ОБЗОР СМИ
Госдума приняла поправки о деятельности иностранных платежных систем
Госдума приняла в третьем чтении закон, устанавливающий требования к приему на территории РФ электронных кошельков и других электронных средств платежа, эмитируемых иностранными поставщиками платежных услуг (AliPay, WeChat и т. п.).
Документ инициировала группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.
Требования направлены на обеспечение своевременных расчетов иностранных поставщиков платежных услуг с российскими банками, минимизацию рисков в сферах противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Для иностранных поставщиков платежных услуг предусматривается запрет оказания услуг по переводу денежных средств клиентам-резидентам и предоставления им электронных средств платежа. Клиент – физлицо, в отношении которого не проводилась идентификация или упрощенная идентификация, может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием банковского счета (эта норма вступит в силу по истечении одного года после дня официального опубликования закона).
Для формирования единых требований для таких иностранных платежных систем, минимизации рисков российских банков и потребителей законом уточняется понятие “иностранная платежная система” и устанавливаются требования к функционированию иностранных платежных систем на российской территории. В РФ должен находиться представитель оператора иностранной платежной системы, правила иностранной платежной системы должны включать систему управления рисками и требования к защите информации, а также использования российской платежной инфраструктуры.
При соблюдении требований информация об операторе иностранной платежной системы будет включаться Банком России в реестр операторов иностранных платежных систем, что позволит обеспечить их учет и получение ЦБ необходимой информации. Порядок ведения реестра будет определяться регулятором. ЦБ будет контролировать соблюдение операторами иностранных платежных систем соответствующих требований – Банк России получит право запрашивать и получать от представителя оператора иностранной платежной системы документы и иную необходимую информацию, в том числе содержащую персональные данные, а также направлять требования об устранении нарушений.
Согласно закону, Банку России будет предоставлено право взаимодействовать с субъектами национальной платежной системы путем предоставления им доступа к личному кабинету на сайте ЦБ. Порядок ведения личного кабинета будет устанавливаться Банком России.
Сейчас на территории РФ функционируют иностранные платежные системы (например, MoneyGram, Intel Express и другие), зарубежные операторы которых заключают с российскими банками договоры об осуществлении трансграничных переводов денежных средств физлиц, указывается в пояснительной записке.
Кроме того, согласно закону, совет директоров Банка России получит право определять максимальный размер тарифов на эквайринг. ЦБ также получает полномочия штрафовать процессинговые центры в случае приостановления оператором услуг информационного обмена (процессинговым центром) в одностороннем порядке оказания услуг кредитной организации и ее клиентам. Штраф будет составлять десятикратный размер вознаграждения, уплаченного банком процессинговому центру за предыдущий месяц. Для повторного нарушения установлен пятидесятикратный размер вознаграждения, которое банк уплатил оператору за предыдущий месяц.
Кроме того, законом предусматривается, что в случае использования платежных карт для обеспечения возможности получения физлицом мер социальной поддержки, в том числе льгот при использовании транспортных услуг, кредитные организации обязаны предоставлять клиентам только национальные платежные инструменты, то есть банковскую карту “Мир” (эта норма вступит в силу через 180 дней после опубликования закона).
Оператор платежной системы и оператор иностранной платежной системы смогут заключить договор о взаимодействии при условии отражения порядка взаимодействия в правилах обеих платежных систем. Также предусматривается, что иностранный поставщик платежных услуг может являться индивидуальным участником национальной системы платежных карт (НСПК).
Минфин и Центробанк схлестнулись в Госдуме по поводу будущих трат ФНБ
Российские Центробанк и Минфин попытались поспорить в Госдуме о тратах Фонда национального благосостояния (ФНБ), но дискуссия свелась к процедурным вопросам и не прояснила главное — масштабы возможных расходов и их влияние на макроэкономику.
Это была первая попытка публичной дискуссии между ведомствами о тратах ФНБ, до этого они спорили заочно, комментируя в беседах с журналистами инициативы друг друга.
Накануне комитет по бюджету Госдумы предложил Минфину согласовать поправку в Бюджетный кодекс, разрешающую использовать средства ФНБ для кредитов иностранным государствам для поддержки экспорта, со Счетной палатой и Центробанком.
«Правительство предлагает дополнить (список активов для инвестирования средств ФНБ) долговыми требованиями, возникающими в связи с предоставлением экспортных кредитов иностранным государствам», — сказал замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, представляя спорную поправку во вторник.
