ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 14.10.2014

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

ЦБ: международные платежные системы выразили согласие работать через процессинг НСПК

МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Международные платежные системы выразили согласие работать через процессинг Национальной системы платежных карт (НСПК). Об этом в понедельник сообщила зампред ЦБ по платежным системам и расчетам Ольга Скоробогатова.

«Все системы — и Amex, и JCB (Япония — прим. ред.), и MasterCard, и Visa — выразили свое согласие работать в России через процессинг НСПК», — сказала Скоробогатова.

По ее словам, ЦБ исследовал все технологии и возможные варианты и пришел к выводу, что единый операционно-клиринговый центр для обработки всех внутренних транзакций может быть построен уже в первом квартале 2015 года.

«Мы считаем, что делать промежуточные решения до (введения) НСПК и держать несколько операционных центров очень накладно для банковского сообщества», — отметила Скоробогатова

ТАСС

 

Набиуллина: замена SWIFT есть, дефицита валюты нет

Замена SWIFT внутри России есть, это платежная система Банка России. Но внешние расчеты без SWIFT будут несколько затруднены, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина в интервью телеканалу «Россия 24».  

Полная версия интервью: http://www.vestifinance.ru/videos/18483

«Мы буквально недавно проводили дополнительное тестирование этой системы (платежной системы ЦБ — ред.), насколько она может в случае негативного развития событий осуществлять такую транспортировку сообщений. Система прошла тестирование абсолютно нормально», — отметила Набиуллина.

«Альтернатива внутри России создана. Но, конечно, есть вопросы по передаче трансграничных сообщений. Здесь есть вопросы. Тогда, видимо, придется переходить к «досвифтовским» технологиям, таким как телекс и так далее. Это не оптимальное решение, не самое надежное. Не хотелось бы, чтобы этот сценарий был реализован», — пояснила глава Банка России.

США призвали отключить Россию от системы SWIFT, сама компания заявила, что не собирается отключать от своих услуг Россию.

«Есть, конечно, другие способы проведения расчетов. Но они все являются устаревшими, трудозатратными. Поэтому простой альтернативы нет. Но мы тоже прорабатываем несколько вариантов, они, в принципе, существуют», — заявил ранее глава ВТБ Андрей Костин.

Что касается инфляции, то «повышение прироста тарифов, которое сейчас произошло на последнем этапе, оно дает дополнительный прирост в инфляцию. Пока невысокий, но у нас каждый год такой пересмотр происходит. Поэтому не хотелось бы, чтобы это было практикой. Мы сейчас прогнозировали инфляцию, исходя, все-таки, из того, что у нас тарифы растут теми темпами, о которых было заявлено на долгосрочную перспективу еще в прошлом году», — отметила Набиуллина.

В сентябре правительство пересмотрело величину роста железнодорожных тарифов в 2015 г., тарифы вырастут на 10% вместо намеченных ранее 7,5%. Кроме того, пересмотрен порядок определения тарифов на электроэнергию для населения. Теперь тарифы будут повышать по формуле «инфляция + 1%», ранее предполагали повышать тарифы на уровень инфляции предыдущего года. Правительство также пересмотрело величину роста тарифов на ряд услуг ЖКХ в 2015 г. в сторону повышения.

Другим важным вопросом Набиуллина считает курс рубля. По ее мнению, попытка искусственно зафиксировать курс рубля чревата более резкими падениями курса и отрицательно отразится на экономике и гражданах. «Мы будем постоянно мониторить ситуацию. Она находится под контролем, и если есть необходимость — вмешиваться. Но золотовалютные резервы потратить за короткий период времени — это неэффективно. А это именно цена за фиксацию курса», — пояснила Набиуллина.

Глава ЦБ вновь заявила об отсутствии у банка планов вводить ограничения на движение капитала. «Слухи абсолютно безосновательны. Мы не планируем, не обсуждаем и не собираемся вводить ограничения», — заявила глава ЦБ.

ЦБ считает возврат к валютным ограничениям «неэффективным, в целом подрывающим доверие инвесторов и экономических субъектов к финансовой системе и экономической системе». Снятие ограничений восемь лет назад — «это большой плюс, от этого завоевания нельзя отказываться», подчеркнула Набиуллина.

