ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 23.10.2014

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Сорвана договоренность Visa и УЭК об обмене платежным трафиком

Договоренности с международными платежными системами (МПС) о том, что они будут проводить внутрироссийские транзакции через Национальную систему платежных карт (НСПК), достигнуты не в полной мере: договорились только с MasterCard, с Visa пока таких договоренностей нет, сообщают «Ведомости», ссылаясь на участника рабочей группы при ЦБ и человека, знакомого с содержанием переговоров.

Visa достигла договоренностей со Сбербанком России и подконтрольной ему компанией «Универсальная электронная карта» (УЭК), сказал он и подтвердил источник, близкий к руководству Сбербанка. По словам последнего собеседника, УЭК в сентябре подписала меморандум с Visa, который в том числе предполагал передачу трафика УЭК, однако этому могут помешать новые поправки в закон об НПС, появившиеся в начале октября.

Автор поправок депутат Марина Мукабенова объясняла «Ведомостям», что все внутрироссийские транзакции должны обрабатываться только НСПК, которая будет операционным и платежно-клиринговым центром. Поправки на прошлой неделе одобрил Совет Федерации.

«Visa действительно предметно обсуждала передачу трафика с УЭК, однако в связи с новыми поправками в закон не очень понятно, что от их договоренностей осталось», — отмечает участник рабочей группы при ЦБ. По его словам, пока все выглядит так, что Visa тоже придется договариваться с ЦБ, и скорее всего они уже что-то предприняли.

Согласно постановлению правительства, действие которого не отменено, МПС могут самостоятельно выбрать российского партнера для обработки транзакций, главное — чтобы они обрабатывались на территории России. Оператор НСПК сейчас создается с нуля, тогда как летом обсуждалось строительство системы на базе уже готовых, например «Золотой короны» и УЭК.

Это конфликт интересов и его скорее всего придется решать чиновникам, считает сотрудник одной из МПС, на законодательном уровне уже практически закреплена обязанность перевести процессинг в НСПК.

Представитель Visa комментировать ситуацию отказался, напомнив, что позиция компании — продолжать работу с ЦБ, НСПК и локальными партнерами по обеспечению надежного процессинга. Представитель MasterCard указал, что компания еще в мае заявила, что поддержит создание НСПК.

Газпромбанк подписал соглашение об эмиссии и эквайринге карт японской системы JCB

Газпромбанк займется эмиссией и эквайрингом карт международной платежной системы JCB. Соответствующее соглашение подписано с японской JCB International Co, Ltd., сообщает банк в среду.

По словам первого вице-президента Газпромбанка Валерия Серегина, реализация этого проекта позволит кредитной организации эмитировать все виды карт системы JCB, с помощью которых можно совершать операции в 1 млн банкоматов, более чем в 26 млн торгово-сервисных предприятий в 190 странах мира, а также обеспечить прием карт JCB в торгово-сервисных предприятиях, находящихся на эквайринговом обслуживании в Газпромбанке.

Как уточняется, эмиссию карт JCB банк планирует начать в конце января 2015 года. Эквайринговое обслуживание карт системы будет налажено в начале марта.

Банк России 16 октября зарегистрировал в России японскую платежную систему JCB. В качестве оператора системы в реестр внесено ООО «Джей Си Би Интернэшнл (Евразия)», расчетным центром выступает Альфа-Банк.

Банки.ру

ОБЗОР СМИ

Финансовых омбудсменов хотят сделать бюджетниками

Банки отказываются содержать структуры финансового омбудсмена: сейчас предусмотрено, что ежегодные взносы банков могут составить свыше 400 млн рублей

Банковское сообщество предлагает на первом этапе создания Службы финансового омбудсмена исключить обязательные взносы банков на содержание этой структуры. Сейчас предусмотрено, что ежегодные взносы составят 60–500 тыс. рублей с каждого банка. Эти затраты в сложной экономической ситуации станут для банкиров обременительными, и поэтому содержать защитников клиентов банков должен бюджет. Такие поправки текста законопроекта о финансовом уполномоченном, принятом в первом чтении 1 июля 2014 года, Ассоциация региональных банков России (АРБР) направила в Госдуму.

