Наталья Приезжая, НП «НПС»: эксперты сходятся в одном — требования FATCA сложны и могут быть истолкованы неоднозначно

1 июля 2014 года в США вступил в силу закон «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act — FATCA), принятый в 2010 году и призванный ограничить  граждан США  в возможностях уклонения от уплаты налогов.

Экспертное мнение Директора департамента финансового мониторинга и защиты информации НП «НПС» Натальи Приезжей

Приезжая_xs   

В соответствии с FATCA, иностранные кредитные и иные финансовые организации должны предоставлять Налоговому управлению США (IRS) сведения об операциях американских клиентов, совершенных через эти организации, либо в рамках межправительственных соглашений об обмене информацией, либо самостоятельно, заключив соглашения с IRS напрямую.

Если такого соглашения нет, то американские банки-контрагенты обязаны удерживать налог в размере 30% с отдельных выплат, в том числе процентов, дивидендов, доходов от реализации  ценных бумаг, в пользу иностранной кредитной или иной финансовой организации. В частности, российские кредитные организации, покупающие американские ценные бумаги, могут лишиться 30% дохода по процентам и дивидендам с этих бумаг. Список выплат, подлежащих налогообложению согласно FATCA, расширится в 2017 году.

С целью оперативного «преодоления» российского законодательства о банковской тайне, не позволяющего российским кредитным организациям напрямую передавать подобные сведения в IRS,  28.06.2014г. был подписан и 30.06.2014г. вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 N 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Согласно положениям закона организации финансового рынка передают IRS сведения об операциях своих клиентов только с их согласия. Организация финансового рынка вправе отказать клиентам в совершении операций, осуществляемых в их пользу или по их поручению, и в случаях, предусмотренных указанным законом, расторгнуть в одностороннем порядке договор, уведомив клиента о принятом решении не позднее дня, следующего за днем принятия решения. Расторжение договора должно осуществляться в соответствии с пунктом 1.2 статьи 859 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Одновременно  закон предоставил право Росфинмониторингу запретить направление информации о клиенте в IRS, а Банку России право определить особенности взаимодействия организаций финансового рынка по вопросам расторжения договоров об оказании финансовых услуг и закрытия банковских счетов по основаниям, вытекающим из указанного закона.

За несоблюдение требований закона, в зависимости от вида правонарушения, законодатель установил административную ответственность в виде штрафов для должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для  юридических лиц от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

10 июля 2014 года были опубликованы в «Вестнике Банка России» и вступили в силу Указание Банка России от  07.07.2014  № 3311-У «О порядке уведомления Центрального банка Российской Федерации организациями финансового рынка о факте регистрации в иностранном налоговом органе»  и Указание Банка России от 07.07.2014 № 3312-У «Об особенностях взаимодействия организаций финансового рынка по вопросам расторжения договоров об оказании финансовых услуг, а также по вопросам закрытия банковских счетов по основаниям, вытекающим из особенностей законодательства иностранного государства о налогообложении иностранных счетов».

Порядок направления Росфинмониторингом решения о запрете на предоставление информации в иностранный налоговый орган и форма данного решения Правительством Российской Федерации пока не подготовлены.

Американский закон «О налогообложении иностранных счетов» требует от иностранных финансовых институтов назначения сотрудника, отвечающего за выполнение требований FATCA, разработку внутренних документов и процедур, отвечающих требованиях соглашения с IRS, анализа счетов и клиентской базы на предмет выявления физических лиц и корпораций, чьи доходы подлежат налогообложению в США, что, безусловно, влечет определенные финансовые затраты. Участники российского финансового рынка приступили к выполнению требований FATCA, но смогут ли они избежать претензий и штрафов со стороны IRS — покажет время.

Эксперты, кто пытался разбираться в тонкостях FATCA, сходятся в одном: требования FATCA сложны и могут быть истолкованы неоднозначно. Также, в виду отсутствия межправительственного соглашения между Россией и США участники российского финансового рынка могут столкнуться с риском нарушения требований FATCA при исполнении решения Росфинмониторинга о запрете на направление информации в IRS.

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}