Региональный вице-президент Western Union в странах Восточной Европы, СНГ, Пакистане и Афганистане Александру Будулеску рассказал о настоящем и будущем денежных перевод

В этом году компания Western Union отмечает юбилей — 25 лет в России. Столько же исполняется и отечественному рынку денежных переводов. Оглядываясь назад и анализируя пройденный путь, региональный вице-президент Western Union в странах Восточной Европы, СНГ, Пакистане и Афганистане Александру Бадулеску размышляет о трендах на рынке денежных переводов и о том, что ждет их в будущем.

Компания Western Union появилась в России 25 лет назад, в 1991 году. Оглядываясь назад, можно смело сказать, что 1991 год был чрезвычайно сложным.

Тем не менее, мы гордимся тем, что история развития нашего бизнеса здесь, равно как и история современной России, берут свое начало примерно в одно и то же время. Western Union стала одной из самых первых систем денежных переводов на российском рынке, который был и остается стратегически важным для нашей компании. На протяжении четверти века наша компания успешно развивается в России. Но я бы хотел сразу отметить, что все эти 25 лет успеха никогда бы не стали реальностью без наших партнеров и постоянных клиентов.

Имея за плечами опыт работы в банковской сфере, я присоединился к компании в 2000 году в качестве операционного менеджера, а затем отвечал за развитие бизнеса Western Union в Румынии, Молдове и Болгарии. В Москву я переехал пять лет назад, в 2011 году, уже в качестве регионального вице-президента Western Union в странах Восточной Европы и СНГ.

До переезда я посещал Москву только во время коротких деловых поездок, и должен признаться, что в России и, в частности, Москве, всегда находилось множество вещей, которые приводили меня в восторг. Здесь все было немного по-другому по сравнению с теми странами, где я работал раньше. Если говорить об особенностях российского рынка с точки зрения бизнеса, первое, что мне приходит на ум,— это размер рынка, с его огромными возможностями и потенциалом. Во-вторых, это стремительно меняющиеся тренды, которые формируют и сам рынок, и потребности людей. В-третьих, это очень высокая конкуренция: на российском рынке много сильных игроков, которые предлагают необходимые целевой аудитории продукты.

Мое личное знакомство с этой замечательной страной было таким же удивительным: чем больше я узнавал о России и о Москве, тем сильнее меня поражали люди, искусство, спорт, еда и возможности для культурного досуга — невероятное богатство!

Возвращаясь к теме бизнеса, отмечу интересный момент. Когда компания Western Union только пришла на российский рынок в начале 1990-х, все было просто — одна доступная для операций валюта, один канал (переводы наличными) и всего несколько пунктов обслуживания. Однако все эти годы бизнес нашей компании постепенно развивался, равно как и российский рынок денежных переводов. Благодаря совместным с нашими партнерами усилиям, теперь мы предлагаем не только разнообразные продукты, но и различные каналы денежных переводов. Для нас крайне важно соответствовать меняющимся потребностям клиентов и предоставлять им максимум выбора и удобства. Мы действительно занимаем высокие позиции на рынке, при этом сохраняя гибкость в таких вопросах, как цена услуг, линейка продуктов и каналов. Тем не менее, приоритетной для нас все так же остается поддержка наших партнеров и клиентов.

Стоит отметить, что на рынке финансовых услуг появляется все больше и больше игроков (в том числе, и из других индустрий). В результате меняются и «традиционные» модели поведения, граница между конкуренцией и сотрудничеством на рынке финансовых услуг в целом и денежных переводов в частности сегодня становится очень прозрачной. Учитывая это, на мой взгляд, большая часть роста рынка в дальнейшем будет происходить именно благодаря комбинированию, в том числе и каналов.

Еще одна особенность 25-летней истории российского рынка денежных переводов заключается в том, что в 1991 году на отечественном рынке доминировали входящие денежные переводы, однако вскоре после этого Россия превратилась в серьезного игрока среди стран-отправителей. Тенденция роста исходящих денежных переводов, вызванная ростом российской экономики, сохранялась вплоть до 2014 года. Но к сожалению, на протяжении последних трех лет рынок переживал неспокойные времена. Замедление экономического роста в 2014 году, падение цен на нефть и последующая девальвация рубля привели к сокращению притока мигрантов. Совокупность всех этих факторов вызвала сокращение объема исходящих денежных переводов и даже оказала негативное влияние на некоторые экономики стран СНГ.

Если говорить о тренде сокращения объемов исходящих транзакций, то он продолжился и в 2015 году. С другой стороны, девальвация рубля ускорила рост объема входящих транзакций в начале 2015 года, так как каждый доллар США, отправленный в Россию, стал обладать большей ценностью и значением для поддержки семьи или удовлетворения личных экономических потребностей, включая покупки. По данным ЦБ РФ за 2015 год, российский рынок входящих денежных переводов продемонстрировал отрицательную динамику. А по данным ЦБ РФ за первое полугодие 2016 года, снижение коснулось уже объемов как входящих, так и исходящих денежных переводов. На наш взгляд, в текущих обстоятельствах, участникам российского финансового рынка важно постоянно пересматривать свои стратегии и адаптировать их под потребности клиентов, ведь именно следование за клиентом и его предпочтениями и есть суть развития всех компаний, желающих оставаться востребованными.

Если продолжить тему самых последних тенденций, то стоит отметить все более активное проникновение цифровых технологий в ежедневную рутину каждого из нас. Для этого есть как минимум несколько причин: во-первых, цифровая сфера предоставляет более удобный для использования интерфейс, который среди прочего включает и мобильные приложения; во-вторых, количество мобильных аккаунтов, например на развивающихся рынках, уже начало превышать количество банковских счетов. По данным McKinsey & Co., к 2017 году уровень проникновения смартфонов среди населения, предположительно, составит более 50%, в то время как треть миллениалов считают, что уже через пять лет они даже не будут нуждаться в банках.

Сегодня люди постоянно находятся в движении, даже больше, чем когда-либо, используют мобильные устройства и социальные сети, чтобы всегда оставаться на связи, получать информацию и заниматься своими делами. Согласно исследованию Nielsen, 44% онлайн-потребителей в России использовали мобильные устройства для совершения покупки хотя бы один раз за последние полгода (во всем мире этот показатель в среднем составляет 38%).

Что касается денежных переводов, то, согласно недавнему опросу, проведенному по заказу Western Union, более 50% респондентов считают, что самый важный аспект при совершении денежных переводов — «удобство». Прислушиваясь к предпочтениям клиентов, мы стремимся соответствовать меняющимся запросам потребителей и предоставлять им возможность отправлять денежные переводы в любом месте и в любое время, с использованием тех каналов, которые им удобны.

Три года назад мы запустили услугу денежных переводов онлайн на нашем сайте и продолжаем расширять электронные каналы, интегрируем эту услугу в системы онлайн-банкинга, позволяя нашим потребителям отправлять денежные переводы максимально быстро и удобно. Должен признать, что мы гордимся тем, что именно российский рынок стал одним из самых успешных примеров реализации глобальной мультиканальной стратегии Western Union.

В заключение я бы хотел отметить, что спустя эти 25 лет мы все так же продолжаем работать ради наших клиентов и поддерживать тот уровень доверия и удобства, которого они ожидают от такой всемирно известной компании, как Western Union.

Bankir.ru

 

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}