ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 04.12.2014

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Минфин РФ предлагает обсудить с властями СНГ смягчение требований к российским системам денежных переводов

Минфин РФ предлагает внести в повестку заседаний экспертов межправительственных комиссий СНГ и профильных рабочих групп вопрос о смягчении требований в отношении российских операторов платежных систем, в рамках которых осуществляются трансграничные денежные переводы физлиц без открытия банковских счетов.

Как сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» источник в одном из профильных ведомств, письмо с соответствующим предложением Минфин направил в Минэкономразвития.

Минфин отмечает, что трансграничные платежи имеют существенное социальное значение для стран-реципиентов. При этом ситуация, сложившаяся на рынке трансграничных переводов, в связи с исключением из реестра операторов платежных систем системы денежных переводов Migom и отзыва лицензии у НКО ЗАО «Мигом» (ЦБ РФ отозвал ее 18 марта 2014 года), вызвала обеспокоенность национальных банков стран-реципиентов и привела к применению ими превентивных мер в отношении операторов платежных систем.

Так, например, как указывается в письме, Нацбанк Киргизии выпустил дополнения к правилам осуществления денежных переводов, а ЦБ Узбекистана предписывает банкам требовать от операторов, не являющихся локальными системами, выполнения одного из трех условий: наличие рейтингов инвестиционного уровня, наличие банковских гарантий от банков с рейтингом инвестиционного уровня, размещение страховых депозитов на корсчетах банков-нерезидентов в объеме, покрывающем от одного до нескольких среднедневных оборотов по выплачиваемым переводам.

Есть основания предполагать, что национальные банки Таджикистана и Украины предпримут аналогичные шаги, отмечает Минфин РФ.

При этом исполнение таких требований затрудняет деятельность операторов, отмечает министерство. Во-первых, эти операторы, в основном являясь небанковскими кредитными организациями, не вправе размещать денежные средства от своего имени и за свой счет. Во-вторых, размещение страховых депозитов отвлекает денежные средств операторов, что отразится на стоимости их услуг. В-третьих, размещение страховых депозитов в банках-нерезидентах несет как кредитный риск, так и иные риски.

Интерфакс

Глава ВТБ: отключение российских банков от SWIFT означало бы войну

В любом случае у России есть запасной план и на случай такого развития событий, отметил Андрей Костин

БЕРЛИН, 4 декабря. /Корр. ТАСС Антон Долгунов/. Отключение российских банков от международной платежной системы SWIFT означало бы войну.

Такую точку зрения высказал глава ВТБ Андрей Костин в интервью немецкой газете Handelsblatt, которое опубликовано в среду вечером на сайте издания.

«По моему личному мнению, если будет введен такой вид санкций, то это будет означать войну», — сказал он, добавив, что в этом случае американскому послу в России следовало бы уехать в тот же день.

Костин указал, что именно банковская система, которая в значительной степени зависит от евро и доллара, является одной из самых уязвимых сторон российской экономики.

В любом случае у России есть запасной план и на случай такого развития событий, отметил он. Ранее Костин сообщил, что группа ВТБ ведет переговоры со Сбербанком о создании альтернативы этой платежной системе.

Банк России: аналог SWIFT может появиться в мае 2015 года

Банк России планирует завершить создание аналога SWIFT — систему передачи финансовых сообщений в мае 2015 года.

Об этом на конференции в Москве заявила заместитель директора департамента Национальной платежной системы Банка России Рамиля Канафина.

Банк России разделяет НСПК и систему передачи финансовых сообщений, добавила Канафина. Планируется создать отдельно центр обработки сообщений в формате SWIFT. Завершение всего проекта запланировано на май, уточнила она.

ТАСС

В Госдуме не исключили деноминации рубля

В Госдуме не исключили возможность деноминации рубля в связи с падением курса национальной валюты. Об этом заявил в интервью радиостанции «Говорит Москва» первый зампред комитета Госдумы по региональной политике Роман Худяков.

Такая мера будет экономически эффективной, а население от деноминации только выиграет, считает Худяков. «Ходят слухи о том, что курс доллара дойдет до 75 рублей. Конечно, если убрать ноль…, то это было бы очень актуально сейчас. То есть для экономической обстановки, которая сейчас у нас сложилась в России. Если это произойдет, население от этого ничего не потеряет, а лишь приумножит, чтобы не ходить с этими пачками, как было раньше», — уверен Худяков.

