Участники конференции FinWin 2020 online, которая в этот раз была посвящена экспресс-трансформации экосистем и маркетплейсов за последние 100 дней, рассказывали, как их компании смогли приспособиться к новым экономическим реалиям. И что характерно – хвалили нынешний кризис!
Конструкт «Если бы…[ ], то его следовало бы выдумать» мега-популярен со времён Вольтера, который впервые его и изобрёл. В изначальном варианте речь шла, разумеется, о Боге. С тех пор вместо бога подставляют всё, что можно… Но вот, что любопытно: всякий раз обновлённый конструкт не теряет своего энергетического заряда. Потому что парадоксален. Как и влияние нынешнего кризиса на развитие бизнеса, особенно финансового.
Конструкт «Если бы…[ ], то его следовало бы выдумать» мега-популярен со времён Вольтера, который впервые его и изобрёл. В изначальном варианте речь шла, разумеется, о Боге. С тех пор вместо бога подставляют всё, что можно… Но вот, что любопытно: всякий раз обновлённый конструкт не теряет своего энергетического заряда. Потому что парадоксален. Как и влияние нынешнего кризиса на развитие бизнеса, особенно финансового.
5 лет за 4 месяца? Легко!
О том, что пандемия помогла решить большое количество проблем, ускорило цифровизацию банка и повысила его эффективность, заявил Михаил Гаврилов, вице-президент банка «Санкт-Петербург»:
– Выросла продуктивность. В тех отделах, где у нас до кризиса были настроены метрики, продуктивность выросла на 20%. Кроме того, мы зафиксировали, что онлайн-встречи отделов теперь проходят на 30% быстрее. Потому что онлайн-встречи позволяют чётче устанавливать повестку, сотрудники меньше отвлекаются на перекуры, на столовую и так далее. У нас достигнутая продуктивность держится вот уже 4-й месяц подряд, чему мы очень рады.
По словам Михаила Гаврилова, банк в сжатые сроки смог перевести «на удалёнку» 4000 сотрудников, и руководство пока не планирует возвращать их в офис:
– Мы увидели, как людям понравилось работать удалённо, они находятся в комфортной для себя среде, и мы не можем не учитывать это.
Банкир рассказал, как удалось начать даже нанимать сотрудников удалённо – чего раньше невозможно было представить:
– Ни один консультант из «Большой четвёрки» или какая-либо другая консалтинговая компания не имеет такого опыта, какой мы обрели во время пандемии.
Гаврилов подчеркнул рост цифровой грамотности в банке – особенно среди сотрудников старшего возраста (60+):
– Большинство из старшего поколения теперь разбираются в Zoom лучше меня. Более того, один из наших сотрудников, которому 60 лет, стал главным адептом цифровой перестройки бизнес-процессов. Мы во время этого кризиса внедрили больше новых практик, чем за последние 5 лет. Потому что, мы отпустили людей, дали им больше свободы. Именно поэтому цифровая трансформация и пошла так быстро. Мы не планируем всех возвращать в офисы – сейчас думаем над новым форматом.
QR-код или как запустить бизнес с колёс
О том, как банки смогли повысить эффективность работы с предпринимателями, поведал Андрей Щенников, управляющий директор департамента корпоративного цифрового бизнеса ВТБ.
Эксперт подтвердил фабулу конференции насчёт изменения сознания клиентов и банкиров:
– Путь, на который раньше требовались годы, мы прошли буквально за несколько десятков дней.
Щенников рассказал, как во время изоляции специалисты ВТБ создали приложение для предпринимателей, которое помогает рассчитывать налоги. Количество скачиваний приложения – более 35 тысяч, программа вошла в Топ-30 финансовых сервисов App Store.
Другим продуктом стало приложение «ВТБ Бизнес QR». Главное достоинство – QR-код – или приём безналичной оплаты без классического эквайринга:
– У предпринимателей теперь нет необходимости покупать дорогостоящее оборудование: кассу, терминал, настраивать софт и так далее. Вместо всего этого – приложение, которое позволяет в два клика создать QR-код. Это оптимизация затрат в разы. Особенно, если предприниматель пользуется Системой быстрых платежей. Стоимость составляет 0,4-0,7% от суммы транзакции. Более того, через это приложение можно оформить самозанятость. Вся аналитика в один клик. И всё это позволяет запустить бизнес, что называется, с колёс.
Банкир рассказал о том, что ВТБ запустил для поддержки приложения информационно-обучающий портал, который к настоящему времени «развился до статуса бизнес-ментора», где теперь сами предприниматели рассказывают о своём опыте ведения бизнеса.
