ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 20.09.2019

ОБЗОР СМИ

Банк России начал сотрудничество с Порталом поставщиков

Банк России и Департамент города Москвы по конкурентной политике подписали соглашение о развитии информационного сотрудничества в целях расширения круга поставщиков регулятора.

Теперь перечень закупок Банка России можно посмотреть на единой витрине закупок Портала поставщиков. Это позволит привлечь к закупкам новых контрагентов как из Москвы, так и из других регионов России.

«Банк России стремится привлекать новых поставщиков, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. Наша задача – сделать закупки максимально конкурентными и прозрачными», – сказал заместитель Председателя Банка России Руслан Вестеровский.

Портал поставщиков создан столичным правительством в 2013 году для автоматизации закупок малого объема. Использование портала позволяет заказчикам экономить финансовые ресурсы, оперативно заключить сделку в электронной форме, полностью избегая бумажного документооборота.

Сейчас на портале зарегистрировано свыше 158 тыс. поставщиков из разных регионов России. Более 90% из них – представители малого бизнеса.

Банк России

«Важно, чтобы клиент понимал, в какую систему и для чего он сдает биометрию»

Директор департамента финансовых технологий Банка России Иван Зимин

О проблемах и развитии системы биометрической идентификации граждан “Ъ” рассказал директор департамента финансовых технологий Банка России Иван Зимин.

— Сколько биометрических образцов собрано? Удалось ли активизировать процесс?

— В ЕБС зарегистрировано более 30 тыс. образцов, тогда как на начало года их было всего около 3 тыс. Мы провели работу с банками по настройке процедур, после этого процесс пошел значительно быстрее. На протяжении последних двух-трех месяцев мы наблюдаем примерно трехкратный рост количества биометрических образцов. И это неплохо. Тем не менее основа для устойчивого роста и развития интереса к системе — это, конечно, наличие востребованных гражданами услуг, которые можно получить с использованием биометрии.

— Насколько мне известно, этому вопросу было посвящено отдельное совещание ЦБ с банковским сообществом, где было принято решение об ускорении запуска сервисов с использованием биометрии…

— Мы считаем, что основной принцип предоставления услуг — их доступность во всех каналах: офлайн, мобильное приложение и интернет-банкинг. При этом в части предоставления услуг с помощью биометрии выделяем три ключевых продукта: открытие счетов и вкладов, получение розничных кредитов (на данном этапе за исключением ипотеки) и денежные переводы. Именно в отношении этих продуктов мы подготовили изменения в законодательство, которые предусматривают обязанность банков их предоставлять, в том числе с помощью удаленной биометрической идентификации.

Такая обязанность, по нашему мнению, должна быть предусмотрена для тех банков, которые уже работают с клиентами дистанционно, у которых есть мобильное приложение, интернет-банкинг и пр. Для них это будет несложно. Должны развиваться и услуги с использованием так называемой лайт-биометрии. В этом случае сбор данных проводится через дистанционные доверенные каналы и сервисы, и они могут использоваться, например, при покупке товаров или услуг по биометрии (биоэквайринг) или идентификации пользователей колл-центров.

— Когда будет введена обязанность банков предоставлять с помощью удаленной идентификации три ключевых продукта?

— Для банков с универсальной лицензией планируется ввести такую обязанность в сентябре 2020 года, а с базовой — с июля 2021 года. Проект закона уже прошел первое чтение в Госдуме. Рассчитываем, что он будет принят в ближайшие два месяца. Ко второму чтению законопроект планируется дополнить обязанностью предоставления сервисов через ЕБС для трех видов операций, а также возможностью расширения использования биометрической системы на все банковские операции и на все операции, которые осуществляются некредитными финансовыми организациями (НПФ, профучастники фондового рынка, МФО и др.).

— Базовые продукты будут доступны только для физических лиц?

— В настоящее время речь идет о продуктах для физлиц, но мы планируем внести изменения, чтобы сервис был доступен и для юридических лиц. В этом сегменте, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, крайне важно обеспечить доступность банковских услуг, в том числе с помощью удаленной биометрической идентификации.

