ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
Наталья Бурыкина покидает пост главы комитета Госдумы по финрынку
Депутат Госдумы от «Единой России» Наталья Бурыкина покидает пост главы комитета палаты по финансовому рынку, на ее место рекомендована кандидатура члена комитета по бюджету и налогам Николая Гончара, сообщил журналистам глава фракции ЕР Владимир Васильев.
«Рассмотрели обращение Натальи Викторовны Бурыкиной, удовлетворили его, предложили кандидатуру Гончара Николая Николаевича на эту должность», — сказал Васильев журналистам.
Глава фракции пояснил, что Гончар работал во всех созывах Федерального Собрания, и в Совете Федерации, и теперь в Госдуме, где занимал должность руководителя комитета по аналогичной тематике, работал в комитетах, связанных с финансовой и бюджетной сферами.
«Единогласно по первому и второму вопросу членами президиума (фракции) было принято решение. Мы будем готовить материалы в установленном порядке на Совет Думы, чтобы на первом пленарном заседании (Госдумы в марте) рассмотреть вопрос об освобождении и назначении наших кандидатов», — добавил Васильев.
По словам источника во фракции, Бурыкина решила уйти с поста главы комитета в связи с личными обстоятельствами.
«Золотая Корона» пока не приняла решения о переводе транзакций на процессинг НСПК
Ранее международные платежные системы VISA и MasterCard перевели внутрироссийские транзакции на процессинг НСПК
КРАСНОЯРСК, 28 февраля. /ТАСС/. Платежная система «Золотая Корона» пока не приняла решения о переводе транзакций на процессинг Национальной системы платежных карт (НСПК). Об этом ТАСС сообщил член совета директоров платежной системы «Золотая Корона» Александр Погудин в кулуарах Красноярского экономического форума.
«Есть неопределенность правовая, и в этой правовой неопределенности не хочется делать каких-то шагов. Сейчас мы заняты тем, что стремимся аргументированно сформулировать нашу позицию по отношению к этому процессу», — отметил он.
Ранее замдиректора департамента национальной платежной системы Банка России Тимур Батырев также сообщал журналистам, что российская платежная система «Золотая корона», которая имеет «приличный объем» операций, пока не обращалась в ЦБ для подключения к НСПК.
При этом международные платежные системы VISA и MasterCard перевели внутрироссийские транзакции на процессинг НСПК. Банк России также не исключил, что международные платежные системы JCB, American Express и ChinaUnion Pay тоже будут сотрудничать с НСПК.
Согласно действующему законодательству все международные платежные системы, должны до 31 марта 2015 года передать НСПК обработку транзакций по картам внутри России, срок для локальных платежных систем — 31 декабря. В противном случае им придется внести обеспечительный взнос в ЦБ — 25% среднедневного оборота по картам системы за предыдущий квартал.
«Почта России»: необходимо развивать производство банкоматов в РФ
Замруководителя компании Владимир Салахутдинов подчеркнул, что использование дорогостоящих зарубежных банкоматов тормозит развитие рынка безналичных платежей в России
КРАСНОЯРСК, 28 февраля. /ТАСС/. Использование банкоматов и POS-терминалов зарубежных производителей тормозит развитие безналичных платежей в РФ из-за своей дороговизны. Об этом заявил заместитель генерального директора «Почты России» Владимир Салахутдинов в рамках Красноярского экономического форума.
«Развитие безналичных платежей сильно зависит от развития платежной инфраструктуры (банкоматы и POS-терминалы). И сегодня мы столкнулись с тем, что на рынке до сих пор доминируют иностранные производители, которые и так были недешевые, а в текущей ситуации они стали еще дороже. И это мощный сдерживающий фактор», — считает Салахутдинов.
Он подчеркнул, что государство должно искать способ стимулировать производителей платежной инфраструктуры внутри страны.
«Мы не должны зависеть от западных рынков. Размер нашей страны и потенциал нашей экономики заслуживает того, чтобы у нас развивались собственные производители», — констатировал замглавы «Почты России».
