ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 08.04.2015

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

Комитет Госдумы по финрынку поддержал законопроект об амнистии капитала с оговорками

Законопроект № 754388-6 «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках»

Комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал концепцию внесенного правительством проекта закона «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках» (так называемого закона об амнистии капитала), но имеет к нему ряд замечаний. Заключение финкомитета размещено на сайте Госдумы во вторник в пакете документов к законопроекту.

Напомним, законопроект предполагает создание механизма добровольного декларирования физлицами имущества и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества декларантов, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами РФ.

В соответствии с законопроектом, декларацию можно будет представить до конца 2015 года в налоговый орган или в центральный аппарат Федеральной налоговой службы. На такую декларацию будет распространяться режим налоговой тайны: содержащиеся в ней сведения не могут быть предоставлены никаким государственным органам, а могут быть переданы исключительно самому декларанту для подтверждения факта декларирования.

Важным нововведением является предусмотренная в законе возможность оформить гражданам в свою собственность имущество, переданное ранее номинальным владельцам. Для этого предлагается ввести в законодательство понятия фактического и номинального владельца имущества, создать механизм передачи права собственности, а также предоставить возможность фактическому владельцу заявить о таком имуществе в декларации.

Законопроект предусматривает освобождение участников программы от уголовной, административной и налоговой ответственности (в пределах, определяемых законом) в отношении деяний, совершенных до 1 января 2014 года, если совершенные правонарушения были связаны с формированием (приобретением) задекларированных объектов имущества или с операциями по приобретению этого имущества. Данные, содержащиеся в декларации, нельзя будет использовать как основание для возбуждения уголовного дела или как доказательство в рамках уголовного дела, а также как основание для проведения налоговой проверки или для доначисления налогов в ее рамках. Кроме того, предусмотрено освобождение от налогообложения дохода, возникающего в связи с передачей имущества от номинального владельца фактическому, и дохода в виде получения имущества ликвидируемых офшорных компаний. Также декларанты получают гарантии признания и регистрации прав собственности на имущество, передаваемое от номинального фактическому собственнику.

«Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на создание механизма необременительного и добровольного раскрытия источников капитала, его местонахождения и лиц, являющихся его фактическими владельцами. Комитет также поддерживает создание условий для последовательной легальной и необременительной налоговой интеграции средств и имущества, находящихся в низконалоговых юрисдикциях, в юрисдикцию Российской Федерации», — говорится в заключении финкомитета.

Между тем в отзыве представлены и замечания к тексту нормативного акта.

Так, в проекте закона четко не определен круг преступных деяний и нарушений, от ответственности за которые освобождается декларант. По мнению комитета, во избежание произвольной трактовки этих положений целесообразно установить исчерпывающий перечень статей Уголовного кодекса и Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которым декларанты освобождаются от уголовной и административной ответственности.

Авторам предлагается более детально проработать в законопроекте особенности процедуры декларирования имущества и участия в ней сторон, а также вопросы заключения и соблюдения соглашений о передаче имущества, поскольку здесь могут иметь место неправомерные действия в отношении собственников с использованием института фактических и номинальных владельцев.

В парламентском комитете по финрынку считают, что сроки прекращения действия программы и сроки представления декларации должны различаться, так как программа в том числе предусматривает для декларантов определенные гарантии, а прекращение ее действия означает и прекращение действия гарантий.

Кроме того, по мнению думского финкомитета, в законопроекте есть внутренние противоречия, касающиеся механизма предоставления гарантий. В частности, предполагается, что получить гарантии по программе можно при декларировании имущества вкупе с его репатриацией, но при условии, что в отношении декларанта на дату представления декларации не заведено уголовное дело или в отношении имущества, подлежащего декларированию, не проводится налоговая проверка. При этом декларант не может быть уверен, что в период между репатриацией имущества и подачей декларации не будет начата проверка, которая нивелирует все предусматриваемые законом гарантии. «Представляется, что указанная конструкция не будет способствовать добровольному декларированию офшорного имущества», — предупреждают в комитете по финрынку.

