ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 20.11.2014

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Visa поставила ЦБ условия для работы в России

Международная платежная система Visa перечислила условия, при которых согласна продолжить работать в России. В частности, в своем письме Банку России глава российского офиса Эндрю Торре просит не влиять на тарифную политику Visa при переводе платежного трафика на НСПК и оставить возможность пользоваться родными мощностями.

В письме (есть у РБК) зампреду ЦБ Ольге Скоробогатовой и генеральному директору ОАО «Национальная система платежных карт» Владимиру Комлеву Эндрю Торре пишет о том, что с пониманием относится к желанию ЦБ наладить сотрудничество с Visa в рамках закона, согласно которому международные платежные системы должны обрабатывать транзакции внутри России через НСПК. Но при этом Торре предлагает ряд условий этого сотрудничества и продолжения своей работы в России. В частности, Visa хочет сохранить за собой права устанавливать тарифы и иные виды платы за различные услуги, которые компания оказывает в России. Сейчас, согласно закону, НСПК должна установить свою тарифную политику, на решения по тарифам платежных систем она не влияет, но они должны уведомлять ее при каждом повышении цен на свои услуги 120 дней.

Также Visa хочет, чтобы НСПК оказывала ей услуги на тех же условиях, что и другим платежным системам. В то же время Торре просит, чтобы у Visa было право использовать собственный операционный и клиринговый центр и при этом не платить взнос в случае, если НСПК не будет гарантировать системе бесперебойность и надежность обслуживания. По закону Visa должна перевести обработку платежного трафика в НСПК до 31 марта 2015 года или заплатить гарантийный взнос.

В письме Visa заявляет о том, что не намерена на своих пластиковых картах размещать знаки или логотипы иных платежных систем, то есть осуществлять кобейджинг.  Сейчас закон предусматривает, что на картах национально значимых систем должно быть графическое изображение рубля, также НСПК вправе выпускать кобейджинговые карты с другими платежными системами. «Судя по формулировке, виза не исключает кобейджинга,  но говорит о том, что договариваться об этом надо на отдельных коммерческих условиях», – считает председатель совета директоров платежной системы «Золотая корона» Николай Смирнов.

По его мнению, в целом выдвинутые условия разумны и выполнимы. «Если ЦБ не сможет обеспечить бесперебойность проведения платежей, то вполне разумно оставить для платежной системы возможность воспользоваться «родными» мощностями, – говорит Смирнов. – Тарификация Visa – это также коммерческое право платежной системы: по логике ЦБ не может влиять на ее предложения банкам» .

Visa на запрос РБК не ответила. Директор по взаимодействию с органами государственной власти MasterCard Europe в России Алексей Малиновский сказал РБК, что платежная система писем в ЦБ с предложениями с условиями работы в России не направляла. «Выдвигать регулятору какие либо условия после того, как закон начал действовать, мы не считаем конструктивным», – уточнил он.

Пресс-служба ЦБ сообщила РБК, что Банк России своевременно ответил на обращение платежной системы Visa, разъяснив отдельные нормы законодательства. РБК также удалось получить копию письма ЦБ, направленного в адрес Торре. В нем регулятор не отвечает на конкретные предложения платежной системы, отмечая только при этом, что Visa ничего не мешает продолжать свою деятельность в качестве оператора платежной системы и одновременно являясь участником НСПК. Дальнейшие вопросы ЦБ предлагает обсуждать в рамках специально созданных рабочих  групп.

Исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совета  Мария Михайлова считает, что поскольку рынок не знаком с деталями реализации проекта НСПК, его участникам сложно выстраивать шаги по взаимодействию с НСПК.

РБК

MasterCard: российских держателей карт не затронет смена расчетного банка

Процесс передачи Банку России полномочий расчетного банка MasterCard не затронет держателей карт, сообщил журналистам в среду глава MasterCard в России Илья Рябый.

По его словам, процедура смены расчетного банка не повлечет каких-либо сложностей для платежной системы. «На территории Европы только за время моей работы мы четырежды меняли расчетный банк, а потом перешли на открытую расчетную модель. В России мы сменой расчетного банка еще не занимались, но, учитывая тот опыт, который мы имеем в других странах, в этом нет ничего экстраординарного», — сказал Рябый, подчеркнув, что «держателей карт этот процесс не затрагивает никак».

Глава MasterCard в России положительно оценил инициативу по передаче ЦБ полномочий расчетного банка. Он отметил, что такая практика существует во многих странах. «Как показывает наш опыт, ситуация, при которой банки — участники системы не должны открывать специальные, используемые только для расчетов с нами, счета в одном из коммерческих банков страны, а использовать стандартные резервные счета в Центральном банке своей юрисдикции, для них гораздо удобнее», — подчеркнул он.

