ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
ЦБ привлек пять банков к административной ответственности
Банк России привлек к административной ответственности банки «Экспресс-Волга», «Глобэкс», инвестбанк «Далена», «Кредит Экспресс», а также Промсвязьбанк. Сообщение об этом размещено в разделе инсайдерской информации на сайте регулятора.
Речь идет о правонарушениях, предусмотренных статьей 15.27 Кодекса России об административных правонарушениях «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Уточняется, что банки привлечены к ответственности на основании первой части этой статьи.
Она формулируется как «Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2—4 настоящей статьи». Штраф для юридических лиц, согласно части 1-й данной статьи (в случае его назначения), составляет от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, для должностных — от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.
«Экспресс-Волга» оштрафован, остальные кредитные организации получили предупреждение. Все постановления вступили в законную силу.
ЦБ не раскрывает в своих сообщениях причины привлечения кредитных организаций к административной ответственности.
Европарламент может призвать ЕС рассмотреть возможность исключения РФ из SWIFT
Европарламент может призвать Евросоюз рассмотреть возможность исключения России из системы SWIFT в качестве санкций в связи с украинским кризисом, говорится в проекте резолюции пяти фракций Европарламента.
Голосование по резолюции должно пройти в четверг, 18 сентября. «Европарламент призывает Евросоюз рассмотреть исключение России из системы SWIFT», — говорится в резолюции.
Ряд СМИ ранее допускал блокировку доступа РФ к SWIFT в рамках новых санкций Европы, однако позднее агентство Reuters сообщило, что Еврокомиссия не обсуждала такую меру. Согласно источникам агентства, такая мера была сочтена чрезмерно радикальной.
Страховщики попросили ЦБ защитить их от возможных санкций США и ЕС
Представители российских страховых компаний попросили Банк России предусмотреть меры защиты на случай расширения вводимых странами ЕС и США санкций, сообщил Интерфаксу президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. В ходе встречи с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной поднимался вопрос о необходимости создания перестраховочной емкости в России.
«Мы видим, как санкционное кольцо сжимается, и если оно затронет и этот вид деятельности, то нужно думать о перестраховочной емкости в России», — пояснил Юргенс.
Ранее совладелец и президент страховой компании «РЕСО-Гарантия» Сергей Саркисов в интервью РБК сообщил, что пока санкции оказывают ограниченное влияние на российский страховой рынок.
«Они проявились только в некоторых областях перестрахования, которые связаны с перестрахованием грузов, имущества компаний, попавших под санкции. Но это не катастрофа. Мы научимся работать в таких условиях. Есть восточные рынки перестрахования, можно создавать собственные пулы. Главное, чтобы отчаянным головам не приходила мысль создать государственную перестраховочную компанию. Эффективность их работы известна. Не думаю, что вы предпочтете государственную парикмахерскую частной», — заявил Саркисов.
Глава ВСС сегодня пояснил, что ЦБ готовит проект указания, сближающего подходы к предоставлению отчетных данных российскими страховыми компаниями с европейскими требованиями в рамках проекта Solvency II. Новые нормативы касаются, в частности, финансовых счетов и соотношений тарифов и обязательств. Страховщики ожидают, что требования начнут действовать в следующем году.
«Вычистив рынок, сделав его абсолютно понятным и оставив на нем устойчивые компании, мы начнем жить по Solvency II, то есть по международным стандартам — как в области бухгалтерского учета, так и в области устойчивости финансовой компании», — добавил Юргенс.
Кроме того, страховщики договорились с Банком России о разработке нового закона о добровольном медицинском страховании (ДМС) и доработке закона об организации страхового дела.
«Это очень большая работа, но начало ей будет положено с созданием рабочей группы, на которое ЦБ согласился», — отметил Юргенс. По словам Саркисова, результаты по ДМС в этом году «резко ухудшились».
«Видимо, люди в сложные времена начинают больше лечиться. Возможно, боятся, что на следующий год уже не будет страховки от работодателя. Такое явление мы уже наблюдали в кризисы 2008 и 1998 годов, но после ситуация восстанавливалась. На этот раз мы тоже надеемся, что ухудшение вызвано временной нервозностью и не перерастет в тенденцию», — отметил глава «РЕСО-Гарантии».
