ОБЗОР СМИ
Новый номер журнала «Деньги и кредит»: взаимосвязь денежно-кредитной и пруденциальной политики
Вышел третий в 2020 году номер журнала «Деньги и кредит».
Для оценки динамики региональной экономической активности полезно иметь месячные или квартальные данные по росту валового регионального продукта (ВРП), однако Росстат публикует лишь годовые оценки этого показателя. Владимир Бойко и его коллеги (Банк России) предлагают способ получения внутригодовых значений ВРП на основе официальной статистики различной периодичности. По заключению авторов, их метод дает более точные оценки, чем расчеты по методологии Росстата, по которой внутригодовые значения ВРП оцениваются с использованием большого числа допущений и косвенных расчетов.
Резкое снижение ключевой ставки способно создавать угрозу финансовой стабильности, так как ведет к перераспределению средств банковского сектора в более рискованные высокодоходные активы, показывает Ирина Семина (МГУ) в статье, посвященной проверке работоспособности канала принятия риска денежно-кредитной политики в российской экономике. Результаты исследования подтверждают необходимость учитывать влияние снижения ключевой ставки на стабильность в банковском секторе, чтобы избежать излишней толерантности к риску.
Экономистам хорошо известна трилемма Манделла — Флеминга. Согласно этой гипотезе, центральным банкам доступны только любые две опции из трех: придерживаться фиксированного обменного курса, сохранять свободу движения капитала, проводить независимую денежно-кредитную политику (ДКП). Но в последние годы трилемма превратилась в дилемму: установлено, что при свободном движении капитала плавающий обменный курс не гарантирует автономии ДКП в развивающихся странах, поскольку ее смягчение в системно значимых экономиках (например, США и еврозоне) создает условия для массового притока капитала на формирующиеся рынки. Однако пруденциальные меры могут сократить этот эффект. В то же время различные пруденциальные инструменты существенно различаются по своей способности сдерживать это влияние — таковы основные результаты проекта по изучению взаимодействия денежно-кредитной и пруденциальной политики International Banking Research Network — объединения экспертов из центральных банков. Об исследованиях, предпринятых в рамках проекта, рассказывается в обзоре Константина Стырина и Юлии Ушаковой (Банк России).
Сложность банковской группы ведет к росту ее рисков — вложениям в более высокодоходные и рискованные активы и сокращению так называемого расстояния до дефолта, приходит к выводу в своей работе Елизавета Камараева (Международный институт экономики и финансов НИУ ВШЭ). В частности, по заключению автора, к росту рисков банковской группы ведет увеличение числа дочерних компаний и видов деятельности, в которую она вовлечена.
Опубликована Программа обследований Банка России на IV квартал 2020 года – I квартал 2021 года
На официальном сайте Банка России размещена Программа обследований Банка России на IV квартал 2020 года — I квартал 2021 года.
В данной Программе актуализированы обследования на IV квартал 2020 года и запланированы обследования на I квартал 2021 года.
Каждое обследование содержит информацию о цели его проведения, порядке представления запрашиваемых данных, участниках обследования и контактных данных в Банке России.
Программа обследований Банка России формируется и актуализируется ежеквартально и содержит сведения об обследованиях на шесть предстоящих месяцев.
Адресное извещение участников обследования с предоставлением им необходимого инструментария будет осуществляться структурными подразделениями Банка России, ответственными за проведение обследования, в срок не позднее даты начала обследования.
При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.
Банк России в соответствии с ранее объявленным подходом будет помимо регулярных операций в рамках бюджетного правила осуществлять с 1 октября по 30 декабря 2020 года дополнительные операции по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке.
