ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 27.05.2019

ОБЗОР СМИ

Представители бизнеса обсудили с регулятором проблемы, связанные с применением «антиотмывочного» закона 

Банк России и предпринимательское сообщество планируют ежеквартально проводить консультативные совещания по вопросам, связанным с применением банками права на отказ в обслуживании и открытии счета либо проведении банковских операций, права на расторжение договора банковского счета по закону о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также по вопросам реабилитации клиентов банков.

Встреча в подобном формате прошла в Банке России 23 мая 2019 года с участием представителей общественных организаций «Опора России» и «Деловая Россия», Торгово-промышленной палаты и Агентства стратегических инициатив.

Заместитель Председателя Банка России Дмитрий Скобелкин рассказал об уже реализованных и планируемых мерах, которые принимает регулятор для решения проблемы необоснованных отказов. Так, по согласованию с Росфинмониторингом с апреля 2019 года Банк России изменил порядок информирования кредитных организаций о случаях отказа, и теперь до банков доводятся только сведения о клиентах, совершивших высокорисковые операции. В результате количество новых сообщений, рассылаемых кредитным организациям, сократилось более чем на 50%, сообщил Дмитрий Скобелкин.

Регулятор разработал методические рекомендации для банков по вопросам информирования ими клиентов о причинах принятия решения об отказе в обслуживании.

Банк России также участвует в подготовке разрабатываемых Минфином законодательных изменений, уточняющих основания для принятия кредитной организацией решений об отказе. Предполагается, что отказ будет возможен только в случае, если у банка есть основания полагать, что операция совершается в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В то же время предприниматели не всегда понимают причины так называемых блокировок и зачастую склонны связывать любые проблемы, возникающие при ограничениях на перевод средств, с применением «антиотмывочного» законодательства, подчеркнул руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута. Между тем, по подсчетам экспертов, более чем в половине случаев (56%) причиной блокировок были вопросы, не относящиеся к ПОД/ФТ, а связанные с налоговыми требованиями.

Регулятор намерен уделять большое внимание просветительской работе в бизнес-среде. Так, разрабатываются методические рекомендации для предпринимателей, касающиеся их взаимодействия с кредитными организациями по вопросам «антиотмывочного» законодательства.

«Новый формат сотрудничества регулятора и предпринимательского сообщества позволит в режиме диалога более эффективно и оперативно решать все сложные вопросы в сфере ПОД/ФТ, – считает заместитель Председателя Банка России Дмитрий Скобелкин. – Это даст возможность соблюсти необходимый баланс в деятельности кредитных организаций по противодействию отмыванию доходов и повышению прозрачности экономики, с одной стороны, и обеспечению интересов бизнеса, обслуживанию добросовестных клиентов – с другой».

Банк России

МВФ назвал таргетирование инфляции и гибкий обменный курс одними из ключевых предпосылок для повышения потенциала роста российской экономики

15–23 мая 2019 года миссия Европейского департамента Международного валютного фонда (МВФ) провела в Москве встречи с представителями Банка России и ряда российских ведомств в рамках консультаций в соответствии со статьей IV устава фонда.

В текущем году МВФ прогнозирует сохранение темпов роста ВВП, наблюдавшихся в среднем на протяжении последних трех лет. По мнению фонда, начиная с 2014 года в России была заложена надежная макроэкономическая основа для повышения потенциала экономического роста, включая таргетирование инфляции, гибкий курс национальной валюты и бюджетное правило. Все это позволяет ограничить влияние внешних условий и снизить неопределенность, связанную с внутренними условиями. По мнению экспертов МВФ, возросшая устойчивость финансового сектора повысила возможности банков по поддержанию экономического роста.

МВФ отметил, что проводимая Банком России денежно-кредитная политика успешно справляется с задачей поддержания ценовой стабильности. Эксперты фонда оценивают текущую денежно-кредитную политику как умеренно жесткую и прогнозируют, что инфляция вернется к 4% в начале 2020 года в условиях постепенного снижения ключевой ставки Банка России. В итоговом заявлении МВФ рекомендует продолжить работу по укреплению банковского надзора и регулирования — в частности, снижать концентрацию риска на одного заемщика, полностью внедрить стандарты Базеля III и при необходимости принять дополнительные меры по сдерживанию роста необеспеченного потребительского кредитования.

С полным текстом итогового заявления можно ознакомиться  на сайте МВФ.

