ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 02.09.2019

ОБЗОР СМИ

Определены тарифы при оплате товаров и услуг через Систему быстрых платежей

Совет директоров Банка России утвердил максимальный уровень комиссий, которые банки смогут взимать с торгово-сервисных предприятий при оплате товаров и услуг через Систему быстрых платежей (СБП). Их диапазон составит от 0 до 0,7% от суммы платежа и будет зависеть от вида деятельности такого предприятия.

Комиссии не будут взиматься при платежах в пользу государства, таких как штрафы, налоги, пени и прочие. Для самых массовых платежей, в том числе за товары повседневного спроса, медицинские и образовательные услуги, тариф установлен на уровне 0,4%, для остальных – 0,7%.

При этом для физических лиц платежи за любые товары и/или услуги через СБП будут бесплатными.

Тарифы вступят в действие с 1 октября 2019 года.

«Реализация возможности оплаты товаров и услуг через Систему быстрых платежей – значимый этап развития системы. С одной стороны, он предоставит нашим гражданам еще один удобный и доступный инструмент оплаты покупок и сервисов, с другой – будет способствовать росту безналичных платежей, – отметила первый заместитель Председателя Банка России Ольга Скоробогатова. – Данный инструмент также позволит торговым предприятиям сократить издержки и предложить новые программы лояльности для клиентов. Мы видим заинтересованность в этом механизме как со стороны банков, так и со стороны торговых сетей. Более того, некоторые крупные ретейлеры уже объявили о запуске пилотных проектов и маркетинговых акций при оплате их товаров через СБП. Внедрение современных безналичных инструментов оплаты является неотъемлемой частью развития инновационных сервисов и расширения спектра удобных платежных услуг для наших граждан».

Совет директоров также принял решение снизить нижнюю границу тарифов Банка России для участников СБП по операциям в системе до 5 копеек вместо ранее установленных 50 копеек. Данный шаг был предпринят в связи с востребованностью у граждан переводов небольших сумм, а также в целях повышения заинтересованности банков в продвижении СБП. Эти тарифы начнут действовать с 1 января 2020 года. До 31 декабря 2019 года Банк России установил льготный период и не взимает плату с банков-участников за операции в СБП.

Банк России

Платежная систематизация

Банковские расчеты приведут в соответствие с рынком

Регулирование работы платежных систем в России снова требует доработки — по мнению участников рынка, защищая его от санкций спешными поправками, законодатели перестарались. Последние изменения привели к тому, что сейчас платежные системы фактически не могут исключать недобросовестных или неплатежеспособных игроков. Эксперты разделяют опасения сообщества, но считают возможным внести уточнения на уровне не профильного закона, а правил самих платежных систем.

В Ассоциации банков России (АБР) 30 августа состоялась рабочая встреча, на которой обсуждалась необходимость внесения поправок в закон 161-ФЗ «О национальной платежной системе» в качестве «работы над ошибками». Речь идет о корректировке поправок, которые были внесены в документ законом 264-ФЗ. Закон появился вследствие введения санкций в отношении Еврофинанс Моснарбанка. Он был исключен из иностранных платежных систем Visa и MasterCard, затем это сделали их российские дочерние структуры, а процессинговая компания «КардСтандарт» прекратила обслуживание банка, и его клиенты лишились возможности проведения расчетов по картам (см. “Ъ” от 12 марта).

Эта ситуация показала уязвимость системы непрерывности расчетов в России. В стране все расчеты по картам, в том числе международных платежных систем, идут через национальную систему платежных карт (НСПК). Однако не все банки могут позволить себе подключиться к ней напрямую. В результате прекращения обслуживания процессором Еврофинанс Моснарбанка трансакции по картам банка просто не дошли до НСПК.

Чтобы избежать повторения подобных ситуаций в будущем, был оперативно разработан и принят закон 264-ФЗ с поправками к 161-ФЗ. Он запрещает в правилах платежной системы, работающей на территории РФ, устанавливать критерии приостановления обслуживания банка из-за приостановления членства (прекращения участия) в иностранной платежной системе. Ограничения на отключения были введены и для процессинговых компаний.

Однако законодатели не учли, что иностранная платежная система может приостановить членство банка по обстоятельствам, не связанным с санкциями.

