ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 26.09.2014

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Госдума планирует ратифицировать договор о создании Евразийского экономического союза

В рамках союза обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между Россией Белоруссией и Казахстаном

МОСКВА, 26 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Госдума рассмотрит вопрос о ратификации договора о создании Евразийского экономического союза. Солидарно в его поддержку готовы выступить все фракции нижней палаты российского парламента.

Ратификационный пакет был внесен на рассмотрение президентом РФ. Обсуждение назначено на фиксированное время — 11:00 мск. С основным докладом выступит представитель главы государства — заместитель министра экономического развития и торговли Алексей Лихачев. В зале пленарных заседаний также будет присутствовать глава Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко.

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин назвал документ историческим, добавив, что в связи с его ратификацией «впереди у депутатов Госдумы большая работа по гармонизации законодательства». «От этой работы, конечно, во многом будет зависеть и будущее интеграции на евразийском пространстве, и наши взаимоотношения со стратегическими партнерами», — подчеркнул глава палаты.

Что предусматривает договор

Договор о создании союза был подписан президентами России, Казахстана и Белоруссии 29 мая 2014 года. Документ учреждает Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Кроме того, он определяет структуру, полномочия и порядок работы органов союза — Высшего евразийского экономического совета, куда входят главы государств, Евразийского межправительственного совета, состоящего из глав правительств государств-членов, Евразийской экономической комиссии и Суда Евразийского экономического союза.

Отдельный раздел посвящен бюджету союза, который будет формироваться в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов. Размеры взносов установит Высший совет.

Договор содержит положения о таможенном и техническом регулировании, внешнеторговой политике и мерах по защите внутреннего рынка. Предусмотрен переход к единому таможенному тарифу.

Отдельные статьи посвящены ведению согласованной макроэкономической, валютной политики, регулированию финансовых рынков, взаимодействию в сфере энергетики и транспорта, формированию общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов, лекарств и медицинских изделий.

Положения договора охватывают такие сферы, как интеллектуальная собственность и госзакупки, промышленность, сельское хозяйство, трудовая миграция.

Регламентированы вопросы информационного взаимодействия в рамках союза.

Рабочим языком союза определен русский. Предполагается также, что штаб-квартира Евразийской комиссии будет находиться в Москве, суд ЕАЭС — в Минске, а финансовый регулятор — в Алма-Ате.

Согласно документу, союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами.

Реализация договора потребует дополнительных бюджетных расходов, которые, как сказано в официальном заключении правительства, будут предусмотрены при формировании проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.

Договор о Евразийском экономическом союзе должен вступить в силу с 1 января 2015 года.

ИТАР-ТАСС

 

ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ

БАНК РОССИИ

  • ЦБ России обязал кредитные организации усилить защиту платежей через интернет и банкоматы

ЦБ России обязал банки усилить контроль за защитой информации при осуществлении клиентами кредитных организаций денежных переводов через интернет /в случае использования классического интернет-банка на сайте кредитной организации и мобильных приложений, устанавливаемых на смартфоны/, а также через банкоматы и терминалы, пишут сегодня «Известия».

Новые требования регулятора изложены в указании ЦБ № 3361-У, регламентирующем порядок защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, которое вступит в силу через полгода.

В соответствии с новым указанием регулятора банки должны информировать граждан о появлении в Сети ложных /фальсифицированных/ ресурсов и программных обеспечений, имитирующих программный интерфейс интернет-банкинга кредитных организаций.

Также банки должны размещать на лицевой панели банкоматов и терминалов или в непосредственной близости от них свое наименование, идентификатор устройства, телефонные номера и адреса электронной почты для связи клиентов с кредитной организацией.

Кроме того, на банкоматах должен быть приведен алгоритм действий клиента в случае нарушения работы банкомата либо при выявлении нарушений защиты информации. Один из пунктов запрещает банки после 1 июля 2015 года выдавать карты без микропроцессора /чипа/. До этой даты достаточно на «пластике» наличия магнитной полосы.