Банк России

МВФ отметил необходимость продолжения расчистки банковского сектора России

Эксперты Международного валютного фонда (МВФ) считают, что необходимо довести до конца работу по расчистке российского банковского сектора и укреплению банковского надзора РФ. Об этом говорится в исследовании фонда.

«Необходимо довести до конца работу по расчистке банковского сектора. Одновременно необходимо продолжать работу по укреплению банковского надзора и регулированию, а именно — снижать концентрацию риска на одного заемщика и кредитование связанных сторон, совершенствовать работу по оценке качества активов, а также полностью внедрить стандарты «Базеля III» в соответствии с графиком. Могут потребоваться дополнительные меры по сдерживанию необеспеченного потребительского кредитования», — отмечается в документе.

Ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина сообщала, что Центробанк за пять лет отозвал более 400 лицензий и санировал свыше 30 банков.

Она также говорила, что регулятор ожидает завершения расчистки российского банковского сектора в ближайшей перспективе.

ТАСС

ФАС обеспокоилась «огосударствлением» банковского сектора

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России обеспокоена «огосударствлением» национального банковского сектора. «Это естественный процесс, это еще больше нас подталкивает к государственному монополистическому капитализму, — заявил Игорь Артемьев на встрече с представителями Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в Москве. — А государственно-монополистическая экономика — не демократия, как известно из истории».

Артемьев отметил, что идет огосударствление всей экономики, однако, в первую очередь, это касается тех секторов, в которых Россия вынуждена отвечать на западные санкции:

  • информационные технологии (IT);
  • оборонная безопасность;
  • банковский сектор.

Государство увеличивает свое присутствие в стратегических сферах, исходя из соображений безопасности, однако это может вызвать ряд негативных эффектов — недобросовестную конкуренцию, навязывание клиентам невыгодных условий и т.д., сказал глава ФАС.

Для снижения негативных последствий, по словам Артемьева, необходимо реализовывать программу развития конкуренции в банковском секторе, которая была принята в середине прошлого года после многочисленных обращений банкиров в ФАС. Документ предполагает, в том числе, конкурентный доступ кредитных организаций к субсидиям из государственного бюджета по нескольким видам льготного финансирования. Это должно выровнять условия ведения бизнеса для крупных игроков и небольших банков.

Доля государства в экономике по итогам 2018 года осталась на прошлогоднем уровне — свыше 60–70% «по многим экспертным оценкам», отмечала ФАС в ежегодном докладе о состоянии конкуренции в России.

Согласно докладу Центробанка «Итоги десятилетия 2008–2017 годов в российском банковском секторе», опубликованном ЦБ в июне прошлого года (.pdf), доля активов российских банков, контролируемых государством, за 10 лет выросла с 40,2 до 58,5%.

Выросла с 3,8 до 12,2% доля активов банков, проходящих процедуру финансового оздоровления. С 2017 года финансовым оздоровлением банков ЦБ занимается не напрямую, а через свою дочернюю организацию — Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС). Как сообщала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в Госдуме в апреле 2019 года, с середины 2017-го по 2019 год Центробанк выделил ФКБС на санацию банков 2,3 трлн руб. (из них 800 млрд руб. — это вложения в капитал).

В прошлом году Центробанк отозвал лицензии у 57 банков, в 2017 году — у 47 банков. Причинами стали нарушения банковского законодательства, а также проблемы, связанные с нехваткой собственных средств и капитала. Многие банки прекратили свое существование, другие — вошли в состав более крупных, что вызвало предположения, что регулятору проще осуществлять контроль над меньшим количеством более крупных банков.

РБК

Mastercard опровергла информацию о планах развития технологии QR-кодов для снятия наличных в банкоматах

Платежная система Mastercard опровергла информацию СМИ о планах развития в России сервиса снятия наличных в банкоматах с помощью технологии QR-кодов.

«Мы не планируем развивать в России технологию QR-кодов для снятия наличных в банкоматах. Тем не менее мы продолжаем обсуждать с нашими партнерами различные платежные технологии, где могут быть задействованы разные решения, и, используя нашу глобальную экспертизу, даем консультации банкам в случае их заинтересованности», — говорится в сообщении Mastercard.

«Mastercard развивает в России бесконтактную технологию оплаты, которую мы первыми внедрили на этом рынке. Именно эту технологию мы развиваем и в банкоматах. Пользуясь бесконтактной технологией оплаты Mastercard, вы можете в одно касание картой или смартфоном или другим устройством проводить оплату в торговых точках или снимать наличные в банкоматах. Технология снятия наличных в банкомате задействует в том числе и технологию токенизации — одно из новейших решений в платежной индустрии», — прокомментировала компания.

