ОБЗОР СМИ
Алексей Заботкин назначен заместителем Председателя Банка России, курирующим денежно-кредитную политику и одноименный департамент. Новым директором Департамента денежно-кредитной политики станет Кирилл Тремасов. Оба назначения вступают в силу 1 июня 2020 года.
Кирилл Тремасов возглавлял аналитические департаменты в различных банках, в последнее время работал директором по инвестициям в инвестиционной компании, а также с 2014 по 2017 год был директором департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России.
Мониторинг отраслевых финансовых потоков: стабилизация экономической активности на пониженном уровне
Динамика входящих потоков на первой неделе после завершения общероссийского режима нерабочих дней (12–15 мая) указывает на сохранение экономической активности на пониженном уровне. Это связано как с продолжающимся действием ограничительных мер во многих регионах, так и с проявлением вторичных эффектов в широком круге отраслей, отмечается в пятом выпуске еженедельного «Мониторинга отраслевых финансовых потоков».
Отклонение входящих платежей вниз от «нормального» уровня без учета добычи полезных ископаемых, производства нефтепродуктов, а также деятельности органов государственного управления в последние три недели (с 27 апреля по 15 мая) в среднем составило 4,2% (в первые четыре нерабочие недели, с 30 марта по 24 апреля, отклонение составляло 18,1%).
Снижение входящих потоков в апреле во многих отраслях вызвало сопоставимое по масштабу снижение исходящих потоков в смежные отрасли. Это подтверждает распространение негативных эффектов из отраслей, деятельность которых подпала под прямые ограничения в рамках борьбы с распространением коронавируса, на смежные отрасли через уменьшение платежеспособного спроса на их продукцию.
Документы для заявки на кредитные каникулы можно отправить через Госуслуги
Справку по форме 2-НДФЛ и выписку со счета в Пенсионном фонде России, необходимые для подачи заявки на предоставление кредитных каникул по новому антикризисному закону № 106-ФЗ, можно сформировать и отправить в банк или другую финансовую организацию напрямую через личный кабинет на портале Госуслуг. Это временное решение, которое уже сейчас позволит гражданам сократить путь до банка и сэкономить время, а кредитным организациям — быстро получить уже верифицированные документы с электронной подписью ведомств и оперативно принять решение.
Сервис реализован Минкомсвязью России совместно с Банком России. Для этого на портал Госуслуг загружен специальный справочник с электронными адресами банков и других финансовых организаций, чтобы граждане могли максимально просто выбрать нужную им компанию и отправить туда документы.
В дальнейшем планируется предоставить возможность финансовым организациям получать все необходимые для оформления кредитных каникул сведения о доходах гражданина (о страховых взносах, налоговых отчислениях и др.) из его цифрового профиля. Соответствующие изменения готовятся в Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 № 710.
В настоящее время также прорабатывается возможность оформления заявки на предоставление кредитных каникул непосредственно на Госуслугах с формированием там же полного пакета необходимых документов.
ЦБ: банки не должны препятствовать миграции клиентов, создавая экосистемы
Российские банки не должны препятствовать миграции клиентов через создание финансовых экосистем, ЦБ будет внимательно следить за конкурентной средой на рынке банковских услуг. Об этом сообщил первый зампред регулятора Сергей Швецов в ходе видеоконференции, организованной в рамках Недели российского бизнеса.
«Создание экосистем — это сетевой эффект, повышение собственных конкурентных преимуществ. Это создание неких барьеров переключения потребителя от одной группы к другой. Параллельно с развитием экосистем мы должны принимать достаточно жесткие и четкие решения, которые бы снимали ограничения для потребителя переходить от одного провайдера услуги к другому», — сказал Швецов.
По его словам, такие сервисы, как финансовый маркетплейс и Единая биометрическая система, нацелены на упрощение перехода клиента из одного банка в другой.
«Должна быть конкуренция. Это касается платежей, это касается использования биометрии, это касается маркетплейса. То есть все эти инициативы позволяют потребителю легко переключаться. Поэтому одновременно с согласием, что банки будут расширять спектр своих сервисов, мы должны следить за тем, что они не создают барьеров для потребителя переходить от одного провайдера к другому и получать информацию о сопоставимых услугах у других провайдеров», — добавил первый зампред ЦБ.