На такие меры ЦБ подтолкнул рост мошенничества. По оценкам экспертов, 57 проц несанкционированного использования банковских карт клиентов происходит с помощью фишинга /доступа к паролям и логинам граждан с помощью созданного сайта-двойника/ или скимминга /считывания магнитной дорожки карт в банкоматах/.

В аналитической компании FICO отмечают, что потери от карточного мошенничества достигают 0,01 проц от операций по картам. По данным ЦБ, во II квартале 2014 года объем операций по картам российских банков достиг 7 трлн рублей. Таким образом, сумма потерь банков и их клиентов от мошенничества составила около 700 млн рублей.

По последним данным компании FICO, Россия находится на 5-м месте по потерям от мошенничества в мире — в 2012 году они составили 91,4 млн евро, или 6 проц от общемировых потерь. При этом, по данным ЦБ на 1 июля 2014 года, число банковских карт в России составляло 220,6 млн шт, увеличившись за год на 7 проц.

  • Размещена электронная версия «Вестника Банка России» № 75 (1553) от 27.08.14
  • Трансграничные переводы, осуществленные через системы денежных переводов в 2014 году

 

  • Выступление Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной на заседании Правительства Российской Федерации

25 сентября 2014 года

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги, добрый день!

Сегодня на ваше рассмотрение выносится проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов, подготовленный на основе анализа текущей экономической ситуации и прогнозов ее развития. Мы рассмотрели три сценария развития экономики.

Базовый сценарий исходит из следующих предпосылок:

постепенное восстановление роста мировой экономики и умеренная нисходящая динамика цен на нефть;

снижение геополитических рисков и постепенная отмена санкций и ответных внешнеторговых ограничений;

не предполагаются повышение налоговой нагрузки и существенные изменения параметров тарифной политики.

В данном сценарии улучшение ожиданий предпринимателей и инвесторов, замедление инфляции, а также смягчение финансовых условий будут способствовать восстановлению как инвестиционной, так и потребительской активности.

Хотя развитие российской экономики в условиях сложившихся структурных ограничений, на наш взгляд, останется инерционным, для того чтобы существенно изменить структурные тренды, потребуется не один год, тем не менее вклад в рост инвестиций будет вносить прежде всего реализация инфраструктурных проектов, включая проект сотрудничества с Китаем в сфере экспорта энергоносителей. По оценкам, сокращение инвестиций в основной капитал прекратится в 2015 году, а в 2016–2017 годах темпы роста инвестиций будут постепенно увеличиваться. Важным фактором реализации этого сценария и в целом выхода в будущем на более высокие темпы экономического роста является создание условий для масштабного роста частных инвестиций.

В 2015 году продолжится замедление роста потребительских расходов в условиях снижения темпов роста заработной платы и насыщения рынка потребительского кредитования. В 2016–2017 годах мы ожидаем постепенного восстановления.

В базовом сценарии ожидается снижение инфляции до 4,5–5,0% по итогам 2015 года, до 3,7–4,2% в 2016–2017 годах. Темпы прироста ВВП после уровня 0,4% в 2014 году повысятся до 1,0% в 2015 году, 1,9% в 2016 году и 2,3% в 2017 году. Рост денежной массы ускорится. Темп роста кредитования экономики сохранится на уровне, сопоставимом с 2014 годом. По платежному балансу мы ожидаем снижения положительного сальдо текущего счета до 15 млрд. долларов в 2017 году и постепенного сокращения оттока частного капитала.

По мере стабилизации и последующего снижения инфляционных ожиданий в течение 2015 года в этом сценарии предполагается постепенное смягчение денежно-кредитной политики. Чем более выраженной будет тенденция к снижению инфляции и инфляционных ожиданий, тем более мягкой может быть денежно-кредитная политика. Однако существенное отклонение инфляции и инфляционных ожиданий вверх от прогнозной траектории будет являться основанием для ужесточения политики или сохранения текущей направленности политики на более длительную перспективу.