В своих поправках («Известия» ознакомились с их текстом) АРБР предлагает предусмотреть формирование имущества Службы финансовых уполномоченных за счет бюджета или средств Банка России и на первом этапе исключить или минимизировать обязательные платежи банков на содержание службы, поставив их в прямую зависимость от количества и сложности рассматриваемых обращений. Также ассоциация считает нужным зафиксировать в законопроекте размер комиссии за рассмотрение обращения финансовым уполномоченным, с возможностью ее индексации советом службы ежегодно на уровень инфляции.

— В текущей экономической ситуации наложение на банки дополнительной финансовой нагрузки по содержанию Службы финансовых уполномоченных может оказаться крайне обременительным и отразиться на их финансовом положении, особенно это касается средних и малых региональных банков, — говорит вице-президент АРБР Алина Ветрова. Она также озвучила стандартную для банков угрозу в таких случаях: свои расходы банки должны будут включить в ставку по кредитам, что негативно скажется на доступности и развитии кредитования.

Как ранее сообщалось, на формирование Службы финансового омбудсмена потребуется 120 млн рублей, часть средств на это выделит Центробанк. Размер ежегодных взносов банков на содержание службы составит 60–500 тыс. рублей с каждого (к 22 октября лицензии есть у 847 банков, значит, взносы составят 50,8–423,5 млн рублей). Согласно принятому в первом чтении законопроекту, за рассмотрение одного спора омбудсмен будет брать 1 тыс. рублей.

Поручение подготовить законопроект о финансовом омбудсмене еще в марте 2012 года дал тогдашний президент Дмитрий Медведев. Изначально его планировалось внести в правительство еще в августе 2012 года. Окончательный проект закона о финансовом омбудсмене Минфин представил весной 2014-го, документ был принят в первом чтении в июле. Дата рассмотрения законопроекта во втором чтении пока не определена. Согласно законопроекту, банки, страховщики и общества взаимного страхования обязаны будут заключить договор с финансовым омбудсменом. Добровольно к институту финансового уполномоченного смогут присоединиться иные финансовые компании (микрофинансовые организации, ломбарды, профучастники рынка ценных бумаг и др.). Планируется, что в сфере банковской деятельности омбудсмен будет рассматривать споры, сумма которых не превышает 500 тыс. рублей, в сфере страховой деятельности — 100 тыс. рублей. При этом документ предусматривает обязанность финансовой организации исполнять решения омбудсмена.

Финансовый омбудсмен работает в России с 1 октября 2010 года при Ассоциации российских банков (АРБ), эту должность занимает Павел Медведев. У него пока нет офисов по всей стране (отделения планируются в городах-миллионниках и удаленных регионах), а соглашение с омбудсменом подписала лишь 31 финансовая организация (в том числе десяток банков — включая Райффайзенбанк, «Хоум Кредит», ДжиИ Мани Банк, ОТП Банк, «Траст», «Юниаструм», «Открытие», Связной Банк, Бинбанк), четкой системы финансирования сейчас нет. Нагрузка на аппарат пока небольшая: например, за сентябрь 2014 рассмотрено 61 дело.

В рабочей группе Госдумы по финансовому омбудсмену «Известиям» сообщили, что предложения АРБР сейчас находятся на рассмотрении. Глава этой рабочей группы Вадим Кумин был недоступен для комментариев.

Павел Медведев указывает, что если депутаты пойдут навстречу АРБР, дефицит Службы финомбудсмена будет покрывать ЦБ. Медведев считает, что взносы банков должны формироваться с учетом суммы депозитов и кредитов банков, ведь именно из-за этих продуктов, как правило, спорят банки и клиенты.

— Объемы кредитного и депозитного портфеля суммируются, с полученной суммы взимается менее 1% — вот так, по моему мнению, должны формироваться взносы, — объясняет собеседник. По его мнению, также необходимо вводить повышающие коэффициенты для банков, которые наиболее часто спорят с клиентами.

По мнению зампреда Банка расчета и сбережений Сергея Шамина, исключить пункт о содержании Службы финомбудсмена за счет ежегодных взносов банков — достаточно здравое предложение.

