ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 26.12.2019

ОБЗОР СМИ

Информация о кадровых изменениях

Заместитель Председателя Банка России Поздышев Василий Анатольевич с 31 декабря 2019 года покидает свой пост и сосредоточится на работе в Управляющей компании Фонда консолидации банковского сектора в качестве председателя Наблюдательного совета.

Деятельность Департамента финансового оздоровления, Департамента банковского регулирования будет курировать первый заместитель Председателя Банка России Тулин Дмитрий Владиславович. Деятельность Службы анализа рисков будет курировать первый заместитель Председателя Банка России Юдаева Ксения Валентиновна.

Банк России

Банк России расширяет перечень случаев предоставления бизнес-планов кредитных организаций

Банк России издал указание, которое устанавливает исчерпывающий перечень случаев представления бизнес-плана кредитной организации в Банк России. Документ также регламентирует сроки составления бизнес-плана, требования к его содержанию и оформлению, а также критерии оценки бизнес-плана Банком России.

Основными новеллами указания является распространение требования о представлении бизнес-плана на случаи реорганизации кредитной организации в форме слияния и присоединения, получения банком с универсальной лицензией статуса банка с базовой лицензией или банком с базовой лицензией статуса банка с универсальной лицензией, изменения статуса микрофинансовой компании на статус банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации.

Кроме того, срок, на который составляется бизнес-план, увеличивается с двух до трех полных календарных лет минимум.

Документ подготовлен взамен Указания Банка России от 5 июля 2002 года № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» и вступает в силу с 6 января 2020 года.

Новые правила оценки бизнес-планов будут применяться Банком России в отношении бизнес-планов, утвержденных кредитной организацией после вступления указания в силу.

Банк России

Набиуллина: речь может идти только о продаже пакета ЦБР в Сбербанке правительству, а не его передаче

Смена акционера Сбербанка, который сейчас контролируется ЦБР, возможна, но речь может идти только о продаже пакета правительству, а не его передаче, сказала глава Банка России Эльвира Набиуллина.

«То, что касается дискуссии о продаже Сбербанка правительству, переговоры идут, решение окончательное не принято», — сказала Набиуллина в интервью Интерфаксу.

«Речь именно о продаже», — сказала она.

Накануне первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов сказал, что правительство обсуждает возможное изменение структуры владения Сбербанком, для ликвидации конфликта интересов. ЦБ, по его словам, не должен быть акционером банков, которые он регулирует.

Государство через Центробанк владеет 50% плюс 1 акция в уставном капитале Сбербанка. Акции банка, находящиеся в публичном обращении — одна из самых ликвидных бумаг на Московской бирже. Большая часть free float принадлежит иностранным инвесторам из США и ЕС.

Силуанов сказал, что дискуссия между Минфином и Банком России о выплате дивидендов Сбербанка также повлияла на активизацию обсуждения смены владельца банка.

По словам Набиуллиной, если правительство хочет получать дивиденды по акциям Сбербанка на постоянной основе, тогда логично купить пакет у ЦБР.

Reuters

ЦБ назвал основные причины отказа россиян от финансовых услуг в 2018 году

Только 3,2% от опрошенных, не пользовавшихся банковским счетом, связывают его отсутствие с высокой стоимостью услуги. Об этом говорится в Обзоре состояния финансовой доступности в Российской Федерации в 2018 году, опубликованном Центробанком.

Значение показателя снизилось по сравнению с 2017 годом на 4,2 п. п. Доля опрошенных, отказавшихся от использования срочных вкладов в банках из-за низкой процентной ставки, составляет 12,7% (по сравнению с 2017 годом произошел незначительный рост значения показателя – на 1,9 п.п.). На фоне других федеральных округов выделяется СЗФО, где в 2018 году этот показатель достиг 21%. На непривлекательность процентной ставки по вкладам чаще указывали жители Москвы и Санкт-Петербурга (19,7%) и городов с населением 500–950 тыс. человек (21%). Сельские жители указывали эту причину реже всех остальных (9,5%). На отсутствие банковского вклада из-за низких процентных ставок реже указывали женщины (10,3%), чем мужчины, а также среди сопоставимых возрастных групп – молодые люди в возрасте 18–24 лет (7,2%). Среди сопоставимых групп населения по уровню образования, чаще остальных о низких процентных ставках говорили лица с высшим образованием (17,2%).

