ОБЗОР СМИ
Банк России предложил рынку обсудить подходы к развитию конкуренции
Банк России подготовил консультативный доклад о подходах к реализации политики по развитию конкуренции на финансовом рынке. В материале дано определение конкуренции и указаны ориентиры для достижения целевого состояния конкурентной среды на финансовом рынке. Доклад представлен для общественного обсуждения.
Конкуренция – важный фактор развития финансового рынка. Она стимулирует игроков к совершенствованию бизнес-моделей, применению инновационных решений, а также к более полному удовлетворению запросов потребителей. В Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов конкуренция выделена в качестве одного из четырех ключевых направлений.
Авторы доклада определяют конкуренцию как соперничество между поставщиками финансовых услуг за потребителя. Развивая конкуренцию, Банк России стремится обеспечить формирование на рынке такой среды, в которой потребители обладают и пользуются возможностью влиять своим выбором на конъюнктуру рынка, а поставщики финансовых услуг выигрывают конкурентную борьбу, предлагая лучшее ценностное решение на основе рыночных конкурентных преимуществ.
Для достижения целевого состояния выбраны три ориентира. Во-первых, речь идет о потребителях, которые своим выбором влияют на характер предложения и, таким образом, становятся движущей силой конкуренции. Во-вторых, результаты конкурентной борьбы должны иметь рыночную основу и побуждать участников рынка к дальнейшему соперничеству. Нерыночные факторы, привилегии или особые условия отдельных участников, наоборот, формируют ощущение несправедливости и снижают стимулы к ведению и развитию бизнеса в масштабах рынка. Третий ориентир – формирование проконкурентной среды, в которой развиваются новые финансовые технологии и действует гибкое регулирование, не препятствующее позитивным изменениям на рынке, где мелкие компании имеют доступ к платформенным решениям и аутсорсингу. Целевые ориентиры показывают участникам финансового рынка, какие практики конкуренции являются, по мнению Банка России, продуктивными и на какие рыночные проявления регулятор считает необходимым реагировать.
В приложении к докладу приведена количественная и качественная оценка уровня конкуренции на основных продуктовых сегментах финансового рынка: «Платежи и переводы», «Кредитование», «Привлечение средств», «Инвестиционные услуги» и «Страхование». Итоги этой оценки свидетельствуют о том, что состояние конкуренции на российском финансовом рынке по-прежнему может быть охарактеризовано как олигополия (присутствие нескольких основных игроков) с конкурентным окружением. Однако отмечается, что в банковском секторе, который преобладает на рынке, состояние конкурентной среды в целом улучшилось, несмотря на то что состав лидеров остался неизменным.
Комментарии к докладу для общественных консультаций, включая ответы на поставленные вопросы, а также предложения и замечания участники обсуждения могут направить в Банк России до 31 декабря включительно.
Набиуллина: банковская система России больше не ощущает последствия санкций
Власти России предприняли много усилий, чтобы стабилизировать финансовую систему; банки фактически больше не ощущают последствий западных санкций. Об этом заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в интервью немецкой газете Handelsblatt, опубликованном во вторник, передает ТАСС.
«Больше фактически нет», — сказала она, отвечая на соответствующий вопрос. «Только напрямую подпавшие под санкции фирмы и банки страдают от ограничений. Но и они в значительной степени выровнены благодаря доступу к внутрироссийской финансовой системе», — подчеркнула Набиуллина.
Глава ЦБ напомнила, что властям России пришлось прибегнуть к «радикальным мерам», когда были введены санкции. «Мы отпустили курс рубля, вместо того чтобы, как раньше, держать его в коридоре обменного курса», — указала она. «В принципе банковская система сегодня приспособилась к санкциям», — констатировала Набиуллина. «И мы занимаемся — это мы ни в коей мере не скрываем — дедолларизацией нашего финансового сектора и торговли, чтобы быть еще менее уязвимыми, — добавила глава ЦБ. — Мы хотим в значительной мере вытеснить валютные и санкционные риски из российской экономики».
По ее словам, за последние пять лет лицензии были отозваны у 439 финансовых учреждений. «Это были прежде всего небольшие и средние институты. Сейчас в России действуют 454 банка — и у них есть реальный капитал», — подчеркнула глава ЦБ.
ЦБ предостерег российские банки от операций в евро
Банк России предостерегает российские банки от операций в евро, поскольку они больше не приносят прибыли. Об этом заявила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в интервью немецкой газете Handelsblatt.