«Случаи могут быть разные, например экономическая несостоятельность участников, неисполнение обязанности по расчетам, несоблюдение требований информационной безопасности, нарушение технических требований»,— поясняет вице-президент АБР Алексей Войлуков. По его словам, появившееся ограничение по платежным системам фактически лишает их возможности устанавливать какие-либо правила ограничения участия.

 «Мы уже обращались по этому поводу в Госдуму, и на прошедшем заседании как раз был поднят вопрос о необходимости перечня таких исключений,— пояснил господин Войлуков.— Банк России идею поддержал». Принято решение обсудить в рабочем порядке перечень допустимых мер воздействия на недобросовестных участников, уточнил Алексей Войлуков, направить документ на согласование в ЦБ и при одобрении внести новые поправки в 161-ФЗ.

Также на встрече поднимался вопрос необходимости разработки аналогичного перечня для процессинговых центров. По словам директора ПЦ «КардСтандарт» Майи Глотовой, проблема прекращения обслуживания важна не только для платежных систем, но и для процессинговых центров. В качестве основной проблемы она называет отсутствие критерия отключения банка от процессинга в случае исключения его из платежной системы:

Сейчас может сложиться абсурдная ситуация: оператор платежной системы (в том числе НСПК) исключает банк, а процессинг продолжает проводить операции по картам».

Эксперты считают корректировки в целом нужными. По словам исполнительного директора Национальной платежной ассоциации Марии Михайловой, необходимо прояснить ситуацию, поскольку в нынешнем варианте политическая задача защиты участников рынка от санкций возобладала над экономическими факторами. «Платежные системы не могут не обращать внимания на качество своих членов, их финансовое и техническое состояние, поскольку от этого зависит стабильность их функционирования,— поясняет она.— Причем в случае с иностранными системами требования к членам могут быть прописаны на уровне головной структуры. Введенные 264-ФЗ ограничения фактически отменяют свободу договора, определяя, о чем не могут договариваться хозяйствующие субъекты».

Глава НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева согласна, что конкретика в данном случае «не повредит», поскольку «у рынка возникают вопросы». «Смысл принятых поправок к 161-ФЗ был в том, чтобы в правилах тех же российских «дочек» иностранных платежных систем, например Visa и MasterCard, было четко прописано, что при отключении российского банка иностранной платежной системой ее местные «дочки» отключать банк на этом основании не могут»,— поясняет госпожа Обаева. В то же время, добавляет она, отключение от системы игроков, не соответствующих требованиям к безопасности или финансовым показателям, можно прописать непосредственно в правилах российской платежной системы, в том числе дочерних структур международных компаний.

Коммерсант

ЦБ запросил данные о махинациях с цифровыми подписями Регулятор готовится к обсуждению реформы электронных средств идентификации

ЦБ потребовал у банков статистику, касающуюся случаев мошенничества с электронными подписями. Она необходима для подготовки к парламентской сессии, посвященной защите прав граждан в этой сфере

Центробанк направил в крупнейшие российские банки обращение с просьбой предоставить до 2 сентября детальную статистику по случаям мошенничества при использовании электронных цифровых подписей (ЭЦП) за последние три года. Копия письма, подписанного исполняющим обязанности директора департамента информационной безопасности Центробанка Артема Сычева, есть у РБК, его подлинность подтвердили два источника на финансовом рынке. Получение такого письма подтвердили в ВТБ.

ЦБ интересует количество обращений клиентов банков, связанных с неправомерным использованием цифровых подписей при проведении финансовых операций, примеры нелегальной выдачи электронных подписей, типовые мошеннические схемы с выдачей и использованием подписей, а также оценка финансового ущерба от этих действий, говорится в письме.

Эти сведения необходимы для подготовки к парламентским слушаниям, посвященным защите прав и законных интересов граждан при использовании электронной цифровой подписи, следует из обращения регулятора. Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков подтвердил РБК, что на конец сентября запланированы парламентские слушания на тему защиты прав граждан при использовании ЭЦП, где, в частности, будут обсуждаться внесенные в Госдуму законопроекты с поправками, регулирующими выдачу и использование цифровых подписей.

Пресс-служба ЦБ не ответила на запрос РБК на момент публикации. В пресс-службе Сбербанка отказались от комментариев, представители Альфа-банка, Газпромбанка и Тинькофф Банка не ответили на запросы РБК.