При этом, по словам Швецова, крупные банки боятся запуска финансового маркетплейса, поскольку считают, что легкое переключение потребителя услуг между банками в рамках этого сервиса снизит их конкурентные преимущества от созданных экосистем.
ЦБ: нельзя решать все проблемы заемщиков только за счет банков
Возникающие у заемщиков проблемы в текущей ситуации не должны решаться только за счет банков. Такое мнение высказал в ходе Финансового форума первый зампред Банка России Сергей Швецов.
«Очень важно не обольщаться и не думать, что все хорошо и что теперь можно за счет банков решать проблемы их заемщиков. Нет, должна быть реструктуризация, каждый возьмет свою долю бремени в рамках этой реструктуризации, но банковская система для нас это то, что позволит экономике в дальнейшем расти и позволит экономике в дальнейшем получать ресурс для роста. Потому что если мы получим в результате всех этих историй банки-зомби, то они не [будут] способны экономику кредитовать. А нам нужно не только один этот сложный момент пережить, а нужно понимать, как дальше будет развиваться ситуация, как финансовый сектор должен поддержать дальнейшие шаги по восстановлению экономики и по переходу на траекторию устойчивого роста», — сказал он.
При этом Швецов отметил, что в настоящий момент нет сомнений в надежности банковской системы России. Кроме того, регулятор пока не видит серьезных проблем для банковской системы.
В апреле глава Банка России Эльвира Набиуллина отмечала, что накопленный запас прочности капитала в российской банковской системе составляет около 5 трлн рублей. По ее словам, банки вошли в этот период в хорошей форме и «способны принять на себя достаточно большой объем убытков, предоставлять кредитные каникулы и продолжать кредитовать».
Операторы распознают абонентов
Законопроект об удаленной идентификации предложили смягчить
Законопроект Минкомсвязи об удаленной идентификации при продаже сим-карт приведет к росту серого рынка, так как мигранты и многие корпоративные пользователи не смогут воспользоваться для этого государственными системами, предупреждают сотовые операторы. Они уже вложили деньги в собственные приложения для идентификации и настаивают, чтобы их использование также узаконили. Минкомсвязь видит в них риски для информационной безопасности, но планирует доработать законопроект.
Законопроект Минкомсвязи об удаленной идентификации абонентов сотовой связи через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале госуслуг и Единую биометрическую систему (ЕБС) «Ростелекома» может негативно повлиять на развитие корпоративного сегмента и способствовать распространению серых сим-карт среди граждан ближнего зарубежья, которые приезжают на заработки и не могут зарегистрироваться в ЕСИА, предупреждает комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (в нее входят МТС, «МегаФон», «Вымпелком» и Tele2) в отзыве, опубликованном на regulation.gov.ru 15 мая.
Предложенные Минкомсвязью меры (“Ъ” сообщал о них 23 апреля) призваны упростить сотовым операторам ведение бизнеса в условиях ограничений, введенных в связи с коронавирусом. При этом они сделают возможным использование корпоративной связи только при наличии у ее пользователей учетных записей в ЕСИА. Но корпоративных абонентов нельзя заставить внести такие данные о своих сотрудниках, а у сотовых компаний нет механизма проверки наличия их в ЕСИА при заключении договора, отмечается в отзыве.
Проверка сведений в ЕСИА по требованию Минкомсвязи должна занимать не более минуты, но неясно, как оборудование и софт оператора будут интегрировать в систему, отмечается и в отзыве гендиректора екатеринбургского оператора «Мотив» Алексея Артемасова.
Этот срок, по его мнению, должен составлять не меньше суток, иначе операторов будут привлекать к ответственности за сбои системы.
Помимо этого законопроект сокращает возможности дистанционного заключения абонентских договоров, уверены операторы. В нем предлагается только два способа удаленной идентификации: усиленной квалифицированной электронной подписью или через ЕБС, а сейчас договоры можно заключать и с помощью простой электронной подписи. Это позволяет операторам уже сейчас использовать собственные методы идентификации при продаже сим-карт онлайн, например, мобильные приложения с привязкой к госуслугам, в которые нужно загрузить фото паспорта и селфи.