На встрече обсуждалась и ситуация с ОСАГО. По оценкам ВСС, кризис в автостраховании не будет преодолен, если не будет коррекции целого ряда законов и указаний ЦБ.
Накануне ВСС сообщил, что рентабельность собственных средств страховщиков, специализирующихся на автостраховании, упала в первом полугодии 2014-го до 1%. При этом коэффициент убыточности-нетто по страхованию автокаско за год вырос на 4,4 процентного пункта, по ОСАГО — на 5,3 п. п.
«Более резкого скачка убыточности портфеля (который мог произойти в условиях затягивания принятия решения по увеличению тарифов по ОСАГО) автостраховщикам удалось избежать за счет санации портфелей и повышения тарифов по страхованию автокаско», — отмечается в сообщении ВСС.
По оценке ВСС, темпы прироста страховых взносов в 2014 году могут составить 10—10,5%, общий объем рынка достигнет 1 трлн рублей, а рентабельность собственных средств российских страховщиков вырастет на 1—1,5 п. п. Однако реализация данного сценария возможна в случае повышения с 1 октября 2014 года тарифов по ОСАГО на 25%.
ЕБРР снизил прогноз роста экономики России из-за украинского кризиса
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) снизил прогноз роста экономики России, Украины и стран Восточной Европы в связи с украинским кризисом, а также с вызванными им западными антироссийскими санкциями и контрсанкциями РФ. Об этом говорится в опубликованном докладе банка, который занимается кредитованием в странах с переходной экономикой, главным образом в Восточной Европе.
По прогнозу ЕБРР, в зоне его ответственности в 2014 году рост экономики составит 1,3%, по сравнению с 2,3% в 2013. Это меньше, чем прогноз, сделанный банком в мае. В 2015 году прогнозирует рост экономик региона на 1,7%, что также ниже предыдущей оценки. Тем самым, по прогнозу, рост ВВП стран региона будет ниже, чем 3% на протяжении четырех лет подряд.
«Самым важным отдельным фактором риска остается дальнейшая эскалация ситуации вокруг Украины и России, что оказывает прямое негативное влияние на эти страны, а также значительное косвенное влияние на регион в целом», — говорится в докладе.
ЕБРР прогнозирует, что в нынешнем году экономический рост в России будет нулевым, несмотря на то, что динамика ВВП в первой половине нынешнего года оказалась лучше, чем ожидал банк.
Авторы доклада отмечают положительное влияние на рост экономики введенных властями РФ мер по государственной поддержке.
ЕБРР оценивает отток капитала из РФ в первой половине этого года в $75 млрд. При этом он отмечает, что во втором квартале отток капитала из России значительно замедлился по сравнению с первым, возможно по причине его репатриации.
Российские компании до конца 2015 года должны будут выплатить $190 млрд иностранных займов. Так как в результате санкций доступ к новым займам для рефинансирования прежних для них ограничен, это может негативно сказаться на состоянии валютных резервов страны, считает ЕБРР.
Банк прогнозирует трудности для внешней торговли РФ. Однако он отмечает, что она, «скорее всего, будет переориентирована со стран Запада на государства Азии и Латинской Америки».
Касаясь возможного введения РФ запрета на пролет над территорией страны самолетов западных компаний, ЕБРР оценивает потери российской стороны в $300 млн, а убытки для западных авиаперевозчиков в «сотни миллионов долларов».
ИТАР-ТАСС
ЦБ РФ создает структуру для регулирования рейтинговых агентств
Центральный банк РФ открыл вакансии «главного экономиста сектора рейтинговых агентств» и «руководителя сектора рейтинговых агентств».
Как говорится в опубликованных сообщениях регулятора, новые руководящие сотрудники займутся разработкой нормативно-правовой базы регулирования деятельности рейтинговых агентств в России, а также «организацией процесса контроля и надзора за деятельностью рейтинговых агентств».
Среди предъявленных к кандидатам требований — наличие профильного образования и опыта работы в рейтинговых агентствах, а также «умение системно мыслить и анализировать информацию».
