ОБЗОР СМИ
Разработан проект положения Банка России по финансовой устойчивости страховщиков
Документ изменяет подходы к определению финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, методику определения собственных средств (капитала) и учитывает риск изменения стоимости активов при определении достаточности капитала.
В отличие от действующего регулирования, содержащего требования к активам только в части размера средств страховых резервов и капитала страховщика, проект положения учитывает все активы страховщика при определении величины его капитала.
Устанавливается новый для страховщиков подход к определению собственных средств – как разница между активами, удовлетворяющими требованиям Банка России, и обязательствами страховщика.
Кроме того, помимо показателя, характеризующего страховые риски, принятые страховщиком (нормативный размер маржи платежеспособности), вводится новый показатель, характеризующий объем рисков, принимаемых страховщиком в связи с его инвестиционной деятельностью.
При этом оценка влияния рисков определяется на горизонте в один год и оценивается как влияние в совокупности концентрационного риска, риска изменения кредитного спреда, риска изменения процентных ставок, риска изменения стоимости акций, риска изменения валютного курса, риска изменения цен на недвижимость, кредитного риска, риска изменения цен на иные активы.
Новые нормы будут вводиться в действие поэтапно. С 1 июля 2021 года вступят в силу требования по расчету величины собственных средств, а в расчете нормативного соотношения, в дополнение к уже существующему нормативному размеру маржи платежеспособности, будет учитываться концентрационный риск.
С 1 июля 2022 года вводится оценка влияния на платежеспособность страховщика всех рисков, предусмотренных проектом, в ограниченном объеме, а с 1 июля 2025 года все положения документа вступают в силу в полном объеме.
Эксперты прогнозируют отзыв лицензии у 45 банков до середины 2020 года
Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» прогнозируют отзыв лицензий у 45 банков в период с 1 июля 2019 года до 1 июля 2020 года. Об этом сообщается в докладе агентства по пересчету индекса здоровья банковского сектора.
Отмечается, что индекс после устойчивого снижения ушел в стагнацию. На 1 июля этого года он составил 89,3% На начало года значение индекса составляло 89,4% или 46 дефолтов банков.
«Текущее значение индекса на уровне 89,3% соответствует 45 дефолтам кредитных организаций, прогнозируемым агентством в течение периода с 1 июля 2019 года по 1 июля 2020 года. На протяжении первого полугодия 2019 года отзывы лицензий были немногочисленны. Пока регулятор занят санацией отдельных крупных игроков, на рынке остается значительное число проблемных банков, финансовое состояние которых может создать угрозу интересам кредиторов в среднесрочной перспективе», — отмечается в докладе.
Фактически на рынке с начала 2019 года было отозвано 11 лицензий у кредитных организаций. Однако возобновление темпов расчистки в «Эксперте» ожидают во втором полугодии этого года.
«Выраженные признаки проблемности, наблюдаемые у ряда действующих банков по публичным данным, дают основания ожидать значительное увеличение темпов расчистки сектора уже во втором полугодии 2019 года <…> Массовая миграция игроков с низкой оценкой кредитоспособности в более высокие рейтинговые категории (то есть кардинальное улучшение их финансового состояния) представляется маловероятной. Таким образом, даже в случае замедления процесса отзыва лицензий регулятором большая часть ожидаемых дефолтов будет просто накапливаться и транслироваться на будущие периоды», — говорится в документе.
Также аналитики указывают, что более половины банков сталкиваются с проблемой фондирования. «За период с 1 июля 2018 года по 1 июля 2019-го 53% действующих банков столкнулись с чистым оттоком привлеченных средств населения, 48% — с чистым оттоком ресурсов предприятий. Такая динамика отражает рост концентрации фондирования на счетах в топ-10 банках», — указывают эксперты. Они добавляют, что у банков из топ-10 объем средств населения наоборот за период вырос на 15%. Такая тенденция наблюдается уже несколько лет.
«Такие изменения негативно сказываются на операционной эффективности деятельности и требуют трансформации бизнес-моделей со смещением акцентов на комиссионные продукты. Нередко такая трансформация сопряжена с повышением регулятивных рисков, например, в случае специализации на расчетно-кассовом обслуживании, основной риск которой – вовлеченность в проведение сомнительных операций», — добавили в «Эксперт РА».