— Банкиры неоднократно выражали мнение, что одних банковских продуктов для широкого распространения биометрии недостаточно и, чтобы граждане были готовы активно ее сдавать, нужно, чтобы данные ЕБС использовались в самых разных сервисах. Есть ли планы по расширению?

— Действительно, чем больше услуг, тем больше интереса. Мы сейчас начинаем взаимодействие с ОАО РЖД в части внедрения биометрии для упрощения и ускорения идентификации пассажиров на железнодорожном транспорте. Для тех же целей мы внимательно смотрим на возможность внедрения системы в аэропортах, в первую очередь при перевозках внутри страны.

— А как вы относитесь к тому, что банки сейчас собирают биометрию не только, а иногда не столько в ЕБС, сколько в собственные системы?

— Это происходит по понятным причинам: никто своими клиентами делиться не хочет. Но мы как регулятор выступаем за то, чтобы развивалась конкуренция, а услуги были доступными, дешевыми и качественными и предоставлялись максимальному количеству граждан и организаций.

Проблема создания банками собственных биометрических систем существует, и в большей степени она связана с уровнем безопасности в таких системах. Было бы оптимально, если бы стандарты сбора и обработки биометрических данных собственных систем банков были на уровне стандартов ЕБС. В этом случае по согласованию с клиентом можно было бы один раз собирать биометрию и загружать ее в две системы: как для внутреннего использования в кредитной организации, так и для предоставления возможности клиенту обслуживаться в любом банке.

Мы провели исследование нескольких внутренних биометрических систем банков и должны сказать, что только часть образцов соответствует стандартам ЕБС. Помимо количественных показателей нам нужно решать вопрос качества образцов и их защищенности во внутренних системах банков.

— Что вы предпринимаете в данном направлении?

— Мы планируем уточнить требования в части сбора биометрии в собственные системы банков. Также завершаем исследование и анализ, какого качества образцы могут передаваться из собственных систем банков в ЕБС, чтобы клиентам не приходилось сдавать биометрию несколько раз. И крайне важно, чтобы клиент четко понимал, в какую систему и для чего он сдает биометрию. К банкам, которые вводят граждан в заблуждение, будут приниматься меры.

— Сейчас данные собирают уже многие банки. Будет ли расти их количество и намерены ли вы расширять каналы сбора за пределы сектора?

— Сейчас в системе более 180 банков, это почти 10 тыс. отделений по всей стране. Еще где-то 60–70 банков на стадии подключения. Таким образом, доступность регистрации в ЕБС уже обеспечена. Но мы развиваем новые каналы, например МФЦ. Сейчас работаем с правительствами Москвы и Московской области в этом направлении, планируем провести два пилотных проекта. Ожидаем, что они стартуют в ближайшие два месяца.

Кроме того, планируем прописать законодательно возможность МФЦ использовать биометрические данные для идентификации граждан без паспорта при предоставлении услуг в таких центрах. Это позволит существенно ускорить обслуживание. Расширению перечня услуг, которые граждане смогут получать удаленно, также будет способствовать возможность использования биометрической идентификации на портале госуслуг.

Коммерсант

Эвотор, Центросоюз и Sendy внедряют оплату по QR-коду

ИТ-компания «Эвотор», Центросоюз РФ и платежная система Sendy запустили приложение Coop POS для оплаты по QR-коду. Приложение позволяет принимать платежи от пользователей кооперативного платежного сервиса Coop Pay, а также сервисов WeChat Pay и Alipay.

Владельцы смарт-терминалов «Эвотор» теперь могут принимать оплату по QR-коду с помощью приложения Coop POS. Приложение Coop POS разработано по инициативе Центросоюза в рамках создания экосистемы цифровых сервисов для развития бизнеса потребительских кооперативов. Приложение можно бесплатно скачать в магазине приложений «Эвотор.Маркет».

