ОБЗОР СМИ
В 2018 году продолжилось снижение объемов сомнительных операций в банковском секторе
Вывод денежных средств за рубеж по сравнению с 2017 годом уменьшился на 24%, а обналичивание денег в банковском секторе – почти в два раза. Такие данные приводит Банк России в оценке объемов и структуры сомнительных операций в 2018 году.
Наибольшее сокращение объемов отмечалось по сомнительным выдачам наличности юридическим и физическим лицам, а также по выводу денежных средств за рубеж с использованием исполнительных документов.
В 2018 году в структуре обналичивания превалировали выдачи со счетов и по платежным картам физических лиц (57%), в структуре вывода денежных средств за рубеж – авансовые платежи (32%) и сделки с услугами, в основном морские контейнерные перевозки (23%).
При ощутимом снижении объемов обналичивания денег в банковском секторе в 2018 году усилился его переток в небанковский сектор, что отразилось на росте транзитных операций повышенного риска по безналичной компенсации наличной выручки, «продаваемой» третьим лицам торговыми компаниями и дистрибьютерами.
Оценка подготовлена на основе данных Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России о выявленных фактах проведения сомнительных операций кредитными организациями и их клиентами.
Алма Обаева: «Моя лояльность банку формируется из моих же денег»
Алма Обаева, председатель правления «Национального платежного совета», в интервью порталу Finversia.ru, рассказала, что комиссию за приём безналичных платежей снижать надо; что в России растёт не только количество транзакций наличными, но и прямой уход от платежей через pos-терминал; что снижение комиссий не навредит банковскому бизнесу, несмотря на заверения банкиров в обратном.
— Президент выступил в поддержку ритейлеров, сославшись, что в Европе комиссия при приёме безналичных платежей составляет 0,2-0,3%, а в России – 3%. Банки активно сопротивляются. Вопрос решён?
— Вопрос не решён, мы не имеем к настоящему моменту никаких решений, но идёт очень хорошая дискуссия, выдвигаются различные мнения. Правда недавно один из руководителей крупного частного банка заявил, что «не видит комиссии в 3%». Но если он не видит, это не значит, что такой комиссии нет – она, как раз напротив, имеет место. Президент правильно сказал, что это квазиналог, потому что предприятия обязаны принимать карты. Важно, чтобы обсуждение было конструктивным, а решения выверенными. На выходе хотелось бы получить рекомендации для банков от регулятора – в случае если примут решение не регулировать жёстко. Но мы уже видим реакцию игроков, на днях представитель Visa заявил, что компания думает над снижением своей комиссии по оплате в транспорте. Очень правильная реакция. Надеюсь, что за транспортом последуют социальные программы, благотворительность, спорт. В НСПК заявили, что думают над тем же. Вы сказали, что банкиры возражают, да, действительно это так, но давайте разберёмся, какие могут быть последствия. Отмена программ лояльности?
— Кэшбек?
— Кэшбек, да. Нельзя забывать, что из комиссии за приём безналичных платежей банки формируют ресурсы для обеспечения безопасности. Но в итоге за всё равно платит клиент. Не надо забывать, что моя лояльность, которую мне предоставляет банк, формируется из моих же денег. Вот когда банки допустят меня к формированию лояльности, то тогда и поговорим. Например, мне не нужна лояльность Макдональдса или от АЗС, но мне её навязывают. А там где она мне нужна – к примеру, в одной гастрономической сети – мне её не дают.
— Вопрос, который наверняка возникает у многих россиян: 3% – это много или мало? А может быть магазину лампочки стоит поменять на энергосберегающие, или холодильник починить – вот и меньше придётся делать возврат товаров, издержки снизятся?
— Согласна полностью. Эффективность торгово-сервисных предприятий под вопросом, но надо понимать, что 3% — это близко к грабительским цифрам. Что я имею в виду? Во-первых, объём безналичных за последние 10 лет сильно вырос. Но если объём вырос, то почему цены не упали? Во-вторых, что придумали ритейлеры? Он всё чаще обращаются к клиенту с просьбой перевести деньги за покупку на личную карточку. Банк России ведёт отчетность по безналичным транзакциям по трём позициям: 1) Снятие денег в банкомате — примерно 19 трлн рублей( 9 месяцев 2018 года). 2) Оплата картами продуктов и услуг – примерно 15 трлн рублей. 3) «Прочие цели» — 19 трлн. Раньше в этом пункте были благотворительность, переводы с карты на карту, доля таких платежей занимала менее 10%. А сейчас больше трети! Статья «Прочие» стала больше, чем статья «Оплата по картам». О чём это говорит? О том, что там «сидят» переводы, которые должны быть оплачены картами. Вот у меня есть мастер-парикмахер, которая предлагает мне расплатиться за работу посредством перевода на её карту. Книжный магазин недавно предложил так расплатиться. Последний раз я столкнулась с этим в Кофемании – они предложили либо наличными, либо переводом на личную карту официантке. Да, я могу перевести деньги за кофе и пирожное официантке, но банк за такую операцию не начислит мне бонусов или кэшбека. Куда мы идём? Чего добились платежные системы и банки? Снижения доли оплаты картами! Отсюда и стремление Банка России как можно скорее полноценно запустить Систему быстрых платежей.
