Введение
1 июля 2014 года в США в полном объеме вступил в силу закон «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act — FATCA), принятый в 2010 году и призванный ограничить граждан США в возможностях уклонения от уплаты налогов. В соответствии с FATCA, российские кредитные и иные финансовые организации (в терминологии FATCA иностранные финансовые институты Foreign Financial Institutions (FFI), далее по тексту — организации финансового рынка, должны предоставлять Налоговому управлению США (IRS) сведения о своих клиентах-американских налогоплательщиках самостоятельно, заключив соглашения с IRS.
Участвующие в FATCA организации финансового рынка обязаны удерживать штрафной налог в размере 30% с отдельных выплат, в том числе процентов, дивидендов, доходов от реализации ценных бумаг, в пользу неучаствующей в FATCA или имеющий статус Limited FFI российской кредитной или иной финансовой организации, а также в пользу клиентов, отказавшихся участвовать в процессе FATCA. В частности, неучаствующие в FATCA российские организации финансового рынка и их клиенты, покупающие американские ценные бумаги, могут лишиться 30% дохода по процентам и дивидендам с этих бумаг.
Настоящая информация подготовлена НП «НПС» на основании рекомендаций и ответов IRS, размещенных на официальном сайте IRS. Однако, обращаем внимание, что перечень вопросов, комментарии по которым изложены в данном документе не является исчерпывающим и не представляет собой любого вида консультации по применению FATCA.
Первый пункт американского «Билля о правах налогоплательщиков» гласит: «налогоплательщики имеют право знать, что необходимо делать, чтобы налоговое законодательство было соблюдено». Налогоплательщики вправе получать все необходимые разъяснения по законодательству и процедурам IRS.
Руководствуясь изложенным выше положением, IRS на своем официальном сайте размещает все официальные документы, касающиеся FATCA, в том числе инструкции, правила, уведомления и объявления IRS http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/FATCA-Regulations-and-Other-Guidance.
Дополнительно на официальном сайте IRS регулярно размещаются разъяснения и рекомендации IRS для иностранных финансовых институтов и юридических лиц по выполнению требований FATCA, в частности по вопросам регистрации и порядком выявления американских налоговых резидентов, а также ответы на «часто задаваемые вопросы по FATCA» (FAQ) http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/FATCAFAQs.
О регистрации FFI на веб-сайте «FATCA Registration Website»
Российские организации финансового рынка (FFI), зарегистрировавшиеся в качестве участвующих на веб-сайте «FATCA Registration Website», получают от IRS регистрационный код — Global Intermediary Identification Number (GIIN), который закрепляется за FFI до тех пор, пока он участвует в FATCA. Указанный веб-сайт обеспечивает защищенную круглосуточную подачу заявлений на регистрацию согласно требованиям FATCA из любой точки мира. Последние рекомендации IRS по процедуре регистрации размещены http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/p5118.pdf.
FFI может пройти процедуру регистрации также путем подачи заявления на бумажном носителе, но IRS не приветствует такую форму регистрации.
FFI может получать различную информацию о своем статусе, по вопросам налогообложения и подавать заявления через личный кабинет налогоплательщика на сайте IRS https://sa.www4.irs.gov/fatca-rup/.
О перечне участвующих FFI на официальном сайте IRS
На официальном сайте IRS размещен перечень участвующих FFI, прошедших регистрацию в IRS и получивших GIIN (http://apps.irs.gov/app/fatcaFfiList/flu.jsf). Указанный перечень доступен для скачивания одним файлом, а также, для удобства использования заинтересованные лица могут воспользоваться опцией «поиск», которая позволяет быстро найти определенный FFI по GIIN, названию FFI или государству, где данный FFI зарегистрирован. Обновление перечня FFI должно осуществляться ежемесячно: при обновлении в него включаются сведения о FFI, которые прошли регистрацию в IRS и получили GIIN не позднее, чем за пять рабочих дней до окончания предыдущего месяца. IRS для удобства пользователей ресурса подготовила подробное пошаговое руководство http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/p5147.pdf.