После ее принятия государство получит право фондировать государственные экспортные кредиты из ФНБ, сейчас правительство финансирует экспортные кредиты другим странам за счет заимствований Минфина «по источникам, а не по расходам бюджета», пояснил Сторчак.
Он сказал, что позднее правительство сформирует перечень стран-потенциальных заемщиков и будет согласовывать проекты с ЦБР и Счетной палатой.
«Программа предоставления государственных экспортных и государственных финансовых кредитов будет разработана и депутатам и правительству будет видно, на какие проекты будет потрачен кредит и какой актив мы получим… это будут штучные проекты», — сказал Сторчак.
Правительство физически получит возможность использовать средства ФНБ после того, как его ликвидная часть превысит 7% ВВП.
«Это произойдет не ранее 2021 года, скорее всего», — сказал Сторчак.
К концу 2020 года ликвидная часть ФНБ, по оценкам чиновников, достигнет 8,7% ВВП.
НОЧЬ ПЕРЕГОВОРОВ
Аудитор Счетной палаты Татьяна Мануйлова сказала, что позиция ведомства изменилась, после того, как накануне глава палаты Алексей Кудрин провел переговоры с главой Минфина Антоном Силуановым.
«Исходя из того, что долговые требования будут установлены к правительствам иностранных государств, межправительственное соглашение будет заключаться… Тем более, с 2021 года мы получим возможность вкладывать в данные долговые требования, у нас есть время проработать этот вопрос, проработать механизм … мы эту поправку поддерживаем», — сказала Мануйлова.
Минфин должен будет согласовать, куда будут вкладываться средства ФНБ, и это должны быть низкорисковые активы, добавила она.
«Где это все записано? … Почему телефонный разговор (Кудрина и Силуанова) эту позицию поменял?», — спросил у нее глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров.
«Когда мы писали свои замечания, мы рассматривали ту часть поправки, когда средства ФНБ не уходят из страны — средства предоставляются нашим экспортерам, поэтому мы считали, что … это скорректирует бюджетное правило», — ответила аудитор.
По словам Мануйловой, Минфин не собирается тратить на экспортные проекты все превышение над 7% ВВП.
Первый зампред ЦБР Ксения Юдаева сказала, что ЦБР неоднократно высказывал беспокойство по поводу трат ФНБ, но важно понимать, что финансирование из фонда экспортных кредитов — это нестандартное вложение резервных активов.
«Стандартно они вкладываются в высоколиквидные и надежные активы, что обеспечит их возможность в любой момент по прямому назначению быть использованными», — сказала Юдаева и подчеркнула, что кредитные требования — это неликвидный актив, нет вторичного рынка межгосударственных кредитов.
Незадолго до украинского кризиса Россия потратила часть средств суверенного фонда на приобретение евробондов Украины. Россия пытается через суд взыскать этот долг.
Средства ФНБ должны быть вложены в активы, которые не влияют на агрегированный спрос и макроэкономическую ситуацию внутри страны, сказала Юдаева.
В поправках Минфина речь идет об активах, которые влияют на экспортный спрос и макроэкономику.
«Поэтому было бы гораздо больше комфорта, если бы мы понимали влияние этих поправок на макроэкономическую ситуацию… какой объем, как устроен механизм… может ли это нарушать зависимость экономики от цен на нефть», — сказала Юдаева.
В любом случае будет влияние на реальный валютный курс рубля, добавила она, и может быть еще большее влияние на зависимость экономики от нефти, которое нивелируется с помощью бюджетного правила.
Она признала, что порог в 7% ВВП для высоколиквидных активов достаточен, но у Центробанка должно быть понимание, куда и как власти вкладывают малоликвидную часть, чтобы эти вложения не подорвали будущее использование ФНБ по прямому назначению.
«У нас есть беспокойство, что ответов на эти вопросы сейчас нет… Если были бы ответы, то можно было бы принимать какие то решения», — сказала Юдаева.
После ее выступления бюджетный комитет путем голосования не поддержал поправку Минфина.
«Какая необходимость данную поправку в последние дни сессии проводить?», — спросил Макаров у Сторчака.
«Нам нужно разработать порядок использования средств ФНБ и порядок предостоставления экспортных кредитов, потому что это становится массовым явлением», — ответил замминистра финансов.
Центробанк назвал в качестве одного из проинфляционных рисков траты из ФНБ, когда объем ликвидной части фонда преодолеет порог в 7% ВВП.
