ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
Иванов призывает бороться со спекулянтами ЦБ, Минфин и Росфинмониторинг
Борьбой с биржевой спекуляцией должны заниматься ЦБ, Минфин и Росфинмониторинг, такое мнение высказал руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов.
Он напомнил, что в прошедшую пятницу по итогам Послания президента РФ Федеральному Собранию был подписан перечень поручений, «где отдельным пунктом этот вопрос и содержится — что касается борьбы со спекулянтами, как раньше говорили, мешочниками и прочими элементами, должны заниматься те, кто профессионально это может делать».
«А это у нас Центральный банк, Минфин и Росфинмониторинг», — подчеркнул Иванов.
Рынок электронных денег в РФ в первом полугодии 2014 года вырос на 38%
За отчетный период было совершено 320 млн транзакций на рынке электронных денег
МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Объем платежей через системы электронных денег в России по итогам первого полугодия 2014 года достиг 270 млрд рублей, показав рост год к году на 38%, говорится в исследовании J’son & Partners Consulting.
При этом за отчетный период было совершено 320 млн транзакций на рынке электронных денег.
По прогнозам компании, по итогам 2014 года оборот рынка достигнет 570 млрд рублей, а к концу 2018 года составит около 1 трлн рублей. Что касается количества транзакций, то в J’son & Partners Consulting полагают, что их количество в текущем году достигнет 660 млн, показав рост на 20% по сравнению с прошлым годом.
Промсвязьбанк решил сотрудничать только с тремя рейтинговыми агентствами
Промсвязьбанк будет сотрудничать только с тремя рейтинговыми агентствами: двумя международными и одним национальным. Как поясняется в сообщении, размещенном на сайте банка, такое решение принято «в рамках стратегического курса на оптимизацию затрат и повышение эффективности деятельности на фоне замедления экономического роста и ухудшения условий ведения бизнеса».
Уточняется, что свой выбор кредитная организация остановила на международных рейтинговых агентствах Standard & Poor’s и Moody’s и Национальном рейтинговом агентстве. В банке уверены, что этого будет достаточно для получения полной информации о нем инвесторами и контрагентами как на международном, так и на внутреннем рынке капитала.
ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ
ЦБ из-за санкций отложил ужесточение нормативов для банков
Западные санкции позволили российским банкам избежать одного из самых серьезных ужесточений в регулировании за последние годы, пишет во вторник газета «Коммерсант».
Вопрос об отсрочке вступающих в силу с нового года поправок в закон «О Центральном банке», которые должны были радикально ужесточить контроль за операциями банков с группами связанных между собой заемщиков, а также за операциями лиц, связанных с самими банкирами, обсуждался и был одобрен в понедельник на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку, рассказали «Коммерсанту» участники заседания.
Речь идет об отсрочке на год (до 1 января 2016 года) целой группы поправок в статью 64 закона, принятых еще летом 2013 года и, как ранее планировалось, вступающих в силу с 1 января 2015 года. Если бы не отсрочка, с этой даты заемщики увязывались бы в одну группу не формально (на одних лишь юридических основаниях), а по существу — по правилам МСФО (на основании контроля или значительного влияния), а также при наличии экономической взаимосвязи между ними. А главное, увязать их в одну группу с банком с нового года мог бы и сам Банк России с использованием мотивированного суждения.
Всего этого благодаря поправкам, разработанным главой комитета Госдумы по финрынку Натальей Бурыкиной и, по данным «Коммерсанта», поддержанным Минфином и Банком России, в следующем году не будет. Поправки с большой долей вероятности будут приняты до нового года: они идут дополнением к поправкам в банкротное законодательство, второе чтение которых состоится в ближайшее время.
Как указывают в ЦБ, причина отсрочки — закрытие западных рынков и необходимость для многих крупных заемщиков рефинансировать зарубежные кредиты в России, что без данных послаблений чревато нарушением банками нормативов работы со связанными лицами. Это нормативы Н6, ограничивающий кредитование групп связанных между собой заемщиков 25% капитала банка, и Н25, лимитирующий с нового года кредитования связанных с банком лиц 20% капитала.
«Ужесточение условий доступа к кредитам банков по принципу экономической связанности является несвоевременным. Расширенная трактовка связанности заемщиков, конечно, при определенных обстоятельствах снижает риски. Вместе с тем в условиях санкций многие крупные компании, ранее занимавшие за рубежом, будут вынуждены рефинансировать займы в российских банках. Поэтому с точки зрения устойчивости финансовой системы при ограниченности ресурсов риски сдерживания кредитования могут быть выше рисков концентрации кредитов у экономически взаимосвязанных заемщиков»,— пояснил логику послаблений зампред Банка России Михаил Сухов.