Сейчас в России нет закона, регулирующего деятельность рейтинговых агентств. Особое внимание регулятора к этому рынку было привлечено в результате обострения геополитической ситуации в марте 2014 года.
Параллельно в правительстве обсуждается возможность создания единого российского рейтингового агентства, которое может быть создано с привлечением стран БРИКС. Первый вице-премьер Игорь Шувалов объяснял в интервью журналу Forbes необходимость создания такого агентства «мировой монополией» международных рейтинговых компаний.
ПРАЙМ
ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРА
БАНК РОССИИ
Вышел «Вестник Банка России» № 83 (1561) от 17 сентября 2014 года.
В номере размещен перечень кредитных организаций, в которые назначены уполномоченные представители Банка России, действующие в соответствии со статьей 76 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Опубликована информация о решении Совета директоров Банка России от 12 сентября 2014 года сохранить ключевую ставку на уровне 8,00% годовых.
В рубрике «Кредитные организации» опубликованы приказы Банка России:
от 11.09.2014 № ОД-2467 об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации ЗАО СРЦ (г. Новосибирск);
от 11.09.2014 № ОД-2468 о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией ЗАО СРЦ (г. Новосибирск) в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
от 11.09.2014 № ОД-2469 об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации ООО «Трастовый Республиканский Банк» (г. Москва);
от 11.09.2014 № ОД-2470 о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией ООО «Трастовый Республиканский Банк» (г. Москва) в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
от 11.09.2014 № ОД-2473 об уменьшении уставного капитала ОАО «Балтийский Банк» (г. Москва) до величины собственных средств (капитала);
В рубрике «Некредитные финансовые организации» опубликованы приказы:
от 12.09.2014 № ОД-2497 о приостановлении действия лицензий на осуществление страхования и перестрахования Общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «ИСЛА»;
от 12.09.2014 № ОД-2498 об отзыве лицензии на осуществление страхования Общества с ограниченной ответственностью Страховой компании «Кострома-Гарант»;
от 12.09.2014 № ОД-2499 об отзыве лицензии на осуществление страхования «Северо-Кавказского Железнодорожного Открытого Акционерного Страхового Общества «Литер-полис»;
от 12.09.2014 № ОД-2500 об отзыве лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера Общества с ограниченной ответственностью «Страховой брокер «Трамвай желаний».
Напечатаны еженедельные сводные данные по секторам финансового рынка и информационные сообщения Банка России.
В «Вестнике Банка России» № 83 опубликованы следующие официальные документы:
Указание Банка России от 22.07.2014 № 3335-У «О порядке и сроках уведомления страховой организацией Банка России о видах страхования, которые она намерена осуществлять в рамках соответствующего вида деятельности» (вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России»);
Указание Банка России от 05.08.2014 № 3355-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» (вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России»);
Указание Банка России от 14.08.2014 № 3361-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 9 июня 2012 года № 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» (вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России»).
Пресс-служба Банка России
Указание Банка России от 22.07.2014 N 3334-У
«О внесении изменений в пункты 1 и 2 Указания Банка России от 9 июня 2012 года N 2830-У «О требованиях к кредитным организациям и иностранным банкам, в которых центральный депозитарий вправе размещать денежные средства» Зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2014 N 34001.
Внесены уточнения в перечень требований, предъявляемых к кредитным организациям и иностранным банкам, в которых центральный депозитарий вправе размещать денежные средства на корреспондентские счета и в депозиты
Установлено, что указанные кредитные организации и иностранные банки должны, в числе прочего, являться кредитными организациями, созданными в соответствии с законодательством РФ, и иметь хотя бы один международный рейтинг долгосрочной кредитоспособности по классификации рейтинговых агентств «Standard & Poor’s», «Fitch Ratings» и (или) «Moody’s Investors Service» на уровне не ниже суверенного рейтинга Российской Федерации, уменьшенного на одну рейтинговую ступень по классификации соответствующего рейтингового агентства.