Глава ЦБР Эльвира Набиуллина в июльском интервью Рейтер пояснила, как Центробанк оценивает риски этих бюджетных решений и их влияние на траекторию процентной ставки.
Минфин поспорил с ЦБ о кредитном риске
Минфин выступил против идеи ЦБ по переходу на новый стандартизированный подход к оценке кредитного риска. В министерстве настаивают на внедрении схемы, рекомендованной Базельским комитетом по банковскому надзору и опирающейся на оценку заемщиков не банками, а рейтинговыми агентствами. Эксперты согласны, что второй подход в большей степени отражает интересы экономики, но его внедрение вряд ли возможно в ближайшей перспективе.
В распоряжении «Ъ» оказалось письмо министра финансов Антона Силуанова, направленное 17 июля главе ЦБ Эльвире Набиуллиной. В нем глава Минфина заявляет о недопустимости внедрения упрощенного подхода к оценке риска с разделением заемщиков лишь на две категории. По его мнению, такой подход «не обеспечивает ни корректного соотнесения коэффициентов риска с уровнем кредитного риска, ни достаточного спектра дифференциации коэффициентов риска». Так, по словам господина Силуанова, 80% активов банков соответствуют I или II категории качества, которые по предложенному ЦБ подходу могут быть отнесены к «инвестиционному классу». По мнению министра, применение такого подхода «может привести к накоплению рисков для финансовой стабильности и в конечном итоге — к прямым потерям общественного благосостояния».
Глава Минфина настаивает на внедрении рекомендованного Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН) подхода с применением оценок рейтинговых агентств. Это, по его словам, позволит сформировать информационную прозрачность для участников кредитного рынка. Кроме того, такой подход укрепит финансовую стабильность ввиду более корректного отражения рисков кредитования и облегчит рефинансирование внешнего корпоративного долга на внутреннем рынке. А также будет способствовать девалютизации обязательств частного сектора и повысит эффективность российского финансового рынка.
В пресс-службе ЦБ подтвердили получение письма и пояснили «Ъ», что регулятор, выбирая подход, учитывал, что подавляющее число заемщиков не имеет рейтингов. Кроме того, в случае соотнесения рейтингов российских и международных агентств даже лучшие заемщики упрутся в «страновой потолок» (сейчас ВВВ– по шкале S&P). Вместе с тем в ЦБ отметили, что продолжают работу по созданию условий для использования в будущем кредитных рейтингов национальных рейтинговых агентств. В Минфине отказались от комментариев.
Эксперты считают, что хоть рекомендованный БКБН подход к оценке кредитного риска и наиболее перспективный, но его внедрение в ближайшее время вряд ли возможно. Партнер компании «Делойт» Екатерина Трофимова, стоявшая ранее во главе нового рейтингового агентства АКРА, считает, что внедрению подхода с использованием внешних кредитных рейтингов серьезно препятствуют два фактора. Во-первых, сейчас лишь несколько сотен корпоративных заемщиков имеют рейтинги — в основном это эмитенты, чьи бумаги торгуются на рынке. Рейтинги потребуются десяткам тысяч компаний, что пока превышает мощности действующих агентств (в РФ только два аккредитованных агентства).
Вторая, более серьезная проблема заключается в том, что у этих агентств нет накопленной валидной статистики дефолтов и, следовательно, отсутствует официальная шкала соответствия национальных и международных рейтингов. Потребуется серьезная научная работа по сопоставлению этих методик. По словам госпожи Трофимовой, в таких условиях возможно лишь комбинированное применение двух подходов с многолетним переходным периодом (на подход с использованием рейтингов). Также, по ее мнению, для крупных банков целесообразно было бы более широкое регуляторное признание и использование их собственных внутренних рейтингов.
«Представляется вполне логичным, что ЦБ сначала задает базовые упрощенные рамки стандартизированного подхода,— говорит управляющий директор отдела валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов.— Но затем регулирование, безусловно, должно прийти к дополнению подхода за счет внешних рейтингов». Он считает, что внедрение рейтингов в регулирование достаточности капитала банков высвободит средства у кредитных организаций с качественными активами и позволит увеличить за счет этого объемы финансирования экономики. По оценке господина Беликова, положительный эффект в масштабах сектора может составить триллионы рублей.
