ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 27.08.2019

ОБЗОР СМИ

Информация о кадровых изменениях

Директор Департамента международного сотрудничества Клинков Сергей Владимирович 30 августа 2019 года покидает свой пост в связи с решением продолжить карьеру вне Банка России.

Исполняющим обязанности директора Департамента международного сотрудничества назначен заместитель директора Мельников Андрей Аркадьевич.

Банк России

Быстрые платежи обзаведутся деньгами

В СБП появится опция переводов наличными

Как стало известно “Ъ”, в рамках системы быстрых платежей (СБП), запущенной ЦБ в феврале этого года, появится новая услуга — платежи наличными. До сих пор система предполагала как отправку, так и получение средств между гражданами или в адрес организаций исключительно в безналичном виде. От запуска приема наличных выиграют не только физлица, но и банки и платежные системы. Одновременно регулятор получит дополнительный контроль за «оцифровкой» денег, уверены эксперты.

О том, что ЦБ планирует в рамках СБП реализовать возможность приема наличных, рассказали “Ъ” участники рынка. В системе приема платежей Qiwi отметили, что «уже работают над пилотом по приему наличных через СБП в ритейле», однако подробностей пока не раскрывают. По словам исполнительного директора «Киберплат» Владимира Кузнецова, система взаимодействует с ЦБ по данному вопросу. В Банке России подтвердили, что «данный вопрос обсуждается». В НСПК также отметили, что «данная инициатива в настоящее время обсуждается, но говорить о механике и сроках ее реализации преждевременно». В банке «Русский стандарт» и РНКО «Платежный центр» заявили, что готовы обсуждать участие в проекте.

С момента анонса запуска системы в 2018 году речь о возможности приема наличных не шла. С февраля этого года система работает на перевод средств между счетами и картами. Осенью 2019 года будет реализована возможность отправки физическими лицами платежей в адрес юрлиц по СБП с использованием QR-кодов. С октября к СБП должны подключиться все системно значимые банки, а до конца года, по ожиданиям ЦБ, к системе должны подключиться еще более 100 банков.

Как именно будет реализован прием наличных в рамках СБП, пока можно лишь предполагать. По мнению директора «Золотой короны» Ивана Ситнова, потенциально это «может быть реализовано как через терминалы, так и через розничные сети, выступающие в роли банковских платежных агентов». Опрошенные “Ъ” эксперты в целом уверены, что новый сервис по приему наличных актуален в первую очередь для граждан. Так, по словам начальника управления развития дистанционного банковского обслуживания МКБ Алексея Курзякова, в целом это может стать удобным способом внесения наличных денежных средств на счета клиентов-физлиц. При этом, по словам Ивана Ситнова, для физического лица прием такого платежа «ничем не будет отличаться от текущей процедуры, но за счет использования СБП действующие системы приема платежей будут не нужны».

Впрочем, физлица — не единственные интересанты нового направления использования СБП.

«Любое упрощение приема платежей и их совершения является огромным плюсом не только для пользователей, но и для банков»,— указывают в Qiwi. При этом конкуренции системы приема платежей не боятся. «Речь идет не о конкуренции с существующими каналами, а о расширении возможностей совершения платежных операций в рамках национальной платежной системы»,— уверен Владимир Кузнецов.

Впрочем, некоторые банки считают опцию приема наличных в рамках СБП излишней. В ВТБ отмечают, что потребности в создании такого канала нет. «Доля оборота наличных средств за последние годы значительно снизилась, поэтому его востребованность может быть невысокой»,— уточнили в банке. По данным ЦБ, доля безналичных платежей сейчас составляет около 60%, в течение четырех лет регулятор намерен довести ее до 80%. «Будет ли сервис зачисления наличных через СБП пользоваться популярностью у конечных потребителей, очень сильно зависит от того, как именно он будет реализован, причем вплоть до различных технологических нюансов»,— считает исполнительный директор НПА Мария Михайлова. Но такой сервис требует проведения идентификации отправителя. По словам госпожи Михайловой, эта услуга очень сложная, в первую очередь с точки зрения соблюдения требований, связанных с ПОД/ФТ, которые «должны выполняться в полном объеме при одновременном положительном клиентском опыте».