Указанные дополнительные операции являются результатом взаимозачета объема продаж иностранной валюты, связанных со сделкой с пакетом акций ПАО Сбербанк, с объемами покупок иностранной валюты в рамках бюджетного правила, отложенных в 2018 году и в марте—апреле 2020 года, а также с объемом осуществленных в марте—апреле упреждающих продаж иностранной валюты в рамках бюджетного правила. Итоговый нетто-объем иностранной валюты, равный в рублевом эквиваленте 185,4 млрд рублей, будет равномерно продан на внутреннем валютном рынке. С учетом количества торговых дней в IV квартале ежедневный объем дополнительных операций по продаже иностранной валюты в октябре—декабре составит 2,90 млрд рублей в день. Учитывая объем указанных дополнительных операций и равномерный характер их проведения, данные операции не окажут существенного влияния на конъюнктуру внутреннего валютного рынка.
Расчет объема продаж иностранной валюты в октябре—декабре 2020 года в дополнение к стандартным операциям в рамках бюджетного правила в рублевом эквиваленте, млрд рублей
В Госдуму внесен проект бюджета на 2021–2023 годы
Законопроект о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов внесен на рассмотрение в Госдуму, говорится в сообщении Кабмина.
«Согласно проекту, доходы бюджета будут устойчиво расти и в 2021 году составят 18,77 трлн рублей, в 2022 году – 20,64 трлн рублей, в 2023 году – 22,26 трлн рублей. Расходы в 2021 году запланированы на уровне 21,52 трлн рублей, в 2022 году – 21,88 трлн рублей, в 2023 году – 23,67 трлн рублей. При этом на реализацию национальных проектов в 2021 году предусмотрено 2,25 трлн рублей, в 2022 году – 2,62 трлн рублей, в 2023 году – 2,79 трлн рублей. Дефицит бюджета в 2021 году будет равен 2,75 трлн рублей, в 2022 году – 1,25 трлн рублей, в 2023 году – 1,41 трлн рублей. Основным источником его финансирования станут государственные заимствования, что позволит сохранить социальную направленность бюджета и ориентир на поступательный рост», — говорится на сайте правительства.
Проект бюджета сверстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития. Согласно ему, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году – на 3,4%, в 2023 году – на 3%. Весь этот период инфляция не будет превышать 4%. Прогнозный объем ВВП в 2021 году составит 115,53 трлн рублей, в 2022 году – 124,22 трлн рублей, в 2023 году – 132,82 трлн рублей.
В Госдуму также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других.
Госдума одобрила в первом чтении право ЦБ на мониторинг лиц, контролирующих финорганизации
Госдума приняла в первом чтении законопроект, наделяющий ЦБ дополнительными полномочиями по мониторингу и привлечению к ответственности лиц, контролирующих банки, страховые организации и негосударственные пенсионные фонды, говорится в сообщении на сайте нижней палаты парламента. Так, Банк России получит право ограничивать владельцев финансовых организаций в распоряжении средствами, чтобы предотвратить вывод денег и уход от ответственности перед клиентами и государством.
ЦБ сможет инициировать наложение ареста на денежные средства, ценные бумаги и недвижимое имущество лиц, контролирующих кредитную организацию, страховую организацию, негосударственный пенсионный фонд, до подачи заявления о привлечении указанных лиц к субсидиарной ответственности или к ответственности в виде взыскания убытков. Проект уточняет основания и процедуры привлечения к ответственности, включая ответственность в виде взыскания убытков, контролирующих лиц, действиями (бездействием) которых причинены убытки страховой организации, негосударственному пенсионному фонду или кредитной организации.
Законопроект предусматривает обязательное оперативное информирование лица, включенного в перечень контролирующих лиц, о таком включении и предоставляет ему возможность обжаловать это в досудебном, а также в судебном порядке. Законопроект расширяет определение контролирующего лица и приводит его в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Также ЦБ сможет подать в суд заявление о привлечении контролирующих финансовую организацию лиц к субсидиарной ответственности наряду с имеющимися в настоящее время полномочиями по подаче в суд заявления о привлечении таких лиц к ответственности в виде взыскания убытков.
При этом ЦБ предоставляется право до момента подачи заявления в суд о привлечении к ответственности направить в суд заявление о применении предварительных обеспечительных мер. Такие меры вводятся решением Арбитражного суда и состоят в наложении ареста на денежные средства, ценные бумаги и недвижимое имущество лиц, контролирующих соответствующую финансовую организацию. При подаче Банком России заявления о принятии предварительных обеспечительных мер судом устанавливается срок, не превышающий 30 дней, для подачи искового заявления по основному требованию.