Если иностранный банк имеет международные рейтинги долгосрочной кредитоспособности разных уровней, присвоенные рейтинговыми агентствами «Fitch Ratings», «Standard & Poor’s» и (или) «Moody’s Investors Service», то в качестве рейтинга принимается наивысший рейтинг из присвоенных указанными рейтинговыми агентствами.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».
ОБЗОР СМИ
ПРИГОВОР ОТ ЦБ
ЦБ взялся за профучастников рынка. Инфраструктурные компании обязаны раскрыть бенефициаров. Регистраторов ждет дополнительный ценз, который для многих станет приговором.
ЦБ требует от регистраторов, депозитариев и прочих инфраструктурных организаций сделать структуру собственников прозрачной. Этим компаниям, как и банкам, придется предоставлять полную информацию о лицах, под контролем которых они находятся, и взаимосвязи между ними. Это предусмотрено проектом положения, размещенным вчера на сайте ЦБ.
Для регистраторов, ведущих реестры публичных компаний, вводится еще одно требование — широкая филиальная сеть для «равного доступа» к их услугам в регионах. С 2016 г. у них должны быть филиалы как минимум в 30 субъектах РФ, а затем требование будет расти на 10 регионов в год — минимум 60 регионов к 2019 году.
Это «фактически станет приговором для многих регистраторов», предупреждает заместитель исполнительного директора Ассоциации по защите прав инвесторов Иван Максимов: «Конкуренция в регионах очень высока, клиентская база ограничена и распределена — открыть филиал даже в крупном городе и обеспечить его безубыточность практически невозможно».
«Это несколько надуманное требование — публичные компании сами в состоянии разобраться, кто из регистраторов удовлетворяет их требованиям по обслуживанию в регионах», — согласен Олег Жизненко, гендиректор одного из крупнейших регистраторов — «Р.О.С.Т.». У компании 34 подразделения в восьми федеральных округах и, по словам Жизненко, в долгосрочных планах — открыть подразделения во всех городах-миллионниках. Крупным эмитентам иногда «не хватает регионального охвата», признает он, но «тогда на помощь приходят коллеги-регистраторы и мы закрываем эту потребность через трансфер-агентские отношения». Другой вариант — регистратор по договоренности с клиентом «организует временные пункты, чтобы удовлетворить потребности акционеров».
Раскрытие бенефициаров — правильное требование, уверен он: «Нашему финансовому рынку, за исключением банков, явно недостает прозрачности. Открытость <...> это дополнительные гарантии и подтверждение надежности профучастника». Сам «Р.О.С.Т.» раскрывает информацию «в свободном доступе на соответствующих ресурсах», говорит Жизненко: основной владелец компании — Роман Абрамович.
Регистраторы располагают информацией практически обо всех акционерных обществах страны и должны быть сами прозрачны, поддерживает Максимов.
С октября все акционерные общества обязаны передать реестры в независимый регистратор. Речь идет о «десятках тысяч компаний», оценивает гендиректор УК «Ронин траст» Сергей Стукалов. Многие из них сейчас выбирают регистратора и, естественно, возникает вопрос, кому он принадлежит, рассказывает Стукалов: «Пока эту информацию приходится узнавать из неформального общения с другими участниками рынка и клиентами регистратора, раскрытие бенефициара — физического лица существенно облегчило бы выбор».
Регулятор также требует от соискателей лицензии профучастника наличия бизнес-плана на ближайшие два года, включая ожидаемые результаты деятельности, которые бы позволяли регулятору «оценить способность соискателя обеспечить финансовую стабильность», а также способность «к долговременному существованию как прибыльной коммерческой организации».
Ведомости
ЦБ ГОТОВ ОБСУДИТЬ УВЕЛИЧЕНИЕ МИКРОЗАЙМОВ ДЛЯ БИЗНЕСА ДО 2 МЛН РУБЛЕЙ
Банк России готов обсуждать увеличение размера микрозаймов для предпринимателей до 2 млн руб., но считает нецелесообразным увеличивать размер займа для физических лиц. Одного миллиона рублей, которым сейчас ограничен размер микрозайма, для малого бизнеса действительно уже недостаточно, но проблема в том, что доля его кредитования в совокупном портфеле МФО слишком мала, считает эксперт.