Как в базовом, так и в других сценариях мы продолжим использовать специальные программы рефинансирования для стимулирования отдельных сегментов кредитного рынка, развитие которых сдерживается именно структурными факторами, прежде всего кредитование инвестиционных проектов, проектного финансирования. Банк России будет на постоянной основе осуществлять мониторинг реализации указанных программ и в случае необходимости корректировать их параметры. В этой области мы ожидаем от Правительства принятия решения о правилах отбора таких инвестпроектов. Наш базовый сценарий по своим ключевым предпосылкам очень близок к базовому сценарию Минэкономразвития.

Альтернативные сценарии II и III основаны на более негативных предпосылках.

В варианте II предполагается более длительное действие внешнеторговых ограничений, а также повышение налоговой нагрузки на экономику, что приведет к усилению оттока частного капитала. Изменение курса рубля, с одной стороны, частично компенсирует негативное влияние внешних условий, оказывая поддержку экономической активности через увеличение чистого экспорта, однако в то же время приведет к повышению инфляционного давления. В этих условиях в 2015–2016 годах инфляция будет находиться выше целевых значений.

Снижение инфляции в этом случае будет происходить в течение более продолжительного периода, чем в базовом сценарии. Прогнозируется, что инфляция составит 6–6,5% в 2015 году, 4,5–5,0% в 2016 и 4,0–4,5% в 2017 году. Темп прироста ВВП составит чуть меньшие величины, чем в базовом сценарии: 0,9% в 2015 году, 1,5 и 1,9% в 2016 и 2017 годах соответственно.

В случае реализации данного сценария Банк России будет уделять повышенное внимание поддержанию финансовой стабильности и будет готов использовать дополнительные инструменты, в том числе нестандартные.

Вариант III дополнительно ко второму варианту предполагает более выраженное снижение цен на нефть — до 87 долларов в 2017 году. В данном случае ожидается более значительное замедление роста экономики.

Денежно-кредитная политика будет проводиться таким образом, чтобы сдержать инфляцию и при этом не допустить чрезмерного охлаждения экономики. Особое внимание в третьем сценарии также будет уделяться финансовой стабильности, недопущению снижения доверия к национальной финансовой системе и национальной валюте. Будет использоваться широкий спектр инструментов, а также международные резервы для устранения рисков финансовой нестабильности.

В настоящее время Банк России дополнительно прорабатывает четвертый, стрессовый сценарий, который предполагает резкое и более существенное падение цены на нефть на прогнозном горизонте. Мы рассматриваем возможность включения данного сценария в документ на следующем этапе доработки проекта Основных направлений.

Как и планировалось ранее, Банк России предполагает завершить многолетний переход к режиму таргетирования инфляции.

Почему мы не откладываем это решение?

На наш взгляд, именно сейчас оно своевременно, потому что этот режим создает условия для снижения долгосрочных процентных ставок и стимулирования роста инвестиций. Если будет проводиться последовательная политика по снижению инфляции, то на временные негативные факторы будут реагировать ставки по краткосрочным, а не долгосрочным кредитам, что будет способствовать развитию инвестиционного кредитования, которое так необходимо экономике.

Таким образом, смысл таргетирования инфляции не просто в механическом снижении инфляции до целевого уровня, а именно в создании предсказуемых финансовых условий.

Дмитрий Анатольевич, Вы уже об этом говорили — о том, что по опросам инфляция не только остается проблемой номер один для населения, но и становится все более острой. Для 71% населения это самая беспокоящая проблема. Высокая инфляция съедает заработные платы и пенсии, обесценивает сбережения.

В прошлом году в Основных направлениях денежно-кредитной политики были установлены целевые показатели инфляции: 5% на 2014 год, 4,5% на 2015 год и 4% на 2016 год.