Впрочем, в неофициальных беседах участники рынка сходятся во мнении, что цель расширения сервисов СБП — в усилении контроля за платежами граждан и, в частности, за «оцифровкой» наличных.

Коммерсант

Всероссийская переписка с населением

Банки заваливают клиентов электронными письмами

Банки более чем в 1,5 раза увеличили количество сообщений, направляемых клиентам по электронной почте в этом году. В основном это рекламные и сервисные сообщения, а также всевозможные опросы. Эксперты отмечают, что рост количества писем от банков без верификации адресов электронной почты и при нынешнем уровне мошенничества увеличивает клиентские риски.

Почтовый сервис Mail.ru провел исследование, согласно которому количество отправляемых клиентам банками писем в 2019 году выросло на 62% по сравнению с 2018 годом. «Уже осенью этот показатель может увеличиться вдвое из-за традиционного роста деловой активности»,— отмечают в компании. Наибольший рост, указывается в исследовании, у банков из топ-30. Самую заметную динамику показали ВТБ, СМП-банк и Промсвязьбанк. Наибольшее количество отправленных писем приходится на Сбербанк (37%), Тинькофф-банк (19%), ВТБ (18%) и Альфа-банк (16%).

Согласно исследованию, год назад половина банков (51%) рассылали не более одного письма в месяц, 42% — от двух до пяти писем.

В 2019 году до одного письма в месяц рассылали лишь треть банков, при этом от двух до пяти писем слали уже 60% кредитных организаций.

При этом эксперты Mail.ru указывают, что за год повысилась открываемость писем. Если год назад клиенты читали лишь каждое пятое письмо из банка, то сейчас — каждое четвертое.

В Сбербанке пояснили “Ъ”, что увеличение количества писем обусловлено клиентскими запросами. «Рост достигается на определенном сегменте, склонном к более частому получению информации от банка, для которого данный канал является наиболее удобным»,— отметили в банке. В Промсвязьбанке сообщили, что рассылают по электронной почте сообщения о новинках банка, в ВТБ — лишь продуктовые предложения и с согласия клиента. При этом в Промсвязьбанке сообщили, что адрес электронной почты для связи банк получает от клиента только по надежным каналам — в офисе с предъявлением паспорта либо после аутентификации в интернет-банке. В Тинькофф-банке объясняют рост увеличением клиентской базы, основная часть писем — сервисные (напоминания о платежах, решения по заявкам и т. д.). В СМП-банке рассказали, что банк лишь в 2019 году начал активно развивать e-mail-рассылки: клиентам шлют рекламу, информационные письма, проводят опросы. Альфа-банк отказался раскрыть “Ъ” содержание и причины роста рассылок.

Вместе с тем эксперты отмечают, что активный рост электронных писем несет для клиентов ряд рисков. Прежде всего по банковской тайне, поскольку банк не проводит верификацию электронной почты клиента, о чем ранее заявляли в Банке России. В июле 2019 года ЦБ даже запустил «пилот» по верификации получателей банковских сообщений (см. “Ъ” от 3 июня), однако сегодня его судьба неизвестна. Вчера в Банке России заявили, что готовят «методические рекомендации по верификации банками адресов электронной почты клиентов».

Кроме того, возрастает и риск мошенничеств. По словам начальника отдела по противодействию мошенничеству ЦПСБ «Инфосистемы Джет» Алексея Сизова, мошеннические письма могут мимикрировать под письма банков. Но тут все зависит от готовности граждан открывать вложения, переходить по ссылкам или вводить свои данные в письмах от «банка». В то же время, по словам руководителя отдела аналитики информационной безопасности Positive Technologies Евгения Гнедина, во втором квартале 2019 года в половине атак на граждан использовались именно фишинговые рассылки. Из них 42% нацеливались на хищение средств напрямую и 55% — на получение данных.