ЦБ и Роспотребнадзор будут взаимодействовать в защите прав потребителей финуслуг
Центробанк России и Федеральная служба по защите прав потребителей (Роспотребнадзор) подписали соглашение о взаимодействии, узнала газета «Известия». Банк России будет согласовывать с Роспотребнадзором позицию по защите прав потребителей финансовых услуг, а также направлять туда поступающие жалобы банковских заемщиков на нарушение своих прав.
Со стороны регулятора документ подписал первый зампред Центробанка Сергей Швецов, со стороны Роспотребнадзора — руководитель ведомства Анна Попова. Согласно документу, информация о жалобах банковских заемщиков в Роспотребнадзор будет поступать из ЦБ автоматически на уровне территориальных и структурных подразделений. Кроме того, документ предусматривает «проведение совместных мероприятий, заседаний рабочих групп, сверку статистических данных» и взаимодействие «в других формах». В итоге стороны рассчитывают решить задачу «формирования единой позиции по актуальным вопросам предоставления финансовых услуг потребителям финансовых услуг в целях предупреждения и своевременного пресечения нарушений их прав и законных интересов».
«Поскольку Банк России выполняет роль мегарегулятора финансового рынка, а Роспотребнадзор является госорганом, вырабатывающим и реализующим государственную политику в сфере защиты прав потребителей, в том числе финансовых услуг, нам крайне важно, чтобы наши решения по смежным вопросам были скоординированы», — пояснил начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков.
В прошлом году Минфином России активно продвигалась идея передачи функции по защите прав банковских заемщиков Центробанку. «Наш подход такой: финансовые услуги нужно выводить из-под закона о защите прав потребителей, потому что они не регулируются здесь никак, — заявлял замминистра финансов Алексей Моисеев. — Идеальная ситуация — когда были бы отдельная законодательная база и единый регулятор, который защищал бы эти права».
В обществах защиты прав потребителей считают появление соглашения между ЦБ и Роспотребнадзором позитивным для рынка.
«Я очень рад, что Роспотребнадзор остается защищать потребителей в финансовой сфере, — говорит председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Пока Центральный банк показывает пример неэффективного надзора за исполнением закона «О потребкредите»: в частности, фактически легализован ростовщический процент со стороны ряда финансовых организаций — до сих пор выдаются кредиты под 891% годовых, такого нет ни в одной стране мира».
В банках придерживаются противоположной точки зрения. «Получается, что фактически у банков будет два регулятора, каждый из которых сможет давать свои предписания кредитной организации, — отмечает начальник юридического управления СДМ-Банка Александр Голубев. — При этом президент в послании Федеральному собранию ясно дал понять, что необходимо снизить административное давление на бизнес. Думаю, что было бы правильным, чтобы защитой прав заемщиков занималось одно ведомство — мегарегулятор».
ОБЗОР СМИ
Cанкции смягчили ЦБ
Регулятор не будет ужесточать нормативы для российских банков
Западные санкции позволили банкам избежать одного из самых серьезных ужесточений в регулировании за последние годы. С 1 января и еще целый год ЦБ не будет, как планировалось ранее, ужесточать оценку связанности заемщиков между собой и с банком, хотя боролся за это право не один год. Такую поправку, по данным «Ъ», одобрил профильный комитет Госдумы. Причина предновогодних послаблений — антисанкционная поддержка российских компаний и банков в условиях необходимости рефинансировать зарубежные долги в России. Впрочем, по мнению участников рынка, она не единственная: с ужесточением регулирования многие банки не справились бы и без санкций.
Вопрос об отсрочке вступающих в силу с нового года поправок в закон «О Центральном банке», которые должны были радикально ужесточить контроль за операциями банков с группами связанных между собой заемщиков, а также за операциями лиц, связанных с самими банкирами, обсуждался и был одобрен вчера на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку. Об этом «Ъ» рассказали участники заседания. Речь идет об отсрочке на год (до 1 января 2016 года) целой группы поправок в статью 64 закона, принятых еще летом 2013 года и, как ранее планировалось, вступающих в силу с 1 января 2015 года. Если бы не отсрочка, с этой даты заемщики увязывались бы в одну группу не формально (на одних лишь юридических основаниях), а по существу — по правилам МСФО (на основании контроля или значительного влияния), а также при наличии экономической взаимосвязи между ними. А главное, увязать их в одну группу с банком с нового года мог бы и сам Банк России с использованием мотивированного суждения.