Banki.ru

Медведев назначил нового замминистра экономразвития

Премьер-министр России Дмитрий Медведев назначил нового заместителя министра экономического развития. Им стал Александр Цыбульский.

Соответствующее распоряжение размещено на официальном сайте Кабинета министров.

Ранее Цыбульский занимал пост директора департамента взаимодействия с органами Таможенного союза и сотрудничества со странами СНГ.

Министр по вопросам Открытого правительства М. Абызов отрицает указания о выборе аудитора компаниям с госучастием

МОСКВА, 19 ноя — ПРАЙМ. Правительство РФ не давало компаниям с госучастием никаких указаний о выборе аудитора, заявил журналистам министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, комментируя сообщения СМИ.

«Это не соответствует действительности. Никаких указаний компаниям о том, с кем работать в части проведения аудиторских проверок и с кем не работать, правительство не готовило и не обсуждало ни формально, ни неформально», — сказал он.

В свою очередь, глава Росимущества Ольга Дергунова заверила, что перечень потенциальных аудиторов — «абсолютно открытый список, любая независимая аудиторская организация».

Она отметила, что решение о выборе аудитора каждая госкомпания будет принимать самостоятельно.

ПРАЙМ

Vimpelcom заключил соглашение с Twitter с целью стимулирования использования мобильного интернета

АМСТЕРДАМ, 19 ноября. /ПРАЙМ/. Телекоммуникационный холдинг Vimpelcom заключил соглашение с сервисом микроблогов Twitter с целью стимулирования использования мобильного интернета. Об этом говорится в сообщении Vimpelcom.

В рамках данного партнерства абоненты оператора в 14 странах получат возможность вести переписку в Twitter с помощью sms- и USSD-запросов.

Сначала такая услуга будет запущена в Пакистане, а затем распространена и на другие рынки присутствия Vimpelcom.

Vimpelcom Ltd является одним из крупнейших мировых интегрированных операторов связи. Его российская дочка входит в состав так называемой «большой тройки» операторов мобильной связи. Компании Vimpelcom предоставляют услуги под брендами «Билайн», «Киевстар», Djuice, Wind, Infostrada, Mobilink, Leo, Banglalink, Telecel и Djezzy. 47,9 проц Vimpelcom принадлежит Altimo, телекоммуникационному холдингу «Альфа-Групп», 43 проц — норвежской Telenor, 9,2 проц — миноритарным акционерам. Чистая прибыль Vimpelcom в 3-м квартале 2014 года по МСФО сократилась на 59 проц до 104 млн долларов. Выручка снизилась на 9 проц до 5,1 млрд долларов.

ПРАЙМ

ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ

МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ

  • Михаил Евраев: «Национальный почтовый оператор выведет электронную торговлю на новый уровень»

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Михаил Евраев выступил на первом региональном форуме для стран Европы и СНГ «Возможности почтового сектора для расширения электронной коммерции и содействия развитию предприятий».

В ходе своего выступления замминистра рассказал о значительном увеличении количества пользователей мобильного интернета. По его данным, за год аудитория крупных российских городов выросла на 35% и составила 16,7 млн человек. «Это почти 27% всего населения этих городов, — отметил Михаил Евраев. — Именно поэтому мы уделяем большое внимание вопросам электронной коммерции и поддерживаем ее развитие на законодательном уровне».

Замглавы Минкомсвязи сообщил также и об увеличении объемов онлайн-торговли в России. Так, в 2013 году ее объем вырос на 28% и составил 520 млрд рублей, количество активных интернет-покупателей составило почти 30 миллионов человек.

«Сегодня онлайн-торговля стала интересна миллионам потребителей, люди все больше стали заказывать товары в интернет-магазинах. На наших глазах создается новая экономика. Уверен, что национальный почтовый оператор выведет электронную торговлю в России на новый уровень, и очень важно, что старт форуму по развитию электронной коммерции дан именно в нашей стране», — сказал Михаил Евраев, завершая свое выступление.

В работе форума приняли участие представители «Почты России», Федеральной таможенной службы России, Всемирного почтового союза, Всемирного Банка и эксперты отрасли из разных стран Европы, СНГ, Турции, Словении и Румынии.

  • Глава Минкомсвязи России выступил на Правительственном часе в Совете Федерации

Министр связи и массовых коммуникаций инвентаризацию Российской Федерации Николай Никифоров выступил с отчетом о развитии отрасли информационных технологий и связи в рамках Правительственного часа на заседании Совета Федерации. Приводим полный текст его выступления.

