ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 16.12.2020

ОБЗОР СМИ

Первый зампред ЦБ РФ: постоянные регуляторные послабления — это жульничество с подкруткой весов 

Дмитрий Тулин рассказал «Интерфаксу» о главных событиях на банковском рынке за последние 30 лет и о главных вызовах отрасли

Российский банковский сектор в декабре отмечает памятную дату — тридцатилетие главного отраслевого закона. Впрочем, «отмечает», наверное, не вполне удачное слово: банкам, проходящим через очередной период турбулентности, не до празднеств. На этот раз отрасль, которую в не столь уж далеком прошлом шатало под воздействием куда менее грозных событий, чем пандемия, пока выглядит сравнительно благополучно.

Впрочем, стабильность эта куплена немалой ценой — и в прямом смысле (многомиллиардные санации последних лет), и в переносном (сильно победневший ландшафт банковского рынка). Дмитрий Тулин — активный участник ключевых событий на российском банковском рынке всех трех прошедших десятилетий. В интервью «Интерфаксу» первый зампред ЦБ рассказал не только об основных вехах истории современного банковского сектора, но и о главных вызовах, с которыми отрасль сталкивается сейчас.

— Закону о банках и банковской деятельности исполняется тридцать лет. По сути это был закон совершенно другой страны — его подписывал еще председатель Верховного совета РСФСР. Понятно, что и страна, и закон претерпели кардинальные изменения с тех пор. Но основа, на ваш взгляд, оказалась удачной, прошла проверку временем? Никогда не возникало мыслей инициировать принятие нового закона, современного, так сказать?

— По всей видимости, не возникало, иначе бы уже был принят новый закон.

Закон был принят, действительно, 30 лет назад в другой стране, в другое время, но он прошел испытания временем и заложил фундамент для того, чтобы на его основе строить все дальнейшие нормы.

Очень много поправок в него внесено, вокруг закона выстроилась целая система нормативных актов Банка России, имеющих обязательную силу для участников рынка. Постепенно формировалась правоприменительная и судебная практика, вообще культура взаимоотношений между рыночным регулятором и участниками рынка.

Закон писался на основе накопленного к тому времени мирового опыта, для новой рыночной экономики с двухуровневой банковской системой, он был достаточно универсален. И получилось, что это был хороший фундамент — как в детском конструкторе, когда можно строительные конструкции вверх, вбок надстраивать без обрушения всего строения. Это работает. Читать полную версию

Банк России

Банк России расширяет линейку публикаций статистики системы национальных счетов

Банк России начинает ежегодную публикацию информационно-статистического сборника «Финансовые счета системы национальных счетов Российской Федерации» в дополнение к публикуемым данным по финансовым счетам и финансовым активам и обязательствам системы национальных счетов Российской Федерации. Новый материал позволит расширить информационное обеспечение пользователей.

Первый выпуск представляет годовые данные за период 2012–2019 годов по финансовым активам и обязательствам в разрезе финансовых инструментов таких институциональных секторов, как «Нефинансовые корпорации», «Банковская система», «Инвестиционные фонды», «Страховщики», «Негосударственные пенсионные фонды», «Другие финансовые организации», «Государственное управление», «Домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» и «Остальной мир». Публикация содержит методологический комментарий, а также краткий комментарий к данным и сопровождается временными рядами в формате Excel по показателям, представленным в сборнике.

Новая публикация увеличит потенциал статистики системы национальных счетов Российской Федерации для анализа финансового состояния секторов экономики.

Банк России

Сбербанк спрогнозировал отток до ₽4 трлн из банков в цифровой рубль

В течение трех лет после запуска цифрового рубля в эту новую форму из безналичных рублей, которые хранятся в банках, может перейти 2–4 трлн, оценили в Сбербанке. Это приведет к дефициту ликвидности и росту кредитных ставок

Сбербанк оценил размер перетока безналичных рублей из банков в ЦБ после запуска цифрового рубля. В течение трех лет после появления новой формы денег в нее может перейти 2–4 трлн безналичных рублей, сообщил на пресс-конференции 15 декабря зампред правления Сбербанка Анатолий Попов, передает корреспондент РБК. По оценкам Национального совета финансового рынка (НСФР), введение цифровых рублей в денежную систему путем замещения наличных и безналичных денег, а не с помощью дополнительной эмиссии приведет к существенной, до нескольких триллионов рублей, потере ликвидности банками, сказано в отзыве НСФР на доклад ЦБ о цифровом рубле, с которым ознакомился РБК.

