ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
Visa надеется на подписание договора по процессингу с НСПК
Международная платежная система Visa пока не заключила соглашение о переводе внутрироссийских транзакций на процессинг Национальной системы платежных карт (НСПК), однако продолжает работу и надеется заключить договор в кратчайшие сроки, сообщили РИА Новости в пресс-службе Visa.
«Договор между Visa и НСПК пока не подписан, но Visa продолжает работать с ЦБ РФ и с НСПК, чтобы в кратчайшие сроки прийти к устраивающему все стороны решению», — сказали в пресс-службе международной платежной системы.
В четверг один из участников встречи руководства ЦБ РФ с банкирами сообщил РИА Новости, что Visa может на следующей неделе заключить соглашение о переводе внутрироссийских транзакций на процессинг в НСПК. По словам источника, об этом сообщила зампред ЦБ Ольга Скоробогатова в ходе встречи с банковским сообществом.
В конце декабря НСПК и MasterCard заключили договор об оказании операционных услуг и услуг платежного клиринга по операциям внутри страны с использованием карт международной платежной системы процессинговым центром НСПК. По словам главы департамента национальной платежной системы ЦБ Аллы Бакиной, к НСПК уже подключены первые семь российских крупных банков.
Visa и MasterCard должны перевести процессинг по внутрироссийским операциям на территорию РФ, выполняя требования закона о национальной платежной системе, для признания их значимыми. Это освободит их от уплаты обеспечительного взноса в ЦБ.
Сначала предлагалось освободить Visa и MasterCard от такого взноса и штрафа за его неуплату до 31 октября прошлого года. Однако позже стало ясно, что в этот срок платежные системы не успеют перевести процессинг в РФ. Власти РФ перенесли сроки внесения обеспечительных взносов на начало второго квартала 2015 года.
Visa усиливает меры безопасности при проведении электронных платежей
Американская компания Visa заявила в пятничном пресс-релизе о расширении технологии, заменяющей традиционный номер карты из 16 знаков на уникальный набор цифр для повышения безопасности при проведении мобильных и онлайн-платежей.
«В 2015 году Visa предоставит возможность проведения безопасных платежей на различных устройствах, платформах и приложениях. Для этого мы применяем различные технологии, помогающие предотвратить мошенничество, при этом сохраняя доверие потребителей и продавцов к электронной коммерции», — заявил гендиректор компании Чарли Шарф.
Компания запустила сервис Visa Token в сентябре 2014 года. Технология позволяет заменить находящиеся на карте клиента данные, такие как 16-значный номер счета клиента, дата окончания срока действия карты и код безопасности, на уникальную последовательность цифр, с помощью которой можно подтвердить оплату. На сегодняшний день технологию используют более 500 финансовых организаций.
В ночь с четверга на пятницу компания по обслуживанию кредитных карт MasterCard Inc. сообщила о планах по запуску в 2015 году пилотной программы, которая будет использовать технологии распознавания биометрических данных, таких как отпечатки пальцев и голос клиента, для подтверждения платежей. Объем инвестиций в проект составит 20 млн долларов.
Кроме того, MasterCard уже весной этого года планирует запуск в США программы Safety Net, способной контролировать и блокировать определенные трансакции на основе выбранных компанией критериев. Отмечается, что программа предназначена для блокировки мошеннических действий и будет действовать лишь в крайних случаях.
Заявления компаний появились на фоне роста опасений относительно воровства кредитных карт, а также взлома платежной системы американской торговой сети Home Depot и кражи данных десятков миллионов банковских карт, принадлежащих клиентам торговой сети Target, сообщает издание The Wall Street Journal.
«Русский Стандарт» сокращает долю на рынке кредитных карт
На рынке кредитных карт меняется расстановка сил. Как пишет РБК со ссылкой на данные исследовательской компании Frank Research Group, розничный банк «Русский Стандарт» теряет свою долю, тогда как универсальные Сбербанк и Альфа-Банк существенно ее наращивают.