«Уважаемые члены Совета Федерации, коллеги!

Сегодняшний мир — это мир прорывных информационных технологий и современных средств связи. Их функционирование тесно связано с работой сетей связи и прежде всего интернета. Современные технологии объединяют общество, содействуют решению сложных экономических задач. Разработка и появление новых технологий и стандартов современного оборудования связи позволяют снизить стоимость и повысить качество и доступность услуг. Повышение уровня проникновения услуг доступа в интернет на высокой скорости на 10% создает потенциал роста ВВП на 1,5%.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации создает условия для развития и доступности гражданам современных услуг связи, информационных технологий, электронных услуг, в том числе государственных услуг, оказываемых в электронном виде.

Наша ключевая задача — создание условий для широкого распространения и эффективного использования новейших инфокоммуникационных технологий, условий для развития инфраструктуры связи на всей территории Российской Федерации. Для реализации этой масштабной задачи мы выполнили комплекс мер, включая реформирование фонда универсальной услуги связи, принятие технологической нейтральности, изменение порядка присвоения частотного ресурса.

Приоритетом деятельности министерства также является повышение качества услуг связи. В целях стимулирования конкуренции на рынке оказания услуг подвижной связи были созданы необходимые условия для перехода абонентов от одного оператора подвижной связи к другому. Так абоненты, голосуя рублем, вынуждают операторов связи предоставлять лучший сервис. На сегодня заявления на получение данной услуги подали уже один миллион сто пятьдесят тысяч жителей нашей страны.

Три года назад в России не было еще ни одной сети стандарта мобильной связи четвертого поколения LTE. По состоянию на начало ноября 2014 года сети LTE действуют уже в 79 субъектах Российской Федерации.

В зоне их действия уже находится свыше 40% населения страны, число активных пользователей превышает три миллиона человек. Полгода назад таких регионов было 66, а год назад — всего 39. Эти цифры отлично отражают динамику перевооружения в стране в отрасли связи.

В 2012 году никто в стране даже не обладал полноценной статистикой отрасли. Какая самая крупная деревня без мобильной связи? Какой самый крупный город без скоростного интернета?

Вместе с губернаторами и главами муниципалитетов мы провели полную инвентаризацию и исследовали 14 тысяч малых городов c населением от 250 до 10 тысяч жителей.

До 2013 года операторы связи в России получали лицензии без каких-то обязательств строить сети в малых городах. На заседании ГКРЧ в декабре 2013 года было принято решение о том, что выдача новых лицензий и продление старых будут происходить на условиях равного доступа к услугам связи всех граждан РФ. Операторы получили обязательства покрыть малые города.

Еще раз напомню суть реформы универсальной услуги связи. В поселениях менее 10 тысяч жителей никакие рыночные механизмы уже не работают. Здесь мы используем принцип частно-государственного партнерства, когда в рамках Фонда универсальной услуги связи (УУС) заключен единый контракт, был выбран оператор «Ростелеком» — наш крупнейший федеральный оператор, который в течение ближайших нескольких лет построит волоконно-оптические линии связи во все населенные пункты от 250 жителей. Контрактом прямо предусмотрено покрытие населенных пунктов от 250 до 500 жителей, но по пути оператор за счет собственных средств будет включать и другие более крупные населенные пункты. Это историческое событие — подписание контракта — состоялось 13 мая 2014 года. Кроме того, мы подписали дополнительное соглашение и добились того, что стройка будет закончена не в 2019 году, как планировалось ранее, а к 2018 году.

Мы считаем этот проект чрезвычайно важным, и, пользуясь случаем, хотел бы озвучить, что в 2015 году эта задача будет решена в Астраханской области, Еврейской автономной области, Республике Адыгея, Ингушетии, Калмыкии, Карелии, Северной Осетии, Тыве, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах.

Специально называю конкретные регионы, потому что каждый сенатор и каждый губернатор внимательно держит этот вопрос на личном контроле.

В современной фазе развития телекоммуникационной отрасли все большее значение приобретают информационные технологии, по сути, сегодня связь это уже ИТ — наша самая молодая и одна из самых успешных отраслей.

Именно она сформирует новое качество жизни граждан и облик целого ряда других отраслей на десятилетия вперед.

Почему я назвал ИТ-отрасль одной из самых успешных? Один сотрудник создает продукцию и услуги на сумму около двух миллионов рублей в год, а вся отрасль из года в год увеличивает экспорт российских ИТ-продуктов за рубеж.

