ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 13.01.2015

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Visa пытается перевести транзакции на процессинг НСПК

Международная платежная система Visa вслед за MasterCard пытается договориться о процессинге с НСПК. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на представителя пресс-службы Центробанка.

«Договор с Visa находится в стадии обсуждения для подготовки к подписанию», — сообщили в ЦБ.

Ранее стало известно, что MasterCard переводит транзакции на процессинг НСПК. Договор об этом был заключен 30 декабря 2014 года.

Перевод процессинга позволит MasterCard не вносить обеспечительный взнос в Центробанк.

Интерфакс

 

Госдума просит ЦБ ограничить курсовой спред в обменниках величиной в 5%

Парламентарии предлагают ограничить разницу между курсами покупки и продажи валюты в обменных пунктах величиной в 5%. Соответствующий запрос главе Центробанка Эльвире Набиуллиной направил член комитета Госдумы по бюджету и налогам Дмитрий Ушаков, пишут «Известия».

«На рынке обмена валют сложилась неоднозначная ситуация: разница между курсом продажи и покупки валюты достигает 20—30 рублей и выше, — пишет он. — В итоге курс продажи валюты может значительно превышать как официальный курс Центробанка, так и текущий биржевой курс, что дополнительно провоцирует панику среди населения и мотивирует граждан на покупку валюты по сильно завышенному курсу».

В своем письме Ушаков также указывает, что такая ситуация сильно нервирует импортеров и продавцов импортной продукции, которые, перестраховываясь, пересчитывают отпускные цены по курсу продажи, предложенному банками. Это значительно и безосновательно увеличивает риски инфляции в 2015 году, отмечает Ушаков.

При этом депутат подчеркивает, что запрещать банкам продавать валюту по тем ценам, которые они считают правильными, не планируется. «Банки вправе продавать валюту по любой цене, которую сочтут соответствующей рыночной. Но если ты выставил на продажу, скажем, евро по 100 рублей и считаешь это рыночной ценой, то будь добр покупать его за 95 рублей», — пояснил Ушаков.

По его мнению, ЦБ вправе ограничить курсовые спреды в банковских пунктах обмена валюты величиной в 5% — именно такой спред, как правило, использовали банки до осени прошлого года.

«Прошу вас рассмотреть возможность введения ограничения курсовых спредов 5% специальным положением или инструкцией Банка России», — заключает он в запросе.

ЦБ разрешил банкам не проверять паспорта клиентов на сайте ФМС

Центробанк в качестве антикризисной меры поддержал предложение банкиров об отмене обязательной проверки паспортов клиентов на сайте Федеральной миграционной службы (ФМС). Из-за этого требования банки теряли каждого десятого клиента. Регулятор высказал свою позицию по данному вопросу на совещании в ЦБ в конце декабря, рассказал «Известиям» председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин, который также принимал участие в совещании.

ЦБ и Росфинмониторинг ввели для банков требование по проверке паспортов клиентов на сайте ФМС в марте 2014 года, внеся изменения в положение «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Согласно указанию, банки должны проверять на подлинность паспорт при идентификации клиентов в рамках любых операций, включая открытие вклада, выдачу кредита, обмен валюты и денежные переводы (по двум последним операциям — на сумму свыше 15 тыс. рублей). За неисполнение требований регулятора предусмотрены штрафы: сотрудники банков могут быть оштрафованы на 10—30 тыс. рублей, а сами банки — на 50—100 тыс. За неоднократное нарушение указания к кредитным огранизациям могли применить и крайние меры — вплоть до приостановления операций, поэтому банки стараются все-таки проверять паспорта.

Но банки столкнулись с рядом проблем: неполнотой базы ФМС и нестабильностью работы сайта службы. Тогда регулятор разрешил кредитным огранизациям отказывать в обслуживании гражданам, чьи паспортные данные на сайте ФМС сверить не получается. Банкиры подсчитали, что один из десяти клиентов, которые приходят в банк совершить операцию на сумму свыше 15 тыс. рублей, получает отказ в обслуживании.