— Противники снижения комиссий ссылаются на европейский опыт, где после административного снижения тарифов выросла стоимость других банковских услуг. Правда ли это?
— Снижение объёма платежей точно не случилось. Возьмём мой любимый пример – Швецию, где доля наличных в обращении по отношению к остаткам на счетах составляет всего 1,8%. То есть, если завтра наличные исчезнут как класс, экономика Швеции этого просто не заметит. В России этот показатель почти в 20 раз выше – 20%. Ухудшились ли условия для клиентов? Сложно сказать, особенно принимая во внимание, что банковские услуги в Европе никогда не были дешёвыми. Возможно, что стоимость услуг и подросла, но не смертельно.
И ещё момент. Ни США, ни Европа ничего умнее не придумали, кроме как административно заставить банки снизить комиссии. Думаете, есть другой способ? Сомневаюсь. Да, будем честными, торгово-сервисные предприятия не уменьшат на 2 процентных пункта цены, с другой стороны, в сезон магазины снижают цены на некоторые товары на 40%. Вы слышали когда-нибудь, чтобы банк так снижал цены? Это конечно другой бизнес, но всё же. Но есть надежда, что магазины направят эти деньги на ту же лояльность.
— Я к тому, что банки легче в этом смысле контролировать – ЦБ научился управлять банками. А как научиться управлять ритейлом? Через ассоциации?
— Меня в целом сервис торговых предприятий устраивает, ритейл – одна из немногих рыночных сфер в России, тут остаётся, по-прежнему, место для конкуренции. Я их не идеализирую, но им тоже надо дать шанс, поскольку они ближе к нам – ведь мы не деньги едим всё-таки, но продукты.
— Вы совершенно правильно заметили, ритейл – конкурентная среда, но раз банки так бьются за 1,5-2%, то это значит, что для их бизнес-модели это критично.
— Согласна, но и у банков есть ресурсы для сокращения издержек. Российский банковский ритейл в сравнении с мировым продолжает оставаться издержкоёмким. Это связано со многими причинами, в том числе из-за огромного объёма ручного труда и так далее. Карточные технологии заставляют наши банки быть издержкоёмкими. Например, у меня нет возможности соединить все программы лояльности в одной карте. Я вынуждена иметь кобренд с Аэрофлотом отдельно, с магазинами – отдельно. А почему бы их не собрать вместе? Почему? У нас открыто 900 млн счетов физических лиц при населении, включая младенцев и стариков, менее 147 млн. Банки открывают под каждый карточный продукт отдельный счёт, то есть издержки множатся.
— Какая динамика по безналичным платежам? Я слышал, что сроки окончательного перехода на приём карт переносятся с 2021 года на 2023 год?
— Я считаю, что это более щадящий режим, пока не решили вопрос с комиссиями, не надо наказывать маленькие предприятия. Это грамотный переход, грамотно сделали, иначе мы рискуем навредить тренду по постепенному переходу на безналичный расчёт. В 2017 году доля наличных денежных средства по отношении к безналичным остаткам составляла 19%, но вот в прошлом году подросла до 20%. Обналичивание присутствует. По пятницам даже приличные, как я называю, рестораны просят заплатить наличными. Понятно, что не только из-за дороговизны эквайринга.
— Стоит ли нам ожидать прихода новых игроков на рынок эквайринга? Не банков?
— Магазин может обслуживаться только в банке, который собирает деньги от продажи товаров на счёте предприятия. Но и на этом рынке появились агенты, которые выступают посредниками, помогают банкам агрегировать деньги. Сейчас ЦБ обсуждает поправки в законодательство, которое регулирует таких игроков. И тут важно не навредить. Нельзя назвать платежных агентов альтернативой, но часть банковских расходов берут на себя агрегаторы.