Таким образом, это очень правильная точка роста экономики России.

Основным активом ИТ-компаний являются высококвалифицированные специалисты, расходы на фонд оплаты труда в таких компаниях составляют обычно 70-80% всех расходов. Проблема дефицита кадров является наиболее острой проблемой развития отечественной ИТ-отрасли, Минкомсвязь России вместе с Минобрнауки России ведет работу по устранению этого дефицита.

Разработана и утверждена «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года», и хочу отдельно отметить, что в результате совместной работы с Минобрнауки с 1 сентября 2015 года на 35% единовременно будет увеличено количество бюджетных мест в вузах для специалистов, обучающихся по ИТ-специальностям. Это позволит нам к 2018 году дополнительно подготовить до 350 тысяч ИТ-специалистов. Но даже этого недостаточно, чтобы полностью удовлетворить спрос отрасли на высококвалифицированные кадры.

Важно не только готовить специалистов, но и создавать качественные рабочие места. Люди должны ощущать, ежедневно приходя на работу, что они нужны, востребованы, им созданы все необходимые условия труда.

Только в этом году до конца года мы рассчитываем завершить строительство как минимум трех, а в идеале — шести технопарков. Тоже пользуясь случаем, я хотел бы обозначить регионы: это Самара, Саранск, Пенза и объекты второй очереди — это Москва, технопарк рядом с МФТИ, Екатеринбург и Нижний Новгород. Шесть технопарков — никогда столько не вводилось одновременно. Это возможности для создания рабочих мест, малого и среднего бизнеса, тех ниш, в которых мы способны произвести ценности.

С точки зрения развития рынка программного обеспечения и с учетом геополитической ситуации Президент и Председатель Правительства поставили задачу разработать комплекс мер поддержки отечественного ПО.

Сегодня весь мир пользуется разработками всего одной страны и нескольких, буквально двух-трех иностранных компаний. Монополия всегда приводит к отрицательным последствиям. Мы помним, как многие граждане нашей страны из-за введенных санкций не могли пользоваться своими банковскими картами. Знаем и случаи незаконного сбора информации о пользователях интернета спецслужбами ряда стран. Конечно, все это серьезно подорвало доверие к иностранному ПО.

Многие государственные заказчики и коммерческие предприятия действительно обеспокоены сложившейся ситуацией и начали искать альтернативы иностранному ПО. Многие готовы покупать российские продукты. Ведь наши компании способны производить конкурентоспособные продукты международного уровня, и в целом ряде ниш мы занимаем серьезные позиции на мировом рынке. Но нужно быть откровенными, сегодня в мире осталось больше производителей самолетов, чем производителей всей линейки программных продуктов — настолько технологически сложной стала отрасль и настолько сильна монополия отдельных компаний и отдельной страны.

Минкомсвязь России совместно с временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества и при активном участии представителей российских разработчиков программного обеспечения подготовила предложения по предоставлению преференций отечественным производителям при осуществлении закупок госорганами и госкомпаниями.

Мы считаем, что нельзя вводить прямые запреты на покупку иностранного ПО. Суть преференций заключается в том, что если объектом закупки является программное обеспечение или услуги по его использованию и в реестре отечественного программного обеспечения есть подходящая продукция, заказчик должен будет письменно обосновать невозможность или нецелесообразность приобретения российской разработки в отчете, публикуемом на портале закупок. C чем связано его желание купить иностранный софт — мы будем за этим пристально следить. Эти меры обсуждаются, и надеемся, что в ближайшее время будут приниматься.

У самой ИТ-индустрии здесь нет четкой однозначной позиции. Широко обсуждался вопрос и что можно считать российским ПО, нужно ли требовать, чтобы доля граждан РФ, юридических лиц РФ в уставном капитале была бы более 50% или более 25% и так далее. Мы рассчитываем, что эти дискуссии приведут нас к определенному согласованному решению вместе с индустрией. Мы считаем, что нужно внимательно обсудить эти критерии и сделать так, чтобы все эти преференции работали во благо, а не закрывали экономику нашей страны, не способствовали переносу тех или иных видов бизнеса в другие юрисдикции, это должны быть созидательные, а не запретительные меры.