Фишинговые мошенники переключаются с банковских брендов на платежные системы
Доля фишинговых атак, направленных на похищение финансовых данных пользователей, составила в 2014 году порядка 20% в общем объеме подобных атак в России. Об этом сообщила «Лаборатория Касперского», сославшись на результаты итогового годового исследования.
Уточняется, что по сравнению с 2013 годом совокупная доля финансового фишинга сократилась почти на 9 процентных пунктов. Прежде всего это произошло за счет уменьшения объема банковского фишинга (доля в 2014-м — 9%), при этом другие категории, наоборот, увеличили свой удельный вес. Так, в России названия известных интернет-магазинов использовались в 6% фишинговых атак, а 5% срабатываний защитных технологий «Лаборатории Касперского» пришлись на фишинговые страницы, имитирующие платежные системы.
«Увеличение доли финансового фишинга, которое мы наблюдали в прошлом, привело к закономерной реакции со стороны компаний, наиболее часто используемых в мошеннических схемах. Они стали уделять больше внимания борьбе с каналами распространения фишинга, в частности с почтовым спамом, что привело к снижению доли фишинга с использованием имен известных компаний. Однако злоумышленники незамедлительно переключились на новые «рынки». К примеру, в 2014 году мы впервые увидели резкий всплеск атак, эксплуатирующих названия сайтов, торгующих авиабилетами. Ранее подобные онлайн-площадки не пользовались такой популярностью у мошенников», — комментирует контент-аналитик группы анализа веб-контента «Лаборатории Касперского» Надежда Демидова.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ
Bloomberg: США могут заблокировать ряд российских банков, если перемирие на Украине будет нарушаться
Как сказали два официальных представителя администрации США, Правительство рассматривает возможность отключить один или несколько российских банков из мировой финансовой системы, если повстанцы при поддержке России продолжат нарушать режим прекращения огня в Украине.
Bloomberg: следующей целью американских санкций будут российские банки
Полное исключение российских банков из западной финансовой системы — крайняя мера, которую рассматривают в администрации Барака Обамы
Правительство США рассматривает возможность исключения из международной финансовой системы нескольких российских банков, если перемирие на Украине будет сорвано. Об этом рассказали Bloomberg источники в Белом доме, передает РБК.
Два источника агентства в администрации президента США сообщили, что наказанию может быть подвергнут один или несколько российских банков. Оба чиновника, принимавших участие в обсуждении санкций, заявили, что блокировка российских банков приведет к значительному обострению двусторонних отношений и может вызвать далеко идущие последствия, особенно для европейской экономики.
Еще два источника в Белом доме также подтвердили Bloomberg, что самой крайней мерой, которая рассматривается в администрации Барака Обамы, является полное исключение российских банков из западной финансовой системы. Собеседники агентства отметили, что, возможно, сначала будут сделаны промежуточные шаги, такие как запрет на проведение банковских операций в долларах для российских банков.
Источники в военном и разведывательном сообществе США рассказали Bloomberg, что, по оценке спецслужб, Кремль продолжит поставки оружия ополченцам, следующей целью которых, вероятно, станет Мариуполь или Харьков. Эти источники говорили на условиях анонимности, поскольку доклады спецслужб являются секретными. Внесение российского банка в особый список Минфина США будет означать, что гражданам и резидентам США, а также зарегистрированным в этой стране компаниям будет запрещено вести с ним бизнес. Кроме того, американское правительство получит право арестовывать любые активы таких банков, оказавшиеся под его юрисдикцией. Подобные санкции уже введены США в отношении банка «Россия».
Агентство отмечает, что иностранные банки, активно работающие с долларом, вряд ли будут рисковать и нарушать введенные ограничения, и напоминает историю с французским BNP Paribas, который в прошлом году был оштрафован на 9 млрд долларов за нарушение санкций против Ирана, Кубы и Судана. Источники Bloomberg назвали маловероятным введение новых санкций до саммита Евросоюза, который состоится 19 марта. Однако они назвали такой шаг неизбежным, если до этого срока ополченцы возобновят наступление.