Законопроект коснется процедуры банкротства страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и кредитных организаций.
Российские банки возвращают ставки эквайринга на допандемический уровень
Решение связано с отменой введенного Банком России ограничения на максимальный размер эквайринговых комиссий
Российские банки с 1 октября собираются повысить ставки для торгово-сервисных предприятий за прием безналичных платежей при покупке некоторых видов товаров и услуг, вернув их на допандемический уровень. Данное решение кредитных организаций связано с отменой введенного Банком России ограничения на максимальный размер эквайринговых комиссий. Об этом сообщили ТАСС крупнейшие банки-эквайеры.
ЦБ РФ весной в качестве меры поддержки торговли в связи с пандемией коронавируса ограничил на период по 30 сентября эквайринговые комиссии при онлайн-покупках продуктов, лекарств и товаров повседневного спроса уровнем 1%. Позже регулятор распространил данное ограничение на оплату медицинских услуг. Ассоциация банков России (АБР) тогда предупреждала, что в случае продления данных мер кредитные организации могут начать взимать плату за выпуск карт, использование платежных приложений и допуск к кол-центру.
«С 1 октября мы вернемся к тем условиям в договорах, которые действовали до ввода временных мер поддержки. Тарифы эквайринга индивидуальны и рассчитываются для каждого партнера отдельно», — сказал ТАСС директор департамента эквайринга банка «Открытие» Александр Дынин.
В банке ВТБ также подтвердили ТАСС возвращение комиссий за эквайринг к исходным значениям. «ЦБ в своем решении опирается на то, что ситуация в экономике стабилизировалась и отрасли, к которым применялось ограничение по ставке эквайринга, восстановились. Ограничение на максимальную ставку эквайринга снимают 30 сентября, в связи с чем с 1 октября ВТБ возвращается к исходным значениям для отдельных отраслевых сегментов», — сообщили в пресс-службе кредитной организации.
Сбербанк то же не остался в стороне и сообщил, что временная акция с льготной ставкой эквайринга закончится 1 октября. При этом в банке отметили, что готовы рассмотреть новые варианты поддержки своих клиентов.
«Сбербанк внимательно следит за ситуацией, находится в постоянном диалоге с правительством РФ, профильными госорганами и бизнесом, и при необходимости готов рассмотреть возможность новых вариантов поддержки своих клиентов», — ответили в Сбербанке на запрос ТАСС.
Межбанковские комиссии
Комиссия за безналичную оплату при помощи пластиковой карты напрямую зависит от размера межбанковской комиссии (интерчендж), которая устанавливается платежными системами. На период действия мер поддержки бизнеса она была соответствующим образом уменьшена, но с 1 октября также вернутся к допандемическим знамениям. В частности, в международной платежной системе Mastercard подтвердили ТАСС, что размер межбанковской комиссии с 1 октября 2020 года вернутся на тот же уровень, который был до введения временных мер.
В международной платежной системе Visa ТАСС также сообщили, что вернут ставку межбанковской комиссии на прежний уровень.
В метро Москвы изменят систему оплаты проезда банковской картой
Деньги за проезд теперь будут списываться на следующий день при оплате MasterCard и Visa
Формат списания средств для пассажиров московского метро, использующих для оплаты проезда банковскую карту, изменится в рамках эксперимента по снижению тарифов на Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях. Билетная система сама вычислит наиболее выгодные условия для пассажира, сообщается во вторник в Telegram-канале департамента транспорта Москвы.
«Как мы уже рассказывали, скоро будет запущен эксперимент по снижению тарифов на Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях. Пассажиры, которые для оплаты проезда используют банковскую карту, тоже смогут получить скидку — для этого мы изменим систему списаний. Уже с сегодняшнего дня при оплате поездок банковской картой MasterCard или Visa на турникетах в метро общая стоимость за все поездки за день будет списываться на следующие сутки после их совершения», — говорится в сообщении.
