ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 25.09.2014

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Американские сенаторы настаивают на отключении российских банков от системы SWIFT

Даже частичное отключение от SWIFT может иметь драматические последствия для российской экономики, считают политики

ВАШИНГТОН, 24 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Анатолий Бочинин/. Группа американских сенаторов направила в среду в минфин США письмо с призывом способствовать отключению попавших под западные санкции российских банков от системы SWIFT.

Свои подписи под письмом поставили сенаторы-республиканцы Марк Кирк, Джон Маккейн, Марко Рубио, Пэт Робертс, Дэн Коатс, Келли Айот, Джеф Сизонс, Дэвид Виттер и Джон Тьюн. Политики обратились к администрации президента США Барака Обамы с просьбой воздействовать на своих европейских партнеров в вопросе отключения попавших под санкции российских банков от системы расчетов. По их мнению, даже такие ограниченные меры «послужат эффективным инструментом для США и ЕС по общему противодействию российской оккупации и дестабилизации Украины и по недопущению дальнейших угроз для европейской стабильности».

«Даже частичное отключение от SWIFT может иметь драматические последствия для российской экономики, так же, как это произошло с Ираном в 2012 году, когда SWIFT под международным давлением отключила иранские банки», — отметил сенатор Кирк. «США и ЕС должны использовать все невоенные средства, чтобы заставить Россию заплатить высокую цену за свои незаконные действия», — считает он.

ИТАР-ТАСС

 

Путин поддерживает идею целевого сбора для фонда по развитию отечественного ПО

Соответствующую инициативу выдвинул министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров

МОСКВА, 24 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Президент России Владимир Путин поддерживает идею целевого сбора для фонда по развитию отечественных программных продуктов. Соответствующую инициативу выдвинул в среду во время встречи с главой государства министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров.

Сбор для Фонда

Министр посетовал, что разработка программных продуктов — трудоемкий и затратный процесс, требующий государственных мер поддержки. «В качестве одной из форм поддержки мы предлагаем рассмотреть создание отдельного целевого фонда по развитию российского программного обеспечения», — рассказал министр.

По его словам, такую структуру можно создать по аналогии с фондом, из которого Минсвязи финансирует стройку волоконно-оптических линий связи.

«Мы считаем, что в сфере программного обеспечения в силу того, что сегодня существует специальная льгота по НДС, лицензии на программное обеспечение облагаются по нулевой ставке, а при этом три четверти программного обеспечения, которое фактически поставляется, это зарубежное, — мы считаем, что в этих условиях возможно введение отдельного целевого сбора», — предложил министр.

«Это, мне кажется, хорошая идея. Я, разумеется, это поддержу. Надо только проработать в правительстве, с коллегами поговорить в Минэкономразвития, Минфине», — поддержал инициативу министра Путин.

По словам Никифорова, размер целевого сбора не должен превысить 10%. «Это может быть даже некая плавающая шкала, начать с 5%, потом 7%, 9%, по годам, посмотреть по мере потребностей рынка», — предложил он. По задумке министра, эти целевые средства должны пойти на поддержку российских компаний, которые могут разрабатывать серьезное программное обеспечение, уже зарекомендовали себя и уже имеют определенный экспортный потенциал.

Опасный монополизм

Особое беспокойство министра вызывает монополизм отдельных стран и компаний в сфере информационных технологий. По его словам, в условиях санкций в России сформировался запрос от отечественных компаний на альтернативные программные продукты. Именно их разработку Никифоров и предлагает финансировать из нового фонда.

«Мы выделили по программному обеспечению около 10 наиболее критичных видов продуктов. На их разработку могут потребоваться усилия до 20 тыс. инженеров-программистов», — указал он.

Министр отметил, что процесс создания программ занимает годы, и привел в качестве примера мобильные операционные системы для смартфонов — по его словам, около 5 тыс. инженеров должны их создавать примерно пять лет.

