ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 20.03.2019

ОБЗОР СМИ

Банк России предлагает к обсуждению основные принципы добросовестного поведения на финансовом рынке

Проект  Кодекса добросовестного поведения, разработанный регулятором, предложен для обсуждения участникам рынка.

Кодекс касается деятельности всех финансовых организаций и будет носить рекомендательный характер. Это базовый документ, который призван способствовать продвижению деловых и этических стандартов на финансовом рынке, его дальнейшему развитию, а также защите прав и интересов потребителей.

Кодекс включает семь основных принципов, на которых должна базироваться деятельность финансовых организаций: честность, справедливость, транспарентность, защита, профессионализм, ответственность и целостность.

Внедрение Кодекса может происходить за счет как включения всех или отдельных ориентиров в принципы и стандарты СРО, так и разработки на их основе кодексов отдельных финансовых организаций, рынков, профессий. В то же время с учетом международного опыта принятия финансовым сообществом подобных документов в дальнейшем Кодекс может  использоваться как инструмент «мягкого права» для этичного разрешения проблем недобросовестного поведения легальных участников финансового рынка.

Планируется, что обсуждение Кодекса с профессиональным сообществом и всеми заинтересованными сторонами будет завершено в течение первого полугодия 2019 года.  По итогам дискуссии Банк России может принять решение о конкретных мерах, направленных на стимулирование приведения внутрикорпоративной культуры участников рынка в соответствие с принципами Кодекса добросовестного поведения.

Банк России

Заседание в ЦБ не разрешило спор по тарифам за эквайринг

По итогам закрытого совещания в ЦБ, прошедшего во вторник 19 марта 2019 года, банки, ритейлеры и платежные системы не пришли к согласию по вопросу снижения комиссий за эквайринг.

По словам участников встречи, итоговый меморандум, который должен быть представлен в правительство до 20 марта, подписан не был. По итогам совещания предлагается направить в правительство предложения платежных систем Мир, Visa и Mastercard по снижению межбанковских комиссий только при оплате крупных покупок и социально значимых товаров, которые были одобрены ЦБ 15 марта.

По их данным, эти предложения согласованы самими платежными системами, ЦБ, Минфином и ФАС, но по ним нет одобрения Минпромторга, в ведение которого входит розница. Минфин подтвердил информацию о согласовании документа в такой редакции.

Ритейлеры обращались в Минпромторг с просьбой высказать возражения по поводу этих предложений в связи с тем, что в документ не вошли пожелания ритейлеров снизить комиссии для товаров категории non-food (бытовая техника, электроника, товары для спорта, отдыха и туризма, одежда, обувь и т. д.).

Чтобы решить спорные вопросы между платежным сектором и ритейлом, по итогам совещания в ЦБ принято решение создать рабочую группу на базе Ассоциации банков «Россия» (входят Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, Открытие) для дальнейшего обсуждения проблемы. Решение о создании группы также предлагается включить в текст документа, который уйдет в правительство.

Plusworld

Торговле мало льгот

Скидки в социально значимых отраслях не устроили ритейлеров

Как выяснил “Ъ”, чиновники и участники финансового рынка не только обсудили снижение тарифов при оплате картами товаров и услуг в социально значимой сфере, но и определили их конкретные значения для каждой платежной системы. Следить за тем, чтобы вслед за уменьшением тарифов на эквайринг снижались и цены, будет Минпромторг. Ритейлеры, впрочем, уже заявили, что предложенных мер недостаточно, и настаивают на расширении списка льготников. Международные платежные системы выступают категорически против, но вопрос будет уже 19 марта обсуждаться в ЦБ.

На заседании совета Ассоциации банков России 18 марта обсуждались комиссии при безналичной оплате товаров и услуг картами. По сути, были озвучены основные принципы, которые участникам рынка, платежным системам и регуляторам удалось выработать в ходе напряженных дискуссий на прошлой неделе — в частности, ограничение комиссии в социально значимых сферах и по дорогостоящим покупкам (см. “Ъ” от 18 марта).

Однако в ходе заседания упоминались лишь общие вопросы, многое осталось за кадром. Так, по информации “Ъ”, 15 марта состоялось межведомственное совещание с участием ЦБ, Минфина, ФАС, Минпромторга, НСПК, Visa, MasterCard. Там были согласованы перечни социально значимых сфер, в которых будет применяться пониженный тариф на эквайринг. Кроме того, определены сами размеры тарифов для платежных систем Visa, MasterCard, «Мир». “Ъ” удалось ознакомиться с протоколом совещания и предлагаемыми тарифами.

