетплейс» для онлайн-открытия вкладов
Московская биржа объявила о технологической готовности платформы для дистанционного открытия банковских вкладов в рамках проекта «Маркетплейс» Банка России. Отметим, что в число партнеров маркетплейса ЦБ входит и финансовый супермаркет Банки.ру.
Так, выбрать вклад на портале Банки.ру и оформить его на платформе, разработанной Мосбиржей, пользователи смогут после внесения необходимых изменений в законодательство, следует из сообщения торговой площадки.
На первом этапе граждане смогут открывать вклады в банках — участниках проекта. В перспективе ассортимент создаваемого супермаркета финансовых продуктов расширится за счет кредитных, страховых и инвестиционных продуктов. Выбор и оформление продуктов будет осуществляться очень просто, объяснил директор по развитию бизнеса Банки.ру Роман Халанский.
«У нас есть каталоги вкладов. Ежемесячно туда более миллиона посетителей заходят, сравнивают продукты, отправляют заявки. Изначальной точкой входа в маркетплейс будет Банки.ру: клиент заходит на сайт, заходит в раздел поиска по вкладам, смотрит условия. Мы будем промотировать вклады, которые можно будет открыть онлайн. Возможно, даже сделаем отдельную кнопку. В таком случае человек сразу поймет, что одни вклады можно открыть по стандартной процедуре — через заявку в банк, а другие — полностью дистанционно», — отметил Халанский. По его словам, процесс идентификации будет доступен сразу же, в момент выбора желаемого продукта.
«Клиенту остается только ознакомиться с договором банка, отправить СМС с кодом и перечислить деньги на депозит по указанным реквизитам любым удобным способом», — поясняет директор по развитию бизнеса Банки.ру. Как только проект будет запущен в промышленную эксплуатацию, каждый банк-участник будет предлагать как минимум один вклад, который можно будет открыть через маркетплейс.
Тестовая версия системы интегрирована с онлайн-витринами финансовых продуктов, банками, платежной системой и Регистратором финансовых трансакций (РФТ).
Доступ к платформе предоставляется через ЕСИА (портал «Госуслуги»), а первичная идентификация клиента — через единую биометрическую систему. Платформа обеспечивает все этапы заключения договора с банком, безопасный перевод денежных средств для открытия вклада, доступ к информации о состоянии счетов и дальнейшие операции: пополнение, снятие, закрытие вклада.
Присоединиться к платформе, разработанной Мосбиржей, могут банки — участники системы обязательного страхования вкладов, имеющие право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц. На сегодняшний день меморандум о сотрудничестве при реализации проекта «Маркетплейс» подписали 16 банков: «Ак Барс», Газпромбанк, «Держава», «Зенит», «Кубань Кредит», банк «ФК Открытие», Промсвязьбанк, Связь-Банк, Совкомбанк, СКБ-Банк, Россельхозбанк, Росбанк, Тинькофф Банк, «Уралсиб», «Центр-инвест» и Экспобанк.
Хлебная дезинформация: сколько берут банки за безналичную оплату товаров
Глава «ФК Открытие» заявил, что Путина дезинформировали о комиссиях в 3% за безналичную оплату товаров, и раскрыл, сколько платит крупная розница. Для нее комиссия в разы меньше, согласны эксперты, но мелкая может платить и больше
Глава банка «ФК Открытие» Михаил Задорнов заявил, что президента Владимира Путина дезинформировали о размере комиссии, которую магазины платят банкам при оплате товаров и услуг картами. «Проблема гораздо более сложная, чем о ней говорят. Нет никакой единой ставки эквайринга… И нет никаких 3%, это здесь президента просто дезинформировали», — сказал банкир в интервью телеканалу РБК на сочинском инвестиционном форуме.
Неделю назад Владимир Путин назвал комиссии для ретейлеров при безналичной оплате квазиналогом, указав, что в России они составляют 3%, а в других странах находятся на уровне 0,2%.