На всякий платежный: кто выиграет от регулирования эквайринга Центробанком
Банки сдержанно отреагировали на новости о госрегулировании эквайринга. Сам факт того, что ЦБ фактически получил право устанавливать комиссии за безналичную оплату, не должен негативно сказаться на позициях финансового сектора, заявил «Известиям» вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Он отметил, что схема будет работать только при условии, что регулятор не станет злоупотреблять своими полномочиями. В опрошенных «Известиями» крупнейших кредитных организациях согласны с такой оценкой последствий принятия законопроекта, который 23 июля в третьем чтении одобрила Госдума. В Банке России обещают, что, несмотря на предоставленный карт-бланш, решения всё равно будут приниматься с учетом позиций участников рынка. Ритейлеры, напротив, видят необходимость в госрегулировании эквайринга, поскольку попытки прийти к консенсусу без вмешательства органов власти не увенчались успехом.
Диалог превыше всего
Госдума одобрила законопроект, посвященный регулированию платежных систем на территории России. Он предусматривает два важных для финансового сектора нововведения: возможность для ЦБ устанавливать максимальную ставку за эквайринг и право исключать платежного оператора из официального реестра в случае нарушения законодательства России (фактически это означает, что компании могут запретить работать на территории РФ).
Глава думского комитета по финрынку Анатолий Аксаков, выступая перед депутатами, отметил, что международные операторы (например, Visa или Mastercard) адаптируются к поправкам и не уйдут из России, о чем ранее предупреждали СМИ. Пункт о возможности ЦБ при необходимости ограничивать ставку эквайринга в своем докладе он не упомянул. Оба изменения были внесены в законопроект при подготовке ко второму чтению 16 июля и уже через неделю приняты в третьем.
В ЦБ «Известия» заверили, что не будут злоупотреблять своим правом ручного регулирования комиссии за безналичную оплату. К этому вопросу нужно подходить крайне взвешенно, приемлемые ставки устанавливаются только в диалоге между участниками рынка, сказали в Банке России. Пока ЦБ планирует остаться в роли организатора переговоров между участниками рынка. По итогам обсуждения при содействии регулятора платежные системы выразили готовность снизить комиссии в социальном сегменте (образование, здравоохранение, аптеки), а также для крупных покупок (автомобили и недвижимость), напомнили в регуляторе.
В Минфине надеются, что ЦБ будет пользоваться новыми полномочиями только при необходимости. В Visa, Mastercard и «Мире» не ответили на просьбу «Известий» прокомментировать расширение полномочий Банка России.
Без оптимизма
Получение Центробанком права устанавливать комиссии за безналичную оплату не должно негативно сказаться на позициях финансового сектора, заявил «Известиям» вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Однако лишь до тех пор, пока регулятор будет придерживаться своих обещаний о невмешательстве.
В крупнейших банках, опрошенных «Известиями», нововведения встретили без оптимизма, хотя и воздержались от прямой критики законопроекта. В ВТБ рассчитывают, что основная цель расширения полномочий ЦБ — регулирование тарифов лишь в определенных секторах, решение по которым было принято ранее. Законопроект нужен, чтобы придать легитимность данному решению, считают в банке.
Однако автономное регулирование комиссий самим рынком более эффективно, считает руководитель дирекции развития эквайринга Альфа-банка Денис Хренов. В законопроекте подчеркивается, что ЦБ может вручную регулировать эквайринг лишь при «необходимости».
— А необходимость — довольно размытое понятие, которое можно определять произвольно, — отметил он.
Специалист напомнил, что платежные системы сами отреагировали на ситуацию на рынке и добровольно начали снижать комиссии.
Тарифы уже сейчас в значительной степени отрегулированы конкуренцией и не предполагают высоких доходов для банков, добавила директор по развитию корпоративного бизнеса УБРиР Елена Сорвина. Если ставки будут снижены искусственно, то бизнес может стать убыточным, опасается она. В таком случае низкие доходы за эквайринг будут компенсировать через оптимизацию других затрат. Например, обслуживание терминалов может быть возложено на ритейлеров по европейской модели, предположила она. Кроме этого, снижение ставок может уменьшить количество игроков на рынке эквайринга, а также стимулировать возврат к наличным расчетам, добавил руководитель направления эквайринга и электронной коммерции Ак Барс банка Ильназ Ситдиков.
Манна для ритейла
Ритейлеры восприняли новый закон с большим энтузиазмом. В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) рассказали «Известиям», что тех шагов, которые ранее предприняли платежные системы, было недостаточно, а без вмешательства госструктуры решить проблему не удавалось.