 «На рынке сейчас нет большого профицита ликвидности, ликвидность сбалансирована. <...> Эти же средства (2–4 трлн руб.) перестанут быть доступными для кредитования, что в конечном счете приведет к дефициту ликвидности и, как следствие, к росту ставок», — предупредил Попов и добавил, что переток примерно 10% наличных и безналичных денежных средств в цифровой рубль приведет к росту кредитных ставок на половину процентного пункта. По мнению зампреда Совкомбанка Алексея Панферова, оценить точно процент повышения ставок по кредитам и депозитам сложно, так как «неопределенность последствий будет вынуждать банки повышать ставки с «запасом», на 1 п.п. и более».

Дефицит ликвидности потребует постоянных внешних источников замещения, возможно, средствами ЦБ, считают в НСФР: «Повышение зависимости от внешних источников замещения выпадающих пассивов приведет к снижению рыночной устойчивости банков, особенно не имеющих государственного участия, а значит, и к снижению уровня конкуренции». РБК направил запрос в Банк России.

В докладе регулятора о цифровом рубле говорилось: «Перераспределение средств между депозитами банков и цифровой валютой Центрального банка будет оказывать влияние на балансы банков и их потребность в использовании операций, которые они проводят с Центральным банком (при необходимости банк может заместить «выбывшую» часть депозитов средствами ЦБ с использованием его операций по предоставлению ликвидности), а также может оказывать повышательное давление на формирование ставок по банковским депозитам и кредитам».

По данным ЦБ на 1 ноября 2020 года, население хранило в банках 32,5 трлн руб., из них 10,8 трлн — на расчетных и текущих счетах, а корпоративные клиенты — 32,4 трлн, в том числе на счетах — 12,9 трлн.

Модели для ввода цифрового рубля

Банк России осенью выпустил доклад, согласно которому в будущем крипторубль должен стать третьей формой денег в стране вместе с наличными и безналичными. Эмитентом будет ЦБ. Новый тип рубля может выпускаться в виде цифрового кода и будет храниться в электронных кошельках в Центробанке — в отличие от безналичных денег, которые лежат на счетах в коммерческих банках.

В докладе регулятор представил для обсуждения три модели введения цифрового рубля в оборот. Одна из них в принципе не предполагает участия банков в системе, а в двух других банки являются посредниками: открывают кошельки клиентам, предоставляют мобильные приложения для осуществления расчетов, проводят проверку физлиц и юрлиц в соответствии с процедурами противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, но сам цифровой рубль хранится в ЦБ. То есть если банковские клиенты решат завести цифровые рубли, их безналичные средства перейдут со счетов в коммерческих банках в Банк России.

Сбербанк разработал собственную модель участия банков в выпуске цифрового рубля, которая, по его мнению, должна в том числе решить проблему с оттоком средств на баланс ЦБ. Он предлагает превратить все безналичные рубли в цифровые, которые продолжат храниться в коммерческих банках, но у них появятся специальные «атрибуты», с помощью которых можно будет контролировать использование этих средств.

Предложения о снижении рисков для ликвидности

На этапе введения цифрового рубля, когда будет происходить перераспределение средств между банковскими счетами и электронными кошельками, банкам потребуется время, чтобы уточнить свои подходы к управлению ликвидностью, активами и пассивами, утверждается в докладе ЦБ: «Банки могут стремиться влиять на процесс перераспределения средств через изменение ставок по счетам клиентов, что в свою очередь может влиять на формирование ставок по кредитам и динамику кредитования. Это может приводить к изменениям в потреблении и сбережениях даже при неизменной ключевой ставке Центрального банка».

Чтобы банкам было проще контролировать этот процесс, НСФР предлагает ввести лимиты на операции с цифровыми рублями. Например, установить ежедневный и/или ежемесячный лимит на сумму переводов из фиатных рублей в цифровые на уровне не более 100 тыс. «Введение ограничений (лимитов) на использование цифровых рублей (в том числе временных, на первых этапах распространения цифрового рубля) позволит сохранить банкам возможность по прогнозированию и оценке будущих изменений пассивов. Данные лимиты могут касаться как суммарного объема денежных средств, одномоментно имеющихся в распоряжении физических и юридических лиц, так и предельного размера операций с использованием цифрового рубля в качестве средства расчета», — объяснили в НСФР.