По данным Frank Research Group, «Русский Стандарт» сохраняет за собой второе место (после Сбербанка) среди лидеров рынка кредитных карт, но за прошлый год его доля на карточном рынке снизилась на 5 процентных пунктов до 10,8%, а портфель сократился на 18,5% до 147,1 млрд рублей. На 1 января 2010 года доля банка составляла 27,2%, на 1 января 2014 года — 15,8%.
«Мы считаем неправильной стратегию увеличения долговой нагрузки на население, поэтому стратегическая задача с учетом складывающихся макроэкономических условий — не конкуренция объемов портфелей, а конкуренция качества портфеля и эффективности работы с клиентом», – сообщил РБК вице-президент банка «Русский Стандарт» Артем Лебедев, отметив, что банк не знаком с методикой расчета Frank Research Group.
Сбербанк увеличит прямую долю в ОАО «УЭК» до 84,7%
Сбербанк, выступающий основным акционером ОАО «Универсальная электронная карта», переведет на свой баланс дополнительный пакет в 12,3733% акций организации, которые в настоящий момент числятся за дочерним ЗАО «Сбербанк КИБ» (входит в Sberbank CIB, корпоративно-инвестиционное подразделение Сбербанка). Соответствующую сделку одобрил в пятницу набсовет Сбербанка.
Стоимость сделки по покупке акций у Sberbank CIB составит 323,99 млн рублей. Сбербанк получит от «дочки» 323 996 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «УЭК». Согласно последней раскрываемой информации об аффилированных лицах ОАО «УЭК», это весь пакет, которым сейчас владеет Sberbank CIB.
Самому Сбербанку на данный момент принадлежит напрямую 72,3315% акций ОАО «УЭК». Совокупная прямая доля банка, таким образом, увеличится до 84,7048%.
Согласно информации на сайте ОАО «УЭК», в число акционеров организации также входят банки «Уралсиб», «Ак Барс» и ЗАО «РТИ Микроэлектроника».
ОАО «УЭК» — федеральная уполномоченная организация по внедрению в РФ универсальной электронной карты, которая объединяет идентификационную и платежную функции и предназначена для получения держателями доступа к государственным, муниципальным и коммерческим услугам в электронном виде.
ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ
Замглавы МЭР Алексей Лихачев назначен на должность первого замминистра
Алексей Лихачев назначен первым заместителем министра экономического развития РФ. Соответствующее распоряжение подписал премьер Дмитрий Медведев, сообщается на сайте МЭР.
В ведомстве напомнили, что должность первого заместителя в 15 федеральных министерствах Медведев ввел еще в сентябре 2012 года, но в некоторых, в том числе в МЭР, эта позиция долго была вакантной.
Лихачев родился в 1962 году. Окончил радиофизический, затем экономический факультет Горьковского государственного университета. Занимал различные должности в комсомольской организации. В 1992—2000 годах — управляющий страховой компанией «Аваль», в 2000—2007 годах — депутат Госдумы. В Минэкономразвития пришел в конце 2007 года. Сначала был советником Эльвиры Набиуллиной, затем, в 2008—2010 годах, возглавлял сводный департамент анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности. На пост замминистра был назначен в июле 2010 года. Курирует деятельность ряда внешнеэкономических департаментов министерства, в том числе департамента торговых переговоров, департамента взаимодействия с органами Таможенного союза и экономического сотрудничества со странами СНГ.
БАНК РОССИИ
- Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций СБ Банка
В связи с неисполнением кредитной организацией Коммерческий банк «Судостроительный банк» (общество с ограниченной ответственностью) СБ Банк (ООО) (г. Москва) федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, значением всех нормативов достаточности капитала ниже 2 процентов, снижением размера собственных средств (капитала) ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации, неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, учитывая неоднократное в течение одного года применение мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», руководствуясь статьей 19, пунктами 3, 6 части первой и пунктами 1, 2, 4 части второй статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и частью одиннадцатой статьи 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России принял решение (приказ от 16.02.2015 № ОД-366) отозвать с 16 февраля 2015 года лицензию на осуществление банковских операций у кредитной организации Коммерческий банк «Судостроительный банк» (общество с ограниченной ответственностью) (регистрационный номер Банка России 2999, дата регистрации — 27.07.1994).