Операторы предлагают разрешить и дальше использовать их собственный софт, а для проверки наличия сведений об абоненте в ЕСИА использовать данные от банков, которые идентифицируют клиента при открытии счета. Такой метод сейчас использует «Тинькофф Мобайл», который позволяет дистанционно подключить виртуальные карты eSIM клиентам Тинькофф-банка.
Проблема в том, что квалифицированная электронная подпись есть у крайне малого числа людей, а в ЕБС зарегистрировано, по разным оценкам, всего 150–300 тыс. граждан, поясняет директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. Крупный же сотовый оператор, по ее оценке, заключает в среднем около 1 млн абонентских договоров в месяц, то есть людям «просто не избежать похода в офис».
Сотовые операторы против использования только ЕБС, поскольку это обойдется им дороже, чем собственные приложения, в которые уже вложены деньги, поясняет аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Они же в перспективе могут использоваться и для предоставления банковских или страховых услуг, так что предложения Минкомсвязи просто ограничивают конкуренцию, уверен он.
В самой Минкомсвязи в ответах на отзывы возражают, что в софте операторов не урегулированы вопросы защиты данных, а использование простой электронной подписи может повлечь риски мошенничества.
Там также подчеркивают, что законопроект не принуждает юридические лица регистрироваться в ЕСИА, а порядок регистрации в ней иностранных граждан уже урегулирован законодательно. Впрочем, итоговый текст законопроекта, который вскоре внесут в правительство, будет отличаться от первоначального, сообщили “Ъ” в пресс-службе Минкомсвязи. В процессе обсуждения, заверяет знакомый с его ходом федеральный чиновник, с бизнесом «велся активный диалог».
Коронные схемы: для блокировки счетов появились новые основания
В России появились новые поводы для блокировки счетов по «антиотмывочному» законодательству. Росфинмониторинг выделил проблемные сферы, в которых во время пандемии коронавируса может активизироваться недобросовестная деятельность. Как рассказали «Известиям» в федеральной службе и крупнейших банках, в зоне риска — производство медицинской продукции, господдержка бизнеса и населения, а также благотворительная деятельность. Именно здесь могут ужесточить контроль и усилить блокировки операций и счетов, полагают эксперты. Наиболее популярными схемами для отмывания они считают перепродажу медицинских масок по завышенной цене и сбор средств на помощь врачам и больным COVID-19.
Зоны риска
В условиях распространения коронавируса и перевода участников финансового рынка на дистанционный режим работы Росфинмониторинг приоритизировал антиотмывочные меры и выделил сферы, где может активизироваться недобросовестная деятельность. Об этом «Известиям» сообщили в федеральной службе. К зонам риска отнесены мошеннические схемы, связанные с производством и оборотом продукции медицинского назначения, реализацией товаров и услуг в сфере противоэпидемических мероприятий, а также хищения бюджетных средств, выделяемых на поддержку бизнеса и населения. Кроме того, в условиях пандемии возрастают риски использования схем незаконного обналичивания, подчеркнули в Росфинмониторинге.
Аналогичные риски, присущие всем странам, опубликовала международная Группа разработки мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), отметили в Росфинмониторинге. «Известия» ознакомились с докладом. В нем упоминается в том числе и то, что преступники неправомерно используют программы помощи и экономического стимулирования, а также выдают себя за благотворительные организации. Кроме того, возрастают риски коррупции — хищения и неправомерного использования средств из фондов чрезвычайных и непредвиденных расходов путем обхода стандартных процедур закупок, отмечают в FATF.
Росфинмониторинг довел до сведения финрынка типологии с признаками, указывающими на вывод денежных средств за рубеж, хищения и незаконное обналичивание с использованием мнимых сделок, сообщили в службе.
Как рассказали «Известиям» в МКБ и Абсолют Банке, согласно рекомендациям Росфинмониторинга, в период пандемии повышенное внимание требуется к следующим зонам риска:
- производство и оборот продукции медицинского назначения, а также товаров и услуг в противоэпидемических целях;
- создание и расширение инфраструктуры для охраны жизни и здоровья граждан;
- господдержка бизнеса и населения;
- онлайн-платформы и услуги, связанные с пандемией;
- благотворительная деятельность в условиях эпидемии;
- уклонение от уплаты налогов и вывода активов юридических лиц в целях последующего объявления банкротства;
- снижение наличного оборота в отраслях повышенного спроса: медицинских товаров, продуктов питания, товаров первой необходимости;
- сферы деятельности, связанные с оборотом драгметаллов и драгоценных камней, по причине роста их ликвидности.