Приложение позволяет принимать платежи от пользователей кооперативного цифрового сервиса Coop Pay. Для оплаты покупки любого товара и услуги кассир сканирует личный QR-код покупателя с экрана телефона, а покупатель подтверждает оплату в своем мобильном приложении Coop Pay. После подтверждения зачисление средств на счет продавца происходит практически мгновенно. Приложение Coop POS также позволяет оформлять возврат товара или услуги, оплаченной по QR-коду.

Приложение Coop POS поможет предпринимателям сократить издержки, связанные с приемом безналичных платежей. Покупатели кооперативов при оплате по QR-коду смогут получать бонусы и скидки по программе лояльности.

«Платежный сервис Coop Pay уже внедрен в нескольких регионах страны. Кооперативные магазины из Ульяновской области и Чувашской республики оценили преимущества использования новейших платежных сервисов, основными из которых являются максимальное удобство как для продавца, так и для покупателя, а также скорость и безопасность совершения финансовых операций. Ставка по торговому эквайрингу в рамках пилотного проекта Центросоюза составляет не более 1%, что значительно ниже средних ставок на эквайринг», — отмечает старший советник председателя Совета Центросоюза РФ Олег Кораблев.

«Три года назад мы создали категорию “умных касс”, чтобы российские предприниматели могли внедрять инновационные технологии и зарабатывать на этом. Прием безналичных платежей помогает малому бизнесу увеличивать выручку и средний чек и повышает лояльность покупателей, а QR-технологии — делают этот способ оплаты еще более доступным для бизнеса», — говорит основатель и генеральный директор Эвотора Андрей Романенко.

Цифровой сервис Центросоюза реализован на платформе платежной системы Sendy. Дополнительное преимущество Coop Pos — возможность принимать оплату по QR-коду от туристов из Китая с помощью популярных сервисов WeChat Pay и Alipay, провайдером которых на территории России выступает платежная система Sendy. Использование сервисов WeChat Pay и Alipay позволит потребительской кооперации России предоставлять инновационные платежные сервисы в рамках Международного кооперативного альянса (ICA COOP).

Приложение Coop POS — один из более чем 450 сервисов, доступных малому и среднему бизнесу в магазине приложений «Эвотор.Маркет». Эвотор помогает предпринимателям вести бухгалтерский и товарный учет, принимать банковские карты, QR-платежи, привлекать и удерживать клиентов, удаленно контролировать работу персонала, работать с интернет-торговлей и многое другое.

Plusworld

Все финансы в одном окне

Банки могут стать прозрачнее: данные о счетах, вкладах и кредитах, которые составляют банковскую тайну, станут с согласия клиентов предметом обмена между банками и аккредитованными агрегаторами финансовых услуг. Это, например, даст возможность клиенту из одного приложения, из одного «личного кабинета» получить доступ ко всем своим продуктам в разных банках.

Обмен обеспечат единые для рынка стандарты открытых программных интерфейсов приложений, следует из «Концепции открытых API» (есть в распоряжении «РГ»), которую подготовила и уже направила в Банк России Ассоциация ФинТех (АФТ). Именно на единых стандартизированных открытых протоколах ЦБ РФ хочет выстраивать финансовый рынок.

Международный опыт показывает, что это позволяет клиентам получать множество продуктов и услуг в едином окне, будь то сайт или мобильное приложение, отмечает управляющий директор АФТ Татьяна Жаркова. Это могут быть рекомендательные сервисы по продуктам разных банков, по оптимизации сбережений, программам лояльности, инвестиционные приложения, любые lifestyle-сервисы и продукты, приводит пример руководитель направления технологических исследований и цифровых инноваций Райффайзенбанка Евгения Овчинникова.

Возможность различных компаний «встраивать» финансовые сервисы в свои приложения облегчит клиентам оплату сервисов, товаров или заключение коммерческих сделок, отмечают в ВТБ. Так, для банков крайне полезным было бы наличие расширенного профиля клиента из государственных баз данных.