- Об оценке платежной системы «Золотая Корона»
Банк России в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» осуществил оценку социально значимой платежной системы «Золотая Корона» за период ее функционирования с 01.01.2013 по 31.08.2014.
При проведении оценки определялась степень соответствия платежной системы «Золотая Корона» международным стандартам «Принципы для инфраструктур финансового рынка» (Принципы), разработанным Комитетом по платежным и расчетным системам1 Банка международных расчетов и Международной организацией комиссий по ценным бумагам и рекомендованным Банком России для соблюдения значимыми платежными системами2.
Платежная система «Золотая Корона» оценивалась на соответствие 13 Принципам согласно методике, установленной приказом Банка России от 06.11.2014 № ОД-3118 «О методике оценки степени соответствия деятельности операторов социально значимых платежных систем, привлеченных ими операторов услуг платежной инфраструктуры и связанных с ними социально значимых платежных систем рекомендациям Банка России».
Полученные результаты оценки свидетельствуют о высоком уровне соответствия платежной системы «Золотая Корона» Принципам. Установлено, что в платежной системе «Золотая Корона» в полной мере соблюдаются 4 Принципа (Принципы 2, 13, 18, 21), в основном соблюдаются 7 Принципов (Принципы 1, 3, 9, 15, 17, 22, 23), частично соблюдается 1 Принцип (Принцип 8), Принцип 19 к платежной системе «Золотая Корона» не применим. При проведении оценки платежной системы Принципы, получившие рейтинг «не соблюдается», выявлены не были.
1 С 01.09.2014 переименован в Комитет по платежам и рыночным инфраструктурам.
2 Неофициальный перевод документа CPSS-IOSCO «Principles for financial market in£rastructures» (April 2012), электронная версия которого на английском языке размещена на веб-сайте Банка международных расчетов http://www.bis.org/cpmi/publ/d101a.pdf приведен в письме Банка России от 29.06.2012 № 94-Т «О документе Комитета по платежным и расчетным системам «Принципы для инфраструктур финансового рынка».
- Об оценке платежной системы НКО ЗАО НРД
Банк России в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» осуществил оценку системно значимой платежной системы НКО ЗАО НРД за период ее функционирования с 01.01.2013 по 30.06.2014.
При проведении оценки определялась степень соответствия платежной системы НКО ЗАО НРД международным стандартам «Принципы для инфраструктур финансового рынка» (Принципы), разработанным Комитетом по платежным и расчетным системам1 Банка международных расчетов и Международной организацией комиссий по ценным бумагам и рекомендованным Банком России для соблюдения значимыми платежными системами2.
Платежная система НКО ЗАО НРД оценивалась на соответствие 18 Принципам согласно методике, установленной приказом Банка России от 09.04.2014 № ОД-607 «О методике оценки степени соответствия деятельности операторов системно значимых платежных систем, привлеченных ими операторов услуг платежной инфраструктуры и связанных с ними системно значимых платежных систем рекомендациям Банка России».
Полученные результаты оценки свидетельствуют о высоком уровне соответствия платежной системы НКО ЗАО НРД Принципам. Установлено, что в платежной системе НКО ЗАО НРД в полной мере соблюдаются 7 Принципов (Принципы 2, 7, 9, 13, 18, 21, 22), в основном соблюдаются 7 Принципов (Принципы 1, 3, 8, 12, 15, 17, 23), 4 Принципа к платежной системе НКО ЗАО НРД не применимы (Принципы 4, 5, 16, 19). При проведении оценки платежной системы Принципы, получившие рейтинг «не соблюдается», выявлены не были.
1 С 01.09.2014 переименован в Комитет по платежам и рыночным инфраструктурам.
2 Неофициальный перевод документа CPSS-IOSCO «Principles for financial market infrastructures» (April 2012), электронная версия которого на английском языке размещена на веб-сайте Банка международных расчетов (www.bis.org/cpmi/publ/d101a.pdf) приведен в письме Банка России от 29.06.2012 № 94-Т «О документе Комитета по платежным и расчетным системам «Принципы для инфраструктур финансового рынка».