Зачем ЦБ собирает подобную статистику и как власти уже несколько лет пытаются реформировать законодательство в данной сфере — в материале РБК.

Что такое электронная подпись

Цифровая подпись — это инструмент, меняющий юридический статус документа. В России в электронном документообороте можно использовать три вида подписи: простую, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную. Больше всего властей беспокоит именно последняя, так как она дает самые большие полномочия: является аналогом собственноручной подписи, и все подписанные ей документы признаются юридически значимыми. Квалифицированная подпись используется, в частности, госслужащими при подписании рабочих документов, а юридическими лицами — при сдаче отчетности в налоговые органы, участии в тендерах и заключении контрактов.

По итогам 2018 года в России использовалось более 5 млн квалифицированных подписей, сообщили РБК в компании «СКБ Контур». Выдавать такую электронную подпись имеют право аккредитованные Министерством цифрового развития удостоверяющие центры, которых в стране сейчас более 400.

Различные поправки в законодательство, регулирующее использование электронных подписей, обсуждаются с 2017 года. Официальный мотив — большое количество нарушений при их выдаче и использовании. Представитель Федеральной налоговой службы заявил, что с начала 2018 года по второй квартал 2019-го только это ведомство зафиксировало около 43,3 тыс. случаев неправомерного использования квалифицированных подписей. Самое распространенное нарушение — выдача такой подписи по фиктивным документам и в дальнейшем регистрация юридического лица или ИП на другого человека.

Как хотят изменить законодательство

Предлагаемые реформы не находят поддержки у всех заинтересованных сторон. В июле 2019 года в Госдуму было одновременно внесено два законопроекта с поправками в законодательство, регулирующие выдачу и использование квалифицированных подписей. Первый документ был направлен сенаторами Владимиром Кравченко, Любовью Глебовой и Михаилом Пономаревым, второй — сенатором Людмилой Боковой.

Первый законопроект должен решить проблемы с мошенничеством в сфере электронной подписи кардинально — путем централизации их выдачи. Согласно внесенному документу, юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут получить усиленную квалифицированную электронную подпись только в удостоверяющем центре ФНС; банки, платежные системы и другие финансовые организации — в Центробанке; а госслужащие — в Федеральном казначействе. Вдобавок юридические лица должны будут подписывать документы не одной, а двумя усиленными квалифицированными подписями одновременно. Руководитель организации должен будет поставить на документе подпись юридического лица и личную цифровую подпись как физического лица.

Все действующие в стране коммерческие удостоверяющие центры смогут выдавать квалифицированную подпись только физлицам. Требования для таких центров планируют ужесточить — установить порог собственных средств не менее чем в 1 млрд руб.

Рассмотрение этого законопроекта в первом чтении запланировано на осеннюю сессию Госдумы. Однако еще на этапе разработки он вызвал негативную реакцию у крупного бизнеса. Как сообщал РБК, некоммерческое партнерство ECR, которое объединяет X5 Retail Group, Unilever, L’Oreal, Metro Cash & Carry и еще более 70 компаний, направило обращение премьер-министру Дмитрию Медведеву с критикой документа. По мнению бизнеса, такая централизация приведет к тому, что в случае возникновения технических проблем у ФНС или Центробанка деятельность организаций будет парализована. Но, как отмечает представитель ВТБ, банк поддерживает законопроект.

Представители бизнес-сообщества поддерживают законопроект сенатора Боковой, который оставляет всем аккредитованным удостоверяющим центрам возможность выдавать квалифицированные подписи, но ужесточает этот процесс — руководителям организаций смогут выдавать подпись юрлица только лично или по нотариальной доверенности. Он также дает возможность ФНС и Центробанку, не дожидаясь решения суда, приостанавливать действие электронной подписи в случае признаков мошенничества с ней. Однако законопроект не получил положительного заключения от комитета Госдумы по финансовому рынку и был направлен автору на доработку.

Какие недостатки есть в предлагаемом регулировании

 «Усиление регулирования в этом сегменте бизнеса назрело давно, однако выбранный способ вызывает множество вопросов. Проблемы действительно есть, они связаны с пробелами в нормативном регулировании, с несовершенством законодательства, но не с отсутствием централизации», — говорит Анастасия Лабуцкая, советник гендиректора компании «СКБ Контур», у которой есть собственный удостоверяющий центр. По ее мнению, нужно усовершенствовать процедуры идентификации и подтверждения полномочий клиентов удостоверяющих центров, а также уточнить требования к законным представителям, которые получают электронную подпись по доверенности.