Девальвация рубля ускорилась на прошлой неделе, после решения ОПЕК не сокращать объем добычи нефти. Сегодня в начале биржевых торгов доллар и евро поднялись до новых исторических максимумов — 54,9 и 67,9 рубля соответственно. Однако в середине дня началась коррекция вниз, и, по данным Московской биржи на 16:53 мск, курс доллара снизился на 46 копеек по сравнению с закрытием предыдущей сессии и составил 53,39 рубля, а курс евро — на 80 копеек до 65,85 рубля.

Последний раз деноминация рубля в масштабе 1000:1 проводилась в январе 1998 года.

Аксаков: россияне не выиграют от деноминации рубля

Деноминация рубля не поможет россиянам сохранить свои доходы и приумножить их, вопреки заявлениям других депутатов, заявил зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Ранее депутат Роман Худяков заявил, что деноминация рубля возможна в связи с дальнейшим падением курса национальной валюты, и от нее россияне ничего не потеряют, а лишь приумножат, к тому же она актуальна в текущей экономической обстановке.

«Это невозможно. Население точно не выиграет, потому что нули «округляют» в верхнюю сторону», — сообщил Аксаков РИА Новости. — Я не знаю ни одной деноминации, ни одной такой процедуры, от которой люди выиграли бы. О деноминации сейчас, я считаю, даже вредно говорить и неправильно».

ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ

БАНК РОССИИ

  • О ситуации на валютном рынке и сделках РЕПО в иностранной валюте

В целях стабилизации ситуации на валютном рынке Банк России провел валютные интервенции и принял решение установить с 4 декабря 2014 года минимальные ставки по сделкам РЕПО в иностранной валюте на все сроки (1 неделя, 28 дней, 12 месяцев) равными ставкам LIBOR в соответствующих валютах на сопоставимые сроки, увеличенным на 0,5 процентного пункта.

По оценкам Банка России, текущий курс рубля существенно отклонился от фундаментально обоснованных значений, то есть тех уровней, которые определяются действием макроэкономических факторов, прежде всего влияющих на состояние платежного баланса: ценами на экспортируемые товары, дифференциалом процентных ставок, экономической активностью и другими параметрами. Наблюдаемая в настоящее время динамика курса рубля, в том числе его избыточная волатильность, создает предпосылки к возникновению рисков для финансовой стабильности и формированию устойчивых девальвационных и инфляционных ожиданий.

Предпринятые Банком России меры будут способствовать возвращению валютного курса к фундаментально обоснованным значениям. Снижение ставок по операциям предоставления валютной ликвидности позволит повысить их действенность и обеспечит достижение баланса спроса и предложения на валютном рынке при более низкой волатильности обменного курса.

Банк России продолжит оперативно следить за ситуацией на валютном рынке, анализировать ее влияние на другие сегменты финансового рынка и поведение субъектов экономики. В случае необходимости Банк России готов и в дальнейшем совершать валютные интервенции без ограничений по объему и предварительного объявления. Информация о размере проведенных интервенций будет публиковаться в установленном порядке.

На заседании Совета директоров 11 декабря 2014 года Банк России рассмотрит вопрос об уровне ключевой ставки, а также будет представлен детальный анализ состояния экономики и обновленный прогноз.

 

В территориальных учреждениях ЦБ РФ будут созданы подразделения по борьбе с коррупцией

В Банке России будут созданы подразделения по профилактике антикоррупционных правонарушений. Это следует из письма директора департамента кадровой политики и обеспечения работы с персоналом Александра Лахтикова первому зампреду Центробанка Георгию Лунтовскому, которое имеется в распоряжении газеты «Известия».

«Учитывая особую правовую и общественную значимость деятельности по противодействую коррупции, полагал бы целесообразным в ходе организационно-штатных преобразований территориальных учреждений Банка России создать в главных управлениях ЦБ РФ по федеральным округам в составе кадровых служб подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, — пишет Лахтиков. — Это позволит создать в Банке России единую вертикальную систему работы по профилактике коррупционных и иных нарушений, что обеспечит своевременное выявление коррупциогенных факторов и принятие эффективных профилактических мер, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений, и, как следствие, повысит уровень антикоррупционной защищенности деятельности Банка России».