«Мы будем исследовать, расследовать эту ситуацию. Когда происходит вброс недостоверной информации и потом скачок цены актива, для нас это повод для проведения расследования», — пояснила глава ЦБ и добавила, что «затронуто большое количество игроков, а не только держатели акций конкретной компании».

Отвечая на вопрос о возможном дефиците наличной валюты у банков, Набиуллина заявила, что «в банковской системе достаточно наличной валюты, чтобы удовлетворить любой спрос».»Валюты хватит, конечно», — заявила глава ЦБ.

Действие негативных факторов, оказывающих давление на рубль, временное, считает Набиуллина. «Сейчас динамика курса рубля определяется действием одновременно нескольких групп факторов, негативных факторов, которые оказывают давление на курс рубля. Но я бы хотела отметить, что все эти факторы носят временный характер — все может измениться, и курс пойдет в другую сторону», — отметила глава ЦБ.

По ее словам, прежде всего, курс рубля определяется состоянием экономики. «Мы уже говорили о том, что пока темпы роста экономики достаточно низкие. Но у нас есть все возможности, для того чтобы темпы роста российской экономики были выше на базе структурных изменений, на базе создания условий для роста инвестиций», — подчеркнула глава ЦБ.

Рост экономики «может повернуть и потоки капитала в другую сторону», что может положительно повлиять на курс рубля. «Надо сказать, что уже произошедшее ослабление курса — оно влияет на наш торговый баланс. То есть делает более привлекательным экспорт, у нас снижаются темпы роста импорта. Это дает возможности для наших отечественных производителей заниматься таким естественным импортозамещением», — пояснила Набиуллина. Это увеличивает экономический рост и, в конечном счете, улучшает торговый баланс, что положительно повлияет на курс.

Другим фактором является денежно-кредитная политика. «Мы сейчас в рамках установленных правил сглаживаем чрезмерные колебания. В последние дни буквально мы продали на рынке достаточное количество валюты, чтобы сдерживать чрезмерные колебания», — заявила глава ЦБ и добавила, что со следующего года ЦБ меняет способ своего участия в операциях на валютном рынке.

«Мы ни в коем случае не уходим с валютного рынка. Мы будем осуществлять интервенции и применять другие альтернативные инструменты, такие как валютные свопы, валютное РЕПО, для того чтобы не допускать рисков для финансовой стабильности», — заключила Набиуллина.

Россия 24

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАТЕЖНОГО СОВЕТА

Вышел в свет аналитический материал  НП «НПС» «Национальная платежная система России: итоги первого полугодия»

Национальный платежный совет продолжает выпускать обзоры по ключевым темам развития платежной индустрии в России и за рубежом. Экспертами НП «НПС» подготовлено первый  аналитический обзор состояния национальной платежной системы, посвященное развитию отрасли в первом полугодии 2014 года.  

 В обзоре представлены ключевые индикаторы  платежного рынка России, в том числе макроэкономические показатели, скорость обращения денежной массы в национальной платежной системе и экономике, показатели институционального состава и используемых платежных инструментов национальной платежной системы. Кроме того, отдельно представлен анализ трансграничных денежных переводов и обзор использования платежных карт, как на территории России, так и за рубежом.

По мнению экспертов Национального платежного совета, события первого полугодия 2014 года (блокировка операций по платежным картам крупных финансовых учреждений, введение санкций, а также принятие ряда поправок к нормативно-правовым актам и создание институционально обособленной национальной системы платежных карт) способны серьезно повлиять на  платежный ландшафт России и архитектуру национальной платежной системы в ближайшей перспективе.

Результаты анализа российского рынка платежных услуг позволили выявить основные тенденции и направления его развития, характеризующие уровень востребованности населением различных платежных инструментов.

Сайт НП «НПС»

ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ

ГОСДУМА РФ

  • нпс Госдума рассмотрит в первом чтении и в целом изменения в функционировании национальной платежной системы

В функционирование национальной платежной системы вносятся изменения, затрагивающие регулирование переводов денежных средств с использованием международных платежных карт. На пленарном заседании Госдумы 14 октября планируется рассмотрение в первом чтении и в целом проекта федерального закона № 613177-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенного депутатами Р.Тихоновым и М.Мукабеновой.

