ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 27.11.2014

ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ

МИНФИН РОССИИ

  • Стенограмма выступления А.Г. Силуанова в Совете Федерации

Зал заседаний Совета Федерации.

26 ноября 2014 года

Председательствует Председатель Совета Федерации

В.И. МАТВИЕНКО

А.Г. Силуанов. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Действительно, бюджет, который мы сегодня рассматриваем, готовился при иных прогнозах макроэкономических условий. Сегодня ситуация изменилась, и действительно мы, может быть, должны были более консервативно подойти к прогнозу социально-экономического развития. Почему? Потому что сегодняшняя ситуация – это не проблема, это уже следствие тех событий, которые начали происходить в 2013 году.

Давайте посмотрим: в 2013 году у нас цена нефти, которая составила 108 долларов за баррель… при этом дефицит бюджета, который сложился, и исполнение бюджета прошлого года могло быть сведено без дефицита при цене на нефть 113 долларов за баррель. То есть фактически – 108, бюджет бездефицитный – 113, а платежный баланс должен был быть сбалансирован при цене на нефть 118 долларов за баррель.

То есть, что получилось? Что ЦБ уже в прошлом году продал 30 млрд. долларов США для того, чтобы поддержать платежный баланс. И это был сигнал для того, чтобы нам принять решение о более консервативном подходе и при планировании бюджета, в первую очередь, и при подготовке своих сценариев макроэкономического развития.

У нас для балансировки платежного баланса, для того чтобы не тратить золотовалютные резервы, произошло ослабление курса рубля. Кстати говоря, и снижение цены на нефть – основной фактор, который повлиял на разбалансировку платежного баланса, потому что именно снижение цены на нефть где-то на 28 процентов за период с начала года и привело к тому, что и рубль ослаб примерно на те же самые 28 процентов. Поэтому платежный баланс откорректирован  и мы находимся в новых условиях. Соответственно наши планы – и бюджетные, и экономические – тоже нужно строить исходя из новых макроэкономических условий, которые, на наш взгляд, быстро не изменятся, потому что новая цена на нефть 80–90 долларов, скорее всего, сохранится на средний, а может быть, даже и на долгосрочный период.

Что хотелось бы еще сказать? Да, действительно, мы говорим о влиянии и геополитики, о снижении притоков капитала, закрытии кредитных линий, которые раньше были, закрытии инвестиционных потоков, но, с другой стороны, давайте посмотрим, как мы использовали эти средства. В основном ведь потоки капитала – это заимствование наших, в том числе и финансовых, структур, есть, конечно, и заимствования нефинансовых компаний, но в основном это заимствования банков по льготным условиям: длинные ресурсы, дешевые. Эти деньги шли в основном также на предоставление потребительского кредитования, а потребительское кредитование – в основном импортные товары. И в результате получалось следующее: значительная часть капитала, который приходила в страну, обратно уходил на покупку импортных товаров.

Когда такая ситуация прекращается, импорт становится дороже, потоков капитала меньше, в том числе и тех, которые идут на покупку импорта. Создалась ситуация, когда нам нужно заниматься импортозамещением, наоборот, стимулированием наших собственных производственных возможностей, стимулированием экспорта. Именно на это мы в проекте бюджета предусмотрели дополнительные ресурсы, для того, чтобы обеспечить импортозамещение в первую очередь в сельском хозяйстве, в тех отраслях, которые завязаны были напрямую с торговлей с нашим соседом, с Украиной, на те ограничения в привлечении технологий, продукции производственного назначения, которая сейчас у нас существуют. Вот именно на это тоже предусмотрены деньги в том проекте федерального бюджета, который мы сегодня рассматриваем, и, на наш взгляд, это очень важно. Это очень важно.

