Павел Медведев, первый в истории России финансовый омбудсмен, заявил о том, что он снова возвращается к этой работе – после небольшого перерыва, в течение которого он занимал должность советника председателя правления Банка России Сергея Игнатьева. Об этом сообщили на пресс-конференции 5 сентября 2013 года глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян и сам Павел Медведев.
Свою работу по разбору финансовых споров между банками и их клиентами Павел Медведев начал вести 1 октября 2010 года. Эту дату принято считать днем рождения института финансового омбудсмена в России. Основные функции финомбудсмена – защита прав граждан на финансовом рынке. Одним из основных достижений за всю свою трудовую деятельность на финансовом рынке Павел Медведев считает запуск системы обязательного страхования банковских вкладов населения, которая начала работать с 2004 года.За три года своей работы институту финансового омбудсмена удалось урегулировать 5 тыс. 661 спор. Всего в секретариат омбудсмена поступило более 12 тыс. обращений. Об этом сообщил сам Павел Медведев.
«Институт финансового омбудсмена существует не при АРБ, он самостоятелен, и постепенно АРБ будет от него дистанцироваться», – сообщил Гарегин Тосунян. «Мы уже дозрели до того уровня понимания и в обществе, и в банках, насколько этот институт нужен не только для защиты потребителей и их интересов, но для развития самого финансового рынка и защиты интересов цивилизованных кредитных организаций», — считает президент АРБ.
«Систематизировать и выявить типичный портрет заявителя достаточно сложно», — отметил Павел Медведев. В основном, по его словам, россияне обращаются в институт за консультацией, например, перед тем, как взять в банке кредит. Либо они пишут омбудсмену уже в том случае, когда непоправимое свершилось, то есть кредит взят, и просрочка по нему наступила, и люди не знают, что делать дальше. Эту категорию обращения Павел Медведев назвал «жалобами на судьбу» из серии – «я был здоровый и с хорошей работой. Теперь я больной и работу потерял, а как же мне погасить кредит?». Есть определенный слой людей, которые пишут омбудсмену, когда уверены в том, что в отношении них поступили несправедливо.
Но все же чаще всего граждане обращаются к финансовому омбудсмену с просьбой о предоставлении реструктуризации кредита, о возврате несанкционированно снятых с карт средств, о возврате страховой премии при досрочном погашении кредита и с жалобой на слишком суровые штрафные санкции при несвоевременной оплате кредита.
Обратиться за консультацией к Павлу Медведеву можно через сайт АРБ, на котором есть страничка финансового омбудсмена, по телефону или электронной почте, а также направив обращение в письменном виде.
Павел Медведев выразил надежду, что правительство не будет затягивать с принятием закона «О финансовом омбудсмене». «Лучше потерять с финансовым омбудсменом, чем обрести в суде», – процитировал Медведев слова некоторых банкиров, жалобы на которых пришлось ему разбирать. Ведь суды в России медлительны и дорого обходятся в итоге самим банкам. Ведь очень часто при формальном выигрыше дела банк остается в проигрыше из-за понесенных расходов, да и нередко банк сталкивается с тем, что с клиента уже нечего взять. Павел Медведев уверен, что в долгосрочной перспективе интересы клиентов и финансовых организаций совпадают. Так, омбудсмен находит системные ошибки у финансовых организаций. Например, он привел пример, когда один банк продавал своим клиентам юридически правильную, но плохо работающую на деле страховку кредитных карт, и при обращении к ней клиенты совершали одну и ту же ошибку, а банк штрафовал за это держателей своих карт. И путем разъяснения этой ошибки финомбудсмен помог снять негатив по отношению к финансовой организации.
При этом Гарегин Тосунян отметил, что в существующих ныне версиях законопроекта о финомбудсмене его кое-что не устраивает, и он не стал бы форсировать принятие этого закона. Так, он отметил, что ему не нравится требование всем банкам вступить в институт финомбудсмена, но при этом сохранение за банками права оспаривать решение этого третейского судьи в общегражданских судах. Он подчеркнул, что сейчас, принимая на себя членство в институте финомбудсмена добровольно, банк берет на себя и обязательство всегда соглашаться с вердиктом, вынесенном омбудсменом, даже если банку это решение и не по душе.
К институту правового урегулирования споров продолжают присоединяться новые кредитные организации. Помимо инициаторов создания института финансового омбудсмена — банка «Траст», ОТП-банка, Юниаструмбанка, банка «Хоум Кредит», Джи МаниБанка, Райффайзенбанка – в систему вступили еще семь банков: банк «Открытие», Связной Банк, Бинбанк, а также несколько микрофинансовых организаций и коллекторов. Также сотрудничать с финансовым омбудсменом решило Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов.
«Но фактически мы работаем с большим количеством банков, клиенты которых к нам обращаются. Потому что мы на все жалобы реагируем», – добавил Гарегин Тосунян.
Член правления ДжиИМаниБанка Эльман Мехтиев, выступая на пресс-конференции, отметил, что с момент начала сотрудничества банка с финомбудсменом этот банк стал в три раза меньше получать запросы от Роспотребнадзора, куда тоже частенько привыкли жаловаться на банк граждане. Но Роспотребнадзор может лишь оштрафовать банк, а это никак не решает проблему конкретного заемщика, отметил банкир. При этом он отметил, что зачастую финомбудсмен способен объяснить клиенту доходчиво то, что ему не может донести сам банк – но не по причине того, что банк выражается заумно, а от того, что клиент не верит банку. Так, он отметил, что когда банк просит клиента принести документ, подтверждающий, что у заемщика ухудшилось материальное положение, то клиент его приносит – но лишь после консультации с финомбудсменом.
Гарегин Тосунян сказал, что банковскую систему ждут нелегкие времена, так как за 2012 год рост кредитного портфеля физлицам составил 40%, но при этом и просрочка увеличилась на 13%. А в этом году рост портфеля будет куда скромнее, а просрочка будет продолжать расти.
Эльман Мехтиев считает, что на этом фоне конкуренция банков за хорошего клиента лишь усилится, а тот банк, который будет игнорировать запросы и решения финомбудсмена, рискует этих хороших клиентов потерять. Он отметил, что по данным РСБУ в текущем году у банков уже на 30% выросло резервирование по просроченным ссудам, и ЦБ обеспокоен ростом невозвратов. Но проблему перегрева рынка нельзя решить за счет сдерживания ставок по кредитам или ограничения в росте портфелей, уверен банкир. Он считает необходимым законодательно установить требование о предельной планке закредитованности российских граждан.
Правда, Тосунян добавил, что надо оставить банкам лазейку – например, если банк знает данного клиента хорошо, и уверен, что у него есть теневые, но легальные доходы, или же клиента ждет получение наследства, то предельную планку можно обойти и дать кредит на сумму большую, чем будет требовать закон. Но при этом банк должен создавать под такой кредит дополнительные резервы в ЦБ, добавил Тосунян.