Всего этого благодаря поправкам, разработанным главой комитета Госдумы по финрынку Натальей Бурыкиной и, по данным «Ъ», поддержанным Минфином и Банком России, в следующем году не будет. Поправки с большой долей вероятности будут приняты до нового года: они идут дополнением к поправкам в банкротное законодательство, второе чтение которых состоится в ближайшее время.
Как указывают в ЦБ, причина отсрочки — закрытие западных рынков и необходимость для многих крупных заемщиков рефинансировать зарубежные кредиты в России, что без данных послаблений чревато нарушением банками нормативов работы со связанными лицами. Это нормативы Н6, ограничивающий кредитование групп связанных между собой заемщиков 25% капитала банка, и Н25, лимитирующий с нового года кредитования связанных с банком лиц 20% капитала. «Ужесточение условий доступа к кредитам банков по принципу экономической связанности является несвоевременным. Расширенная трактовка связанности заемщиков, конечно, при определенных обстоятельствах снижает риски. Вместе с тем в условиях санкций многие крупные компании, ранее занимавшие за рубежом, будут вынуждены рефинансировать займы в российских банках. Поэтому с точки зрения устойчивости финансовой системы при ограниченности ресурсов риски сдерживания кредитования могут быть выше рисков концентрации кредитов у экономически взаимосвязанных заемщиков»,— пояснил логику послаблений зампред Банка России Михаил Сухов.
Послабления для банков оказались приятным сюрпризом. Столь масштабных поблажек российский банковский рынок, регулирование на котором последнее время последовательно ужесточалось, не видел давно. Для многих банков использование мотивированного суждения для оценки связанности заемщиков стало бы проблемой, уверен зампред банка «Уралсиб» Алексей Гонус. «С экономической точки зрения необходимо связывать заказчиков и подрядчиков. И если какой-либо банк обслуживает любую из «голубых фишек» — например, «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Норникель» и т.п., то необходимо включать в расчет риска на связанные стороны всех их подрядчиков, которые экономически на 100% зависят от них,— говорит он.— С Н25 ситуация еще сложнее, так как банки, у чьих акционеров много экономически связанных компаний, могли легко нарушить этот норматив». Сейчас и так очень тяжелая ситуация, и правильно, что в условиях санкций регулятор не хочет ужесточать требования, резюмировал господин Гонус. «Любые послабления в текущих условиях, безусловно, плюс»,— заявил еще один банкир из банка топ-10. В госбанках официально предпочли тему не комментировать.
Впрочем, в ряде крупных банков указывают, что антисанкционная подоплека, скорее всего, лишь одно из обоснований такого решения.
«Безусловно, ужесточение подходов к оценке связанности сторон затруднило бы рефинансирование зарубежных кредитов российских компаний в российских же банках, и в этом смысле идея правильная,— указывает собеседник «Ъ» в банке из топ-10.— Но и без учета этого фактора с нового года нормативы рисковали нарушить многие игроки, как увязшие в чрезмерном кредитовании связанных лиц, так и те, у кого капитал косвенно просел из-за санкций — например, по причине роста резервов из-за ухудшения платежеспособности отдельных категорий заемщиков или же по валютным кредитам из-за резкого ослабления рубля». Решить проблему нарушения нормативов исключительно из-за спроса крупных заемщиков на перекредитование в РФ можно было бы точечно, ограничив круг банков, которые смогут воспользоваться поблажкой, системно значимыми игроками, считает собеседник «Ъ». Правда, оговаривается другой банкир, это могло бы быть расценено как нарушение рыночной конкуренции. Косвенно идею о том, что цель поправок шире, чем просто антисанкционная поддержка, подтверждают и слова Натальи Бурыкиной: «Мы считаем преждевременным ужесточение подходов к определению связанных сторон сейчас,— сообщила она.— По МСФО у нас практически все заемщики друг с другом связаны, все мы «братья» и «сестры», и, пока диверсификация не наступила, имеет смысл отсрочить вступление в силу указанных норм».
Правда, в ЦБ предупреждают: послабления, хоть и распространяются на все банки, не означают, что игроки, тайно от регулятора кредитующие в основном бизнес владельцев, на санкционной волне смогут продолжать в том же духе. По словам господина Сухова, для исправления этой ситуации у ЦБ с 1 января появляется дополнительный инструмент — начисление повышенных резервов по всем кредитам фирмам, не ведущим реальной деятельности, и компаниям, чей бизнес не приносит денежного потока. Таким образом, если с 1 января 2014 года повышенные резервы должны были начисляться только по вновь выданным сомнительным кредитам, то с 1 января 2015-го банки должны будут сформировать их по всему портфелю ранее выданных ссуд, указывают в ЦБ.