ОБЗОР СМИ

Деньгам удешевляют переход границ

Минфин поднял вопрос о регулировании переводов в страны СНГ

Изменившиеся правила игры на рынке денежных переводов привлекли внимание финансовых регуляторов. Требования, которые к российским системам переводов после краха Migom стали предъявлять Нацбанки стран СНГ, вынудили российский Минфин поднять вопрос об их отмене. Новые требования уже стоили системам переводов нескольких сотен тысяч долларов потерь только в Киргизии и Узбекистане. По информации «Ъ», одним из основных аргументов российских властей в диалоге с союзными странами — грядущее повышение требований по капиталу к участникам этого рынка.

Об озабоченности российских властей ограничениями на работу отечественных систем денежных переводов в странах СНГ, свидетельствует письмо, направленное Минфином в профильный департамент Минэкономики (отвечающий за сотрудничество со странами СНГ) 28 ноября (есть в распоряжении «Ъ»). Минфин пишет, что ситуация, сложившаяся на рынке трансграничных переводов в связи с отзывом лицензии у системы Migom, вызвала обеспокоенность со стороны нацбанков стран СНГ и привела к применению ими превентивных мер. В частности, финансовые требования к системам уже выдвинуты Киргизией и Узбекистаном, и их примеру могут последовать другие нацбанки. Исполнять эти требования для систем крайне затруднительно и дорого и может привести к удорожанию услуг. Поэтому, по мнению Минфина, необходимо проработать вопрос о пересмотре требований стран СНГ. В пресс-службе Минэкономики сообщили, что запрос пока не получили.

На страны СНГ приходится основной объем исходящих из России денежных переводов. По данным ЦБ, за три квартала 2014 года он составил 88% совокупного объема переводов физлиц из России ($14,6 млрд). Страны-лидеры по получению переводов из России — Узбекистан ($1,63 млрд), Таджикистан ($1,024 млрд) и Украина ($618 млн) по итогам второго квартала 2014 года.

Как неоднократно писал «Ъ», ужесточать требования к российским системам переводов их партнеры в странах СНГ стали сразу после краха системы переводов Migom в феврале. По оценкам экспертов, потери банков СНГ из-за этого инцидента составили в совокупности несколько миллионов долларов. Сначала это были лишь требования о предоставлении гарантий или авансовых платежей со стороны российских систем, однако впоследствии меры воздействия стали жестче. Так, Нацбанк Киргизии в июне потребовал от систем переводов выполнять как минимум одно из условий — разместить в банке страховой депозит, предоставить гарантии от банков с международными рейтингами инвестиционного уровня или обеспечить страхование денежных переводов. У ЦБ Узбекистана вместо страхования выдвинуто другое условие — наличие у систем переводов рейтингов инвестиционного уровня.

В неофициальной беседе российские системы переводов признают, что выполнение этих требований уже ударило по их карману. По оценкам одного из представителей крупной системы, оно обходится в среднем в несколько сотен тысяч долларов. По словам директора системы переводов «Золотая корона» Ивана Ситнова, если подобные требования введут и другие нацбанки, их выполнение снизят и без того невысокую маржинальность рынка денежных переводов.

Впрочем, пойдут ли и на каких условиях нацбанки стран СНГ на пересмотр своих требований, судить пока рано, отмечают эксперты. Ни в ЦБ Узбекистана, ни в Нацбанке Киргизии вчера не ответили на запрос «Ъ». По данным «Ъ», основным доводом российских властей в диалоге с ними может стать скорое принятие поправок, предложенных Минфином и повышающих требования по капиталу для НКО (в такой форме, а также в форме банков существует большинство систем денежных переводов) до 90 млн руб. к 1 июля 2016 года. Требования к капиталу банков повышаются с 1 января 2015 года до 300 млн руб. «С учетом такого капитала страховой депозит в размере среднедневного оборота просто не будет иметь экономического смысла»,— отмечает один из собеседников «Ъ». «Одной из мер повышения доверия к системам переводов также может стать введение совместного надзора со стороны российского и локальных центральных банков»,— отмечает глава НП НПС Алма Обаева. «С учетом этого регуляторы стран СНГ, скорее всего, пойдут на смягчение своих позиций»,— считает директор ассоциации НПС Мария Михайлова.

Коммерсант

Центробанк создает антикоррупционную вертикаль

Отделения по борьбе с коррупцией будут созданы в каждом главке регулятора

В Банке России будут созданы подразделения по профилактике антикоррупционных правонарушений. Это следует из письма директора департамента кадровой политики и обеспечения работы с персоналом Александра Лахтикова первому зампреду Центробанка Георгию Лунтовскому (есть в распоряжении «Известий»).