Задорнов подчеркнул, что не видел комиссии в 3% в распространенной практике. По его словам, как в торговых сетях, так и в небольших магазинах стоимость услуги эквайринга устанавливается на уровне 1,5–1,7%. Более того, такие торговые гиганты, как «Магнит», «Ашан» или X5, платят банку за расчеты по карте 0,4–0,6% от стоимости товаров или услуг.
Комиссии на уровне долей процентов (0,5–0,6%) банки устанавливают и для крупных продавцов в интернете, например при продаже билетов РЖД или «Аэрофлота». «Идет торговля банков с клиентами уже не за копейки, а за доли копейки», — отметил банкир, добавив, что специализированные тарифы отдельно проговариваются с международными платежными системами и национальной платежной системой «Мир».
Задорнов сравнил попытку регулирования тарифов за эквайринг с регулированием цен на хлеб. «Понимаете, это все равно что сказать так: давайте возьмем, что хлеб не должен стоить больше 25 руб., — пояснил он. — Возникают вопросы, какой хлеб — булочка, серая булочка, батон? Нет. Все. Хлеб 25 руб. И что вы увидите на полках через год после этого тезиса?» Задорнов резюмировал: «Наше поколение из Советского Союза, и мы очень хорошо понимаем, к чему ведет попытка ввести какие-то директивные цены и пытаться цены ограничить».
«Стоимость эквайринга — это цена услуги. И ее регулирование должно быть чрезвычайно гибким и базирующимся на принципе «не навреди», — подчеркнул глава банка «ФК Открытие».
Аргументы за и против
Предприятия розничной торговли не первый год жалуются на величину банковских комиссий. В очередной раз вопрос вновь был поднят в конце прошлого года на совещании у вице-премьера РФ Дмитрия Козака. По его итогам были даны поручения Банку России, Минфину, ФАС и бизнесу представить в правительство предложения, как снизить размер комиссионного вознаграждения при оплате банковскими картами в магазинах. Все ведомства, а также банки высказались против госрегулирования банковских комиссий. В то же время часть банков выразили готовность ограничить размер комиссий при оплате крупных покупок и социальных услуг.
Но в начале февраля идея снизить банковские комиссии при оплате картами нашла поддержку у главы государства.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) считает справедливым выровнять ставки эквайринга для всех участников рынка на уровне, приведенном в качестве примера тарифа для крупных торговых сетей, — 0,4%, сказал представитель АКОРТ Роман Черниговцев. Ретейлеры не считают справедливым, что на рынке действуют разные ставки за одну и ту же услугу при фактически одинаковых издержках на проведение идентичных транзакций.
Регулирование торговой уступки может привести к снижению безналичного оборота за счет сокращения программ стимулирования (по развитию безналичных платежей. — РБК) со стороны банков, поясняет позицию банковского сектора исполнительный директор Национальной платежной ассоциации Мария Михайлова. По ее словам, сокращение безналичного оборота приведет к замедлению темпов экономики и даже ВВП, как свидетельствуют международные исследования. «Поскольку безналичные платежи государство не стимулирует, их вынуждены стимулировать банки», — указывает она.
В настоящее время ФАС начала первое масштабное исследование конкуренции на рынке оплаты товаров и услуг с помощью банковских карт. Банки должны предоставить сведения, как формируются комиссии на рынке безналичных платежей с 2016 года, а ретейлеры — отчитаться о своих издержках по организации оплаты карточками за последние четыре года.
Споры о размере комиссий
Банки проявляют относительную гибкость, определяя размер комиссии, так как заинтересованы в клиенте, говорит гендиректор «INPAS СОФТ» (поставщик и разработчик платежного оборудования и решений) Алексей Лаврухин. Поэтому они могут предлагать индивидуальные условия определенным льготным категориям, крупным компаниям и клиентам, которые пользуется другими услугами и продуктами банка. Запрошенные РБК крупные торговые сети на вопрос о размере комиссий не ответили. В пресс-службе X5 Retail Group сказали, что стоимость эквайринга — конфиденциальная информация, добавив, что сеть не пользуется услугами банка «Открытие». В «Ашане» сообщили, что не готовы комментировать, «Магнит» не прислал ответ на запрос.