Еще одним решением, способствующим более контролируемому перестроению банками своих систем управления ликвидностью, может быть этап внедрения крипторубля, на котором цифровые кошельки будут являться частью балансов кредитных организаций, предлагают в НСФР: «Решение может позволить банкам протестировать и оценить эффекты от перераспределения средств с банковских счетов в цифровой рубль и создаст условия для уточнения своих внутренних подходов к управлению ликвидностью, а также активами и пассивами».

РБК

В РФ могут разрешить анонимные электронные кошельки для перевода между физлицами

В Госдуму внесен законопроект, разрешающий использовать анонимные электронные кошельки для переводов между физлицами. Для такого перевода владельцы таких кошельков должны пройти процедуру упрощенной идентификации.

Сейчас после прохождения упрощенной идентификации анонимный электронный кошелек можно использовать для переводов в пользу юрлиц или ИП. При этом остаток денег на кошельке не должен превышать 60 тыс. руб., а общая сумма переводов ежемесячно не должна превышать 200 тыс. руб. Для прохождения упрощенной идентификации нужно на сайте или в мобильном приложении электронного кошелька ввести свои паспортные данные и сведения о СНИЛС/ИНН.

Месяцем ранее в Госдуму был внесен еще один законопроект о регулировании использования электронных кошельков. Согласно законопроекту, граждане России должны будут отчитываться налоговым органам об использовании иностранных электронных кошельков. За отказ делать это его авторы предлагают штрафовать россиян на 40% суммы, перечисленной на эти кошельки за год.

Коммерсант

Минфин предложил ЦБ обменяться тайнами

Налогоплательщики обретают новую степень прозрачности

Минфин подготовил поправки, которые расширяют доступ налоговиков к банковской тайне — они смогут получать данные об операциях по счетам банков и их клиентов не только по запросу, как сейчас, а в рамках регулярного информационного обмена с ЦБ. Банк России, в свою очередь, сможет получать от ФНС сведения, составляющие налоговую тайну. Такой «обмен тайнами» призван облегчить собираемость информации обо всех денежных потоках в стране и де-факто делает возможным контроль расходов и доходов как минимум в отношении компаний. В ФНС подчеркивают, что речь об отмене банковской и налоговой тайны не идет и что к выпискам по операциям по счетам физлиц непосредственного доступа у налоговиков не будет. Изменения укладываются в ранее объявленные планы работы ФНС «с большими данными» и делают отношения государства и налогоплательщика гораздо более прозрачными.

Минфин опубликовал два законопроекта, которые должны обеспечить более широкий, чем сейчас, обмен данными о налогоплательщиках между ЦБ и ФНС. Предполагается, что ЦБ будет передавать налоговикам сведения, составляющие банковскую тайну, ФНС же предоставляет Банку России данные, охраняемые налоговой тайной. В пояснительной записке к проекту сказано, что это необходимо, поскольку «недобросовестные налогоплательщики, реализуя политику агрессивного налогового планирования, применяют все более сложные схемы ухода от налогообложения, характеризующиеся высокой латентностью».

Такой «обмен тайнами» должен повысить эффективность налоговиков по выявлению схем минимизации налогов.

ЦБ же, получив сведения о доходах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информацию о сомнительных операциях, об имуществе, объектах налогообложения и задолженности перед бюджетом клиентов банков, страховщиков и так далее, сможет более качественно исполнять свои функции регулятора.

Поясним, что сейчас банки передают налоговикам в автоматическом режиме информацию только об открытии/закрытии счетов или изменении реквизитов в рамках валютного контроля, об операциях по счетам они могут узнавать только по запросу. Информобмен между ЦБ и ФНС регулируется межведомственным соглашением. В частных беседах представители банковского сообщества утверждают, что этот обмен происходит на «минимальных оборотах».

В случае же принятия поправок его объемы существенно увеличатся — ЦБ придется раскрывать налоговикам чуть ли не всю доступную ему информацию о банках и клиентах.

Отметим, что тема расширения информобмена между налоговиками и ЦБ содержится в «Основных направлениях налоговой политики на 2021–2023 годы» Минфина. В этом ведомстве “Ъ” вчера пояснили, что реализация новых мер будет способствовать обелению экономики и не затронет интересы добросовестных налогоплательщиков за счет применения риск-ориентированного подхода при отборе объектов для налогового контроля. «Важно, что массового обмена данными не предполагается. Перечень документов и сведений, подлежащих обмену, будет определяться соглашением между Банком России и ФНС»,— говорят в министерстве. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, будет у ограниченного круга лиц, а обмен будет осуществляться с использованием защищенных каналов связи и предполагает административную и уголовную ответственность за разглашение любых данных.