В период пандемии, как и в другое время, повышенного внимания требуют секторы экономики, оперирующие средствами бюджета и госкорпораций, сообщили «Известиям» в Центробанке. В регуляторе отметили, что схемы и модификации отмывания и обналичивания средств кардинально не трансформировались — активно меняются только технические компании, через которые эти схемы реализуются. Подавляющее большинство кредитных организаций успешно отслеживают и пресекают отмывание денег, подчеркнули в Банке России.
Антисептики и фонды помощи
К зонам риска также можно отнести туристическую и гостиничную отрасль, добавили в Промсвязьбанке. Там добавили, что в этом случае рекомендовано более пристально оценивать операции по возврату средств на счета потребителей за непредоставленные услуги — под этим видом злоумышленники активизируют деятельность по обналичиванию. Одна из сфер, которая сейчас требует повышенного контроля, — это мошеннический бизнес в интернете, рассказали «Известиям» в «Тинькофф». В банке пояснили, что многие сидят в изоляции, в том числе люди, которые раньше не пользовались интернетом и ничего не покупали онлайн. Они открывают для себя новые интернет-магазины и не обращают внимания на безопасность сайтов.
Вследствие снижения общей активности клиентов количество банковских мер по противодействию отмыванию денег, в том числе блокировок счетов, даже немного снизилось, рассказал директор по комплаенсу Ак Барс Банка Айдар Багавиев. Доля подозрительных операций по «антиотмывочному» закону в Абсолют Банке осталась на прежнем уровне, количество блокировок сохранилось и в МКБ, рассказали «Известиям» их представители. В Абсолют Банке отметили, что в том числе выявлялись попытки провести сомнительные операции, соответствующие новой типологии Росфинмониторинга.
Серые схемы могут затрагивать, например, перепродажу масок и антисептиков по завышенной стоимости, при этом часть прибыли укрывается, рассказал партнер налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе. Он добавил, что недобросовестные фонды помощи врачам и пострадавшим от коронавируса могут не декларировать часть поступающих денег, которые в итоге «утекают». По словам Давида Капианидзе, из-за нерабочего апреля некоторые компании, в первую очередь из наиболее пострадавших областей (туризм, общественное питание, продажа автомобилей), могут обанкротиться. Они будут выводить деньги, в том числе на счета других фирм, чтобы сохранить хотя бы часть активов.
Сфера господдержки и закупок всегда была у Росфинмониторинга на особом контроле: заключение госконтрактов с фирмами-однодневками или получение на них мер поддержки и последующее обналичивание средств — довольно распространенная практика, рассказал партнер юридической фирмы «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов. В апреле-мае 2020-го было объявлено о финансовой поддержке бизнеса и о социальной помощи гражданам.
Финансовые организации неминуемо повысят контроль за указанными в перечне сферами, что приведет к росту блокировок операций и счетов, запросам документов и отключению доступа к системам онлайн-банка, ожидает Владимир Ефремов. Он допускает, что внимание к операциям физлиц может привлечь их взаимодействие с отраслями, выделенными федеральной службой. По словам экспертов, благодаря тому, что Росфинмониторинг и ЦБ обозначили зоны риска при отмывании средств, банкам будет проще сконцентрировать свои усилия и эффективно отслеживать мошеннические схемы.
В Думе предложили лишать свободы за незаконный оборот криптоактивов
Депутаты Госдумы разработали законопроекты, которые вводят административную и уголовную ответственность за нарушения использования цифровых финансовых активов, цифровой валюты и цифровых прав. Два документа (о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс) опубликованы в финансовом Telegram-канале «ОрдерКом», их подлинность РБК подтвердили два источника, знакомые с ходом обсуждения проекта. Документы направлены в Минэкономразвития. Глава думского комитета по финрынку Анатолий Аксаков подтвердил факт отправки, но подчеркнул, что это еще не согласованная версия. Минэкономразвития не ответило на запрос РБК.
