Никуда банки не денутся, лишь трансформируются. Возможно, они отдадут часть своих функций, например платежи, финтеху, но в области кредитования и сбора депозитов банки будут лидировать всегда. В этом уверен председатель совета директоров Альфа-банка Петр Авен.
«Я много лет слышу о том, что не будет никаких банков, а уж то, что не будет „Альфы”, слышу вообще раз в три года»,— об этом заявил председатель совета директоров Альфа-банка Петр Авен.
У банков есть тот массив преимуществ, которых пока нет и, скорее всего, никогда не будет у финтехкомпаний, уверен Петр Авен. Первое преимущество — это банковская клиентская база и многолетние отношения, которые связывают банки и их пользователей. Так, у Альфа-банка накоплен массив данных на 6 млн клиентов. «Такие большие базы клиентов набираются годами, и они особенно ценятся в стране, в которой нет доверия ни у кого и ни к кому»,— считает Петр Авен.
Второе преимущество банков в том, что половина усилий всех советов директоров банков уходит на вопросы комплайенс-контроля, и ни одна финансово-техническая компания этими вопросами так глубоко заниматься не будет, уверен Авен.
Третье преимущество — банки имеют серьезные ИТ-платформы, в которые вложен не один миллион рублей и долларов, чего тоже нет у ИТ-компаний.
И кроме всего этого, банки имеют имя, которое тоже для клиентов очень важно. «Возможно, в области расчетов финтехи будут доминировать, а вот в областях выдачи кредитов и приема депозитов потребитель от банков никуда не денется»,— сообщил представитель Альфа-банка.
Авен уверен, что количество банков будет сокращаться, он подчеркнул, что сам он — приверженец идеи о том, что банков не должно быть много. Но те банки, которые сумеют воспользоваться своим преимуществом и используют все перечисленные выше достоинства, останутся на рынке.
При этом странно само противопоставление банков и финтехкомпаний, отметил Петр Авен. Сегодня на рынке только 60% финтеха не связано с банками. 20% денег на рынке финтеха — это прямые деньги банков, и еще 20% — это деньги из источников, связанных с банками, заявил он.
«Мы как банк устойчиво зарабатываем деньги не два-три года, а уже 20–30 лет. И мы посмотрим через два десятилетия на то, будут ли на рынке компании, сумевшие повторить наш опыт. Большой институт должен медленно эволюционно двигаться. Причина нашего успеха в том, что мы вообще не суетимся»,— заявил Петр Авен.
Выиграют только те банки, у которых будет удачно сочетаться онлайн и оффлайн. Без общения с народом построить серьезный финансовый институт невозможно, считает Петр Авен. Он отметил, что платформа Alibaba физически знакомится с каждым поставщиком своих товаров. Поэтому движение Сбербанка в сторону того, чтобы стать аналогом Alibaba, естественно, и у Сбербанка есть все шансы стать новым Alibaba.
«Сегодня умение общаться физически постепенно исчезает, и многие даже считают это доблестью. Но скоро именно умение общаться с живым человеком станет большой ценностью — и тенденция пойдет вспять, из онлайна в офлайн»,— уверен Петр Авен.