«Поэтому компаниям нужны механизмы, которые долгосрочно, в течение пяти лет, семи лет позволяют шаг за шагом такие разработки проводить. Но для этого, конечно, нужны источники и отдельные формы поддержки», — указал он, пообещав подготовить с коллегами из правительства конкретные проекты нормативных актов по будущему фонду.

ИТАР-ТАСС

 

СМИ: IT-компании попросили отсрочку для переноса серверов в Россию

По данным газеты «Коммерсант», перенос вступления в силу закона на 2015 год может привести к тому, что большинство компаний будут вынуждены приостановить свою деятельность

Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) просит не принимать законопроект, в соответствии с которым с января 2015 года, а не с сентября 2016 года (как предполагалось изначально) необходимо хранить персональные данные россиян на серверах в РФ. Об этом пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на исполнительного директора АП КИТ Николая Комлева.

По информации издания, принятие закона потребует от компаний радикального изменения архитектуры информационных систем, существующей технологии телекоммуникационного обмена данными и, соответственно, дополнительных временных и финансовых затрат, в то время как бюджеты многих компаний на следующий год уже распланированы. «Перенос вступления в силу закона на 2015 год может привести к тому, что большинство компаний будут вынуждены приостановить свою деятельность. Это нанесет непоправимый ущерб экономике России и, в частности, ИКТ-отрасли», — отмечают в ассоциации.

Хранение персональных данных россиян

Как ранее сообщал ИТАР-ТАСС, в среду Госдума приняла во втором чтении законопроект, обязывающий иностранные компании с 1 января 2015 года хранить персональные данные россиян исключительно на серверах в РФ. Ранее предполагалось, что данная норма начнет действовать с сентября 2016 года. Но, по мнению авторов инициативы, перенос даты ее вступления на январь 2015 года будет способствовать «более оперативному и эффективному обеспечению прав граждан РФ на сохранность персональных данных и соблюдение тайны переписки в информационно-телекоммуникационных сетях».

При этом, какие именно данные нужно будет перенести в Россию, пока неясно. Согласно действующему законодательству, под персональными данными подразумевается «любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу», отмечает «Коммерсант».

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин сообщил «Ъ», что этот вопрос будет регулироваться подзаконными актами, разработкой которых, вероятно, займется Минкомсвязь. Следить за исполнением требований закона предстоит Роскомнадзору, который заведет реестр нарушителей. В него на основании вступившего в силу судебного акта будут включаться доменные имена, URL-указатели страниц и IP-адреса сайтов, не соблюдающих законодательство. Как именно планируется выявлять нарушителей, не сообщается. Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский сообщил газете, что практика правоприменения будет разрабатываться вместе с участниками рынка после подписания закона президентом.

Минфин предлагает ввести уголовную ответственность за организацию финансовых пирамид

МОСКВА, 24 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Минфин предлагает ввести уголовную ответственность до четырех-пяти лет и административные штрафы за организацию финансовых пирамид. Проект соответствующих поправок в Уголовный и Административный кодексы опубликованы сегодня на едином портале правовой информации.

За организацию финансовых пирамид законопроект предусматривает штраф до 1 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 4 лет, либо лишение свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

Если организация работы пирамиды сопряжена с привлечением средств в особо крупном размере, то она наказывается штрафом в размере до 1,5 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Административный штраф за организацию финансовой пирамиды законопроектом предлагается повысить с 5 до 50 тыс. руб. в отношении граждан, до 100 тыс. рублей в отношении должностных лиц, и до 1 млн рублей в отношении юридических лиц

«Учитывая существующую, как правило, значительную материальную заинтересованность самих вкладчиков в привлечении новых участников в «финансовые пирамиды», максимальный размер административного штрафа для граждан, установленный статьей 3.5 КоАП (5 тыс. руб.) представляется недостаточным для пресечения указанной деятельности», — подчеркивается в документе.

Кроме того, разработчики предлагают обратить внимание на рекламу «финансовых пирамид».