В конечном счете развитие в этом направлении могло бы привести к реализации концепции «банк как платформа» и созданию полноценного маркетплейса банковских услуг, считает руководитель центра ИТ-архитектуры и перспективных технологий Промсвязьбанка Андрей Трушкин.

Обмен данными облегчит клиентам оплату сервисов, товаров или заключение сделок, откроет доступ из одной точки к счетам в разных банках

АФТ рекомендовала к стандартизации 200 открытых API, которые группируются по нескольким десяткам продуктов. Например, для работы с депозитами пользователя выделены API по получению деталей, баланса и выписки о вкладе, по его закрытию и открытию, по расчету потерянных процентов при досрочном выводе средств, по получению персонального предложения и общей информации об условиях депозита. Похожие API выделены по кредитам, банковским картам, расчетным и накопительным счетам, страховкам, брокерским продуктам — предполагается, что в среде открытых API возможны все основные операции, которые можно сделать в самом банке, страховой компании или у брокера. Есть и заявка на закрытие карты, которую до сих пор у подавляющего большинства банков можно подать только в офисе, и операции, связанные с жалобами клиентов.

Большинство этих сведений защищены банковской тайной, и для создания единой среды открытых API потребуются поправки, легализующие обмен с согласия клиента и позволяющие потребителям API инициировать операции по поручению и от имени клиента, следует из концепции.

Для цифрового профиля гражданина, Системы быстрых платежей, платформы «Маркетплейс» и других инфраструктурных проектов концепция предлагает разрабатывать свои API.

Отдельная группа протоколов выделена для обработки запросов правоохранителей, судов и судебных приставов, налоговой службы, ЦБ и других госорганов, а также для агрегации данных из государственных информационных систем. Концепцией предлагается обязательность регуляторных API и их синхронизированность с функционалом системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

«На мой взгляд, необходимо использовать опыт других стран и открывать в первую очередь те группы, в которых выигрывает наибольшее количество участников — коммерческие и инфраструктурные, — говорит Евгения Овчинникова. — Регуляторные API очень важны, они будут эффективнее реализовываться, если органы государственной власти, ФОИВы как источники, получатели или «транспорт» данных активно подключатся к инициативе».

Ни Банк России, ни АФТ не ответили на вопрос о том, должны ли открытые интерфейсы в итоге стать обязательными для российского рынка. «В настоящий момент вопросы регулирования открытых API, в том числе различные варианты классификации открытых API и установления требований к ним со стороны регулятора, находятся в проработке, — сообщил представитель Банка России. — Проводится анализ действующего законодательства РФ на выявление правовых барьеров, учитывается международный опыт регулирования открытых API и мнение участников финансового рынка».

Двести открытых интерфейсов рекомендованы к стандартизации, они охватывают основные операции банков, страховщиков и брокеров

Ранее Банк России добился, чтобы для банковского сектора стало обязательным участие в сборе биометрии и Системе быстрых платежей — проектах, которые были запущены ЦБ вместе с банками из АФТ и к которым не спешил присоединяться Сбербанк. В Евросоюзе обязательство банков поставлять информацию о клиентах через открытые API действует с 2018 года. В Сбербанке считают введение такой же обязанности в России преждевременным, но не исключают этого в будущем, в ВТБ отмечают, что это повлекло бы рост издержек для всех банков и потому нецелесообразно. Вместе с тем ВТБ поддерживает разрешительный порядок использования таких сервисов с возможным внесением изменений в правила — это позволило бы представлять только реально востребованные OpenAPI.

Определение функций и порядка работы оператора внедрения открытых API на финансовом рынке — первоочередная задача в случае одобрения Банком России концепции АФТ, говорит Татьяна Жаркова. «По нашему мнению, роль оператора должна выполнять организация, у которой есть опыт управления ИТ-проектами, достаточные ресурсы и которая может обеспечить паритетные условия сотрудничества для всех участников финансового рынка», — сказала она. В ВТБ считают, что сначала может быть полезно создание консультативной рабочей группы в рамках АФТ для координации усилий и обмена опытом. «Чрезмерная централизация и стандартизация могут привести к снижению конкурентной среды в области открытых API, что, как следствие, снизит скорость развития отрасли и развития цифрового взаимодействия, — отметили в Сбербанке. — Мы активно участвуем в работе АФТ, в т.ч. по направлению открытых API, и стараемся способствовать эффективному развитию данного направления, с учетом большого опыта Сбербанка по созданию своих собственных открытых API».