— Мы пытались говорить с платежными системами, чтобы они стимулировали безналичный оборот в рознице за счет снижения комиссий, но мы не были услышаны. Те шаги, которые они сделали якобы навстречу нам — снижая комиссию, например, на образовательные услуги, не имеют никакого отношения к проблеме высоких комиссий в непродуктовой рознице. Изначально было понятно, что если не будет найден компромисс, то проблема будет обостряться и придется вернуться к вопросу о регулировании, — заявил «Известиям» президент АКИТ Артем Соколов.
Он добавил, что во всех странах, где действует госрегулирование, его появление было следствием невозможности договориться.
Дополнительное ограничение необходимо, если на рынке действует один крупный игрок. Сейчас сфера безналичных платежей достаточно конкурентна, поэтому в ручном регулировании со стороны госструктур нет необходимости, полагает аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Он предположил, что ЦБ потребовалось право устанавливать комиссии для того, чтобы сохранить «всю полноту» контроля над национальной платежной системой.
— Доля «Мира» растет, и теоретически он может занять доминирующее положение на рынке. В этом случае регулятору понадобятся действенные рычаги для того, чтобы сохранить приемлемый уровень ставок, — предположил аналитик.
Регулятор изначально придерживался точки зрения о нецелесообразности вмешательства в споры об эквайринге. Такая позиция, вероятно, сохранится и теперь, считает директор по развитию бизнеса «БКС Премьер» Антон Граборов. Впрочем, он добавил, что если товары не подешевеют в результате снижения комиссий, что обещали ритейлеры, то ЦБ может перестать выступать на стороне розницы.
Госдума приняла во втором чтении законопроект о краудфандинге
Госдума приняла во втором чтении законопроект о краудфандинге, регулирующий отношения по привлечению инвестиций юрлицами или индивидуальными предпринимателями посредством инвестиционных платформ. Третье чтение запланировано на 24 июля 2019 года.
Инвестиционная платформа представляет собой информационную систему в Интернете, используемую для заключения договоров, на основании которых привлекаются инвестиции. Она доступна также в качестве мобильного приложения, устанавливаемого на мобильный телефон, смартфон или компьютер, в том числе планшетный.
К способам инвестирования через нее отнесены: предоставление займов, приобретение утилитарных цифровых прав, приобретение размещаемых на ней эмиссионных ценных бумаг, за исключением ценных бумаг кредитных и некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг.
Индивидуальные предприниматели и юрлица смогут привлекать через инвестиционные платформы не более 1 млрд рублей в год. Физлица, кроме ИП, квалифицированных инвесторов, а также граждан, приобретающих УЦП по договорам с ПАО, смогут инвестировать через инвестплатформы в совокупности не более 600 тыс. рублей в год, если иное ограничение не предусмотрено федеральными законами.
Предполагается вступление закона в силу с 1 января 2020 года. После этой даты услуги по привлечению инвестиций через краудфандинговые площадки смогут оказывать лишь лица, сведения о которых включены в реестр ОПИ. Однако для тех, кто занимается такой деятельностью сейчас, предусмотрен переходный период. До 1 июля 2020 года они должны будут привести свою деятельность в соответствие с устанавливаемыми требованиями.
Совет Федерации одобрил законопроект о выборе зарплатного банка
Совет Федерации (СФ) на заседании во вторник, 23 июля, поддержал изменения в Трудовом кодексе, гарантирующие работникам право выбирать кредитную организацию для перечисления зарплаты.
Законопроект направлен на обеспечение согласования интересов сторон трудовых правоотношений при определении правил выплаты заработной платы.
«Закон увеличивает срок с пяти рабочих дней до пятнадцати календарных дней до дня выплаты заработной платы, в течение которого работник обязан уведомить работодателя о замене кредитной организации для перечисления зарплаты в порядке, определяемом в коллективном или трудовом договоре», — пояснил ранее заместитель председателя комитета СФ по социальной политике Игорь Фомин.
Ранее сообщалось, что законопроектом также предлагается установить штрафы до 50 тыс. рублей для работодателей, препятствующих праву работника на смену банка, в который переводится его зарплата.