Государство заинтересовалось биометрическими данными банковских клиентов
ЦБ и Ростелеком могут наполнить свою биометрическую систему данными, которые уже собрали для себя банки, рассказали источники РБК. Сначала они проверят качество биометрии
«Ростелеком» и банки до 31 августа должны проверить качество биометрических данных клиентов, которые банки собирают для внутренних биометрических систем. Такая задача поставлена по итогам встречи в ассоциации Финтех (АФТ) 16 августа (РБК ознакомился с презентацией по итогам встречи). Проверку данных решили провести, чтобы ЦБ, АФТ и «Ростелеком» смогли понять, можно ли использовать эти данные в Единой биометрической системе (ЕБС) «Ростелекома», рассказали РБК три источника в банковской сфере, знакомых с обсуждением вопроса.
ЕБС, предназначенная для удаленного получения банковских услуг, испытывает проблемы с наполняемостью — по словам одного из источников, за год работы в системе собрано всего около 15 тыс. биометрических данных клиентов (образец лица и голоса). Поэтому сейчас «Ростелеком» «судорожно ищет новые кейсы для ЕБС», говорит другой источник.
Единая биометрическая система заработала в конце июня 2018 года. Проект ЦБ и «Ростелекома» запущен для удаленного получения финансовых услуг.
Биометрию для ЕБС собирают 155 банков в более чем 5,3 тыс. отделениях, ответили РБК в «Ростелекоме», не раскрыв количество сданных шаблонов. По данным на октябрь прошлого года (более поздние не раскрывались), биометрию для ЕБС сдали всего около 2 тыс. человек. Банкам это обходится недешево: по оценке старшего менеджера технологической практики в риск-консалтинге КПМГ в России и СНГ Лилии Шароватовой, оборудование и программное обеспечение для одного отделения стоят сейчас не менее 5 млн руб.
Параллельно банки наполняют свои биометрические системы. В частности, Сбербанк систему сбора биометрии запустил прошлой осенью, и наполняется она гораздо быстрее — по словам главы Сбербанка Германа Грефа, к концу прошлого года банк собрал уже «миллионы» образцов биометрии.
«Пока «Ростелеком» обсуждает с банками техническую сторону вопроса. Банки могут передать фотографии клиентов без какой-либо дополнительной информации о них, записи голосов передать не получится из-за технических трудностей», — уточнил один из источников РБК. В ЕБС идентификация личности проходит по двум параметрам: изображение лица и слепок голоса, поэтому одних только фотографий недостаточно, добавляет он: «Либо в системе понизятся требования к качеству собираемых данных, либо эти фотографии необходимы для какого-то внутреннего сервиса в ЕБС».
По словам другого собеседника на рынке биометрической идентификации, «Ростелеком» готовится к запуску своего проекта по сбору биометрии в МФЦ, а для проверки и настройки системы ему нужны «эталонные данные» (образцы биометрии, которые у клиента взяли в банке в идеальных условиях). «Взять их из ЕБС невозможно, так как система очень плохо наполняется, поэтому единственный вариант — обратиться к внутренним ресурсам банков», — говорит он.
«Ростелеком» «не в курсе» этой инициативы, сообщила его пресс-служба. РБК направил запрос в ЦБ и ассоциацию Финтех.
МТС тестирует новый облачный сервис
МТС сообщила о создании нового облачного направления, который позволит клиентам провайдера вдвое ускорить запуск ИТ-решений.
В рамках облачного направления МТС будет предоставлять компаниям контейнерные сервисы, которые обеспечивают в разы более быструю разработку, развертывание и администрирование ИТ-решений в облаке. В основу ляжет собственная разработка стартапа — платформа под одноименным названием Containerum, которую команда адаптирует для работы в облаке провайдера. На данный момент сервис тестируется десятью клиентами провайдера.
Команда Containerum прошла акселератор MTS StartUp Hub в 2018 году, по итогам которого провела пилот в МТС.