Отмечается, что списание со счета карты MasterCard может произойти в течение нескольких дней одной суммой сразу за все поездки. Для держателей карт платежных систем «Мир» или UnionPay изменений пока планируется — стоимость проезда спишется в день совершения поездки.
«Как это может пригодиться в будущем? Например, чтобы сделать поездки для москвичей еще более выгодными. Пассажирам больше не придется задумываться, какой тариф нужно подобрать. Билетная система сама посчитает все поездки, которые вы совершили, и предложит оптимальный тарифный план — при использовании всех видов транспорта», — добавили в ведомстве.
Ранее власти Москвы сообщали, что планируют провести эксперимент по снижению тарифов на 30% или 50% вне часа пик на Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях.
Минпромторг: России надо подумать о переходе на сеть 6G
России в настоящее время уже стоит задуматься о разработке связи шестого поколения — 6G, сообщил директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ Василий Шпак.
«Я бы сейчас думал не просто про 5G. Мы до нее все равно вырастем эволюционно, к этому придем. Нам уже сейчас надо думать про 6G. Китайцы два года уже активно работают в этом направлении — нужно туда идти», — сказал Шпак.
Он отметил, что в нашей стране только 20% территории покрыто беспроводной связью, а в остальной части страны связи нет. «По 5G мы работаем, работает ряд компаний. Их возможности намного скромнее, чем у иностранных партнеров, но тем не менее мы потихоньку туда идем», — сказал директор департамента Минпромторга РФ.
В августе этого года глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что Россия изучает возможности внедрения сетей связи шестого поколения 6G. Он добавил, что сначала надо развивать сеть 5G, а по сетям шестого поколения речь идет о научно-исследовательских работах. Российским компаниям нужно от года до трех лет для создания отечественных решений для сетей 5G, уточнил Мантуров. В сентябре прошлого года замглавы Минцифры РФ Олег Иванов сообщал, что Россия должна начать развивать сети 6G, не дожидаясь внедрения 5G. Это необходимо, чтобы не отставать от остальных стран, которые уже начали исследования в этой области, говорил он.
Fitch: снижение ставок по вкладам не приводит к оттоку фондирования из банковской системы
Снижение ставок по вкладам не вызывает отток средств из банковской системе, они перераспределяются в другие продукты, сообщил директор банковского сектора Fitch Антон Лопатин в ходе вебинара.
По мнению аналитиков агентства Fitch, снижение ставок по депозитам не приводит к оттокам фондирования из банковской системы. «Почему это происходит так? Здесь, наверное, под риском в первую очередь розничные депозиты. И получается, что когда у розничного депозитора … был открыт депозит один-два года назад по достаточно привлекательной ставке, и, допустим, сейчас этот депозит истекает, у физического лица есть опция открыть депозит уже под ставку значительно ниже, может быть, даже в два раза ниже, чем это было по актуальному депозиту. Соответственно, у физического лица есть еще несколько опций: например, участие в деятельности бирж, торговля на бирже. В таком случае эти средства переходят в средства брокерских компаний, остаются в системе», — пояснил Лопатин.
Еще один вариант альтернативных инвестиций — покупка недвижимости. Но и в таком случае деньги либо попадают на эскроу-счета, либо напрямую на счета застройщиков. То есть все равно остаются в системе, добавил Антон Лопатин.
«Возможно, будет какое-то перераспределение, но сами по себе низкие ставки, на наш взгляд, не должны привести к тому, что банковская система может увидеть значительные оттоки по фондированию», — сделал вывод Антон Лопатин.
Ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина неоднократно отмечала, что регулятор не наблюдает проблем, связанных со слишком низкими ставками, которые спровоцировали бы отток средств с депозитов. По ее словам, ставки по вкладам продолжают быть привлекательными для населения.
ЦБ не видит предпосылок для дополнительных мер поддержки банков
ЦБ пока не видит предпосылок для дополнительных антикризисных мер поддержки банков, заявил директор департамента обеспечения банковского надзора Банка России Александр Данилов в ходе вебинара Fitch.
