ОБЗОР СОБЫТИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 26.05.2015

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

76 банков РФ, работающих с Visa, перевели транзакции по картам на процессинг НСПК

Все российские банки, работающие с Visa, по состоянию на 25 мая полностью переведены в опытно-промышленную эксплуатацию по обработке транзакций в рамках НСПК

МОСКВА, 25 мая. /ТАСС/. Все российские банки, работающие с Visa, по состоянию на 25 мая полностью переведены в опытно — промышленную эксплуатацию по обработке транзакций в рамках Национальной системы платежных карт. Об этом ТАСС сообщил в пресс-службе НСПК.

«По состоянию на 25 мая по Visa перевод всех участников в опытно-промышленную эксплуатацию завершен. Полностью перевели обработку транзакций в НСПК в промышленном режиме 76 банков из 77. Подключение идет по плану, предусмотренному в дорожной карте», — сообщили в пресс-службе.

Как сообщалось ранее, с принятием закона о создании в России национальной платежной системы, все международные платежные системы должны были до 31 марта 2015 года передать НСПК обработку транзакций по картам внутри РФ. Для локальных платежных систем установлен срок до 31 декабря.

Из международных платежных систем в указанный законодательством срок уложилась только компании MasterCard, остальные системы должны были до конца апреля сформировать обеспечительный взнос в ЦБ РФ, размер которого рассчитывается в зависимости от объема произведенных транзакций.

ТАСС

MasterCard: Карта под брендом НСПК будет стимулировать конкуренцию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 мая — ПРАЙМ. Выпуск новой российской платежной карты под брендом Национальной системы платежных карт (НСПК) будет стимулировать конкуренцию на рынке и приведет к росту спроса россиян на новые безналичные услуги, считает директор по взаимодействию с органами государственной власти международной платежной системы MasterCard Алексей Малиновский.

» Мы за конкуренцию, мы абсолютно уверены в том, что если появится новый продукт, он будет только стимулировать нас, чтобы предлагать держателям карт что- то новое», — сказал Малиновский РИА Новости.

По его словам, выпущено порядка 100 миллионов карт под брендом MasterCard и Maestro. «Это те карты, которые выпущены, работают, находятся на руках у граждан. Мы надеемся, что в этом году тренд будет также растущий», — сказал Малиновский.

«Если говорить в целом о выпуске карт на территории Российской Федерации, то практически у каждого россиянина карта в кармане есть. Вопрос в том, как россияне этими картами пользуются», — указал он. «Наша задача сделать так, чтобы транзакций, операций по картам было как можно больше, чтобы россияне действительно переходили в мир дистанционных платежей», — резюмировал Малиновский.

Как сообщал в начале апреля глава НСПК Владимир Комлев, к декабрю НСПК планирует подписать договоры об эмиссии новой карты приблизительно с десятью российскими банками. В 2016 году, по прогнозу Комлева, эмиссия должна принять массовый характер.

По итогам всероссийского голосования за лучший бренд для национальный платежной карты победителем был признан бренд «мир», предложенный интернет-пользователем из Удмуртии.

ПРАЙМ

ФПК и MasterCard расширят сеть бесконтактных терминалов на все вокзалы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 мая — ПРАЙМ. Федеральная пассажирская компания (ФПК), дочерняя структура РЖД, и MasterCard договорились об установке бесконтактных терминалов на всех вокзалах России, сообщает ФПК.

В понедельник ФПК и MasterCard подписали соглашение о сотрудничестве в развитии инновационных финансовых продуктов и технологий в России, которое предусматривает возможность реализации ряда проектов, в частности, установки бесконтактных терминалов в кассах на всех вокзалах России. Сейчас эта услуга касается только Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Нижнего Новгорода.

Как заявил гендиректор ФПК, вице-президент РЖД Михаил Акулов, сотрудничество ФПК и MasterCard направлено на «ускорение оплаты и уточнения процедур в получении необходимых услуг».

«Это существенная составляющая к той задаче, которая сегодня перед нами стоит, — это сделать по итогам 2015 года каждый третий проданный проездной документ по банковской карте», — подчеркнул Акулов на пресс- конференции по итогам подписания документа. Это, по его словам, можно осуществить с помощью продажи билетов через интернет, а также через автоматы обслуживания пассажиров по бесконтактной системе платежей, заметил он.