Разъяснения IRS, касающиеся сведений о FFI, включенных в опубликованный перечень, можно посмотреть на сайте IRS в разделе часто задаваемые вопросы http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/IRS-FFI-List-FAQs.
В опубликованный перечень FFI, включаются и те FFI, которые зарегистрированы в государствах, заключивших межправительственные соглашения о выполнении требований FATCA как по Модели 1 так и по Модели 2[1]. Сведения о действующих межправительственных соглашениях, о соглашениях, которые подписаны, но еще не вступили в силу, а также о соглашениях, переговоры по условиям которых уже завершены и подписание которых ожидается в ближайшее время, можно получить на официальном сайте Министерства финансов США http://www.treasury.gov/resource-center/tax-policy/treaties/Pages/ FATCA-Archive.aspx.
Согласно рекомендациям IRS, при принятии решения об удержании штрафного налога с FFI, можно полагаться на перечень FFI, опубликованный на официальном сайте IRS, в целях проверки GIIN, и, следовательно, можно не удерживать штрафной налог с платежей, поступающих в пользу FFI, внесенных в данный перечень. Несмотря на указанные рекомендации, полагаем необходимым обратить внимание на отсутствие установленной FATCA обязанности по проверки предоставленных контрагентами сведений на официальном сайте IRS, а также о возможных неточностях в сведениях о FFI, включенных в перечень на официальном сайте IRS.
В тоже время, как подчеркивает IRS, FATCA содержит четкие требования в отношении лиц, к которым могут применяться штрафные удержания. Несмотря на то, что многие юридические лица зарегистрировались в IRS и получили GIIN в целях освобождения поступающих в их адрес платежей от штрафных удержаний, для многих юридических лиц регистрация в IRS и получение GIIN согласно FATCA не требуется, и, следовательно, чтобы поступающие в их адрес платежи, не попадали под штрафные удержания, они должны соответствовать иным требованиям, установленным FATCA.
О выполнении отдельных требований FATCA
2014 и 2015 годы рассматриваются IRS как переходный период для начала действия FATCA, основной задачей которого является создание комфортных условий для приведения FFI своей деятельности в соответствие с FATCA.
Одним из основных требований, предъявленных FATCA к FFI и другим юридическим лицам, несущим обязанности согласно FATCA, является проведение ими специальных комплексных процедур (с подробной информацией по пороговым значениям сумм на счетах и допущениям) по новым и ранее открытым счетам для идентификации так называемых «американских» счетов – счетов американских налогоплательщиков. Владельцами (держателями, инвесторами, клиентами) таких финансовых счетов являются:
- граждане США (физические и юридические лица, партнерства, американские доверительные собственники); либо
- «американские» юридические лица — юридические лица, страной инкорпорации которых являются США, а также «американские» иностранные компании (в которых более 10% процентов долей в их уставном капитале (акций, доходов в товариществе, бенефициарного интереса в трасте) принадлежит налоговым резидентам США (гражданину США, постоянному резиденту США или «американскому» юридическому лицу).
Следует учитывать, что FATCA устанавливает только 7 признаков, которые могут указывать на статус налогового резидента США:
- Гражданство или место проживания в США;
- Место рождения в США;
- Адрес проживания или почтовый адрес или номер почтового ящика, находящиеся в США;
- Номер телефона в США;
- Наличие постоянного поручения о регулярном переводе средств на счета, открытые в финансовых институтах, расположенных в США;
- Уполномоченный представитель или доверенное лицо Клиента с адресом в США; либо
- Единственным адресом клиента, известным финансовой организации, является адрес до востребования или номер почтового ящика на территории США
Объектом контроля FATCA являются счета, открытые лицами, указанными выше (U.S. Accounts). Под U.S. Account понимается любой финансовый счет, открытый в FFI и находящийся во владении одного или более налоговых резидентов США.