В настоящее время инфляция под воздействием в основном внешних и непредвиденных факторов существенно ускорилась, и уже очевидно, что по итогам 2014 года цель в 5% не может быть достигнута. По нашей оценке, инфляция будет 7,5% и может быть даже выше. Тем не менее мы предлагаем не менять уже установленные ориентиры на 2015 и 2016 годы, несмотря на то что есть риски их недостижения. Мы должны не подгонять цель к факту, а объяснять, почему она не достигнута, в какой период времени и за счет чего инфляция выйдет на нормальную траекторию, а нормальным уровнем мы считаем для нашей экономики 4% и предлагаем сделать этот целевой ориентир постоянным на среднесрочную перспективу.

Важно также подчеркнуть, что Банк России не намерен снижать инфляцию в короткие сроки и любой ценой, чего многие опасаются. Это будет происходить постепенно, на протяжении 2–3 лет. Естественно, мы будем — и сейчас это делаем — принимать во внимание состояние экономики России и перспективы ее развития.

При принятии решений мы всегда учитываем особенности динамики инфляции в России, а именно то, что значительный вклад в нее вносят немонетарные факторы. Поэтому, по мнению Банка России, очень важна сдержанность по тарифам и налоговым новациям, и режим таргетирования инфляции выбран в том числе и потому, что это гибкая стратегия. В рамках этого режима допускаются временные отклонения инфляции от цели под действием краткосрочных немонетарных факторов.

Поддерживать инфляцию на целевом уровне в каждый момент времени невозможно, поэтому мы указываем наиболее вероятный диапазон, в котором могут происходить колебания инфляции под влиянием непредвиденных факторов, — он составляет плюс-минус полтора процентного пункта в соответствии с Основными направлениями.

Уровень инфляции 4%, как среднесрочный, оценивается нами как реалистичный без создания рисков существенного охлаждения экономики. Напомню, до того как инфляция резко ускорилась в 2014 году под действием непредвиденных внешних факторов, она уже была близка к 6%.

Большинство центральных банков, таргетирующих инфляцию, имеют среднесрочные цели. Уровень цели по инфляции в развитых странах составляет около 2%, а в странах с формирующимися рынками, как правило, выше — порядка 3–4,5%. При инфляционном таргетировании основным каналом воздействия политики Банка России на экономику и рост цен являются процентные ставки.

Мы стремимся не допустить резких скачков ставок денежного рынка, поэтому, в отличие, например, от периода до 2009 года, когда было более жесткое регулирование валютного курса, колебания процентных ставок стали меньше.

Переход к режиму плавающего валютного курса является необходимым условием эффективного управления процентными ставками. Вместе с тем плавающий валютный курс не означает полного отказа Банка России от проведения операций на валютном рынке. Меняется цель таких операций — мы их будем проводить для обеспечения финансовой стабильности.

В связи со снижением темпов экономического роста сейчас активно обсуждается вопрос о применении мер денежно-кредитной политики для его стимулирования. По оценке Банка России, замедление роста в значительной степени обусловлено структурными факторами. Устранить влияние этих факторов денежно-кредитная политика не может. Мы не можем расти и дальше экстенсивно — рост может быть только на базе увеличения производительности труда и эффективности. На это указывает как динамика безработицы, которая сохраняется вблизи исторически низких уровней, так и другие, косвенные показатели. Так, доля работников, занятых неполное рабочее время, остается низкой, а средняя загрузка рабочей силы в часах — достаточно высокой.

Пока рост экономической активности не сопровождается соответствующим увеличением темпов роста производительности труда. Они остаются ниже докризисных уровней, поэтому нужна, на наш взгляд, «расшивка» узких мест на рынке труда, повышение производственной и территориальной мобильности.

Теперь о взаимосвязи денежно-кредитной политики и доступности кредитов. Действительно, процентные ставки по кредитам, особенно на инвестиционные цели, высокие. Мало длинных кредитов. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что снижение ставок по кредитам лишь частично может быть достигнуто за счет денежно-кредитной политики и требует комплексного подхода, включающего целый ряд структурных изменений, прежде всего в реальном секторе экономики.