«Помимо высокой общественной опасности и угроз, которые «финансовые пирамиды» несут для социально-экономической стабильности общества, необходимо обратить внимание на специфику их функционирования, заключающуюся в том, что развитие подобных структур возможно только при условии проведения активной рекламной кампании по привлечению денежных средств физических лиц, а также на имеющую место практику вовлечения лиц, вложивших свои средства в «финансовую пирамиду», в деятельность по привлечению новых вкладчиков», — отмечается в законопроекте.

ИТАР-ТАСС

Хоум Кредит Банк обновил линейку дебетовых карт

Хоум Кредит Банк модифицировал линейку дебетовых карт, заменив классические Visa Classic и MasterCard Standard картами категории Gold. Последние можно оформить на более доступных условиях, подчеркивается в сообщении банка.

«Мы существенно снизили комиссии за выпуск карт. Для карты в рублях она сократилась в 2,5 раза — до 1 тысячи рублей. По валютным картам составляет 25 долларов/евро», — рассказал директор по прямым продажам и маркетингу Хоум Кредит Банка Евгений Сидоров.

На остаток по картам начисляется процент: 5% годовых — по рублевым, 3% — по валютным. «При оформлении дебетовой карты в рублях клиенты могут подключиться к бесплатному интернет-банку и дистанционно открывать вклады по ставкам от 7% до 10%», — указывают в банке.

Там добавляют, что в линейке дебетовых карт остается бесплатная неэмбоссированная мгновенная карта-ключ MasterCard в составе пакета «Все включено», дающая доступ ко всем дистанционным сервисам банка.

Банки.ру

 

ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ

МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ

  • Николай Никифоров: «Фонд поддержки российского ПО не будет ущемлять интересы отечественных разработчиков»

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сегодня доложил Президенту РФ Владимиру Путину об инициативе поддержки российских производителей программного обеспечения (ПО). Встреча состоялась в рамках исполнения Минкомсвязью России майского поручения 2014 года Президента РФ Правительству проработать меры по импортозамещению в различных отраслях экономики.

На встрече Николай Никифоров отметил, что многие государственные заказчики и коммерческие предприятия в России обеспокоены той ситуацией, которая сложилась в сфере информационных технологий.

«Это, прежде всего, монополизм отдельных стран и отдельных компаний, буквально нескольких — их можно перечислить по пальцам, — в сфере информационных технологий. Сыграли свою роль, конечно, и разоблачения беспрецедентных незаконных фактов сбора информации сотен миллионов пользователей интернета спецслужбами отдельных стран. Целый ряд компаний получил отказ от поставок высокотехнологичного компьютерного оборудования, обновления программного обеспечения. Заказчики действительно стали очень разборчивы, ищут альтернативы, в том числе, хотят покупать российские продукты», — сказал глава Минкомсвязи России.

Николай Никифоров подчеркнул, что полноценных альтернатив системным решениям в сфере ПО сегодня нет во всем мире, и добавил, что у многих стран существует серьезная обеспокоенность этим монополизмом.

Для решения сложившейся проблемы глава Минкомсвязи России предложил выработать комплексную программу, которая позволит поддержать российских производителей ПО и выработать весь необходимый набор продуктов для обеспечения информационного суверенитета России и поддержки дружественных стран-партнеров.

В качестве одной из форм поддержки Николай Никифоров предложил Президенту рассмотреть создание отдельного целевого фонда по развитию российского программного обеспечения, а в качестве модели для него — форму, аналогичную Фонду универсальной услуги связи (УУС). Напомним, на средства этого фонда сейчас в России реализуется самый масштабный в мире проект по строительству волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) для обеспечения доступом в интернет жителей всех малых населенных пунктов численностью от 250 человек.

Глава Минкомсвязи России отметил, что в сфере программного обеспечения существует специальная льгота по НДС, в рамках которой лицензии на ПО облагаются по нулевой ставке. При этом три четверти фактически поставляемого ПО является зарубежным. «Мы считаем, что в этих условиях возможно введение отдельного целевого сбора, — сказал Николай Никифоров. — Его размер не должен превысить 10%, это может быть даже некая плавающая шкала, по годам, необходимо посмотреть по мере потребностей рынка. И на эти целевые средства мы сможем поддержать российские компании, которые такие разработки могут осуществить. Кто не словом, а делом зарекомендовал себя и уже имеет определенный экспортный потенциал». Николай Никифоров подчеркнул, что источники финансирования фонда поддержки российского ПО не будут ущемлять интересы российских разработчиков.