Считаем, что одних только мягких мер поддержи, о которых я говорил – это и кадры, и технопарки, и льготы по страховым взносам на заработную плату, даже преференций при госзакупках будет недостаточно по той простой причине, что мы должны понимать, что Российский рынок ПО составляет всего около 2% от мирового рынка. Даже если мы весь госзаказ ПО отдадим исключительно нашим компаниям, то это менее 1% от мирового рынка. Объема спроса со стороны российских госзаказчиков не хватит для того, чтобы построить ИТ-индустрию мирового уровня. Мы считаем, что здесь не удастся обойтись без дополнительной, в том числе прямой финансовой поддержки со стороны государства, и мы должны очень решительно рассмотреть вопрос развития отдельных критических видов ПО в нашей стране.

Что это за виды ПО? Первое, это системы управления базами данных, которые используются во всех наших банках, госорганах, страховых компаниях, где вся информация обрабатывается базами данных. Это и так называемая операционная система, которая сегодня есть в каждом нашем телефоне, каждом планшете, других устройствах. Это операционные системы, которые работают в дата-центрах, в которых обрабатывается вся информация популярных интернет ресурсов и компаний и так далее. Есть специфические виды ПО, например инженерное ПО, с помощью которого проектируют здания, самолеты, оборудование.

По каждому из этих видов ПО создаются профильные рабочие группы при Экспертном совете Минкомсвязи России по развитию ИТ-отрасли.

Необходимые для прорыва в области этих видов ПО инвестиции по нашей оценке в течение 5-7 лет составят около 40 млрд рублей ежегодно, это очень капиталоемкие, инженерно-сложные разработки.

Считаем, что ИТ-продуктам, создаваемым в России нужно изначально ориентироваться на экспорт. Основой и потенциалом экспорта отечественного ПО, исходя из геополитической ситуации, являются страны блока БРИКС.

Россия является страной-председателем БРИКС в 2015–2016 годах. В июле 2015 года встреча лидеров БРИКС пройдет в Уфе. Считаю важным, чтобы и это мероприятие и все подготовительные мероприятия мы использовали для последовательного доведения нашей позиции до наших коллег. Я лично в конце октября встретился с министрами стран БРИКС во время Полномочной конференции МСЭ в Пусане, все они разделяют эту озабоченность и готовы объединить усилия, чтобы устранить фактически сложившуюся мировую монополию на информационные технологии, как на рынке программного обеспечения, так и в телекоммуникационном оборудовании и средствах связи.

Важной темой международного сотрудничества все чаще становится тема управления инфраструктурой интернета. Лишь специалистам известно, что весьма высока зависимость многих стран мира не только от программных продуктов, но и от ряда технологических услуг, которые являются основой критической инфраструктуры интернета. Не для того мы проводим сегодня оптоволоконную сеть в каждый населенный пункт от 250 жителей, чтобы кто-то извне по нажатию какой-то кнопки на другой стороне планеты мог внести то или иное деструктивное воздействие в работу наших систем. Сеть должна работать и люди должны иметь право доступа к информации и электронным услугам.

Уже несколько лет на крупнейших международных площадках мы обсуждаем тему расширения полномочий всех стран в части координации работы Всемирной сети.

Мы моделируем варианты наших действий в случае реализации таких деструктивных внешних сценариев, чтобы ни при каких условиях российские пользователи интернета не были лишены возможности свободного доступа к информации.

Для этого во исполнение поручения Президента РФ в сжатые сроки проведены совместные учения с ФСБ и Министерством обороны по выработке мер, направленных на повышение устойчивости российского сегмента интернета в результате целенаправленных действий. Мы намерены проводить такие учения ежегодно на регулярной основе.

Речь не идет о возможном отключении национального сегмента интернета от глобальной сети, а, скорее, наоборот, что какова будет работа российского сегмента в случае целенаправленных воздействий извне.

Российские специалисты с помощью организационных и технических мероприятий в случае необходимости предпримут необходимый объем действий, благодаря которым российский сегмент сети будет функционировать.

Подобную работу проводят наши коллеги в дружественных странах: странах блока БРИКС прежде всего, некоторых других странах. И мы с коллегами в администрациях связи находимся в постоянном контакте, для того чтобы наши действия происходили синхронизировано и совместно.

Итоги учений доложены Президенту РФ и легли в основу решения недавнего заседания Совета Безопасности РФ по информационной безопасности.

Уважаемые коллеги! Мы вступили в период глобальных вызовов, которые требуют от нас соответствующих действий. Минкомсвязь России и Правительство РФ в целом будет оперативно вносить соответствующие законодательные инициативы, направленные на поддержку отрасли программного обеспечения, отрасли производства телекоммуникационного оборудования. Это может быть связано с источниками финансирования, с условиями закупок государственных органов и госкомпаний, и мы рассчитываем на вашу поддержку.

Спасибо!»

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}