Также, как говорится в сообщении Mastercard, российский рынок является одним из самых динамичных и инновационных, и компания постоянно работает над тем, чтобы россиянам были доступны самые передовые решения.

Banki.ru

Советников ставят на платформу

Сбербанк может создать новую IT-платформу для удаленного взаимодействия клиентов с независимыми инвестсоветниками. Сервис будет представлять собой интерфейс, выполняющий в онлайн-режиме задачи по техническому, юридическому, бухгалтерскому сопровождению бизнеса. Однако проблемой выглядит крайне ограниченный рынок самих независимых советников, и эксперты пока сомневаются, что проект Сбербанка сможет привлечь много игроков.

Сбербанк планирует разработать электронную платформу, на которой независимые инвестиционные советники (не являющиеся лицензированными профучастниками финансового рынка) смогут удаленно получать инфраструктурные решения для своего бизнеса. Об этом в рамках конференции «Российский фондовый рынок» в конце прошлой недели сообщил директор по развитию брокерского бизнеса Сбербанка Константин Шульга.

Идея в том, чтобы создать ресурс, к которому, с одной стороны, будут подключены клиенты брокера Сбербанка, с другой — независимые советники. Представители новой индустрии, таким образом, получат необходимые им для ведения бизнеса сервисы (бэк-офис, бухгалтерию, расчеты с клиентами, юридическое сопровождение деятельности и т. п.), а клиенты — возможность обращаться за инвестиционной рекомендацией к сторонним специалистам. Монетизация проекта будет двухуровневой, пояснил господин Шульга. «Возможно, это будет модель некоего участия в комиссионном вознаграждении, которое получает инвестсоветник, а также брокерская комиссия»,— сказал он. По его словам, о конкретных сроках реализации проекта речь пока не идет, сейчас с Национальной ассоциацией участников фондового рынка обсуждаются юридические и технологические аспекты. Объем необходимых вложений также уточняется.

Будет ли проект самостоятельным или реализован в рамках всеобщего «финансового супермаркета» — маркетплейса ЦБ, пока не решено. По словам господина Шульги, платформа отличается от того, что реализуется другими участниками рынка в рамках маркетплейса. Однако топ-менеджер допустил «возможность переговоров». Советник первого зампреда ЦБ Елена Чайковская, курирующая маркетплейс, сообщила «Ъ», что появление в проекте платформы сопутствующих сервисов, связанных в том числе с инвестконсультированием, возможно и даже ожидаемо. «Внешний периметр, который общается напрямую с клиентами, будет обрастать финансовым консалтингом. И скорее всего, в эту сторону будут мигрировать витрины»,— говорит она.

Возможность реализации идеи зависит прежде всего от наполняемости рынка, подчеркнул господин Шульга. Сейчас он крайне мал — всего 45 участников, подавляющее большинство которых сами брокеры (а значит, уже имеют необходимую инфраструктуру и, кроме того, не захотят делиться с конкурентом комиссиями). Институт же независимых (не имеющих лицензии ЦБ) советников до сих пор фактически не запущен.

«Если платформа будет реализовываться Сбербанком, это сильно поднимет кредит доверия к размещенным на ней советникам. Поэтому около 2 тыс. человек там точно может собраться в течение трех лет,— полагает основатель петербургского агентства независимых финансовых консультантов Sky Bond Константин Балабушко.— Но только если будет убрано требование о наличии внутреннего контролера, а сама платформа окажется достаточно функциональной».

Как уточняет исполнительный директор компании «Личный капитал» Ирина Гулевская, платформа может привлечь скорее «мелких ИП». Крупные консультанты самодостаточны. «У нас все свое: отдел маркетинга, бухгалтерия, юристы,— отмечает она.— Это могло бы нас заинтересовать, если бы платформа предоставляла доступ к различным брокерам. Если Сбербанк планирует остаться единственным партнером, вряд ли мы ею воспользуемся». При этом, учитывая принцип работы платформы, у небольших ИП есть реальный риск потери клиентов, так как они могут заметить более удобных или выгодных для себя консультантов с большим опытом работы, указывает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

Остается открытым и вопрос оплаты услуг платформы. Если основную ее аудиторию составят небольшие участники, отмечает госпожа Гулевская, то «логичнее было бы сделать оплату только в виде комиссии со сделки, а не постоянный фикс, который многие ИП просто не смогут платить».