«Если говорить про бесконтактную технологию, то здесь можно будет использовать все карты MasterCard, и, безусловно, мы будем говорить про разработку специализированных приложений для пассажиров ФПК и РЖД», — отметил в свою очередь директор MasterCard по взаимодействию с органами государственной власти Алексей Малиновский.

ПРАЙМ

РЖД увеличат долю электронных продаж билетов до 50% к 2020 г

С.-ПЕТЕРБУРГ, 25 мая — ПРАЙМ. РЖД планируют увеличить к 2020 году долю электронных продаж билетов в России на поезда дальнего следования до 50%, говорится в сообщении компании.

«Ожидается, что по итогам работы в 2015 году доля электронных продаж на поезда дальнего следования холдинга РЖД достигнет 33%, что составит порядка 34 миллионов билетов. К 2020 году планируется, что через интернет-сайт и мобильные приложения будут оформляться 50% билетов», — говорится в сообщении РЖД.

Сейчас доля электронных продаж на поезда дальнего следования РЖД составляет около 32%, уточняется в пресс-релизе. В настоящее время, по данным РЖД, электронный билет покупают около 100 тысяч человек в сутки.

Федеральная пассажирская компания (ФПК, «дочка» РЖД) с начала 2015 года оформила более 9 миллионов билетов на поезда дальнего следования. С 1 января по 13 мая 2015 года этот показатель вырос на 17%, доля электронных продаж ФПК от общего количества проездных билетов составляет 28,5%, уточняется в пресс-релизе.

ПРАЙМ

ОБЗОР СМИ

Российские налоговики узнают обо всех бенефициарах европейских компаний и трастов

С 2018 года избежать раскрытия информации станет практически невозможно

Поправки в законодательство о борьбе с отмыванием денег Европарламент принял на прошлой неделе. Четвертая директива обязывает каждую страну ЕС создать реестр конечных бенефициаров всех зарегистрированных на ее территории компаний, в том числе в ее офшорных юрисдикциях. В нем будут указаны имена, национальность и место постоянного проживания реальных владельцев не только компаний, но и трастов.

Нидерланды, Люксембург, Мальта и Кипр (эти страны часто используются для транзита потоков капитала между Россией и офшорами) внесут соответствующие поправки в национальные законы через два года, фактически нововведение начнет действовать с 2017 г., говорится на сайте Европарламента.

Сначала неограниченный доступ к информации из их реестров получат правоохранительные и госорганы стран ЕС, а также банки и юрфирмы. У российских чиновников такая возможность появится позже, говорит партнер KPMG Анна Воронкова: Россия присоединилась к инициативе ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией, с 2018 г. она технически сможет воспользоваться механизмом. Другие лица или организации смогут запросить информацию, если предоставят доказательства, что бенефициар отмывал деньги, финансировал терроризм, совершал налоговые или коррупционные преступления или что он просто мошенник. Ограничения могут вводиться в исключительных случаях для защиты персональных данных собственников.

Это будет первая в мире централизованная система по бенефициарам, отмечает Александр Захаров из Paragon Advice Group: «Пока не было требований передавать госорганам актуальную информацию о бенефициарах, хотя банки такой информацией владеют». Создание реестра станет серьезным риском для тех, кто использует транснациональные схемы минимизации налогов, говорит замруководителя ФНС Даниил Егоров, но материализуются эти риски через 4–5 лет. Новая система позволит получать информацию о бенефициарах трастов, рассчитывает он: траст – не юрлицо, а договор, из обещанного реестра можно будет узнать как о самом существовании договора, так и о его бенефициарах. С такой информацией можно будет проверить, обоснованно ли применяются пониженные ставки из соглашений об избежании двойного налогообложения, отмечает Егоров. Реестр также поможет налоговикам проверить, насколько добросовестно налогоплательщики декларируют свои контролируемые иностранные компании, добавляет Воронкова.