Банкам предписано усилить контроль за операциями с участием компаний из Казахстана

Центробанк РФ обязал банки усилить контроль за операциями с участием компаний из Казахстана. Теперь банки должны проверять на подлинность документы по импортным сделкам на сайте Федеральной налоговой службы — об этом говорится в письме за подписью зампреда ЦБ Дмитрия Скобелкина, направленном в коммерческие кредитные организации.

Как пишет газета «Известия», располагающая копией письма, Скобелкин напоминает банкам, что они в рамках антиотмывочного закона 115-ФЗ должны уделять повышенное внимание всем операциям с участием казахстанских компаний и с переводом денег в местные банки. Отмечается, что с помощью сервиса на сайте ФНС — в разделе «Электронные услуги» — банки смогут проверять заявления о ввозе в Россию товаров и уплате сборов в рамках Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия).

ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ

БАНК РОССИИ

ЦБ пересмотрел статус платежных систем Сбербанка и ВТБ

Банк России пересмотрел уровень значимости платежных систем Сбербанка и ВТБ. Соответствующие изменения внесены в реестр операторов платежных систем.

В частности, платежная система ВТБ более не является социально значимой (с 26 декабря 2014 года), при этом она сохранила статус национально значимой (признана таковой 31 октября 2014-го).

В свою очередь платежная система «Сбербанк» сохранила присвоенный ей год назад статус социально значимой, но с 26 декабря 2014-го утратила системную значимость, свидетельствует информация на сайте регулятора.

Как следует из релиза Центробанка, опубликованного в понедельник, пересмотр статусов связан с изменением значений критериев для признания платежных систем значимыми.

ОБЗОР СМИ

MasterCard вышла на связь

Платежная система переходит в НСПК

MasterCard первой из работающих в России международных платежных систем заключила договор о сотрудничестве с Национальной системой платежных карт (НСПК), созданной при ЦБ. С Visa аналогичное соглашение пока не подписано.

О том, что НСПК и MasterCard 30 декабря подписали договор «об оказании операционных услуг и услуг платежного клиринга» по внутрироссийским операциям по картам MasterCard процессинговым центром НСПК, вчера сообщил ЦБ. «Заключение данного договора позволяет приступить к поэтапному переводу внутрироссийских трансакций по картам «МастерКард» на процессинг в НСПК»,— говорится в сообщении регулятора. Одновременно международная платежная система (МПС) подписала еще одно — трехстороннее — соглашение с НСПК и ЦБ, который, как и прогнозировал «Ъ» еще в ноябре, станет расчетным центром в этой схеме. В MasterCard напомнили, что «переход на новую схему процессинга необходим по российскому законодательству». «Со своей стороны мы делаем все необходимое для того, чтобы освоение новой формы работы прошло максимально плавно для всех вовлеченных сторон. Держателей карт эти перемены никак не затрагивают»,— заявили там. Таким образом, MasterCard стала первой из международных систем, которая перевела сотрудничество с НСПК в юридическую плоскость. Другая крупнейшая МПС — Visa — до этапа подписания договора пока не дошла. В самой Visa сообщили, что продолжают работать с ЦБ и НСПК, чтобы в кратчайшие сроки прийти к устраивающему все стороны решению.

Вопрос о работе МПС в России стал актуальным еще в марте 2014 года, когда Visa и MasterCard, выполняя условия антироссийских санкций США, отключили ряд банков от обслуживания. В конце декабря МПС снова были вынуждены принять меры из-за нового пакета санкций США — уже в отношении Крыма. Они запретили российским банкам проводить операции по своим картам в Крыму. Однако эти меры оказались менее жесткими — банки отключению не подверглись, так как в ряде случаев МПС просто не могут установить место проведения трансакции (см. «Ъ» от 26 декабря 2014 года). В мае был принят закон, обязывающий МПС во избежание повторения подобных ситуаций размещать крупные страховые депозиты в ЦБ в размере двухдневного оборота систем (около $600 млн для обеих систем), с которых планируется списывать штрафы за отключение банков. Впрочем, из-за угрозы выхода обеих систем с российского рынка, занимающих на нем 80-90%, законодатели не раз меняли требования, в итоге отсрочив момент уплаты взносов до апреля 2015 года, которые необходимо уплатить, если система не перейдет на процессинг НСПК.

