Национальная платежная система с августа запустит программу возврата средств на карту клиента с покупок
Национальная система платежных карт (НСПК) не оставляет попыток мотивировать картхолдеров переключиться на карту «Мир». С августа «дочка» Центробанка запускает пилотную программу лояльности, чтобы повысить популярность национальных карт у населения: при слабом развитии точек их приема спрос россиян на «Мир» нельзя назвать высоким. Пилотная программа лояльности, участниками которой являются СМП-банк, СДМ-банк и Связь-банк, предполагает cash-back (возврат денег с покупок на карту).
О том, что НСПК запускает с августа программу лояльности «Известиям» рассказал источник, близкий к ЦБ. Официальные представители НСПК подтвердили «Известиям» эту информацию.
— В ближайшее время мы планируем запустить пилотный проект программы лояльности платежной системы «Мир» с несколькими банками (СМП-банк, Связь-банк, СДМ-банк) и торговыми предприятиями, — отметили в пресс-службе НСПК. — В течение двух месяцев сотрудники НСПК и организаций, участвующих в пилоте, будут тестировать работоспособность системного обеспечения программы лояльности. В основу программы пока заложен только cash-back, средний размер которого в пилотных акциях составляет 10–15%.
По словам директора департамента платежных систем СМП-банка Елены Биндусовой, в рамках пилотного проекта основную работу проводит НСПК, которая формирует партнерскую сеть, договаривается о скидках, определяет технические параметры расчетов (в том числе трансакционного клирингового файла).
— Наша задача как участника пилота — проверить корректность формирования и обработки этого файла, то есть рассчитывается ли скидка в торговых точках партнера, как она отражается на счете, чтобы при масштабировании и запуске в промышленную эксплуатацию программы не возникло никаких технических сбоев, — пояснила Елена Биндусова.
Представитель СМП-банка указала, что НСПК выступает инициатором и организатором программы лояльности, а банки-участники будут пользоваться готовым решением — в отличие от решений, существующих в рамках других платежных систем.
— По картам международных платежных систем программы со скидками, cash-back и бонусами каждая кредитная организация реализовывала самостоятельно, создавала собственную партнерскую сеть, — пояснила собеседница. — Конечно, подход, предложенный НСПК, позволит быстрее «начинить» платежную карту и сделать ее более привлекательной для клиентов.
Начальник управления пластиковых карт ВТБ24 Александр Бородкин отметил, что программа лояльности НСПК, как указывает ее топ-менеджмент, должна напрямую связать торговую точку, принимающую карту, и клиента, оплачивающего в этой торговой точке покупку.
Директор департамента развития группы Бинбанка Игорь Гайдаржи считает, что размер cash-back и скидок по национальным картам после пилота должен соответствовать текущему уровню, сложившемуся на рынке банковских карт.
— Cash-back обычно находится в пределах 0,5–1,5%, для отдельных категорий покупок банки могут предлагать cash-back до 10%, например в категории «путешествия» или «рестораны», — пояснил представитель группы Бинбанка. — Уровень скидок при оплате картами обычно составляет от 3 до 20%.
Понятно, что банку, например, в продуктовом магазине будет невыгодно давать 10-процентный cash-back, потому что это популярная категория у клиентов, а, допустим, автосалоны или магазины меховых изделий и шуб могут дать cash-back больше: у них изначально в стоимости «зашита» — скидка, которую они могут предоставить клиентам.
По словам представителя группы Бинбанка, сроки внедрения программ лояльности зависят от ее типа (cash-back, бонусы, скидки), технологической и операционной готовности банка и обычно варьируются от двух до девяти месяцев. По мнению Игоря Гайдаржи, на текущем этапе сложности могут возникнуть из-за недостаточного знания потребителями продуктов платежной системы «Мир» и ограниченной сети приема национальных карт.
По мнению первого зампреда банка «Югра» Юрия Мельникова, внедрение программ лояльности, в том числе cash-back, может увеличить эмиссию карт «Мир» на 10–15%.
— По разным оценкам, эффект от внедрения программ лояльности для банка может давать прирост бизнеса от 5%, — пояснил представитель группы Бинбанка.
По оценкам гендиректора НСПК Владимира Комлева, в России 140 тыс. держателей карт «Мир», их выпускает более 30 банков из 103 участников одноименной платежной системы. По оценкам Бинбанка, доля операций в России по картам «Мир» в 2017 году может превысить 20% при должном развитии инфраструктуры. По оценкам Локо-банка, НСПК может рассчитывать на долю до 15% на рынке смарт-карт в России к 2018 году.
В Связь-банке не смогли предоставить оперативный комментарий.