Представитель АКОРТ не согласен с утверждением Задорнова, что на рынке нет ставок эквайринга, равных или выше 3%. «К сожалению, тарифные планы многих банков и платежных сервисов превышают эту планку и доходят в некоторых случаях до 4–6%. Особенно характерна такая тарифная политика в отношении интернет-бизнеса», — сказал Роман Черниговцев.
Комиссия 3% является типичной для интернет-магазинов, порой она даже выше, соглашается президент Ассоциации интернет-торговли Артем Соколов. Чем меньше бизнес, тем выше размер комиссии за прием карт, пояснил он, напомнив, что основная часть магазинов (более 40 тыс.) относится к малому и среднему бизнесу.
По расчетам «INPAS СОФТ», средний размер банковской комиссии за торговый эквайринг в офлайн-рознице варьируется в среднем от 1,8 до 3,0%. «Размер комиссии зависит от оборота компании, от региона; в больших городах комиссия может быть немного ниже, на 0,1–0,2 п.п., поскольку объемы продаж выше», — объяснил Лаврухин.
«В онлайн-магазинах комиссия обычно выше, чем в офлайне, средний размер превышает 2%», — сказал председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. Он уточнил, что для больших ретейлеров 3% давно нет, их комиссии меньше в разы как в офлайне, так и онлайне. 3% — вполне актуальная величина для маленьких магазинов, онлайн и офлайн, указал он.
Некрупные интернет-магазины (66% из 124 тыс. площадок, по данным исследовательского центра MARC) для проведения расчетов часто заключают договоры не напрямую с банками, а используют услуги платежных провайдеров, которые также берут свою часть комиссии за предоставленные услуги, включаемую в общий платеж за эквайринг (в список услуг входит не только прием платежей, но также отслеживание подозрительных транзакций, анализ платежей и т.д.). В итоге комиссии, устанавливаемые платежными провайдерами, еще выше. Так, «Яндекс.Касса» при оплате картами Visa, Mastercard, Maestro и «Мир» устанавливает два размера комиссий в зависимости от торгового оборота — 3,5% при обороте до 1 млн руб. и 2,8% при более высоком. При приеме карт платежных систем JCB, American Express и Diners Club комиссия установлена на уровне 4% и не зависит от оборота. В Robokassa комиссия составляет от 2,3 до 3,7% в зависимости от оборота.
А. Аксаков ответил на вопрос о безналичной оплате и эквайринге
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков на Российском инвестиционном форуме в Сочи ответил на вопрос «Российской газеты» о приеме магазинами безналичной оплаты и комиссиях на эквайринг.
По словам А. Аксакова, планка по обороту магазинов и предприятий услуг, по достижении которой магазины обязаны предоставить клиентам возможность безналичной оплаты, в четыре этапа будет снижена до нуля. Сейчас обязанность приема безналичных платежей есть у компаний с оборотом 40 млн рублей в год.
«Подготовлен законопроект, сейчас он обсуждается в правительстве, последняя дискуссия прошла в Роспотребнадзоре, — рассказал Аксаков. — В принципе, идея поддержана, полагаю, что уже в этом году закон об этом будет принят и со следующего года постепенно (ежегодно. — Прим. ред.) эта планка будет снижаться: сначала до 20 миллионов рублей оборота в год, затем до 10, до 5 миллионов и, наконец, до нуля. То есть все торгово-сервисные предприятия будут обязаны предоставить возможность покупателю оплатить товар или услугу банковской картой».
Проблему высоких комиссий за эквайринг (до 3% с оборота) А. Аксаков связывает с тем, что рынок эквайринга монополизирован.