Как будут выстроены коммерческие взаимоотношения, а также распределена ответственность между участниками соглашения, не раскрывается. Последний вопрос был одним из ключевых для МПС, которые традиционно опасаются нести репутационные риски из-за технических сбоев. По словам источника, знакомого с ходом переговоров, текст договора предусматривает, что банки могут напрямую направлять свои претензии, если таковые появятся, в НСПК, а не оператору. Это же зафиксировано и в правилах НСПК — она сама несет ответственность за свою деятельность в отличие от стандартной схемы МПС, где оператор отвечает за всю свою платежную инфраструктуру, отмечает другой собеседник «Ъ». «Подписание соглашения говорит о признании МПС серьезных планов по построению в России национальной карточной системы, однако главное, чтобы на обслуживании иностранных систем этот процесс не затормозился, ведь говорить об успехе можно будет, лишь получив собственный конкурентоспособный платежный инструмент»,— заключает глава НП НПС Алма Обаева.

Коммерсант

Банкам разрешили не проверять паспорта клиентов на сайте ФМС

Из-за того что данных его паспорта нет на сайте ФМС, каждый 10-й клиент кредитных организаций получал отказ в обслуживании

Банкам разрешили не проверять паспорта клиентов на сайте ФМС

Банк России в качестве антикризисной меры поддержал предложение банковской отрасли об отмене обязательной проверки паспортов клиентов на сайте Федеральной миграционной службы (ФМС). Регулятор высказал свою позицию по данному вопросу на совещании в ЦБ, которое состоялось в конце декабря. В нем участвовала председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Об этом «Известиям» рассказал председатель Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрей Емелин, который также принимал участие в совещании.

Требование по проверке паспортов клиентов на сайте ФМС для банков ЦБ и Росфинмониторинг ввели в марте 2014 года, внеся изменения в положение «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Банки должны проверять на подлинность паспорт при идентификации клиентов в рамках любых операций, включая открытие вклада, выдачу кредита, обмен валюты и денежные переводы (по двум последним операциям — на сумму свыше 15 тыс. рублей). За неисполнение требований регулятора предусмотрены штрафы: сотрудники банков могут быть оштрафованы на 10–30 тыс. рублей, а сам банк — на 50–100 тыс. рублей. Суммы санкций могут быть значительными, учитывая возможную массовость штрафов. Крайняя мера (за неоднократное нарушение указания) — приостановление операций, поэтому банки стараются все-таки проверять паспорта.

Но начав исполнять указания ЦБ, банки столкнулись с рядом проблем — неполнотой базы ФМС и нестабильностью работы сайта службы. Тогда регулятор разрешил банкам отказывать в обслуживании гражданам, чьи паспортные данные на сайте ФМС сверить не получается. Банкиры подсчитали, что один из десяти банковских клиентов, которые приходят в банк совершить операцию на сумму свыше 15 тыс. рублей, получает отказ в обслуживании.

По словам Емелина, это недопустимо в сложившейся ситуации, когда из-за кризиса банки ведут борьбу за каждого клиента. Логично: столкнувшись с проблемой в конкретном банке, гражданин вряд ли станет его вкладчиком даже при условии высоких процентных ставок по депозитам (сейчас порядка 19% годовых). Поэтому НСФР попросил ЦБ отменить для банков мартовские требования по проверке паспортов. Регулятор в условиях нестабильности на финансовом рынке пошел навстречу отрасли, отметил Емелин.

— Для банков это очень позитивная мера, которая избавит их от непрофильных функций и ускорит процесс обслуживания клиентов, — считает руководитель центра правового обеспечения розничного бизнеса Бинбанка Ирина Гудкова. — Проверка подлинности паспортов — это скорее задача правоохранительных органов. Сейчас у банков нет автоматизированной системы доступа к базам ФМС, операционисты вынуждены проверять паспорта вручную через сайт, что замедляет обслуживание клиентов. Кроме того, возникают ситуации, когда паспорт в базе ФМС не числится (например, человек недавно поменял фамилию, а информация еще не обновилась), но это не значит, что паспорт недействителен, а банки вынуждены в таких случаях отказывать в обслуживании.