Законопроект предусматривает внесение изменений в два федеральных закона: «О национальной платежной системе» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В первом, дополняется перечень услуг, оказываемых в рамках национальной системы платежных карт (НСПК), услугами платежной инфраструктуры по обслуживанию на территории Российской Федерации переводов денежных средств с использованием международных платежных карт, вводится понятие «международная платежная карта», а также уточняется, что НСПК признается национально значимой платежной системой.

В настоящее время кредитные организации, признанные Банком России в установленном им порядке значимыми на рынке платежных услуг, обязаны организовать взаимодействие с операционным центром НСПК и платежным клиринговым центром НСПК в порядке, предусмотренном правилами НСПК. Проектом уточняется, что указанное взаимодействие будет осуществляться в порядке, сроки, на условиях и в случаях, установленных нормативными актами Банка России и принимаемыми в соответствии с ними правилами НСПК.

Во втором, изменяются даты начала исчисления и уплаты обеспечительного взноса, вносимого операторами платежных систем на первый и второй кварталы 2015 г. для обеспечения ими передачи функции по обработке операций по переводу денежных средств с использованием международных платежных карт в операционный центр и платежный клиринговый центр НСПК. Соответственно, внесение обеспечительного взноса будет осуществляться операторами платежных систем, не являющихся национально значимыми платежными системами, начиная со второго квартала 2015 года.

Данное изменение обусловлено предоставлением операторам платежных систем «отсрочки» формирования обеспечительного взноса в течение переходного периода, необходимого для передачи обработки операций по переводу денежных средств с использованием международных платежных карт в операционный центр и платежный клиринговый центр НСПК.

Законопроектом устанавливается, что обеспечительный взнос не будет уплачиваться оператором платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, при условии представления до 31 марта 2015 года в операционный центр и платежный клиринговый центр НСПК распоряжений по всем переводам денежных средств на территории России с использованием международных платежных карт.

При невыполнении этих условий оператор платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, будет обязан уплатить обеспечительный взнос по проведенным с 1 января 2015 года переводам денежных средств на территории Российской Федерации с использованием международных платежных карт.

В свою очередь, штраф за невнесение или внесение не в полном размере обеспечительного взноса будет взыскиваться с оператора платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой. 

 

БАНК РОССИИ

  • Выступление Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по бюджету и налогам 13 октября 2014 года

Уважаемые коллеги, добрый день!

Сегодня мы представляем для обсуждения проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов. Подготовка этого документа велась в достаточно непростых условиях.  Первое – это замедление темпов экономического роста. Второе — волатильность и напряженность на валютном и финансовом рынке. И третье – скачок инфляции, который у нас произошел в последнее время. Это все создает достаточно сложные условия для разработки стратегии Основных направлений денежно-кредитной политики.

Мы подготовили три сценария. Я предлагаю начать с базового сценария, на втором слайде.

Слайд 2

Базовый сценарий исходит из предпосылок о постепенном восстановлении роста мировой экономики, незначительном снижении цен на нефть и постепенном разрешении геополитических проблем, снятии в течение 2015 года большей части введенных взаимных санкций и ограничений.

Тем не менее в первой половине 2015 года, на наш взгляд, сохранятся факторы, которые будут ограничивать инвестиционную активность, а инвестиционная активность – это один из ключевых элементов, который может повлиять на тенденции в экономическом росте. Однако по мере нормализации внешнеэкономической ситуации и открытия доступа российским компаниям на мировые рынки капитала инвестиционный спрос будет постепенно восстанавливаться. Вклад в рост инвестиций внесет также реализация крупных инвестиционных инфраструктурных проектов, включая проект сотрудничества с Китаем в сфере экспорта энергоносителей. По нашей оценке,  сокращение инвестиций в основной капитал прекратится в 2015 году, а в 2016–2017 годах темпы роста инвестиций будут постепенно увеличиваться.

Введенные в августе 2014 года ограничения на ввоз определенных видов продовольственной продукции создадут условия для импортозамещения. Темпы роста импорта будут оставаться низкими в 2015 году. При этом в условиях невысоких темпов роста мировой экономики, внешнего спроса и снижения цен на энергоносители существенного повышения темпов роста экспорта не ожидается.

Динамика экспорта и импорта под воздействием этих факторов обусловит снижение положительного сальдо текущего счета до 15 млрд. долларов в 2017 году, при этом отток частного капитала будет постепенно сокращаться.