При этом следует учитывать, что начальный анализ счетов существующих клиентов – физических лиц, проводится при условии, что баланс счета превышает 50 тыс. долларов США, а анализ счетов существующих клиентов – юридических лиц, проводится при условии, что баланс счета превышает 250 тыс. долларов США по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Также согласно требованиям FATCA следует выявлять, среди прочих, также следующие инвестиционные инструменты:
- ценные бумаги и долговые инструменты, не имеющие свободного обращения на фондовом рынке, а также доли участия в трастах;
- страховые контракты с инвестиционным компонентом (аннуитетные контракты, а также контракты с возможностью прямого получения денежных средств в случае расторжения контракта).
Полученная по результатам анализа клиентской базы информация о конкретных счетах и налогоплательщиках должна быть своевременно направлена в IRS.
На сайте IRS размещены в электронном виде формы отчетности, подлежащие заполнению согласно требованиям FATCA, а также инструкции по их заполнению по итогам 2014 года http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/FATCA-Related-Forms
В частности, приведены формы и инструкции по их заполнению
- 1042 — http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/f1042.pdf , инструкция по заполнению http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/i1042.pdf
- 1042-S http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/f1042s.pdf, инструкция по заполнению http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/i1042s.pdf
- 8966 http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/f8966.pdf, инструкция по заполнению http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/i8966.pdf
- W-8BEN — http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw8ben.pdf, инструкция по заполнению http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/iw8ben.pdf
- W-8BEN-E http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw8bene.pdf, инструкция по заполнению http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/iw8bene.pdf
- W-8ECI http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw8eci.pdf, инструкция по заполнению http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/iw8eci.pdf
- W-8EXP http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw8exp.pdf, инструкция по заполнению http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/iw8exp.pdf
- W-8IMY http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw8imy.pdf, инструкция по заполнению http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/iw8imy.pdf.
Сводная информация о сроках вступления в силу положений FATCA приведена на официальном сайте IRS:
http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/Summary-of-FATCA-Timelines.
О сроках отчетности, начиная с 1 января 2015 года.
Отчетность (представляемая финансовыми институтами) за 2014 год |
|
До 31 марта (или 30 июня) 2015 года (для FFI, зарегистрированные в государствах, не заключивших межправительственные соглашения или заключивших межправительственные соглашения по Модели 2, в том числе для юридических лиц, созданных по законодательству РФ)
|
1. Имя/ наименование владельца счета (для пассивных нефинансовых иностранных организаций только имя/наименование существенного (-ых) (контролирующего(-их)) собственника (-ов) – налогоплательщика (-ов) США) 2. Имя/ наименование владельца счета – налогоплательщика США, имеющего идентификационный номер налогоплательщика США (TIN) Для пассивных нефинансовых иностранных организаций существенного (-ых) (контролирующего(-их)) собственника (-ов) – налогоплательщика (-ов) США) 3. Адрес владельца счета Для пассивных нефинансовых иностранных, только адрес (-а) существенного (-ых) (контролирующего (-их)) собственника (-ов) – налогоплательщика (-ов) США) 4. Номер счета 5.Остаток по счету или стоимость активов 6. По счетам, владельцами которых являются лица, уклоняющиеся / отказывающиеся от сотрудничества в рамках FATCA (отказники) общее количество таких счетов и общую сумму остатков по таким счетам или суммарную стоимость активов
|
До 31 марта 2016 года (для FFI, зарегистрированные в государствах, не заключивших межправительственные соглашения или заключивших межправительственные соглашения по Модели 2, в том числе для юридических лиц, созданных по законодательству РФ)
|