Крупный бизнес из финансового сектора, промышленности и ритейла получит возможность кратно быстрее осуществлять разработку и внедрение бизнес-приложений и внешних клиентских сервисов, сокращая time-to-market. Технологические стартапы, финтех-компании, онлайн агрегаторы товаров и услуг смогут в разы повысить отказоустойчивость своих сервисов и быстрее осуществлять масштабирование ресурсов. Например, используя контейнерные технологии, банки будут гораздо быстрее разрабатывать и внедрять сервисы онлайн банкинга и клиентские мобильные приложения. Крупные промышленные предприятия смогут сократить издержки и упростить администрирование приложений бизнес-аналитики. Онлайн-ритейл получит инструмент, позволяющий оперативно масштабировать ресурсы своих сайтов в зависимости от поступающего на них трафика.
Новый сервис Containerum Managed Kubernetes будет предоставляться в формате услуги. Он позволит компаниям минимум на 40% сократить затраты, связанные с разработкой и выводом новых ИТ-решений на рынок. Услуга позволит более экономно использовать облачное пространство: на один виртуальный сервер можно будет разместить в 2-3 раза больше приложений. Контейнерный сервис обеспечит кратный рост отказоустойчивости приложений в период пиковых нагрузок, также сведет к минимуму простои во время обновлений. Надежная работа ИТ-решений клиентов обеспечивается автоматическим мониторингом нагрузки и перераспределением входящего клиентского трафика между серверами.
ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ
В Беларуси может стать доступен Apple Pay
Как сообщил председатель правления госбанка «Дабрабыт» Игорь Лихогруд на пресс-конференции, состоявшейся 27 августа, Apple Pay может заработать в Беларуси.
Как отметил И. Лихогруд, «есть информация, но я не могу ей делиться. Это зависит в меньшей степени от банка, а от компании Apple, от взаимоотношения со страной, от международных платежных систем. Работа ведется. Хочется надеяться, что мы в скором времени попадем в перечень стран, где эта услуга доступна. Если будет доступна стране – будет доступна и в нашем банке».
В настоящее время в Беларуси доступны сервисы Samsung Pay и Garmin Pay.
Трамп: ФРС США не поспевает «в умственном плане» за центробанками других стран
Федеральная резервная система США, выполняющая функции центробанка страны, не поспевает «в умственном плане» за финрегуляторами других государств. Такое мнение выразил в среду президент США Дональд Трамп, передает ТАСС.
«Наша ФРС не может «в умственном плане» идти в ногу с конкурентами из других стран. На [саммите] G7 во Франции все остальные лидеры испытывали восторг по поводу того, насколько низки их процентные платежи (речь идет о базовой процентной ставке. — Прим. ТАСС). Германия фактически «получает деньги», чтобы занимать средства… ФРС не имеет и понятия [о таком подходе]!» — написал Трамп в Twitter.
Трамп в последнее время постоянно подвергает критике политику ФРС и ее руководства. Президент и его советники неоднократно призывали ЦБ понизить базовую процентную ставку, а также отказаться от программы количественного ужесточения и перейти к политике количественного смягчения.
Ранее агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники сообщило, что американский лидер рассматривает возможность отставки руководителя финрегулятора Джерома Пауэлла. Представители Белого дома при этом неоднократно заявляли, что президент уважает независимость ФРС и не намерен вмешиваться в ее решения.
Эксперты объяснили, как директива PSD2 может изменить онлайн-банкинг
Федерация по регулированию банковской деятельности и расчетов Ирландии предупреждает потребителей о том, что им нужно быть готовыми к предстоящим изменениям касательно доступа и использования мобильных и онлайн банковских услуг по мере внедрения директивы PSD2.
Изменения, которые должны быть введены до 14 сентября 2019 года, помогут обеспечить более эффективную защиту потребителей и предприятий благодаря добавлению дополнительных уровней безопасности, а также уменьшить количество случаев мошенничества. Скорее всего, пользователи будут проходить дополнительную проверку, прежде чем получить доступ к онлайн-счетам.
Вскоре клиенты получат уведомления от своих банков о том, какие действия им нужно предпринять до введения строгих правил аутентификации потребителей, например, регистрация или подтверждение номера мобильного телефона или загрузка обновленной версии их банковского приложения. Эксперты подчеркнули, что потребители должны ответственно отнестись к этим изменениям и внимательно изучить информацию о директиве, предоставленную их банком.