«Учитывая особую правовую и общественную значимость деятельности по противодействую коррупции, полагал бы целесообразным в ходе организационно-штатных преобразований территориальных учреждений Банка России создать в Главных управлениях ЦБ РФ по федеральным округам в составе кадровых служб подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, — пишет Лахтиков. — Это позволит создать в Банке России единую вертикальную систему работы по профилактике коррупционных и иных нарушений, что обеспечит своевременное выявление коррупциогенных факторов и принятие эффективных профилактических мер, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений, и, как следствие, повысит уровень антикоррупционной защищенности деятельности Банка России».

На текущий момент антикоррупционный отдел создан только в центральном аппарате регулятора, отмечает Лахтиков. Ранее, как писали «Известия», господин Лахтиков отчитался о том, что более половины руководителей Центробанка в своих декларациях представили недостоверные данные или не представили их вообще.

В частности, он указывал в своем отчете, что всего обязанность отчитаться о доходах и расходах была возложена на 437 служащих Центробанка. Но в итоге из 37 руководителей структурных подразделений центрального аппарата ЦБ только 14 представили справки, «заполненные надлежащим образом» (37,8%), из 89 их заместителей — 36 (40%), из 77 руководителей территориальных учреждений — 11 (14%), а из 200 их замов — только 70 (35%). 18 сотрудников Банка России вообще проигнорировали требования закона, внутренних инструкций и должного срока (10 апреля) и не представили справок о своих доходах. В целом господин Лахтиков констатировал «большое количество немотивированно допущенных ошибок и неточностей при заполнении справок, затягивание их исправления».

Впрочем, внесение в справки недостоверных данных руководитель кадровой службы посчитал следствием не злого умысла, а исключительно неопытностью и недостатком внимательности со стороны высокопоставленных сотрудников мегарегулятора.

Как отмечает член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов, рекомендацию по созданию в структуре Банка России антикоррупционных подразделений еще в 2013 году дал президент России Владимир Путин в указе № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

— Но лучше поздно, чем никогда, — отмечает он. — Первая декларационная кампания в Центробанке показала, что люди, подкованные юридически и экономически и отвечающие за весь денежный рынок в России, неспособны без ошибок заполнить и сдать несложный документ о собственных финансах. Возможно, чтобы помочь им в этом разобраться, и создаются данные подразделения.

Впрочем, по мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, эффективность новой структуры под вопросом.

— Практика показывает, что в большинстве своем подобные отделы формируются из пенсионеров правоохранительных органов и КПД их работы достаточно низкий, — говорит Кабанов. — Фактически это создание новых рабочих мест, а не реальная борьба с коррупцией. С проверкой деклараций и поиском конфликтов интересов справится обычная компьютерная программа, которая по базам данным пробивает как сотрудников, так и их родственников. Например, в «Росатоме», где используется подобное программное решение, в «антикоррупционном» управлении работает всего пять человек. А чем больше «надстройка», тем меньше ответственности.

В то же время эксперты уверены, что работа против коррупционных проявлений в Центробанке в любом случае принесет пользу, учитывая роль, которую играет регулятор в экономической жизни страны. По их мнению, на программах противодействия коррупции, тем более когда речь заходит о Центробанке, экономить не нужно.

Известия

Банки стали находить вдвое больше террористов

По данным Росфинмониторинга, кредитные организации усилили контроль за соблюдением антиотмывочного закона на фоне активизации деятельности террористических группировок на Ближнем Востоке

Банки стали чаще выявлять среди клиентов лиц, причастных к экстремистской деятельности и финансированию терроризма. Если в 2012 году это происходило с периодичностью раз в месяц, в 2013-м ― раз в две недели, то в 2014 году ― уже 1–2 раза в неделю. Об этом «Известиям» рассказал источник в Росфинмониторинге. Замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный пояснил «Известиям», что с 2013 года усилилась террористическая активность на Ближнем Востоке и активизировалась ее финансовая поддержка со стороны экстремистских сил в РФ. Поэтому террористов стали чаще выявлять в банках, а перечни нарушителей стали вдвое чаще обновляться ведомством. Эксперты отмечают, что на рост частоты сигналов банков о террористах повлияло как усиление террористической активности, так и усиление контроля за этим направлением со стороны самих банков, не желающих лишиться лицензии за нарушение антиотмывочного закона № 115-ФЗ (принят в 2001 году).