В базовом сценарии мы ожидаем ускорение роста ВВП с 0,4% в 2014 году (это наши оценки на этот год) до 1,0% в 2015 году, 1,9% в 2016 году и до 2,3% в 2017 году.

При этом инфляция постепенно снизится до 4,5–5,0% по итогам 2015 года (еще раз подчеркну, что это в условиях достаточно оптимистичных предпосылок базового сценария) и до 3,7–4,2% в 2016–2017 годах.

Рост потребительских цен будет замедляться по мере того, как будет исчерпываться влияние на цены  тех внешних факторов, которые в первой половине и в середине этого года играли большую роль, и мы также ожидаем, что стабилизируется и динамика валютного курса. По мере стабилизации и последующего снижения инфляционных ожиданий в течение 2015 года в базовом сценарии предполагается постепенное смягчение денежно-кредитной политики. И чем более выраженной будет тенденция к снижению инфляции и инфляционных ожиданий, тем более мягкой может быть денежно-кредитная политика.

Слайд 3

Помимо базового сценария, основанного на достаточно оптимистичных предпосылках, мы подготовили еще два сценария, альтернативных, — II и III. Они  основаны на более негативных предпосылках.

Сценарий II предполагает сохранение обоюдных санкций и внешнеторговых ограничений на протяжении всего рассматриваемого периода. Это приведет к некоторому усилению оттока капитала, что будет сопровождаться и соответствующей курсовой динамикой. При этом изменение курса рубля, с одной стороны, частично компенсирует негативное влияние внешних условий, поддерживая конкурентоспособность российских производителей и способствуя активизации импортозамещения, однако, с другой стороны, это приведет к повышению инфляционного давления. Сценарий II нами разрабатывался также с учетом возможного повышения налоговой нагрузки. В связи с тем, что правительство приняло решение по данному вопросу, мы планируем доработать этот сценарий. По этому сценарию у нас ожидаются меньшие темпы прироста ВВП, чем в базовом сценарии (вы это видите на слайде), и более медленное снижение инфляции. Мы на уровень 4,0% выходим к 2017 году.

Сценарий III предполагает дополнительно ко II сценарию более существенное снижение цен на нефть — до 87 долларов США за баррель в 2017 году. Темп прироста ВВП в этом сценарии замедлится менее чем до 1%. Данный сценарий предполагает использование средств Резервного фонда в рамках действующих бюджетных правил для стабилизации ситуации в экономике. В результате бюджетная политика, на наш взгляд, внесет более выраженный положительный вклад в динамику совокупного спроса.

В сценариях II и III снижение инфляции до среднесрочного целевого уровня 4,0% потребует больше времени, чем в базовом сценарии,- мы считаем возможным достижение этого уровня в 2017 году. По прогнозу инфляция составит 6–6,5% в 2015 году, 4,5–5,0% в 2016 году и 4,0–4,5% в 2017 году.

В обоих альтернативных сценариях Банк России будет уделять повышенное внимание обеспечению финансовой стабильности, недопущению снижения доверия к национальной финансовой системе и национальной валюте. Для этого мы будем готовы использовать дополнительные инструменты, в том числе нестандартные, не применявшиеся до сих пор.

В настоящее время Банк России также прорабатывает так называемый стрессовый сценарий — экстремальный сценарий, если хотите, который предполагает резкое и более существенное падение цены на нефть на прогнозном горизонте. Мы рассматриваем возможность включения этого сценария дополнительно в Основные направления на следующем этапе их доработки. Прорабатывая этот сценарий, мы, тем не менее, считаем, что вероятность его реализации невысока. Однако такой сценарий, на наш взгляд, необходимо проработать.

Слайд 4

Поскольку сегодня мы обсуждаем проект федерального бюджета на предстоящие три года, хотелось бы отдельно затронуть вопрос соотношения базового сценария Банка России и базового сценария Минэкономразвития России. В целом они близки по ключевым предпосылкам и прогнозируемым траекториям изменения большинства ключевых макроэкономических показателей. Однако я хотела бы сказать, что наш базовый сценарий самый оптимистичный из всех трех сценариев, а базовый сценарий Минэкономразвития – самый пессимистичный.