В случае одобрения концепции Банком России внедрение открытых API планируется начать с выпуска Банком России в первом квартале следующего года рекомендаций по использованию стандартов (их предстоит разработать профильному техническому комитету по стандартизации, который, как и набсовет АФТ, возглавляет первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова) и плана регуляторных изменений. Одновременно участники АФТ готовы начать тестирование технологий открытых интерфейсов, а затем, до марта 2021 года запланировано проведение пилотных проектов. «Это позволит проработать стандарты открытых API до уровня спецификаций и определить сроки и состав введения обязательности публикации открытых API согласно стандартам», — говорится в концепции.

Ведущие банки смогут перейти к предоставлению услуг через открытые API в течение двух-трех лет, но полный переход банковского рынка потребует больше времени из-за различий в готовности к изменениям и принципах работы с клиентскими и продуктовыми данными, считает Андрей Трушкин.

Российская газета

Финуполномочен защитить: на что жаловаться финансовому омбудсмену

С 2020 года финомбудсмену смогут жаловаться в том числе клиенты МФО. Пока же основной поток обращений за первые три месяца работы — от автовладельцев, недовольных выплатами по ОСАГО.

‪Институт финансового уполномоченного приступил к работе с 1 июня нынешнего года и начал со страхового рынка, а именно с самого проблемного его сектора — автострахования (ОСАГО, каско и ДСАГО). Почему с него? Споры между страховщиками и автомобилистами — явление массовое, и одна из сторон обязательно остается недовольной: в 2018 году от общего количества жалоб в ЦБ в отношении страховых организаций 81,5% касались ОСАГО.

На финуполномоченного, как на арбитра, возложили функцию решения спора, основываясь на нормах законов и заключенного договора. Кроме того, он еще и защитник прав потребителей, ведь одна из сторон — потребитель — заведомо слабее другой, финорганизации.

Автовладельцы новой защите обрадовались и за первые три месяца работы в службу финуполномоченного направили 24,2 тыс. обращений. С каждым месяцем их число росло и уже к августу достигло 13,3 тыс., что в полтора раза больше, чем в июле.

«Мы при всем своем оптимизме не ожидали, что институт будет пользоваться такой популярностью и получать так много обращений», — признается главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.

96,3% от общего количества жалоб приходится на споры, связанные с ОСАГО. Чаще всего потребители пытались обжаловать размер возмещения в надежде значительно увеличить его. На втором и третьем местах по популярности — жалобы на отказ страховщика в выплате и нарушение ее сроков.

Наибольшую активность продемонстрировали жители Южного, Приволжского и Центрального ФО, на которые в сумме приходится 67% от общего количества обращений. Бесспорным лидером (почти 4 тыс. обращений) оказался Краснодарский край — традиционно «токсичный» регион с высокой плотностью населения и автотранспорта и привычкой местных жителей защищать свои права с помощью автоюристов, которые выкупают право требования возмещения у страховщика.

Первые громкие

Пока рассматриваемых финомбудсменом дел на порядок больше, чем вынесенных решений. Но есть уже и первые громкие. Например, страховщик ОСАГО был вынужден выплатить полмиллиона рублей жительнице Краснодарского края. В июле она обратилась с жалобой на компанию, которая отказала в выплате возмещения за вред здоровью. ДТП с участием трех автомобилей, в котором ее ребенок получил тяжелейшие травмы и инвалидность, произошло в мае 2018 года. Но страховщик ОСАГО, отказывая в выплате, аргументировал тем, что ответственность его страхователя за причинение вреда жизни и здоровью не установлена. Главный финуполномоченный требование заявителя счел обоснованными, основываясь на статье ГК РФ и разъяснении Пленума Верховного суда.

