Многие российские банки ощутили на себе последствия ужесточения антиотмывочной политики ЦБ. Регулятор счел, что более 20 банков чрезмерно вовлечены в сомнительные операции своих клиентов, и на прошлой неделе разослал этим банкам предписания, ограничивающие деятельность. В ближайшее время аналогичные меры могут быть приняты еще к полусотне банков.
О том, что в конце прошлой недели около 20 банков получили предписания от ЦБ, сообщили участники форума банковских аналитиков Mbkcentre.ru. Источники «Ъ» на банковском рынке считают, что это первые результаты работы территориальных учреждений ЦБ по борьбе с банками, вовлеченными в проведение сомнительных операций. О масштабах проблемы свидетельствует тот факт, что всего в высокой степени вовлеченными в проведение сомнительных операций насчитывается более 70 банков только в Московском регионе, отмечают собеседники «Ъ», то есть около 14% зарегистрированных в Москве и Московской области кредитных организаций (по данным на 1 октября, таковых насчитывалось 506 организаций).
Признаки банков, которые ЦБ считает увлекающимися сомнительными операциями, а также санкции к нарушителям перечислены в недавно опубликованном письме Банка России (см. справку). В октябре, после отзыва лицензии у подмосковного банка «Пушкино», председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила о необходимости очистить банковскую систему от проблемных банков, проводящих сомнительные операции с нарушением законодательства и недостаточно финансово устойчивых. С начала года ЦБ уже отозвал лицензии у 18 банков. Активность ЦБ в этом вопросе уже привела к появлению законодательных поправок, которые выводят из-под страхования вклады, открытые после введения регулятором запрета на привлечение средств граждан.
Впрочем, ожидать действительно массового отзыва лицензий из-за сомнительных операций не стоит, считают собеседники «Ъ». «Если говорить об объеме сомнительных операций 5 млрд руб., то это довольно много и встречается крайне редко даже у крупных банков, а что касается превышения пятипроцентной планки по оборотам, то не все операции, относимые законодательством к числу сомнительных, на самом деле отмывочные»,— поясняет руководитель департамента финмониторинга банка из топ-50.
Однако введение ограничений по мотивам отмывочной деятельности будет в дальнейшем способствовать утрате банком лицензии по бизнес-причинам, считают участники рынка. «В подавляющем большинстве случаев кредитным организациям не удается сохранить лицензию, если ограничения вводятся именно по причине нарушения антиотмывочного законодательства»,— отмечает начальник департамента финмониторинга крупного банка. «Вопрос в том, каковы будут потери банка от ограничения деятельности из-за предписаний и будет ли он способен нормально существовать после этого, даже если проверка не выявит оснований для отзыва лицензии»,— отмечает топ-менеджер банка из топ-100. «Например, ограничение на осуществление переводов по поручению клиентов фактически приостанавливает деятельность банка, он не зарабатывает деньги, это фактически приостановка бизнеса»,— поясняет начальник управления финмониторинга банка, входящего в двадцатку крупнейших.
По мере того как круг замеченных в отмывании банков будет сужаться, соответствующая услуга будет дорожать, отмечают эксперты. «Сомнительные операции, безусловно, будут проводиться и дальше, но негласная стоимость услуги в банках, которым для этого потребуется теперь повышенная защита, будет расти»,— отмечает директор по развитию компании Wealth Private Technology Solutions Алексей Гусев. Кроме того, полностью решить проблему санкции к банкам не позволят еще и потому, что банковский канал отмывания средств может быть заменен другим, считают собеседники «Ъ». «В частности, отмывать средства можно через рынок ценных бумаг, преступники используют терминальные сети, микрофинансовый рынок, ломбарды, а также новые технологии, в частности, платежные системы, в которых рассчитываются виртуальными валютами. Необходимо принять законодательные изменения, которые сделают бизнес на отмывании денег экономически не выгодным. Административное давление на банки только ухудшит ситуацию»,— полагает вице-президент некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Александр Наумов.