Банковская карта есть в бумажнике почти 60% россиян

Такие данные опроса привели специалисты «Левада-Центра».

В основном пластиком владеют жители крупных городов, большинство — с высшим образованием и стабильным доходом. Но к сожалению ещё далеко не все знают правила безопасного использования банковских карт.

Этим пользуются многочисленные мошенники, которые придумывают всё новые способа воровства денег.

Лариса не хочет показывать лицо, неудобно: ее, взрослого человека обвели вокруг пальца аферисты. Все началось с sms-сообщения, присланного якобы от имени ее банка. Мол, проблемы с вашей картой, перезвоните. И номер мобильного телефона. Голос на том конце провода успокоил: сейчас всё исправим, но вы должны нам помочь.

«Был сбой в системе, сказали, какое-то большое количество карт, которые заблокированы, что они ведут большую работу по разблокировке, мне надо обязательно срочно этим заняться. Я пошла к банкомату», — рассказывает пострадавшая Лариса.

Вставив карточку в банкомат, Лариса точно выполнила все инструкции, продиктованные по телефону. И тут же увидела, как с карточки пропала приличная сумма.

«Я говорю: так у меня же деньги уходят, снимаются с карты! Он говорит: «Так и надо, когда все уйдет, я наберу код, и все восстановится», — говорит она.

Ничего не восстановилось. И код, и сам технический сбой был лишь выдумкой мошенников, маскирующий простую операцию по переводу средств с карточки на чужой счёт. Этот перевод Лариса совершила собственными руками.

Технология мошенничества проста, если не сказать — примитивна. Она рассчитана на то, что владелец карточки будет беспрекословно выполнять то, что им диктуют, в надежде спасти собственные деньги. И действительно: даже тогда, когда вроде бы нужно задуматься — например, о том, зачем для разблокировки карты заходить в раздел «платежи и переводы», — люди чаще всего просто выполняют инструкции, не задавая лишних вопросов.

«Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, ему очень важно знать, что дальше делать, какой будет его следующий шаг. Тогда у него есть ощущение, что он справляется с ситуацией. И что делают мошенники: вводят человека в стресс и потом дают ему четкие указания — что он должен делать», — говорит психолог Елена Суслова.

Есть ролик, который широко разошелся по интернету. Жертва мошенников оказалась им не по зубам. Молодой человек записал весь свой разговор с телефонными аферистами и выложил его в сеть.

«Никогда не говорите номер своей карты. Никогда не говорите остаток на своей карте. Никогда не говорите о вашем кредитном или дебетовом лимите. Все очень просто: когда вы обращаетесь в банк, вы знаете куда обращаетесь, когда вам звонят — вы не знаете, кто вам звонит», — предупреждает руководитель главного управления систем рисков и безопасности коммерческого банка Салават Исмагилов.

На обороте каждой банковской карты есть телефонный номер. Он и только он предназначен для решения любых проблем, возникших между банком и держателем карты. Еще надежнее придти в офис банка самому. Именно так поступила Наталья Тулякова, когда ей сообщили — якобы из службы клиентской поддержки — о списании с карточки всех денег, и тоже предложили решить проблему через банкомат.

«Мне сказали, что будет возврат списанных средств, но поскольку там было всего 1700, а я ждала гостей в свой День Рождения, то я, естественно, туда не пошла по первому звонку», — говорит Наталья Тулякова.

Вернуть деньги, которые уже ушли мошенникам, не сможет не один банк, ведь клиент сам подтвердил списание денег с карты. Хотя большинство банков и имеют технологии отслеживания подозрительных операций. И если какой-то платеж показался системе странным, карту немедленно заблокируют — теперь уже по-настоящему.

«Обычно клиент не переводит на мобильный телефон больше 50 тысяч рублей, или 100 тысяч рублей. Это же очевидно. Тысяча, две, даже пять тысяч — ну, нормально. Пятнадцать уже подозрительно», — говорит руководитель главного управления систем рисков и безопасности коммерческого банка Салават Исмагилов.

Так что осторожность, и даже подозрительность в том, что касается банковских карт, — самое эффективное оружие против аферистов. А настоящие сотрудники банков не только не обидятся на недоверчивость, скорее, даже ее одобрят.

1 канал

Максим Воронин 

Дирекция информационных программ

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}