- О заседании Экспертного совета по финансовой грамотности в сфере деятельности НФО при Банке России
Экспертный совет по финансовой грамотности в сфере деятельности некредитных финансовых организаций (НФО) при Банке России провел первое заседание, на котором обсудил актуальные вопросы повышения финансовой грамотности населения.
Задачей экспертного совета является выработка предложений по комплексу мер, направленных на привлечение внимания к теме финансовой грамотности в сфере деятельности НФО. В состав совета входят представители общественных и волонтерских организаций, учебных заведений, независимые эксперты, участники финансового рынка.
Участники заседания рассмотрели проект Стратегической программы действий Банка России в области повышения финансовой грамотности в части небанковских финансовых инструментов и услуг, а также обсудили цели, задачи и проект программы II Всероссийского конгресса «Финансовое просвещение граждан». Организатором конгресса, который пройдет 2-5 марта 2015 г. в Анапе, стала Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.
ОБЗОР СМИ
Универсальные против розничных
На рынке кредитных карт меняется расстановка сил, свидетельствуют данные Frank Research Group. Розничный банк «Русский стандарт» теряет свою долю, тогда как универсальные Сбербанк и Альфа-банк существенно ее наращивают.
По данным исследовательской компании Frank Research Group, розничный банк «Русский стандарт» сохраняет за собой второе место (после Сбербанка) на рынке кредитных карт, но доля его падает. За прошлый год она снизилась на 5 п.п., до 10,8%, а портфель сократился на 18,5%, до 147,1 млрд руб. На 1 января 2010 года доля банка составляла 27,2%, а на 1 января 2014 года – 15,8%.
«Стратегическая задача с учетом складывающихся макроэкономических условий – не конкуренция за объем портфелей, а конкуренция за качество портфеля и за эффективность работы с клиентом», – сообщил РБК вице-президент банка «Русский стандарт» Артем Лебедев, отметив, что банк не знаком с методикой расчета Frank Research Group.
Доли других специализированных розничных банков, а именно «Хоум Кредит», ОТП Банк, «Связной», «Восточный экспресс», как свидетельствует Frank Research Group, на рынке карт почти не изменились, как и размеры портфелей. Портфели при сохранении прежней доли выросли у ТКС Банка – на 18% (до 95,9 млрд руб.) и у «Бинбанк кредитные карты» – на 28,7%, до 30,5 млрд руб.
«Снижение темпов роста портфелей кредитных карт сейчас происходит из-за ужесточения банками кредитной политики в связи с ростом невозвратов и меньшим притоком новых клиентов, общим сокращением кредитования, связанным с падением спроса на кредиты», – отмечает директор департамента перекрестных продаж ОТП Банка Алексей Щавелев.
«Банки-монолайнеры проводили довольно агрессивную политику по выдаче кредитов и кредитных карт в 2012 и 2013 годах. Позже, когда темпы кредитования замедлились, а просрочка продолжила расти, розничные игроки стали сокращать кредитные программы, в том числе и по картам», – отмечает вице-президент Moody’s Александр Проклов. По его мнению, в 2015 году рынок кредитных карт будет сужаться, а конкуренция на нем – усиливаться.
На карточном рынке растут доли крупных универсальных банков. Так, доля Альфа-банка за 2014 год выросла с 5,5 до 7%, а портфель – сразу на 51,4%, до 95,4 млрд руб.
Почти треть рынка кредитных карт занимает Сбербанк. Его доля за 2014 год выросла на 6,6 п.п., достигнув 29,8%, а портфель прирос на 54%, до 406,7 млрд руб. ВТБ24 за прошлый год также заметно нарастил портфель – на 23,3%, до 93,5 млрд руб.
«Крупные универсальные банки сделали ставку на выдачу кредитных карт зарплатным клиентам, которых у них традиционно больше, чем у банков, специализировавшихся только на розничном кредитовании, – отмечает Юрий Грибанов из Frank Research Group. – Поэтому и прирост по картам у них значительнее». Действительно, Альфа-банк в 2014 году, по словам директора по продуктам и вторичным продажам Альфа-банка Станислава Исмагилова, нарастил карточный портфель благодаря тому, что делал довольно много предодобренных предложений существующим клиентам, которые пользуются кредитными или расчетными продуктами, в том числе зарплатными счетами.