В июле 2014 года США и Евросоюз стали вводить ограничения на доступ к рынкам капитала в отношении нескольких российских банков. Они, в частности, касались запрета на долгосрочное кредитование и покупку акций ВТБ, Сбербанка и Газпромбанка. Санкции Евросоюза были введены с возможностью их пересмотра через год. Американские санкции бессрочные. В среду, 25 февраля, госсекретарь США Джон Керри заявил, что новые санкции против России уже готовы и будут введены в случае срыва перемирия ополченцами.
MasterCard прекратит блокирование американских карт на Кубе
ВАШИНГТОН, 1 мар /ПРАЙМ/. Платежная система MasterCard объявила, что с воскресенья прекращает блокирование на Кубе кредитных и дебетовых карт, выпущенных американскими банками.
Подобный шаг был разрешен федеральным правительством США в рамках кампании по улучшению отношений с Кубой, о которой было объявлено в декабре прошлого года. В рамках этой кампании решено развивать торговлю и инвестиции, вести переговоры о взаимном открытии посольств.
Карты MasterCard, выпущенные банками третьих стран, и раньше работали на Кубе, но американские карты были заблокированы в соответствии с торговым эмбарго, введенным США против островного государства более полувека назад. Американцам, которые приезжали на Кубу, приходилось запасаться наличными. При этом категории граждан США, которые могут посещать остров, по-прежнему строго ограничены, в частности, американские власти не разрешают туристические поездки на Кубу.
Разблокировка выпущенных в США карт не означает, что они обязательно будут работать на Кубе, поскольку каждый банк-эмитент самостоятельно решает, готов ли он начать обслуживать транзакции, проведенные на острове. Регулирование финансовых транзакций с Кубой по-прежнему жестко регулируется, и во избежание обвинений со стороны федеральных властей США многие банки могут решить не иметь дело с Кубой.
Другая платежная система American Express объявила о заинтересованности в работе на Кубе, но пока не представила конкретные сроки начала работы.
ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ
БАНК РОССИИ
- ЦБ: объем переводов из РФ сократился в 2014 году на 12% — до 20,9 млрд долларов
Объем переводов из РФ за рубеж через системы денежных переводов (Anelik, Blizko, Contact, InterExpress, UNIStream, Western Union, «Колибри», «Золотая корона», «Лидер») и Почту России сократился в 2014 году почти на 12%, свидетельствует годовая статистика Центробанка по трансграничным переводам физических лиц. Согласно опубликованным в пятницу данным, совокупный объем перечислений со стороны частных лиц из РФ по вышеуказанным каналам составил в прошлом году 20,856 млрд долларов против 23,589 млрд в 2013-м.
Объем переводов в СНГ, составляющих крупнейшую статью в общем объеме переводов из России и в обороте рынка переводов в целом, сократился на те же 12%: до 18,292 млрд долларов с 20,78 млрд в 2013-м. Объем переводов в страны дальнего зарубежья уменьшился с 2,808 млрд до 2,565 млрд долларов, или примерно на 9% за год.
Существенно снизились показатели IV квартала и отдельно декабря 2014 года к предшествующим периодам и к соответствующим периодам 2013-го. Так, общие перечисления физлиц из РФ в декабре составили 1,125 млрд долларов (против 1,304 млрд в ноябре 2014 года и 2,154 млрд в декабре 2013-го), в IV квартале — 4,348 млрд долларов (6,851 млрд в III квартале 2014-го, 6,469 млрд — в IV квартале 2013-го).
Объем отправлений из-за границы в пользу физлиц в РФ через системы денежных переводов и почту, напротив, увеличился по итогам года. Так, в 2014 году поступило 4,174 млрд долларов против 3,972 млрд в 2013-м (плюс 5%).
Больше денег, чем в 2013-м, было отправлено из стран СНГ: 3,178 млрд против 2,955 млрд долларов. Драйвером этого роста в том числе стали процессы, наблюдавшиеся в декабре 2014-го. Их в конце года со слов участников рынка описывала газета «Коммерсант»: жители стран СНГ, прежде всего приграничных регионов Казахстана и Белоруссии, закупали в России технику и автомобили за резко подешевевшие рубли, а деньги на это отправляли родным и знакомым в РФ в целях экономии времени. По данным Центробанка, в декабре-2014 объем переводов из СНГ в пользу физлиц в России достиг 393 млн долларов — это значительно больше, чем в любой другой отдельно взятый месяц 2014 и 2013 годов (самый большой за два года месячный объем переводов из СНГ до этого был зафиксирован в октябре 2013-го — 295 млн долларов).