«Мы предостерегаем российские банки от операций с евро. Они больше не приносят им прибыли, — сказала глава регулятора. — Когда вкладчики вносят средства на счета в евро, то эти деньги банки должны где-то размещать, и при этом практически остаются только инструменты с минусовыми процентами».
По словам Набиуллиной, поскольку отрицательные проценты для сбережений в России запрещены, банки «так подняли сборы за обслуживание счетов в евро, что в этой валюте едва ли можно держать сберегательные счета».
«Мы как Центробанк следим за тем, чтобы российские банки не шли на слишком высокие валютные риски, независимо от того, в евро или долларах», — отметила глава ЦБ.
Сертификация Мастерчейна дала старт промышленной эксплуатации блокчейна в РФ
Ассоциация развития финансовых технологий (Ассоциация ФинТех, АФТ) получила сертификат ФСБ России на средство криптографической защиты информации (СКЗИ) «Мастерчейн» версии 1.0.
Таким образом, Мастерчейн стал первой российской блокчейн-платформой, готовой к промышленной эксплуатации и соответствующей всем требованиям информационной безопасности, а это ключевое условие для применения блокчейна на практике, в том числе в финансовой отрасли. Поэтому сертификация Мастерчейна играет важную роль не только для самой платформы и участников сети, но и для развития блокчейна на рынке в целом. Стоит отметить, что, согласно программе «Цифровая экономика РФ», технология распределенного реестра — это сквозная технология, которая охватывает сразу несколько отраслей и способствует улучшению качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Средство криптографической защиты информации «Мастерчейн» 1.0 – это программа для шифрования данных и документов, а также генерирования электронной подписи. В процессе исследований были проведены испытания корректности использования алгоритмов электронной подписи документов по ГОСТу, безопасности обмена данными между участниками, сохранности информации в сети Мастерчейн.
Сертификат ФСБ подтверждает безопасность использования электронной подписи, соответствующей ГОСТу, в промышленной эксплуатации для заключения юридически значимых сделок. Помимо сертификации платформы, было также получено положительное заключение об использовании СКЗИ «Мастерчейн» 1.0 в децентрализованной депозитарной системе для учета ценных бумаг.
Техническое задание на СКЗИ и исследования соответствия Мастерчейна требованиям по информационной безопасности и криптографической защите выполнила аккредитованная испытательная лаборатория «КриптоПро». В процессе проведения исследований специалисты «КриптоПро» не только проверили реализацию требований по информационной безопасности к СКЗИ, но и разработали методы анализа информационной безопасности для систем на базе технологии распределенных реестров.
Управляющий директор Ассоциации ФинТех Татьяна Жарковаотметила: «Сертификация имеет важное стратегическое значение, так как дает старт промышленной эксплуатации Мастерчейна и способствует продвижению блокчейна на российском рынке в целом. Мы проделали масштабную работу и надеемся, что опыт разработки и сертификации Мастерчейна придаст позитивный импульс развитию технологии распределенного реестра в финансовой и других отраслях».
Заместитель директора Департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычевпрокомментировал: «В основе блокчейн-систем лежит применение функций криптографической защиты информации и использования электронной подписи – и Мастерчейн стал первой блокчейн-платформой, которая обеспечивает выполнение всех требований информационной безопасности. Это является необходимым условием для практического использования блокчейна в финансовом секторе. Поэтому получение сертификата важно не только для самой платформы Мастерчейн, но и для развития технологии распределенных реестров в целом».
Заместитель генерального директора компании «КриптоПро» Станислав Смышляев пояснил: «Платформа Мастерчейн изначально была спроектирована для выполнения требований по информационной безопасности. Учитывая первый опыт создания сертифицированных блокчейн-платформ, «КриптоПро» совместно с Ассоциацией ФинТех участвовали также и в разработке технологических решений. Такой подход позволил получить платформу, которая одновременно соответствует поставленным функциональным требованиям участников рынка и требованиям по криптографической защите информации».
Банк России увидел риски в создании банковских экосистем
Развитие экосистем на базе банков может негативно влиять на конкурентную среду, сообщил Центробанк в докладе «Подходы к развитию конкуренции на финансовом рынке». Из документа следует, что некоторые крупные игроки продают финансовые и нефинансовые продукты через экосистемы, ограничивая доступ других игроков к каналам дистрибуции.