В ФНС подчеркивают, что речь не идет об отмене банковской или налоговой тайны — в соответствии с НК все получаемые налоговыми органами сведения о налогоплательщиках составляют налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. В службе отмечают, что изменения позволят существенно сократить количество запросов в банки о представлении сведений об операциях по счетам их клиентов. «Это снизит трудовые и материальные затраты, повысит эффективность риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвратит ущерб от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов»,— заявили “Ъ” в службе. Там подчеркнули, что законопроекты не предусматривают непосредственного получения доступа к выпискам по операциям на счетах физических лиц. Такие сведения, как и прежде, можно будет получить только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя или замруководителя ФНС при проведении налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребовании у них документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, то есть в очень узком перечне случаев.

Экспертов нововведения не пугают.

«Новый порядок повысит уровень автоматизации взаимодействия между налоговыми органами и Банком России в части контроля за налогоплательщиками и предотвращения использования схем по уходу от уплаты налогов. В контексте тренда на рост собираемости налогов данная мера выглядит логичной»,— говорит партнер КПМГ в России и СНГ Михаил Клементьев. По словам управляющего директора рейтингового агентства НКР Станислава Волкова, изменения коснутся не столько банков, сколько их клиентов. «Налоговая и сейчас может многое запросить о банковских счетах клиента, а после уточнения взаимодействие может быть более полным»,— сказал он “Ъ”.

Партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александра Амбрасовская поясняет, что сейчас налоговые органы имеют право запрашивать сведения о счетах и операциях клиентов банков у них самих, а не централизованно через Центральный банк. При этом прямое информационное взаимодействие между ЦБ и ФНС носит в основном технический характер и касается банков, а не их клиентов. «Примечательно, что законопроект подчеркивает особый характер отношений ЦБ и ФНС, делегировав им право самостоятельно согласовать перечень документов и сведений, а также порядок их представления налоговым органам. В этой связи эффективность обмена банковской и налоговой тайнами зависит от условий этого соглашения, хотя принципиально этот механизм может существенно облегчить собирание всей мозаики денежных потоков клиентов банков и повысить прозрачность финансовой среды в целом»,— уверена Александра Амбрасовская.

По словам директора юридического департамента МКБ Ирины Гудковой, после принятия поправок ЦБ будет вправе сообщать сотрудникам налоговых органов широкий круг сведений, ставших известными ему в рамках надзорной деятельности. В самом ЦБ новые горизонты регулирования комментировать не стали.

Отметим, что задуманный Минфином «обмен тайнами» укладывается в ранее объявленные планы работы ФНС «с большими данными» и делает отношения государства и налогоплательщика гораздо более прозрачными.

Возможность получения информации о большой части денежных потоков в стране де-факто делает возможным контроль расходов и доходов как минимум в отношении компаний.

Коммерсант

Жилищно-коммунальная платформа

Банкам предложили объединить платежи за услуги ЖКХ

Ассоциация «Финтех» (АФТ) предлагает банкам создать платформу-агрегатор поставщиков услуг ЖКХ. Она призвана обеспечить для всех желающих банков возможность проводить любые платежи для населения, тем самым снизив уровень монополизации на рынке. Однако за присутствие на платформе придется платить поставщикам услуг, причем не в рамках прямых договоренностей с банками, а по правилам и тарифам Системы быстрых платежей (СБП) ЦБ.

Как стало известно “Ъ”, АФТ хочет запустить проект «Платформа-агрегатор поставщиков услуг (платформа ЖКХ)». В письме ассоциации банкирам говорится, что они должны оценить проект и дать ответ о намерении участвовать в его реализации до 18 декабря. Как следует из презентации, с которой ознакомился “Ъ”, речь идет о создании единой платформы для оплаты услуг ЖКХ и др., куда подключатся и поставщики услуг и банки. Расчеты в системе будут происходить с помощью СБП ЦБ. Тарифы на платежи ограничены 0,4–0,7% в зависимости от поставщика услуги, для граждан они бесплатны.

В презентации утверждается, что сейчас на рынке существует «монополизация услуг» (крупнейшие игроки Сбербанк и «Почта России») и большинство банков лишены возможности предоставлять клиентам возможность оплаты ЖКХ из-за прямых договоренностей крупных конкурентов с поставщиками. Речь идет не только о коммунальных услугах, но и, например, интернет-провайдерах, детских садах, школах и так далее.