«Ответственность наступает для каждого из владельцев транспортных средств, потому что имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО. Соответственно, у страховщика, которому было предъявлено требование, возникает обязанность по выплате возмещения за вред здоровью», — пояснил Юрий Воронин.

Рекордным за время деятельности финуполномоченного стало решение о взыскании с крупной страховой компании 900 000 рублей. Их получил житель Воронежской области, у которого весной прошлого года в ДТП погибла супруга, а сам он получил тяжелые травмы. Заявитель потребовал от страховщика ОСАГО 900 000 рублей в качестве компенсации за вред жизни и здоровью, а также неустойку за нарушение срока выплаты и штраф за неисполнение в добровольном порядке требований (по 450 000 рублей каждый). Но ожидаемо получил отказ. Свое решение страховщик аргументировал тем, что выплата не может превышать размер страхового возмещения, более того, выплату в рамках ОСАГО заявитель уже получил от другого страховщика, поэтому невозможно признать случай страховым и произвести повторную выплату.

Финансовый уполномоченный с решением страховщика не согласился и взыскал с него в пользу потребителя 425 000 рублей за причинение вреда здоровью заявителя, а также 475 000 рублей за причинение вреда жизни его супруги, оставив без рассмотрения требование о взыскании штрафа.

МФО на очереди

Ничто так не работает на популярность нового института защиты, как первые громкие решения. Хотя принимал к рассмотрению финомбудсмен не все заявления: утвержденная процедура их рассмотрения предусматривает, что сначала недовольный клиент должен обратиться в страховую компанию, дождаться (или нет) от нее ответа и лишь потом — к финомбудсмену. Написать заявление можно, заполнив типовую форму на сайте или направив заявление в свободной форме по почте. 82% обращений были направлены через личный кабинет заявителя.

У финуполномоченного жесткий срок на рассмотрение — 15 рабочих дней. Его можно увеличить на 10 дней, если требуется проведение независимой экспертизы. Так что потребителю не придется месяцами ждать решения спора, как это бывает с судебными спорами. Кроме того, рассматривают заявление квалифицированные профильные юристы и эксперты, в отличие от судов общей юрисдикции, где судья рассматривает разнопрофильные дела.

Обратиться к финуполномоченному человек может в течение трех лет с момента, когда он узнал о нарушении своих прав страховщиком. Хотя если срок был пропущен по уважительным причинам, то омбудсмен вправе восстановить его. Если вынесенное решение не устроит пострадавшего, в течение 30 календарных дней он может подать заявление в суд.

По словам руководителя АНО «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного» Ольги Крайновой, число обращений, принятых к рассмотрению, продолжает расти: если в июне и июле их было соответственно 5% и 23% от всего количества поступивших, то в августе показатель вырос до 39%. «Это говорит о том, что разъяснительная работа о претензионном порядке дала положительный результат и, исполнив все требования, заявители вполне успешно подавали свои обращения финуполномоченному повторно», — добавляет она.

Пока структура института финансовых уполномоченных небольшая. Помимо главного, назначены еще три финуполномоченных в различных финансовых направлениях: с 28 ноября 2019 года финуполномоченный будет рассматривать споры не только по ОСАГО, ДСАГО и каско, но и по другим страховым продуктам. А с будущего года пожаловаться можно будет и на микрофинансовые организации. И здесь поток обращений ожидается не менее лавинообразный, учитывая то, какое количество недовольных клиентов у МФО. Граждане уже направляют жалобы финомбудсмену: с июня по сентябрь в институт поступили обращения по поводу действий 68 страховых организаций, 11 кредитных, восьми кредитно-потребительских кооперативов, одной МФО и 13 прочих организаций.