— При этом в банковской системе сложилась ситуация, при которой даже небольшой сбой в работе или отказ клиенту по каким-либо причинам может быть воспринят слишком нервно, — говорит руководитель службы внутреннего аудита Абсолют Банка Елена Букина. — Отмена обязательств проверять паспорт каждого клиента по базе ФМС в текущей ситуации — это плюс и для банков, и для клиентов, но надо понимать, что это временная мера.

Начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева уверена, что ЦБ должен отменить требование по проверке паспортов на сайте ФМС на постоянной основе.

— Не только в кризис клиентов может отвадить от банка ожидание, связанное с обработкой запроса ФМС, не говоря уже об отказе в обслуживании из-за отсутствия данных в базе, — считает Артемьева.

Начальник управления розничных продуктов Локо-банка Светлана Повикалова считает правильным предоставить банкам самим определять необходимость проверки паспортов на сайте ФМС — в зависимости от степени серьезности операций, которые собирается совершить клиент. То есть, с точки зрения собеседницы, банки сами должны оценивать риски, возникающие при обслуживании граждан, и решать, какие дополнительные меры контроля необходимо принимать в каждом конкретном случае.

В то же время предправления Банка расчетов и сбережений Олег Барановский не понимает, в чем антикризисность предложения отменить обязательную проверку паспортов. Он считает, что послабление как минимум спровоцирует рост мошенничества со стороны граждан, которые ринутся в банки за кредитами с фальшивыми или украденными паспортами.

— Мы хотим под предлогом трудного времени привлечь в банки сомнительную клиентуру? Кризис завершится, и регулятору будет всё равно, какие проблемы были у банка, — увидят сомнительных клиентов, операции, оштрафуют уже без оглядки на то, сколь тяжело кому-то было работать, — рассуждает Барановский. — Проверка паспортов клиентов на сайте ФМС занимает две минуты. Но в результате такой проверки банк чувствует себя спокойнее. Поэтому мы проверяем всех людей, кто приходит в банк. И даже если обязательное требование будет отменено, мы всё равно будем такую проверку осуществлять. Это вопрос сохранности средств акционеров, вкладчиков, клиентов, других кредиторов.

Букина считает, что нынешнее послабление банкам не приведет к глобальному росту мошенничества с фальшивыми и украденными паспортами: у банков же есть собственная отлаженная система оценки клиентов. Банкиры отмечают, что случаи предоставления гражданами фальшивых паспортов банкам фиксируются в 8 раз реже, чем, например, скимминговые атаки (установка на банкомат оборудования, считывающего PIN-коды и другие данные карт граждан). По их словам, в среднем крупный банк ежегодно сталкивается с 215 случаями предоставления недействительных паспортов, а количество выявленных им скимминговых атак за то же время составляет 1,8 тыс.

Известия

Центробанк ограничил отток капитала в Казахстан

Регулятор борется с фиктивным импортом — одним из способов вывода капитала, заставляя банки тщательно проверять каждую сделку с казахстанскими контрагентами

Центробанк обязал банки усилить контроль за операциями с участием компаний из Казахстана. Теперь банки должны проверять на подлинность документы по импортным сделкам на сайте Федеральной налоговой службы — об этом говорится в письме за подписью зампреда ЦБ Дмитрия Скобелкина, направленном в коммерческие кредитные организации (есть у «Известий»). Акцент в письме сделан именно на Казахстане: по словам источника, близкого к ЦБ, в Белоруссии — другом партнере по Таможенному союзу и Евразийскому экономическому союзу — пока проблема фиктивного импорта не так остра.

В письме Скобелкин напоминает банкам, что те должны уделять повышенное внимание всем операциям с участием казахстанских компаний и с переводом денег в местные банки в рамках антиотмывочного закона 115-ФЗ. Отмечается, что с помощью сервиса на сайте ФНС — в разделе «Электронные услуги» — банки смогут проверять заявления о ввозе в Россию товаров и уплате сборов в рамках Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия).