В 2015–2019 годах, по данным BusinesStat, оборот рынка ЖКУ увеличился на 26,5%: с 2,22 трлн до 2,81 трлн руб. По прогнозам компании, в 2020 году оборот рынка ЖКУ сократится на 4,9%, до 2,67 трлн руб. В 2021 году оборот вырастет на 6,6%, до 2,85 трлн руб.

Как сообщили “Ъ” в АФТ, инициатива исходит от одного из участников ассоциации (название не раскрывается). «Для анализа востребованности этих изменений рынком ассоциация запустила опрос,— пояснили там.— Планируется дать оценку инициативы, проанализировать риски». В ЦБ сказали, что готовы обсудить с участниками рынка «итоги этой работы».

В официальных беседах банкиры осторожны. Как сообщили “Ъ” в банке «Открытие», основным плюсом идеи выглядит отсутствие необходимости заключать договор с поставщиками. «Из минусов мы бы указали на отсутствие возможности уникального сотрудничества между банком и поставщиком, так как все банки—участники СБП будут в равных условиях,— отметили там.— Кроме того, подключение, скорее всего, смогут организовать только крупные поставщики». ВТБ заинтересован в участии в проекте, как и Райффайзенбанк и Почта-банк. Член правления Альфа-банка Иван Пятков назвал проект «возможностью дать всем клиентам удобный и недорогой сервис для оплаты ЖКХ, доступный через любой банк».

Эльвира Набиуллина, глава ЦБ, о комиссиях по оплате услуг ЖКХ, 24 июля: «Мы считаем важным рассмотреть вопрос, как и кто, за счет чего будет банкам компенсировать те расходы, которые у них неизбежно возникают, когда банки администрируют такого рода платежи»

Зампред правления «Русского стандарта» Елена Петрова также подтвердила участие в проекте: «Сейчас на рынке очень много различных агрегаторов, которые имеют свои базы поставщиков услуг, а также один крупный монополист. Создание национальной единой платформы агрегатора поставщиков услуг позволит объединить всю информацию в одном месте».

В Московском кредитном банке (МКБ) надеются, что система со временем позволит предоставить клиентам максимально широкий спектр поставщиков услуг для оплаты счетов, а самим банкам поможет экономить ресурсы: «Мы рассмотрим участие в проекте после детального изучения». В Сбербанке и «Почте России», которые являются крупнейшими игроками на рынке платежей за ЖКУ, на запросы “Ъ” не ответили.

Однако в неформальных разговорах банкиры звучат уже далеко не так лояльно. «Для нас подобная структура — конкурент, который хочет выйти на уже сформированный рынок»,— отмечает один из крупных игроков. «Истинная цель проекта — обеспечение объемов для СБП. Речь не только о ЖКУ, где у СБП сейчас 0,4% комиссии, но и о других, где 0,7% комиссии,— уверен представитель одного из крупнейших банков.— Нам это точно невыгодно, и даже для небольших банков смысл участия весьма неочевиден».

Коммерсант

Принят в первом чтении законопроект о праве заемщика продать имущество в залоге по рыночной цене

Госдума приняла в первом чтении законопроект о предоставлении гражданину права самостоятельной продажи имущества, находящегося в залоге у банка, по максимально выгодной цене. Об этом сообщается на сайте нижней палаты российского парламента.

Как пояснила автор законопроекта — заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая, документ предусматривает дополнительные меры поддержки граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

«Во взаимоотношениях с банком у заемщика всегда зависимое положение, и очень важно, чтобы правила взаимодействия, установленные законом, предусматривали дополнительные гарантии и поддержку человеку, — считает она. — Анализ ситуации показал, что когда у человека возникают трудности и он по тем или иным причинам не может далее выплачивать сумму займа, у банка есть право взыскивать имущество должника, находящееся под залогом. Действующая процедура обращения взыскания на имущество чрезвычайно невыгодна человеку: он фактически оплачивает и оценку этого имущества, и торги, а самое главное — на протяжении длительного времени, пока торги происходят, у него продолжает накапливаться долг. И сумма реализации этого имущества оказывается, как правило, ниже рыночной, ею нельзя компенсировать все потери и выплаты».