Из стран дальнего зарубежья россиянам в 2014 году поступило меньше денег, чем год назад: 996 млн долларов против 1,017 млрд, хотя отдельно в декабре и в IV квартале прошлого года показатели были выше соответствующих предшествующих периодов и цифр 2013-го.
Сальдо трансграничных переводов физлиц через системы денежных переводов и почту составило в 2014 году минус 16,682 млрд долларов против минус 19,617 млрд в 2013-м. Отрицательное сальдо означает превышение сумм денежных переводов из РФ над суммами переводов в Россию.
В 2014 году из России за рубеж отправлялось в среднем за один раз по 434 доллара (933 доллара в дальнее зарубежье и 404 доллара в СНГ), в пользу физлиц в РФ — по 843 доллара (644 из дальнего зарубежья, 934 — из СНГ).
МИНФИН РОССИИ
- Пресс-релиз по итогам расширенного заседания коллегии Федерального казначейства
27 февраля 2015 года состоялось расширенное заседание коллегии Федерального казначейства, на котором с докладами выступили Министр финансов Антон Силуанов, глава Федерального казначейства Роман Артюхин, Первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко. Участники коллегии подвели итоги деятельности Федерального казначейства за 2014 год и определили основные задачи, стоящие перед ведомством на текущий год.
Министр финансов А.Г. Силуанов в своем докладе отметил, что те вызовы, которые стоят сегодня перед российской экономикой, открывают новые возможности по переходу к формированию более качественной модели развития.
«Важно, чтобы перемены не приводили к потере работоспособности экономики, ее финансовой системы. Поэтому качество и безошибочность работы Федерального казначейства в текущих условиях становится необходимым условием устойчивого развития страны в целом», — сказал Министр.
Он отметил, что в целом удовлетворен результатами работы Федерального казначейства. Так, в прошлом году Федеральное казначейство размещало временно свободные средства в различные надежные финансовые инструменты, включая банковские депозиты.
В течение года остатки средств в размещении на банковские депозиты достигали 1,162 трлн руб. Доходы от размещения этих средств составили 48,5 млрд. рублей, что в два раза превысило планируемые показатели.
«Помимо этого, в конце прошлого года, в условиях повышенного спроса на иностранную валюту, Федеральное казначейство обеспечило размещение средств бюджета на банковские депозиты в иностранной валюте. Остатки средств в размещении на валютных депозитах в течение года колебались от 2-х до 3-х млрд. долларов. Этот инструмент позволил удовлетворить часть спроса на финансовых рынках на иностранную валюту и сгладить колебание курса рубля. Это особенно важно в текущей экономической ситуации», — подчеркнул Министр.
Он напомнил, что в январе текущего года Федеральным казначейством были проведены первые операции покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО с кредитными организациями.
«Ожидаю от Федерального казначейства дальнейшего осуществления этих операций на срок от 1 до 7 дней. Должно происходить постепенное замещение депозитных операций операциями РЕПО. Рост залоговой массы, имеющийся у банков, позволяет достигать данной цели без угрозы для системы рефинансирования. При этом в качестве залога будут использованы облигации федерального займа, эмитентом которых выступает Минфин России», — сказал Министр.
А.Г. Силуанов напомнил, что на прошлой коллегии перед Федеральным казначейством совместно с Минфином России была поставлена задача – разработать механизм предоставления бюджетных средств юридическим лицам именно в тот момент времени, когда они реально им необходимы для оплаты обязательств перед поставщиками.