Что делать сейчас? Какая политика должна проводиться в области бюджета и финансов? Мы должны, на наш взгляд, ориентировать бюджет, прежде всего, на новую ситуацию с ценами на наши экспортные товары и, естественно, на новую ситуацию с потоками капитала. Поэтому при планировании бюджета (я уже забегаю вперед, наверное) на новые бюджетные циклы мы должны отталкиваться, исходить из того, какая цена на нефть, какой прогноз цены на нефть мы будем ожидать. Наверное, это (еще раз повторю) порядка 80 долларов за баррель. Почему? Потому что основные экспортеры нефти тоже планируют свои бюджеты и балансируют свои бюджеты исходя из цены на нефть где-то 75–80 долларов за баррель, а мы с вами планировали исходя из 100 долларов за баррель.

Поэтому, конечно, нам нужно перестраивать бюджет, а это будет непросто. Можно, конечно, быстро «проесть» резервы, это будет за полтора-два года, а можно выстраивать по-другому бюджетную политику, оптимизировать расходы. Придется, да, оптимизировать расходы, не такими темпами их наращивать, потому что напомню, мы на следующий год наращиваем расходы федерального бюджета на 11 процентов, выше значительно инфляции, в реальном выражении расходы растут. Наверное, в таких условиях сложно будет это делать.

И в последующие годы мы должны сохранить основные приоритеты расходов, безусловно, все социальные обязательства должны выполняться, с одной стороны. С другой стороны, мы должны говорить о повышении эффективности. Слово такое избитое, но когда мы в Правительстве смотрим  принятые госпрограммы на предмет возможности сокращения ассигнований, то находится достаточно много расходов, от которых можно либо отказаться, либо перенести их на более поздние сроки.

Такую работу мы уже начали проводить в Правительстве и продолжим ее в следующем году. Поэтому, на наш взгляд, у нас, конечно, есть риски хода исполнения бюджета следующего года, в первую очередь ценовые, цены на нефть. Даже несмотря на то, что у нас курс скорректировался, если сохранится такая же ситуация курса рубля к доллару и цены на нефть, как сегодня, то мы в следующем году недополучим около 500 млрд. рублей доходов. Эти 500 млрд. мы получим, если вы поддержите сегодня бюджет с правом обратиться к Резервному фонду.

Но там есть риски снижения темпов экономического роста (мы закладывали в следующем году где-то около 1,2 процента, возможно, он будет ниже), риски, которые мы видим по сокращению импорта (это тоже недопоступление доходов, мы такие риски оцениваем еще примерно на 500 млрд. рублей). И еще есть позиция, которая нас беспокоит, – это заимствования на рынке, потому что мы, наверное, уже точно в следующем году не будем заимствовать на внешних рынках (хотя такое право у нас есть), и нам придется эти источники искать внутри нашей страны.

Что мы можем предложить нашим инвесторам в наши бумаги с тем, чтобы они были более привлекательными? Сейчас как раз разрабатываем такие инструменты. В первую очередь, это привязка наших инструментов (долговых) к инфляции. Такой новый вид бумаг будет выпускаться, и, я думаю, он будет интересен для инвесторов. Но хочу сказать, что доля его на рынке не будет значительной, потому что мы тоже не хотим существенные риски иметь изменения инфляции. Это с одной стороны. С другой стороны, мы будем выпускать инструменты, которые более интересны для покупателей бумаг. Сейчас что происходит на рынке? Инвесторы не хотят вкладываться в длинные бумаги (мы 30-летние бумаги выпускали), все хотят иметь достаточно короткую бумагу. Сейчас, знаете, обсуждение прошло о том, что Минфин будет выпускать ГКО. Все сразу насторожились, это кризис 2008–2009 годов. На самом деле это, конечно, не ГКО в том понимании, которое было тогда, это будут те же самые облигации федерального займа, но просто на более короткий период, то, что именно востребовано непосредственно рынком.

Я, безусловно, еще сейчас остановлюсь на субъектах Российской Федерации. У субъектов Российской Федерации меньше рисков от волатильности цен на нефть. Да, действительно в нынешних условиях, наверное, и прогнозы по фонду оплаты труда будут немножко снижены, потому что мы видим, что динамика темпов роста оплаты труда замедляется в этом году и в следующем году, наверное, будет ниже. Налог на прибыль также, наверное, будет расти не такими темпами, как в этом году.