«Это создает нерыночные конкурентные преимущества для тех организаций, которые получили доступ к сети, укрепляет позиции крупных игроков—администраторов экосистемы и создает барьеры роста для поставщиков финансовых услуг, доступ которым к экосистеме был ограничен», — говорится в исследовании.
Для купирования рисков ЦБ готов вводить регулирование посреднической деятельности в экосистемах. Меры могут затронуть те организации, которые продвигают и продают через экосистемы продукты и услуги сторонних структур.
Какие экосистемы на базе банков существуют в России
За последние три года Сбербанк потратил на покупку активов для своей экосистемы $1 млрд, или 3% от прибыли за это время, рассказал в интервью Forbes глава банка Герман Греф. В экосистему, в частности, входят портал «Домклик», сервис «Яндекс.Деньги», виртуальный оператор «СберМобайл», онлайн-маркетплейс «Беру!», онлайн-кинотеатр Okko, сервис заказа такси «Ситимобил», сервис доставки еды Delivery Club и онлайн-проект в сфере медицины DocDoc.
Тинькофф Банк разрабатывает проекты, не связанные с классическими банковскими услугами, с 2013 года, следует из данных Frank RG. Он имеет собственные сервисы «Тинькофф Страхование», «Тинькофф Инвестиции», проекты для обслуживания сегмента МСБ «Тинькофф Бизнес» и «Тинькофф Оплата», а также виртуального оператора «Тинькофф Мобайл». В экосистему также входят интеграции с партнерами, в том числе «Рамблер.Кассой» и «Афиша-Рестораны».
ВТБ начал создавать собственную экосистему в 2019 году, уже запустил собственного оператора связи «ВТБ Мобайл», а также тестирует проект в сфере недвижимости. Жилищная система ВТБ, как ожидается, будет представлять собой платформу для подбора, финансирования, покупки и регистрации недвижимости, а также ремонта.
Тинькофф Банк поддерживает подход регулятора, сказал РБК его представитель. «С нашей точки зрения, конкуренция между игроками и экосистемами должна идти не столько за счет масштаба бизнеса, сколько за счет конкуренции качества сервисов для клиента», — пояснил он. В Сбербанке отказались от комментариев.
РБК направил запрос в ВТБ.
Какие еще риски для конкурентной среды видит ЦБ
Банк России описывает состояние конкурентной среды в сфере переводов и платежей, эквайринга, кредитования и привлечения средств, страхования, инвестиций. ЦБ рассматривает целесообразность введения дополнительных мер по стимулированию конкуренции.
- Меры по борьбе с «зарплатным рабством», в частности перевод зарплаты по номеру телефона через Систему быстрых платежей и бесплатный вывод зарплаты на счета в других банках. За счет этого решения регулятор рассчитывает снизить издержки потребителей при подключении к услугам разных банков.
- Введение «конкурентного нейтралитета» для госбанков. Кредитные организации, в капитале которых участвуют госструктуры, не должны использовать финансовую или иную помощь от государства, чтобы получить преимущество при ведении коммерческой деятельности. «В связи с этим необходимо осуществлять публичный контроль полученной госбанками помощи от государства и результатов ее использования», — указывают авторы.
- Ограничения сделок M&A на финансовом рынке. Банк России выступил за законодательные барьеры для совершения сделок слияния и поглощения финансовыми организациями, если доля объединенной структуры превысит 30% хотя бы на одном из сегментов рынка. Это позволит предупредить чрезмерную консолидацию, говорится в докладе.
Крупные финансовые организации создают экосистемы, в которых собираются «большие массивы наиболее значимых данных о гражданах», отмечает ЦБ: «В некоторых случаях крупнейшие из таких игроков используют в качестве конкурентного преимущества такой фактор, как особые отношения с государством (например, первоочередное получение данных из государственных информационных систем)». Кроме того, такие компании «задают собственные правила работы, замыкают граждан в периметре своих экосистем, тем самым заменяя собой государственные институты и оказывая существенное влияние на экономические показатели». Из-за этого происходит монополизация экономики, растут «риски утечки и неправомерного использования информации о гражданах в коммерческих интересах, снижения контроля со стороны государства за безопасностью оборота информации о гражданах».
СБП должна быть одна
В докладе регулятор критикует создание аналогов Системы быстрых платежей (СБП) банками. СБП была запущена в начале 2019 года для денежных переводов физических лиц между разными банками по номеру телефона. В ней уже участвует 27 банков.