Позицию регулятора озвучил на заседании комитета Госдумы по финансовым рынкам зампред ЦБ Михаил Сухов. При этом комитет рекомендовал отклонить внесенный в Госдуму законопроект о повышении максимальной суммы займа выдаваемого МФО с 1 млн до 3 млн руб. «Резкое существенное увеличение максимально допустимого размера микрозайма может способствовать повышению рисков, принимаемых на себя отдельными заемщиками, и существенному росту концентрации риска на одного заемщика для отдельной МФО», – говорится в заключении комитета на законопроект, на которое ссылается Интерфакс.
Также комитет по финрынку в своем заключении обратил внимание на сложившуюся в последние годы негативную тенденцию к нарастанию объема невозвратных кредитов, росту перекредитования, а также к постепенному увеличению закредитованности материально неблагополучных и недостаточно финансово грамотных слоев населения.
Микрофинансовые организации предлагают ставки по займам до зарплаты (так называемые PDL) – 1–2% в день, или 360–720% годовых, по потребительским займам – 150% годовых и 30–35% годовых по кредитам предпринимателям. По данным «Эксперт РА», по состоянию на конец первого полугодия 2014 года объем рынка микрофинансирования составляет 46,3 млрд руб. 60% займов МФО приходилось на кредитование физических лиц, 40% – на юрлиц и индивидуальных предпринимателей.
По словам президента ассоциации МФО Ярослава Кабакова, вопрос о том, чтобы поднять размер займа с 1 млн руб. до 3 млн руб. и продлить его срок с одного до двух лет, поднимался участниками рынка неоднократно, поскольку текущие ограничения неудобны для предпринимателей.
«Для малого бизнеса имеет смысл поднимать размер займа, поскольку с момента установления текущего размера займа времена изменились и с учетом накопленной инфляции 1 млн руб. – не очень существенная сумма даже для регионов», – соглашается научный сотрудник института «Центр развития» ВШЭ Дмитрий Мирошниченко. Но, по его словам, основная проблема не в том, чтобы поднять размер займа, а в том, чтобы заставить МФО кредитовать малый бизнес, для поддержки которого они и создавались изначально. «40% – это мало для профильной деятельности организаций. Процент займов физлицам должен быть существенно меньше», – считает эксперт.
РБК daily
РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НЕПЛАТЕЖАМИ
Просроченная задолженность иностранных банков перед российскими в августе выросла в 3,6 раза. Из-за санкций платежи проверяют дольше, провести их успевают не все.
Иностранные банки задерживают кредиты, полученные в российских банках. Просроченная задолженность по ним с учетом процентов в августе выросла в 3,6 раза до 26,8 млрд руб., следует из данных ЦБ. Всего за месяц иностранные банки не выплатили в срок 99,4 млрд руб. кредитов и процентов по ним — в 7,2 раза больше, чем в июле (таковы дебетовые обороты по этим счетам), но большую часть средств вернули.
Основной рост просроченной задолженности — перед ВТБ: с 5,4 млрд руб. до 21,2 млрд с учетом процентов. Значительный рост также у Газпромбанка (со 173 млн руб. до 3,4 млрд) и Россельхозбанка (РСХБ, с 3,6 млн руб. до 2,1 млрд). Перед Сбербанком на конец месяца просроченных долгов не было.
За месяц ему были просрочены платежи на 15,2 млрд руб., РСХБ — 19,1 млрд, ВТБ — 12,8 млрд. Рекорд же принадлежит Газпромбанку — 44,4 млрд руб., в июле его дебетовый оборот по просроченным счетам тоже был значительным — 8,7 млрд.
В течение последних 12 месяцев ни у одного из этих банков ничего подобного не встречалось, за исключением Сбербанка, которому иностранные банки в декабре просрочили платежи по МБК на 12,9 млрд руб., но к концу месяца погасили долг. «Обычно такая просрочка бывает вызвана техническими причинами — например, разными часовыми поясами, но столь массовый рост вряд ли можно объяснить таким образом», — говорит аналитик БКФ Максим Осадчий.