Чего можно добиться мерами ДКП и что мы намерены делать? Прежде всего — снижать инфляцию. Ставки будут снижаться в меру снижения инфляции.

Как правило, инфляция задает нижнюю планку ставок по кредитам. Почему? Потому что инфляция задает нижнюю планку ставок по депозитам. Если мы хотим, чтобы коммерческие банки не были просто распределителями по экономике денежных средств, напечатанных Центральным банком Российской Федерации, а были рыночным институтом и осуществляли финансовое посредничество (в чем суть банковского бизнеса), то нам придется с этим считаться. Граждане и предприятия не понесут свои сбережения в банки, если процентная ставка не будет хотя бы покрывать инфляцию.

Тем не менее, понимая, что есть проблема курицы и яйца, что нельзя запускать инвестиционный процесс без длинных дешевых денег и что длинные деньги не появятся без экономического роста, Банк России запустил нестандартные инструменты предоставления ликвидности банкам: у нас регулярные трехмесячные аукционы (были введены год назад), годовые аукционы, рефинансирование на полтора года по фиксированным ставкам. Весной мы приняли решение о трехлетнем инструменте под инвестиционные проекты по ключевой ставке минус один процентный пункт. Ведем работу по снижению зависимости от рейтингов международных агентств.

Чего Банк России не может делать? Безусловно, Центральный банк Российской Федерации не может напрямую регулировать ставки банков. Банк России не может заставить банки выдавать дешевые кредиты заемщикам, если высоки риски их невозврата, потому что, в конечном счете, деньги надо возвращать вкладчику. Нужен набор мер, который позволит экономике предъявлять для финансирования банками высокоэффективные проекты с низким риском невозврата кредита.

К чему может привести попытка стимулировать кредитование самым легким способом — через снижение ключевой ставки Банка России? Если даже коммерческие банки будут получать средства от Банка России под 4–6%, то вряд ли они дадут кредиты предприятиям с высокой долговой нагрузкой, с непонятными перспективами сбыта продукции. Если не будет хорошо структурированных инвестиционных проектов, то доля инвестиционных кредитов не увеличится, зато увеличатся возможности спекуляций за счет заемных средств против рубля. Выданные кредиты уйдут на валютный рынок, в отток капитала и в инфляцию. Если этот процесс будет принимать масштабный характер, создаст риски долларизации депозитов и ухода в наличную валюту, Центральный банк Российской Федерации будет вынужден тратить золотовалютные резервы и повышать ставки. И от благих намерений мы получим лишь ухудшение ситуации.

Поэтому, наверное, логично, что большинство тех, кто предлагает смягчить денежно-кредитную политику, не обходятся без необходимого в этом случае введения валютных ограничений. Это будет крайне негативно воспринято инвесторами, которые будут искать способы обойти ограничения, и, на наш взгляд, введение валютных ограничений — нецелесообразный путь.

В заключение лишь еще раз подчеркну, что вклад Банка России в обеспечение устойчивого роста экономики в соответствии с законом заключается в поддержке ценовой стабильности, которая способствует сохранению покупательной способности национальной валюты, снижению экономической неопределенности и формированию долгосрочных сбережений и инвестиций. Именно этот подход мы закладываем в проект Основных направлений денежно-кредитной политики, который будет сейчас проходить дальнейшее обсуждение. Мы будем вносить в него изменения, в том числе по итогам сегодняшнего заседания.

Спасибо за внимание!

ОБЗОР СМИ

Из эскроу возгорится пламя

Эскроу-счета – аналог аккредитива и ячейки – совершенно юный продукт для российского банковского рынка. С момента его зачатия, 1 июля этого года, им воспользоваться предлагают буквально один-два банка. Проблема непопулярности счета – в шероховатостях закона, которые заставляют банкиров быть осторожными.