В июне Госдума приняла законопроект, который обязал все системно значимые банки присоединиться к СБП с 1 октября. Единственный игрок, который этого не сделал, — Сбербанк (его глава Герман Греф не раз заявлял, что не видит причин присоединяться к системе). За невыполнение требований закона ЦБ направил Сбербанку предписание и назначил как минимум один штраф. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что регулятор будет штрафовать Сбербанк до тех пор, пока тот не присоединится к СБП. Греф сказал, что банк не успеет подключиться к СБП до конца 2019 года.
У Сбербанка есть своя система переводов по номеру телефона. В 2018 году, еще до появления СБП, он дал возможность присоединиться к ней другим банкам и компаниям. Сейчас среди ее участников — четыре банка (Тинькофф Банк, Совкомбанк, Проинвестбанк и СДМ-банк) и четыре компании («Связной — Евросеть», МТС, WebMoney и «Моби.Деньги»).
«Создание аналога СБП одним из участников рынка приведет к значительному искажению конкурентной среды. Создатель такой общерыночной системы получит доступ к огромным массивам рыночных данных, а также рыночную власть в части допуска и определения условий участия для остальных участников рынка», — отмечается в докладе ЦБ. Регулятор не уточнил, о каком именно банке идет речь
Переводы между физлицами не единственный сегмент, где Сбербанк конкурирует со своим акционером: летом текущего года он быстрее ЦБ запустил свою технологию платежей по QR-коду, которая открыта и для других банков.
ЦБ может создать механизм бесплатных переводов с зарплатной карты на счет в другой банк. Это должно снять барьеры при выборе зарплатного банка, считает регулятор
Банк России может ввести механизм бесплатного перевода денежных средств с карты зарплатного банка на счет этого же физического лица, открытый в другом банке. Предложение рассмотреть целесообразность предоставления такого права работнику содержится в докладе ЦБ «Подходы Банка России к развитию конкуренции на финансовом рынке».
По закону работник может выбрать любой банк, но на практике для реализации этого права существует несколько препятствий, говорится в докладе ЦБ. Одним из таких барьеров регулятор называет комиссию за перевод средств в другой банк.
К барьерам также относится тот факт, что зарплатный банк выбирает работодатель, исходя из собственных интересов: банки в рамках зарплатного проекта предоставляют компаниям специальные условия обслуживания, например льготное кредитование. Проблемой является и инертность потребителей: чтобы перейти в другой банк на обслуживание, «необходимо провести анализ рынка, выяснить, где условия лучше, предпринять усилия для перевода денежных средств, заплатив комиссию или физически переместив средства», объяснили в ЦБ.
«Такая ситуация вредна для конкуренции, так как снижает стимулы других финансовых организаций давать лучший продукт: высокие денежные и временные барьеры переключения не позволят этому предложению заслуженно получить потребителя», — отметили авторы доклада.
Что предлагает ЦБ для борьбы с «зарплатным рабством»
- Предоставить работнику право на бесплатный вывод денежных средств с банковской карты, выпущенной в рамках зарплатного проекта, на счета этого же физического лица в других банках. ЦБ отмечает, что это снизит издержки переключения между услугами разных банков.
- Дать возможность получать зарплату через Систему быстрых платежей по номеру телефона. Такая мера, как указывает регулятор, будет препятствовать работодателю в ограничении работника в выборе банка.
- Вводить в госорганах и госкомпаниях несколько зарплатных банков на выбор. Мера призвана расширить доступ банков к клиентской базе зарплатных проектов и усилить конкуренцию за работников — держателей зарплатных карт.
Как устроен зарплатный рынок
Мониторинг ЦБ выявил жалобы потребителей на препятствия при реализации права выбрать банк, в который перечисляется зарплата. Обслуживание зарплатных проектов крупных предприятий и государственных органов осуществляется в основном ограниченным количеством крупнейших банков.
Главный игрок на рынке зарплатных проектов — Сбербанк: его доля составляет 60%, следует из доклада ЦБ. Остальные 40% поделены между другими банками — разбивку этой доли по игрокам регулятор не привел.
Зарплатные карты занимают основную долю в общем объеме выданных карт — согласно исследованию аналитического центра НАФИ за 2018 год, доля дебетовых платежных карт на рынке составляет 84%, из которых 74% являются зарплатными и социальными. Это влечет за собой проблему конкуренции на рынке денежных переводов и безналичных платежей.