Прогнозировать достаточно сложно в условиях высокой неопределенности. Мы должны это учитывать и понимать, что мы прогнозируем и строим различные сценарии при разных предпосылках. По базовому прогнозу Минэкономразвития  цена на нефть марки Urals в течение ближайших трех лет составит 100 долларов США за баррель. В прогнозе Банка России мы закладываем последовательное снижение среднегодовой цены на нефть марки Urals со 105 до 102 долларов в 2017 году. Многие могут сказать, что 105 — это уже нереальный сценарий  для начала прогнозирования, потому что сейчас цены ниже. Но цены на нефть достаточно волатильны и у нас с вами всегда есть желание прогнозировать исходя из их текущей динамики. Напомню, что еще летом цена на нефть была больше 110 долларов. И в базовый прогноз мы закладываем среднегодовую цену на нефть на 2015 год, она будет чуть ниже среднегодовой цены за 2014 год. Далее мы прогнозируем постепенное небольшое снижение среднегодовой цены на нефть. Если будет необходимость, при внесении окончательного проекта документа в Госдуму мы пересмотрим базовые предпосылки по цене на нефть.

Следующее отличие прогноза Минэкономразвития —  инфляция в 2015 году составит 5,0-6,0%, что выше прогноза Банка России. Наши предпосылки связаны с тем, что мы ожидаем исчерпания тех факторов, которые вызвали повышение инфляции в этом году, и в базовом варианте сценария мы предполагаем, что мы достигнем 4-4,5% инфляции.

По нашим оценкам, разница в основных параметрах федерального бюджета, рассчитанных исходя из прогноза Минэкономразвития (именно так рассчитывался проект бюджета) и если бы он рассчитывался на базе прогноза Банка России, также невелика. Дефицит федерального бюджета в 2015-2017 годах будет оставаться на невысоком уровне. Мы приветствуем политику, направленную на обеспечение устойчивости государственных финансов, особенно учитывая долгосрочные риски, связанные, во-первых, с демографической ситуацией, во-вторых, с нарастанием нагрузки со стороны пенсионной системы, в-третьих, с возможным снижением нефтегазовых доходов. Эти долгосрочные риски есть, и поэтому, на наш взгляд, очень важно сохранять долгосрочно консервативный подход к формированию бюджета. При этом необходимо продолжить работу по повышению эффективности расходования бюджетных средств, особенно в части инвестиционных проектов, с тем чтобы в структуре бюджета повышались те расходы, которые имеют мультиплицирующий эффект на темпы экономического роста.  Это будет также косвенно влиять на денежно-кредитную политику и на возможность ее смягчения.

Вклад Банка России в создание условий для структурных изменений в экономике мы видим в снижении и поддержании инфляции на устойчивом низком уровне. Во-первых, нам нужно снизить до низкого уровня инфляцию, а во-вторых, стараться удержать ее на этом уровне.

В 2014 году Банк России заканчивает многолетнюю работу по переходу к режиму таргетирования инфляции и с 2015 года намерен проводить денежно-кредитную политику в рамках данного режима.

Почему Банк России, несмотря на сложившуюся непростую ситуацию и высокую неопределенность ее дальнейшего развития, волатильность финансовых, валютных рынков, не отказывается от поставленных ранее целей?

Слайд 5

Первая и, наверное, самая основная для нас причина – почему мы считаем важным снижение инфляции: согласно опросам населения, для примерно 70% россиян инфляция не только остается проблемой номер один, но и становится все более острой. Здесь на слайдах видно, что значение всех других параметров, всех других проблем, которые беспокоят россиян, снижается, а значение инфляции растет. Это, пожалуй, один из очень тревожных факторов.

Высокая инфляция съедает заработные платы и пенсии, обесценивает сбережения. Для того, чтобы люди не боялись сберегать, были уверены в своем финансовом будущем, могли спокойно осуществлять организованные сбережения (а организованные сбережения — это условия для формирования длинных источников инвестиций и, в свою очередь, для того, чтобы создавались условия для экономического роста), мы считаем принципиально важным вести политику, направленную на снижение инфляции.