Россиян могут оставить без мелких купюр в банкоматах
Банки приготовились загружать банкоматы только крупными купюрами, заявляют в Финпотребсоюзе — эта организация попросила ЦБ вмешаться
Защитники прав потребителей обратились к регулятору с просьбой предотвратить прогнозируемые нарушения банков, которые с апреля намерены загружать в банкоматы только крупные купюры. Соответствующее письмо от Союза защиты прав потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз) направлено председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной.
В обращении (его копия есть у «Известий») говорится, что банки планируют искусственно увеличить средний размер операций по снятию наличных в банкоматах, чтобы не потерять заработок с «чужих» клиентов. Опасения Финпотребсоюза связаны с тем, что с 1 апреля 2015 года платежная система MasterCard меняет размер межбанковской комиссии за снятие наличных в банкоматах — с фиксированного тарифа (40–45 рублей за операцию, зависит от курса доллара) платежная система переходит на процентный (0,5% от суммы платежа).
Общую комиссию за снятие денег в чужих банкоматах назначает и получает банк, эмитировавший карту, часть средств он оставляет себе, а комиссию, о которой шла речь выше, перечисляет международной платежной системе (в данном случае MasterCard). МПС далее перечисляет это вознаграждение банку — владельцу банкомата (эквайеру). Сейчас комиссии с клиентов стартуют от 1% от операции и минимального тарифа в 100 рублей, при этом ряд банков в последние два месяца поднял планку до 300 рублей и выше. Из-за изменения тарифной политики MasterCard (компания известила об этом в прошлом месяце) эквайеры будут терять часть комиссионного дохода, потому что, по данным ЦБ за 9 месяцев 2014 года, средняя сумма операций по снятию физлицами — 6800 рублей. 0,5% от этой средней суммы — 34 рубля. Но при снятии, например, 3 тыс. рублей эквайер сейчас гарантированно получает с клиентов сторонних банков по 40 рублей, с апреля — 15 рублей. По словам опрошенных банкиров, сама MasterCard получает с каждой операции 0,01–0,05% (зависит от объема объема эмиссии карт кредитной организации).
Чтобы не терять доход, эквайеры начнут загружать в банкоматы только крупные суммы наличных (например, от 5 тыс. рублей), уверяют защитники прав потребителей, указывая, что новые правила MasterCard прямо мотивируют к этому. В Финпотребсоюзе констатируют, что пострадают не только «чужие», но и «свои» клиенты банков — ведь программная начинка банкоматов не позволяет дифференцировать выдачу банкнот. По данным ЦБ, с банковскими картами работает шесть сотен российских банков.
— Данное решение преподносится MasterCard как мера, которая будет стимулировать банки-эмитенты к снижению комиссий для держателей карт за снятие наличных в чужих банкоматах, — пишет председатель Финпотребсоюза Игорь Костиков. — Однако есть все основания сомневаться, что банки пойдут на это. В условиях существенного сокращения общего объема комиссионных доходов ожидать от российских банков подобные реверансы в адрес клиентов очень маловероятны. Тем более что расходы на приобретение и обслуживание банкоматов имеют тенденцию к увеличению. Банкам становится совершенно неинтересным, когда «чужой» клиент снимает в банкомате мелкие суммы. Повысить размер средней операции проще всего двумя способами: установить ограничение минимальной суммы снятия или загружать в банкоматы только крупные купюры. По конфиденциальной информации, именно второй, «технологический» способ сегодня рассматривается в качестве основного рядом крупных банков (в том числе входящих в топ-20 по активам). Он не требует внесения изменений в договоры с действующими клиентами и в программное обеспечение банкоматов. Кроме того, загрузка банкоматов крупными купюрами позволяет сократить частоту этой операции, что снижает издержки на обслуживание. Следует также учитывать, что подобное принуждение держателя к более крупному обналичиванию окажет определенное негативное влияние на динамику объемов безналичных карточных расчетов.
В пресс-службе ЦБ «Известиям» сообщили, что письмо Финпотребсоюза еще не получили. Представители платежных систем MasterCard и Visa не смогли дать оперативный комментарий.