«В силу того, что распространение дебетовых карт происходит преимущественно в рамках так называемых зарплатных проектов, доминирование одного или нескольких банков в данном сегменте создает для них значительное преимущество на рынке безналичных платежей и переводов», — отмечают в ЦБ. В объеме карточных переводов Сбербанк занимает 94% рынка, в объеме платежей по картам за товары и услуги на его долю приходится 69% рынка.
Для остальных банков существуют барьеры распространения карт через зарплатные проекты, показал проведенный ФАС России и ЦБ опрос:
- наличие в сегменте крупных игроков (значительная доля и разветвленная сеть банкоматов) с более низкими средними издержками, что дает возможность снижать тарифы в зарплатных проектах, в том числе в рамках комплексного обслуживания;
- ограничения технологического характера — улучшение сервиса для клиентов и расширение продуктовой линейки требует дополнительных инвестиций;
- снижение доверия со стороны клиентов и их сотрудников к частным банкам как реакция на очищение банковского сектора от недобросовестных игроков.
Неэффективное законодательство
В 2014 году был принят закон, согласно которому работник получил право самостоятельно выбрать банк, на карту которого переводится его заработная плата: для смены обслуживающего банка достаточно сообщить работодателю об изменении соответствующих реквизитов, напомнили в ЦБ.
Отказать в реализации права сотрудника на смену банка работодатель не может, это будет грубым нарушением трудового законодательства, говорит партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Однако это не решает проблемы так называемого банковского рабства. «В рамках зарплатного проекта работодатель несет всю финансовую нагрузку, оплачивая обслуживание так называемых зарплатных счетов и карт, де-факто же этих расходов может не быть вовсе или они носят символический характер. При смене банка сотрудник берет все расходы на себя, что, как правило, становится препятствием для сотрудников при реализации их законного права», — пояснил Горбунов.
Для госслужащих законодательство также не устанавливает ограничения при смене зарплатного банка, но на практике возникают ситуации, когда для отдельных категорий чиновников это право пытаются ограничить на уровне договора, например, во избежание утечки информации об уровне дохода, добавил юрист.
Крупнейшие банки откроются налоговикам
Сбербанк, Альфа-банк и «Дом.РФ» включают мониторинг
С нового года три кредитные организации — Сбербанк, Альфа-банк и банк «Дом.РФ» — перейдут на режим налогового мониторинга. Таким образом, они откроют свои учетные данные налоговикам в режиме онлайн. В результате в 2020 году в данном режиме будут всего шесть банков. Эксперты указывают, что выгода применения такого режима взаимодействия во многом зависит от реалий конкретного банка и способности быстро адаптировать свои системы.
С 1 января 2020 года Сбербанк переходит на режим налогового мониторинга, сообщили “Ъ” в ФНС и подтвердили в кредитной организации. С той же даты и в том же режиме будут взаимодействовать с налоговой службой Альфа-банк и банк «Дом.РФ». Одновременно с банками на налоговый мониторинг перейдут ГК «Дом.РФ» и «ВТБ Лизинг». До этого с 2019 года на новый режим взаимодействия перешли всего три банка — ВТБ, Национальный клиринговый центр и банк «Эйч-Эс-Би-Си», сообщили “Ъ” в пресс-службе ФНС. Ранее ФНС указывала, что к такому взаимодействию могут перейти более 500 организаций финансовой сферы (см. “Ъ” от 23 марта 2018 года). Однако на данный момент, по данным ФНС, на этот режим перешли всего 95 компаний.
При налоговом мониторинге участники предоставят инспекции ФНС доступ к регистрам бухгалтерского и налогового учета в режиме реального времени через витрину данных.
При этом перейти на мониторинг могут организации с выручкой от 3 млрд руб. в год, активами на 3 млрд руб. или годовой суммой налогов от 300 млн руб. «Для перехода на налоговый мониторинг участникам требуется серьезная подготовка, в первую очередь диагностика степени готовности систем управления рисками, внутреннего контроля, ИТ-систем, а также актуализировать внутренние нормативные документы»,— подчеркивают в ФНС.