Согласно проекту, за такое правонарушение может быть вынесено предупреждение или наложен штраф на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, на индивидуальных предпринимателей — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, на юрлиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
Законопроект направлен на обеспечение защиты информации о человеке, полученной из его биоматериала. Введение запрета на обработку без согласия человека данных, полученных из его генетического биоматериала, поможет защитить конституционные права наших граждан, отметили в ГД
Комитет по безопасности и противодействию коррупции на заседании во вторник рекомендовал принять в первом чтении внесенный Правительством РФ проект поправок в Федеральный закон «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных.
«Законопроект устраняет пробел в нашем законодательстве о персональных данных, который возник с развитием науки. Он направлен на обеспечение защиты информации о человеке, полученной из его биоматериала», — заявил Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
«Сегодня генетика продвинулась далеко вперед, и данные, которые получают из биоматериала человека, можно использовать как для сохранения ему здоровья, так и во вред. Например, просто разгласив персональную информацию – о его болезнях, питании, образе жизни, вредных привычках, чувствительности к лекарствам. Введение запрета на обработку без согласия человека данных, полученных из его генетического биоматериала, поможет защитить конституционные права наших граждан на защиту информации о частной жизни, закрепленные в Конституции РФ», — подчеркнул он.
В QIWI назвали закон о контрольно-кассовой технике проблемой для людей, а не для бизнеса
Новые требования к банковским платежным агентам, запрещающие использовать удаленную контрольно-кассовую технику (ККТ) в платежных терминалах, негативно отразятся на доступности финансовых услуг в малонаселенных районах страны. Такое мнение высказал ТАСС генеральный директор QIWI Сергей Солонин.
По его словам, принятые поправки к закону «отбрасывают терминальный и вендинговый рынок к состоянию до цифровой экономики».
«Для небольших игроков, расположенных в удаленных регионах, такой поворот станет критическим, поскольку с экономической точки зрения единственный способ работать в легальном поле — использовать онлайн-кассу, подключенную сразу к нескольким терминалам. Разработанные инновационные решения для онлайн-фискализации станут нелегальными, несмотря на то что обеспечивают все предусмотренные законом функции, — пояснил Солонин. — Но прежде всего под удар попадут люди — жители небольших поселков в отдаленных регионах, где нет банковских отделений, Интернет — только в райцентре, а единственной точкой доступа к финансовым инструментам остается платежный терминал».
Кроме того, подчеркнул гендиректор QIWI, на рынке пока отсутствуют специальные устройства для встраивания ККТ в корпус терминала. «На сегодняшний день в поправках к закону нечетко описаны возможные варианты установки ККТ, как только мы получим разъяснения, сможем более четко оценить затраты агентов на соответствие правилам», — сказал он.
Ранее Ассоциация банков России направила обращение в Федеральную налоговую службу (ФНС), в котором предупредила о возможном резком сокращении числа платежных терминалов в связи с новыми требованиями к ККТ. В связи с законом, принятым Госдумой 16 июля, о запрете банковским платежным агентам использовать удаленную ККТ в платежных терминалах могут пострадать QIWI и ряд региональных компаний, отмечалось в письме.
Согласно закону, теперь банковские платежные агенты обязаны устанавливать контрольно-кассовую технику либо в сами терминалы, либо рядом с ними, подключая с помощью провода.
Банки хотят получить право приостанавливать решения ЦБ
Ассоциация банков России (АБР) попросит дать банкам право приостанавливать решения ЦБ на базе мотивированного суждения в досудебном порядке, если они не согласны с выводами регулятора в отношении их состояния и планируют их оспорить, заявил РИА Новости вице-президент ассоциации Анатолий Козлачков. По его словам, ассоциация обратится с таким предложением в Банк России в сентябре.
«Мы предлагаем мотивированное суждение ЦБ погрузить в административный процесс, который бы предоставлял возможность обжалования и приостановления решения на базе мотивированного суждения. Когда проверка из ЦБ приходит в банк и на базе мотивированного суждения выносит решение, то неправильно сразу вводить его в действие. У банка должна быть возможность собрать экспертов и написать контрсуждение с подкреплением фактов. А для этого необходимо приостанавливать решения о принятии мер воздействия. Мы предлагаем приостанавливать до решения суда», — сказал Козлачков.
Кредитные организации и в настоящее время могут писать свои замечания на решения Банка России, однако процессуальной силы они не имеют, и регулятор не обязан рассматривать их. Поэтому как только ЦБ выносит мотивированное суждение, то незамедлительно применяются меры воздействия по отношению к банку, например, в форме предписания. Козлачков отметил, что многие банки не решаются обжалова