Все четыре банка в конце июля подпали под санкции США или ЕС. Остальным иностранные банки в августе просрочили 1,9 млрд руб. кредитов и процентов — на 4,5% меньше, чем в июле, а просрочка за месяц сократилась на 32,8% до 36,8 млн руб.
В июле — августе западные банки под разными предлогами начали серьезно задерживать платежи, в том числе ссылаясь на необходимость провести дополнительную проверку, рассказал источник в Сбербанке: «Приходилось напоминать о штрафах, буквально выгрызать каждый платеж». Сейчас ситуация наладилась и проблема с просрочкой устранена, уверяет он.
У ВТБ, по словам источника в группе, в августе «возникла просрочка по кредиту, выданному одному из банков-контрагентов в ходе сложно структурированной сделки».
«Некорректно сравнивать объемы просрочки разных банков, так как подходы к учетной политике по признанию технических задержек в расчетах сильно отличаются, нужно учитывать динамику, — настаивает член правления Газпромбанка Екатерина Трофимова. — Сейчас расчеты по всем этим платежам завершены». Задержки, по ее словам, были чисто технические, «типовые в рамках текущих комплаенс-процедур».
Директива ЕС о санкциях хотя межбанковских кредитов не касалась, но могла быть использована как повод подержать деньги «до выяснения» — вряд ли это делали злонамеренно, скорее для перестраховки, полагает предправления «дочки» иностранного банка. «Очень многие банки жалуются, что сейчас все платежи в банки, которые хоть как-то, даже опосредованно, могут быть связаны с санкциями — т. е. в какой-то мере все российские банки, — очень жестко проверяются и проходят гораздо дольше», — говорит топ-менеджер другой «дочки» западного банка.
После введения санкций в августе иностранные банки-корреспонденты ужесточили процедуру проверки в отношении всех платежей, направляемых в пользу российских банков и от них, отмечает управляющий директор по операциям на денежном рынке Альфа-банка Николай Карпушкин. «Фундаментальное отличие введенных в конце июля секторальных санкций заключается в том, что проверить соответствие платежа требованиям законодательства США и ЕС теперь можно, только определив назначение платежа, — объясняет он. — В частности, причиной задержки могло стать непонятное назначение платежа, в результате фактически все платежи проходили через ручной комплаенс-контроль как на стадии отправки, так и на стадии зачисления на счет банка-получателя, и при малейших сомнениях платеж задерживался, и в первое время у кого-то из американских и европейских банков просто могло не хватать ресурсов, чтобы своевременно проверить все платежи».
Представители Сбербанка не ответили на запросы «Ведомостей», представители ВТБ и РСХБ отказались от комментариев.
ЦБ не будет требовать от банков создавать резервы, если финансово надежный заемщик в силу сроков обработки платежа в системах внутреннего контроля западных банков заплатит банку на несколько рабочих дней позже, заявил зампред ЦБ Михаил Сухов на банковском форуме в Сочи: «Мы не хотим ставить наши банки в зависимость от скорости работы западных банков».
Ведомости
ИНТЕРВЬЮ: «СДЕЛАТЬ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ У VISA И MASTERСARD, НЕ ТАК УЖ ЛЕГКО»
Директор процессингового центра Альфа-Банка Вилен Тимирязев рассказал порталу Банки.ру о перспективах развития бесконтактных платежей в России и о технологичных новинках, которые готовит один из крупнейших российских банков.
– Как в Альфа-Банке появилась идея внедрения NFC-банкоматов?
– Первый раз NFC-банкоматы мы увидели примерно два года назад в Японии. И с тех пор они запали в память, захотелось сделать такое же. Cмотрелось это совершенно потрясающе. Человек сидит за столом. Перед ним большая панель, тачскрин. Напротив клиента сидит менеджер, они вдвоем рассматривают на этой панели договор. Пальцем его подписывают и спрашивают: «Сколько вы хотите снять денег?» Например, 200 тысяч иен. Человек кладет свой телефон на вот эту панель, которая рядом, и банкомат выдает ему 200 тысяч иен. Никаких лишних действий.