«Мы сейчас обратились в ФАС и ЦБ, чтобы они представили свои предложения — если необходимо, то законодательно отрегулируем установление тарифов за эквайринговые услуги, но, возможно, здесь достаточно решения ФАС, которое установит пределы этих тарифов».
При этом, по словам А. Аксакова, регулирование тарифов не должно быть жестким, так как это, во-первых, затруднит приход на этот рынок новых игроков и развитие конкуренции, а во-вторых, высокие (по сравнению с Европой) тарифы за эквайринг в России компенсируются очень активным использованием программ лояльности (кешбэка).
Президента дезинформировали о высокой комиссии за прием карт?
Своими сомнениями в справедливости разговоров о высокой комиссии банков за эквайринг в эфире РБК на полях Российского инвестиционного форума поделился глава банка «Открытие» Михаил Задорнов. По его словам, сейчас средняя комиссия составляет 1,5%. При этом большую часть комиссии банки возвращают клиенту в виде кэшбэка. «Нет никакой единой ставки эквайринга. И нет никаких 3%», — добавил Задорнов.
Глава «Сбербанка» Герман Греф, со своей стороны, предупредил, что снижение комиссий за эквайринг может привести к негативному для рынка эффекту. По его словам, если снизить комиссии до европейского уровня в 0,3%, банк переложит расходы на покупку и обслуживание терминалов для оплаты картами на ритейлеров. И тогда платить им придется больше, чем при нынешних комиссиях.
Коллег поддержал первый зампред Совета директоров «Альфа-банка» Олег Сысуев.
Олег Сысуев, первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка
«Знаете, я очень рад, что Михаил Михайлович сказал об этой проблеме. Сказал очень конкретно. И я могу только подтвердить его слова и с точки зрения цифр, и с точки зрения содержания проблемы. И это опять-таки эффект популизма, который у нас очень распространен и заразен. Исходит он из Госдумы, от всякого рода людей, которые хотят как бы понравиться народу. На самом деле сейчас на рынке дикая совершенно конкуренция за розничного клиента и мне кажется, что сейчас создана такая рыночная ситуация, что она оптимальным образом регулирует все взаимоотношения внутри этого рынка. Это очень сложная, очень конкурентная среда. Здесь невозможно никакого сговора по определению, невозможно какого-то манипулирования. Невозможно, потому что слишком много участников».
После заявлений Задорнова Ассоциация компаний интернет-торговли распространила заявление своего президента Артема Соколова. «Тот факт, что глава крупного банка не видел таких комиссии, вовсе не означает, что их нет на рынке. Комиссия в 3% является типичной для интернет-магазинов. Чем меньше размер бизнеса, тем выше размер комиссии за прием карт», — утверждает Соколов.
За снижение комиссий выступают и независимые АЗС. Даже 1,6% за эквайринг для этого бизнеса — слишком много, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза
«На розничном топливном рынке эквайринг 1,5 — 1,6%. Я про 3% никогда не говорил. И этот эквайринг составляет примерно 15% всех наших операционных расходов. Да, я согласен с господином Задорновым в том, что любое регулирование должно быть очень тонким и взвешенным. Тем не менее, у нас в топливном рынке на сегодняшний день существует прямое ручное регулирование цен. Соглашение действует с нефтяными компаниями. Сначала была заморозка цен, потом индикативные мелкооптовые цены. Вот абсолютно прав в том, что должно быть тонко и взвешенно, но, к сожалению, у нас есть ручное регулирование, которое привело к тому, что в прошлом году розничный топливный рынок был убыточным у всех. Поэтому мы хотим для того, чтобы выйти в какие-то более менее нормальные уровни рентабельности, сокращать расходы. Эквайринг банковский — это наши прямые расходы. У нас нет претензий к нашим банкам, они транслируют те условия, которые им диктует международная платежная система. В то же время мы понимаем, что в Европе эти же ставки в 0,2-0,3% существенно ниже. Почему к нам такое предвзятое отношение? Может это один из вариантов санкций? Трудно судить».