Биткоины вошли в топ-10
Криптовалюта стала девятым по популярности способом оплаты во время распродаж
В черную пятницу и киберпонедельник пользователи по всему миру потратили на покупки почти $300 млн, расплачиваясь биткоинами. По популярности криптовалюта уступила лишь общепризнанным платежным системам, таким как Visa, MasterCard, PayPal и American Express.
Согласно данным платформы электронной коммерции Bitnet, в дни распродаж биткоин стал девятым по популярности способом оплаты товаров. С помощью криптовалюты люди по всему миру оплатили покупки на общую сумму почти $300 млн. Так, 28 ноября, в черную пятницу, в виде биткоинов было потрачено $152 млн, а в киберпонедельник (1 декабря) — $144 млн.
По популярности среди всех возможных способов оплаты биткоины заняли девятое место, пропустив вперед такие платежные системы, как MasterCard, Visa, American Express и PayPal. «$296 млн за два дня — впечатляющая цифра, если учесть, что речь идет о валюте, которой исполнилось всего пять лет»,— заявил вице-президент Solutions Strategy Акиф Хан.
В прошлом году в дни распродаж сумма потраченных биткоинов была эквивалентна всего $6 млн. Тогда криптовалютой в качестве способа оплаты воспользовались 100 тыс. человек. К тому же стоит отметить, что курс одного BTC составлял в тот период порядка $1 тыс. Сейчас же только сумма потраченных на распродажах биткоинов увеличилась в 50 раз. При этом значительно растет и количество продавцов, принимающих в качестве оплаты биткоины. На сегодняшний день, согласно данным First Annapolis Consulting, их число превысило отметку в 75 тыс., а в праздничной распродаже приняло участие около 400 магазинов.
«Основной спрос на биткоины идет со стороны тех, кто верит в быстрое обогащение»
Стоимость цифровой валюты биткоин упала не менее чем на 13%. Ее котировки опустились до значения ниже $900. Причиной стал запрет Центробанка Китая на проведение операций с этой валютой. Ограничение распространяется только на юридические лица. Экономист Сергей Алексашенко рассуждает о перспективах электронной валюты.
Технологические новации являются реакцией на неповоротливость традиционных поставщиков услуг. Так, электронные кошельки — PayPal, Webmoney или тот же «Яндекс. Кошелек» — предоставили всем возможность заплатить за товар или услугу, потратив на это минимум времени, не отрываясь от кресла и не передавая информацию о своей банковской карте. Но при этом электронные кошельки оперируют реальными деньгами, а порой и обеспечивают привязку своих счетов к банковским счетам клиентов.
Биткоин пошел дальше и решил позиционировать себя как абсолютно независимую денежную систему, построенную на взаимном доверии пользователей, у которой объем средств в обращении ограничивается не решениями Бена Бернанке или Марио Драги, а математическим алгоритмом. Все связи которой с реальными денежными системами осуществляются за счет операций между продавцами и покупателями биткоинов. Все это многим видится как достоинство. Но в действительности пользователей привлекает другое.
Основной спрос на биткоины идет со стороны тех, кто верит в быстрое и беспроблемное обогащение. На кого магическое воздействие оказывает тот факт, что цена биткоина за пару лет выросла в тысячу раз. И кого не останавливает то, что курс биткоина явно подвержен спекуляциям.
Следующий слой пользователей – это те, кто хочет обойти существующие в банковской системе ограничения, будь то валютные ограничения в Греции или на Кипре, или ограничения на оборот наркотиков, или на работу нелегальных казино.
Но пока говорить о глобальном характере этой валюты явно рано. В целом, ежедневно операции с биткоинами проводит не более 100 тыс. человек во всем мире. Бизнес тоже пока на предъявляет особого спроса на биткоины – не более 10 тыс. компаний в мире готовы их принимать. Потому что никто юридически не гарантирует сохранность ваших сбережений, и вы никому не можете предъявить претензии за неправомерно или неправильно проведенный платеж.
Смогут ли сторонники биткоинов решить эти проблемы? Теоретически это возможно. А на практике для этого нужно существенно повысить уровень взаимного доверия, создать виртуальное государство со своим законодательством и практикой правоприменения, со своими банками и банковским надзором. Вы верите, что это дело ближайшего будущего? Тем более, что как и любое государство, это захочет установить свои налоги и, кстати, контролировать количество денег в обращении.