Банки воздерживаются от комментариев насчет планов по наполнению банкоматов. Эксперт по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анастасия Личагина говорит, что в условиях кризиса эквайеры не могут в ущерб себе снабжать наличностью клиентов небольших банков, у которых небольшие сети банкоматов.
— Стоимость услуг инкассации, как и страхования наличных денежных средств в банкоматах, возрастает (на 10–15% за 2014 год), а доходы эквайеров из-за изменения тарифной политики MasterCard могут сократиться, — уверена Личагина. — Конечно, это касается снятия небольших сумм денежных средств (менее 7 тыс. рублей), но именно на них приходится основной объем операций снятия наличных именно в «чужих» банкоматах. К «чужому» банкомату граждане главным образом идут тогда, когда своего банкомата поблизости нет, а деньги нужны срочно. Впрочем, значительная часть населения в силу низкого уровня финансовой грамотности снимает наличность без распознавания банкомата.
Личагина отметила, что дата вступления в силу новых тарифов по банкоматам совпадает с датой передачи MasterCard процессинга по внутрироссийским транзакциям в Национальную систему платежных карт (НСПК), таким образом американская платежная система пытается компенсировать падение части доходов.
Директор департамента дистанционного банковского обслуживания Бинбанка Александр Новиков считает, что обстоятельства ведут к сокращению банкоматных сетей крупнейших банков.
— В целом издержки по содержанию сети банкоматов у банков растут, поскольку это оборудование иностранного производства, все запчасти оплачиваются в валюте. В среднем за 2014 год эти расходы банков выросли на 40%. Кроме того, дорожает аренда, особенно в людных местах: за прошлый год на 10–40%. Уже сегодня некоторые банки начинают оптимизировать банкоматные сети, сокращая количество устройств или отказываясь от закупок банкоматов на 2015 год. Снижение комиссий, получаемых эквайерами, усугубит ситуацию, — говорит Новиков. — Можно было бы обратиться к европейскому опыту, где есть специализированные банкоматные компании. Но для этого платежным системам придется разрешить эквайерам взимать комиссию с держателей карт (на данный момент комиссию с клиентов могут взимать только эмитенты).
В 2014–2015 годах многие банки озвучивали планы по сокращению банкоматных сетей. Например, Сбербанк в 2015 году планирует сократить число банкоматов на 1 тыс. устройств, Росбанк — также на 1 тыс. аппаратов, Экспобанк с 2014 года занимается оптимизацией сети, планирует сократить 500 банкоматов. По данным ЦБ, еще на 1 июля 2014 года в России числился 142 921 банкомат с функцией выдачи наличных денег, а на 1 октября (последние данные регулятора) — уже 140 217.
Большинство юристов указывают, что действия банков, о которых говорится в письме Финпотребсоюза, неправомерны. Юрист Нарек Костанян подчеркивает, что установление банками лимитов минимальной суммы снятия наличных или загрузка в банкоматы только крупных купюр противоречит ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса.
— Согласно этой норме, за пользование чужими денежными средствами вследствие неправомерного удержания, уклонения от их возврата уплачиваются проценты на сумму этих средств, — говорит Костанян. — Допустим, у клиента на банковской карте находится 8 тыс. рублей, которые он хочет снять, а банкомат выдает только пятитысячными купюрами. Получается, клиент снимает 5 тыс. рублей, а как же остальные 3 тыс.? Получается, банк их удерживает либо уклоняется от их возврата. В то же время установление лимитов на снятие наличных в банкоматах нарушает п. 2 ст. 16 закона «О защите прав потребителей». Так, запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). То есть банк не вправе обязывать или иным способом заставлять клиента, желающего снять определенную денежную сумму с карты, снять большую сумму, чтобы получить необходимую.
Но юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Рустам Батыров отмечает, что действующее законодательство не предполагает каких-либо нормативных ограничений ни по номиналам загружаемых в банкомат купюр, ни по размеру минимальной суммы снятия. Эксперт добавил, что поэтому необходимость и порядок принятия конкретных мер по защите прав будет определять ЦБ.