В этой связи мы предлагаем помимо финансовой помощи, о которой Сергей Николаевич доложил, мы по расходам на федеральном уровне и по субъектам РФ говорим о том, что мы хотим в следующем году сделать индексацию заработных плат не по тем «дорожным картам», которые мы наметили, а только проиндексировать заработную плату на уровне инфляции 5,5 процента у нас в прогнозе. Это существенно сэкономит расходы регионов.

Кроме того, мы в этом году, заключив соглашения с регионами о предоставлении кредитов, на перекредитование коммерческих займов, заключили соглашения о постепенном снижении их дефицитов. Для регионов непросто реализовать такую норму, но она абсолютно правильная, потому что иначе, если регионы будут и дальше осуществлять такие огромные заимствования, обслуживать их будет очень сложно. Поэтому мы сейчас с регионами ведем работу в части возможности также оптимизации расходов.

Хочу сказать, что мы встречались с представителями субъектов РФ, неоднократно обсуждали такие предложения. Они сформулированы, разосланы в регионы. И мы считаем, что регионы должны ими воспользоваться, поскольку наращивать дальше расходы без соответствующих доходных поступлений и источников финансирования просто невозможно.

Нам всем сейчас нужно готовить наши финансовые планы исходя из такого скромного, консервативного подхода, что, собственно, и будет происходить в следующем году.

Поэтому, когда мы обращаемся к субъектам РФ, мне хотелось бы вас, уважаемые члены Совета Федерации, просить о том, чтобы при принятии бюджетов регионов не было большого оптимизма, потому что мы помним и знаем, как субъекты РФ, принимая бюджеты с завышенными доходами, большими источниками финансирования дефицита, потом, в ходе исполнения, сталкиваются с проблемами. Нам надо сейчас не допустить этого, чтобы бюджеты были реалистичны, строились исходя из консервативных прогнозов, чтобы в ходе исполнения бюджетов регионов мы могли их исполнить в полном объеме, не прибегая к процедуре сокращения бюджетов в ходе исполнения бюджетов или секвестра. Во всяком случае, мы держим руку на пульсе с субъектами РФ по принятию бюджетов, будем мониторить их исполнение. И я не сомневаюсь, что мы выполним все основные обязательства, которые у нас предусмотрены как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Спасибо.

  • Заместитель министра финансов Алексей Моисеев на «Финансовом форуме России»

Значительная часть оттока капитала из РФ может вернуться в виде инвестиций при создании правильной инфраструктуры — Моисеев

Москва. 26 ноября. ИНТЕРФАКС-АФИ — Значительная часть капитала, который уходит из РФ, может вернуться в виде инвестиций при формировании правильной инфраструктуры, полагает замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.

«Отток капитала, я уверен, что значительная его часть может пойти в инвестиции в Россию при условии, что для этого будет сделана правильная инфраструктура, экономическая политика, регулирование финансовых рынков», — сказал он на финансовом форуме газеты «Ведомости» в среду.

Замминистра отметил, что в стране достаточно источников для инвестиций, но все они пока «сберегаются через инвестиции в иностранные государства». «Часть связана с нежеланием экономических агентов инвестировать в Россию деньги», — отметил он. Замминистра подчеркнул, что необходимо закрыть «гэп, который существует между сбережениями и инвестициями».

Минфин по-прежнему против фискального стимулирования экономики РФ — Моисеев

Москва. 26 ноября. ИНТЕРФАКС-АФИ — Проведение политики фискального стимулирования экономики нецелесообразно, государственные инвестиции не столь эффективны, как частные, полагает замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.

«Стоит ли проводить политику фискального стимулирования экономики? Наш ответ как был, так и остается — нет, не стоит. Мы не должны забивать частную экономику государственными инвестициями. Я абсолютно убежден, что государственные расходы, инвестиции априори менее эффективны, чем частные. Никакой бюрократ никогда не сможет контролировать инвестицию так сильно, как это сделает частный сектор», — сказал он, выступая на финансовом форуме газеты «Ведомости» в среду.