1. Имя/ наименование владельца счета (для пассивных нефинансовых иностранных организаций только имя/ наименование существенного (-ых) (контролирующего (-их)) собственника (-ов) – налогоплательщика (-ов) США) 2. Имя/ наименование владельца счета – налогоплательщика США, имеющего идентификационный номер налогоплательщика США (TIN) Для пассивных нефинансовых иностранных организаций существенного (-ых) (контролирующего (-их)) собственника (-ов) – налогоплательщика (-ов) США) 3. Адрес владельца счета Для пассивных нефинансовых иностранных, только адрес (-а) существенного (-ых) (контролирующего (-их)) собственника (-ов) – налогоплательщика (-ов) США) 4. Номер счета 5. Остаток по счету или стоимость активов 6. По счетам, владельцами которых являются лица, уклоняющиеся / отказывающиеся от сотрудничества в рамках FATCA (отказники) общее количество таких счетов и общую сумму остатков по таким счетам или суммарную стоимость активов 7. Полученный определенный доход (за исключением отдельных значительных доходов от продажи имущества или погашения задолженности) |
Отчетность (представляемая финансовыми институтами) за 2016 год и за последующие периоды |
|
До 31 марта каждого года (для FFI, зарегистрированные в государствах, не заключивших межправительственные соглашения или заключивших межправительственные соглашения по Модели 2, в том числе для юридических лиц, созданных по законодательству РФ)
|
1. Имя/ наименование владельца счета (для пассивных нефинансовых иностранных организаций только имя/ наименование существенного (-ых) (контролирующего (-их)) собственника (-ов) – налогоплательщика (-ов) США) 2. Имя/ наименование владельца счета – налогоплательщика США, имеющего идентификационный номер налогоплательщика США (TIN) Для пассивных нефинансовых иностранных организаций существенного (-ых) (контролирующего(-их)) собственника (-ов) – налогоплательщика (-ов) США) 3. Адрес владельца счета Для пассивных нефинансовых иностранных, только адрес (-а) существенного (-ых) (контролирующего (-их)) собственника (-ов) – налогоплательщика (-ов) США) 4. Номер счета 5. Остаток по счету или стоимость активов 6. По счетам, владельцами которых являются лица, уклоняющиеся / отказывающиеся от сотрудничества в рамках FATCA (отказники) общее количество таких счетов и общую сумму остатков по таким счетам или суммарную стоимость активов 7. Полученный доход (за исключением отдельных значительных доходов от продажи имущества или погашения задолженности) 8. Суммарный валовый доход, связанный с активами, размещенными на счетах депо (custodial accounts)
|
Необходимая информация о системе приема отчетности по форме 8966 через систему (сайт) IDES размещена на сайте IRS, в частности:
Описание регистрации на IDES http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/Enrollment-process.
Список рекомендуемых браузеров http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/Supported-browsers.
Список одобренных IRS поставщиков сертификатов http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/Digital-certificates.
Информация по инструментам сжатия передаваемой информации http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/Compression-tools
Обзор подготовки и передачи файлов http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/IDES-Data-Transmission-and-File-Preparation.
Списки и примеры файлов схемы FATCA http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/FATCA-IDES-Resources-and-Support-Information.
Там же открыт ИТ форум по вопросам отчетности http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/Global-IT-Forum.
В настоящее время доступ к участию на форуме ограничен в связи с ограниченными техническими возможностями сайта. Однако, при направлении заявки на указанный адрес электронной почты lbi.fatca.ides@irs.gov, FFI будет предоставляться доступ на определенные сессии. На указанный адрес электронной почты можно также задавать технические вопросы по FATCA. Ответы на часто встречающиеся технические вопросы также можно найти на сайте IRS http://www.irs.gov/Businesses/Corporations/FATCA-IDES-Technical-FAQs.
Материал подготовлен
НП «НПС»
при участии
Дмитрия Чистова,
эксперта по комплаенс,
ПОД/ФТ и FATCA
[1] Межправительственное соглашение о выполнении требований FATCA по Модели 1 предполагает межправительственный обмен информацией, т.е. FFI, страной регистрации которых является государство, заключившее такое соглашение, передают информацию о счетах американских налогоплательщиков, а также необходимую отчетность, уполномоченным государственным органам страны регистрации, которые, в свою очередь передают, эту информацию IRS.
Межправительственное соглашение о выполнении требований FATCA по Модели 2 предполагает, что FFI, страной регистрации которых является государство, заключившее такое соглашение, самостоятельно направляют информацию о счетах американских налогоплательщиков, а также необходимую отчетность в IRS.