— Банк России реализует много проектов, направленных на демонополизацию банков. А когда мы говорим о демонополизации, мы говорим об одном-единственном банке. Всем известно, что на рынке переводов Сбербанк занимает астрономические 94%. Грядёт перекройка всего банковского бизнеса?
— Система быстрых платежей – не только наша придумка, в мире есть примеры успешной реализации таких проектов. Первую задачу, которую решает СБП, это ускорение переводов. Вторая – перевод денег по более облегченным правилам. Но ЦБ хочет, чтобы в СПБ приняли участие клиенты всех банков. Вопросы, тем не менее, есть: 1) Тарификация. Да, свою комиссию ЦБ может установить какую угодно низкую, но есть ещё комиссии между банками. ЦБ призвал банкиров сделать на первое время нулевую комиссию, чтобы запустить хорошо проект. Но мы знаем, как многие банки используют политику «ноль» в маркетинговых целях: сначала позволяют людям привыкнуть к «нулю», а потом начинают взимать комиссию. БСП без участия крупного банка – это полумера и даже вообще не мера. Эти же вопросы возникают и в рамках проекта по биометрии. Недавно я столкнулась с одной историей. Мне нужна была карта в юанях, но оказалось, что такую карту делает только один банк в Приморье, который не имеет филиалов в Москве. Я хотела сдать биометрию и получить карту перед поездкой в Китай, но так как вопрос компрометации биометрических данных ещё законодательно не решён, я не стала это делать. Ни один российский или китайский банк в Москве не предлагает такой услуги. Так что, когда мы говорим про сервисы, я всегда напоминаю, что банкам ещё есть куда расти.
WeChat Pay, Alipay, MoneyGram и другим иностранным платежным сервисам нужно создать кредитную организацию и получить лицензию ЦБ для работы в России.
12 марта 2019 года Госдума приняла в первом чтении законопроекты, обязывающие иностранные платежные средства регистрироваться в России, а банкам — регулировать деятельность приложений для бесконтактной оплаты. Поправки вводятся в ФЗ 161 «О национальной платежной системе». Трансляция заседания велась на сайте нижней палаты парламента.
Что предлагают законопроекты
Регулирование зарубежных платежных систем
Авторы законопроекта предлагают ввести в законодательство понятие «иностранные поставщики платежных услуг» (ППУ) — организаций, которые имеют право оказывать услуги по переводу денег в соответствии с законами страны, в которой она зарегистрирована.
Правки в ФЗ 161 «О национальной платежной системе» обязывают иностранные платежные средства и электронные кошельки создать юрлицо в России, открыть местное представительство и согласовывать правила работы с ЦБ, например, как это делает PayPal. В противном случае им запретят оказывать услуги по переводу денежных средств, а российским банкам — обеспечивать такие переводы, пишет РБК.
Также в поправках к закону указано, что российские банки смогут запрашивать у поставщиков платежных услуг информацию о клиентах для противодействия отмыванию денег, а ЦБ — получать от банков-партнеров ППУ документы и другую информацию о взаимодействии с платежными системами.
Регулирование приложений бесконтактной оплаты
Второй законопроект касается Apple Pay, Google Pay, Mir Pay, Huawei Pay и Samsung Pay и устанавливает новые условия к выполнению требований ЦБ к информационной безопасности.
Правки в закон предполагают, что российские банки смогут работать только с теми приложениями, у которых не будет доступа к паролям и другой личной информации пользователей. Также по запросу ЦБ банки будут обязаны предоставлять информацию и документы о компаниях-разработчиков приложений бесконтактной оплаты.
Также законопроекты вводят регулирование Центробанком QR-кодов, которые используются для оплаты — разработку требований к использованию QR-кодов, их безопасности и хранению.
Кого коснутся законопроекты
Законопроекты коснутся основных иностранных платежных систем — WeChat Pay, Alipay и MoneyGram, а также платежных приложений Apple, Google и других компаний. Например, Alipay и WeChat Pay в России используют азиатские туристы, студенты и другие граждане КНР, системы договариваются с российскими партнерами для приема платежей в магазинах.
По законопроекту ЦБ создаст реестр иностранных операторов платежных систем, в котором им нужно будет зарегистрироваться, получив статус платежного агента и найти банк-партнер. Сейчас в России только PayPal имеет собственную небанковскую кредитную организацию, остальные используют договоры с кредитными организациями в качестве иностранной компании.