Ранее Владимир Путин назвал «квазиналогом» комиссии за безналичный расчет за товары и услуги, сказав, что в России они составляют 3%, тогда как в других странах находятся на уровне 0,2%. Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил, что «эта цифра прозвучала в вопросе от непосредственных пользователей».
Минпромторг вернется к обсуждению стоимости эквайринга для ритейла. Об этом в кулуарах сочинского форума заявил замглавы ведомства Виктор Евтухов, допустив введение единых ставок.
С. Кирири: Я затрудняюсь назвать успешные примеры директивного регулирования эквайринговой комиссии
Сьюзан Кирири, глобальный руководитель департамента по работе с торгово-сервисными предприятиями и развитию сети приема Visa на встрече с представителями СМИ рассказала, что затрудняется назвать примеры удачной попытки директивного регулирования размера межбанковских комиссий по приему карт в торгово-сервисных предприятиях.
«Я глубоко убеждена, что государства намерены развивать экономику во благо процветания их граждан и развития бизнеса. У них хорошие намерения, но регулирование размера межбанковской комиссии не тот инструмент, который можно использовать для этой цели. Регулирование эквайринговой комиссии механизмами рынка позволяет избежать рисков, с которыми может столкнуться экосистема электронных платежей в случае директивного регулирования», – заявила С. Кирири.
В худшем случае: каковы риски принятия новых санкций США и что будет, если их примут
Вечером по московскому времени 13 февраля стало известно о новом проекте ограничительных мер в отношении России. Санкционная риторика еще никогда не была такой жесткой. Помимо санкций против банков и госдолга, авторы августовских «адских санкций» (проекта DASKA), Линдси Грэм и Боб Менендес теперь предлагают наложить санкции на инвестиции в СПГ-проекты России за рубежом, «олигархов, действующих в интересах Владимира Путина», а также наказывать за поддержку разработок нефтяных ресурсов в России. Forbes спросил у экспертов, насколько вероятно то, что санкции будут приняты, а если будут – чем это обернется для рынков и проектов в сфере ТЭК?
Примут или нет
Опрошенные Forbes аналитики скептически относятся к вероятности принятия санкций, по крайней мере в том виде, в котором они заявлены в законопроекте Грэма-Менендеса. При том, что какие-то санкции, скорее всего, примут, вероятность их реализации в полном объеме весьма мала (если, конечно, не произойдет каких-либо осложнений в «горячих точках» или расследование российского вмешательства в выборы не приведет к «шокирующим результатам»), говорит главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.
Санкции могут коснуться отдельных банков, особенно работающих с оборонзаказом. Сценарий с запретом на покупку новых выпусков госдолга достаточно реальный, не слишком критичный, говорит руководитель дирекции по операциям с акциями BCS Global Markets Олег Ачкасов. Прошлые законодательные инициативы некоторых авторов DASKA 2.0 часто заканчивались ничем. «Риски введения санкций против ведущих российских банков и госдолга по-прежнему крайне малы», — оптимистичен аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов.
«Угрожать санкциями можно долго, а ввести — лишь единожды, после чего у США останется меньше рычагов для давления на российскую политику», — объясняет директор поо анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-Капитала» Владимир Брагин.
Основной автор нового санкционного пакета, сенатор Линдси Грэм не слишком удачлив в реализации своих инициатив – в 2017 году из 13 его проектов только один стал законом. А в январе 2018 года Минфин США предупреждал о негативных последствиях возможных санкций против российского госдолга.