 «Госрегулирование нецелесообразно, а целесообразны партнерские договоренности — это «социалка», автомобили… В любом случае, это будет добровольная история, очевидно, появятся какие-то другие сектора» — Алексей Моисеев, замминистра финансов, 18 марта 2019 года

Так, комиссии платежных систем за услуги лицензированных образовательных учреждений составят 0,3% («Мир»), 1% (Visa), 0,8% (MasterCard). Тариф в здравоохранении составит 0,3% («Мир»), 1% (Visa), 1% (MC), для аптек — 1,3% («Мир»), 1,2% (Visa), 1,3% (MC). По дорогостоящим покупкам комиссия «Мира» и Visa определена на уровне 0,8%, MasterCard — 1,2%, но не более 10 тыс. руб. Принято решение поручить Минпромторгу проводить мониторинг цен на товары (работы, услуги) в торгово-сервисных социально значимых сферах на предмет снижения цены.

Как сообщил “Ъ” председатель совета ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков, предложенные тарифы по социально значимым отраслям уже обсуждались с рынком и банковское сообщество против них не возражает. «Я так понимаю, что договорились»,— отметил он, продолжив, что предложения должны поступить в правительство «завтра-послезавтра». По словам председателя правления Национального платежного совета (общественная организация, представляющая интересы систем переводов) Алмы Обаевой, тарифы «действительно прекрасные» и важно, что они зафиксированы, ритейл будет видеть расценки платежной системы и сможет торговаться со своим банком по поводу стоимости услуг эквайринга.

В сферах, которые не отнесут к социально значимым, ставки будут рыночными. Но, уточняет господин Аксаков, комитет ассоциации по национальной платежной системе будет на регулярной основе обсуждать тарифы с банками, платежными системами, представителями ритейла и сферы услуг, «чтобы находить компромисс».

Между тем ритейлеров ситуация уже не устраивает. «Обсуждения с торговлей предложений по снижению комиссий не было. При этом в протоколе по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака прямо сказано, что выработку предложений необходимо организовать с участием Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ),— отмечает председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков.— Именно такой подход — обсуждение всеми заинтересованными участниками рынка рассматривался как альтернатива госрегулированию ставки. Предложения абсолютно игнорируют проблемы, о которых мы говорили: высокие ставки эквайринга в интернет-торговле, для малого бизнеса и в сегменте непищевых товаров».

Источники “Ъ” утверждают, что перечень социально значимых сфер планируется расширить, например, за счет связи. По информации “Ъ”, 19 марта в ЦБ состоится еще одно совещание с участием Ассоциации банков России, Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и платежных систем, где будет обсуждаться вопрос расширения списка индустрий с льготными тарифами. Однако конфликт может только обостриться, поскольку, по данным источников “Ъ”, Visa и MasterCard против дальнейшего расширения льгот, поскольку можно «при желании любую индустрию причислить к социально значимым».

Коммерсант

Эквайринговые комиссии. Конкуренция как альтернатива госрегулированию?

Государственному регулированию эквайринговых комиссий стоит предпочесть механизмы здоровой конкуренции, считает Виктор Достов, председатель Совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, главный научный сотрудник ЦК НТИ «Технологии распределенных реестров СПБГУ».

«В большинстве городов России наличные деньги ушли на второй план, уступив дорогу карточным платежам. Одна из проблем курса на безналичные расчеты – комиссии по таким платежам. На первый взгляд, вопрос закономерен – справедлива и оправдана ли торговая уступка в 1–3% за несколько, казалось бы, несложных компьютерных операций? Вопрос целесообразности и нужности регулирования комиссий по карточным платежам в целом встал и перед российскими регуляторами. Однако ответ на него не столь однозначен. Казалось бы, регуляторам стоит лишь законодательно установить справедливый лимит. Однако на практике дело обстоит намного сложнее. Во-первых, непонятно, какой именно уровень комиссий стоит считать «справедливым»? Во-вторых, принудительное установление комиссии на практике оказалось совершенно неэффективно. Такие истории уже случались, например, в 2011 году в США, когда поправка Дурбина ограничила размер межбанковской комиссии до 21 цента плюс 0,05% от суммы платежа. Таким образом, средний размер межбанковской комиссии снижался на 37,5%. Вопреки ожиданиям, треть магазинов стали платить даже больше, чем до регулирования.