Изменения в законы коснутся и платежных агрегаторов, которые на основании договоров с банками обрабатывают операции по картам и электронным кошелькам. Таких агрегаторов около 40 тысяч — среди них «Яндекс.Касса», Robokassa, UnitPay, CloudPayments. Их планируется приравнять к банковским платежным агентам.
Сейчас агрегаторы зачисляют деньги клиентов на свой счет и сразу передают продавцам-партнерам. Новые правки позволят ФНС и ЦБ следить за работой агрегаторов и обяжет их начала зачислять средства на счет в банке-партнере, а только потом торговым точкам.
Если примут законопроект, регулирующий платежные приложения, банки будут обязаны уведомлять ЦБ о начале или прекращения использования таких приложений и не смогут предоставлять Apple, Google, Samsung и другим поставщикам доступ к паролям и электронным подписям клиентов, с помощью которых клиенты проводят финансовые операции.
Для чего вводятся правки
«Предоставление иностранных электронных кошельков российским пользователям ограничивается в целях стимулирования развития российских платежных инструментов и технологий и направлено на защиту интересов наших граждан и банков», заявили представители ЦБ изданию Forbes.
В случае банкротства банковского платежного агента средства со специального счета в конкурсную массу не включаются, арест на них также не может быть наложен, считает предправления НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева. По её мнению, новые правки — «крайне важная норма, так как сейчас при банкротстве такого агента средства граждан никак не защищены».
Новые законопроекты позволят гарантировать защиту прав потребителей, считает зампред правления Ассоциации «Национальная платежная ассоциация» Мария Михайлова. По её словам, MoneyGram сейчас работает в России по агентской схеме, и в случае появления вопросов к качеству сервиса, нужно обращаться в американский офис. После принятия правок, российские пользователи смогут обратиться в региональное представительство, считает Михайлова.
Когда появятся изменения в законе
В случае принятия законопроектов у банков будет шесть месяцев для информирования ЦБ о том, с какими поставщиками платежных приложений они работают и заключенных договорах с иностранными партнерами-поставщиками платежных услуг.
Через 270 дней после принятия законопроектов должны прекратиться трансграничные переводы денег физлиц в платежных системах, которых нет в реестре ЦБ. У иностранных платежных компаний будет 180 дней для изменений в работе, чтобы соответствовать новым правилам.
Банк России обнародовал размер комиссий, которые будут уплачивать банки за привлеченных через маркетплейс ЦБ вкладчиков. Он составит 0,34% годовых от суммы привлеченного вклада. По мнению экспертов, для крупных банков с широкой филиальной сетью он является чрезмерным, поскольку там привлечение вкладчика стоит дешевле. Однако для небольших игроков, желающих выйти на новый рынок, освоиться в другом регионе или же быстро нарастить объем вкладов, такой процент может быть приемлемым.
Как стало известно «Ъ», в начале марта на встрече в Нижнем Новгороде с представителями кредитных организаций ЦБ впервые обнародовал размер комиссии, которую будут уплачивать банки за привлечение вкладчика через платформу маркетплейс. Об этом рассказали несколько участников встречи. Советник первого заместителя председателя Банка России Елена Чайковская заявила, что банк при привлечении вкладчика через маркетплейс заплатит оператору 0,24% от суммы вклада плюс 0,1% годовых. Оператором платформы, через которые будут привлекаться банковские депозиты, является Московская биржа. При этом, как было разъяснено участникам встречи, размер комиссии будет зависеть не от того, на какой период открыт вклад, а от того, сколько средств реально в нем находилось.
Отвечая на запрос «Ъ», в ЦБ подтвердили факт обсуждения тарифов обслуживания с банками как с потенциальными пользователями сервиса платформы. При этом там подчеркнули, что тарифную модель определяет платформа с учетом стоимости услуг витрин и реестра финансовых трансакций. В пресс-службе Московской биржи сообщили, что «модель маркетплейса предполагает единый тариф, уровень которого сейчас обсуждается с участниками рынка».
«Платформа маркетплейс как раз снижает стоимость дистрибуции финансовых продуктов для игроков, которые не могут себе позволить широкие рекламные кампании. Это шаг в сторону усиления конкуренции», — Сергей Швецов, первый зампред Банка России, 7 июня 2018 года.