Директива касается лишь части офшоров – принадлежащих членам ЕС. Если над кипрской компанией – «сейшельский фаундейшн без бенефициаров, кого в таком случае раскрывать? Ведь структура на Сейшелах не будет затронута этой директивой», задается вопросом партнер John Tiner & Partners Владимир Гидирим. Бенефициары других офшоров тоже окажутся в реестре, но как бенефициары транзитных компаний в ЕС, считает налоговый партнер Timmermans & Simons International Business Lawyers Рустам Вахитов. Невидимым для новой системы можно остаться лишь одним способом – не иметь в Европе ни компаний, ни банковских счетов, объясняет он, а это сложно – «в Европу идут за правовой защитой, стабильностью, налоговыми соглашениями». Холдинговая компания в офшоре на о. Кука, владеющая российскими активами без прослоек в Европе, – это максимум налогов и серьезные риски, рассуждает Вахитов. «Раскрытие будет везде, это без вариантов», – резюмирует он.

Заменой европейским офшорам может стать Сингапур (с ним есть соглашение об избежании двойного налогообложения), считает партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов. Можно найти непрозрачную юрисдикцию, но это временное решение, предупреждает партнер PwC Екатерина Лазорина: бизнес с ними слишком дорог, а информация по всему миру становится все более открытой. Это мировой тренд и новая реальность, говорит Воронкова.

Ведомости

Схемы обналичивания и лжеэкспорта прекратят существование

Новая система контроля за уплатой НДС автоматически покажет все подозрительные транзакции

Сегодня Федеральная налоговая служба (ФНС) запускает работу единого центра обработки данных – для второй автоматизированной системы контроля НДС (АСК НДС-2). Эта система позволит наладить тотальный контроль за уплатой НДС, описывают юристы компаний, ФНС теперь будут видны все подозрительные транзакции.

Начиная с этого года налогоплательщик должен включать в декларацию по НДС сведения из книг покупок и продаж. Данные из его книги автоматически сверяются с данными всех его поставщиков и покупателей – таким образом выявляются расхождения в цепочке, или проколы, объясняет замруководителя ФНС Даниил Егоров. К примеру, однодневка из цепочки поставщиков покупает товар и продает другой компании, добавленная стоимость должна облагаться НДС, но однодневка налог не платит, а выводит деньги; компания же, купившая товар, предъявляет НДС к возмещению. АСК НДС-2 проверит операции: если компания заявляет НДС к вычету или возмещению, ее контрагент должен отразить сделку, в которой уплачен НДС, в своей книге и заплатить налог; если такого нет, система это тут же обнаружит. Цепочки создаются из десятков компаний, НДС не платит всего одна; раньше выявить ее могла только углубленная проверка, теперь АСК НДС-2 сразу покажет все «налоговые ямы», объясняет партнер «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов. 

ФНС, обнаружив «яму», потребует уточнить сведения и, если компания за пять дней не ответит или ответ не уберет расхождения, местная инспекция начнет проверку, рассказывает Егоров.

До сих пор необходимость углубленной проверки определяла АСК НДС-1 – она по набору признаков причисляла налогоплательщика к той или иной группе риска.

АСК НДС-1 снизила влияние человеческого фактора, объясняет Егоров, но позволяла сделать лишь предположение о налоговой схеме, а не увидеть саму схему. Надо было сначала узнать, уплатил ли налог контрагент, для чего отправить запрос в инспекцию, к которой контрагент прикреплен, – процесс затягивался надолго. АСК НДС-2 выдаст все данные в режиме реального времени. Старая система позволяла проверять законность только заявок на возмещение НДС, а АСК НДС-2 – всех вычетов; она охватывает все цепочки транзакций, заключает Егоров.

Сейчас ФНС анализирует результаты I квартала (см. врез). «Уже сейчас АСК НДС-2 выявила много разрывов в НДС-цепочках по всей стране – масштаб большой, – радуется другой чиновник. – В том числе в цепочках, которые ведут к крупным компаниям». Все ли это часть налоговых схем, предстоит проанализировать, продолжает он, но ясно, что это революция в госконтроле: до сих пор государство могло отслеживать банковские потоки, а сейчас будет отслеживать и товарные потоки. Деньги смешиваются, а товары поддаются идентификации – можно отследить их движение и проанализировать.