Зачастую ТСП закладывают эквайринговые комиссии в розничную цену товара. Казалось бы, если снизить комиссии за эквайринговое обслуживание, выплачиваемые эквайрерам, вниз пойдут и цены. Но на практике этого не происходит: лишь 10,9% продавцов в США снизили цены после принятия поправки Дурбина. Более того, у 57,6% магазинов не изменились и расходы на эквайринг – изменения к лучшему почувствовали только 11,1% продавцов. Конечный же потребитель от такого регулирования однозначно проиграл: банки «добрали» потерянные от снижения комиссий доходы за счет повышения платы за обслуживание счетов и сокращения счетов с бесплатным обслуживанием. При этом некоторым бедным домохозяйствам пришлось закрыть банковские счета, а переход на пользование услугами небанковских организаций обернулось для них еще большими расходами. Кроме того, пришлось закрыть и некоторые программы поощрения клиентов.

Однако сценарию госрегулирования комиссий есть альтернатива – конкуренция. Так, для мгновенных и дешевых денежных переводов между физическими лицами Банк России запускает систему быстрых платежей (СБП), которую в перспективе можно будет внедрить и в ритейл. Учитывая тот факт, что СБП не использует карточную инфраструктуру, платежный рынок в нашей стране может сильно изменится, по аналогии с тем, как изменился рынок Китая с появлением на нем WeChat и Alipay. В конце концов, не совсем верно считать эквайринговую комиссию «налогом» (или даже квазиналогом, как выразился недавно российский президент), поскольку налог – это обязательный платеж. А обязанность ТСП принимать карты распространяется сегодня только на карты «Мир».

Сейчас Россия смотрит в сторону поощрения конкуренции на рынке платежей ЕС, где независимым операторам был открыт доступ к управлению банковскими счетами, введен маркетплейс со стандартизированными продуктами и многое другое. Хотелось бы, чтобы и российский регулятор пошел более сложным, но намного более эффективным путем, нежели вводил регулирование комиссии, на практике оказывающееся абсолютно бесполезным, а может быть даже и вредным делом».

Подробнее о рисках госрегулирования эквайринговых комиссий смотрите презентацию выступления Виктора Достова на заседании комитета по платежным системам Ассоциации Банков России 6 марта 2019 года.

P. S.

Портал PLUSworld.ru считает необходимым добавить к вышесказанному, что регулирование эквайринговых комиссий государством также напрямую ухудшит жизненные стандарты наименее защищенных слоев населения (да и всего ритейла в целом), под лозунгом защиты которых сегодня ведется агрессивное лоббирование интересов ряда групп российского ритейла.

Plusworld

В Евразийской экономической комиссии оценили перспективы перехода к единой валюте ЕАЭС

Переход к единой валюте в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возможен, но входящие в союз страны пока к нему не готовы. Об этом во вторник заявил помощник члена Коллегии (министра) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Федор Черницын во время выступления в Российском культурном центре в Вашингтоне на ежегодной конференции, посвященной развитию деловых контактов с ЕАЭС.

«У нас доля использования национальных валют во взаимных расчетах растет, постепенно становится все больше и больше. По этому вопросу ЕЭК и правительства стран не должны ни на кого давить, они и не давят», — отметил он.

«Что касается единой валюты, то тут планов нет. Эта дискуссия обсуждается на уровне экспертов, на теоретическом уровне. Переход к единой валюте в настоящее время возможен, но мы к нему не готовы. Нам надо наращивать долю национальных валют», — отметил он.

«Официально вопрос о переходе к единой валюте сейчас не стоит, мы только движемся к нему. У нас есть планы в 2025 году на территории Казахстана создать финансовый мегарегулятор ЕАЭС — учреждение, которое будет независимой организацией, отвечающей за единую общую финансовую политику союза. Сейчас говорить о единой валюте преждевременно», — подчеркнул Черницын.