Коммерсант

Минкомсвязь написала методичку по цифровым стратегиям для госкомпаний

Как рассказал РБК источник на рынке, 20 мая Минкомсвязь разослала в ряд госкомпаний проект методических рекомендаций по разработке стратегий цифровой трансформации госкорпораций и компаний с госучастием. В понедельник, 27 мая, документ должны обсудить на совещании в Минкомсвязи, а утвердить, согласно нацпрограмме «Цифровая экономика», — 31 мая.

Исходя из проекта (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердили два участника рынка), госкомпании должны будут внедрить:

  • единые цифровые платформы — информационную систему, включающую такие элементы, как DSS (система поддержки принятия решений), PLM (управление жизненным циклом продукта), MES (система управления производственными процессами), ERP (планирование ресурсов предприятия), MDM (управление основными данными), CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), ERM (управление рисками предприятия), а также «продвинутую бизнес-аналитику»;
  • модель постоянной оптимизации бизнеса;
  • предсказательную и предписывающую аналитику (когда система подсказывает работнику оптимальный путь выполнения задачи);
  • машинное обучение в операционные и управленческие процессы;
  • «цифрового двойника» (виртуальную модель) технологических и бизнес-процессов, а также продуктов.

Первоочередная задача в рамках цифрового перехода госкомпаний — назначение CDO (директора по цифровой трансформации) и наделение его необходимыми функциями и полномочиями, а также формирование центра компетенций, который будет заниматься разработкой стратегии. Если центр не будет обладать достаточными компетенциями, в документе рекомендуется обратиться к услугам сторонних организаций, привлечь бизнес-архитекторов, связаться с проектным офисом по реализации программы «Цифровая экономика» (им является Аналитический центр при правительстве), воспользоваться единым «банком» российских решений и практик цифровой трансформации бизнеса.

Госкомпаниям нужно будет разработать четыре документа: краткую презентацию стратегии, «основной» и «подробный» тексты, а также «дорожную карту». В методологии дается указание на то, какими по объему должны быть эти документы и какие разделы они должны содержать.

Рейтинг самых цифровых

В конце апреля Минкомсвязь объявила конкурс на оказание услуг по анализу и экспертно-аналитическому сопровождению разработки и реализации стратегий цифровой трансформации госкорпораций и компаний с госучастием. Победитель должен создать прототип стратегии для госкомпаний, разработать рекомендации по ключевым показателям эффективности (KPI) и проверить, соответствуют ли им руководители госорганизаций. К концу года будут проанализированы стратегии цифровой трансформации в 15 пилотных госкомпаниях и составлен рейтинг их цифрового развития. Итоги конкурса должны подвести в середине июня.

Что думают о проекте в госкомпаниях

Проект методологии был отправлен в «Газпром нефть», «Аэрофлот», «Российские железные дороги» (РЖД), КамАЗ, Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), «Ростелеком», Российскую венчурную компанию (РВК), «Почту России», «Ростех» и другие госкомпании. В перечисленных компаниях отказались от официальных комментариев либо не ответили на вопросы РБК.

Источник РБК в одной из госкомпаний, получивших проект, говорит, что указание на конкретную организацию — Аналитический центр — при выборе помощников в написании стратегии может вызвать вопросы у ФАС, правильнее было бы выбирать консультантов на торгах. «Кроме того, получится конфликт интересов — Аналитический центр впоследствии будет оценивать цифровые стратегии госкомпаний», — указал собеседники РБК. Представитель Аналитического центра лишь сообщил, что это «первый вариант документа для обсуждения».

Собеседник РБК в госкомпании также критикует внедрение единой цифровой платформы. По его словам, описанная система потребует значительных финансовых ресурсов, при том что не во всех госкомпаниях и ФГУП такие платформы будут востребованы.

По словам гендиректора «АМТ-Груп» Александра Горьцова, средняя стоимость такого проекта может составлять от 1 млрд руб. Еще 15–20% в год от указанной суммы придется платить впоследствии за поддержку систем. По оценке директора по бизнес-приложениям ИТ-компании КРОК Евгения Завьялова, при поэтапном внедрении подобной цифровой платформы процесс может занять в среднем два-три года, среднестатистическое предприятие потратит на ИТ-проекты в среднем 200–300 млн руб. в год. Точную оценку можно дать только с учетом масштаба компании и количества пользователей.