Сейчас очень многих беспокоит, и обоснованно беспокоит, проблема дорогих кредитов в российской экономике. Действительно, процентные ставки по кредитам, особенно на инвестиционные цели, высокие. Но надо понимать, что, как правило, именно инфляция задает вот эту нижнюю планку ставок по депозитам и кредитам. Почему? Потому что и население и предприятия не понесут свои сбережения в банки, если процентная ставка не будет хотя бы покрывать инфляцию. В свою очередь, банки, которые являются финансовыми посредниками, не предоставят кредиты по ставке ниже, чем ставка, которую они платят по привлеченным средствам от населения и предприятий. И наш опрос банков показал, что когда задают вопрос о нашей ключевой ставке, спрашивают: если бы мы снизили ключевую ставку, снизили ли бы ставку по кредитам многим предприятиям банки? Банки отвечают отрицательно, потому что есть проблема чрезмерной задолженности предприятий в некоторых отраслях и высоких рисков. И, безусловно, основой для снижения ставок по кредитам является снижение инфляции. Однако этого недостаточно: важны изменения и в самом реальном секторе, необходимо снижение рисков заимствования для того, чтобы ставка по кредитам снижалась.

Еще три минуты…

Должен быть отбор эффективных проектов, конкуренция за эффективные проекты, и снижение ставок, основанное на снижении инфляции, что позволит финансировать инвестиционные проекты.

Слайд 6

Совершенно очевидно, что инфляция под воздействием внешних непредвиденных факторов в этом году будет выше, чем мы прогнозировали. К сожалению, она будет на уровне 8%, но у нас есть все основания и предпосылки для того, чтобы в среднесрочной перспективе снижать инфляцию.

При этом мы считаем важным зафиксировать наши цели по инфляции в среднесрочном периоде на уровне 4,0%. На наш взгляд, этот уровень адекватен состоянию российской экономики: с одной стороны, способствует необходимым ей изменениям, с другой стороны, – стимулирует инвестиционные процессы.

На шестом слайде вы видите наши прогнозы по инфляции по сценариям. Я не буду на них останавливаться.

Слайд 7

И на седьмом слайде, если будет желание, можно посмотреть на мировой опыт, как формулируются цели по инфляции и какая фактическая цель. И здесь, на наш взгляд, такие цели по инфляции, которые мы задаем, — они вполне соответствуют и мировому опыту.

Таргетирование инфляции позволит нам лучше управлять процентными ставками.

Слайд 8

На восьмом слайде показано, что управление процентными ставками в рамках режима таргетирования инфляции позволяет создать более предсказуемые экономические условия для наших предприятий. Процентная ставка становится уже не такой волатильной на денежном рынке и, соответственно, позволяет экономике иметь более предсказуемые условия.

Мы при этом не собираемся снижать инфляцию достаточно быстрыми темпами, будем исходить из того, какая ситуация в экономике, не будем создавать излишнее давление на экономический рост. Текущее замедление экономического роста, на наш взгляд, связано со структурными ограничениями. И на последних слайдах (слайды 9, 10, 11, 12, 13) несколько доказательств этого фактора — того, что структурные ограничения сдерживают экономический рост и нужно в первую очередь заниматься расшивкой узких мест.

Хотела бы сказать, что проект Основных направлений размещен на официальном сайте Банка России. Мы сейчас его обсуждаем его с экспертами, аналитиками, рассмотрели этот документ на заседании правительства. По результатам в том числе и сегодняшнего обсуждения будем готовы дорабатывать этот документ и окончательно выносить на рассмотрение в Государственную Думу.

Спасибо большое за ваше внимание!

ОБЗОР СМИ

Безотказно приглашены

Visa и MasterCard готовы к сотрудничеству с ЦБ

У международных платежных систем (МПС) Visa и MasterCard практически не осталось шансов выбрать для себя российского партнера. Несмотря на то что МПС изначально не были настроены на работу с Национальной системой платежных карт, все они теперь к этому готовы, уверяют в ЦБ. Впрочем, по мнению экспертов, в такой ситуации согласия МПС можно было и не спрашивать.

