ОБЗОР СМИ
Долгосрочные тренды: как рынок труда и потребительские предпочтения повлияют на экономическую структуру и динамику
Пандемия может серьезно повлиять на экономический потенциал и структуру экономики как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. Встает вопрос о том, насколько сильным будет это влияние. Какие последствия могут быть для рынка труда, рынков отдельных товаров, темпов роста ВВП и динамики инфляции в развитых странах и странах с формирующимися рынками от развития удаленной работы, курьерской доставки, активного внедрения в повседневность цифровых технологий? Как и в какой мере должны учитывать эти факторы центральные банки при проведении денежно-кредитной политики? С какими вызовами они могут столкнуться, какие риски должны учитывать?
Интервью Эльвиры Набиуллиной агентству «Блумберг»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ: Набиуллина о ставке, инфляции и сложных продуктах
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в онлайн-интервью агентству Блумберг рассказала о прогнозе по инфляции и ограниченном пространстве для снижения ставки.
Об инфляции
«Мы считаем, что по итогам года инфляция выйдет где-то на 4,5%, надеюсь, не выше. Факторы повышения инфляции мы действительно оцениваем как временные».
«Если они действительно временные, то мы ожидаем еще некоторого роста показателя годовой инфляции во многом из-за эффекта базы. Думаем, что пик будет где-то в феврале, возможно даже в районе 5%. Пока не думаем, что превысит 5% в годовом выражении. А затем уже, по мере выхода из расчета базы годовой
инфляции марта и апреля этого года, когда у нас были самые высокие показатели, по нашему мнению, инфляция начнет снижаться в годовом выражении. В целом инфляционное давление останется низким, потому что экономика не вернется к своему потенциалу, будет разрыв в спросе, и мы считаем, что дезинфляционные риски будут преобладать».
«Мы видим возвращение к инфляции в 4%, потому что мы рассчитываем, что экономика восстановится, и пока по нашим текущим оценкам, экономика восстановится к препандемическому уровню в первой половине 2022 года. Это означает, что к 2022 году дезинфляционное давление будет снижаться».
Об инфляционных ожиданиях
«Мы видим рост инфляционных ожиданий, которые могут транслироваться в потребительское поведение и подогревать дальше инфляцию. Это для нас очень важный фактор, будем его оценивать во время совета директоров. К сожалению, они могут задержаться на повышенном уровне».
«Важно следить, как повысившиеся инфляционные ожидания влияют на поведение населения с учетом низких ставок по кредитам и депозитам».
«Люди ищут сейчас альтернативы для инвестиций, более активно, чем год назад, обращаются к иностранным и валютным инструментам, это, в свою очередь, может влиять на валютный курс. За такого рода настроениями надо следить, в том числе при принятии решений по ставке». Читать далее
Повышение инфляции носит временный характер
Ноябрьское ускорение роста цен по широкому кругу товаров и услуг потребительской корзины отражает действие целого ряда проинфляционных факторов на стороне предложения. Эти факторы носят как временный, так и относительно более устойчивый характер, при этом их влияние на динамику цен будет постепенно уменьшаться. Об этом говорится в очередном выпуске макроэкономического бюллетеня «О чем говорят тренды», подготовленном Департаментом исследований и прогнозирования Банка России.
Риски усиления дезинфляционного давления со стороны спроса из-за ухудшения эпидемической ситуации сохраняются. Ограничению действия дезинфляционных факторов будут способствовать в том числе принятые Банком России в 2020 году решения по денежно-кредитной политике.
Оперативные индикаторы указывают на замедление роста экономики в IV квартале под влиянием пандемии. Вместе с тем более мягкому прохождению экономики через период ограничений по сравнению с весенними месяцами помогут отсутствие масштабных ограничительных мер при умеренном снижении мобильности населения, а также возросший уровень адаптации производителей и потребителей к изменившимся условиям. Восстановление экономики возобновится в первой половине 2021 года по мере постепенной нормализации эпидемической обстановки.
Выводы и рекомендации, содержащиеся в бюллетене, могут не совпадать с официальной позицией Банка России.
ДИП ЦБ: в ноябре годовая инфляция превысила 4%
В ноябре годовая инфляция превысила 4% и, вероятно, начнет снижаться только в середине первого полугодия 2021 года после прохождения локального максимума. Об этом сообщается в очередном выпуске макроэкономического бюллетеня «О чем говорят тренды», подготовленном Департаментом исследований и прогнозирования Банка России.
«Опережающие индикаторы роста цен, в том числе цены производителей потребительских товаров и опросные данные предприятий, а также растянутое во времени влияние ослабления рубля на цены указывают на возможность сохранения повышенных текущих месячных темпов роста цен (с поправкой на сезонность) в ближайшие месяцы вследствие роста издержек, несмотря на ослабление спроса из-за реакции на рост заболеваемости коронавирусом. С учетом низкой базы прошлого года это обусловит вероятное дальнейшее некоторое повышение годовой инфляции вплоть до середины первого полугодия 2021 года, после чего этот показатель будет возвращаться к 4%», — говорится в материале.