Источник еще в одной госкомпании отметил, что все указанные в документе инициативы «полезны и важны для компании и позволят грамотно выстроить большинство бизнес-процессов», однако правильнее было бы адаптировать методику к размеру и сфере деятельности компании. «Если компания получает госдотации и субсидии и более 50% ее доходов приносит работа с государством, то рекомендации должны соблюдаться более жестко. Если компания самоокупаемая и работает с частным или корпоративным сектором, правильнее, чтобы указания носили рекомендательный характер, а система контроля исполнения этих указаний была более лояльной», — говорит собеседник РБК. В противном случае, по его словам, получится, что у компаний, которые и так внедряют системы эффективности управления, появятся дополнительные финансовые затраты на персонал для написания отчетов в предложенном формате.

Другой собеседник РБК в компании, которой предстоит руководствоваться методичкой Минкомсвязи, говорит, что его смущает объем документов, которые нужно будет написать. «Стратегия — это концептуальный документ, а нам предлагают писать сотни страниц, и не для всех разделов есть требования к структуре и содержанию», — указал он. Собеседник говорит, что в компаниях, где уже идут процессы цифровизации, предложенные меры и так собирались реализовывать, а теперь придется отчитываться на 300 страницах по специальным методическим указаниям, чтобы доказать, что цифровая стратегия работает.

Представитель Минкомсвязи Евгений Новиков отметил, что проект методических рекомендаций находится в стадии разработки. «Документ был выслан в компании как раз в целях получения замечаний и предложений. В финальной версии обязательно их учтем», — сказал он.

РБК

На цифровые технологии из бюджета будет выделено 220 млрд рублей до 2024 года

На реализацию «дорожных карт» по цифровым «сквозным» технологиям предусмотрено выделить из бюджета РФ порядка 220 млрд рублей. Об этом сообщил в пятницу помощник президента РФ, председатель наблюдательного совета АНО «Цифровая экономика» Андрей Белоусов по итогам заседания набсовета в рамках конференции ЦИПР-2019.

«Деньги для этого предусмотрены в бюджете <...> Порядка 220 миллиардов рублей», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.

Реализация «дорожных карт» по «сквозным» технологиям предусмотрена федеральным проектом «Цифровые технологии» нацпроекта «Цифровая экономика». Эти технологии считаются наиболее перспективными, их применение ведет к радикальным изменениям существующих рынков, а также к появлению новых. Финансирование всего федерального проекта «Цифровые технологии» в 2019—2024 годах составляет 451,8 млрд рублей, включая 282,2 млрд из федерального бюджета.

Сколько из этих средств пойдет на реализацию «дорожных карт», в нацпроекте не уточняется.

ТАСС

Греф о присоединении Сбербанка к СБП: пока это небезопасно

Сбербанк  не спешит присоединяться к Системе быстрых платежей (СБП) ЦБ, потому что технология пока небезопасна, заявил глава госбанка Герман Греф на пресс-конференции после общего собрания акционеров.

«Мы никуда подключиться не можем. Нас подключить хотят… у нас сегодня всего два условия. Первое: мы должны быть уверены, что это должно быть безопасно для наших клиентов. И второе… чтобы это было выгодно», — сказал глава Сбербанка. «Мы видим, что пока это небезопасно, и нужно обсуждать, как нам всем вместе это сделать безопасным», — добавил он.

Напомним, ЦБ в феврале запустил конкурента системе переводов Сбербанка, позволяющую пользователям переводить деньги по номеру телефона. ЦБ рассчитывает на подключение системно значимых банков к СБП до 1 сентября. Сейчас в системе 14 банков, семь из них — системно значимые. Со Сбербанком договоренности пока не достигнуты.

Banki.ru

«Мы будем точно не хуже Google и Apple». Что Сбербанк рассказал акционерам на годовом собрании

Герман Греф выступает не хуже любого шоумена.  В черном пиджаке и белой рубашке он уверенно обращается к акционерам со сцены, выдерживает правильные паузы и разбавляет свою речь шутками. Кажется, присутствующие его боготворят.

Сбербанк 24 мая провел традиционное годовое собрание акционеров. В этом году оно прошло скромнее, чем в прошлом. Гостям представили всего одного робота-счетовода, который в три раза эффективнее любого сотрудника может перечитывать наличные. И ставки по ипотеке пообещали понизить не так сильно, как в прошлом году. Зато пирожков в этот раз хватило всем участникам — гости набрали их впрок, а кто-то даже собирал в пакетики.

О чем говорили акционеры и менеджмент Сбербанка – в репортаже Forbes.