Центральный банк поддержал идею национального регистратора
Стратегические компании могут обязать вести реестры только в компаниях без участия иностранного капитала
Центральный банк поддержал идею о введении специальных требований к регистраторам, которые ведут реестры стратегических предприятий. В числе таких требований — отсутствие прямого или косвенного контроля за деятельностью регистратора со стороны нерезидентов, размещение регистратором внутри страны системы обработки, резервного копирования и архивного хранения реестров владельцев ценных бумаг, а также обеспечение ежемесячно обновляемой резервной копии реестра владельцев ценных бумаг в специальном депозитарии при Центробанке. Свое мнение представители ЦБ высказали на заседании рабочей группы при комитете Госдумы по вопросам собственности в конце прошлой недели. Об этом «Известиям» рассказали сразу несколько участников заседания, подтвердил это и председатель комитета Сергей Гаврилов.
— В целом идею поддержал это не только Центробанк, но и Росфинмониторинг, Федеральная служба безопасности и другие ведомства, — рассказал он. — Все понимают, что есть риск приостановления или прекращения обслуживания регистраторами, подконтрольными иностранному капиталу, российских юридических и физических лиц, включенных в так называемые санкционные списки. Ситуация может в точности повторить ту, что произошла с платежными системами VISA и MasterCard, одномоментно прекратившими обслуживание владельцев карт, эмитированных рядом российских банков.
Идею подготовки подобного законопроекта депутаты Государственной думы выдвинули осенью прошлого года в ходе обсуждения возросших рисков деятельности в России регистраторов с иностранным участием и мер, способных ограничить их негативное воздействие на отечественный фондовый рынок. Озабоченность депутатов вызвало то, что один из крупнейших российских регистраторов (его доля на рынке около 9%), ЗАО «Компьютершер регистратор», входит в международную группу Computershare (с головной структурой в Австралии).
При этом эта компания ведет реестры акционеров более 4 тыс. компаний, среди которых «Норильский никель», «Лукойл», «Аэрофлот», НОВАТЭК, «Уралкалий», сотовые операторы «большой тройки». По мнению депутата, даже частичное блокирование регистраторами доступа к реестрам в отсутствие их обязательного дублирования может серьезно воспрепятствовать любым корпоративным действиям эмитентов, в том числе проведению общего собрания акционеров, выплате дивидендов или выкупу акций. Учитывая, что на обслуживании регистраторов с иностранным участием могут находиться крупнейшие российские компании, блокирование доступа к их реестрам окажется весьма чувствительным для отечественного фондового рынка.
— Помимо риска блокирования деятельности хозяйственных обществ, существует также серьезный риск несанкционированной передачи за рубеж конфиденциальных данных из реестров, обслуживаемых регистраторами с иностранным участием, — считает Гаврилов, — По мнению экспертов, такой риск обусловлен прежде всего недостатком регулятивных требований к программно-техническому обеспечению, позволяющему регистраторам в том числе осуществлять обработку хранящейся в реестрах информации через зарубежные дата-центры.
По словам Гаврилова, окончательно согласованный законопроект предполагается внести в конце февраля — начале марте. В пресс-службе Центробанка на запрос «Известий» заявили, что регистратор официальную позицию представит на профильном комитете в Государственной думе, после того как проект будет официально внесен.
Участников рынка подобная перспективна не обрадовала.
— Государство как основной акционер стратегических предприятий может выбрать нужного регистратора и без принятия закона, — считает генеральный директор спецдепозитария «Инфинитум» Павел Прасс. — С учетом ожидаемой продажи Computershare своей российской «дочки» проблему вряд ли можно назвать актуальной.
— В принципе регулятор может и без принятия какого-либо закона запрашивать хоть на ежедневной основе реестры акционеров и делать их копии, — соглашается экс-руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам, председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин. — Поэтому даже если со стороны регистраторов с иностранными бенефициарами и есть какой-то риск, то он вполне решаем и без принятия специального закона.
Однако сами эмитенты идею поддерживают.
— В целом идея находится в тренде защиты государством своих интересов и стратегических предприятий от возможных политически мотивированных действий иностранных компаний, — отметил в разговоре с «Известиями» представитель банка ВТБ.