Президент РФ Владимир Путин поддержал идею создания фонда и поручил проработать этот вопрос в Правительстве, а также обсудить его с Минэкономразвития и Минфином.

В ходе встречи министр также доложил о ходе работ по проекту строительства ВОЛС на территории России в рамках реформы УУС.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАТЕЖНОГО СОВЕТА

Члены Национального платежного совета предлагают создать аналог SWIFT на базе ЦБ РФ

МОСКВА, 24 сен — РИА Новости. Участники НП «Национальный платежный совет» выступают за создание российского аналога системы SWIFT на базе нового юридического лица, на 100% принадлежащего Банку России, сообщила пресс-служба некоммерческого партнерства со ссылкой на результаты опроса 30 компаний и банков.

Угрозы отключения российских банков от системы межбанковских переводов SWIFT звучат уже несколько недель. На прошлой неделе Европарламент предложил странам ЕС рассмотреть возможность исключить Россию из этой системы. В конце августа замминистра финансов Алексей Моисеев говорил, что ведомства подготовили законопроект о создании российского аналога системы SWIFT.

«По мнению ряда участников, единая инфраструктура должна создаваться на базе нового юридического лица, на 100% принадлежащего Банку России, и обеспечивать все виды платежей юридических и физических лиц. После начала функционирования членство в национальной платежной системе должно стать обязательным для всех кредитных организаций (без запрета на участие в альтернативных платежных системах)», — говорится в сообщении.

При этом участники опроса предлагают предварительно протестировать возможность интеграции единой инфраструктуры с существующими системами — платежной системой Банка России, SWIFT, Национальной системой платежных карт (НСПК) и другими.

В сообщении отмечается, что некоторые банки и компании предложили использовать свои технологические наработки для развития новой системы. Так, Сбербанк предложил использовать компетенцию ОАО «УЭК» (оператор универсальной электронной карты — ред.) в вопросах информационной безопасности и стандартизации, а ЗАО «КиберПлат» — платформу CyberFT.

Опрошенные считают необходимым при разработке системы использовать российское оборудование и программное обеспечение.

РИА Новости. Новости Российской Экономики

НП «НПС» предлагает построение национальной инфраструктуры обмена финсообщениями на базе «дочки» ЦБ

Москва. 24 сентября. ИНТЕРФАКС-АФИ — Единая национальная инфраструктура, обеспечивающая обмен платежными и иными финансовыми сообщениями, должна создаваться на базе нового юридического лица, на 100% принадлежащего Банку России, полагает ряд участников национальной платежной системы.

Как говорится в сообщении НП «Национальный платежный совет» (НПС), по мнению участников рынка, эта инфраструктура, должна обеспечивать все виды платежей юридических и физических лиц. После начала функционирования членство в системе должно стать обязательным для всех кредитных организаций (без запрета на участие в альтернативных платежных системах).

Банк России обратился в НП «НПС» с предложением выразить мнение об организации альтернативных каналов взаимодействия участников национальной платежной системы и создании единой национальной инфраструктуры, обеспечивающей обмен платежными и иными финансовыми сообщениями, говорится в сообщении. НП «НПС» собрало мнение не только членов партнерства, в числе которых ведущие российские кредитные организации и операторы платежных систем, но и крупнейших корпораций и финансовых институтов.

Члены НП «НПС» и представители корпораций считают правильным обязательное участие всех субъектов финансового рынка в инфраструктуре (не только для банков, но для их клиентов, в первую очередь крупнейших корпораций).