— К омбудсмену обращаются клиенты банков, главным образом физлица, которые не смогли решить свои проблемы со своим банком, — указывает Шамин. — И чаще это все-таки происходит, во-первых, из-за недобросовестного поведения отдельного банка, изначально скрывшего все расходы, предстоящие клиенту. И, во-вторых, из-за нежелания этого банка пойти навстречу клиенту. Так почему за игроков рынка, которые не могут наладить работу с жалобами клиентов, должны отвечать все банки — и те, у которых всё в порядке с такой работой, и те, что вообще не работают с розницей. Это всё равно, что банки, не участвующие в системе страхования вкладов, обязать платить страховые взносы в фонд страхования вкладов.

По мнению Шамина, на этапе организации Службы финомбудсмена логично использовать бюджетные средства и средства Банка России, так как государство заинтересовано в поддержании доверия населения к банковской системе. А далее, как отмечает Шамин, служба могла бы кормить себя сама — за счет комиссий за рассмотрение и решение споров.

— Общей тенденцией на рынке является сокращение операционных расходов, что выливается зачастую в сокращение представительских расходов и оптимизацию штата сотрудников, — говорит финансовый директор Локо-банка Роман Корнев. — Нелегким решением представляется заменить расходы на «бесплатный кофе для сотрудников» на расходы по содержанию аппарата омбудсмена. Предполагаемая фиксированная плата за каждый спор, рассмотренный омбудсменом, может дополнительно увеличит расходы банка.

По мнению юриста компании «Налоговик» Антона Соничева, в сложившейся трудной экономической ситуации можно минимизировать ежегодные взносы банков на содержание Службы финансового омбудсмена, но исключать их будет не правильным.

— Если исключить ежегодные взносы банков на содержание Службы финансового омбудсмена, то финансирование придется производить за счет средств Банка России и госбюджета, — поясняет Соничев. — А поскольку споры банков и их клиентов достаточно частое явление, то нецелесообразно снимать с банков обязанность по содержанию структуры, которая будет содействовать разрешению этих споров. Если минимизировать ежегодные взносы банков на содержание Службы финансового омбудсмена, то нужно установить индивидуальный подход. А именно — пусть банк выделит какой-то процент средств от своей годовой прибыли. Таким образом, маленькие банки выделят меньше, а крупные — больше, и при этом если у банка убытки, то это будет учитываться.

Зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов указывает, что желание банковского сообщества минимизировать затраты в период экономического спада, конечно, понятно, однако работа финансового омбудсмена для банка обойдется дешевле содержания одного секретаря или операциониста.

— Значимость данного института действительно сложно переоценить, поэтому принцип «копейка рубль бережет» здесь не кажется уместным, — считает Климов. — Банк получает работающий, отлаженный механизм урегулирования споров в досудебном порядке, что позволит ему существенно экономить на судебных издержках. Размер взносов не может зависеть от сложности рассматриваемых дел, как предлагает АРБР, — как измерить эту сложность? Можно говорить о количестве — если к одному банку одна претензия, а к другому — 100, то есть смысл дифференцировать и взносы этих финансовых учреждений в зависимости от числа инцидентов.

Известия

 

Покупка в один клик

Оплатить пошлину за посылку можно будет через Интернет

Оплачивать пошлину за покупку товаров в зарубежных интернет-магазинах россияне вскоре смогут с помощью банковской карты или через сеть. Такую возможность им может предоставить национальный почтовый оператор. Однако в правительстве пока не решили, сколько именно должен стоить облагаемый пошлиной товар — больше 150 или 500 евро.

Платить через Интернет россияне смогут в том случае, если у почтового оператора появятся полномочия принимать таможенные платежи не только в почтовом отделении, заявил «РГ» замглавы «Почты России» Алексей Скатин. Сейчас же за посылками, которые стоят дороже тысячи евро, приходится приходить на почту. Оплачивать там пошлину, и только после этого забирать покупки домой. А с введением новой системы появится возможность заказать доставку до квартиры.

Между тем большая часть посылок из-за границы по ценности не превышает 150 евро. А если будет установлен именно такой порог беспошлинного ввоза, то за большинство бандеролей придется платить сверху.

Но в последнее время все чаще звучат предложения установить порог беспошлинного ввоза на уровне 500 евро.

Напомним, что решение отказаться от порога в 150 евро было принято после совещания на прошлой неделе у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Оно объяснялось негативным отношением общественности к снижению лимита в семь раз.