Вчера комитет Госдумы по финансовым рынкам предложил принять законопроект, дающий МПС отсрочку на уплату обеспечительного взноса, «в первом чтении и в целом». Рассмотрение запланировано на сегодня, и судя по всему, он будет принят оперативно. Законопроект полностью меняет правила игры для МПС, установленные для них после того, как весной Visa и MasterCard отключили ряд российских банков из-за санкций США. Если до сих пор от них требовалось перейти на процессинг национально значимых систем или создаваемой при Банке России Национальной системы платежных карт (НСПК) до 31 октября и не платить депозит в размере двухдневного оборота, то с принятием законопроекта они будут обязаны перейти на процессинг НСПК «в порядке, сроки, на условиях и в случаях, установленных нормативными актами ЦБ и правилами НСПК». Избежать депозита возможно только при таком условии.

До сих пор альтернатива присоединения к НСПК не была приоритетной для МПС как минимум в силу отсутствия у нее какой-либо технологической инфраструктуры для обработки их карт. По этой причине, в частности, еще летом обе системы объявили тендер на поиск российского партнера в обход первоначального предложения ЦБ присоединиться к НСПК. Впоследствии Банк России предпринял более красноречивую попытку склонить МСП к сотрудничеству, прямо предложив им присоединиться к рабочей группе по переходу на процессинг НСПК (см. “Ъ” от 10 сентября). Однако и тогда МПС публично не оглашали свою позицию по поводу готовности столько близко сотрудничать с регулятором. Их позицию вчера обнародовал сам ЦБ. «Все системы — и AmEx, и JCB (пока не зарегистрирована как платежная система.— “Ъ”), и MasterCard, и Visa — выразили свое согласие работать в России через процессинг НСПК»,— отметила зампред ЦБ Ольга Скоробогатова в ходе заседания комитета Госдумы (цитата ТАСС).

И в Visa, и в JCB вчера отказались от комментариев. В AmEx сообщили, что будут действовать строго в соответствии с законодательством. И лишь в МasterCard заявили, что еще в мае выразили намерение поддерживать инициативу по созданию НСПК. «Мы активно участвуем в диалоге по всем вопросам, связанным с ее становлением, функционированием и развитием»,— заявили там. Впрочем, по мнению экспертов, в сложившейся ситуации у МПС, по сути, и выбора не было: размещение депозита для них сводит на нет экономическую целесообразность продолжения работы в России. «Документ неудобен для МПС не только тем, что не оставляет им альтернативы, но и вызывает вопросы к качеству обслуживания карт,— говорит собеседник “Ъ” на платежном рынке.— Но деваться от регулятора некуда».

Коммерсант

 

Рейтинговым агентствам простили юрисдикцию

Минфин поддержал «большую тройку»

Проект закона, вводящего специальное регулирование для рынка рейтинговых агентств, получился более мягким, чем обещала его подготовительная редакция. Главное отличие для агентств «большой тройки» — Минфин исключил пункт ЦБ, по которому иностранные агентства должны были создавать полноценные дочерние компании в российской юрисдикции.

После долгой подготовительной работы вышла в свет первая официальная версия законопроекта о рейтинговых агентствах. Вчера Минфин выложил ее на сайте раскрытия правительственной информации для публичного обсуждения, которое продлится до 12 ноября. Несмотря на то, что Минфин выступает автором документа, рабочую версию текста летом готовил Центробанк. В конце мая ЦБ разослал участникам рынка первую пояснительную записку (см. «Ъ» от 26 мая). В конце лета появилась рабочая версия законопроекта, подготовленная ЦБ.

Как в записке, так и в разосланном позднее проекте мегарегулятор настаивал на необходимости перевести филиалы и представительства «большой тройки», работающие в РФ, в российскую юрисдикцию (см. «Ъ» от 26 августа). «Рейтинговым агентством может являться хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством РФ и аккредитованное при Банке России»,— говорилось в рабочей версии ЦБ. Зампред ЦБ Владимир Чистюхин тогда пояснил «Ъ» этот пункт так: «Данное требование вытекает из необходимости реализации надзорных полномочий регулятора в отношении рейтинговых компаний вне зависимости от происхождения их капитала. В том случае, когда мы имеем дело с филиалом иностранной компании, применение к филиалу надзорных полномочий является затруднительным».

Впрочем, Минфин предпочел отказаться от жесткой позиции ЦБ и изменил данное положение. Для работы в России, согласно текущей версии документа, рейтинговому агентству потребуется аккредитация при ЦБ. Для этого агентство должно будет соблюдать ряд требований, но главное — аккредитоваться смогу

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}