«С удовлетворением хочу отметить, что аналогичный механизм уже успешно реализован при предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации», — сказал он. Министр поручил Казначейству совместно с Минфином отработать механизм предоставления юридическим лицам субсидий под потребность и провести необходимый эксперимент по наиболее крупным государственным контрактам по всей цепочке поставщиков. «Необходимо обеспечить, так называемое, казначейское сопровождение таких контрактов. Отдельно прошу подумать над сопровождением государственных контрактов в сфере государственного оборонного заказа. Мы должны обеспечить жесткий и действенный контроль за использованием средств государственного оборонного заказа», — сказал Министр.
В свою очередь глава Федерального казначейства Роман Артюхин отметил, что «после поправок в закон о бюджете, мы проведем эксперимент по казначейскому сопровождению ряда проектов по гособоронзаказу, а в рамках гражданских контрактов мы рассчитываем на успех нашего проекта по осуществлению бюджетных инвестиций на космодроме «Восточный».
По его словам, также нужно решать вопрос о возврате неиспользованных остатков целевых субсидий в федеральный бюджет. «Решение этого вопроса будет способствовать обслуживанию на счетах Федерального Казначейства не только бюджетных и автономных учреждений, но и всех получателей авансовых ресурсов из федерального бюджета», — отметил глава Казначейства. Таким образом, все средства федерального бюджета, если они имеют авансовую природу, должны учитываться на счетах Федерального Казначейства и использоваться со счетов Федерального Казначейства только в сумме, соответствующей фактической потребности для реализации тех задач и целей, на которые они предоставлены.
Кроме того, он напомнил, что казначейские кредиты на покрытие кассовых разрывов в прошлом году получили свыше 50 субъектов РФ. «Всего было выдано 222 бюджетных кредита. Конечно, этот инструмент получил заслуженную положительную оценку и со стороны финансовых органов субъектов РФ», — сказал Р.Е. Артюхин.
В свою очередь Первый заместитель Министра финансов Т.Г. Нестеренко заявила, что считает Федеральное казначейство одним из самых эффективных ведомств. «Федеральное казначейство является примером того, как быстро и качественно можно выполнять свои функции, внедряя новые решения. У нас есть перспективы, мы ставим задачи и дальше повышать производительность труда, создавать сервисы для других участников бюджетного процесса», — сказала она.
Т.Г. Нестеренко отметила, что стоит цель переложить на Федеральное казначейство новые функции ведения бюджетного учета всей бюджетной системы федерального уровня. «Мы вместе с Федеральным Казначейством создаем условия, для того чтобы оптимизировать работу всей системы государственных финансов», — заключила она.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАТЕЖНОГО СОВЕТА
А. Обаева выступила модератором дискуссии конференции «Управление финансовыми потоками»
В рамках прошедшей 25-26 февраля 2015 года международной конференции «Управление финансовыми потоками» — «Cash Management» состоялась панельная дискуссия «Системы платежей», модератором которой выступила Председатель Правления НП «НПС» Алма Обаева.
В ходе дискуссии участники обсудили вопросы возможных рисков при отключении системы SWIFT, создания альтернативных каналов передачи финансовых сообщений, в том числе единой национальной инфраструктуры, обеспечивающей обмен платежными и иными финансовыми сообщениями, особенности функционирования национальной системы платежных карт.
А. Обаева представила участникам дискуссии мнение о важнейших принципах функционирования национальной платежной системы, главными из которых является бесперебойность расчетов, их безопасность и завершенность. Для обеспечения этих принципов, считает глава НП «НПС», необходимо правильно организовать взаимодействие между всеми элементами национальной платежной системы посредством удобной и надежной инфраструктуры.
«В рамках развития платежных систем и платежной инфраструктуры Стратегией развития национальной платежной системы предусмотрено содействие созданию единой национальной инфраструктуры, обеспечивающей обмен платежными и иными финансовыми сообщениями», — отметила А. Обаева.
В панельной дискуссии «Системы платежей» приняли участие представители Банка России, Федерального казначейства, Дойче Банка, компаний КиберПлат и Россвифт. В конференции «Управление финансовыми потоками» — «Cash Management» приняли участие руководители казначейств ведущих компаний России, стран СНГ и Европы, представители российских и международных финансовых институтов.