Banki.ru

Каждая пятая бесконтактная оплата в РФ совершается с помощью мобильного телефона

Бесконтактные операции в РФ превысили 70% платежей по картам, каждая пятая из них совершается с помощью мобильного телефона, сообщила журналистам действующая глава платежной системы Visa в России Екатерина Петелина.

«Российский рынок электронных платежей вырос в два раза за последние три года. При этом мы смотрим на такой показатель, как проникновение электронных платежей в повседневные траты домохозяйств, который вырос с менее 20% до 37%, — рост рынка произошел именно за счет этой конвертации», — сказала она.

В России активно развивается платежная инфраструктура: три года назад было десять терминалов на 1 000 человек, сегодня 19. По этому показателю Россия приближается к уровню развитых стран, обратила внимание Петелина.

«При этом более 70% операций совершается бесконтактно. Более 20%, то есть каждая пятая трансакция, проходит по мобильному телефону. Россия — один из лидеров в мире по числу токенизированных платежей», — добавила она.

По данным Банка России, операции по оплате бесконтактным способом за год выросли в РФ в 4,4 раза, около трети из них было совершено с помощью смартфонов. Последняя статистика говорит о том, что доля безналичных платежей в России в мае достигла 61% против 39% платежей наличными. Согласно прогнозу регулятора, доля безналичных платежей по итогам 2019 года будет составлять 66%.

Прайм

Россия отказалась передавать Британии финансовую информацию в авторежиме

Федеральная налоговая служба (ФНС) обновит перечень стран, с которыми Россия осуществляет автоматический обмен финансовой информацией в рамках многостороннего соглашения под эгидой ОЭСР. Из перечня исчезли Великобритания, а также ее «отдельные административные единицы» — острова Мэн, Гернси и Джерси.

Решение налоговиков означает, что Россия не будет передавать Великобритании информацию о финансовых счетах британских подданных в российских банках, управляющих компаниях, брокерах и депозитариях по единому международному стандарту (CRS).

Предполагается, что соответствующий приказ ведомства вступит в силу с 2020 года. Проект документа был опубликован в четверг.

Это решение принято в ответ на решение британской стороны: в марте 2019 года стало известно, что Соединенное Королевство без объяснения причин исключило Российскую Федерацию из списка стран для автоматического обмена финансовой информацией в 2019 году (за 2018 отчетный год).

Позднее налоговая служба Великобритании заявила РБК, что не может раскрыть причины прекращения автообмена информацией с Россией, поскольку это нанесло бы ущерб международным отношениям Соединенного Королевства. Эксперты тогда предположили, что решение британцев может быть связано с конкуренцией за российские капиталы — для тех клиентов, которые в силу разных причин не хотели бы раскрывать информацию о своих счетах российским налоговикам, отказ Великобритании от автообмена может повысить привлекательность этой юрисдикции в плане хранения там средств. По данным экспертов, Великобритания входит в тройку самых популярных юрисдикций, где россияне держат счета (по количеству открытых счетов).

ФНС не раскрывает, сколько российских граждан имеют счета в Великобритании и на какую сумму. За 2018 год данные в автоматическом режиме должны были поступить в сентябре, но теперь этого не произойдет.

Из перечня также исключены острова Мэн, Джерси и Гернси — это означает, что эти территории последовали за решением Соединенного Королевства и тоже отказались предоставлять России информацию в автоматическом режиме. РБК направил запросы в администрации Мэна, Джерси и Гернси.

Прекращение автообмена с Великобританией будет иметь последствия для российских бенефициаров британских финансовых счетов. С 2020 года в России вступают в силу поправки о либерализации валютного законодательства, распространяющиеся на россиян — владельцев зарубежных счетов.

С 2020 года, в соответствии с подписанным в августе законом, отменяются все ограничения для физлиц — валютных резидентов России по зарубежным счетам при условии, что счет открыт в банке на территории одной из стран Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая участвует в автоматическом обмене информацией с Россией. Зачисление средств от нерезидентов на иностранные банковские счета россиян будет происходить свободно, и россияне, которые больше половины времени в году проводят в России, будут также освобождены от обязан

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}