 

НСПК обеспечивает стабильный процессинг транзакций по картам MasterCard — ЦБ РФ

МОСКВА, 7 апр /ПРАЙМ/. Национальная система платежных карт (НСПК), которая с 1 апреля перевела полностью на свой процессинг внутрироссийские транзакции банков по картам MasterCard, работает стабильно, заявила глава департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина на заседании съезда Ассоциации российских банков.

МОСКВА, 7 апр — РИА Новости/Прайм. Национальная система платежных карт (НСПК), которая с 1 апреля перевела полностью на свой процессинг внутрироссийские транзакции банков по картам MasterCard, работает стабильно, заявила глава департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина на заседании съезда Ассоциации российских банков.

«С 1 апреля система работает стабильно. Критических операционных и технологических вопросов при обработке нет», — сказала она.

НСПК осуществляет круглосуточную поддержку банков в вопросе бесперебойной работы системы, подчеркнула глава департамента ЦБ. » Конечно, безусловным приоритетом является обеспечение бесперебойности транзакций для держателей карт», — отметила она.

Что касается международной платежной системы Visa, то она активно взаимодействует с НСПК и банками по переводу внутрироссийских транзакций на процессинг в НСПК в ближайшие месяцы, сказала Бакина.

Национальная система платежных карт (НСПК) запустила операционно-клиринговый центр для обработки внутрироссийских транзакций по картам международных платежных систем. Тарифы для банков в рамках проведения транзакций через НСПК будут утверждены, скорее всего, летом 2015 года.

Стратегия НСПК предусматривает три этапа становления. На первом этапе, до второго квартала 2015 года, к НСПК должны подключиться международные платежные системы, работающие в РФ. На втором этапе запланирован выпуск собственной карты НСПК, который произойдет, по словам гендиректора НСПК Владимира Комлева, в декабре 2015 года. Третий этап подразумевает выход НСПК за пределы РФ в сотрудничестве с другими платежными системами, либо самостоятельный выход и развитие продуктовой линейки НСПК.

ПРАЙМ

ЦБ планирует распространение НСПК по странам ЕАЭС в 2016 г

МОСКВА, 7 апр — ПРАЙМ. Национальная система платежных карт (НСПК) начнет экспансию своей собственной карты со стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2016 году, параллельно ведется работа по кобейджинговым (совместным) картам с международными платежными системами, сообщила глава департамента национальной системы платежных карт Банка России Алла Бакина.

Сначала, в 2016 году, НСПК будет продвигать свою карту в Белоруссии, Казахстане и Армении, входящих в ЕАЭС, уточнила она. «Также интерес сделать кобейджинговые карты с НСПК есть у MasterCard, у японской JCB, и такие карты будут работать внутри России как платежные карты НСПК. За рубежом их прием будет осуществляться через платежную систему по кобейджингу», — сообщила также Бакина, выступая на заседании съезда Ассоциации российских банков (АРБ).

«Именно собственная карта гарантирует развитие национальных платежных сервисов, предоставит нашим гражданам возможность получать услуги по картам на территории нашей страны вне зависимости от внешних факторов, а в последующем — и за пределами», — сказала Бакина.

«Так что перспективы вывода национальной карты на международный рынок представляются весьма широкими», — резюмировала она.

ПРАЙМ

ИНФОРМАЦИЯ РЕГУЛЯТОРОВ

РОСФИНМОНИТОРИНГ

Применение закона против «отмывания» денег вдвое сократило сомнительные операции в банках

По мнению замдиректора Росфинмониторинга, с принятием закона в РФ «у банков появилась уникальная возможность отказывать клиентам в проведении таких операций»

МОСКВА, 7 апреля. /ТАСС/. Активное применение закона против «отмывания» денежных средств в России позволил почти вдвое снизить число сомнительных операций в банковской сфере. Об этом сообщила замдиректора Росфинмониторинга Галина Бобрышева, выступая на расширенной коллегии Росфиннадзора.