Эскроу-счет – это специальный условный счет, на котором учитываются имущество, документы или денежные средства до выполнения определенных обязательств. Сущность расчетов через такой счет заключается в том, что все ценности с него передаются банком в пользу одной из сторон сделки только в том случае, если она выполнила свои обязательства перед другой стороной. Такие счета активно используются в мировой практике, и чаще всего они применяются в торговых операциях и сделках с недвижимостью.

Во многом эскроу-счета напоминают аккредитивы или банковские ячейки. Только аккредитив – более архаичный и формализованный инструмент, который требует письменного общения банка с клиентом, в то время как эскроу-счет более продвинутый с точки зрения его дистанционного контроля со стороны клиента, поясняет первый заместитель председателя правления Соверен Банка Валентин Кондрашин. По словам банкира, эскроу обычно применяют в тех случаях, если продавец и покупатель не совсем доверяют друг другу.

В России эскроу-счета практически не распространены, хотя законодательно разрешены. Право открывать такие счета банки получили с 1 июля 2014 года, когда вступил в силу федеральный закон, предполагающий изменения в Гражданский кодекс и отдельные законодательные акты. Эти поправки предусматривают новый вид соглашения – договор условного депонирования, или эскроу, и вводят новую разновидность банковского счета – эскроу-счета. Следует сразу оговориться, эскроу-счета не входят в систему страхования вкладов, пояснили в пресс-службе Агентства по страхованию вкладов.

Итак, сейчас такие счета предлагают единицы: Соверен Банк и филиал Промсвязьбанка на Кипре, которым могут воспользоваться нерезиденты России. По нашим сведениям, вскоре эскроу-счета собирается запустить ВТБ. Опрошенные порталом Банки.ру МДМ Банк, Бинбанк, «Уралсиб», «Возрождение», «Авангард», банк «Открытие», Альфа-Банк, Банк Москвы, Райффайзенбанк заявили, что у них такой счет открыть нельзя. Согласно опросу некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» (НП «НПС»), банки не вводят данные счета, так как не обладают достаточной информацией. Проблема в том, что введенные на уровне закона изменения на сегодняшний день не подкреплены соответствующими инструкциями регулятора, что до сих пор было традиционно для банковского сектора.

На сегодняшний день существует лишь инструкция 153-И, в которой прописаны правила открытия счета эскроу, и всего один пояснительный документ – разъяснения применения положения № 385-П, которое описывает лишь то, что эскроу-счет зачисляется на стандартный балансовый счет. Это создает для банков ряд проблем. Так, по словам первого заместителя председателя правления Соверен Банка Валентина Кондрашина, применительно к сделке купли-продажи банк может некоторое время проверять соответствие документов по сделке, предоставленных продавцом. При этом сам продавец уже может считать в этот момент свои обязательства по сделке выполненными. «Отсутствие спецсчета для эскроу вызывает вопрос, каким образом будет налагаться обременение на эти средства при аресте налоговыми органами или судебными приставами в случае форс-мажора. Также непонятно, как будут распределяться данные средства в качестве части наследства в случае смерти физлица или в конкурсную массу в случае банкротства юрлица. Помимо всего, судебной практики по таким случаям у нас в стране пока нет», – говорит банкир.

«Мы решили ввести данный продукт, потому что у нас было несколько запросов от клиентов. У нас можно открыть эскроу-счет и для юрлиц, и для физлиц. Физлица его используют обычно для сделок с недвижимостью», – рассказал Кондрашин. По его словам, услуга вступила в действие с 1 июля и пока не пользуется особой популярностью, поскольку не очень известна среди клиентов. Чтобы она стала более востребованной, должно пройти время.