Поэтому ряд банкиров призывают коллег не слишком усердствовать с рассылками. По словам директора департамента информационной безопасности МКБ Вячеслава Касимова, маркетинговые акции должны быть продуманы, а гражданам надо быть бдительнее с письмами от банков. «Необходимо внимательно смотреть как на отправителя письма, так и на содержащиеся в письмах ссылки. Если они направлены с некорректных почтовых доменов или ведут на порталы, отличные от принадлежащих банку, то они не могут быть от кредитной организации»,— указывает эксперт.

Коммерсант

Новая профессия — финтех-специалист. Что даст введение профстандарта?

Татьяна Жаркова, управляющий директор Ассоциации ФинТех (АФТ) считает, что внедрение единого профстандарта для финтех-специалистов поможет всем участникам рынка – работодателям, образовательным учреждениям и самим специалистам.

В России с 1 июля 2019 вступили в силу новые требования профильного закона № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», а значит, квалификация работников теперь должна осуществляться через систему независимой оценки квалификации (если иной порядок не предусмотрен другими ФЗ и нормативными правовыми актами РФ). Эта система тесно связана с профстандартами и соответствующим законом №122-ФЗ, который, помимо прочего, определяет правила применения профессиональных стандартов работодателями.

Однако по многим профессиям, тем более новым (таким как финтех-специалист), профстандарты еще не разработаны или не утверждены. Пока она не фигурирует ни в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», ни в «Реестре профессиональных стандартов» Минтруда России. Нет ее и в нынешней версии «Атласа новых профессий» [1], составленного при поддержке Агентства стратегических инициатив и «Сколково. В результате в процессе найма компании вынуждены оценивать лишь предыдущий опыт работы соискателя вакансии.

При этом в настоящее время в России спрос на финтех-специалистов с учетом блокчейн-сферы составляет около 18 тыс. человек в год, но предложение за ним не успевает. Это объясняется несоответствием уровня профессионального образования новым требованиям работодателей.

На этом фоне участники Ассоциации ФинТех (АФТ) совместно с Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) разрабатывают профстандарты в сфере финансовых технологий.

Plusworld

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ

ЦБ Китая понизил курс юаня до минимального значения с марта 2008 года

Народный банк Китая понизил во вторник курс юаня на 240 базисных пунктов, до 7,0810 юаня за доллар. Как следует из статистики регулятора, это минимальное значение с 18 марта 2008 года.

По мнению ведущего аналитика CITIC Securities Мин Мина, курс юаня продолжает сохранять прямую зависимость от экспорта китайской экономики.

«При анализе курса юаня необходимо вернуться к базовым положениям. На протяжении первых семи месяцев этого года он был относительно стабильным, в июле динамика экспорта немного превысила прогнозы. По этой причине в том случае, если уровень экспорта будет поддерживаться на стабильном уровне, то и курс юаня стабилизируется. Риски невелики», — приводит его слова портал «Ицай».

ТАСС

Что ждет финтех-индустрию Британии после Brexit — мнение экспертов

Основатели финтех-компаний в Британии считают, что Британия не сможет сохранить лидирующую позицию в финтех-индустрии после Brexit. К такому выводу они прошли во время форуму Digital Finance Forum.

Также на форуме провели опрос среди 50 основателей технологических компаний, согласно которому 63% опрошенных считают, что сейчас Британия является международным лидером в области финтех. Однако только 33% оптимистично настроены касательно будущего британских финтех-компаний в ближайшие пять лет.

Большую обеспокоенность среди финтех-компаний вызывает Brexit. Около 61% респондентов считают, что из-за выхода Британии из ЕС они столкнутся с трудностями найма квалифицированных работников из других стран. Также 25% опрошенных обеспокоены возможным отсутствием доступа к капиталу.

Для того, чтобы решить эту проблему, большинство экспертов считают, что правительство должно наладить визовую систему и упростить процесс найма иностранных сотрудников на работу в британские компании. Также они заявили о том, что необходимо расширить влияние технологии Open Banking на большое количество секторов, включая страхование и коммунальные услуги.

finextra.com

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}