— Для этого банкам нужно ввести в специальной форме сервиса поисковые реквизиты заявления, — пояснили «Известиям» в пресс-службе ФНС. — Среди них номер отметки о регистрации заявления, присвоенный налоговиками страны-импортера, дата отметки о регистрации документа в налоговой службе, номер налогоплательщика (УНП — если речь идет о компаниях из Белоруссии, РНН (БИН) — для предприятий из Казахстана, а также ИНН — для российских компаний). Проверяться могут все сделки, импортерами по которым выступают компании стран — участниц Таможенного союза. После ввода основных реквизитов банк выбирает страну-продавца и вводит числовой код, располагающийся сразу под формой (защита от программных запросов). Далее сервис выдает банку результат — о наличии или отсутствии соответствующего заявления. О подлинности документа будет свидетельствовать совпадение всех реквизитов. Если с документом всё в порядке, сервис выдает также дополнительную информацию. Например, о подтверждении или отказе в подтверждении уплаченной суммы косвенных налогов импортерами.

По мнению ЦБ, банки с помощью сервиса ФНС смогут удостовериться в реальном характере сделки — причем банки с уверенностью в своей правоте смогут проводить лишь сделки с постоплатой. Ведь чтобы проверить заявление, банк должен иметь его на руках, а при авансовом варианте банк сначала проводит платеж по сделке, а требуемые ЦБ документы он получает позже — как правило, через 30 дней. В ФНС «Известиям» подтвердили, что банк физически может проводить авансовые платежи, но не сможет «пробить» сопутствующие сделке документы. Это риск: банк может провести аванс, а по истечении месяца обнаружить, что заявление о ввозе товара и уплате косвенных сборов является недействительным. Ранее ЦБ предупреждал банки о том, что операции по авансовой оплате товара российскими компаниями иностранным контрагентам стоит относить к сомнительным (izvestia.ru/news/577759), то есть был фактически озвучен запрет на эти сделки, теперь ведомство конкретизировало механизм работы этого запрета.

В декабрьском письме банкам ЦБ указывал, что зачастую в рамках таких сделок аванс за товар выплачивается российской компанией иностранному контрагенту, но сам товар не импортируется (это и есть фиктивный импорт). Как правило, в подобных договорах купли-продажи товаров на условиях предоплаты указывается длительный срок исполнения обязательств контрагентом — 5–10 лет. А по истечении этого срока, возможно, ни самой компании, ни контрагента уже не будет. ЦБ также указывал, что сам будет обращать пристальное внимание на участие банков в такого рода схемах. Крайняя мера за вовлеченность банков в сомнительные операции — отзыв лицензии.

Сама по себе проблема фиктивного импорта возникла из-за упрощенного товарооборота внутри ТС, который предусматривает лишь оформление товарно-транспортных накладных при пересечении товаром границы, не предполагая учета таможни. Сначала ЦБ требовал проверять подлинность накладных по различным внешним источникам, потом — реальность поставщиков, а затем и вовсе наделил банки правом отказывать клиентам в проведении таких подозрительных операций и закрывать таким клиентам счета. Для выявления однодневок ЦБ призывал банки обращаться в Казахстане к списку бездействующих компаний и индивидуальных предпринимателей (в стране есть «перечень лжепредприятий»); в Белоруссии — к списку компаний с повышенным риском совершения экономических правонарушений. В итоге в 2012 году, по подсчетам регулятора, отток капитала по сомнительным операциям через ТС составил $26,5 млрд ($6,6 млрд за квартал), в 2013 году — $21,8 млрд (или $5,45 млрд за квартал), в I квартале 2014 года через Белоруссию и Казахстан было выведено всего $100 млн (последние данные ЦБ).

ЦБ более пристально заинтересовался Казахстаном в 2014 году, так как обнаружилось, что казахстанские схемы отмывания денег трансформировались. Если раньше деньги за якобы ввезенные из Казахстана товары сразу уходили в банк какого-нибудь офшора, то теперь для прикрытия деньги оседают на время в казахстанских банках. По мнению ЦБ, это часть схем уклонения от уплаты налогов, отмывания преступных доходов, оплата серого импорта и проч. Масштаб нового бедствия пока не ясен, но регулятор уже счел его достаточным для того, чтобы начать борьбу с новой схемой. В Национальном банке Республики Казахстан не смогли оперативно поделиться мнением о работе российских коллег.