Что касается стоимости открытия такого счета, то в Соверен Банке, пока сделки разовые и разные по своей наполненности и трудоемкости, стоимость определяется индивидуально. «Если происходит покупка недвижимости, стоимость примерно такая же, как и у аккредитива по подобной операции. Если юрлица проводят какие-то сложные операции и от банка потребуется привлечение юристов для грамотного оказания сервиса, цена будет определяться индивидуально в процентах от сделки, с учетом затрат наших специалистов на ее осуществление», – сообщил Кондрашин. Как рассказали в филиале ПСБ «Промсвязьбанк-Кипр», в большинстве случаев стоимость составляет не менее 0,3% от суммы сделки.

По поводу перспектив развития эскроу-счетов банкиры говорят, что при условии устранения шероховатостей в законе такие счета найдут признание у клиентов. «Уверен, что в ближайшем будущем сделки с использованием эскроу-счетов будут вытеснять аккредитивные формы оплаты, столь популярные сейчас при совершении сделок купли-продажи недвижимости. Суть здесь одна, однако заключение сделок с использованием эскроу-счетов проще с точки зрения оформления», – говорит директор центра по работе с крупными корпоративными клиентами Бинбанка Денис Агарков.

Единственным препятствием на пути завоевания доверия среди физлиц может стать тот факт, что эскроу-счета не попадают под действие системы страхования вкладов. «Но процентов 90 будут использовать эскроу-счета для сделок с недвижимостью, которые проходят в короткий промежуток времени – от месяца до двух. Как правило, у нас не отзываются внезапно лицензии за такой короткий период. При определенной предусмотрительности клиент может сам выбрать устойчивый банк», – подчеркивает Виталий Кондрашин.

Как считают в НП «НПС», регулятор подвигает банки к выработке собственных правил и стандартов для использования эскроу-счетов. «В таких условиях НП «НПС» готово консолидировать и систематизировать наработки по данным вопросам и подготовить правила и иные методологические документы в ближайшее время», – отмечают в «Национальном платежном совете».

Банки.ру

FATCA-мошенники дошли до IRS

Служба собирает данные о тех, кто покусился на клиентскую информацию

Попытки мошенников получить доступ к информации о состоятельных клиентах банков, рассылая запрос от имени американских налоговиков, привлекли внимание Службы внутренних доходов США (IRS). Она призвала банки не реагировать на подозрительные запросы и информировать ее о подобных инцидентах.

Предупреждение о рассылке мошеннических писем в целях хищения клиентской информации IRS опубликовала в среду. В нем служба отмечает, что под видом представителей IRS мошенники запрашивают у финансовых организаций, присоединившихся к FATCA, данные об их клиентах и счетах. «Налоговые мошенничества от имени IRS могут принимать разные формы и не ограничены национальными границами»,— приводятся в сообщении слова налогового комиссара Джона Коскинена. IRS не запрашивает такую информацию по телефону, факсу или e-mail, напоминает IRS. Масштаб нарушений существенен: в IRS поступают сообщения из многих стран и различных континентов. IRS рекомендует банкам направлять информацию о таких случаях главному инспектору (TIGTA).

О том, что вступление в силу американского налогового закона FATCA спровоцировало появление мошенничеств, «Ъ» сообщал 28 августа. Речь идет о письмах, рассылаемых по российским банкам от лица IRS, авторы которых требуют в максимально короткий срок предоставить информацию о счетах американских клиентов с остатками от $500 тыс. у физлиц и от $1 млн у компаний. В составе запрашиваемой информации — анкета, копия заявления об открытии счета и выписка по нему за последние три месяца, имя персонального клиентского менеджера, его контакты и т. д. Всю эту информацию можно использовать для получения доступа к личному счету состоятельного клиента, таким образом цели, преследуемые псевдо-IRS, очевидны. «Важно, что IRS не просто предупредила банки, но и дала им четкую инструкцию, как поступать в таких случаях,— отмечает руководитель группы по системам комплаенс и ПОД/ФТ КПМГ в РФ и СНГ Дмитрий Чистов.— Полагаю, это означает, что количество мошенничеств уже набрало критическую массу по всему миру». Однако сама IRS конкретные данные об объемах мошенничества не раскрывает.

Коммерсант

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}