Юлия Лисицына, НП «НПС»: результаты опроса по номинальным счетам

Номинальный счет – новый для российской банковской практики вид счета, который появился в Гражданском кодексе РФ c 1 июля 2014 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В большинстве европейских стран данные виды  широко применяются для расчетов между участниками рынка. Номинальный счет может быть открыт опекуну, попечителю, поверенному, комиссионеру, агенту, организатору торгов, исполнителю завещания, арбитражному управляющему для совершения операций с деньгами, права на которые принадлежат другому лицу — бенефициару. Однако несмотря на это, а также то, что прошел уже год с момента принятия закона, российские банки не спешат пополнять свою продуктовую линейку новым видом счета. 

Экспертное мнение Директора юридического департамента НП «НПС» Юлии Лисицыной

DSC01537_1

В рамках своей деятельности НП «НПС» в начале 2015 года провело несколько совместных заседаний участников Партнерства с целью обсуждения проблем применения номинальных счетов. В процессе обсуждения были выявлены факторы, которые препятствуют внедрению номинальных счетов в практическую деятельность банков и хозяйственных организаций. Данные выводы были подтверждены позднее результатами опроса, проведенного Партнерством в апреле 2015 г. среди широкого круга организаций, включающих в себя не только участников Партнерства, но и иных лиц, в том числе за счет привлечения к проведению опроса Ассоциации корпоративных казначеев.

Опрос был проведен методом анкетирования организаций. Результаты опроса показали, что большинство финансово-банковских организаций заинтересованы в применении номинальных счетов, при этом более половины из них сообщили, что клиенты уже обращались к ним с вопросами о возможности открытия номинального счета. Учитывая заинтересованность клиентов в данном продукте, вышеуказанные организации самостоятельно провели анализ действующего законодательства РФ и зарубежной практики для уяснения порядка применения номинального счета и обнаружили при этом множество пробелов и спорных моментов.

Из предложенного перечня вопросов в качестве наиболее актуальных и требующих решения организации, принявшие участие в опросе, отметили вопросы, связанные, прежде всего, с таким новым для счета явлением как многосторонность договора банковского счета и множественность бенефициаров: о порядке учета средств бенефициаров при их множественности (отмечено 30% принявших участие в опросе); о порядке списания денежных средств со счета при множественности бенефициаров (27%); о порядке изменения и расторжения договора при множественности бенефициаров (27%). Также не достаточно ясен для кредитных и иных организаций вопрос о порядке предоставления бенефициаром документов при открытии счета, а также предоставления документов в случае появления бенефициара после открытия номинального счета. По 18% опрошенных отметили также необходимость уточнения фактически предусмотренной законом функции банка по мониторингу платежей, совершаемых с использованием номинального счета, а также уточнения порядка расторжении договора по инициативе банка.

Кроме того, участники опроса дополнили предложенный перечень вопросов вопросом о возможности предъявления к номинальному счету ограничений и требований со стороны государственных органов по обязательствам владельца счета, в отношении которого, в силу отсутствия специального регулирования, будут, по-видимому, применяться процедуры, применяемые к владельцу счета как собственнику денежных средств, а не распорядителю по договору. Также вызывает вопросы режим работы счета при получении кредитной организацией решений уполномоченных органов о приостановлении операций, исполнительных документов, а также порядок сбора кредитной организацией документов и иной информации о бенефициарах в рамках исполнения требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Широкий круг обозначенных вопросов свидетельствует о том, что препятствием для применения номинальных счетов является именно неполнота и противоречивость регулирования номинальных счетов как на уровне закона, так и на уровне подзаконных нормативных актов, а не экономические или какие-либо иные факторы. Основным способом решения выявленных проблем более половины опрошенных организаций (63%) считает дополнительное регулирование режима номинального счета нормативными актами Банка России. Несколько меньше полагает достаточным для решения указанных вопросов  издание рекомендаций и официальных разъяснений Банка России. Незначительная, но при этом наиболее активно участвующая в обсуждении вопроса часть опрошенных считает, что основную часть пробелов можно устранить разработкой и опубликованием объединениями профессиональных участников стандартов применения номинальных счетов одновременно с внесением изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) и ряд иных законодательных актов.

Как свидетельствует опрос, отсутствие ответов на обозначенные вопросы порождает общее непонимание продукта, влечет высокие риски предъявления к организациям, прежде всего, кредитным, претензий со стороны контролирующих органов, что в целом создает препятствия для использования номинальных счетов. При этом в связи с тем, что данный вид счета в принципе востребован и, как показывает зарубежная практика, удобен для использования в случаях, когда денежные средства передаются в пользование и распоряжение третьему лицу, около 20% опрошенных кредитных организаций готовы открывать номинальные счета, корректируя порядок применения счета по мере устранения пробелов регулирования и разрабатывая способы минимизации рисков как на уровне договора, так и на уровне  своих внутренних нормативных документов.

Таким образом, имевшие место обсуждения и опрос показывают, что для внедрения нового института в практическую деятельность организаций требуется дальнейшая работа по совершенствованию его регулирования. При этом, несмотря на то, что только небольшая часть организаций видит возможное решение  проблем в разработке отраслевого стандарта, представляется, что это наиболее доступный, демократичный и оперативный способ решения проблемы недостатка регулирования, несмотря на его непривычность для российских организаций.

В настоящее время Партнерство с участием как членов Партнерства, так и иных заинтересованных организаций, ведет работу над формированием консолидированного подхода участников НП «НПС»  к решению проблем применения номинальных счетов для целей последующего формирования стандартов применения номинальных счетов, а в случае необходимости (которая уже, очевидно, существует)  — выдвижения предложений по внесению изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон об исполнительном производстве и иные законодательные акты. Полагаем, что указанный новый институт должен быть максимально приближен к своему зарубежному аналогу, используемому в странах, в которых финансовые институты достаточно развиты (Германия, Голландия, Англия, Франция и др.). Режим номинального счета создает особые защищенные условия для денежных средств, переданных третьему лицу, находящихся на его счете, но ему не принадлежащих. Как показывает опыт развитых европейских стран, защита, предоставляемая в таком случае выгодоприобретателю (бенефициару), способствует развитию сферы услуг, связанной с перечислением денежных средств третьему лицу и распоряжением данными денежными средствами через посредника.

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}