Высокая стоимость (процентные ставки и другие платежи) стала причиной отказа от кредита в банке для 20,4% опрошенных, не пользовавшихся кредитами в течение последних 12 месяцев. Чаще остальных говорили об этом жители СЗФО и ДФО (30,1 и 29,4% соответственно).

Еще один фактор отказа от использования финансовых услуг – недоверие к их поставщикам. В 2018 году 31,5% опрошенных, отказавшихся от использования расчетных (дебетовых) карт, обозначили причиной отказа недоверие к банкам. Данную причину также отметили 16,0 и 19,6% опрошенных, отказавшихся от использования вкладов и банковских счетов соответственно.
В 2018 году меньше всего недоверия у россиян вызывали банки (полностью доверяют или скорее доверяют им 88,0% опрошенных), а больше всего — МФО (полностью не доверяют или скорее не доверяют им 21,1% опрошенных).

Стоит отметить, что в 2018 году впервые за время мониторинга финансовой доступности доля тех, кто не доверяет любым финансовым организациям, оказалась равной 0,1% (в 2017 году – 7,8%). Причиной такого значительного снижения, по мнению ЦБ, может быть изменение опросного инструментария. Так, в анкете 2018 года респондентам не задавался вопрос о доверии финансовым организациям, если они выбрали в предыдущем вопросе об удовлетворенности финансовыми услугами опцию «Не сталкивался». В вопросе о доверии такие респонденты автоматически были отнесены к категории тех, кто «Не сталкивался».

Уровень недоверия к банкам выше всего в ДФО и СФО (11,9 и 10,3% от опрошенных в соответствующих федеральных округах полностью не доверяют или скорее не доверяют им). Высок в них и уровень недоверия к МФО (33,5 и 27,9%), так же как и в ЮФО (27,9%).

В 2018 году увеличилась доля тех, кто полагает, что при оформлении кредита/займа за последние 12 месяцев им была предоставлена достоверная, понятная и достаточная информация о кредите/займе, – с 65 до 73,1% от опрошенных, пользовавшихся за последние 12 месяцев кредитом/займом.

Хуже всего ситуацию с информированием о кредитах оценивали жители ДФО (37,8% от опрошенных полагали, что им была предоставлена неполная или недостоверная информация). Также среди сопоставимых групп населения по уровню материального положения взрослое население, испытывающее недостаток средств на еду (49,9%), чаще других говорило, что им не была предоставлена достоверная, понятная и достаточная информация. В Москве и Санкт-Петербурге, наоборот, значимо выше доля тех, кто оценивает информацию как полную, достаточную и достоверную (83,4%).

Plusworld

Орешкин: РФ и Белоруссия близки к согласованию дорожных карт по экономической интеграции

Москва и Минск близки к завершению работы по согласованию дорожных карт по углублению экономической интеграции, заявил глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин в четверг в интервью телеканалу «Россия-24».

«Это очень большой и сложный процесс, мы сейчас близки к тому, чтобы завершить эту работу», — сказал он, комментируя текущий статус проектов дорожных карт между государствами.

«Если этот пакет будет подписан, то и российскому правительству, и белорусскому правительству придется очень сильно поработать в 2020 году и 2021 году, чтобы реализовать все намеченное», — добавил министр.

Как ранее отмечал Орешкин, цель дискуссий сторон в этом вопросе заключается в том, чтобы «иметь две суверенных страны и один рынок для них». «Мы стараемся взять лучшее из опыта Белоруссии, они — из нашего опыта. И через эти обсуждения создание единого рынка (поможет) стать сильнее вместе и сильнее каждой стране», — пояснил он.

Также российский министр заявлял, что после встречи президентов Белоруссии и РФ Александра Лукашенко и Владимира Путина 20 декабря в Санкт-Петербурге остаются несогласованными вопросы нефти, газа и налогов. Министр уточнил, что это те три группы вопросов, которые осталось решить для того, чтобы финализировать все дорожные карты. Всего программа углубления интеграции включает 31 интеграционную карту.

ТАСС

Доля взаиморасчетов России и Ирана в нацвалютах превысила 50%

Доля взаиморасчетов России и Ирана с использованием национальных валют превысила 50%, сообщил РИА Новости торговый представитель РФ в Иране Рустам Жиганшин.