Отмечается, что в ноябре оперативные индикаторы в целом указывали на приостановку роста экономики при усилении разнонаправленности отраслевой динамики. Так, в отдельных отраслях, особенно сферы услуг, снижение спроса усилилось, реагируя на рост числа заболеваний коронавирусом. В экспортных отраслях восстановление продолжилось.
«Значительный рост числа инфицированных коронавирусом негативно влияет на экономическую активность и может усилить дезинфляционные риски со стороны спроса, несмотря на наблюдавшееся опережающее закрытие разрыва выпуска в потребительских отраслях экономики. Вместе с тем ускорение роста цен по широкому кругу компонент потребительской корзины в ноябре отражает действие сразу нескольких проинфляционных факторов на стороне предложения, часть из которых может носить более длительный характер на фоне повторного введения некоторых «коронавирусных» ограничений», — сказано в обзоре.
В результате, прогнозируют аналитики, одновременное действие дезинфляционных и проинфляционных факторов в ближайшее время, вероятно, продолжится. При этом влияние на ценовую динамику проинфляционных факторов, которые носят преимущественно временный характер (в частности, связанных с ослаблением рубля), будет постепенно уменьшаться.
«Влияние же дезинфляционных факторов будет определяться продолжительностью действия коронавирусных ограничений и последствий пандемии для совокупного спроса. Произошедшее смягчение ДКП в этом году с учетом временных лагов будет компенсировать действие дезинфляционных факторов со стороны спроса в 2021 году. Потребуется ли дополнительная компенсация более растянутого во времени восстановления спроса, будет зависеть от многого, в том числе от силы и продолжительности действия проинфляционных факторов», — отмечают аналитики.
В бюллетене сделана оговорка, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут не совпадать с официальной позицией Банка России.
Закон об исключении транспортных карт из запрета на пополнение наличными принят в третьем чтении
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, согласно которому транспортные карты и карты для школьников могут быть выведены из-под запрета на пополнение наличными анонимных электронных кошельков. Документ, инициированный группой депутатов во главе с председателем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым, вносит поправки в закон «О национальной платежной системе».
Закон разрешит пополнять наличными деньгами школьные и транспортные карты, выпущенные в форме неперсонифицированных электронных средств платежа. Речь идет о картах, использующихся для оплаты проезда в общественном транспорте, услуг по организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, вузах и получающих дополнительное образование.
Сейчас действует норма, по которой запрещено пополнять неперсонифицированные электронные средства платежа (НЭСП) наличными. Поправка была принята для противодействия терроризму и отмыванию нелегальных доходов. Автоматически под запрет подпали транспортные и школьные карты, которые в ряде регионов были выпущены именно в форме НЭСП.
По статистике, 60—70% таких карт граждане предпочитают пополнять наличными. По решению ЦБ до конца 2020 года в отношении школьных и транспортных карт запрет жестко не применяется, то есть за него временно не штрафуют. Полная отмена запрета освободит операторов от возможных санкций со стороны регулятора.
Минфин попросили скорректировать проект о налогообложении цифровых валют
Комиссия по блокчейн-технологиям и криптоэкономике попросила Минфин скорректировать законопроект о налогообложении в РФ цифровых валют и цифровых финансовых активов (ЦФА), а также отозвать законопроект об уголовной ответственности за непредоставление налоговой отчетности по операциям с цифровыми валютами, сообщили в пресс-службе организации.
В начале декабря правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на введение с 1 января в российское законодательство норм о налогообложении в сфере обращения криптовалют. Согласно ему, цифровая валюта считается имуществом, а доходы от операций с цифровой валютой будут облагаться налогом на прибыль или НДФЛ. Граждане России и организации будут обязаны сообщить в налоговые органы о праве пользования цифровыми валютами, обороте средств и остатке, в случае если сумма поступлений или списаний цифровой валюты за год превышает 600 тыс. рублей.
«Комиссия предлагает не предоставлять ФНС полномочия определять рыночную цену цифровых валют для последующего налогообложения с учетом возможного злоупотребления этим правом; отозвать законопроект об уголовной ответственности за непредоставление налоговой отчетности по операциям с цифровыми валютами; снизить административные штрафы за нарушение правил проведения сделок с цифровыми финансовыми активами и цифровыми валютами, а также ввести новый федеральный закон, который будет регулировать оборот цифровых валют и ЦФА», — сообщил собеседник агентства.
По мнению членов комиссии, принятие пакета законопроектов может привести к оттоку капитала из страны. «Проект должен быть переработан во избежание наступления неблагоприятных последствий для экономики РФ, поскольку в случае принятия проекта в существующем виде устанавливаемая проектом ответственность и требования могут повлечь очередную волну оттока капитала из РФ в юрисдикции с более благоприятным регулированием оборота цифровых валют», — говорится в отзыве.