О культуре инноваций
Дарья Чернозуб, начальник отдела инноваций Газпромбанка, поделилась опытом взаимодействия банка со стартапами во время кризиса и внутрибанковских коммуникациях:
– Наш отдел инноваций стал своего рода пилотом – мы первые ушли «на удалёнку», стали экспериментаторами, писали ежедневно, что и как работает «на удалёнке». А что – не работает.
По словам эксперта, в банке изменилось главное – культура инноваций:
– Сейчас люди коммуницируют друг с другом чаще, чем раньше. Все вышли в онлайн и появилась возможность перенимать лучшие практики. За время кризиса мы все стали более открытыми, смогли даже наладить коммуникации в неформальных каналах.
AliExpress Russia: рост российских продавцов 2 раза
Екатерина Филенко, старший менеджер по развитию бизнеса AliExpress Russia, поделилась успехами электронной торговли во время самоизоляции:
– Доля локальных – российских – продавцов увеличилась в 2 раза. Сейчас у нас уже более 14 тысяч российских продавцов. Количество товаров на AliExpress Russia: более 100 млн позиций, в том числе 2 млн – от российских участников.
Представительница AliExpress рассказала о мировом тренде на увеличение роли маркетплейсов:
– 45% всех онлайн-заказов сегодня приходится на маркетплейсы, и эта доля продолжает расти. По нашим прогнозам, через 3 года 65% всех покупок в мире будет проходиться на маркетплейсы. Сейчас очень хорошее время для присоединения к нашему маркетплейсу, поскольку количество покупателей большое, а вот продавцов всё ещё не так много.
Екатерина Филенко рассказала, что её компания для привлечения продавцов обнулила комиссию на первые 100 товаров или на 6 месяцев – в зависимости от того, что случится раньше. Далее размер комиссии составит 5-8%, включая стоимость эквайринга. Есть также льготы по хранению товаров на складах компании, субсидии на логистику и прочее.
Роман Божьев, директор аналитических сервисов для МСБ в ОКБ, генеральный продюсер FinWin online и модератор конференции, спросил, какие финансовые сервисы предлагает Ali?
– Мы сейчас в процессе разработки финансовых услуг для наших участников. В ближайшее время мы предложим ряд продуктов по онлайн-бухгалтерии и кредитованию.
Голосовой помощник
Анатолий Рыкалов, руководитель департамента продвижения банковских продуктов BSS, поделился подробностями реализованного проекта по внедрению голосового робота.
– Это распознавание речи, перевод её в текст, это голосовая биометрия, автоматизированные диалоги. Наши модульные решения позволяют быстро встраивать робота в существующие банковские ДБО. Робот способен слушать разговор оператора с клиентом и выводить ему нужные подсказки. Наши боты используются также для внутрибанковских коммуникаций, а также в исходящих коммуникациях: в телемаркетинге, в прямых продажах, в коллекшне и так далее.
Анатолий Рыкалов продемонстрировал, как работают платежи в голосовом канале – как клиент, используя приложение, способен совершать операции, давая боту голосовые команды. Очень удобная штука, например, для водителей.
Почему банкам не стоит боятся открытых API
Открытые API – предмет зависти российских пользователей финансовых услуг – чтобы там наши банкиры не говорили, как бы они не убеждали нас, что линейка продуктов, например, компании Revolut, неконкурентоспособна. Конкурентоспособна. И ещё как!
– Что такое открытые API и для чего они нужны? Самый простой пример – информер о погоде. Его можно взять на соответствующем сайте и легко разместить на своей странице, – привел пример Антон Черников, руководитель проекта развития среды открытых API Ассоциации «ФинТех».
По данным эксперта, предпосылками для развития открытых API является растущая монополизация и концентрация банковского сектора. Так, в США на первые 5 банков приходится порядка 46% всех финансовых активов в стране. В Швеции – на 4 банка – уже 70%.
Преимущества открытых API: 1) Возможность расширения продуктовой линейки для банка. У финтех-стартапов нет лицензии, а у банка – есть. 2) Новый канал продаж для банка. 3) Удобство, User Friendly – для клиентов банка.
Пионером по «открытию» API является Великобритания – власти принудительно заставили открыть API 9 банков, которые контролируют 90% рынка. И за прошедшие два года 175 финтех-компаний стали участниками новой национальной финансовой экосистемы.
Антон Черников убеждён, что банкам не стоит бояться стартапов, ведь клиент не покидает банк, когда пользуется услугами их услугами. Более того, банк получает новых клиентов, когда размещает свои предложения через маркетплейсы.
Finversia