ОБЗОР СМИ
Дума уволила главного финансиста
У ЦБ больше нет конструктивной оппозиции в парламенте
Комитет Госдумы по финансовому рынку вчера претерпел неожиданную кадровую перестановку. Возглавлявшая его с 2011 года Наталья Бурыкина покидает свой пост, ее заменит один из старейших парламентариев, больше политик, чем экономист, Николай Гончар из комитета по бюджету и налогам. Официальная версия смены — состояние здоровья госпожи Бурыкиной. Неофициально источники «Ъ» указывают на разногласия с руководством Центробанка и общее желание властей в разгорающийся кризис иметь более управляемых и компромиссных парламентариев.
О том, что Наталья Бурыкина покидает пост главы комитета Госдумы по финансовому рынку, вчера сообщил глава фракции «Единая Россия», вице-спикер нижней палаты Госдумы Владимир Васильев. «Мы рассмотрели ее обращение об освобождении от должности, удовлетворили его и предложили кандидатуру Николая Гончара»,— сообщил он. По словам господина Васильева, фракция единогласно поддержала просьбу Натальи Бурыкиной и проголосовала за нового главу комитета — единоросса Николая Гончара из комитета Госдумы по бюджету и налогам. Вопрос о его назначении планируется рассмотреть 17 марта.
Наталья Бурыкина до прихода в Думу в 1991 году была сооснователем и заместителем генерального директора аудиторской компании «Юникон». В 2000-2003 годах была руководителем аппарата комитета Госдумы по бюджету и налогам. С 2003 по 2007 год — депутат Госдумы четвертого созыва, с декабря 2007 года член комитета по бюджету и налогам. В декабре 2011 года возглавила комитет по финансовому рынку, сменив на этом посту Владислава Резника.
Николай Гончар — один из самых опытных парламентариев из нынешнего состава Госдумы. В 1970-1980-х годах он продвигался по комсомольской и партийной линии, в 1993-м был избран в Совет федерации, в 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах — в Госдуму. Таким образом, господин Гончар является депутатом уже пяти созывов ГД из шести возможных.
Уход Наталья Бурыкиной стал неожиданностью как для рынка, так и, похоже, и для нее самой. По официальной версии, причина — проблемы со здоровьем, по неофициальной — это не совсем добровольное решение. «Еще буквально вчера об этом не было и речи, поэтому для меня эта новость — шок»,— говорит один из хороших знакомых госпожи Бурыкиной. «Мне даже трудно в это поверить, мне казалось, что у нее хорошие позиции в Думе»,— добавляет глава совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. «Она очень компетентный, вдумчивый и принципиальный профессионал,— отмечает зампред Сбербанка Белла Златкис.— Но каждый человек может устать, каждому иногда нужно заниматься своими делами».
В неофициальных версиях происшедшего источники «Ъ», не исключая, впрочем, официального объяснения, разделились на два лагеря. Одни указывают на непростые отношения с руководством Банка России, деятельность которого как в части денежно-кредитной политики, так и в части надзора госпожа Бурыкина неоднократно критиковала. В частности, в январе критике подверглась недостаточная, по мнению депутата, оперативность ЦБ в анализе ситуации с валютными ипотечными заемщиками. Впрочем, по большей части эта критика звучала на заседаниях комитета и особо публичного характера не носила.
«Более того, на недавней закрытой встрече руководства ЦБ с банкирами в подмосковном пансионате «Бор», где присутствовала и госпожа Бурыкина, явных противоречий между ней и Эльвирой Набиуллиной не наблюдалось»,— говорит один из собеседников «Ъ». Впрочем, замечает он, и общего между «абсолютно нерафинированной» Бурыкиной и полной ее противоположностью — главой ЦБ — мало. «В текущей непростой ситуации руководству ЦБ нужны исполнители, а не критики в парламенте»,— указывает еще один источник «Ъ».