Евразийский экономический союз, образованный Россией, Казахстаном и Белоруссией, начал функционировать 1 января 2015 года. Позже членство в нем подтвердили Армения и Киргизия. Цель создания ЕАЭС — свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Напрямую создание единой валюты в договоре не прописано, но зафиксированы обязательства формировать единую макроэкономическую политику.

ТАСС

Госдума перенесла на апрель рассмотрение законопроекта о цифровых финансовых активах

Госдума перенесла на апрель рассмотрение во втором чтении законопроекта «О цифровых финансовых активах». Такое решение принято во время утреннего голосования по повестке пленарного заседания.

Накануне совет Думы утвердил повестку дня, в которой значился этот законопроект. Однако глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков предложил перенести его. «Просьба перенести на апрель», — сказал он. Палата поддержала просьбу председателя профильного комитета. При этом Аксаков не пояснил мотивов переноса законопроекта. «Нет возражений? Нет, принимается», — резюмировал спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Комитет Госдумы по финрынку рекомендовал законопроект к принятию во втором чтении 18 марта. Во время работы над документом ко второму чтению из него было исключено понятие цифровых денег, криптовалюты.

В первом чтении законопроект был принят 22 мая 2018 года. Документ предполагал введение определения цифровых финансовых активов, к которым относятся криптовалюта и токен, а также законодательно закреплял новый вид договора, заключаемого в электронной форме, — смарт-контракт, обязательства по которому исполняются с использованием цифровых финансовых технологий.

Согласно документу, криптовалюта и токен являются имуществом, ключевые различия между ними определяются на основе признака одного эмитента (токен) и множества эмитентов/майнеров (криптовалюта), а также цели выпуска.

В редакции законопроекта ко второму чтению были исключены понятия токена, криптовалют, смарт-контракта. В тексте дается определение для цифровых финансовых активов — такими активами признаются цифровые права, включающие обязательственные и иные права, в том числе денежные требования, а также возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам и прав требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые закреплены в решении о выпуске цифровых финансовых активов.

ТАСС

Банки начнут активно закрывать свои офисы

Практически каждая пятая финансовая организация в России в ближайшие два-три года планирует сократить количество своих офисов. Клиенты все больше услуг получают онлайн, отмечают они.

О готовности в перспективе уменьшить количество отделений заявили 22 процента финансовых организаций — банков, страховых и брокерских компаний, а также участников микрофинансового рынка, принявших участие в совместном опросе аналитического центра НАФИ, Российского микрофинансового центра и Фонда Citi. В среднем физическими офисами, по свидетельству представителей отрасли, сейчас пользуются меньше половины (40%) клиентов.

Перестраивать бизнес-процессы, сокращая расходы на содержание офисов и большого штата сотрудников, финансовым организациям позволяет цифровизация и развитие технологий, указывает руководитель направления аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова.

Результаты опроса отражают мировую тенденцию, добавляет вице-президент Ситибанка Наталья Николаева. По данным Wall Street Journal, в США в течение 2017 года было закрыто более 1,7 тысячи отделений банков; в Великобритании, согласно Retail Banker International, с 2007 по 2017 количество отделений сократилось на 37%, отмечает Николаева.

Как показали результаты опроса самих потребителей финансовых услуг, доля тех из них, кто посещает офис для обслуживания чаще одного раза в месяц, сравнительно невелика.

Почти каждый пятый респондент (19%) указал, что вообще не считает нужным это делать и решает все вопросы удаленно (онлайн). Регулярно физические офисы посещают лишь 3% клиентов. Каждый третий участник опроса (35%) признался, что делает это раз в месяц, а равные доли пользователей финансовых услуг (10-12%) сообщили, что наносят такие визиты по одному разу в три месяца или даже реже.

Наиболее частый повод для визита — внесение обязательных платежей. На втором месте — получение справок и выписок, на третьем — денежные переводы.

Российская газета

В АКИТ предложили ранжировать ставки эквайринга в зависимости от рисков при оплате товаров

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предлагает ранжировать ставки эквайринга в зависимости от рисков, возникающих при оплате товаров, а не от типа реализуемой продукции, сообщил РИА Новости президент АКИТ Артем Соколов.

В понедельник российские банки предложили снизить тарифы на эквайринг для социально значимых товаров и установить предельную комиссию для дорогостоящих товаров, рассказал РИА Новости глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

«С технической точки зрения все трансакции одинаковы. Ставки эквайринга должны ранжироваться в зависимости от уровня рисков, возникающих при оплате, а не от типа реализуемых товаров», — прокомментировал президент АКИТ.