Время перехода на новый режим зависит не только от масштабов банка. Например, в Альфа-банке говорят об «активной фазе проекта» в шесть месяцев, в ВТБ сообщают, что решение было принято в апреле 2018 года, а доработка систем велась до 1 июля. В то же время переход относительно небольшого банка «Дом.РФ» занял один год, в Сбербанке признались, что работа по адаптации всех внутренних организационных и технологических процессов велась два года — 2018-й и 2019-й. У тех банков, кто только планирует переход, также разные прогнозы. Например, Россельхозбанк уже сейчас занимается переходом, однако планирует его лишь с 2022 года. Банк «Открытие» вступить в мониторинг хочет уже с 1 января 2021 года.
Эксперты указывают, что для многих банков стоп-фактором являются технические сложности.
По словам руководителя практики налогового консалтинга ФБК Grant Thornton Александра Григорьева, это серьезная перестройка IT-систем, отказ от ручных корректировок деклараций, а в случае холдинга — сведение данных из разных систем в одну. По словам партнера Taxology Алексея Артюха, при этом сложность и дороговизна технической стороны зависят от того, как выстроен учет у конкретного игрока. «В одном случае это могут быть годы и затраты около $1 млн»,— указывает эксперт.
Налоговые выгоды также различны, указывают эксперты. «Для банков выгоды неочевидны, все отраслевые вопросы они успешно решают со своей специализированной ИФНС»,— указывает Алексей Артюх. По словам партнера «Пепеляев групп» Антона Никифорова, именно поэтому в мониторинг в первую очередь входят игроки с госучастием, для которых выбор данного взаимодействия является вопросом, скорее, политическим. В то же время в ВТБ видят существенный потенциал получения дополнительных выгод и преимуществ от такого вида взаимодействия. В Сбербанке в качестве плюсов называют «максимально раннее формирование налоговой определенности в отношении ключевых направлений деятельности банка», в Альфа-банке — возможность выработать единые трактовки налогового законодательства банком и ИФНС, в «Дом.РФ» рассчитывают на «снижение издержек налогового контроля и администрирования».
Время делиться. Почему в России неизбежно введение налога на богатство
Тема введения специального налога на богатство состоятельных людей, столь популярная в мире, в России пока активно не дискутируется. Однако, возможно, это «искусственная» тишина: очень скоро все может кардинальным образом измениться, и этот вопрос станет одним из центральных.
В последнее время все активнее обсуждается идея освободить малоимущих граждан от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Эти дискуссии указывают, что так или иначе эпоха «плоской» ставки в России может скоро завершиться. А это, в свою очередь, побуждает пристальнее взглянуть на другой аспект налоговой системы: возможные изменения в налогообложении наиболее состоятельных россиян.
Попытки ввести налог на богатство в разных странах с разным успехом ведутся уже давно. В Аргентине, Канаде, Франции, Нидерландах и других странах уже имеется определенный практический опыт в этой области. Сейчас к решению этого вопроса очень близко подошли США. В июне этого года в New York Times было опубликовано письмо богатейших людей Америки, адресованное кандидатам в президенты США, с призывом ввести налог на богатство. Там, в частности, говорится, что авторы этого обращения прекрасно живут, но они хотели бы, чтобы и весь американский народ имел достойное будущее.
Надо полагать, что американская элита очень вовремя прочувствовала вызов времени и адекватно отреагировала на него. Она решила сама «возглавить» эту непростую войну со сверхбогатством, не дожидаясь, когда это сделает кто-то другой.
Как обстоят дела в России? Странно, но эта тема не стала резонансной, — ее активно не обсуждают в прессе, на телевидении. А ведь актуальность налога на богатство в России гораздо выше, чем в той же Америке или Европе. По данным Global Wealth Report, который ежегодно готовит Credit Suisse, в 2018 году Россия занимала второе место в мире по уровню концентрации богатства после Таиланда. На долю 10% самых богатых россиян приходится 82% всего личного богатства страны. В США этот показатель составляет 76%. Пять процентов самых богатых людей России владеют 73,7% всего личного богатства, а на долю 1% самых обеспеченных россиян приходится 57%.
Все это говорит о том, насколько проблема расслоения общества и материального неравенства сейчас актуальна. Запрос на ее решение в том или ином виде очень велик, и со временем он будет только расти. Одним из возможных путей смягчения данной ситуации является введение в стране налога на богатство.
Я вижу две основные причины, почему страна, вероятнее всего, пойдет именно по этому пути. Во-первых, казне нужны дополнительные поступления. Это понятно всем. Денег не хватает, а экономика страны тормозит уже