«Локомотивом выступил закон, направленный на противодействие незаконным финансовым операциям и, прежде всего, тот эффект, которого мы достигли, был обеспечен банковской сферой. У банков появилась уникальная возможность отказывать клиентам в проведении таких операций, и банки, реализовав такой механизм, постарались выдавить клиентов, которые проводили такие операции, за пределы банковской системы», — заметила Бобрышева.

«Объем таких операций через кредитно-финансовую сферу снизился, по нашим с Центробанком оценкам, почти в два раза», — отметила она.

Говоря о работе по снижению уровня вовлеченности банков в проведение сомнительных операций замдиректора Росфинмониторинга подчеркнула, что в минувшем году более 80 кредитных организаций прекратили свою деятельность, и более половины из них потеряли лицензию за нарушения, связанные с несоблюдением требований закона о противодействии легализации преступных доходов.

В то же время она признала, что те, кто проводил такие операции, продолжают их «в других финансовых секторах, небанковских».

По ее словам, основным направлением работы межведомственной рабочей группы с участием представителей Центробанка, МВД, ФСБ и других органов остается «ликвидация теневых площадок, связанных и с обналичиванием денег, и с выводом средств за рубеж с использованием фирм-«однодневок», фирм-транзитеров, которые оказывают услуги по проведению транзитных операций для того, чтобы запутать и замаскировать истинное происхождение денег».

ТАСС

БАНК РОССИИ

Глава ЦБ: рост числа отзывов лицензий в 2014-м связан с вовлеченностью банков в проведение сомнительных операций

Увеличение количества отозванных в 2014 году банковских лицензий связано с высокой вовлеченностью кредитных организаций в проведение сомнительных операций. Как заявила в ходе XXVI съезда АРБ глава ЦБ Эльвира Набиуллина, многие банки, которые попадали в поле зрения регулятора, самостоятельно прекратили осуществлять такую деятельность.

«Рост числа отозванных лицензий в 2014 году объясняется прежде всего активной вовлеченностью банков в сомнительные операции, которые потребовали таких жестких мер реагирования», — сказала Набиуллина.

Она сообщила, что за прошлый год 36 банков лишились лицензий по причине вовлеченности в проведение сомнительных операций. «На них приходится 42% всех отзывов лицензий», — уточнила председатель Центробанка.

Банки.ру

 

ЦБ РФ: У FATF нет упреков к законопроекту по амнистии капиталов

МОСКВА, 7 апр — ПРАЙМ. Россия очень конструктивно взаимодействует с FATF по законопроекту об амнистии капиталов, претензий к документу у этой международной организации нет, заявил РИА Новости зампред Банка России Дмитрий Скобелкин.

Законопроект об амнистии капиталов (или о декларировании имущества) предусматривает освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности по нарушениям, совершенным до 1 января 2014 года. Власти РФ заявляли, что в процессе принятия закона будут тесно взаимодействовать с FATF, чтобы не создать никаких дополнительных возможностей для отмывания преступных доходов.

«Очень конструктивно взаимодействуем. В FATF уже видели наш законопроект, и сейчас на очередной сессии FATF будет происходить дополнительное обсуждение законопроекта. Потому что FATF заинтересована, чтобы эти деньги (которые будут декларироваться в рамках амнистии капитала — ред.) были чистые», — сказал Скобелкин.

По его словам, ЦБ и Росфинмониторинг проводят консультации с представителями FATF. «Я не слышал от FATF никаких упреков по нашему законопроекту», — добавил зампред ЦБ.

Закон должен быть принят до 1 июня. Предполагается, что вместе с ним будут утверждены и соответствующие декларации. Таким образом, безвозмездно задекларировать доходы и имущество можно будет уже с начала лета и до конца года.

ПРАЙМ

ОБЗОР СМИ

ПФР допустит банки к информации о доходах россиян в июне

Определены 16 банков, которые узнают о клиентских доходах из ПФР

С 1 июня 2015 года банки в тестовом режиме начнут получать данные о доходах заемщиков из Пенсионного фонда России (ПФР). Об этом «Известиям» рассказал директор департамента развития «электронного правительства» Минкомсвязи Владимир Авербах. Как ожидается, с клиентов российских банков станут гораздо реже требовать справку о доходах.