По мнению А.Моисеева, фискальное стимулирование оправдано в определенных ситуациях, «когда есть серьезная депрессия спроса, когда есть дефляция, когда люди не хотят ничего покупать, (. . .) когда фискальная позиция людей такова, что они могут без ухудшения ожидания по поводу будущих процентных ставок, связанных с будущим дефицитом бюджета, наращивать расходы». «У нас сейчас нет ни одной составляющей», — отметил он. Ожидания по доходам и расходам нормальные, «люди оптимистично смотрят на свое будущее», считает замминистра.

По мнению А.Моисеева, увеличение дефицита бюджета однозначно скажется на процентных ставках. «Нам остается проводить политику сбалансированного бюджета, и дальше проводить политику, которая будет направлена на то, чтобы расходы имели смысл», — сказал он. По словам А.Моисеева, государственные расходы нужны, когда проект имеет небольшой коммерческий смысл, но имеет смысл для раскрытия потенциала коммерческой активности.

Также, говоря о политике фискального стимулирования в кризис, замминистра отметил, что кризис 2008-2009 годов показал, что «страны, за исключением США, которые проводили мягкую политику, которые пытались стимулировать выход из кризиса, пришли к серьезным макроэкономическим дисбалансам и не решили структурные проблемы, которые перед ними стояли, просто потратили деньги».

Моисеев считает странными просьбы о бюджетной помощи от компаний, которые получили преимущества после запрета на импорт и ослабления рубля

Москва. 26 ноября. ИНТЕРФАКС-АФИ — Замминистра финансов РФ Алексей Моисеев считает странным просьбы о помощи из бюджета со стороны компаний, которые получили двойные стимулы для развития после введения запрета на импорт ряда продуктов и ослабления рубля.

«Честно говоря, меня скорее как экономиста, а не как чиновника, удивляет ситуация, когда многие сектора российской экономики получили двойной стимул за счет серьезного изменения валютного курса и за счет ограничения на импорт ряда продуктов, и при этом мы слышим от них, что мы готовы начать производить, но дайте нам бюджетных денег», — сказал он на «Финансовом форуме России», организованном газетой «Ведомости».

Но до ослабления рубля и введения ограничений на импорт эти сектора как-то работали, отметил замминистра финансов.

«Это кажется совсем странным, честно говоря», — заявил А.Моисеев.

Минфин объяснил итоги размещения ОФЗ на аукционе 19 ноября своим нежеланием давать премию к рынку

МОСКВА, 26 ноября. /ТАСС/. Минфин РФ объясняет итоги аукциона по размещению трехлетних ОФЗ, который состоялся 19 ноября текущего года, своим нежеланием давать премию к рынку. Об этом заявил журналистам замглавы министерства Алексей Моисеев.

Отвечая на вопрос корреспондента ТАСС о том, чем объясняется малый объем размещения на аукционе, Моисеев сказа: «нежеланием Минфина давать премию к рынку».

На этом аукционе было доразмещено 491 млн рублей, или менее 10 проц от объема предложения /5 млрд рублей/.

Замминистра затруднился сказать, выполнит ли Минфин план на 2014 год по внутренним заимствованиям. «Может быть — да, может быть — нет», — сказал он. Моисеев отметил, что для министерства более важна стабильность процентных ставок по ОФЗ.

Как сообщалось ранее, Минфин РФ доразместил на аукционе 19 ноября 2014 года 3-летние ОФЗ-ПД выпуска 25082 с погашением 11 мая 2016 года на сумму 491 млн рублей при объеме предложения 5 млрд рублей.

Средневзвешенная доходность 3-летнего выпуска составила 10,06 проц годовых. При этом объем спроса равнялся 2,162 млрд рублей.

До этого Минфин пять раз подряд отменял запланированные аукционы ОФЗ из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры.