По словам источника, близкого к ЦБ, в Белоруссии пока такая схема не распространена.

— В Белоруссии проблема стоит не так остро, потому что до 80% белорусской экономики составляют госпредприятия, — подтверждает зампред Локо-банка Андрей Люшин.

По словам собеседника, пока сервис ФНС действительно устроен так, что без заявления о ввозе найти информацию о контрагентах невозможно.

— Скорее всего, эта форма может быть изменена на более мягкую, чтобы выявление контрагентов было более простым, — предполагает Люшин. — Банк, в случае если не получит заявления, может отказать в проведении платежа, может запросить дополнительную информацию у клиента, но нет императива обязательно отказывать. Если бы он был, под эту гребенку попадали бы многие реальные поставщики, это недопустимо. Например, это может быть реэкспорт или сложные многоходовые сделки, но оперирующие реальным товаром. Беспокойство ЦБ объяснимо: на товары, ввозимые из Белоруссии или Казахстана, оформляются не таможенные декларации, а товарно-транспортные накладные, которые «отмыватели» с успехом подделывают. Кстати, зарегистрировать компанию в Белоруссии можно за день. В Казахстане — чуть дольше.

У банкиров нет единой позиции по поводу того, что делать в свете ужесточения регулятивных требований — каждый сам выбирает приемлемую для него степень риска. Некоторые банки полностью отказались от обслуживания импортеров из Белоруссии и Казахстана, другие продолжают это делать, усиливая контроль за контрагентами.

— Российские банки сегодня так запуганы регулятором в части проведения расчетов с Казахстаном и Белоруссией, что отказывают всем клиентам, у которых хоть что-то появляется в контрактах, что связано с этими странами, — говорит предправления Банка расчетов и сбережений Олег Барановский. — То есть банки даже не изучают документы, а от греха подальше не обслуживают таких клиентов. Исключения составляют разве что госбанки, которые работают с крупными компаниями, ведущими внешнеэкономическую деятельность в Белоруссии или Казахстане.

Начальник отдела валютного контроля СБ Банка Светлана Терехина говорит, что ее кредитная организация выбрала следующую схему работы:

— Раз в месяц мы запрашиваем у наших клиентов заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов, но его отсутствие не является основанием для отказа в проведении платежей, а является поводом для более пристального внимания к операциям данного клиента со стороны службы финансового мониторинга. Вообще для нас гораздо важнее комплексная оценка клиента. Мы смотрим на очень многие параметры, анализируем всю его хозяйственную деятельность: платит ли он налоги, оплачивает ли аренду и т.д. Если нас, например, смущают его контрагенты, с которыми предусмотрены расчеты в российских рублях, плюс, скажем, он зарегистрирован как предприятие меньше трех месяцев, а при этом у него начинают проходить миллионные платежи — это, конечно, вызывает вопросы.

По словам руководителя практики инвестиционного консультирования ФБК Романа Кенигсберга, даже проверка контрагентов из стран ТС на сайте ФНС не может полностью гарантировать реального характера сделки.

— Нельзя, например, исключить неоднократное использование информации о ввозе товаров для проведения операций в нескольких банках, — указывает Кенигсберг. — Комплексный мониторинг данных операций возможен только на уровне Банка России или Росфинмониторинга. Обращение внимания на списки компаний с повышенным риском совершения экономических правонарушений является правильным. Данные списки можно было бы объединить в единую базу данных для автоматической фильтрации в банках.

В 2013 году общий оборот между членами Таможенного союза составил $64,1 млрд. Такие данные приводит Евразийская экономическая комиссия — это правительство Таможенного союза, ныне — Евразийского экономического союза. Договор об образовании последнего вступил в силу с 1 января 2015 года; это следующая стадия развития ТС, в новый союз войдут Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения, о желании вступить в него заявляла также Киргизия. По данным Федеральной таможенной службы, наибольшую долю во взаимных поставках России и Казахстана занимают следующие основные группы товаров: минеральные продукты (36,3%); машины, оборудование и транспортные средства (18,1%); металлы и изделия из них (16,1%); продукция химической промышленности, каучук (12,3%).

Известия

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}