В России криптосферу должны регулировать три основные закона, два из них — поправки в Гражданский кодекс и закон об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге) – приняты в прошлом году. Еще один законопроект о цифровых финансовых активах, который разрабатывается с 2017 года и должен задать правила для финансового обращения криптоактивов, Дума одобрила в первом чтении в мае 2018 года. С тех пор он готовится ко второму чтению. Кроме того, к концу 2021 года МВД совместно с другими ведомствами должно разработать механизм ареста криптовалют и других виртуальных активов.
Новые разработанные законопроекты определяют ответственность за нарушения в криптосфере, внося изменения в КоАП, УК и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса.
Административная ответственность включает:
- Штраф от 50 тыс. до 500 тыс. руб. для физических лиц за организацию незаконного оборота цифровых финансовых активов (ЦФА) и цифровых валют, совершения с ними сделок, в том числе с иностранными ЦФА и цифровыми правами (включают ЦФА и иные права), либо за оказание услуг по выпуску цифровых прав и цифровой валюты с использованием сайтов, зарегистрированных в России, или технических средств, размещенных в России.
- За эти же нарушения должностным лицам грозит штраф от 100 тыс. до 1 млн руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года; юридическим лицам — штраф от 200 тыс. до 2 млн руб.
- За нарушение правил совершения сделок с ЦФА, цифровыми валютами и правами, если они используются как плата за товар, оказанные работы или услуги грозит конфискация активов, а также штраф от 20 до 200 тыс. руб. для физических лиц; штраф от 50 тыс. до 400 тыс. руб. для должностных лиц, штраф от 100 тыс. до 1 млн руб. для юрлиц.
- Такой же размер штрафов грозит за выпуск цифровых прав с использованием российских сайтов и/или пользовательского оборудования, размещенного на территории России, а также если эта инфраструктура используется для передачи цифровой валюты третьим лицам.
Уголовная ответственность:
- К уголовным нарушениям депутаты предлагают отнести те же деяния, что и к административным, если они нанесли крупный или особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо привели к извлечению крупного или особо крупного дохода. Добавляется и наказание за покупку цифровой валюты на территории России с помощью наличного расчета или путем перечисления денежных средств на счета, открытые в российских банках.
- Нарушителю грозит штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или в размере его дохода от года до двух лет; либо лишение свободы до четырех лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере дохода до одного года.
- За особо крупный ущерб или извлечение особо крупного дохода предлагается наказывать принудительными работами до пяти лет, либо лишением свободы до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере дохода осужденного за период до пяти лет.
Терминология нового законодательства
Цифровые финансовые активы — это цифровые аналоги долговых расписок, облигаций и прав участия в капитале, то есть токены, хотя само понятие «токен» в законопроекте не фигурирует.
Цифровые валюты — «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), используемых в информационных системах и предлагаемых в качестве средства платежа», которое не является официальной денежной единицей России, иностранного государства или международной денежной или расчетной единицей. Их выпуск и использование запрещены в информационных системах, которые используются для выпуска ЦФА. Ранее эксперты разошлись во мнениях о том, что может скрываться за этими формулировками.
Инициировать выпуск токенов в рамках российского права смогут индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе иностранные компании, внутри определенной информационной системы. Операторы таких информационных систем могут стать только работающие по российскому праву юридические лица, в том числе банки и депозитарии, включенные в специальный реестр, который будет вести ЦБ.
Понятие «Цифровые права» закреплено в Гражданском кодексе в марте 2019 года. Принятые поправки приравнивают сделки в электронном виде к сделкам в письменной форме, а также позволяют проводить все виды собраний и голосований удаленно с помощью электронных средств.
Последствия для криптобизнеса
В новый пакет документов вошел также отдельный законопроект о цифровых валютах, а также законопроект о ЦФА, подготовленный ко второму чтению. Предыдущая версия законопроекта о ЦФА, с которой также ознакомился РБК, впервые в российском законодательстве включала понятие «цифровые валюты». Теперь для цифровых валют написан отдельный законопроект. Он запрещает выпуск и оборот такой валюты, а также признает ее имуществом (через внесение изменения в целый ряд федеральных законов). Обладателями цифровой валюты могут выступать физические лица, индивидуальные предприниматели или компании при условии ее декларирования в налоговый орган.