«Пока из ключевых вещей ничего дополнительно продлевать не планировалось. Может быть, какие-то штучные вещи операционного характера будут, но это не глобальные какие-то вещи. Пока необходимости в дополнительных послаблениях и мерах поддержки нет. Это все будет ситуативно, если на все это будут основания. Пока этого нет», — заявил Данилов, отвечая на вопрос, будут ли какие-то из антикризисных мер поддержки банковских клиентов и сектора продлеваться.
Напомним, в связи с пандемией Центробанк ввел ряд регуляторных послаблений для банков. Среди прочего ЦБ разрешил временно не досоздавать резервы при реструктуризации кредитов потерявших доход заемщиков. Часть мер поддержки были продлены в августе, но действие некоторых мер истекает 30 сентября.
Государство проследит за деятельностью мошеннических сайтов
В 2021 году в России появится государственная платформа для мониторинга фишинговых сайтов и утечек персональных данных, следует из обновленной версии федерального проекта «Информационная безопасность». На ее создание потратят 1,4 млрд руб. Число утечек растет, но создание единой платформы еще и загрузит государство жалобами граждан, предупреждают эксперты.
К 2021 году планируется разработать платформу для мониторинга фишинговых (мошеннических) сайтов и утечек персональных данных, следует из доработанной версии паспорта федерального проекта «Информационная безопасность» от 24 сентября, с которой ознакомился “Ъ” (ее подлинность подтвердил источник, знакомый с процессом разработки). Платформа будет использоваться для мониторинга государственных информационных систем и учетных записей в Единой системе идентификации и аутентификации (используется на сайте госуслуг) и взаимодействия с гражданами. Предполагается, что скомпрометированные данные попадут в единую базу данных, а ресурсы, использующие их, будут автоматически заблокированы. Кроме того, система будет определять источник утечки и искать злоумышленников. На создание платформы уйдет 1,4 млрд руб. из федерального бюджета с 2021 по 2024 год, следует из проекта.
В Минцифры сообщили, что работа над формированием паспортов федеральных проектов «Цифровой экономики» пока продолжается.
Утечки из госорганов и силовых структур в России давно стали проблемой. По данным InfoWatch за 2019 год, они составляют 20,8% от всех случаев компрометации информации, а утечки из муниципальных учреждений — 11,6%, тогда как по миру эти доли составляют 14,9% и 7,7% соответственно. Например, в интернете оказались паспортные данные оштрафованных за нарушение самоизоляции в Москве (см. “Ъ” от 18 мая), хотя официально утечек в мэрии не признавали.
Многие крупные компании и госучреждения получают подобные сервисы для защиты от фишинга и утечек на коммерческой основе от сервис-провайдеров, отмечает директор центра мониторинга и реагирования на кибератаки Solar JSOC Владимир Дрюков. При создании госплатформы ключевой вопрос в «зоне покрытия», то есть в том, какие организации попадут в контур защиты, рассуждает он. Помимо автоматизации поиск утечек и фишинговых сайтов потребует и существенной «ручной работы» аналитиков, предупреждает эксперт.
При появлении подобной платформы значительно вырастет число обращений граждан в компетентные органы, что, в свою очередь, негативно скажется на сроках их обработки, рассуждает руководитель аналитического департамента Infosecurity a Softline Company Дарья Кошкина. К тому же многие граждане не знают правил информационной безопасности и терминологию, указывает она, поэтому целесообразным было бы наличие «некоего буфера» между гражданами и такими платформами, который де-факто уже есть в лице провайдеров услуг информационной безопасности.
Кроме того, в паспорте федерального проекта говорится о разработке «антивирусного мультисканера» для проверки файлов. О его разработке ранее рассказывал на «Инфофоруме-2020» в январе 2020 года замначальника Национального координационного центра по компьютерным инцидентам Николай Мурашов, уточнявший, что опытная эксплуатация начнется в начале 2021 года. На проект из федерального бюджета выделяется по 30 млн руб. в год с 2019 по 2021 год.