Это многократно повысит эффективность контроля – собираемость вырастет, необоснованные вычеты снизятся, согласен партнер компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин, можно будет бороться не только со схемами НДС, а в принципе со всем обналичиванием, будут видны цепочки, ведущие к фирмам, у которых миллиардные обороты и один сотрудник – директор, который при допросе отказывается от причастности к компании. АСК НДС-2 позволит оперативно ликвидировать такие конторы, например, путем блокировки их счетов. Крупные компании, которые нуждаются в наличности для зарплат в конвертах, взяток, оплаты труда нелегалов и др., также будут видны системе, предупреждает Щекин, как и организаторы лжеэкспорта: товар по завышенным ценам они покупают у однодневки, а потом возмещают неуплаченный НДС.

«Мы сдали декларации и ждем результатов», – говорит юрист российской «дочки» глобальной компании: ему пока непонятно, как работает алгоритм поиска проблемных компаний. При сбоях в работе возможны необоснованные отказы в вычетах, тревожится Щекин, хотя их и можно оспорить в суде. В долгосрочном плане добросовестные налогоплательщики выиграют, меньше будет влиять человеческий фактор, успокаивает юрист крупной аудиторской компании.

Полностью машина инспекторов не заменит, уверена юрист DS Law Наталья Чикунова: им по-прежнему надо будет доказывать необоснованную налоговую выгоду, сговоры налогоплательщика и его контрагента и проч. Полностью схемы это не искоренит, но для многих станет решающим аргументом для отказа от них, резюмирует Чикунова.

Ведомости

Большой и очень жесткий диск

ФНС консолидирует все налоговые данные в одном дата-центре

Федеральная налоговая служба официально открывает в Дубне федеральный Центр обработки данных (ЦОД) — часть крупнейшего в истории РФ проекта в сфере big data. Создание налогового ЦОД позволяет ФНС одной из первых в крупных мировых юрисдикциях выйти на принципиально новый уровень. «Единый налоговый файл» позволяет службе консолидировать все данные о налогоплательщиках, обеспечить экстерриториальность и универсальность услуг ФНС для любого клиента и формировать персональную налоговую историю каждого налогоплательщика.

Первый ЦОД в системе Минфина 26 мая откроют первый вице-премьер Игорь Шувалов, министр финансов Антон Силуанов, глава ФНС Михаил Мишустин и глава Московской области Андрей Воробьев. Визит столь представительной делегации на открытие формально довольно обычного объекта, крупного дата-центра, объясняется той ролью, которую система центров обработки данных должна сыграть в развитии возможностей ФНС и других структур, подведомственных Минфину.

К чему приведет импортозамещение в сети

Контроль над точками обмена трафиком, только российские дата-центры, импортозамещение в IT. Государство полным ходом движется в сторону «суверенитета российского интернета», который сильно напоминает китайский файервол.

ЦОД начали проектировать еще в 2012 году, стоимость всего проекта федерального центра в Дубне — 7,9 млрд руб. Второй центр, резервный, откроет Федеральное казначейство в нижегородском Городце — мощности двух центров будут взаимно дублированы, третий центр будет позже создан в волгоградской Ерзовке. Кроме этого, в десяти городах создаются центры подготовки данных для обработки и консолидации данных отчетности, фактически частью единой системы станут и все подразделения ФНС. Задача ЦОД в Дубне — формировать «единый налоговый файл» РФ, то есть общую базу налоговых данных для всей страны в одном месте. Среди крупных налоговых юрисдикций и финансовых центров такие проекты есть лишь в США (на уровне штатов), Великобритании и Сингапуре. Любой анализ налоговых данных и сопоставление их с другими данными может с момента запуска дубнинского ЦОД осуществляться в единой базе.

По данным «Ъ», ФНС начала консолидацию данных под запуск федерального центра еще в 2014 году. С начала 2015 года. в расчете на постоянную работу с использованием мощностей ЦОД запущена автоматизированная система контроля (АСК) «НДС-2» — в I квартале 2015 года система, выявляющая «разрывы» в цепочках по уплате НДС, существенно повысила сборы налога в условиях общего сокращения начисления других налогов. Первое же пока применение ЦОД, которое, очевидно, почувствуют все налогоплательщики,— с апреля 2015 года мощности центра позволили ФНС ввести в действие систему электронного риск-ориентированного контроля. Пока система, позволяющая ФНС «раскрашивать» налогоплательщиков по группам риска (высокорисковый «красный», «желтый», «зеленый» с минимальными рисками) и ориентировать проверки, работает только с НДС. Далее возможна работа с другими группами налогов. Фактически же речь идет о создании уже с 2015 года в отношении всех налогоплательщиков России, как физлиц, так и юрлиц, индивидуальных «налоговых историй».

