Развитие электронного документооборота кредитных организаций и иных участников финансового рынка предполагает сокращение практики использования последними документов на бумажных носителях как в отношениях между собой, так и в отношениях с клиентами. Информационный интернет-ресурс ФНС России мог бы в значительной части решить данную задачу, однако на сегодня масштабы его использования не столь существенны, насколько этого можно было бы ожидать.
Экспертное мнение Директора юридического департамента НП «НПС» Юлии Лисицыной
Информационный интернет-ресурс ФНС России позволяет кредитным организациям как бесплатно, так и за плату самостоятельно получать сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, необходимые для идентификации клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кредитные организации активно используют данный сервис. Однако полностью отказаться от требования предоставления клиентом надлежаще оформленной выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП невозможно по ряду причин.
Основным правовым риском, связанным с получением информации о клиенте на сайте ФНС России, является риск, связанный с неопределенностью правового статуса, возможной недостоверностью и неактуальностью данной информации. Риск возникает как при получении сведений, формируемых с сайта ФНС России с использованием бесплатного сервиса «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств», работающего в настоящее время в тестовом режиме, так с использованием платного сервиса «Доступ в ЕГРЮЛ и ЕГРИП», предоставляемого ФНС России в соответствии с приказом ФНС России от 31.03.2009 № ММ-7-6/148@ «Об утверждении порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей». В частности, в настоящий момент отсутствует возможность самостоятельного формирования с сайта ФНС России выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по клиентам, которые зарегистрированы менее чем 5 дней.
Кроме того, существенное значение имеет неопределенность позиции судебного органа в спорах о недействительности сделок, совершенных между кредитной организацией и клиентом, по причине возможного признания кредитной организации недобросовестной стороной сделки. Следствием этого может стать оспаривание совершенных операций по счету с возмещением банком клиенту суммы совершенной операции и выплатой процентов, начисленных в порядке ст. 395 ГК РФ. Получение же и проверка кредитной организацией выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, заверенной регистрирующим органом, являются значимыми действиями банка, направленными на проверку законности действий клиента, позволяющими достоверно установить объем и содержание полученной банком информации о клиенте на соответствующую дату.
Также необходимо обратить внимание на то, что во многих случаях стоимость платного интернет — сервиса ФНС России, позволяющего получить доступ к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде, является существенным барьером для его использования некрупными организациями.
Озвученные проблемы развития электронного документооборота были консолидированы НП «НПС» в письме, направленном в Банк России. Принимая во внимание нацеленность в настоящее время Банка России на развитие электронного документооборота можно ожидать положительных сдвигов в решении данного вопроса в ближайшей перспективе. Чему в полной мере соответствует и стремление кредитных организаций к упрощению и ускорению процедуры идентификации клиентов при открытии счетов и оказании иных банковских услуг.