Речь пока идет о пилотном проекте предоставления банкам доступа к базам ПФР, в нем примут участие 16 кредитных организаций. В их числе: Бинбанк, Совкомбанк, «Русский стандарт», Газпромбанк, ХКФ-банк, Банк Москвы, Альта-банк (уже подключились или завершают подключение к системе Единому порталу госуслуг (ЕПГУ), что необходимо для направления в ПФР запросов при обращении россиян за кредитами). Еще девять банков пока не подключились к ЕПГУ: Альфа-банк, Промсвязьбанк, «Петрокоммерц», СКБ-банк, Юниаструм-банк, банк «Связной», ТКС-банк, Ситибанк и Ханты-мансийский банк «Открытие».

Пилотный проект, по словам Авербаха, должен завершиться в декабре 2015 года. В течение июня Минкомсвязи будет анализировать, насколько эффективно работает механизм, при необходимости устранять технические недочеты. Предполагается, что, после того как 16 участников пилота обкатают технологию (на это уйдет около двух месяцев), остальные российские банки, которые хотят проверять доходы клиентов через базы ПФР, смогут начать подключение к ЕПГУ. Авербах считает, что банки, специализирующиеся на розничном кредитовании, могут не дожидаться окончания пилота, а начать подключение к ЕПГУ после того, как 16 первых участников покажут положительные результаты. Авербах отмечает, что единственным сдерживающим фактором для банков может выступать необходимость нести дополнительные расходы на доработку своих IT-систем.

Механизм получения банками доступа к базам ПФР через ЕПГУ был предложен министерством связи в августе 2014 года на совещании в Центробанке (izvestia.ru/news/575902). Этот вариант стал альтернативой прямому доступу банков к базам ПФР — такой подход не устроил Пенсионный фонд. Теперь банки будут получать доступ к данным ПФР при посредстве самих клиентов — схема в общих чертах выглядит следующим образом. Заемщик обращается в банк за кредитом через интернет или лично. Если через интернет, то информационная система банка спрашивает у клиента, зарегистрирован ли он на портале госуслуг. Если зарегистрирован, то заемщик перенаправляется на ЕПГУ, где он вводит свой логин и пароль. ЕПГУ спрашивает, согласен ли заемщик предоставить информационной системе банка доступ к данным о состоянии его счета в ПФР. Если заемщик дает согласие, то тем самым он инициирует запрос данных о состоянии счета в ПФР через портал госуслуг и предоставление разового доступа к этим данным со стороны информационной системы банка. Сейчас на портале Gosuslugi.ru доступна функция заказа сведений о пенсионных накоплениях — можно посмотреть объемы и динамику поступлений от своих работодателей на страховую и накопительную части.

По прогнозам Минкомсвязи, к 2018 году 70% граждан должно быть подключено к электронным услугам. На данный момент на ЕПГУ зарегистрировано более 14,65 млн человек (10% россиян). Если заемщик не зарегистрирован на портале госуслуг, то он может пройти онлайн-регистрацию на Gosuslugi.ru — для проверки пенсионных накоплений достаточно введенной в прошлом году удаленной регистрации (для полного доступа к госуслугам нужно подтверждать свою личность, получив дополнительный код почтой или на руки в офисе «Ростелекома» либо в многофункциональных центрах — паспортных столах). Минкомсвязи в рамках проекта предлагает банкам регистрировать граждан на портале. Для этого гражданину требуются паспорт и страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). Тогда после регистрации клиент сразу же сможет предоставить банку сведения из ПФР. Как отмечает Авербах, поскольку банки получают данные через граждан, а не напрямую, не нарушается закон «О персональных данных».

