Центробанк и ФНС узнают об американских клиентах банков больше, чем США

В ближайшее время президент России Владимир Путин подпишет одобренный Советом Федерации закон о применении американского антиотмывочного закона FATCA российскими банками. В соответствии с итоговой версией документа, которую изучили «Известия», штрафы для российских банков за различные нарушения составят до 1 млн рублей. Такой штраф грозит банку в случае отправки данных о клиенте американским властям в нарушение запрета ЦБ. Закон написан таким образом, что российские ведомства — Центробанк, Росфинмониторинг и Федеральная налоговая служба (ФНС) — будут знать о российских счетах американских клиентов гораздо больше, чем американские налоговики.

По американскому закону FATCA иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны начать передавать такие сведения об американских клиентах с 1 июля 2014 года, а о юрлицах — со II квартала 2015 года. Неисполнение требований грозит отечественным банкам особыми удержаниями со стороны Налоговой службы США (IRS) — при проведении российским банком операции через корсчет американского банка ведомство будет взимать 30% от сумм операций американского клиента. Переговоры по присоединению России к FATCA были заморожены в марте из-за украинского кризиса. Чтобы обезопаситься от 30-процентных взысканий, кредитные организации регистрируются в IRS — к системе подключились уже несколько десятков российских банков.

Долгое время не было понятно, как банки будут передавать информацию IRS, не нарушая банковскую тайну. В итоговой версии закона по FATCA, которая пойдет на подпись президенту, такой порядок определен. Так, банки должны передавать информацию об иностранных налогоплательщиках только с их согласия. Срок, в течение которого клиент может предоставить такое согласие, — 15 дней. Опрошенные «Известиями» крупные банки с этой недели начнут менять свои анкеты, которые заполняют новые клиенты. В них появится дополнительный пункт с вопросом, является ли клиент гражданином иностранного государства и соответственно зарубежным налогоплательщиком и согласен ли он на предоставление данных в иностранный налоговый орган.

Если клиент отказывается давать согласие, банк вправе не принимать его на обслуживание или расторгнуть с ним договор. О выявленных американских налогоплательщиках (в юрлицах должно быть не менее 10% американского участия) банки сообщают в уполномоченные органы — ЦБ, ФНС и Росфинмониторинг. Сроки направления информации об иностранных налогоплательщиках будут установлены правительством по согласованию с ЦБ.

Также банки должны уведомить регуляторов о факте регистрации при IRS — не позднее трех рабочих дней с момента регистрации. При получении запроса от IRS о клиентах-иностранцах банки должны в течение двух рабочих дней уведомить об этом уполномоченные органы. Банки должны также предупреждать об отправке данных в IRS. Минимум за 10 рабочих дней до момента направления данных американским налоговикам банки должны поставить в известность уполномоченные органы — предоставив данные, которые банк собирается раскрыть. Росфинмониторинг при этом в каждом случае выносит решение о согласии или запрете на передачу информации. Как пояснил «Известиям» председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин, решение о запрете остается полностью на усмотрение ведомства — в будущем законе не прописаны основания, на которых может быть вынесен запрет.

Отдельным пунктом закона установлено, что согласие клиента на передачу данных иностранному налоговому органу «является одновременно согласием на передачу такой информации в Центральный банк РФ», Росфинмониторинг и ФНС. Из вышеописанной схемы с очевидностью следует, что российские ведомства будут знать об американских клиентах российских банков больше, чем IRS.

Предусмотрено три категории штрафов за нарушение закона по FATCA. Первая выносится за ненаправление или несоблюдение сроков передачи информации об американских налогоплательщиках российским уполномоченным органам: 20–30 тыс. рублей для должностных лиц, 300–500 тыс. рублей для банков. Если банк не сообщит о регистрации при IRS, его ответственное лицо может быть оштрафовано на 30–40 тыс. рублей, а сама кредитная организация — на 500–700 тыс. рублей. Если же банк будет направлять IRS сведения о налогоплательщиках США при действующем запрете ведомств, то его должностных лиц могут оштрафовать на 40–50 тыс. рублей, а саму кредитную организацию — на 0,7–1 млн рублей.

Как отмечает начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев, последняя планка установлена на максимальном уровне штрафов в отношении банков в рамках КоАП. Такой лимит, например, имеет наказание по статье о нарушении законодательства об исполнительном производстве. Если банк не исполнит требование приставов о взыскании средств с должника по исполнительному листу, кредитную организацию могут оштрафовать на половину суммы по исполнительному листу, но не более 1 млн рублей.

Вице-президент МТС-банка Михаил Яценко считает неадекватными размеры штрафов по всем трем направлениям — при отсутствии межправительственного соглашения, методологической поддержки со стороны регулятора банки оказываются в ситуации между молотом и наковальней. Он также обращает внимание, что в законе не учтена возможность предоставления информации по лицам с существенным присутствием в США (тех, кто, например, провел на территории США 31 день непрерывно или 183 дня в течение 3 лет).

В то же время Яценко отмечает, что сроки для получения согласия на передачу данных в IRS от американских налогоплательщиков, на передачу сведений в уполномоченные органы о регистрации, а также другие дедлайны являются вполне адекватными. По его словам, оптимальный срок на извещение ЦБ о выявленных иностранных налогоплательщиках (его должны установить правительство и регулятор) составляет 10 дней с момента выявления.

— Мы и сейчас в рамках антиотмывочного 115-ФЗ формируем и отправляем запросы в ЦБ и Росфинмониторинг в течение 2–3 дней, — соглашается начальник управления финансового мониторинга банка «Интеркоммерц» Ольга Плотникова. — Поэтому к таким дедлайнам банкиры уже привыкли, и в этом вопросе сложностей возникнуть не должно. Кроме того, благодаря специализированным банковским программам эти запросы могут отправляться сразу в несколько ведомств путем нажатия всего одной кнопки.

Однако банкиры подчеркивают, что реализация новации принесет не только положительные результаты. Начальник управления межбанковского сотрудничества с банками дальнего зарубежья СБ Банка Виктория Гайкалова отмечает, что соблюдение закона FATCA потребует большой внутренней работы и расходов по созданию структуры, которая будет отвечать за исполнение как американского закона, так и его российского аналога.

— Даже в ситуации, когда у банка находятся на обслуживании буквально единичные клиенты, которых можно отнести к американским налогоплательщикам, потребуется внести изменения в процедуры идентификации всех новых клиентов с учетом FATCA (по мере вступления в силу закона — сначала физических лиц, а вслед за этим и юридических), — указывает Гайкалова.

По словам начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, за 2013 год в Россию из США в пользу физлиц-нерезидентов поступило $168 млн, а из России в США физлица-нерезиденты перевели $550 млн. Внушительные штрафы, а также возможные сложности со стороны надзорных органов могут привести к тому, что некоторые банки будут отказывать американцам в обслуживании. Например, с целью минимизации рисков начал отказывать американцам ВТБ.

Известия

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}