И потом возникло желание сделать нечто подобное у нас. Поскольку японские банкоматы у нас уже были к этому моменту, появилась возможность на нашем фестивале в Нижнем Новгороде (музыкальный фестиваль Alfa Future People, прошедший 11–12 июля 2014 года. – Прим. ред.) попробовать бесконтактные технологии на банкоматах. Что и было реализовано. Там было два форм-фактора: браслет и часы. Человек просто подходил к банкомату, прислонял браслет или часы, открывалось окно, туда он клал деньги. И деньги мгновенно оказывались на его счете. После этого он мог покупать пиво, сосиски, просто прислонив свои часы или браслет к POS-терминалу.
– Как вы оценили результаты этого опыта?
– Мы увидели, что это пользуется спросом. Людям нравится, что пополнение карты занимает 30 секунд. Так как у нас доля операций внесения в некоторые банкоматы зашкаливает за 60%, мы подумали, что это хорошая тема не только для внедрения инноваций. Прежде всего, это позволит ускорить работу банкоматов и сократит очереди к ним. Планируем этой осенью оснастить 30 банкоматов в 30 отделениях бесконтактными ридерами. Причем не только оснастить самими ридерами, но и сделать так, что обычные карты смогут пополняться так же быстро и беспроблемно.
Сначала мы сделаем внесение, а потом еще и выдачу. Это планы на 2014 год. С выдачей, конечно же, сложнее по ряду причин. Например, есть вопрос с вводом ПИН-кода. Но все в наших руках.
– Какие еще способы применения NFC вы планируете?
– Давайте четко понимать: все, о чем мы говорим, это все-таки MasterCard PayPass, это не совсем NFC. Потому что NFC изначально подразумевает, что можно выбрать карту. А здесь у нас карта одна. Привязана к часам, к браслету, к чему угодно, неважно. Но она одна. Мы ее не выбираем. Проблема в том, что в России NFC как таковой нет. Есть несколько пилотных проектов, тот же «Тинькофф» провел. Но это все очень локально. Чтобы сделать нормальный, глобальный NFC, в первую очередь нужны носители, то есть телефоны с поддержкой NFC. А сейчас, к сожалению, у платежеспособной группы очень много iPhone. А на iPhone этого в принципе пока нет – может, на «шестерке» будет (презентация iPhone 6 состоялась 9 сентября, NFC-технология появилась. – Прим. ред.) Причем это ведь Apple, у них Bluetooth свой, у них и NFC может быть со своим уникальным протоколом.
Кроме того, нет специальных удостоверяющих центров, при помощи которых можно было бы эти карты генерить и рассылать «по воздуху». Чтобы все работало, нужны банк, удостоверяющий центр, сотовый оператор. Пока нет единого глобального стандарта в протоколах – распространения NFC нет и не будет. Получается, у нас недостаточно носителей и нет механизма. Да еще и далеко не все понимают, зачем это вообще нужно.
– Тем не менее у нас уже работают и MasterСard PayPass и Visa payWave, они торят дорогу для NFC.
– Безусловно. Но на банкоматах нет библиотек, которые были бы сертифицированы Visa и MasterСard для работы бесконтактной карты любого банка. Внутри себя мы платежи обрабатываем, но трансакция не выходит во внешний мир. Вот сейчас со своего банкомата я не смогу выйти во внешний мир, чтобы осуществить трансакцию. Просто библиотеки не сертифицированы. Поэтому все, что мы делаем, – только для наших клиентов, только для наших карт.
– То есть человек с картой PayPass другого банка у вас ничего не получит и не внесет?
– Он внесет – как по обычной карте, не по протоколу PayPass, не через бесконтактный ридер. Но производители банкоматов обещали нам, что к зиме этого года библиотеки будут сертифицированы. Надо будет переставить софт, и все заработает.
– Тогда человек может приехать из-за границы с картой с PayPass, снять с нее деньги или внести…
– Снять – да, а насчет «внести» пока не совсем понятно. Все будет зависеть во многом от Visa и MasterCard. С эмитированной в США картой этот фокус не получится в любом случае. Потому что Америка запрещает переводы на свои карты, по крайней мере, из России. Из Европы – можно, а от нас – нет.
– Планируете ли вы выпуск каких-то гаджетов с платежным чипом NFC?