Законопроект об усилении контроля за иностранными электронными кошельками прошел первое чтение
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который обязывает граждан отчитываться в ФНС о перемещении средств по их зарубежным электронным кошелькам. Документ вносит поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
В настоящее время все большее число банков, а также иных организаций финансового рынка, расположенных за пределами РФ, предоставляют своим клиентам возможность осуществлять безналичные платежи с помощью электронных средств платежа, в том числе так называемых электронных кошельков, не используя для этого банковский счет. В соответствии с нормами действующего валютного законодательства резиденты обязаны представлять налоговым органам отчеты об использовании счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами РФ. В отношении электронных средств платежа эта обязанность отсутствует, что снижает эффективность контроля за соблюдением валютного законодательства и не способствует минимизации рисков в сферах противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, а также информационной безопасности, считают авторы документа.
Законопроект устанавливает, что резиденты могут открывать счета у иностранных поставщиков платежных услуг и (или) использовать электронные средства платежа. Документом предусматривается также, что резиденты могут осуществлять операции с использованием электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг, за исключением приема электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории РФ для оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также операций с использованием электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа.
По действующему законодательству граждане обязаны ежегодно отчитываться о движении средств по зарубежным счетам в случае, если общая сумма зачисленных или списанных за год средств превышает 600 тыс. рублей. Исключение — если счет открыт в странах ЕАЭС или странах, с которыми у России существует автоматический обмен финансовой информацией.
Законопроект вводит такой же порядок для зарубежных электронных кошельков. При этом отчитываться граждане будут и тогда, когда переводы будут направляться в страны ЕАЭС или с которыми существует автоматический обмен такой информацией. Также вводится запрет на использование иностранных поставщиков платежных услуг для переводов без открытия банковского счета для оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности или договоров займа.
В случае принятия документ вступит в силу 1 июля 2021 года.
Законопроект о борьбе с серыми сим-картами прошел первое чтение
Госдума на пленарном заседании в среду приняла в первом чтении законопроект депутата Максима Кудрявцева о дистанционной регистрации сим-карт и о возможности блокировать утерянные мобильные телефоны по номеру IMEI.
Как указывает автор в пояснительных материалах, так называемые серые сим-карты, чаще всего оформленные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, раздаются бесплатно у торговых центров и в местах массового скопления людей.
«В связи с тем, что услуги связи оказываются без фактического заключения договора с физическим лицом, пользователи таких сим-карт могут в том числе безнаказанно совершать звонки о ложном минировании. В этой связи законопроектом предусматривается установление процедуры по идентификации пользователей корпоративной мобильной связи», — поясняет разработчик.
Документом предлагается оказывать услуги только при наличии подтвержденной учетной записи пользователя — юридического лица либо индивидуального предпринимателя — в единой системе идентификации и аутентификации, которая должна содержать сведения о номере мобильного телефона.
«В целях противодействия кражам мобильных телефонов законопроектом вводится понятие «идентификатор пользовательского оборудования». Большинство мобильных телефонов имеет уникальный идентификатор устройства (IMEI), который присваивается при его производстве и используется для идентификации телефонов в сетях GSM», — говорится в пояснительной записке.
Законопроектом также предусматривается право гражданина внести в учетную запись в единой системе идентификации и аутентификации сведения об IMEI. В случае утраты мобильного телефона абонент сможет обратиться в уполномоченные органы с требованием не оказывать услуги связи абоненту или пользователю услуг связи, использующему утраченное устройство. «Таким образом, злоумышленник или иное лицо не сможет пользоваться украденным или случайно найденным мобильным телефоном», — отмечает автор.
ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ
ЕС внедрил новые требования прозрачности для Google, Microsoft и других платформ
В понедельник Европейская комиссия опубликовала документ, содержащий свод правил, регулирующих принципы ранжирования поисковых систем. Теперь европейские подразделения Google, Microsoft и других технологических гигантов будут обязаны более прозрачно оценивать результаты онлайн-поиска. Принятый документ вступит в силу со следующей недели. Эксперты полагают, что новые правила могут в некоторой степени ограничить свободу действий технологических гигантов на территории стран ЕС. Компании из сектора малого и среднего бизнеса давно жаловались, что Google применяет непрозрачные методы, граничащие с произволом.
Правила ранжирования поисковой выдачи, похоже, направлены в первую очередь на продвижение в поиске собственных продуктов, либо для обеспечения конкурентного преимущества конкретным фирмам, заявляли чиновники из Антимонопольной комиссии ЕС. Антимонопольные регуляторы Евросоюза несколько раз обнаруживали, что компания действительно несправедливо продвигала свои собственные продукты в ущерб конкурентам. Алгоритм онлайн-поиска Google неоднократно ставал поводом для наложения штрафов на общую сумму более $9,71 млрд в период с 2017 по 2019 гг. В новом документе Комиссия указывает, что в соответствии с вводимыми принципами онлайн-платформы будут должны определять алгоритмические параметры, определяющие рейтинг, и делиться ими с компаниями.
«Эти руководящие принципы устанавливают стандарт прозрачности алгоритмического ранжирования и повысят справедливость в экономике онлайн-платформ, которая стимулирует инновации и благосостояние миллионов европейцев», — говорится в заявлении Европейского комиссара по конкуренции Маргрет Вестагер.