 «Тем самым можно сбалансировать интересы бизнеса, граждан и государства. С одной стороны, с успехом противостоять возможному мошенничеству, в основном связанному с использованием усиленной квалифицированной подписи без соответствующих полномочий, с другой — сохранить инфраструктуру удостоверяющих центров в стране и удобство применения электронных подписей, что особенно важно для юридических лиц, на которых приходится 95% всех использующихся в стране электронных подписей», — поясняет Лабуцкая. Первый законопроект, на который представители бизнеса пожаловались Дмитрию Медведеву, по ее словам, «направлен на монополизацию целой отрасли» государством, что идет вразрез с недавним заявлением руководителя ФАС Игоря Артемьева о важности разгосударствления экономики и необходимости ликвидации государственных корпораций в конкурентных отраслях.

Президент Ассоциации разработчиков и операторов систем электронных услуг (РОСЭУ) Юрий Малинин также считает, что проблемы мошенничества с электронной подписью появились из-за отсутствия нормативных документов, необходимых для регулирования деятельности любых удостоверяющих центров — и коммерческих, и ведомственных.

 «Необходимо утвердить единый регламент идентификации заявителя при оформлении электронной подписи и запретить ее оформление для юридических лиц по простой форме доверенности. Кроме того, нужно нормативно закрепить формы договора между заявителем и удостоверяющим центром, а также обеспечить информирование гражданина через личный кабинет портала госуслуг об оформленных на его имя электронных подписях», — объяснил Малинин. Он утверждает, что государство монополизирует рынок и отнимает бизнес удостоверяющих центров. «Законодатели уверяют, что отъема бизнеса нет, ведь за коммерческими удостоверяющими центрами сохранят возможность выдачи электронной подписи гражданам. Довод малоубедителен, если учесть, что 90% сертификатов электронных подписей приходится на юридических лиц», — считает Малинин.

РБК

Мастерчейн войдет в основу разработки международных технических стандартов блокчейна

В начале августа 2019 года в Женеве состоялось заключительное заседание фокус-группы Международного союза электросвязи (МСЭ-Т) по применению технологии распределенного реестра. Одну из рабочих групп возглавил представитель Ассоциации Финтех.

В начале августа 2019 года в Женеве состоялось заключительное заседание фокус-группы Международного союза электросвязи (МСЭ-Т) по применению технологии распределенного реестра. Одну из рабочих групп возглавил представитель ассоциации.

Ассоциация ФинТех совместно с Банком России и участниками финансового рынка — первые, кто смог создать блокчейн-платформу, соответствующую всем национальным регуляторным требованиям, стандартам информбезопасности. Эксперты международного органа по стандартизации изучили архитектуру и модель работы блокчейн-платформы Мастерчейн, построенной в соответствии с российскими требованиями. Это важный шаг на пути интероперабельности российской системы с другими аналогичными разработками.

«Результаты работы фокус-группы послужат основой для разработки международных технических стандартов и рекомендаций в помощь разработчикам, провайдерам технологических решений, госорганам, регуляторам и самим пользователям во всем мире — всем, кто заинтересован в использовании технологии распределенного реестра в своей деятельности. Мы сообщили свое видение, и оно вошло в итоговый документ. Это говорит в том числе о правильности используемых у нас подходов», — сообщил представитель АФТ.

Мастерчейн представляет собой децентрализованную сеть обмена и хранения финансовой информации. Она обеспечивает доверительную среду для участников финансового рынка, дает дополнительные гарантии безопасности информации о транзакциях и данных и помогает снижать операционные издержки. Платформа Мастерчейн была разработана Ассоциацией ФинТех совместно с участниками финансового рынка и Банком России. До конца 2019 года в промышленную эксплуатацию будет запущена децентрализованная депозитарная система (ДДС) на Мастерчейне.

Plusworld

Силуанов видит предпосылки для снижения ключевой ставки ЦБ

Инфляция в России по итогам 2019 года и в дальнейшем ожидается ниже целевого уровня 4%, что дает основания для снижения ключевой ставки ЦБ. Об этом сообщил журналистам в пятницу первый вице-премьер — министр финансов РФ Антон Силуанов.