Стоит отметить, что сейчас пошлиной в 30 процентов облагаются ежемесячные отправления суммарной стоимостью свыше 1 тысячи евро или весом более 31 килограмма. С суммы превышения платится пошлина в 30 процентов (но не меньше 4 евро за 1 килограмм).

Минфин в середине июня предложил снизить порог беспошлинного ввоза для товаров, приобретенных в зарубежных интернет-магазинах, до 150 евро с нынешней тысячи евро. Не облагаемый пошлиной вес посылки ведомство предлагало сократить втрое — с 30 до 10 килограммов.

Однако, как стало известно позднее, предложения о новой величине порога беспошлинной интернет-торговли были внесены в правительство с разногласиями. Например, минпромторг оказался не согласен с новым порогом в 150 евро и предложил установить его на уровне 500 евро.

Справка «РГ»

В начале мая президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому порог беспошлинной интернет-торговли будет контролировать правительство. В нем не были указаны конкретные лимиты, их оставили на усмотрение минфина. При превышении лимитов покупатель должен уплатить пошлину в 30% таможенной стоимости товаров. Новые лимиты должны начать действовать с момента вступления в силу решения о формировании Евразийского экономического союза с 1 января

Договоренность Visa и УЭК об обмене платежным трафиком сорвана

Причиной тому стал законопроект, обязывающий платежные системы совершать операции через подконтрольного Центробанку оператора НСПК

Договоренности с международными платежными системами (МПС) о том, что они будут проводить внутрироссийские транзакции через Национальную систему платежных карт (НСПК), достигнуты не в полной мере: договорились только с MasterCard, с Visa пока таких договоренностей нет, рассказали «Ведомостям» участник рабочей группы при ЦБ и человек, знакомый с содержанием переговоров. Visa достигла договоренностей со Сбербанком и подконтрольной ему компанией «Универсальная электронная карта» (УЭК), рассказал он и подтвердил источник, близкий к руководству Сбербанка. По словам последнего собеседника, УЭК в сентябре подписала меморандум с Visa, который в том числе предполагал передачу трафика УЭК, однако этому могут помешать новые поправки в закон об НПС, появившиеся в начале октября.

Автор поправок депутат Марина Мукабенова объясняла «Ведомостям», что все внутрироссийские транзакции должны обрабатываться только НСПК, которая будет операционным и платежно-клиринговым центром: «Нам необходимо понимать, какие процессы происходят на территории России». Поправки на прошлой неделе одобрил Совет Федерации: все МПС, а также банки, эмитирующие платежные карты, должны будут организовать взаимодействие с НСПК до конца I квартала 2015 г. В противном случае МПС должны будут внести обеспечительный взнос, который будет гарантировать бесперебойность расчетов.

«Visa действительно предметно обсуждала передачу трафика с УЭК, однако в связи с новыми поправками в закон не очень понятно, что от их договоренностей осталось», — отмечает участник рабочей группы при ЦБ. По его словам, пока все выглядит так, что Visa тоже придется договариваться с ЦБ, и скорее всего они уже что-то предприняли.

Согласно постановлению правительства, действие которого не отменено, МПС могут самостоятельно выбрать российского партнера для обработки транзакций, главное — чтобы они обрабатывались на территории России. Оператор НСПК сейчас создается с нуля, тогда как летом обсуждалось строительство системы на базе уже готовых, например «Золотой короны» и УЭК.

Это конфликт интересов и его скорее всего придется решать чиновникам, считает сотрудник одной из МПС, на законодательном уровне уже практически закреплена обязанность перевести процессинг в НСПК.

Представитель Visa комментировать ситуацию отказался, напомнив, что позиция компании — продолжать работу с ЦБ, НСПК и локальными партнерами по обеспечению надежного процессинга. Представитель MasterCard указал, что компания еще в мае заявила, что поддержит создание НСПК.

Около недели назад зампред ЦБ Ольга Скоробогатова заявила о том, что все МПС согласились сотрудничать с НСПК: «Все системы — и AmEx, и JCB, и MasterCard, и Visa — выразили свое согласие работать в России через процессинг НСПК», уточнив, что «делать промежуточные решения до [введения] НСПК и держать несколько операционных центров очень накладно» (цитаты по ТАСС). Представитель ЦБ вчера заявил, что точка зрения Центробанка, высказанная Скоробогатовой, не изменилась. Представитель УЭК от комментариев отказался.

Ведомости

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}