Поправки в КоАП и УК РФ фактически запрещают на территории России проведение ICO (привлечение инвестиций на проект в обмен на токены, которые потом инвесторы могут обменять на криптовалюту), отмечает член экспертного совета Госдумы, учредитель АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов: «В законопроектах особо указано, что это касается ситуаций «с использованием объектов российской инфраструктуры». Получается, что ситуаций, когда не используется российская инфраструктура, эти положения не касаются. А, учитывая глобальность вопросов цифровизации, еще не принятые положения уже выглядят неэффективными и устаревшими», — говорит Куликов.
Санкции за куплю-продажу ЦФА физлицами, а также уголовная ответственность за получение денежных средств на счета российских банков за продажу цифровых валют загоняют такого рода правоотношения в серую зону, поскольку такие операции можно провести и без участия российских банков, продолжает Куликов.
Пакет законопроектов содержит полный запрет криптовалюты в стране, включая майнинг и последующий оборот, а поправки в КоАП и УК предполагают незаконность не только обращения, но даже владения российскими физическими и юридическими лицами токенов, выпущенных в иностранных юрисдикциях, говорит президент Российской ассоциации криптоэкономики и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин. Он считает, что предлагаемые нормы не отвечают сложившимся экономическим отношениям и не позволят российскому бизнесу полноценно использовать потенциал новых финансовых инструментов. Это может повлечь за собой переезд компаний криптовалютной индустрии из России в более передовые в этой сфере страны, в том числе в СНГ — Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Украину. «Фактически предлагается возвести своими руками новый железный занавес в цифровой экономике», — негодует Припачкин.
Оформить кредит теперь станет проще — банки смогут с согласия клиентов получать сведения о них (например, о доходах) непосредственно из системы портала госуслуг. Новую услугу разработали минкомсвязи и ЦБ РФ в рамках эксперимента по запуску «цифрового профиля» граждан — единой платформы, которая к 2023 году должна обеспечить полный обмен информацией между государством, гражданами и организациями.
Теперь нет необходимости собирать большой пакет документов — финансовые организации будут получать сведения из баз данных ФНС, Росреестра, МВД, ПФР и других в формате «одного окна». Доступ к информации будет возможен только с согласия клиента из единого реестра цифровых согласий, важной составляющей «цифрового профиля». Ольга Скоробогатова, первый зампред ЦБ, подчеркнула, что новый сервис реализован с учетом всех мер защиты информации на базе инфраструктуры электронного правительства.
Сейчас в проекте участвуют 20 банков, клиенты шести из них уже могут подать онлайн-заявление на выдачу кредита. Это Сбербанк, Совкомбанк, Райффайзенбанк, СКБ-банк, «Ак Барс» и РНКБ, перечислил представитель Ассоциации ФинТех, на площадке которой разрабатывалась концепция «цифрового профиля». В Сбербанке подтвердили, что теперь с помощью сервиса в нем можно оформить ипотечный кредит. Услуга доступна пользователям отдельной площадки банка по поиску и приобретению жилья. В «АК Барсе» сейчас сервис тестируют на выборке клиентов. Процедура оформления кредита в целом не поменялась, но часть данных в анкету автоматически подгружается с портала госуслуг. В эксперименте принимают участие также четыре страховые компании — они тестируют возможность оформления полисов ОСАГО и каско через данный сервис.
«В ближайшее время планируется тиражирование данной возможности на самые разные направления нашей экономики», — прокомментировал глава минкомсвязи Максут Шадаев. Проект постепенно расширят на все кредитные и микрофинансовые организации, а также дополнят сведениями о доходах граждан (из информационных систем ФНС России и Минтруда России) и данными из Бюро кредитных историй). Соответствующий проект документа сейчас находится на согласовании в профильных ведомствах.
5G не найден: запуск сетей пятого поколения поставят на паузу
Коммерческий запуск сетей связи пятого поколения (5G) в России — под вопросом. Минкомсвязь предложила сэкономить 1,5 млрд рублей, которые в 2020 году должны были пойти на работы по расчистке частот для строительства инфраструктуры нового поколения. Это следует из письма ведомства в Аналитический центр при правительстве РФ (АЦ) и АНО «Цифровая экономика» (документ есть в распоряжении «Известий»). Большую часть этих денег могут направить в резервный фонд правительства, а почти 500 млн рублей планируется пустить на финансирование доступа малых городов