При обилии антивирусных решений создание государственного можно оправдать даже не столько импортозамещением, сколько обеспечением безопасности во взаимодействии граждан с государством, отмечает директор технологической практики KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев. Государство, поясняет он, должно иметь возможность однозначно возлагать ответственность за инцидент: например, если гражданин или организация не использовали такой антивирус, можно будет считать, что они же и несут ответственность.
Госрегулирование безналичных платежей. Оцениваем эффективность и ищем альтернативы?
В апреле 2020 года, на фоне пандемии коронавируса, Банк России начал снижать эквайринговые комиссии в различных сегментах торговли, однако уже в середине лета был обозначен отказ от данной меры. Ограничение тарифов на рынке розничных платежей – мера хоть и популярная, но неоднозначная, уверен Егор Кривошея, руководитель направления исследований, Центр исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ. В своем материале он анализирует, почему первая в России попытка регулятивного вмешательства не оправдала надежд.
В то время когда большинство стран уже ввели подобные ограничения комиссий и не планируют их отменять, участникам российского рынка необходимо понимать, к чему может привести подобное решение. Используя набор моделей для определения равновесия и расчеты по опросным данным, это можно сделать еще до введения ограничений и понять, что будет с рынком, если изменения все же произойдут.
В свете событий, связанных с новой пандемией, регуляторы различных стран пытались разработать комплекс мер поддержки для бизнеса. В силу остановки многих секторов экономики и неожиданных масштабных трат из бюджета под особо пристальное внимание попали те меры, которые могут, с одной стороны, помочь бизнесу, а с другой – не выливаются для государства в дополнительные статьи расходов. Ограничение тарифов на рынке безналичных розничных платежей, в частности эквайринговых ставок, стало одним из первых кандидатов в плане реализации подобных мер, так как не требует от государства никаких очевидных трат. Однако даже временный эксперимент с ограничением торговой уступки в связи с пандемией был остановлен, и с 30 сентября 2020 года ограничения на эквайринговые комиссии, как ожидается, будут сняты. Итак, почему универсальное (общерыночное) регулятивное вмешательство не оправдало надежд?
Почему ограничения не удержались?
Во многом это связано со сложностью платежного рынка: двусторонняя модель предсказывает, что при изменении условий для одной стороны (например, со стороны торгово-сервисных предприятий) другая сторона должна увидеть аналогичные изменения, но в обратном направлении. Иными словами, снижение эквайринговых комиссий означало снижение доходов для эквайреров, а значит, и снижение размера выплат по межбанковской комиссии, что является прямым ударом по бюджетам для программ лояльности и других клиентских продуктов, к которым привыкли потребители. По последним данным[1], около половины (49%) россиян стараются совершать покупки только при наличии акций, бонусов и подобных стимулирующих программ, а почти половина (46%) из тех россиян, кто является участником банковских программ лояльности (около 70% населения), постараются сменить провайдера финансовых услуг, если эти программы будут отменены. Понимая масштабы потенциальных изменений, банки в своем большинстве не стали сразу «резать» свои программы лояльности. Но в случае, если бы ограничения по эквайринговым комиссиям задержались надолго, вероятно, что значительная часть из подобных программ была бы отменена, а это означает и риски для дальнейшегопроникновения финансовых инноваций, и снижение платежной активности в целом[2].
Мировой опыт показывает, что регулятивное вмешательство в данной сфере не приводит к ожидаемым результатам. Уровни приема безналичных платежей в некоторых сегментах рынка действительно могут расти, но клиент начинает реже использовать безналичные платежи (а в некоторых случаях и вовсе отказывается от них), а обороты по картам снижаются, что не только бьет по системе в целом, но и снижает общие выгоды торгово-сервисных предприятий, несмотря на уменьшение издержек из-за более низких комиссий. Именно поэтому критически важно балансировать выгоды от использования безналичных розничных платежей.
Баланс выгод как ключ к моделированию эффектов изменений тарифов
Понимая важность своевременной оценки эффектов регулятивного или любого другого изменения тарифов на рынке безналичных роз