«Снижается инфляция. Мы ожидаем более низких темпов инфляции в текущем и следующих годах, чем мы планировали. Соответственно, у ЦБ будут все основания снижать ключевую ставку, за этим последует снижение процентных ставок в экономике», — сказал он.

ЦБ РФ снизил с 29 июля ключевую ставку на 25 базисных пунктов — до 7,25%, отметив продолжающееся снижение инфляции. Регулятор допустил дальнейшее снижение ключевой ставки на одном из ближайших заседаний.

Минэкономразвития 26 августа понизило прогноз по инфляции в РФ на конец 2019 года до 3,8% с 4,3%, указанных в апрельском прогнозе. Прогноз по инфляции в 2020 году понижен до 3% с 3,8%, заложенных в апрельском документе, а в 2021—2024 годах сохранен на целевом уровне 4%.

Следующее заседание совета директоров ЦБ, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 6 сентября. 

ТАСС

Орешкин рассказал об интеграции России и Белоруссии

Интеграция России и Белоруссии представляет собой не объединение государств, но объединение двух экономик на правах равного партнерства. Об этом в интервью ТАСС сообщил глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин.

«Еще в 1999 году было заключено соглашение. Оно ратифицировано. Там, в принципе, все указано. Сейчас расписываем все по срокам, конкретным направлениям. Были определенные разногласия между российской и белорусской сторонами. Задача рабочей группы эти развилки описать, положить на бумагу и дать возможность высшему политическому руководству двух стран все обсудить и принять решения. И это не вопрос объединения государств — речь об объединении экономик как равных партнеров, что принципиально», — сказал Орешкин.

В декабре 2018 года президент России Владимир Путин и глава Белоруссии Александр Лукашенко приняли решение о создании межправительственной рабочей группы по развитию интеграции. Ее российскую часть возглавил министр экономического развития РФ Максим Орешкин, белорусскую — министр экономики Дмитрий Крутой.

В конце июня премьер-министр Белоруссии Сергей Румас сообщил по итогам встречи с председателем правительства России Дмитрием Медведевым, что Минск и Москва должны к ноябрю согласовать все интеграционные дорожные карты.

Banki.ru

В Москве 8—10 октября пройдет конференция Big Data Days 2019

Международная конференция по большим данным, науке о данных и искусственному интеллекту Big Data Days 2019 пройдет в Москве 8—10 октября. Конференция #BigDataDays предоставляет онлайн-трансляцию и синхронный перевод докладов.

Конференция Big Data Days посвящена техническим докладам в областях больших данных, высоких нагрузок, обработки и анализа данных и машинного обучения. Конференция объединяет разработчиков, специалистов в области IТ и пользователей, позволяя им поделиться опытом, обсудить передовые методы и достигнутые успехи в отношении сценариев использования и коммерческого применения. 

В программе конференции:

  • встреча более чем с 30 международными докладчиками, работающими в ведущих компаниях по управлению данными;
  • три технических потока, охватывающих наиболее значимые и актуальные аспекты больших данных, включая глубокое обучение, обработку потоков в режиме реального времени, обработку и анализ данных и облачные технологии;
  • ознакомление с техническими и независимыми материалами;
  • сеть, включающая более 450 участников из различных компаний, которые используют большие данные в производстве.

Подробнее о конференции можно узнать на ее сайте. Для участия необходимо купить билет.

Banki.ru

Бретт Кинг: Банки обязаны быть готовы к постоянным переменам 

Бретт Кинг (Brett King) – бизнесмен, футурист, основатель банка нового поколения Moven. Его книги расходятся на Amazon многотысячными тиражами. В период президентства Барака Обамы он консультировал его администрацию. Только за последние три года выступил с лекциями в 50 странах мира. В 2019 году участвовал в Петербургском международном экономическом форуме, в кулуарах которого дал эксклюзивное интервью журналу «ПЛАС», которое мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

ПЛАС: Как, на ваш взгляд, будут развиваться взаимоотношения банков и финтеха?

Б. Кинг: Ежегодно на протяжении последних двух лет глобальные инвестиции в финтех прирастают более чем на 100 млн долл. США. Весьма интересные изменения коснулись таких стран, как, например, Китай, где объем мобильных платежей составил 202 трлн долларов. В числе лидеров здесь Alipay, Tencent, WeChat. И по объему платежи в этом сегменте превышают объемы транзакций с использованием банковских карт, а это 21 трлн долларов.