Список, который Росфинмониторинг совместно с правоохранителями ведет с 2003 года, состоит из двух частей и содержит несколько тысяч фамилий и названий компаний. В первую часть вынесен согласованный с резолюциями Совета Безопасности ООН список международных террористов, в нем же и некоторые руководители чеченских незаконных вооруженных формирований. Во вторую ― физлица, в отношении которых возбуждены уголовные дела о причастности к терроризму, и организации, работа которых на территории РФ решениями судов прекращена в связи с их противоправной деятельностью. Банки по закону № 115-ФЗ должны скачивать список Росфинмониторинга с сайта ведомства и проверять клиентов на причастность к такому списку. При этом банки должны 2–3 раза в день проверять, не обновлялся ли список.

Ливадный напомнил, что банки и некредитные организации должны не только информировать власти о визитах фигурантов списка, но и, согласно поправкам в закон № 115-ФЗ (с 1 июля 2013 года), замораживать их счета в максимально короткие сроки. На практике банки ищут террористов так. При операциях, требующих установления личности клиента (все, кроме обмена валюты на сумму менее 15 тыс. и социальных перечислений до 30 тыс. рублей), банковский служащий проверяет, нет ли клиента в перечне Росфинмониторинга. В случае полного совпадения данных (ФИО, дата рождения, номер паспорта) банк обязан блокировать денежные средства такого клиента незамедлительно, и в день блокирования сообщить об этом факте в финразведку (Росфинмониторинг). Последняя должна проинформировать правоохранительные органы. Далее уже действуют силовики.

По статистике банки стали вдвое чаще выявлять фигурантов перечня, и Ливадный связывает это с усилением террористической активности на Ближнем Востоке — имеются в виду гражданская война в Сирии, теракты в Ираке, Египте, боевые действия в Афганистане, палестино-израильский конфликт. По словам собеседника, российские экстремисты усилили поддержку террористов на Ближнем Востоке, в связи с чем принимаются оперативные меры по актуализации перечня. Росфинмониторинг стал чаще обновлять перечни террористов, которых по антиотмывочному закону должны выявлять банки. К примеру, в 2012 году черный список обновлялся 8 раз, в 2013-м ― 16 раз, в 2014-м ― уже 28 раз. Последний список террористов включает 89 иностранных компаний, 376 иностранцев, 56 российских компаний и 3418 российских граждан — итого 3939 фигурантов. По сравнению с 2012 годом их число выросло на 30%, а по сравнению с 2013-м — на 16%, следует из годовых отчетов Росфинмониторинга.

По данным ЦБ, за 2013 год объем сомнительных операций, связанных с выводом средств, достиг 1,5 трлн рублей, что в 1,5 раза превышает показатель того же периода годом ранее. В I квартале 2014 года объем незаконных операций составил $2 млрд. По оценкам компании Global Financial Integrity, свыше 11% сомнительных денег уходит как раз на Ближний Восток. В Центробанке отказались пояснить причины увеличения частоты выявления банками террористов.

По словам партнера юрфирмы «Пастернак, Мартынюк и партнеры» Сергея Мартынюка, общий мировой экономический и политический фон сказывается на активности террористических образований в финансовой сфере, в том числе и на территории РФ, увеличении числа нарушителей.

В банках отмечают, что стали более скрупулезно подходить к выполнению закона № 115-ФЗ, ведь крайняя мера за его несоблюдение — отзыв лицензии. С начала 2014 года ЦБ отозвал лицензии у 74 банков (за 2013 год — 29). Подавляющая часть из них лишилась лицензии как раз за нарушение этого закона.

— Контроль исполнения норм закона № 115-ФЗ, очевидно, стал более жестким, — говорит начальник управления розничных продуктов Локо-банка Светлана Повикалова. — Банки предпочитают перестраховаться и дополнительно отслеживают любые подозрительные операции.

Как отмечает начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова, при получении каждой версии перечня террористов от Росфинмониторинга банки проводят полную проверку клиентской базы.

Банкиры отправляют сигнал в ведомство и отмечают, что обратная связь отсутствует.

— Нам не известны случаи доведения до банка информации о мерах в отношении фигуранта перечня террористов, — сетуют банкиры. — Как правило, и на сообщение о приостановлении операций по счету террориста не приходит никакого ответа от Росфинмониторинга. Детали расследования таких дел не афишируются.

Известия

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}