«Если в 2018 году в национальных валютах расчеты составили чуть более 40%, то в текущем 2019 году этот показатель превышает уже 50%», — заявил Жиганшин, указав на рост во взаиморасчетах в национальных валютах.

Ранее президент России Владимир Путин заявил, что Москва и Тегеран договорились активизировать работу по расширению прямых расчетов в национальных валютах. Президент Ирана Хасан Роухани, в свою очередь, заявлял, что использование нацвалют будет способствовать расширению связей, а глава Центробанка Ирана Абдольнасер Хеммати указывал на отход двух стран от использования доллара.

РИА Новости

Греф не ожидает новых отставок в ЦБ после ухода зампреда регулятора Поздышева

Глава Сбербанка Герман Греф не ожидает в ближайшее время новых отставок в Банке России после увольнения зампреда ЦБ Василия Поздышева. Об этом банкир сообщил в интервью агентству Reuters.

«Нет, не ожидаю», — сказал Греф, отвечая на вопрос о том, ждет ли он новых отставок в ЦБ.

Банкир также отметил, что узнал об уходе Поздышева из прессы.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила журналистам об уходе Поздышева из ЦБ в прошлую пятницу. Она отмечала, что на место Поздышева пока «никого не ищут». По ее словам, Поздышев переходит работать в управляющую компанию Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС) в качестве председателя совета директоров.

ТАСС

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ

Министр финансов США объяснил «исчезновение» 1,5 трлн долларов наличными

Министр финансов Стивен Мнучин ответил на вопрос, куда «исчезли» 1,5 трлн долларов наличными, которых, по мнению некоторых журналистов, не могут досчитаться центробанки мира.

В эфире Fox News Мнучина попросили объяснить «исчезновение» печатных денег на 1,5 трлн долларов, преимущественно в стодолларовых купюрах, о местонахождении которых предположительно ничего неизвестно. Ведущий не пояснил, каким образом пришел к такой оценке.

«Значительная часть этих стодолларовых банкнот в буквальном смысле слова лежит без дела в банковских ячейках по всему миру», — сказал Мнучин. Он добавил, что «все хотят иметь на руках доллары», поскольку американская валюта де-факто имеет статус резервной во всем мире. Успех доллара Мнучин объяснил тем, что в США безопасно хранить деньги, инвестировать и владеть активами.

По его словам, интересно отметить, что спрос на американскую валюту лишь растет. «В мире много Бенджаминов», — подытожил Мнучин. На стодолларовой купюре изображен Бенджамин Франклин — один из отцов-основателей США.

Ряд СМИ писали ранее, что в то время, как центральные банки добавляют в экономику до 100 млрд долларов электронных денег ежегодно, аналогичные суммы наличных денег и драгоценных металлов «исчезают» из обращения.

Согласно Федеральной резервной системе США, в мире обращается больше стодолларовых купюр, чем банкнот в один доллар. Предполагается, что с момента финансового кризиса 2008—2009 годов число купюр в 100 долларов в мире удвоилось и достигло более чем 1,3 трлн долларов. При этом американский Центробанк считает, что 80% стодолларовых банкнот обращаются за пределами США.

РИА Новости

Азербайджан: реформы и цифровая трансформация банковской системы 

Систематические реформы, проводимые в платежной экосистеме, влияют на развитие финансовых рынков и экономики страны в целом, а также обеспечивают безопасное и эффективное осуществление платежей между экономическими субъектами. Углубление цифровых трансформаций в банковской системе, повышая степень использования инновационных платежных решений, превращает электронные платежи в неотъемлемую часть нашей повседневной жизни, а также увеличивает конкурентоспособность банковской системы в целом.

Авторы Тамерлан Рустамов, начальник отдела по надзору за инфраструктурой финансовых рынков Палаты по надзору за финансовыми рынками Азербайджанской Республики

Джалал Мамедов, сотрудник отдела по надзору за инфраструктурой финансовых рынков Палаты по надзору за финансовыми рынками Азербайджанской Республики

На основе распоряжений президента Азербайджанской Республики в 2016 году были приняты несколько стратегических дорожных карт (СДК) по разным секторам экономики, в том числе направленных на развитие и применение передового международного опыта в сфере финансовых услуг, телекоммуникаций и информационных технологий. Основываясь на этих стратегических документах, успешно реализуются комплексные меры, направленные на развитие платежной экосистемы и ускорение цифровой трансформации в банковской системе.