Версия об обострившихся противоречиях с ЦБ, ставших причиной ухода Натальи Бурыкиной из Госдумы, основная, но не единственная, высказанная источниками «Ъ». Некоторые не склонны объяснять происшедшее межличностными конфликтами. «Даже если это так, это скорее лишь отражение общей кадровой политики властей в кризис: негибкие, несогласные, недостаточно консервативные персоны сейчас, видимо, попросту не нужны, в том числе и в Госдуме»,— рассуждает один из источников «Ъ». Он не исключает, что уровень принятия таких кадровых решений — администрация президента. Это вопрос даже не частный, а политико-экономический». «Назначение Николая Гончара руководить комитетом Госдумы по финансовому рынку, как ни парадоксально, напоминает недавнее принудительное разбавление руководящей команды самого ЦБ Дмитрием Тулиным (экс-зампред ЦБ, сейчас в роли первого зампреда с февраля курирует денежно-кредитную политику вместо Ксении Юдаевой.— «Ъ») и Александром Торшиным (бывший статс-секретарь ЦБ, экс-первый вице-спикер Совета федерации, ныне снова статс-секретарь, зампред ЦБ, курирующий вопросы взаимодействия с палатами Федерального собрания, исполнительными органами государственной власти.— «Ъ»),— говорит другой собеседник «Ъ».— Как говорится, старый конь (опытный преемник госпожи Бурыкиной.— «Ъ») борозды не испортит. Это похоже на централизацию управления законотворческой деятельностью в кризис и курс власти на еще больший консерватизм».
Как бы там ни было в числе профессиональных заслуг Натальи Бурыкиной в последнее время целый ряд реализованных важных законопроектов. «К ней можно по-разному относиться, у нее действительно не самый простой характер, однако при ней было сделано очень много полезного,— указывает член комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.— Это и закон о потребительском кредитовании; повышена страховая сумма по вкладам; был существенно улучшен закон об ОСАГО; узаконена процедура докапитализации банков через ОФЗ; многочисленные корректировки, в том числе антисанкционные, законопроекта о национальной платежной системе». Среди результатов деятельности госпожи Бурыкиной есть немало важного и для самого ЦБ, напоминают участники рынка: это и возможность оценивать деловую репутацию топ-менеджмента и собственников банков, и консолидированный надзор, и в отдельных случаях возможность для регулятора выносить мотивированное суждение, хотя прохождение этих поправок было и длительным, и непростым.
Несмотря на большой объем реализованных при Наталье Бурыкиной законопроектов, ряд начатых инициатив все же остался незавершенным, и это беспокоит участников рынка. «Жаль, что она ушла именно сейчас, когда мы договорились о подготовке законопроекта по СРО на финансовых рынках ко второму чтению,— говорит президент Национальной фондовой ассоциации Константин Волков.— Документ прошел первое чтение, но над ним нужно работать дольше». «Этот документ хотели пропустить в весеннюю сессию, теперь же законопроект, скорее всего, задержится»,— опасается президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров. Еще один подвисший проект — поправки к закону «О ценных бумагах», появление которых критично к годовым собраниям акционеров.
Жизнь после SWIFT
Есть ли у России шансы обойтись без международной платежной системы
Накал страстей вокруг отключения РФ от международной системы банковских расчетов SWIFT обостряется синхронно с геополитической ситуацией.
Как жить после отключения от SWIFT – вопрос открытый. Возможных сценариев всего три: применение устаревших технологий, разработка собственного аналога SWIFT и использование опыта Ирана, который уже прошел через отключение от SWIFT из-за санкций. Россия движется во всех трех направлениях, но подробности держатся в строжайшем секрете. «Ко» заглянул на внутреннюю «кухню» российской платежной инфраструктуры.
Что такое SWIFT
Система SWIFT появилась в 1973 г., когда 239 банков из 15 стран создали в Брюсселе стартап с целью, отраженной в его названии – Сообщество для международных межбанковских финансовых телекоммуникаций. Четыре года ушло на разработку протоколов, но уже в первый год работы – 1977-й – через SWIFT удалось передать свыше 3 млн межбанковских сообщений. Причем первое из них отправил лично принц Бельгии Альберт. К 2012 г. конкурентов у SWIFT уже не осталось: в этом году организация насчитывала 10 300 подключенных компаний из 212 стран, совершающих ежегодно 4,6