Богато жить не разрешишь

Принципы адресности и нуждаемости должны использовать для определения расходов на социальную поддержку и индексацию зарплат бюджетников в 2016 году — по данным «Ъ», на прошлой неделе такие поручения даны Минтруду, Минздраву и Минфину

Возможности ФНС, представляемые крупнейшим проектом в сфере big data в РФ, расширятся к 2017 году на порядок. Централизация налоговой информации позволяет обеспечить для любого налогоплательщика экстерриториальность обслуживания (любые операции, связанные с ФНС, в любой инспекции вне зависимости от регистрации налогоплательщика) и «бесконтактность» работы ФНС — какая-либо необходимость контакта налогового инспектора и налогоплательщика в системе отпадает, это снижает возможности «низовой» коррупции. Резко расширяются и возможности «обсчета» ФНС консолидированных групп налогоплательщиков в единой базе данных и вычисления схем оптимизации налогообложения.

Консолидация данных ФНС дает и новые возможности (в том числе для законодателей и Минфина) видоизменять налоговые режимы. Так, технически «единый налоговый файл», будучи сопоставлен с данными баз данных ЗАГС, позволяет вводить вычеты для домохозяйств, а в случае с данными ПФР и соцслужб — видоизменять налоговые вычеты в зависимости от дохода физлиц, то есть двигаться в сторону адресной соцполитики без крупных затрат (см. «Ъ» от 25 мая). Наконец, без обработки данных кадастра по всей стране параллельно с «единым файлом» невозможно взаимодействие ФНС по налогу на недвижимость физлиц. В распоряжении налоговиков данные о всех объектах недвижимости, принадлежащих физлицу по всей стране, могут быть получены практически мгновенно.

Возможна в теории и «привязка» данных ФНС к данным банковских трансакций, и эффективный обмен данными о налоговых операциях с другими юрисдикциями (что существенно сократило бы возможности трансграничной налоговой оптимизации), другие проекты в сфере big data, которые еще несколько лет казались непредставимыми. Так, в налоговой службе уже говорят о предстоящей с 2018 года интеграции своих услуг в единый сервис госуслуг. Это позволит «рывком» преодолеть некоторое отставание РФ от наиболее продвинутых юрисдикций в сфере «электронного государства».

В любом случае Минфин, основной бенефициар системы ЦОД, с 2016-2017 года получит в руки инструмент, существенно усиливающий его реальные и, что более рискованно, и потенциальные возможности по отношению к бизнесу и предпринимателям. В этом есть и положительные, и отрицательные стороны: «скачки» в эффективности сбора налогов воспринимаются (например, по опыту Италии 2000-х) как разовое ухудшение делового климата в виде роста эффективной ставки налогов в юрисдикции. Пока же главные выигрывающие от стремительно растущей «прозрачности» налогоплательщика — отрасли, в которых сравнительно мало распространена конкуренция через уход от налогов, а также сама ФНС, получающая возможность увеличить сборы за счет роста эффективности администрирования. По данным «Ъ», из 1,34 трлн руб. роста налоговых поступлений 2014 года в сравнении с 2013 годом ведомство Михаила Мишустина относит на счет качества администрирования 406 млрд руб., на рост индекса-дефлятора ВВП — 515 млрд руб., на увеличение ставок НДПИ и акцизов — 375 млрд руб., на счет физического роста ВВП — 47 млрд руб.

Коммерсант 

Швейцария поделилась запросами ФНС

Российские компании предупреждают о проверках

Информационный обмен между российскими и зарубежными налоговиками вышел в публичную плоскость: налоговая служба Швейцарии начала публиковать уведомления о поступлении ряда запросов от иностранных налоговиков, в том числе российских. В числе компаний из РФ, засвеченных швейцарцами,— НОВАТЭК, Кузбасская топливная компания, «Нефтегазиндустрия». В компаниях происходящее называют «последствием рутинных налоговых проверок». Налоговые юристы при этом полагают, что публичность швейцарских запросных процедур в ряде случаев может помочь самим компаниям.