Эксперты отмечают, что предлагаемый рынку тариф привлечения средств вкладчиков через маркетплейс может быть интересен далеко не всем игрокам. «Для крупных банков с большой сетью подобные тарифы будут не слишком привлекательны,— считает управляющий директор агентства «Национальные кредитные рейтинги» Станислав Волков.— Они привлекают средства через собственные отделения, и стоимость таких операций намного ниже». Опрошенные «Ъ» представители крупных банков называли суммы привлечения 0,6–2 тыс. руб. за вкладчика. «Впрочем, федеральным банкам в отдельных регионах, где они слабо представлены офисами, маркетплейс может быть интересен,— отмечает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский.— А также в случаях резкой потребности в фондировании».
Впрочем, крупные банки могут участвовать в проекте не только в погоне за вкладчиками. По словам предправления банка «Русский стандарт» Александра Самохвалова, сейчас мультиканальность является ключевым драйвером роста бизнеса, клиенты хотят, чтобы банк был представлен на всех ключевых площадках. По мнению старшего вице-президента ВТБ Юлии Деменюк, маркетплейс — это достойная площадка и для рекламы новых продуктов. В Тинькофф-банке отметили, что привлекательность маркетплейса будет зависеть не только от размера комиссии, но и от совокупности факторов — например, от объемов, а также от кросс-продаж других продуктов клиентам, которые были привлечены в этом канале.
Все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что в первую очередь проект будет интересен средним и малым банкам, а также тем, кто уже сейчас активно привлекает средства через интернет и агрегаторов. «Обнародованные затраты на такое привлечение сопоставимы с затратами на привлечение вкладов через интернет»,— уверен начальник управления сберегательного и инвестиционного бизнеса банка «Открытие» Александр Бородкин. «При этом преимущество заключается в том, что банк платит только за открытый вклад,— отмечает управляющий директор по розничным продуктам Абсолют-банка Антон Павлов.— Сейчас на сайтах-агрегаторах банк платит за каждую заявку».
Эксперты не исключают, что проект может стать привлекательным для банков, которые активно «пылесосят» рынок. «Банки с небольшой сетью готовы больше платить за привлеченные средства, особенно если необходимо показать в какой-то период активный рост»,— уверен Станислав Волков. По словам гендиректора финансового маркета «Юником24» Юрия Кудяркова, плата за привлеченного вкладчика в такое время у отдельных игроков может доходить до 50 тыс. руб. Эксперты отмечают, что у вкладчиков будет доверие к маркетплейсу в целом (как проекту ЦБ), тогда как конкуренция будет в основном по величине ставки. А у банков, нуждающихся в деньгах, они всегда выше.
Продажа наличности торговыми компаниями заняла первое место в транзитных операциях повышенного риска, потеснив даже нелегальное обналичивание через счета и карты физлиц, следует из данных Банка России по структуре сомнительных операций за 2018 год.
Ретейл, через который проходят огромные объемы наличных, перехватил обнальный бизнес у банков, как только Банк России стал выдавливать сомнительные операции из поднадзорных ему организаций. Последние пять лет это ему вполне удавалось. В 2013 году, когда ЦБ объявил настоящую войну теневой экономике, через банки были обналичены 1,2 триллиона рублей, выведены за рубеж 1,7 триллиона, в 2018 году — уже только 176 и 73 миллиарда соответственно. За это время сотни банков были лишены лицензий, в том числе за вовлеченность в сомнительные операции, а оставшиеся вынуждены ввести придирчивый контроль за своими клиентами.
Банк России борется с продажей наличности торговыми компаниями и дистрибьютерами через обслуживающие их кредитные организации, устанавливая жесткие требования по зачислению выручки на счета. Но, во-первых, этот инструмент практически не работает в случае крупных оптово-розничных рынков. Во-вторых, ликвидация обнальных площадок в финансовом секторе вызвала рост комиссий за теневые услуги с 1 процента в 2013 году до двузначных значений сейчас. То есть это выгодный бизнес: к примеру, компания сдает обнальщикам наличность на 100 миллионов рублей, а получает через цепочку транзитных компаний безналом 110 миллионов. «Приобретенная» наличность идет на взятки, откаты, оплату контрабанды и серого импорта и так далее.
За год структура транзитных операций, которые предшествуют обналичиванию и выводу денег за рубеж, сильно изменилась: доля продаж наличности торговыми компаниями выросла с 29 до 48 процентов. Зато доля обнала через счета и карты физлиц упала с 38 до 34 процентов, продаж наличности туристическими компаниями — с 11 до 5 процентов, платежными агентами — с 4 до 1 процента.
