Компания считает, что это положительно скажется на ее оттоке
«Мегафон» в течение трех-пяти лет планирует сократить свою розничную сеть на 25-40% до 2500-3000 салонов с нынешних 4000, говорится в отчете аналитической компании UBS по итогам встречи с главой компании Сергеем Солдатенковым.
Оператор собирается сделать акцент не на росте количества клиентов, а на удержании абонентской базы. При помощи сокращении розницы компания намерена снизить годовой отток до 35% с нынешних 50%, отмечает аналитик UBS Роман Арбузов: чем меньше продажи, тем меньше отток, говорит он.
С середины 2000-х бурный рост абонентской базы стимулировал рост салонов связи: расширялась собственная розница операторов, развивались федеральные сети, увеличивалось количество локальных дилеров, рассказывает представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Но, по ее мнению, сейчас такое количество магазинов для рынка мобильной связи избыточно. Поэтому «Мегафон» рассматривает различные варианты повышения операционной эффективности ритейла, отмечает Дорохина. Компания постепенно будет двигаться по пути оптимизации розничной сети с одновременным развитием мультиканальных продаж и систем самообслуживания.
В настоящее время ритейлер «Мегафона» включает более 4000 салонов, из них более 2000 работают по франшизе. Кроме того, оператору принадлежит 50% ритейлера «Евросеть» (остальные 50% у ПАО «Вымпелком»), который включает порядка 4500 точек. На контролируемую розницу (с учетом «Евросети») в настоящее время приходится более 70% подключений «Мегафона».
В мае источники «Ведомостей» сообщали, что акционеры «Евросети» рассматривают возможность разделения бизнеса ритейлера на две части. До сих пор никакого решения на этот счет нет, говорит человек, близкий к одной из заинтересованных сторон, но от этой идеи никто не отказывался, замечает он. В отчете UBS также говорится, что судьбу ритейлера еще предстоит решить.
«Вымпелком» никогда искусственно не раздувал собственную розницу, а использовал сбалансированное сочетание разных каналов продаж, как собственной и франшизной сетей, так и независимых и специализированных каналов продаж, говорит его представитель Анна Айбашева. Впрочем, она не раскрывает, будет ли оператор сокращать число собственных магазинов. По итогам I квартала 2016 г. у оператора было 3500 салонов (из них собственных — 1500).
Сейчас «Вымпелком» и «Мегафон» фактически контролируют основные каналы продаж — «Евросеть» и «Связной», — поэтому необходимости в такой большой сети, как раньше, у каждого из них нет, говорит сотрудник одного из ритейлеров.
«Связной» в прошлом году был приобретен Олегом Малисом. После этого МТС и «Связной» перестали работать вместе, сейчас оператор продает только контракты «Вымпелкома», «Мегафона» и Tele2.
МТС приветствует планы коллег по оптимизации количества точек продаж, это может быть первым сигналом к оздоровлению рынка, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. В настоящее время розничные сети, контролируемые операторами, очевидно раздуты, рынок продаж сим-карт перегрет. Мы, как и прежде, делаем акцент на управлении продажами через собственную розницу, говорит Солодовников. Он не комментирует планов оператора относительно оптимизации. У МТС на конец I квартала 2015 г. было 5368 салонов.