Сегодня я все чаще говорю о масштабных изменениях в финансовых моделях. Традиционный банковский бизнес столкнулся с различными вызовами, самый большой из них – выход на рынок китайской онлайн-структуры WeBank, имеющей более 100 млн клиентов. В этом смысле его можно сравнить с российским Сбербанком, хотя WeBank намного моложе, он всего 4,5 года на рынке. Этот мир меняют такие компании, как Monzo из Великобритании, а также цифровая компания Revolut, получающая 10 тыс. клиентов ежедневно. Так что можно определенно утверждать, что в банкинге наступила цифровая эра.

Что является главной отличительной приметой сегодняшнего дня? В общем-то, весьма простые вещи, например, та же возможность оплаты картой. В технологическом смысле китайский рынок обогнал американский не менее чем лет на семь. Если вы по-прежнему выписываете чеки или используете наличные – это просто рудимент, пережиток прежних эпох. Напомню, что две трети всех чеков в мире сегодня выписывается на территории Соединенных Штатов. Еще одна сфера – адаптация клиентов. Сколько банков в США или России открывают для своих клиентов мобильные приложения? В США – менее 5%. На этом фоне справедливо утверждать, что сегодня банки просто обязаны быть готовыми к постоянным переменам.

ПЛАС: Вторая Европейская платежная директива PSD2 и распространение Open Banking – характерные приметы принципиальных изменений, происходящих на европейском финансовом рынке. Следует ли ожидать, что и другие страны и регионы пойдут по этому же пути?

Б. Кинг: Тот факт, что сегодня Open Banking на каких-то рынках выступает драйвером, еще не является непреложной истиной или руководством к действию для остальных. Open Banking в отличие от PSD2 – это не некий регулирующий акт или стандарт. Несколько лет назад в США уже были сделаны шаги по созданию Open Banking в соответствии с европейским опытом, с той лишь разницей, что речь идет о платформе, которую могли использовать все участники рынка. Через несколько лет JP Morgan Chase перекрыл доступ к сервисам, объяснив это слишком простым доступом сторонних структур к имеющимся у него данным клиентов. И это был шаг, который стоил финансовых потерь JP Morgan Chase.

Plusworld

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ

В Швеции задумали обложить банки налогом для «защиты» от России

Шведское правительство намерено обложить банки новым налогом для того, чтобы увеличить оборонный бюджет из-за напряженности в отношениях с Россией в балтийском регионе. Об этом в субботу, 31 августа, сообщило агентство Bloomberg.

Новый налоговый сбор, заявила глава шведского минфина Магдалена Андерсон, будет приносить бюджету порядка 5 млрд крон ($508 млн; 33,97 млрд рублей) в год.

«Банки могут платить более высокие налоги, чем те, которые они платят сегодня. Они (банки. — Ред.) также представляют риски для экономики, поэтому я считаю разумным, что они должны вкладываться больше», — сказала министр, обратив внимание, что эти финансовые организации получают высокий доход и в последние годы они только «выиграли от налоговых изменений».

Ассоциация банков Швеции выступила с критикой указанной инициативы, заявив, что банки и так платят высокие сборы для того, чтобы государство могло справляться с финансовыми кризисами.

«Налог для банков окажет чрезвычайно негативное воздействие на занятость и (экономический. — Ред.) рост», — сказал глава ассоциации Ханс Линдберг. По его словам, время для реализации плана правительства неудачное: экономика замедляется, а новые правила могут ограничить кредитование компаний.

Днем ранее правительство Швеции, страны, которая придерживается строгого нейтралитета и неприсоединения к любым военным блокам, сообщило о намерении повысить оборонные расходы с 1% до 1,5% ВВП в 2025 году. Связано это, как подчеркивает агентство, с ростом напряженности между европейскими странами и Россией после присоединения Крыма в 2014 году.

Ранее, 10 июля, премьер-министр Финляндии Антти Ринне заявил в беседе с изданием Handelsblatt о желании вести с Россией диалог и развивать сотрудничество в сфере экологии. Ринне выразил надежду, что это также поможет установить доверие между ЕС и Россией. 4 июля

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}