Возможность обвала
Если санкции примут в полном объеме, последствия будут плачевными и для валютного, и для фондового рынка. Долларовый индекс РТС быстро просядет на 15-20%, рубль – подешевеет на 10-15%, кривая ОФЗ сдвинется на 1,5-2% вверх, ЦБ повысит ключевую ставку на 3 п.п. – моделирует ситуацию управляющий директор «Универ Капитал» Артем Лютик (при этом он отмечает, что вероятность введения санкций по самому жесткому сценарию низкая). Даже перевод давно анонсировавшихся санкций против банков и госдолга из «бумажного» формата в реальные ограничения способно обвалить российскую валюту до 70-73 рублей за доллар, предупреждает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Гораздо более серьезными будут последствия от ограничений для энергетического сектора — в таких реалиях курс рубля может ослабиться до уровней 75-80, а в перспективе девальвация будет продолжаться, указывает Покатович. Более того, под давлением окажется сырьевой экспорт — основная компонента экономического роста России, что может привести к углублению стагнации в экономике, а потом и к рецессии.
Стресс-сценарий приведет к падению российского фондового рынка на 5-6% за 1-3 дня, под ударом, несмотря на ослабление рубля, окажутся и нефтегазовые компании, в результате чего индекс Мосбиржи просядет сильнее, чем после апрельских санкций, и даже сильнее, чем в 2014 году, считает зампред правления Локо-Банка Андрей Люшин из Локо-Банка.
Риски для «Новатэка»
Удар по энергетическому сектору может иметь не только негативный макроэффект, но и создать сложности вполне конкретным проектам, причем не только «за пределами России», о которых говорится в американском законопроекте, но и внутри страны. По словам директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, из-за принятия санкций могут пострадать проекты бункеровочных терминалов СПГ на Балтике. Кроме того, говорит эксперт, есть серьезный риск, что в категорию «Investment in Russian LNG projects outside Russia» попадёт строительство танкеров для завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн т в год (контролируется «Новатэком»). Танкеры класса Yamalmax в России не строятся. «Пока не говорится о предполагаемых ограничениях в отношении «Северного потока 2». Однако, не стоит сомневаться, что об этом проекте не забудут», — уверен Корчемкин.
Первый вице-премьер Антон Силуанов уже пообещал помощь государства, если «Новатэк» в реализации своих СПГ-проектов столкнется со сложностями. Помимо запущенного более года назад «Ямала СПГ», «Новатэк» готовит к реализации второй СПГ-проект — «Арктик СПГ-2». «Чтобы снизить конкуренцию, естественно, наши партнеры так называемые решили не забыть и этот сектор своими санкциями. Если вдруг этот санкционный пакет заработает, если такие решения будут приняты и если иностранные инвесторы будут реагировать на эти санкции, я не исключаю, что наши государственные ресурсы, в том числе средства ФНБ, как это было в первый раз, вполне могут быть задействованы в этот проект («Арктик СПГ-2»)», — сказал Силуанов на полях Российского инвестиционного форума в Сочи.
Именно постепенное усиление давление и точечные удары по отдельным компаниям, представляющим наибольшую угрозу для американского бизнеса в конкуренции за рынки, в том числе европейский газовый рынок, будет основным сценарием санкционного поведения Вашинготона, считает Люшин из Локо-Банка.
Комиссии в расширенном составе
Структура доходов российского банковского сектора меняется. Процентные выплаты остаются основным источником поступлений, но их доля постепенно сокращается. Зато все более обещающими выглядят комиссионные платежи. Они меньше зависят от состояния экономики, позволяя диверсифицировать источники дохода. Преследуя диверсификацию, участники рынка все глубже заходят в новые, нетрадиционные для банков сегменты.
Процентом не вышли
По оценке «Ъ», чистый процентный доход российского банковского сектора вырос за 2018 год примерно на 10%, до 2,86 трлн руб., а чистый комиссионный доход — на 18%, до 1,05 трлн руб. Кроме того, если смотреть на отношение чистого процентного дохода к кредитному портфелю банков, то можно увидеть, что за 2014–2018 годы показатель сократился с 4,9% до 4,4%. При этом отношение чистых комиссионных доходов, наоборот, за пять лет выросло с 1,4% до 1,7%. Комиссионные доходы пять лет назад составляли менее 30% от величины процентных доходов. В последующие годы это соотношение менялось в пределах 32–36%, а по итогам 2018 года приблизилось к 37%, что является рекордным показателем с кризиса 2008 года.
