По сведениям источников «Известий», близких к регулятору, в настоящее время обсуждается вопрос о том, чтобы законодательно запретить банкам открывать счета и проводить банковские операции лицам, кто хоть раз совершал сомнительные сделки. Под таковыми регулятор понимает операции, которые носят «необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и проводятся для вывода капитала из страны, финансирования серого импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения и других противозаконных целей».
Таких лиц предлагается вносить в специальный реестр, который сможет вести либо регулятор, либо банковские ассоциации. В настоящее время банки лишь вправе отказать в обслуживании счета клиентам, которые дважды в течение года совершили операции, признанные банком сомнительными. Но до этого, как правило, не доходит.
— Обычно банк при выявлении уже первой такой операции предлагает клиенту добровольно расторгнуть договор, — рассказал собеседник «Известий». — В результате он переходит в другой банк, где его деятельность продолжается: в прошлом году банками было зафиксировано около 10 тыс. отказов в проведении операции, как сомнительных, однако принудительно было закрыто порядка 100 счетов.
В Росфинмониторинге подтвердили информацию «Известий».
— Действительно, такой вопрос в настоящее время обсуждается, — говорит cтатс-секретарь — заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Павел Ливадный. — Cуть инициативы — обязать банки не осуществлять взаимодействие с клиентами, которые обладают высокими рисками в части возможного отмывания денег, при этом уровни риска и критерии включения лиц в такой список будут определяться Банком России.
В пресс-службе ЦБ отказались комментировать эту инициативу.
Как отмечают участники рынка, это может стать новым этапом борьбы регулятора с сомнительными операциями в банках, которая ужесточилась с приходом на пост председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной. Согласно статистике Центробанка, во втором полугодии 2013 года совокупный объем сомнительных операций составил $15 млрд против $22,15 млрд за аналогичный период 2012 года. В конце мая регулятор выпустил письмо № 92-Т, которым установил новые, более жесткие критерии вовлеченности банков в проведение сомнительных операций. Согласно документу, территориальные учреждения ЦБ должны принять меры надзорного воздействия против банка, если объем таких операций в квартал составил свыше 4% совокупного объема операций его клиентов, или свыше 3 млрд рублей. Предыдущие критерии были значительно мягче — 5% общих клиентских операций, или более 5 млрд рублей.
— Это очень сильная мера, которая действительно может повлиять на теневой рынок, — говорит председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин. — Человек десять раз подумает, прежде чем совершить что-либо незаконное. Однако необходимо грамотно прописать в законе, на каком основании человек внесен в этот список, иначе возможны судебные иски с его стороны.
— Как правило, в «обнальных» схемах используются одни и те же люди, банковские счета заводятся на имена безработных или студентов, — соглашается аналитик экспертного центра Taxadmin.ru Максим Ратников. — Поэтому введение такой меры в значительной степени способствовало бы очищению рынка. Однако хотелось бы надеяться, что внесение виновника в список будет не пожизненным, а временным, например на пять лет.
Параллельно неплохо было бы ввести и административную ответственность для руководителей банков, которые проводят сомнительные операции, зная об этом, добавляет зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
— ЦБ продолжает реализовывать политику по повышению прозрачности операций в банковской системе, совсем недавно регулятор обязал банки раскрывать информацию по открытию, закрытию счетов физических лиц, а также об остатках на счетах, — резюмирует управляющий по исследованию и анализу долговых рынков Промсвязьбанка Елена Федоткова. — Новая мера совпадает с уже обозначенным ЦБ вектором дальнейшего развития банковской системы. Однако полное влияние на систему можно будет оценить, когда будут закреплены конкретные признаки сомнительных операций и методы их отслеживания.