Развитие финансовых сервисов и углубление цифровой трансформации

«Стратегическая дорожная карта по развитию финансовых услуг в Азербайджанской Республике», утвержденная указом президента от 6 декабря 2016 года, определяет приоритетные мероприятия, которые будут способствовать укреплению финансовой инклюзивности в стране, усовершенствованию механизмов регулирования для ускорения цифровой трансформации в банковской системе, а также повышению профессиональных знаний и навыков участников финансового рынка.

В рамках реализации этой СДК Палата по надзору за финансовыми рынками Азербайджанской Республики разработала законопроект «О платежных услугах и платежных системах». Цель документа – дальнейшее расширение доступа к финансовым услугам и формирование эффективной системы регулирования и контроля за небанковскими поставщиками платежных услуг и операторами платежных систем. Законопроект определяет классификацию видов платежных услуг, права и обязанности провайдеров этих услуг, экономическую, правовую и организационную основу для создания и функционирования платежных институтов, организаций электронных денег и операторов платежных систем. Кроме этого, законопроект определит основные направления государственного регулирования и контроля над указанными организациями. По замыслу разработчиков, законопроект позволит интегрировать микрофинансовые учреждения в платежные системы, укрепит конкурентную среду в платежной экосистеме, определит новые сферы для сотрудничества между банками и финтехом, в том числе ускорит внедрение инновационных платежных решений в сфере платежных услуг.

Новый законопроект позволит интегрировать микрофинансовые учреждения в платежные системы

Этот законопроект, подготовленный на основе международной практики, позволит улучшить эффективность и безопасность использования платежных услуг, организовать базовые принципы платежных систем, создать более эффективную форму обработки розничных платежей и правовую базу для регулирования прав потребителей платежных услуг. Также на основе данного документа будет определяться правовая основа для выпуска и использования электронных денег, которые в международной практике являются одним из самых широко используемых платежных инструментов для развития электронной торговли и для привлечения различных розничных платежей в безналичные расчеты.

Анализ различных индикаторов в платежной экосистеме позволяет отметить тот факт, что с начала 2019 года в сфере увеличения объемов электронных платежей, стабильного развития рынка платежных карт и использования электронных банковских услуг в стране были достигнуты положительные результаты.

В течение первых трех кварталов 2019 года в «Системе межбанковских расчетов в режиме реального времени» (AZIPS) было обработано 628 тыс. платежных поручений общим объемом 101,5 млрд долл. США. За отчетный период в Расчетно-клиринговой системе по мелким платежам (BCSS) было осуществлено 39,8 млн платежных операций объемом 10,9 млрд долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года объемы платежных операций в AZIPS увеличились на 39% (28.4 млрд долл.), а в BCSS – на 36,5% (2,9 млрд долл.).

Соотношение общего объема операций, проведенных в платежных системах, к ВВП страны, который является одним из ключевых индикаторов в сфере безналичных платежей, в течение первых восьми месяцев 2019 года составляло коэффициент 2,9.

Развитие цифровых платежей

В свою очередь «Стратегическая дорожная карта по развитию телекоммуникационных и информационных технологий в Азербайджанской Республике» предусматривает увеличение продуктивности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов путем расширения внедрения цифровых платежей. В рамках реализации этой СДК со стороны Центрального банка Азербайджанской Республики (Центральный банк) была подготовлена «Государственная программа расширения цифровых платежей в Азербайджанской Республике в 2018–2020 гг.». Для продолжения реформ в платежном секторе страны Указом Президента от 26 сентября 2018 года эта государственная программа была принята.

Стратегической целью данной инициативы является значительное расширение безналичных платежей между гражданами, хозяйствующими субъектами и государственными учреждениями, минимизация объема наличных денег в обороте и, как результат, укрепление финансовой ресурсной базы банковского сектора. Основными направлениями государственной программы являются улучшение институциональной среды цифровых платежей, создание эффективных мер по оживлению банковского сектора, формирование здоровой цифровой экосистемы, повышение финансовой грамотности населения и расширение использования цифровых услуг. В результате ее реализации будет улучшена финансовая дисциплина экономических субъектов, достигнута прозрачность деятельности в корпоративном секторе.

Plusworld

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}