Участники рынка предложили использовать свои компетенции (технологии) для развития единой национальной инфраструктуры, обеспечивающей обмен платежными и иными финансовыми сообщениями. Так, Сбербанк России (MOEX: SBER) предлагает использовать компетенцию ОАО «УЭК» в вопросах информационной безопасности, стандартизации и других смежных областях. В свою очередь, ЗАО «КиберПлат» предлагает технологическую платформу CyberFT, обеспечивающую безопасность межбанковских коммуникаций и использующую мультипровайдерную инфраструктуру.

Представители сообщества обратили внимание на необходимость использования технологического оборудования (включая элементную базу) и программного обеспечения (созданного на открытом коде), разработанного и произведенного в РФ.

Ранее замминистра финансов Алексей Моисеев заявлял, что министерство и ЦБ РФ разрабатывают механизмы защиты от возможного отключения российских пользователей от международной системы SWIFT. «Я надеюсь, что все прекрасно понимают, что отключение России от SWIFT сделает жизнь тяжелой не только нам, но и всем, кто с нами торгует. Что касается внутрироссийских расчетов, мы активно с Банком России работаем, чтобы нас было не испугать», — заявлял он.

Одновременно с этим Минфин РФ готовит законопроект, который направлен на структурирование понятий «оператор услуг критичной инфраструктуры» и «оператор услуг критично-значимой инфраструктуры», ими могут стать SWIFT, Bloomberg, Reuters и т.д. По словам А.Моисеева, Минфин хочет обязать «операторов значимой инфраструктуры» регистрировать юрлицо в России.

На прошлой неделе Европейский парламент призвал ЕС ввести новые ограничительные меры, в том числе исключить Россию из сотрудничества в ядерной сфере и из системы международных расчетов SWIFT.

Служба финансово-экономической информации

Комитет НП «НПС» по регулированию и правовым вопросам провел совещание по приоритезации направлений работы

В Национальном платежном совете состоялось первое заседание Комитета по регулированию и правовым вопросам. Провел встречу руководитель Комитета — Вице-Президент и Главный юридический советник Группы Вестерн Юнион по странам Восточной Европы и СНГ Николай Телеснин.

В ходе заседания были определены ключевые направления деятельности рабочего органа НП «НПС». Разработка правовой базы для развития услуги виртуального пулинга в России, вопросы применения залоговых, номинальных счетов и счетов эскроу, проблемы контроля за деятельностью банковских платежных агентов, развитие безналичных расчетов по требованию получателя средств и выработка позиции по актуализации законодательства в сфере персональных данных определены в качестве приоритетных задач работы Комитета до конца 2014 года.

Также в рамках первого заседания был рассмотрен вопрос развития услуги виртуального пулинга в России. Участники встречи обсудили механизмы преодоления барьеров, препятствующих оказанию и использованию услуги виртуального пулинга.

В заседании Комитета приняли участие представители Дойче Банка, Альфа-банка, Промсвязьбанка, Райффайзенбанка, Московского индустриального банка, Банка Москвы, Сити Банка, ЗАО «Киберплат».

Справка:

Виртуальный пулинг (notional cash pooling) – инструмент виртуальной консолидации денежных средств, при котором не происходит перевода денежных средств между счетами, а остатки на счетах, входящих в пул, с точки зрения начисления процентов и расчетов рассматриваются как единый остаток.

Виртуальный пулинг подходит для групп компаний, в которых с определенной степенью регулярности возникает избыточная ликвидность у одних предприятий при одновременном недостатке ликвидности у других.

Сайт НП «НПС»

ОБЗОР СМИ

Минфин обрисовывает пирамиды

Однако четких критериев снова нет

Минфин снова выступил с инициативой ввести уголовное наказание за организацию финансовых пирамид. Причем на этот раз основным признаком пирамиды становится отказ компании от инвестирования привлеченных ею средств в пользу расчетов с другими кредиторами. По мнению юристов, под такие критерии могут попасть и добросовестные участники рынка, зато мошенникам обходить закон они не помешают.