Швейцарская газета Sonntagszeitung сообщила о том, что налоговая служба этой страны публикует уведомления о получении запросов от налоговых органов других стран, в частности России, Германии, Франции, Индии, в официальном вестнике. Изученные «Ъ» уведомления свидетельствуют: в своих сообщениях налоговая служба Швейцарии (ESTV) ссылается на федеральный акт 2012 года по международной административной помощи по борьбе с уклонением от налогов. В других юрисдикциях подобная информация остается закрытой вплоть до судебного разбирательства, если оно последует.

Информацию о российских компаниях или их «дочках» ФНС запрашивает в рамках подписанного еще в 1995 году российско-швейцарского соглашения об избежании двойного налогообложения (в редакции 2011 года, дополнившей документ статьей об информационном обмене). Суть публикуемых ESTV уведомлений сводится к следующему: швейцарская налоговая служба получила запрос от российских налоговиков, но не смогла связаться с компанией, относительно которой этот запрос поступил, и требует от нее в течение десяти дней направить новые контактные данные. За последние месяцы (с октября прошлого года) подобные уведомления были адресованы как минимум ОАО НОВАТЭК, Кузбасской топливной компании (КТК), «Нефтегазиндустрии». Еще четыре компании — «Тольяттиазот», холдинговая компания «Разрез Киселевский», Сибирский деловой союз и УК «Самаранефтеоргсинтез» — были публично уведомлены о возможности в течение 30 дней обжаловать предоставление информации швейцарской службой неназванной третьей стороне.

В НОВАТЭКе «Ъ» заявили, что речь идет об обычной процедуре, принятой налоговыми органами Швейцарии, в соответствии с которой публикуется любая информация, поступившая по запросам от налоговых служб других стран. «В данном случае речь шла о запросе российской налоговой инспекции в 2012 году, которая просила провести встречную налоговую проверку по поводу сделок НОВАТЭКа с его дочерней компанией в Швейцарии»,— сказал представитель компании. В Швейцарии зарегистрирована трейдинговая компания НОВАТЭКа Novatek Gas & Power. В КТК «Ъ» сообщили, что задолженности перед швейцарскими налоговыми органами не имеют, сейчас компания регистрирует дочернее предприятие в Швейцарии, но оно еще не начало свою работу. В остальных компаниях и в ФНС комментировать ситуации, вызвавшие запросы в ESTV, не стали.

«Если швейцарские налоговые органы получают запрос от налоговых органов Германии, Индии, США, России и не могут дать ответ в силу того, что налогоплательщик уже не ведет деятельности в стране (закрыл счета или дочерние компании, отсутствует, не отвечает), то они не устраивают детективного расследования, а просто публикуют уведомление о полученном запросе. С одной стороны, демонстрируют, что что-то делают, с другой — это не особенно обременительно»,— поясняет партнер International Tax Associates Рустам Вахитов. Неоспаривание публичного уведомления, видимо, должно презюмировать согласие налогоплательщика с передачей данных. «Такая публичность компаниям, конечно же, на пользу не идет, поэтому должна стимулировать уходящие из Швейцарии компании оставлять после себя агентов, с которыми можно связываться для выяснения тех или иных вопросов»,— полагает эксперт.

Поиски уполномоченного лица или актуального адреса могут быть связаны как с претензиями к самой компании, так и с необходимостью дачи свидетельских показаний по делу с другим лицом, отмечает руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Прайм Эдвайс Санкт-Петербург» Иван Белов. Эксперт напоминает, что ФНС вправе запрашивать информацию о налоге на прибыль и НДС, причем это может быть связано с любым вопросом и любой проверкой, даже с уголовным преследованием по налоговому правонарушению. Это может касаться и сведений от банков, которые швейцарские налоговые органы могут у них запросить,— но это еще не означает, что запрос будет исполнен.

По словам Рустама Вахитова, обычно налоговые органы не раскрывают факта получения запроса, и это всплывает только во время налоговой проверки. За счет публикации уведомления компании гораздо раньше узнают об интересе налоговой службы к их операциям, а также смогут обратиться в швейцарский суд, чтобы попытаться оспорить процедуру выдачи информации российской стороне. Это может как минимум затянуть процесс предоставления данных, заключает юрист.