Страховщики жизни уже с 2015 года могут получить налоговые льготы — Моисеев

МОСКВА, 26 ноября. /ТАСС/. Минфин рассчитывает, что налоговые льготы для компаний, занимающихся страхованием жизни, будут введены с 1 января 2015 года, сообщил замглавы финансового ведомства Алексей Моисеев, выступая на «Финансовом форуме», проводимом газетой «Ведомости». О необходимости введения таких льгот страховые компании говорят на протяжении семи лет.

«Документ, вроде бы, идет. Где-то в начале декабря, насколько я поминаю, он должен быть принят. Наверное, наконец-то с 1 января 2015 года все-таки сделаем налоговые льготы для компаний, занимающихся страхованием жизни «, — сказал он.

Моисеев пояснил, что в настоящее время существует дискредитация прав страховщиков жизни по сравнению с НПФ. Закон уравнивает их статус.

Министр финансов Антон Силуанов говорил этой осенью на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!», что в РФ не развит рынок накопительного страхования жизни, хотя в других странах этот сегмент является значительным ресурсом формирования длинных денег.

В связи с этим, по его словам, Минфин готов пойти на налоговые послабления для формирования рынка, чтобы страховые компании были заинтересованы в развитии этого сегмента, а клиенты — в приобретении продуктов.

В свою очередь, директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук на конференции «Будущее страхового рынка» отмечал, что страхование жизни станет одним из основных драйверов роста рынка на ближайшие годы.

ОБЗОР СМИ

Для Mail.ru «Деньги» не главное

Интернет-компания продает платежный сервис

Mail.ru Group продолжает избавляться от активов, не вписывающихся в стратегию развития компании. Вслед за продажей на прошлой неделе сайта онлайн-рекрутинга HeadHunter интернет-холдинг выходит из платежного сервиса «Деньги Mail.ru». Его покупателем станет группа Qiwi, сумму сделки эксперты оценивают в $10-15 млн.

О том, что Qiwi приобретает у Mail.ru Group проект «Деньги Mail.ru», вчера сообщили обе компании. Параметры сделки они не раскрывают. «С ростом регулирования российского рынка электронных денег стало очевидно, что для эффективного развития этого направления необходимо на нем максимально сфокусироваться»,— объясняет гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин. Председатель совета директоров Qiwi Борис Ким назвал сделку расширением стратегического партнерства с Mail.ru Group (интернет-компания владеет 1,3% Qiwi), подчеркнув, что благодаря синергии пользователи «получат более функциональный и удобный платежный сервис».

Сервис «Деньги Mail.ru» позволяет моментально оплачивать услуги и товары с помощью мобильных приложений или веб-портала. Этот способ оплаты доступен в том числе пользователям проектов самой Mail.ru Group, включая социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир». После окончания транзитного периода все операции «Денег Mail.ru» будут осуществляться компанией Qiwi, которая ранее работала с площадками Mail.ru Group на обычных коммерческих условиях. «Теперь у нас есть приоритет. Мы получили доступ к площадкам, платежи которых раньше не обрабатывали, а также к аудитории сайта Mail.ru»,— уточнили в пресс-службе Qiwi.

Два источника «Ъ» в разных платежных системах оценивают возможную стоимость «Денег Mail.ru» в $10-15 млн. Mail.ru Group не раскрывает количество пользователей и финансовые показатели проекта. Разделы Community IVAS (доходы от платежей в социальных сервисах) и «Прочие доходы» принесли группе в третьем квартале 2,4 млрд руб. и 784 млн руб. соответственно, следует из ее отчетности. Выручка Qiwi, обслуживающей примерно 15,8 млн виртуальных кошельков, за тот же период составила 2,38 млрд руб., чистая прибыль — 1,16 млрд руб. Согласно майскому исследованию TNS, 21% россиян в возрасте 12-55 лет хотя бы раз в полгода совершают оплату через Qiwi, 6% — через «Деньги Mail.ru». В отличие от Qiwi, счет активных пользователей сервиса платежей Mail.ru может идти лишь на «сотни тысяч», считает собеседник «Ъ» на финансовом рынке.