Чистые процентные доходы — это доходы, полученные банком в основном от выданных кредитов за вычетом процентных расходов, которые связаны с привлечением средств, например, депозитов. В большинстве российских банков кредитование — основной вид деятельности, поэтому и на итоговый финансовый результат главным образом влияют чистые процентные доходы.
Комиссионные доходы банку приносят комиссии за расчетно-кассовое обслуживание (РКО), открытие и ведение счетов, обслуживание карт, доверительное управление, брокерские услуги, и т.п.
«Процентные ставки сильно зависят от экономических условий и уровня ключевой ставки, размеры комиссий меняются слабее»,— поясняет старший аналитик Fitch Александр Данилов. Кривая отношения чистого процентного дохода к кредитному портфелю банков действительно напоминает инверсию кривой ключевой ставки. Этот показатель сокращался до 2014 года, когда ключевая ставка постепенно росла, сильно просел в 2015 году после резкого роста ставки ЦБ до 17%, восстановился в 2016 году, но в 2017–2018 годах начал опять сокращаться.
Кроме того, в условиях спада в экономике, когда кредитное качество заемщиков падает, банки ужесточают требования по выдачам новых ссуд, отмечает ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» Екатерина Щурихина. «Многие банки после кризиса 2014 года снизили аппетиты к риску, стали внимательнее относиться к оценке заемщиков, а заемщики, в свою очередь, стали внимательнее следить за условиями, на которых они кредитуются»,— соглашается заместитель директора департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Лидия Каширина. Когда экономика входит в стадию роста, банки поднимают кредитную активность, соответственно, доля процентного дохода растет.
С определенным временным лагом кредитные портфели банков сокращаются, что ведет к потере процентного дохода. Так, в 2016 году кредитный портфель банков сократился на 3,3%, что могло сказаться на снижении процентного дохода в 2017 году. Несмотря на рост кредитного портфеля в 2014–2015 годах, негативное влияние на процентные доходы мог оказать рост просроченной задолженности в 2,2 раза, до более 3 трлн руб.
«В условиях макроэкономической нестабильности традиционно зарабатывающий продукт — кредит — подвержен кредитному и процентному рискам, что может обнулить ранее заработанную на нем прибыль или привести к отрицательному результату,— поясняет зампред правления Абсолют-банка Анатолий Фогельгезанг.— Именно это и происходило с большинством банков после кризиса 2014 года, когда резервы по корпоративным заемщикам полностью нивелировали полученную по ним прибыль».
Доход без риска
Замедление роста процентных доходов заставляет банки развивать направления, приносящие комиссионные доходы. «Как показывает мировая практика, это достаточно устойчивая тенденция,— говорит заместитель директора группы банковских рейтингов АКРА Михаил Полухин.— Ее проявление характерно в основном для стран с достаточно развитой экономикой в периоды низкого роста макроэкономических показателей, компрессии процентного дохода и снижения поступлений от прочих операций, например торговых».
Как поясняют в Альфа-банке, комиссионный доход «является безрисковым, поэтому он очень ценен для банка, так как в периоды нестабильности в экономике он позволяет поддержать прибыльность, операционную эффективность банка и сохранить устойчивость его бизнес-модели». Комиссии за предоставление банковских гарантий (тендерные, провозные, НДС) не требуют фондирования и имеют меньшую стоимость риска, а прочие комиссионные продукты, такие как РКО, валютообменные операции, перевод денежных средств и другие, не несут кредитного риска и не оказывают давления на капитал банков, уточняет господин Фогельгезанг. Для розничного бизнеса ключевым способом сохранения и роста доходности выступает развитие продаж агентских (страховых и сервисных) продуктов, добавляет Лидия Каширина.
Согласно промежуточной отчетности крупнейших российских банков по МСФО, в структуре комиссионных доходов большая часть (50–90%) приходится на РКО и опера