Коммерсант

Банки станут «налоговыми инспекторами» для клиентов

Регулятор обязал банки проверять и анализировать уплату налогов клиентами и искать в их деятельности «очевидный экономический смысл»

По информации «Известий», в борьбе с транзитными операциями — популярным инструментом ухода от налогов — Банк России ввел новый критерий, по которому банки должны оценивать своих корпоративных клиентов. Это соотношение суммы налогов, уплаченных компанией в бюджет со своего расчетного счета (в частности, налог на прибыль — 20%, НДС — 18%, НДФЛ — 13%), к ее обороту по этому счету. При явном расхождении цифр (минимальная сумма уплаченных налогов при высоких оборотах по расчетному счету) банк должен незамедлительно сообщать в Росфинмониторинг, как при любой сомнительной операции. По словам источника, близкого к ЦБ, такие меры регулятор озвучил на недавней закрытой встрече с банкирами, затем банки получили соответствующие письма от регулятора.

Одновременно, как отметил источник, ЦБ начал точечно информировать банки об имеющихся у него подозрениях относительно тех или иных российских компаний, которые могут быть задействованы в транзитных схемах вывода капитала (в 2014 году более чем удвоился, до $151,4 млрд, этот показатель частично включает и серые схемы). Банки, в свою очередь, проверяют этих клиентов по новому критерию.

— По оценке Банка России, деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций, — подчеркивает источник.

Собеседник пояснил, что у банков до нового сигнала регулятора не было обязанности анализировать соотношение уплаченных компаниями налогов к их оборотам по расчетным счетам.

— Банк проводит операции по счетам. Оценивать сумму поступающих в бюджет налогов от корпоративных клиентов банк по большому счету не обязан, в действующем законодательстве этого не зафиксировано, — поясняет источник. — Если ранее банки просто могли обратить внимание на то, что компания стабильно не платит налоги, имея выручку, то сейчас они должны анализировать соотношение уплачиваемых налогов с расчетных счетов компаний к оборотам по ним. Это более скрупулезная детальная оценка корпоративных клиентов, которую теперь будут делать банки. Банки будут заниматься дополнительным анализом расчетных счетов компаний, оценивая все поступления на них, перечисления с них, а также операции по уплате налогов [эти операции легко отследить в силу присваиваемых им кодов] и то, насколько соотносятся все эти цифры. ЦБ беспокоят объемы транзитных операций, а также сложность выявления этих схем — в рамках каждой из этих схем задействованы специально созданные компании в России и офшорных зонах и по 5–10 банков. Для ЦБ борьба с транзитом — один из приоритетов на 2015 год (izvestia.ru/news/581969).

По оценке депутата и главы Ассоциации региональных банков Анатолия Аксакова, на транзитные операции клиентов российских банков приходится не менее 50% всех незаконных финансовых операций. Общий объем последних — 1,5 трлн рублей за 2013 год, за 2014 год — на 30% меньше (данные ЦБ и Росфинмониторинга). Об усилении в 2015 году борьбы ЦБ с транзитом заявлял в 2014 году зампред Банка России Дмитрий Скобелкин. Он тогда анонсировал рынку, что регулятор озвучит новые требования к банкам в рамках выявления компаний, которые могут быть участниками транзитных схем вывода капитала за рубеж.

Компании, участвующие в транзитной цепочке, заключают между собой договор на поставку техники и оборудования — это наиболее распространенный пример, говорит источник, близкий к ЦБ. Также популярны договоры на оказание консалтинговых услуг. В контракте завышается в десятки или сотни раз сумма, на которую реально поставляется товар, — и доход компании выводится из-под налогообложения под видом расходов. Чтобы скрыть мошеннический характер сделки, бенефициары вовлекают в схему целые цепочки юрлиц и банков, прогоняя через них средства. В итоге зачастую российская компания бенефициара оказывается в убытках и не платит налог на прибыль (20%). Но у российских налоговиков есть комиссии по убыткам, которые активно общаются с собственниками, выясняя причины убыточности, и в таком случае приходится привлекать номинальных собственников и часто менять юрлица. Поэтому чаще российская операционная просто показывает не убытки, а очень маленькую по отношению к выручке, но стабильную прибыль. Если товар по контракту все же ввозится, то обычно в минимальном объеме, и одн

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(http://npc.ru/wp-content/uploads/2023/05/491012-1.jpg);background-size: initial;background-position: top center;background-attachment: initial;background-repeat: initial;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 250px;}