Рекорд на рекорде

Выступление перед акционерами глава Сбербанка Герман Греф начал с презентации финансовых результатов по итогам 2018 года. Греф похвалился финансовыми показателями – ростом прибыли по итогам 2018 года до рекордных 832 млрд рублей. Это 10-й показатель среди банков и 32-й — среди всех компаний в мире. «Жаль, что мы не первые, но 32-е в мире — это тоже неплохо», — заметил Греф.

Кроме того, Греф отметил рекордное для банка соотношение расходов и доходов (cost-to-income ratio) — 32% по ПАО «Сбербанк» (когда-то этот показатель был 52%, напомнил глава банка). Дивиденды по итогам 2018 года составили 361 млрд рублей. Доходность на обыкновенную акцию — около 7%, столько же на привилегированную акцию. «Где вы получите еще такую доходность?» — обратился к залу Греф. Позже, отвечая на вопросы, он обещал, что, если геополитическая обстановка улучшится, акции банка сильно вырастут в цене, но даже побоялся оценивать, каким может быть рост.

Стратегия и приоритеты

Основную часть выступления Греф посвятил направлениям работы банка и проектам. «Наша стратегия построена вокруг трех приоритетов – лучший клиентский опыт, построение экосистемы и технологическое лидерство и лучшие люди в эффективных командах», — заявил Греф.

Он рассказал, что еще 10 лет назад Сбербанку нужно было бороться с имиджем «банка для пенсионеров». И тут же поспешил заверить, что «быть банком для пенсионеров — это почетно», чтобы никого не обидеть, так как среди присутствующих на общем собрании было много людей в возрасте, да и среди клиентов пенсионеров много — банк выбирает 56% россиян на пенсии.

Однако теперь банк говорит на одном языке и с молодыми людьми, заявил глава банка. «С молодыми людьми мы общаемся с помощью Сберкота», — заметил Греф. Благодаря этому и не только банку удается наращивать клиентскую базу, несмотря на то что по этому показателю он уже находится, по словам Германа Грефа, «на вершине горы». За прошлый год активная клиентская база банка выросла на 7 млн, до 93 млн человек, а число клиентов среди юрлиц увеличилось на 25%, до 2 млн компаний.

Традиционно Греф заявил на собрании акционеров и о снижении ставок по ипотеке. По готовому жилью базовая ставка снизится на 0,6 процентных пункта и составит 10,8%, минимальная с учетом всех акций составит 9,6%. По строящемуся жилью ставка снизится на 0,3 процентных пункта и составит 10,6% и 10,2% соответственно.

«Девочки» и роботы

Монолог Грефа периодически прерывался «интерактивами» — прямыми включениями и рекламными роликами голливудского размаха. Так, из Казани к акционерам обратились две молодые женщины, по образованию бухгалтера, а ныне — самозанятые предпринимательницы (дизайнер украшений и персональный стилист). Обе девушки пользуются сервисами Сбербанка для малого бизнеса, позволяющими выплачивать налог в качестве самозанятых.

У дизайнера Греф в итоге решил заказать украшения для своей жены, а к стилисту глава Сбербанка пообещал обратиться в следующем году: «Я думаю, как-то очень традиционен костюм, рубашка, посмотрите на меня повнимательнее, подскажете, как мне по-другому одеться». Нахваливая новые сервисы для предпринимателей, Греф объяснял, что бизнесмены раньше не платили налоги только потому, что «выполнять законы бывает настолько хлопотно, что лучше не исполнять».

Большое внимание Греф уделил разработкам Сбербанка в области искусственного интеллекта. Для наглядности с акционерами пообщалась Елена — робот и цифровая ведущая корпоративного телевидения Сбербанка. «Меня создали сотрудники Лаборатории робототехники центра речевых технологий. Как и любой сотрудник банка я непрерывно улучшаюсь», — вещал монотонный женский голос. После выступления «цифровой ведущей» аплодисменты были сдержанными. «Вы видите, что у нее присутствуют эмоции, реализована достаточно хорошо функция генерации голоса, есть проблема в синхронизации того и другого. Но она еще только учится. Она только выглядит взрослой, она еще совсем ребенок», — объяснил Греф и отметил, что такими технологиями владеют не так много компаний в мире.

Экосистема и время

Особое внимание в этом году в банке уделили вопросам кибербезопасности. Участники собрания смогли пройти тест и проверить уровень своей грамотности в этой области на специальном стенде на входе в зал. Всем прошедшим тест сотрудники

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}