Уровень рисков мошеннических действий может варьироваться в зависимости от канала торговли, продолжил Соколов. «На карте с чипом риски будут ниже, чем на карточке без чипа, потому что последнюю легко подделать. В Интернете, возможно, будет выше риск, потому что карта там не присутствует. Там нет этого чипа, который защищает, но там есть другая технология — 3D Secure, которая отправляет вам СМС», — пояснил он.

В конце января АКИТ предложила снизить максимальную величину тарифа эквайринга в России ниже европейского уровня — до 0,2% от стоимости трансакции для дебетовых карт и 0,3% для кредитных карт. Сейчас, по данным ассоциации, ставки эквайринга для компаний с многомиллиардными оборотами в России составляют 1,6—2,1%, для компаний среднего звена — 2—2,5%, для малого бизнеса — 2,5—3,7%.

Прайм

Орешкин назвал ключевой задачей Сбербанка построение цифровой экосистемы

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин, входящий в наблюдательный совет Сбербанка, считает ключевой задачей кредитной организации создание цифровой экосистемы.

«Считаю, что в настоящее время ключевая задача для банка лежит уже не в сфере банковской деятельности, а в области создания цифровой экосистемы, конкурентной на глобальном уровне», — прокомментировал министр.

Сбербанк в настоящее время позиционирует себя как экосистема, предлагающая для своих клиентов самый разный набор услуг, в том числе нефинансовых. В экосистему Сбербанка входят, в частности, онлайн-сервис DocDoc, облачная платформа SberCloud, мессенджер Dialog и другие.

ТАСС

Принят в первом чтении законопроект о расширении полномочий Счетной палаты

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о расширении полномочий Счетной палаты РФ. Об этом сообщили накануне в нижней палате российского парламента.

Законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» внесли председатель Госдумы Вячеслав Володин, первый заместитель председателя ГД Александр Жуков, заместитель председателя комитета по финансовому рынку Антон Гетта. Поправки дополняют перечень объектов внешнего государственного аудита Счетной палаты хозяйственными товариществами и обществами с участием государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний в их уставных капиталах.

Также предусматриваются полномочия Счетной палаты по осуществлению внешнего аудита в отношении юридических лиц в части использования ими средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета.

«Принятие этих поправок даст возможность Счетной палате проводить аудит дочерних предприятий госкомпаний и госкорпораций, а также иных компаний, получающих субсидии из федерального бюджета. Это позволит создать единую систему контроля за эффективностью расходования бюджетных средств на всех стадиях», — прокомментировал председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Председатель СП РФ Алексей Кудрин подчеркнул, что данная поправка расширяет полномочия Счетной палаты по проверке использования бюджетных средств не только в головных компаниях госкорпораций, но и в дочерних, даже если это несколько уровней дочерних предприятий. «Это нам позволяет расширить государственный контроль за использованием бюджетных средств», — сказал Кудрин. Также, по его словам, законопроект позволит «проверять деньги, проходящие через уровень субъекта Федерации, муниципальный уровень». «И третья часть поправки касается использования таких же субсидий для других негосударственных учреждений», — добавил он.

«Это существенное расширение наших полномочий. Это требуется в отдельных случаях, когда мы видим признаки каких‑то нарушений», — отметил Кудрин, подчеркнув, что законопроект позволит «дойти до последнего исполнителя заказа за счет бюджетных средств». 

Banki.ru

Заседание Совета Ассоциации банков России состоялось в Москве

18 марта на заседании Совета Ассоциации банков России состоялось обсуждение вопроса о регулировании размеров комиссий за перевод денежных средств, уплачиваемых участниками платежной системы при осуществлении безналичных расчетов.

В обсуждении приняли участие заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев, директор департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков, представители платежных систем и банков.

В ходе дискуссии неоднократно отмечались преимущества рыночного регулирования комиссий. По словам Алексея Моисеева, решения должны быть основаны на консенсусе и взаимной заинтересованности всех участников рынка – банков, платежных систем и предприятий розничной торговли.

Консолидированные Ассоциацией предложения кредитных организаций о регулировании размеров комиссий одобрены советом и будут направлены в рабочую группу Правительства РФ и в Банк России.