По словам Яровой, чтобы в корне изменить ситуацию, «протянуть руку помощи гражданам и поддержать их в трудной жизненной ситуации, предлагается создать новую процедуру в пользу заемщиков, когда они смогут самостоятельно на протяжении шести месяцев принять меры к реализации своего имущества по рыночной цене». «Это даст возможность человеку возместить те выплаты, которые он производил ранее, рассчитаться с банком. Конечно, это и снятие серьезных обременений с дополнительными выплатами в пользу третьих лиц, которые достигают 3—7%», — пояснила депутат.

Предлагается новый формат отношений заемщика и банка, с большим паритетом отношений. «Если гражданин подает такое заявление, банк будет не вправе ему отказать, потому что сам законодательный механизм предполагает взаимодействие с человеком, создание и банком условий для того, чтобы человек мог выйти из трудной жизненной ситуации, реализовать имущество именно по рыночной цене», — сказала она.

Законодательная инициатива обсуждалась с экспертами, банковским сообществом, добавила парламентарий. «Мы нашли полное взаимопонимание. На наш взгляд, это тоже очень важно. Потому что в целом можно говорить о том, что вся государственная политика в России сегодня ориентирована на человека и на построение в обществе того формата договорного взаимодействия, где укрепляется положение гражданина, поднимается уровень его прав и возможностей. И, конечно, это новый формат и на перспективу того, как банки будут выстраивать отношения с гражданами», — отметила Яровая.

«Даже имея долговые обременения, человек в любом случае должен иметь благоприятную возможность к разрешению самой сложной жизненной ситуации», — заключила автор инициативы.

Banki.ru

Сбер запустил сервис биометрической оплаты покупок в кафе Prime

Услуга доступна в Москве для владельцев карт Visa.

Сервис был запущен в нескольких кафе PRIME в Москве в июле 2020 года, а теперь доступен во всех точках этой сети в столице.

Чтобы воспользоваться новой возможностью, необходимо открыть мобильное приложение СберБанк Онлайн и выбрать пункт «Оплата одним взглядом» в разделе «Карты» или «Профиль». Далее необходимо следовать простой инструкции. После активации режима «Оплата одним взглядом» достаточно сообщить на кассе о желании оплатить заказ лицом, на пару секунд снять маску и посмотреть в камеру. Ни банковская карта, ни смартфон не понадобятся.

«Биометрические платёжные решения постепенно становятся нормой жизни — это уже не футуристика, а реальность. У такого способа оплаты — масса преимуществ: прежде всего это полностью бесконтактный способ оплаты, при котором не требуется дополнительных манипуляций с картой или смартфоном. При этом сам процесс такой же быстрый, как и оплата по NFC, а средство платежа невозможно потерять, украсть или подделать. И даже если наличные деньги, банковские карты и смартфон остались дома, покупатель всё равно сможет оплатить заказ. Думаю, что в течение нескольких лет мы привыкнем оплачивать покупки взглядом — так же, как когда-то научились делать это банковской картой и смартфоном. Мы рады, что наши партнёры в PRIME и Visa разделяют это видение и помогают совершенствовать клиентский опыт. Пилотный проект, запущенный летом этого года в нескольких московских кафе PRIME, доказал свою эффективность, поэтому сегодня мы тиражируем его на все кафе этой сети в столице и приглашаем клиентов протестировать новые технологии», — сказал Дмитрий Малых, Директор дивизиона «Эквайринг» Сбербанка.

«Нам нравится предоставлять гостям возможность пробовать инновационные сервисы и услуги. Летом этого года мы поддержали инициативу Сбербанк и Visa и первыми запустили оплату по биометрии лица в 30 кафе PRIME в тестовом формате. Технология хорошо себя показала, и мы увидели интерес со стороны наших гостей, которые нашли её быстрой и удобной. Это в первую очередь актуально для постоянных клиентов PRIME — сотрудников ближайших офисов, студентов. Считаем, что оплата по биометрии отвечает духу времени, современным реалиям бесконтактной коммуникации и подчёркивает нашу концепцию комфортного потребления», — Мария Лошкова, Директор по маркетингу и коммуникациям сети кафе PRIME.

Plusworld

ВТБ выдал МТС банковскую гарантию на 392 млн рублей через платформу Мастерчейн

Это стало первой в России сделкой по выдаче банковской гарантии в режиме промышленной эксплуатации российской блокчейн-платформы.

Мастерчейн – первая сертифицированная в России блокчейн-платформа, в которой используются российские средства крипт

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}