— Операция по регистрации заемщика занимает 2–3 минуты и не требует специальной квалификации от сотрудника банка, — говорит собеседник. — Чтобы можно было регистрировать граждан на портале госуслуг, необходимо подключить информационную систему банка к ЕПГУ. Технология подключения проработана и не вызывает каких-либо сложностей. На сегодняшний день к ЕПГУ уже подключены более 150 различных информационных систем. Стоимость подключения зависит от специфики информационной системы банка. Она может составлять в среднем несколько сотен тысяч рублей. Срок подключения — 6–8 недель.

В пресс-службе ПФР заявили, что коммерческие банки являются в России организациями с наиболее развитым и передовым IT-сегментом, а предлагаемая технология подключения к ЕПГУ стандартизирована, опробована и довольно проста.

— У банков есть выраженная мотивация получать такую информацию от граждан, — уверены в пресс-службе ПФР. — Они надеются, что эти данные повысят эффективность их работы по кредитованию, поэтому приложат все возможные усилия к быстрому подключению к системе. Однако банки прекрасно понимают, что наличие доходов у гражданина «вчера» не означает их наличие «завтра», когда кредит уже будет взят.

Або Пугоев, первый замдиректора департамента безопасности Бинбанка, говорит, что банки смогут получать данные о доходах заемщиков из ПФР за 2–3 минуты, в случае если клиенты уже зарегистрированы на ЕПГУ. По словам Пугоева, в ходе реализации пилота это время будет сокращаться.

— Если человек не прошел регистрацию, он сможет сделать это с помощью банка, но тогда процесс будет дольше, — указывает Пугоев. — Данный проект интересен Бинбанку в плане ускорения процесса принятия решения по одобрению заявки на кредит и установлению лимита кредитной нагрузки для заемщика. Мы надеемся, что реализация проекта позволит нам получать сведения из ПФР по всем заемщикам, что в конечном итоге позволит формировать качественный кредитный портфель (о результатах можно будет судить по итогам первых шести месяцев), снизить работу по верификации предоставленного заемщиком пакета документов, сократить перечень необходимых для получения ссуды документов. Помимо затрат на интеграцию IT-системы банка с ЕПГУ, банки должны будут предусмотреть расходы на закупку терминалов, через которых будет организован доступ в ЕПГУ.

Как отметили в пресс-службе ХКФ-банка, сразу после регистрации на сайте госуслуг в офисе банка клиент получит простую электронную подпись для доступа в свой личный кабинет, откуда можно отправить выписку по своим пенсионным поступлениям в банк. Организация планирует с помощью анализа таких новых клиентов модифицировать модели оценки заемщиков (скоринг).

Опрошенные банки до запуска проекта еще окончательно не определились, как такие оперативные справки из ПФР повлияют на отношения с клиентами — скорее всего, будет отменено требование о предоставлении справки о доходах. Некоторые банки заявили, что смогут сразу же снизить ставку по кредиту на основании справки из ПФР.

— Очевидно, что банки будут стремиться поощрять клиентов в предоставлении данной информации, в том числе и предложением более интересных условий кредитования. Положительная разница в процентной ставке по кредиту для клиентов может составлять до 1–2 процентных пунктов, — считает первый зампред Локо-банка Ирина Григорьева.

— Предоставление банкам доступа к информации ПФР приведет к снижению процентных ставок на рынке розничного кредита и повысит устойчивость российской банковской системы, — согласен начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. — Это особенно важно в условиях экономического кризиса, когда из-за сокращения реальных доходов населения стремительно растет розничная просрочка. На рынке розничного кредита наметились разрушительные тенденции: портфель сокращается, а его качество ухудшается. За январь-февраль просрочка в розничном рублевом кредитном портфеле выросла на 60,3 млрд рублей, или на 9,7%, тогда как розничный рублевый кредитный портфель за этот период сократился на 258,7 млрд рублей, или на 2,3%. Следующим шагом мог бы стать допуск банков к информации Федеральной налоговой службы. С этим банкирам будет сложнее, да и на сайте госуслуг сейчас физлица могут узнать лишь свою задолженность по уплате налогов.

Известия

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}