ЦБ ограничит покупку криптоактивов для населения
ЦБ разрешит неквалифицированным инвесторам покупать цифровые финансовые активы (криптоактивы) в пределах определенной суммы в расчете на год. Об этом говорится в проекте указания ЦБ к законопроекту о цифровых финансовых активах (есть в распоряжении РБК). Основные положения данного указания подтвердил РБК глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. По его словам, документ ЦБ направил для обсуждения в Госдуму.
Под цифровыми финансовыми активами понимаются любые оформленные через блокчейн права (токены), в том числе на ценные бумаги, имущество, недвижимость, доли в компаниях, а также денежные требования.
Конкретный порог в деньгах для цифровых активов Центробанк определит отдельно. Порог, вероятно, будет соответствовать той предельной годовой сумме, которые неквалифицированные инвесторы могут вкладывать в соответствии с законопроектом о краудфандинге [принят в первом чтении], пояснил Аксаков. То есть речь может идти о 600 тыс. руб. вложений.
РБК направил запрос в ЦБ.
Какие ограничения предлагает ЦБ?
Как следует из указания ЦБ, для неквалифицированных инвесторов сделки будут ограничены:
- суммой денежных средств, передаваемых в оплату;
- совокупной стоимостью цифровых активов (например, токенов), которые передаются в обмен;
- стоимостью переданных в обмен цифровых операционных знаков, под которыми могут подразумеваться криптовалюты (речь не идет о существующих криптовалютах, а только о криптовалютах, которые могут быть выпущены в России в рамках будущего закона).
При обмене цифровых активов друг на друга сумма сделки будет рассчитываться исходя из их номинальной стоимости.
Инвесторы смогут покупать цифровые активы, например токены, выпущенные российскими компаниями, без посредничества со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг. Тем не менее операторы обмена цифровых финансовых активов (банки, депозитарии и биржи), которые будут обеспечивать работу распределенных реестров, должны будут отслеживать все операции.
Операторы будут обязаны делиться друг с другом данными о совокупной стоимости, купленных неквалифицированным инвестором активов.
Что регулирует законопроект о цифровых активах
Законопроект о цифровых финансовых активах, который должен быть рассмотрен Госдумой во втором чтении 12 марта, регулирует в России финансовые отношения в цифровой сфере.
Аксаков уточнил, что рассмотрение может быть перенесено на неделю из-за необходимости внесения технических правок.
РБК ознакомился с последней версией законопроекта, подготовленной ко второму чтению. Подлинность основных положений подтвердили два источника, знакомые с подготовкой документа. В документе нет существенных изменений по сравнению с ноябрьской версией.
Новая версия законопроекта устанавливает, что банки, депозитарии и биржи в качестве операторов информационных систем, в рамках которых выпускаются токены, обязаны будут предоставлять информацию о цифровых активах по требованию судов, органов предварительного следствия, федерального органа исполнительной власти, принимающего меры по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и т.д.
Законопроект в целом регулирует выпуск, учет и обращение активов, которыми являются выпущенные с использованием блокчейна цифровые права, включая обязательственные и иные права, в том числе денежные требования, и права по цифровым эмиссионным ценным бумагам.
Выпускать такие активы смогут только работающие по российскому праву юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе иностранцы, внутри определенной информационной системы. Операторов таких систем ЦБ будет вносить в специальный реестр.
Купля-продажа цифровых активов и их обмен на токены другого вида смогут осуществляться только через кредитные организации или биржи.
Путин планирует принять участие в ПМЭФ
Президент РФ Владимир Путин планирует принять участие в работе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), сообщил журналистам пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков.
«Безусловно. Это форум, где Путин традиционно принимает участие, традиционно участвует и в пленарном заседании, и в других форматах на полях форума», — сказал Песков в ответ на вопрос, планирует ли президент РФ участвовать в мероприятиях ПМЭФ.
Он добавил, что пока не будет говорить о том, кто будут гости форума в этом году, но отметил, что ПМЭФ «обещает быть не менее значимым событием в мировой форумной жизни».
ПМЭФ в этом году пройдет с 6 по 8 июня. Форум проводится с 1997 года, а с 2006-го проходит под патронатом и при участии президента РФ, является площадкой для общения представителей деловых кругов и обсуждения ключевых экономических вопросов, стоящих перед Россией, развивающимися рынками и миром в целом. В прошлом году форум посетили 17 тыс. гостей из 143 стран.
Госдума приняла закон о цифровых правах
Госдума п