Среди предлагаемых мер – публичное размещение платежными системами и банками на своих сайтах информации о величине межбанковской комиссии и торговой уступки, оптимизация размера межбанковской комиссии для социально значимых отраслей и крупных покупок, развитие альтернативных способов совершения безналичной оплаты в целях стимулирования конкуренции на рынке.

Совет также принял к сведению и рекомендовал направить в Комитет Госдумы по финансовому рынку подготовленные Ассоциацией банков России предложения о внесении изменений в нормативные акты, направленные на обеспечение допуска кредитных организаций к привлечению и размещению денежных средств на основании уровня кредитного рейтинга.

Правовым управлением Ассоциации подготовлен пакет изменений в 22 федеральных закона и 5 кодексов, в которых основным требованием к банкам определен не размер капитала, а уровень кредитного рейтинга.

Совет решил принять в члены Ассоциации банков России 11 организаций, в том числе «Газпромбанк» (Москва), «МТИ Банк» (Москва), Банк Оранжевый (Санкт-Петербург), «Росбизнесбанк» (Москва), Банк «Фридом Финанс» (Москва), «БКС Банк» (Москва), представительство «Иккреа Банк Импреза С.п.А.» (Москва), банк «Новый век» (Москва), компания «ИБМ Восточная Европа/Азия» (Москва), “Научно-производственное предприятие Гамма-Центр” (Москва), Ассоциация саморегулируемая организация оценщиков “Свободный оценочный департамент” (Екатеринбург).

Plusworld

29 марта состоится XXI Всероссийская банковская конференция

Ассоциация банков России проводит 29 марта 2019 года XXI Всероссийскую банковскую конференцию «Банковская система России-2019: пропорциональное регулирование и практика его применения».

Мероприятие состоится в Москве, в отеле Radisson Collection Hotel Moscow (бывшая гостиница “Украина”) по адресу Кутузовский проспект 21, стр. 1.

К участию в конференции приглашены руководители Банка России, федеральных министерств и ведомств, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ.

На конференции предлагается обсудить широкий круг проблем и задач, связанных с развитием банковского сектора России.

В ходе дискуссий участники смогут обменяться мнениями о текущей ситуации в отрасли, совершенствовании регулирования, применении наиболее эффективных стратегий и моделей банковской деятельности, развитии событий на финансовых рынках.

Plusworld

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ

Нурсултан Назарбаев ушел в отставку

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев покидает пост главы государства.

«Я принял решение прекратить свои полномочия в качестве президента», — заявил он, выступая в эфире республиканских телеканалов с обращением к народу.

Причины пока не называются. Исполнять обязанности президента до очередных выборов будет спикер сената парламента Касым-Жомарт Токаев. Он должен принести присягу в среду утром.

Назарбаев занимал пост президента почти 29 лет — с 24 апреля 1990 года, когда его выбрали главой еще Казахской ССР. В декабре 1991-го он возглавил уже независимое государство. В 2015-м был переизбран на пятый срок. Его полномочия истекали в 2020 году.

Он являлся Верховным главнокомандующим Вооруженными силами республики, председателем партии «Нур Отан», Совета безопасности страны, Совета по управлению Национальным фондом, Ассамблеи народа Казахстана, Всемирной ассоциации казахов и Совета иностранных инвесторов.

Назарбаев заявил, что после отставки сохранит посты главы Совбеза и партии, а также останется членом Конституционного совета.

«То есть остаюсь с вами», — сказал он в телеэфире.

Исполняющий обязанности президента

По закону в случае досрочного освобождения или отрешения от должности президента Казахстана полномочия главы государства на оставшийся срок переходят к председателю сената. С 2013 года этот пост занимает Касым-Жомарт Токаев.

Он родился в 1953 году в Алма-Ате. Окончил МГИМО и Дипломатическую академию МИД. Кандидат исторических и доктор политических наук.

Трудовую деятельность начал в МИД СССР. В 1993-1999 годах был сперва заместителем, а затем министром иностранных дел Казахстана, с 1999 по 2000 год — вице-премьером и премьер-министром, в 2002-2007 — снова возглавлял МИД, а в 2002-2003 годах был также государственным секретарем Казахстана. С 2011 по 2013 год был заместителем генераль

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}