Проект поправок к Уголовному кодексу и Кодексу об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за организацию финансовых пирамид, опубликован вчера на едином портале раскрытия проектов нормативных актов regulation.gov.ru. В этот раз понятие «финансовая пирамида» авторы законопроекта не предлагают. Более того, вопрос незаконности привлечения средств физических и юридических лиц ими вообще не поднимается. Под санкции оно попадает лишь в том случае, если привлеченные компанией средства направляются в сопоставимом размере не на предпринимательскую или инвестиционную деятельность, а на выплату дохода предыдущим вкладчикам. В случае привлечения средств свыше 1,5 млн руб. организаторов пирамиды ждет уголовная ответственность — вплоть до лишения свободы до шести лет (при особо крупном размере от 6 млн руб.). При меньших объемах привлечения организаторам пирамиды грозит административный штраф: до 50 тыс. руб. для граждан и до 1 млн руб. для компаний. Такие же штрафы будут взимать с тех, кто рекламирует деятельность пирамид.

Это не первая попытка Минфина противостоять пирамидами. В июне прошлого года ведомство уже направляло проект поправок по аналогичной теме в правительство. Там финансовая пирамида определялась как «деятельность по привлечению денежных средств или иного имущества физлиц, при которой выплата дохода осуществляется за счет ранее привлеченных средств, при отсутствии у организаторов инвестиционной и другой законной предпринимательской деятельности». Однако против законопроекта выступал Следственный комитет (СК), который посчитал, что формулировки Минфина противоречат Гражданскому кодексу, не запрещающему привлекать средства по договору займа (см. «Ъ» от 26 июня 2013 года). «На наш взгляд, замечания СК мы учли, направили новую версию на согласование в профильные ведомства и ждем от них ответа»,— заявил замминистра финансов Алексей Моисеев.

Поддержит ли СК законопроект Минфина на этот раз, пока неясно. По мнению экспертов, эта версия также небезупречна. «Формулировка, которую предлагает Минфин, слишком размыта, поэтому под нее могут попасть законопослушные организации, например, выдающие микрокредиты»,— считает управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» Александр Забейда. По мнению участников рынка МФО, проблемы могут возникнуть у тех компаний, которые наряду с микрофинансовой также ведут иную деятельность и направляют туда часть средств. «Им придется доказать, что средства инвестируются в живой бизнес, и четко отразить это в своей бухгалтерской отчетности»,— говорит собеседник «Ъ». При этом борьба с реальными пирамидами может оказаться неэффективной, опасаются юристы. «Предусматривая в статье такие признаки, как отсутствие инвестиционной, законной предпринимательской деятельности, законодатель сам показывает вариант ухода от ответственности — могут появиться пирамиды, которые формально будут заниматься инвестициями»,— отмечает председатель МКА «Александр Тонконог и партнеры» Александр Тонконог. Так, по мнению директора СРО НП «Микрофинансирование и развитие» Андрея Паранича, можно предположить, что для сокрытия признаков пирамиды компания будет, например, приобретать земельные участки или объекты недвижимости по многократно завышенной стоимости или заключать многомиллионные фиктивные контракты, например, на разработку программного обеспечения и т. д.

Но в целом принятие законопроекта хотя бы в таком виде экспертам кажется необходимым, причем как можно скорее. По словам господина Паранича, этот тип мошенничества набирает обороты под прикрытием относительно молодого микрофинансового рынка. «Рекламируются услуги МФО, что вполне законно, а договоры займа заключаются компанией, формально никак не связанной с МФО, и это пирамида в чистом виде, бороться с которыми пока невозможно»,— заключает он.

Коммерсант

Банки обяжут выявлять владельцев иностранных трастов

Законопроект, разработанный Росфинмониторингом, направлен на борьбу с легализацией преступных доходов

Банки в скором времени должны будут выявлять конечных владельцев иностранных трастов, созданных российскими компаниями и гражданами. Соответствующий законопроект разработал Росфинмониторинг. Поправки вносятся в 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Причина, по которой финразведка озаботилась данным вопросом, — широкое применение трастовых структур для отмывания денег в сочетании с использованием их учредителями услуг российских банков.