Платежная система — специфический бизнес, сильно отличающийся от развлекательных сервисов с точки зрения как регулирования рынка, так и работы с аудиторией, рассуждает представитель «Яндекс.Денег» Надежда Кияткина. Qiwi сильна офлайн-терминалами, углубление взаимоотношений с Mail.ru для нее — попытка усилить онлайн-направление, добавляет она. Qiwi получает прежде всего качественное дополнение к базе кошельков — активных пользователей, которые часто платят за игры — главный лакомый кусок с точки зрения выручки Mail.ru Group, полагает руководитель управления развития продуктов e-commerce Альфа-банка Елена Бочарова. Для Mail.ru продать кошельки давнему партнеру с более подходящей для такого бизнеса инфраструктурой и сосредоточиться на играх и коммуникационных сервисах тоже логично, добавляет она. По ее словам, если в составе Mail.ru Group останется функция платежного агрегатора для собственных сервисов, можно рассматривать эту сделку как абсолютно выгодное для обеих сторон решение. Это также поможет немного снизить долговую нагрузку на компанию после приобретения 48% «ВКонтакте», напоминают аналитики «Ренессанс Капитала».

Коммерсант

Россиян могут оставить без компенсаций за банковское мошенничество

Население хотят отучить писать PIN-коды на самих банковских картах и делиться платежными данными с родственниками

Ассоциация региональных банков России (АРБР) подготовила поправки в Гражданский кодекс, по которым суд вправе уменьшить размер убытков, которые взыскиваются с банка по факту необоснованных списаний с карт клиентов. Для этого банк должен доказать, что инцидент произошел из-за грубой неосторожности клиента. Об этом «Известиям» рассказали в АРБР. Президент ассоциации, зампредседателя комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков сообщил «Известиям», что такая инициатива была высказана на экспертном совете комитета Госдумы по финрынку и отражает позицию банковского сообщества. По словам Аксакова, сейчас поправки направлены на рассмотрение в Минфин и Центробанк; он готов их внести в Госдуму после того, как они выскажут свою позицию по вопросу.

Эта идея возникла у банкиров как защитная реакция на фоне действия нового закона и растущих издержек на компенсации клиентам — 1 января 2014 года вступили в силу поправки в закон «О национальной платежной системе» (НПС). С тех пор банки обязаны возмещать клиенту ущерб от несанкционированных списаний средств после получения от клиентов уведомления, что данная операция совершена без его согласия. Однако клиент должен уведомить банк о несанкционированных списаниях не позже чем в течение суток после инцидента — в противном случае банк может не возмещать убытки.

Предполагается, что банк будет сам подавать в суд на клиента с иском о возмещении убытков. Но в суд могут обратиться и сами клиенты, которым недобросовестный банк затягивает выплату: законом об НПС не предусмотрены четкие сроки возврата денег клиенту, и в данном случае расторопность банка показывает, насколько ему важен клиент.

Аксаков пояснил, что новые поправки вносятся в Гражданский кодекс, а не специальный закон об НПС.

— Даже при внесении изменений в закон об НПС нужно будет менять ГК в этом направлении, — говорит он. — В то же время в Госдуме находится президентский законопроект, изменяющий вторую часть ГК и регулирующий такие вопросы, как потребительское кредитование, факторинг, банковский вклад, расчеты и так далее. Он принят в первом чтении в 2012 году в рамках целого пакета поправок в ГК, готовится ко второму, поэтому поправки можно вносить как раз ко второму чтению законопроекта.

Аксаков привел пример грубой неосторожности клиента: гражданин потерял карту, на которой написан PIN-код. Сейчас банк даже в этом случае — при передаче PIN-кода третьим лицам — должен возмещать убытки по несанкционированным списаниям с карт в полном объеме по закону об НПС.

Зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов, руководитель проекта «Общероссийского народного фронта» «За права заемщиков», отмечает, что причина появления инициативы понятна: у банков значительно возросли выплаты после принятия закона о НПС (исчисляются сотнями миллионов рублей), и участились случаи мошенничества.

— В данном случае речь идет о снижении банковских рисков и ужесточении процедуры возврата денежных средств для клиентов, — сказал Климов. — Безусловно, последним придется предоставлять больше доказательств, будет больше бумажной волокиты. Но самое главное в данной инициативе — это определение формулировок. Они должны быть очень четкими, так как что такое частичное возмещение убытков? Сколько это — 5% или 50%? Человек либо виновен в том, что у него деньги украдены, либо нет. Половинчатость здесь весьма нежелательна, и вряд ли в таком виде эта новация сможет помочь рынку. Что касается неосторожности клиентов, то, конечно, довольно часты случаи, когда PIN-код хранится рядом с картой, и существует ряд весьма понятных способов уберечь себя от потери средств (установление лимитов по карте, подключение SMS-информирования, соблюдение тайны пароля и т.п.).

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что при рассмотрении споров по несанкционированным списаниям с карт должен применяться дифференцированный подход в зависимости от степени неосторожности клиента.

— Если гражданин намеренно передал PIN-код третьему лицу, то банк не должен нести ответственность, и суд вправе уменьшить размер убытков до нуля, — говорит Шелищ. — Иначе не исключен рост мошенничества со стороны физлиц и — как следствие — ухудшение финансового положения банков. Даже в ГК говорится о том, что нужно проявлять разумную предусмотрительность. Другая ситуация — когда клиент потерял карту с написанным на ней PIN-кодом. В этом случае возможно снижение убытков, но не отказ от их возмещения в полном объеме.

Руководитель Центра правового обеспечения розничного бизнеса Бинбанка Ирина Гудкова заметила, что не понятно, как новая норма в случае ее внесения в ГК будет действовать на практике.

— Банкам чрезвычайно сложно доказать, что инцидент произошел из-за грубой неосторожности клиента. В правилах использования банковских карт, которые должен соблюдать клиент, банки предусматривают обязанность хранить в тайне, например PIN-код карты, но доказать документально, что клиент это правило нарушил, крайне затруднительно, если только клиент сам не признается в этом. Если обязанность доказывания будет опять возложена на банки, такая помощь банку работать не будет, и убытки вряд ли снизятся, — говорит Гудкова.

В настоящий момент презюмируется ответственность банков независимо от их вины, поясняет Дмитрий Самигуллин, управляющий партнер адвокатского бюро RBL.

— Отсутствие вины надо доказывать банку, а возможности для этого у них ограничены. Так как они не имеют права заниматься оперативно-разыскной деятельностью, то доказать это, скорее всего, будет возможно только в рамках расследования уголовного дела, — рассказал юрист. — Сейчас латентность преступлений в сфере банковских платежных карт достигает 95–99%, то есть до следствия и суда они не доходят — правоохранительными органами возбуждаются уголовные дела только по 1–5% от общего количества преступлений. Таким образом, создаются предпосылки к тому, что, по сути, держатели карт лишены мотивации для безопасного и бережного их хранения. Конечно, рядовые граждане являются более слабой, незащищенной стороной во взаимоотношениях с банками и их защита на законодательном уровне нужна. Это и было сделано в ФЗ «О национальной платежной системе». Но не учитывать степень вины граждан в данном случае было бы ошибкой. Тем более что судебная практика, пока хоть и немногочисленная, показывает, что граждане часто проявляют грубую неосторожность при пользовании картами, например, не предпринимая элементарных мер защиты информации о карте, доверяя их мошенникам.

Самигуллин считает, что законопроект АРБР будет принят и сбалансирует практику применения нормы о возмещении банками убытков по несанкционированным списаниям с карт, поскольку в этом случае будут учитываться интересы обеих сторон — банков и владельцев карт. Как именно механизм будет работать, покажет судебная практика, добавил собеседник. В Центробанке и Минфине не ответили на запросы «Известий».

Известия

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}