Как пояснили «Известиям» в ведомстве, сейчас антиотмывочное законодательство не регулирует отношения между банками и иностранными юридическими образованиями (трастами), которые не являются юридическими лицами в РФ. Законопроект, разработанный Росфинмониторингом, направлен на устранение данного пробела.

Траст — это система отношений, при которой имущество, изначально принадлежавшее учредителю, передается в распоряжение доверительного собственника (управляющего), но доход от него получают выгодоприобретатели (бенефициары). Учредитель (который может одновременно быть и выгодоприобретателем) в рамках специального соглашения передает принадлежащие ему ценности под контроль управляющего, который обязан совершать с ними операции, приносящие выгодоприобретателям максимальную прибыль или соответствующие другим инструкциям учредителя. Российской правовой системе понятие траста несвойственно, то есть создание трастов регламентируется иностранным правом.

В Росфинмониторинге поясняют, что иностранные трасты и другие подобные образования с высокой вероятностью могут использоваться для легализации преступных доходов и для финансирования деятельности террористов. Как правило, трастовые компании в ряде юрисдикций (Багамские, Бермудские, Каймановы, Нормандские острова, Гибралтар, Гонконг, остров Мэн и другие) имеют право не раскрывать своих бенефициаров, называя лишь формальных собственников. Деньги, поступающие на счета трастов, теряют привязку к конкретным людям и могут использоваться неофициально. Траст предоставляет анонимность, при которой одно и то же лицо может быть учредителем и выгодоприобретателем, тем самым получая всю выгоду от имущества, но скрывая его от кредиторов.

— На банки предлагается возложить обязанность идентифицировать иностранные юридические образования и их бенефициарных владельцев при приеме на обслуживание и во время обслуживания, — отметили в Росфинмониторинге.

В частности, указанные организации должны будут устанавливать наименование, место государственной регистрации и адрес местонахождения иностранного юридического образования, а также сведения о структуре его собственности.

В отношении российских компаний и физлиц банки такой работы не проводят. По компаниям они устанавливают ИНН, государственный регистрационный номер, место регистрации и адрес местонахождения. В отношении физических лиц — фамилию, имя, отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты удостоверения личности, ИНН. Несмотря на то что обязанность выявлять бенефициаров клиентов у банков появилась в 2013 году, четко установленного порядка по их выявлению нет.

По словам начальника юридического управления СДМ-банка Александра Голубева, банки могут выявлять конечных бенефициаров фактически двумя способами: получение данных из анкет, которые заполняют клиенты, и собеседование с самим клиентом.

— Первое — это основной способ, потому что крупные банки физически не могут встретиться с каждым клиентом для беседы с ним, понимания сути его бизнеса и оценки того, кто стоит за таким бизнесом, — говорит Голубев. — Поэтому отбираются более или менее крупные (значимые) клиенты для дальнейшей работы с ними. Критерии значимости клиента каждый банк определяет самостоятельно. В случае если клиент попадает в выборку или данные его анкеты требуют дополнительной проверки (например, в качестве учредителей указаны иностранные, особенно американские, лица), с клиентом встречается менеджер банка, который уточняет вопросы, в том числе о фактических бенефициарах.

Как отмечает начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова, идентификация бенефициарных владельцев идет непросто — клиенты зачастую крайне неохотно реагируют на запросы банка о конечных владельцах компании.

— Установление и идентификация бенефициаров действительно дело затратное как по времени, так и материально: потребовалась разработка новых форм документов, корректировка уже имеющихся, доработка программного обеспечения, — говорит Багатова. — У клиентов вопросы о контролирующих лицах и владельцах восторга не вызывают, и банковским служащим требуется дополнительное время на разъяснения и убеждение клиента в необходимости предоставления запрашиваемых сведений и документов.

По словам Голубева, выявление бенефициаров для банков затруднено по объективным причинам.

— Даже если банк найдет конечного собственника — физическое лицо, это не означ

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}